на какую высоту поднимает канатка на эльбрусе
Трассы и подъемники Приэльбрусья
Опубликовано Марьяна Дзуганова в 17.12.2018 17.12.2018
В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания — 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.
Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» начал свою работу в середине 20 века. Первая очередь «Эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор» заработала в 1969 году, обслуживая туристов со всего мира. С тех пор горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» является особенным местом для любителей горных склонов.
Две вершины потухшего вулкана (западная и восточная) практически круглогодично покрыты снегом и льдом, что позволяет весь год кататься на некоторых отдельных участках склона Эльбруса. Двухвершинный великан Эльбрус покоряет своих гостей широкими трассами, которые подойдут и лыжникам, и сноубордистам.
Гора Эльбрус — самая высокая вершина не только в России, но и в Европе. Западная вершина имеет высоту 5 642 м, восточная – 5621 м. Максимальная высота подъема на канатных дорогах 3780 м (Гара-Баши). А горнолыжники с уверенностью заявляют: «Эльбрус — самая большая лыжная гора в мире».
Первая очередь: Азау — Кругозор
Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия величественного Эльбруса. На поляне Азау расположены две станции канатных дорог:
Обе канатки идут параллельно друг другу. Действуют 2 очереди обеих канатных дорог, 3-я очередь — в стадии строительства. На 3-й очереди также есть однокресельная канатная дорога, но работает она не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) вверх желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» — 20 минут.
Гора Эльбрус — высшая точка России и Европы — это две вершины потухшего вулкана. Восточная — высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная — 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» — 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.
Вторая очередь: Кругозор — Мир
На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.
Третья очередь: Мир — Гара-Баши
На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».
Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки — частные, поэтому их стоимость колеблется.
Красная трасса «Старый кругозор»
Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы — 90 м, перепад высот — 500 м. Протяженность спуска — 1900 м. Средний уклон трассы — 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.
Красная трасса «Азау»
Синяя трасса «Гара-Баши»
Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы — 80 м, а перепад высот — 300 м. Протяженность — 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.
Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)
Гора Чегет: канатные дороги и трассы
Именно на Чегете (2100 — 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет — 3700 метров. Максимальная высота подъема — 3050 метров. Перепад высот катания — 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги «Парная» и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников — 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс – 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.
Первая очередь (2100-2750)
Вторая очередь (2750-3000)
Как показать детям Эльбрус за один день
Отправляясь в семейное путешествие по Кавказу в этом июне, мы прежде всего хотели познакомить детей с высочайшей вершиной Европы — Эльбрусом. Познакомить подробно, разносторонне, с восхождением на хорошие высотные отметки высоты, но так, чтобы это было физически лайтово, без приключений. Решение было найдено сразу, и мы придумали однодневную программу.
Конечно же она состояла из канатных дорог 🙂
Мы приехали в Баксанское ущелье и поселились в недорогой квартире одной из пятиэтажек посёлка Эльбрус. Место спокойное, без толп туристов, да и кафе «Ирикчат» отличное под боком. В день приезда погода под вечер сильно испортилась, полил дождь, поэтому решили начать знакомство с Эльбрусом утром. Да и по времени мы всё равно уже не успевали — канатки работают до 16 часов (последний подъём).
Утром решили начать с подъёма на Чегет (3769 м). На поляну приехали чуть раньше 9 часов — лоточники еще только-только выкладывали свой товар. Машину оставили прямо на рынке, у дороги, денег за парковку никто не спрашивал. Касса открывается ровно 9. Стоимость билета на 1 подъём и спуск (цена лета 2019 года) составляет 900 р. взрослый (с 14 лет включительно) и 450 р. детский.
Канатная дорога на Чегет (летний вариант, без бугелей) состоит из двух очередей: первая идёт от станции Чегет-1 (2100 м) к Чегет-2 (2750 м), вторая — до Чегет-3 (3000 м). Первая часть дороги оборудована двухместными креслами, вторая — одноместными. Этот нюанс следуют учитывать, если вы едете с маленькими детьми. Имейте в виду, что на второй части дороги ребёнка придётся брать на колени, если он уместится. Если же он великоват для коленей, но боится ехать один, то лучше купить билет только на первую очередь, до станции Чегет-2 и кафе «Ай» — там тоже очень красиво и виден Эльбрус.
Подъём начинается в лесистой части горы. Мимо медленно проплывают огромные сосны, вокруг вьются бабочки. Скажу откровенно — это чистейший релакс 🙂 Высота опор такова, что даже у людей с боязнью высоты не возникает большого страха.
Единственное место, где линия проходит уже над деревьями, выглядит так:
Но этот овраг быстро заканчивается и вы снова будете ощущать близость земли под собой 🙂
После подъёма на 500 метров Эльбрус показывается во всей красе! Снизу виден посёлок Терскол.
