на какую высоту поднимается самолет и его скорость
Факты о высоте и скорости полетов самолетов разных авиакомпаний
Вот на какой высоте и скорости летают самолеты.
Каждый взлет и посадка самолета обычно занимает несколько минут. Все остальное время полета самолет находится в воздухе на большой высоте. Но как высоко летают самолеты, и с какой максимальной скоростью они могут двигаться? Давайте узнаем.
Высота
Высота полета самолета различается в зависимости от типа, модели самолета, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолеты гражданской авиации и некоторые реактивные небольшие самолеты летают не выше 6000 метров. Большие и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте 7000-13000 метров. Маленькие легкомоторные самолеты обычно не поднимаются выше 2000 м.
Для коммерческих пассажирских самолетов идеальная высота 10-12 км. На этой высоте почти нет вертикального воздушного потока. Именно на этой высоте самолет летит плавно благодаря небольшой плотности воздуха, небольшому сопротивлению воздуха. Также на этой высоте достигается максимальная экономия топлива на большой скорости. Именно на этой высоте пассажирские авиалайнеры летят на большой скорости.
Некоторые пассажирские бизнес-джеты летают выше: обычно их полет проходит на высоте 15000 метров. Это необходимо для максимальной экономии топлива. Обычно бизнес-джеты из-за своих размеров не могут похвастаться огромным запасом топлива. В итоге для максимальной дальности полета некоторые современные модели бизнес-джетов поднимаются на высоту 15 км.
Что касаемо военных сверхзвуковых самолетов, то, чтобы уменьшить расход топлива, военные летчики поднимают некоторые самолеты на высоту 13500-18000 метров или выше. Это необходимо для максимального снижения сопротивления воздуха.
Рекорд же высоты полета принадлежит американскому испытательному гиперзвуковому военному самолету North American X-15, который может подниматься на высоту 108 000 метров.
Вот крейсерские высоты и практические потолки нескольких распространенных моделей самолетов (Боинг в качестве примера):
Крейсерская высота самолетов Боинг
Скорость
На каждой стадии полета самолет летит с разной скоростью. Так, во время взлета самолет летит со скоростью набора высоты. На высоте 10 км самолет набирает максимальную крейсерскую скорость. Далее после начала снижения скорость постепенно снижается. При посадке также выставляется скорость посадки.
Обычно скорости взлета и посадки не сильно отличаются. Они неодинаковы, но близки друг к другу.
Скорость самолета измеряется в узлах, где 1 узел = 1 морской миле/час = 1,852 км/ч.
Для взлета в зависимости от технических характеристик самолета минимальная взлетная скорость может составлять от 250 до 380 км/час.
Крейсерская скорость самолета после набора высоты связана с моделью самолета, его двигателями и техническими характеристиками.
Вот некоторые крейсерские скорости распространенных моделей самолетов:
Крейсерская скорость самолетов Боинг
Крейсерская скорость самолетов Airbus
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
А зачем лететь так высоко?
10 км высоты – это средний показатель. Как правило, речь идет о диапазоне в рамках 9-12 километров, где прокладываются курсы самолетов, которые перевозят пассажиров. Причем выбирает высоту не пилот. Вопрос решается диспетчером, именно он производит расчет высоты для каждого отдельно взятого рейса.
Известно, что на большой высоте воздух разреженный. Это объясняется простым обстоятельством. Атмосфера планеты удерживается ее же силой притяжения. Сила эта мощнее всего проявляет себя у поверхности, удерживая воздушную оболочку планеты, обеспечивая ей максимальную плотность именно в нижних слоях. Повышение плотности атмосферы связано с давлением вышележащих слоев. Чем выше, тем слабее давление воздуха. Давление возрастает ближе к поверхности от веса верхних слоёв воздуха, как в океане давление растет из-за верхних слоев воды. Самолет и показатели его полета сильно зависят от показателей воздуха, от его плотности в первую очередь.
Воздух нужен для обеспечения подъемной силы, для нормальной работы двигателей. Стоит помнить, что без кислорода процесс горения не происходит, двигатель глохнет. Если плотность небольшая – это плохо, но слишком большая тоже не нужна. Оптимальные для гражданских самолетов условия наблюдаются на высоте в 10 км, в воздушном коридоре от 9 до 12 км в зависимости от погодных и других условий. Слишком большая плотность не нужна по той причине, что она не дает развивать необходимую скорость. Плотные воздушные массы тормозят движение самолета точно так же, как вода тормозит движения пловца.
Помимо проблем с развитием скорости, полет на малой высоте приносит большие топливные расходы, в то время как при движении в более разреженных воздушных массах топлива тратится меньше. Это взаимосвязанные явления – чтоб продвигаться в более плотном пространстве, требуется больше энергии, а следовательно, больше топлива.
На высоте, рекомендованной для гражданских самолетов, они могут свободно летать с нормальной для них скоростью в 800-950 км в час, не испытывая топливных затрат, получая достаточно кислорода.
Оптимальные показатели высоты
Плотность воздуха в таких пределах остается достаточной, чтобы удерживать на лету борт, летящий с указанной скоростью. На больших высотах требуется развивать более значительную скорость. Так, при полете на высоте в 12-15 км гражданский самолет мог бы передвигаться только на сверхзвуковых скоростях, в противном случае воздушные массы не смогли бы удержать его на лету.
