на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство
Учет основных средств стоимостью до 100000 рублей
Формирование первоначальной стоимости основного средства
Порядок учета основных средств (ОС) регулируется ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). В этом нормативном акте (п. 8) прописано, в частности, какие расходы можно отнести в стоимость ОС при его приобретении:
Про учет в этой стоимости транспортных расходов читайте в статье «Входят ли в основные средства транспортные расходы».
С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу. Вместо него будет действовать ФСБУ 6/2020. Организация вправе начать применение стандарта раньше. Как правильно вести учет по новому стандарту, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Таким образом, процесс формирования стоимости ОС достаточно прозрачен и ясен. Только нельзя забывать, что не все оборудование можно отнести к ОС:
Как в налоговом учете отражать отделимые улучшения арендованного имущества, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Готовому решению.
О способах списания стоимости ОС в НУ читайте в материалах:
Учет основных средств в бухгалтерских и налоговых регистрах
Итак, до 2016 года в обоих видах учета порог стоимости принятия ОС был един: все, что стоило 40 000 руб. и меньше, учитывалось в составе малоценного имущества. Теперь порядок немного другой. Наглядно это видно на схеме:
Таким образом, в налоговом учете появляются временные разницы при приобретении ОС стоимостью более 40 000 руб., но не выше 100 000 руб.
Компания ООО «Техника» в мае 20ХХ года купила моющий пылесос стоимостью 80 000 руб. без НДС. Стоимость консультационных услуг, оказанных компании по приобретению данного оборудования, составила 4 000 руб. без НДС. Объект введен в эксплуатацию приказом директора с 01.06.20ХХ. При расчете амортизации используется линейный метод.
В июне 20ХХ года бухгалтер в учете сделал такие проводки:
В налоговом учете все расходы списаны единовременно. Посмотрим, как бухгалтер будет отражать появившиеся разницы.
Срок полезного использования— 60 месяцев, ежемесячная сумма амортизации составит 1400 руб. (84 000 / 60).
Порядок начисления амортизации в БУ подробно описан здесь.
После ввода ОС в эксплуатацию бухгалтер сформирует проводку в бухучете:
Начиная с июня в течение срока полезного использования в учете ежемесячно будет появляться проводка по амортизации:
При этом в налоговом учете возникает вычитаемая временная разница в размере 1400 руб. и ежемесячно формируется проводка:
Таким образом, в течение 60 месяцев ОНО будет полностью погашено.
Проводки по учету основных средств можно найти в этом материале.
ВАЖНО! Временных налоговых разниц можно избежать. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ налогоплательщику разрешено самостоятельно выбрать способ списания стоимости имущества, не относящегося к ОС, с учетом срока его полезного использования либо других экономических показателей. Таким образом, если вы добавите в вашу налоговую учетную политику растянутый по времени порядок признания расходов по ОС стоимостью более 40 000 руб., но не выше 100 000 руб., вы избавитесь от возможных ОНО и временных разниц в учете.
Учет компьютера стоимостью менее 40 000 руб.
Достаточно часто у бухгалтеров возникает вопрос, как учитывать компьютер, если его стоимость ниже 40 000 руб., — в составе малоценного имущества, контроль за которым у многих отсутствует, или как ОС. Ведь по большинству признаков компьютер подходит под определение именно основного средства.
Для начала необходимо уточнить, какие нормы указаны в вашей учетной политике. Если, согласно ее положениям, ОС при принятии к учету не может стоить менее 40 000 руб., то любой компьютер стоимостью, не превышающей данный лимит, должен быть отнесен на счета материально-производственных запасов и в момент отпуска в эксплуатацию учтен за балансом, например на самостоятельно открытом счете 012 «Оборудование в эксплуатации» (с детализацией по месту хранения или пользования).
Если же ваша учетная политика позволяет учесть в составе ОС любой актив, соответствующий требованиям ПБУ 6/01 вне зависимости от его стоимости, то недорогие компьютеры могут быть смело отнесены на счет 01 «Основные средства». При этом учет основных средств стоимостью менее 40 000 руб. ничем не будет отличаться от учета объектов, имеющих более высокую стоимость.
Как правильно учитывать «нулевые» ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите к Типовой ситуации.