Станция Чегет-2 оборудована смотровой площадкой с высоким ограждением. Есть несколько кафе. Тут можно остановиться на какое-то время и оглядеться вокруг.
Вдаль уходит ущелье реки Баксан. Где-то там за поворотом наш посёлок Эльбрус.
А это гора Донгуз-Орун (другой название Донгузорун-Чегет-Карабаши, 4454 м). У подножия этой горы протекает один из притоков Баксана — река Донгуз-Орун. Гора знаменита своим ледником «Семёрка», который получил своё название за схожесть с цифрой «7».
Насмотревшись видов на Чегет-2, переходим на станцию с одноместными креслами. На них мы отправляемся на высоту 3000 м. Пейзаж под ногами меняется на глазах — можно изучать природные пояса 🙂
На каждой станции сотрудники канатки встречают каждое кресло и помогают выбраться из него на ходу — движение не прекращается ни на мгновение.
На станции Чегет-3 в конце июня всё еще лежит снег — можно поиграть в снежки и построить снеговика 🙂 На этой высоте уже заметно сбивается дыхание, особенно при физической активности. Но никаких признаков горной болезни ни у кого не наблюдалось.
А вот та самая третья очередь подъёмника — бугели, которые работают только в зимний период работы горнолыжного комплекса.
Отсюда открываются самые лучшие виды на Эльбрус! Если вам повезёт с погодой, и вершина не будет закрыта облаками, то сможете увидеть обе его головы 🙂 Под Эльбрусом видна поляна Азау. Оттуда мы отправимся уже на сам Эльбрус.
Если возьмёте с собой бинокль или подзорную трубу, то сможете разглядеть основные достопримечательности горных маршрутов этих мест. Вот международная обсерватория Пик Терскол, основанная в 1980 году на одноимённом пике. С 2005 года она эксплуатируется совместно с Национальной академией наук Украины.
Ниже обсерватории, на высоте около 2800 м, возле тропы находится знаменитый водопад «Девичьи косы». Здесь снимали некоторые сцены из х/ф «Вертикаль» (1967), главную роль в котором исполнил Владимир Высоцкий. Чуть выше над водопадом виден маленький домик. Это бывшая экспериментальная лечебница, в которой в 80-е годы пытались лечить больных шизофренией. Считалось, что гипоксия положительно влияет на пациентов.
Если внимательно посмотреть на чёрные склоны потухшего стратовулкана слева, то можно разглядеть опоры подъёмника, ЛЭП и станции канатной дороги. Вторую половину дня мы планируем провести именно там.
Вот станция «Мир» (3500 м).
Ближе к 10 часам на Чегет-3 раскладываются стихийные кафешки, разжигают мангал, заваривают чай в самоваре. На этой высоте вода закипает уже при 89.6 градусах, поэтому нормального кипятка без закрытой ёмкости тут не получить.
На Чегет можно подняться не только по канатной дороге, но и пешком, что многие и делают. Воздух тут кристально чист и прозрачен! Не хочется отсюда уходить 🙂
Спуск намного интереснее подъёма, потому что теперь вы сидите лицом к красотам. Я уже говорил где-то, что это релакс чистой воды, тогда я повторюсь. Ни одна фотография и видеозапись не передают тех ощущений, которые вы испытываете на этой канатке 🙂 Именно на этой, потому что канатка на Эльбрус оборудована закрытыми гондолами.
Спускаемся обратно на поляну Чегет и переезжаем на поляну Азау. Все парковки тут уже платные — 100 р. с машины. Место очень туристическое, поэтому тут высокие цены на жильё и еду.
Линий канатной дороги на Эльбрусе работает 2. Одна старая (маятниковая), с большими 16-местными красными вагончиками. Отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Мир» (3500 м) через станцию «Старый кругозор» ( 3000 м). Чтобы подняться еще выше, до станции «Гара-Баши» (3850 м), нужно будет воспользоваться третьей очередью, которая оборудована открытыми одноместными креслами. Однокресельный подъёмник достаточно старый и работает не стабильно. Подъём по этой линии выйдет значительно дешевле, чем по новой. Стоимость подъема/спуска до станции «Мир» в вагончике стоит 600 р. взрослый и 300 р. детский. Плюс на станции «Мир» нужно будет отдать еще 200 р за кресельный подъемник до «Гара-Баши» и обратно до станции «Мир». В сумме получается 800 р. до конечной станции канатных дорог Эльбруса. Но стоит учитывать, что подъем на открытом кресле с высоты 3500 на 3850 мало комфортен, если вы одеты легко. Тут температуры уже около 0 даже летом.
И еще для информации: конечная станция кресельного подъёмника хоть и называется «Гара-Баши», но по высоте находится чуть ниже станции «Гара-Баши» новой канатки.