Итоги
Порядок отражения ОС стоимостью до 100 000 руб. в НУ и БУ может существенно различаться, приводя к образованию временных разниц между данными этих 2 учетов. Воспользовавшись положениями подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, позволяющими принимать в затраты стоимость оборудования, не относящегося к ОС, в порядке, допускающем их растягивание во времени, можно избежать этих различий и избавиться от возникновения временных разниц.
Основные средства при УСН: изменения в 2020-2021 годах
Основные средства при УСН учитываются несколько иначе, чем при общей системе налогообложения. Разберем все нюансы и проанализируем, изменилось ли что-то в 2020-2021 годах.
Учет основных средств при УСН: основные моменты
Обратимся к ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Они касаются любых организаций и ИП, ведь фирмы на УСН, выбравшие объект «доходы минус расходы», имеют право учитывать траты на покупку, сооружение и изготовление ОС (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Отметим самые важные моменты:
С 2022 года ПБУ 6/01 утратят силу. Им на смену придет ФСБУ 6/2020. Если хотите применять новый стандарт в 2021 г., напишите об этом в учетной политике.
Фирмы и предприниматели на УСН не являются плательщиками НДС, поэтому при покупке основных средств с выставленным НДС они принимают его к учету в стоимости ОС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Основные средства при УСН «доходы»
Самый важный момент налогового учета: организации, выбравшие вариант начисления единого налога только на сумму доходов, не имеют права списывать расходы на приобретение ОС.
Бухгалтерский учет ОС для организаций на УСН обязателен (с 2013 года) и осуществляется на общих правилах, независимо от выбранного объекта налогообложения.
Основные средства при УСН должны соответствовать условиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01. Активы, которые предназначены для перепродажи, для личного использования индивидуальным предпринимателем (или для нужд организации), не предполагающие получение выгоды и которые не планируется использовать дольше 1 года, в качестве ОС признаны быть не могут. Если же имущество соответствует всем условиям, перечисленным в ПБУ 6/01, но его стоимость меньше установленного на сегодняшний день лимита (пока это все еще 40 000 руб.), оно принимается к учету как материально-производственный запас.
Согласно ФСБУ 6/2020, обязательного к применению с 2022 года, лимит будет устанавливать налогоплательщик самостоятельно.
Существенный вопрос — НДС по основным средствам. «Упрощенцы» не являются плательщиками данного налога, поэтому, в отличие от организаций, работающих на общей системе налогообложения, принимают ОС к учету по первоначальной стоимости, включая НДС.
Стоимость ОС «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы» погашается стандартно — посредством амортизационных отчислений. Методика начисления амортизации выбирается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
В целом, учет основных средств при УСН ведется точно так же, как и в предыдущие годы.
Списание затрат на покупку ОС
Затраты на ОС при УСН «доходы» списать нельзя. Эта возможность есть только у тех, кто выбрал УСН «доходы минус расходы». Причем те «упрощенцы», кто приобрел имущество уже будучи на УСН, могут погасить стоимость ОС намного быстрее, чем работающие на общей системе.
Расходы на приобретение ОС можно принять к учету, только если:
Любая крупная покупка ИП на УСН должна иметь четкое обоснование. Налоговые органы внимательно относятся к этому, и случаи, когда принятие ОС в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу, было признано неправомерным, нередки.
Санкции за любые действия, повлекшие занижение суммы налоговой базы, наказываются приличным штрафом — 20% от неуплаченной суммы, но не меньше 40 000 руб. (ст. 120 НК РФ).
Списание основных средств при УСН, приобретенных во время действия этого режима, производится исходя из суммы всех затрат на их приобретение:
Если организация приобрела основное средство после перехода на УСН
Когда ОС приобретается в период применения УСН, его стоимость следует списывать с момента ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) в течение календарного года (один налоговый период) равными долями, учитывая их в последнее число каждого квартала (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Однако если ОС оплачено не полностью, в расходы в течение отчетного (налогового) периода будут приниматься только фактически оплаченные суммы (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1818).
Например, актив стоимостью 400 000 руб. был оплачен и введен в эксплуатацию в начале года, следовательно, каждый квартал, начиная с первого, то есть в конце марта, июня, сентября и декабря, следует принимать к налоговому учету по 100 000 руб. Если то же самое средство было введено в эксплуатацию и оплачено в 3 квартале, его стоимость нужно поделить на 2 и учесть каждую часть в конце 3 и 4 квартала.
Чтобы установить момент принятия ОС в качестве расходов, следует определить, в каком квартале имущество было оплачено, введено в эксплуатацию.
С 29.09.2019 ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, списываются по общим правилам. Дожидаться подачи документов на госрегистрацию больше не требуется. Данное требование из п. 3 ст. 346.16 НК РФ исключено (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
По сравнению с амортизационным методом, при котором списание актива растягивается на гораздо больший срок, отнесение стоимости ОС на расходы при УСН делается в течение достаточно короткого периода.
Как списывать расходы на ОС, если оно было приобретено до момента перехода на УСН
Например, компания перешла с общей системы налогообложения на УСН. Стоимость основного средства (остаточная стоимость на момент перехода) в таком случае может списываться по-разному. Способ списания зависит от срока полезного использования ОС. Стоимость также делится равными долями, но опять же не всегда.
Если срок использования составляет меньше 3 лет, то списание равными долями происходит в первый год по схеме, действующей для ОС, приобретенного или созданного в период применения УСН. Если же срок использования лежит в границах от 3 до 15 лет, то в течение первого года работы на УСН нужно списать 50% его стоимости, на следующий год — 30%, на третий год — 20%. Если срок использования больше 15 лет, то актив списывается равными частями ежегодно в течение 10 лет (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Грузовик «Газель» был приобретен до перехода на УСН. Для его отнесения к конкретной амортизационной группе нужно знать технически допустимую максимальную массу и тип двигателя: бензиновый или дизельный (указывается в паспорте на ТС). Технически допустимая максимальная масса данной модели — 1500 тонн, тип двигателя бензиновый. Следовательно, транспортное средство относится к 3 группе.
Бухгалтер принял решение, что срок использования этого авто — 5 лет. На момент перехода на УСН его остаточная стоимость (первоначальная — 700 000 руб.) составила 525 000 руб. Следовательно, списание его остаточной стоимости нужно провести следующим образом: в первый год после перехода на УСН — 262 500 руб., во второй — 157 500 руб., в третий — 105 000 руб.
При переходе с общего режима на УСН также возникает необходимость восстановить налог, принятый к вычету. НДС восстанавливается не полностью, а пропорционально остаточной стоимости ОС в последнем квартале перед переходом и учитывается как прочие расходы.
Что делать, если основное средство было куплено до регистрации ИП на УСН
Четкого запрета на включение стоимости такого средства в расходы в НК РФ нет. Однако сложившаяся практика ясно показывает, что включать его в расходы опасно. А вот его продажа — совсем другое дело, и заплатить налог с доходов, полученных от продажи такого основного средства при УСН, необходимо.
Как списывать стоимость ОС в расходы, если изменился объект налогообложения
Например, компания перешла с объекта «доходы» на «доходы минус расходы». Можно ли списать стоимость актива на расходы, если оно было приобретено еще до перехода? Это действительно возможно, но только если ОС было принято к эксплуатации либо было оплачено уже после перехода.
Как продавать ОС с точки зрения выгод налогового учета
«Упрощенцы» оказались в выгодном положении при списании затрат на покупку ОС. То есть совершать крупные покупки им выгодно, чего не скажешь о продаже ОС.
Если вы решили продать основное средство (например, компьютер; 2 амортизационная группа согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) ранее 3 лет с момента учета расходов по нему, то единый налог на УСН подлежит пересмотру. Расходы на такое средство, за исключением амортизации, нельзя учитывать для уменьшения налоговой базы.
Если ОС решено продавать, а 3 года еще не прошло, следует подать корректировочные декларации УСН и перечислить суммы налога, недоплаченные ранее.
Это касается всех средств с периодом полезного использования меньше 15 лет. Если период полезного использования имущества больше 15 лет, нежелательно продавать его в течение 10 лет с момента списания его стоимости в расходы. Все это относится к случаям не только продажи имущества, но и его передачи.
Пересчет налога при реализации ОС на УСН — довольно сложная операция. Он производится за весь период использования ОС начиная с момента его полного принятия к учету в расходах. Эта процедура существенно осложняется при оплате стоимости ОС частями, ведь в расходы можно списать только оплаченную часть стоимости.