Более простой и комфортный способ оказаться на Эльбрусе — новая гондольная канатная дорога. Гондола рассчитана на 8 человек, но по факту в них едет меньше людей — все стараются занять отдельный вагончик. Мы ехали вчетвером в одной гондоле — было очень удобно.
Стоимость подъема/спуска до станции «Гара-Баши» (все три очереди) — 1200 р. взрослый и 600 р. детский. Для покупки последнего требуется свидетельство о рождении — на слово не поверят. Билет — пластиковая карточка skipass, которую нужно прикладывать к считывателю при проходе турникета на каждой станции
Первая станция на нашем пути — «Старый Кругозор». На каждой есть кафе и туалеты. Находимся тут недолго — идём на посадку до станции «Мир».
С площадок станции «Мир» уже начинают открываться захватывающие дух виды на самую высокую часть Кавказа! Фоткаемся и двигаем дальше — к конечной точке нашего возъезжания на Эльбрус.
Вот она, высокогорная станция канатной дороги «Гара-баши» (или «Гарабаши»)! Высота 3847 метров над уровнем моря! Для наших детей это существенное обновление высотного рекорда после прошлогоднего восхождения на греческий Олимп (2900).
Дышится тут уже не так легко, начинает побаливать голова и появляется лёгкое головокружение при ускорениях шага. Младший Матвей тоже чувствует себя не комфортно. Но не критично, чтобы начинать спуск. Решили провести тут немного времени, и окунуться в жизнь альплагеря.
С первых же минут я очень пожалел, что оставил в машине свои светозащитные клипсоны на очки. Белый снег очень слепил глаза, и приходилось сильно щуриться, чтобы не ослепнуть. Периодически я просто отворачивал взгляд в сторону тёмных участков, чтобы дать глазам отдохнуть. Хорошо, что младшему мы в Азау купили солнечный очки, иначе долго он там бы не протянул. Это очень важный момент: запасайтесь на всех очками, если едете на «Гара-Баши»!
Конец июня, а наверху лыжный сезон еще в самом разгаре. Постоянно подъезжают лыжники и сноубордисты в экипировке и на снегоходах уезжают еще выше.
Здесь вам могут предложить за дополнительную плату подняться на снегоходе на высоту 5000 метров. Вы помчитесь по снежному склону, обгоняя других, «честных» восходителей. Но сразу хочу вас предупредить, что если вы не акклиматизированы, то такой быстрый подъём может стоить вам здоровья и даже жизни. 5000 метров — высота не шуточная для организма, который еще не успел отойти от набора 2350-3850. Полторы тысячи метров за час подъёма — уже основания для начала горняшки у некоторых людей. К примеру, ко мне она впервые пришла как раз на такой высоте в Непале.
Поэтому 100 раз подумайте и прислушайтесь к ощущениям, чтобы отправиться практически к самой вершине.
На «Гара-Баши» живут по несколько дней в таких вот вагончиках и «бочках» для акклиматизации. К примеру, кто-то проходит её перед восхождением на другие вершины мира (К2, пик Ленина и т.д.). Жить тут намного удобнее и дешевле, чем заграницей.
Высотная акклиматизации сохраняется около двух недель — как раз этого времени хватает, чтобы перебраться в базовый лагерь нужной вершины и сразу же начать восхождение.
Территория станции довольно сильно завалена строительным и бытовым мусором. Периодически его спускают отсюда вниз.
Небо на этих высотах уже приобретает очень насыщенный, немного черноватый, глубокий синий оттенок.
Еще 1000 метров вверх по склону, и концентрация кислорода в атмосфере станет равной 1/2 от нормальной. Кстати, птицы довольно комфортно себя ощущают тут 🙂
Я решил один подняться пешком еще выше, чтобы выйти за пределы станции и сфотографировать Эльбрус без построек. Снег оказался очень рыхлым и я быстро провалился в него по все ноги 🙂 С трудом вышел на твёрдый наст и дошёл до той точки, куда и хотел.
Эльбрус во всей красе лежал передо мной и манил к себе своими сахарными головами 🙂 Но почему-то у меня нет этого стремления к самим вершинам… Мне нравится просто быть среди них, наслаждаясь видами долин, рек и озёр.