Например, организация на УСН «доходы за вычетом расходов» приобрела компьютер. Как и полагается при данном режиме, в первый год после покупки его стоимость была полностью списана на расходы. Списание завершилось 31.12.2020. С этого момента и следует начинать трехлетний отсчет. Таким образом, продать этот компьютер без пересчета налогов можно будет только после 31.12.2023.
Официальные разъяснения Минфина России или ФНС РФ по вопросу, от какой даты следует отсчитывать 3 года, отсутствуют. Очевидно, что отсчет этого срока от последнего дня отчетного периода, в котором завершается списание в расходы стоимости ОС, не вызовет претензий налоговиков. Так что безопаснее начинать его от этой даты.
Если возникнет необходимость продать ОС раньше, необходимо будет исключить его стоимость из расходов, а вместо нее принять в расходы суммы амортизации по данному ОС.
Итоги
Каких либо изменений в учете основных средств в 2021 году пока не произошло. По-прежнему учесть стоимость основных средств в расходах по УСН можно только при применении объекта налогообложения «доходы минус расходы». Порядок признания затрат на основные средства в расходах зависит от периода их приобретения, а для объектов, приобретенных до перехода на УСН, — от срока полезного использования. Реализуя ранее установленного срока учтенные в расходах по УСН основные средства, нужно помнить о необходимости перерасчета налога, подачи уточненных деклараций и уплате пени с возникающей недоимки. А вот с 2022 года ФСБУ 6/2020 внесло ряд правок в порядок учета ОС.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020
Скоро на смену привычному ПБУ 6/01 придет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 17.09.20 № 204н). В обязательном порядке данный ФСБУ нужно применять с января 2022 года. По желанию стандарт можно начать использовать раньше — с января 2021 года. Рассмотрим основные нововведения, которые касаются большинства организаций.
Критерий по стоимости
Действующие правила
ПБУ 6/01 позволяет организациям устанавливать предельную стоимость объекта, который относится к основным средствам. При этом лимит не может превышать 40 000 руб. за единицу.
На практике это правило применяется следующим образом. Если объект удовлетворяет всем критериям ОС, но стоит не дороже 40 000 руб., его можно включить в состав материально-производственных запасов (МПЗ). И списать расходы на него при вводе в эксплуатацию. Если же стоимость объекта больше этой суммы, выбора нет — его необходимо признать основным средством.
Новые правила
ФСБУ 6/2020 тоже дает компаниям право самостоятельно определить пороговую стоимость основных средств. Но предусмотрены два существенных новшества:
ВАЖНО
Сейчас в налоговом учете малоценное имущество следует отражать не так, как в бухгалтерском. Если в БУ лимит по стоимости равен 40 000 руб., то в НУ —100 тысяч руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это порождает временные разницы у тех, кто применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (подробнее см. «Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций », которую необходимо применять с 2020 года »). Благодаря новым правилам этого удастся избежать. Достаточно установить в бухучете такое же пороговое значение, как и в НУ, то есть 100 000 руб.
А мортизация
Элементы амортизации
Согласно новому стандарту, таких элементов три.
Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.
В случае необходимости элементы меняются. Возникшие при этом корректировки отражаются как изменения оценочных значений.
СПРАВКА
В ПБУ 6/01 прямо не сказано о том, что способ начисления амортизации разрешено изменить в процессе эксплуатации ОС. Но и четкого запрета тоже нет. Компании, использующие международные стандарты финансовой отчетности, уже сейчас проводят подобные замены на основании пункта 61 МСФО (IAS) 16 «Основные средства».
Ликвидационная стоимость
Это новое понятие. Формула для расчета ЛС основного средства приведена в пункте 30 ФСБУ 6/2020. Нужно найти два значения. Первое — сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта (включая материальные ценности, оставшиеся после выбытия). Второе значение — предполагаемые расходы на выбытие. Затем из первого значения следует вычесть второе.
Далее сказано следующее, цитируем: «…причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».
ЛС считается равной нулю, если:
Когда и как считать амортизацию
В новом стандарте сказано, как следует определять сумму амортизации ОС за отчетный период. Делать это надо таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта равнялась его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020).
Что касается даты начала и окончания начисления амортизации, то здесь тоже есть изменения.
Согласно ПБУ 6/01, начинать надо с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к бухгалтерскому учету. По правилам ФСБУ 6/2020 — с даты признания объекта в бухучете. И только «по решению организации» начало можно отложить до 1-го числа следующего месяца. То есть такой вариант допустим, но является, скорее, исключением.
Аналогичная картина с датой прекращения начисления амортизации. Сейчас это 1 число месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо списания его с бухучета. По правилам ФСБУ 6/2020 — момент списания ОС с бухучета. В качестве исключения, по решению организации, амортизацию можно завершить 1 числа следующего месяца.
ВАЖНО
Согласно ФСБУ 6/2020, начисление амортизации приостанавливается, если ликвидационная стоимость ОС равна или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ЛС станет меньше балансовой стоимости, начисление амортизации возобновится.
Способы начисления амортизации
Способ зависит от того, каким образом определяется срок полезного использования объекта.
Если СПИ — это период, в течение которого основное средство будет приносить экономические выгоды, то используется линейный способ, либо способ уменьшаемого остатка.
При линейном методе стоимость объекта погашается равномерно в течение СПИ. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, нужно от балансовой стоимости отнять ликвидационную. Полученную цифру разделить на оставшийся срок полезного использования.
Метод уменьшаемого остатка предполагает, что суммы амортизации за одинаковые периоды должны уменьшаться по мере истечения срока полезного использования. Формулу расчета компания разрабатывает самостоятельно.
Если СПИ определяется исходя из количества продукции (или объема работ), которое организация планирует получить благодаря объекту основных средств, амортизация считается пропорционально количеству продукции. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, следует вычислить две цифры. Первая — разность между балансовой стоимостью и ЛК. Вторая — количество продукции в отчетном периоде, деленное на оставшийся СПИ объекта. Далее полученные цифры нужно перемножить. Вычислять амортизацию исходя из выручки, полученной от продажи указанной продукции, нельзя.
Другие нововведения
Ретроспектива в применении нового стандарта
В пункте 48 ФСБУ 6/2020 сказано: последствия изменения учетной политики, связанные с началом применения нового стандарта, следует отражать ретроспективно. То есть так, как будто указанный стандарт применялся с начала появления того или иного ОС.
Можно провести корректировку балансовой стоимости объекта на начало отчетного периода, с которого используется ФСБУ 6/2020. Для этого надо взять первоначальную стоимость и отнять накопленную амортизацию. Причем первоначальная стоимость должна быть посчитана по прежним правилам, а накопленная амортизация — по нормам нового стандарта (п. 49 ФСБУ 6/2020).
Как отражать основные средства стоимостью до 100 000 рублей в налоговом учете
Федеральный стандарт «Основные средства», который был утвержден еще в 2016 году, применяется с 1 января 2018 года. Изменения коснулись основополагающих терминов, понятий, классификационных признаков, как и некоторых стоимостных показателей, принимаемых за основу, в том числе и при ведении налогового учета.
Статьи затрат, из которых складывается стоимость ОС по ПБУ 6/1, по-прежнему актуальны. Документ содержит и абсолютно новые понятия:
Соответственно, в одном случае применяется привычная оценка по фактическим затратам, в другом возникает понятие «справедливая стоимость ОС».
Оценка ОС с помощью определенного показателя прописывается в учетной политике. Списание ОС стоимостью 10-40 тыс. рублей разрешается произвести сразу или пролонгировано в обеих учетных системах, а стоимостью ниже – вывести за баланс.
Федеральный стандарт «Основные средства» движется по пути приближения показателей бухгалтерского учета к аналогичным, рассчитанным по стандартам НК РФ. Цель — максимально упростить расчеты и учет как таковой.
Учет основных средств менее 100 тыс. рублей в налоговом учете
Налоговый кодекс (ст. 256, п. 1) с целью исчисления налога на прибыль декларирует следующие объекты:
Они должны быть использованы, чтобы получить доход, иметь срок полезного использования выше 12 месяцев и начальную стоимость от 100 тыс. рублей. В налоговом учете указанное имущество считается амортизируемым.
Отталкиваясь от изменений, продиктованных новым стандартом, основные средства меньше 100 тыс. рублей стоимости можно:
Отметим при этом, что в бухучете имущество от 40 до 100 тыс. рублей также нельзя будет списать сразу при вводе в эксплуатацию, как и ранее. Таким образом, при учете объектов основных средств стоимостью 40-100 тыс. рублей появляются временные разницы.