На знакомство с Эльбрусом у нас ушло около 6 часов и 7550 рублей денег на четверых. И единственное, что я могу сказать: оно того стоило 🙂
Канатная дорога Эльбрус
Эльбрус – самая высокая горная вершина России и всей Европы, которая включена в список высочайших вершин частей света. Каждый год тысячи туристов приезжают на Кавказ, чтобы полюбоваться местными красотами, отдохнуть, покататься на лыжах, сделать памятные фотографии или совершить здесь сложный подъем с альпинистским снаряжением. Автомобильная дорога заканчивается в поселке Азау, который расположен в одноименной долине. Дальше для подъема на гору работает две канатных дороги — старая и новая. Обе имеют три очереди. На старой маятниковой дороге «Эльбрус-2» курсируют кабинки, в которых ехать нужно стоя. Их основной плюс — вместительность, так как в одной может одновременно находиться до 20 человек. На третьей очереди действует старая кресельная дорога. Наше внимание будет сконцентрировано на новой канатке гондольного типа «Эльбрус» и ее продолжении «Poma-3», которые оснащены комфортабельными кабинками и пользуются большей популярностью у туристов.
Описание новой канатки «Эльбрус» с основными данными
Далее мы рассмотрим основные характеристики канатных дорог на трех отрезках — «Азау-Кругозор», «Кругозор-Мир» и «Мир-Гара-Баши».
Канатная дорога «Эльбрус» первая очередь «Азу-Кругозор»:
Канатная дорога «Эльбрус» вторая очередь «Кругозор-Мир»:
Канатная дорога «Poma-3» третья очередь «Мир-Гара-Баши»:
Режим работы 2021-2022
Канатные дороги начинают функционировать с 09:00 до 17:00, но на подъем кассы закрываются уже в 16:00, так как к 17:00 канатки выключают и все пассажиры к этому времени должны находиться внизу.
Цены на билеты
Стоимость билетов меняется из года в год, поэтому туристам и горнолыжникам лучше заранее узнать актуальную информацию на официальных сайтах, адреса которых вы найдете в конце статьи. Обратите внимание на то, что в кассах можно приобрести как билет на один подъем/спуск, так и абонемент с ограниченным сроком действия. Если вы планируете кататься много, то более выгодным будет второй вариант. Стоимость одного взрослого билета на 1 подъем/спуск на канатках первой и второй очереди составляет 950 рублей. Аналогичный билет на ребенка обойдется в 600 рублей.
Детский билет на подъемник можно приобрести ребенку в возрасте от 6 до 13 лет. Цена билета на один спуск для взрослого составляет 450 рублей, для ребенка — 250 рублей. Билет на подъем/спуск на канатную дорогу третьей очереди для взрослого стоит 600 рублей, для ребенка — 300 рублей.
Обратите внимание на то, что определенные группы граждан могут воспользоваться скидками:
Как добраться
Ближайший аэропорт расположен в Кабардино-Балкарском Нальчике. От поселка Азау его отделяет 120 км. Также аэропорт есть в Минеральных водах в Ставропольском крае. От города до Азау — 190 км. Многие авиакомпании совершают регулярные рейсы. Аэропорты в Нальчике и Минеральных водах имеют статусы международных. Также туристы могут добраться поездом до станции «Прохладная» в городе Прохладный, который находится в 150 км от Азау, или до Пятигорска, расположенного в 170 км от поселка в Приэльбрусье. Добраться до Азау из аэропорта или ж/д станции можно на автобусе, такси или арендованном автомобиле.
Станции канатной дороги
История строительства
Канатная дорога «Эльбрус» на участке «Азау-Кругозор» была открыта в 2006 году. Она идет параллельно старой канатке маятникового типа. «Эльбрус» – современная модель канатной дороги гондольного типа со съемными кабинками. Через три года была запущена канатка «Эльбрус» на участке «Кругозор-Мир». Оборудование для канатных дорог изготавливалось французской компанией «Poma», которая считается одним из мировых лидеров по производству подъемников.
Наконец в 2015 году была открыта «Poma-3». Третья очередь канатки «Мир-Гара-Баши» включена в российскую Книгу рекордов, как самая высокая в стране. Также она занимает первое место среди всех высокогорных трасс Европы.
Интересные факты и лайфхаки
После ввода в эксплуатацию подъемника третьей очереди курорт Приэльбрусье стал всесезонным. Горнолыжники могут приезжать сюда даже летом, на такой высоте стабильно сохраняется низкая температура и можно спокойно кататься на трассах. Всего лишь в 50 метрах от станции находится база альпинистов «Бочки». Цилиндрические цистерны были приспособлены под жилые модули еще в 1980 году. Считается, что ранее эти «бочки» использовались при строительстве БАМ. Лагерь стал приютом для альпинистов.
Новая канатная дорога позволяет людям с ограниченными возможностями без особых проблем добраться до самой верхней станции. Естественно, одеваться в любое время года следует тепло, даже если внизу температура комфортная. Провоз снаряжения горнолыжников бесплатный. Отдельные билеты на багаж покупать не требуется. Катание на местных трассах безопасное, так как те участки, с которых изредка срывались камни, еще перед запуском последней канатки третьей очереди были укреплены специальными металлическими сетками.