Рассмотрим пример. Предприятие общественного питания совершило покупку электрической промышленной мясорубки стоимостью 50 тыс. рублей (без НДС). В затраты включены транспортные расходы — доставка сторонней организацией — в сумме 2 тыс. рублей без НДС, а кроме того, расходы по установке и наладке оборудования — 3 тыс. рублей (без НДС). Эксплуатировать агрегат начали 1.02.2018 г. согласно приказу руководителя. Выбран линейный метод амортизации.
Корреспонденции счетов (в феврале 2018 года):
Полезное использование, согласно классификации основных фондов (средств), установлено на срок 60 месяцев. Сумма амортизационных отчислений помесячно – 1000 рублей (60000/60). В налоговых регистрах учета зафиксировано единовременное списание стоимости мясорубки. Далее формируются проводки:
Каждый месяц имеет место временная разница в 1000 рублей. При формировании проводки Дт 77 Кт 68 – 200 руб. (1000*20%) отложенное налоговое обязательство погашается в течение 60 месяцев: 200*60=12000 рублей.
Ст. 254 НК РФ (п. 1 пп. 3) говорит о правах налогоплательщика самостоятельно выбирать способ списания имущества, которое Налоговой кодекс к основным средствам не относит. Следовательно, возможно в НУ списывать стоимость ОС в течение определенного времени. Это позволяет обойтись без появления учетных разниц. Следует зафиксировать в учетной политике соответствующий способ списания основных фондов стоимостью 40-100 тыс. рублей в НУ.
Обратите внимание! Если имущество введено в эксплуатацию 1.01. 2016 г. и позднее, при чем стоимость оного выше 100 тыс. рублей, то такой объект подлежит амортизации. Более дешевые объекты есть возможность списать единовременно. Это следует из ст. 256 НК РФ.
Одновременно имущество, эксплуатирующееся ранее, принадлежит к объектом ОС, если стоит больше 40 тыс. рублей.
УСН «доходы минус расходы»
Ст. 346.17 НК РФ утверждает, что организация, применяющая УСН и учитывающая при расчете оба показателя, признает расходную часть одновременно с погашением задолженности перед контрагентом. Следовательно, исходя из примера выше, покупка промышленной мясорубки уменьшит налоговую базу в 1 квартале.
Если стоимость агрегата оказалась бы выше лимита, мясорубка отразилась бы в учете как основное средство. Стоимость ее следовало распределить поквартально, равными частями, до конца года, что следует из п 2, пп. 4 ст. 346.17 НК РФ.
После произведенных расчетов делаются стандартные проводки:
УСН «доходы»
Приобретенное оборудование до 100 тыс. рублей учитывается как материальные запасы. Выбор налогового режима не позволяет организации уменьшать налогооблагаемую базу за счет МПЗ.
Разграничение по стоимости объектов не играет роли при определении налоговых показателей. Однако в ситуации, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с другими режимами, придется вести налоговый учет ОС. Критерий отнесения объектов к основным фондам либо запасам прежний: стоимость в 100 тыс. рублей.
Совмещение «вмененки» с иными системами налогообложения, в частности, ОСНО, должно включать в себя все нюансы учета, присущие смежным налоговым режимам. Это имеет отношение и к налоговому учету основных фондов стоимостью до 100 тыс. рублей.
Итоги и выводы
Учет основных средств, начиная с 2018 года, подчиняется обновленным правилам, в частности, Федеральному стандарту, значительно сближающему нормы бухгалтерского и налогового законодательства. Имущественные объекты до 100 тыс. рублей не является по нормам НК РФ основными средствами, на которые необходимо начислять амортизацию.
Налоговый учет объектов в стоимостном интервале 40-100 тыс. рублей позволяет списать их двояко: целиком в момент ввода в эксплуатацию либо на протяжении определенного времени. Целесообразно избрать второй вариант, поскольку исключаются временные разницы и необходимость фиксировать их дополнительными проводками, если в организации применяется ОСНО.
Налоговый учет основных фондов организаций, использующих иные системы налогообложения, в основе своей остался прежним. При этом налогоплательщики учитывают лимит стоимости ОС, содержащийся в Налоговом кодексе.