Современные конструктивные характеристики гражданских самолетов делают для них оптимальной именно эту высоту. Впрочем, они вполне могут летать и на других высотах, если это необходимо, несколько выше или гораздо ниже. Но это нерационально, и может оказаться опасным например по погодным условиям.
На какой высоте летают пассажирские и военные самолеты — минимальные, максимальные и идеальные показатели
Тем, кто имеет представление о самолетах только с позиции пассажира или обычного горожанина, наблюдающего летающие машины с земли, сложно сказать наверняка, на какой высоте летают самолеты. Также загадкой является то, кто принимает решение о следовании на определенном уровне над землей, и чем оно бывает продиктовано. Тем не менее высота — важнейший фактор успешности полета и избегания аварийных ситуаций в воздухе.
Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полета воздушного судна
Набор высоты — один из самых важных этапов для успешного полета воздушного судна. Нередко внутри современных пассажирских лайнеров установлены табло, на которых производится демонстрация расстояния, отделяющего самолет от поверхности земли. Чем обусловлена высота полета пассажирского самолета? Как пилот понимает, на каком удалении от земли двигаться?
Все самолеты имеют перечень технических характеристик, который определяется назначением воздушного судна, его модификацией и моделью. Соотношение характеристик определяет для самолета его коридор следования, т. е. уровень воздушного пространства, оптимальный для перемещения.
Существуют различные высоты полета:
1. Истинная – от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном.
2. Относительная – от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа.
3. Абсолютная – от уровня моря.
Границы коридора определяются такими величинами, как максимальная высота и минимальная. В этих пределах самолет может осуществлять перемещение без угрозы утраты контроля над управлением и без повреждения систем машины. Для современных пассажирских самолетов доступные для перемещения уровни находятся в пределах от 9 до 12 км над землей.
Если максимальная высота полета пассажирского самолета определяется техническими возможностями судна и должна соблюдаться для безопасности полета, то и другая характеристика — идеальная — большей степени касается эргономики перемещения.
Идеальное значение также рассчитывается из характеристик конкретного воздушного судна. Это высота, при которой воздушное судно испытывает наименьшее сопротивление воздуха. В первую очередь, при снижении такого сопротивления снижается и расход топлива. Также испытывая минимальное трение о воздух, самолет дольше сохраняет невредимость корпуса и систем.
Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10000 метров?
Выбор высоты полета обусловлен тем, что на разных уровнях воздух имеет различную плотность. Чем выше от поверхности земли, тем плотность воздуха ниже. Соответственно, воздушное судно тратит меньше мощности на преодоление сопротивления воздуха и может развивать скорость выше при меньших энергозатратах. Вот почему самолеты в основном летают на высоте 10000 метров: здесь воздух гораздо реже, чем на ближайших к земле.
Но возникает резонный вопрос: почему самолет летает на высоте 10 км, а не еще выше, если это позволяет экономить расход топлива и ускоряет движение? Пассажирским самолетам важна устойчивость в воздушных потоках. Крылья удерживают самолет в воздухе, как бы опираясь на потоки ветра. При подъеме на выше 10 000 м крылья становятся бесполезны, т. к. они неспособны удерживать тело воздушного судна в условиях разреженной атмосферы.
С военными судами дело обстоит иначе. Они способны перемещаться и в условиях разреженного пространства, правда, пилот испытывает при этом перегрузки, аналогичные тем, что испытывает космонавт. Самые большие высоты покоряют беспилотные аппараты: экспериментальные модели NASA способны летать и на удалении 30 км от земли.
Правила расчета идеальной высоты лайнера
Высота полета — достаточно условное понятие. Фактический уровень полета несколько отличается от того, что показывает табло пилоту и что видит перед глазами диспетчер. Это связано с тем, что для расчета фактической показателя потребовалось бы постоянно вводить в расчеты давление, а оно в полете слишком часто меняется, из-за чего может происходить путаница.
Для упрощения расчетов введено такое понятие, как эшелон перехода. Это постоянная величина давления, выставленная на всех самолетах на высотометре в пределах одного воздушного пространства. Значение эшелона перехода сбрасывается только при взлете и при заходе на посадку, т. е. в ситуациях, когда необходимо знание фактической высоты. В разных странах эшелон перехода может отличаться: пилот меняет его по согласованию с диспетчером.
Кроме того, то, на какой высоте летает пассажирский самолет, зависит от направления его движения. Во всех аэропортах мира действует негласное правило выделение «воздушных дорог» — уровень, на котором должен пролетать самолет, чтобы не пересечься с другими воздушными судами. Для самолетов, отправляющихся на восток (юго- и северо-восток), назначается нечетная высота (9 км, 11 км). Для самолетов, летящих на запад — четная.
Разумеется, назначение коридоров происходит с учетом модели самолета, его потенциальных возможностей, веса, мощности и других характеристик. Например, при необходимости самолетом может быть достигнута максимальная высота, если на его пути находится опасная зона турбулентности или грозовой фронт.
Кто определяет идеальную высоту?
Помимо того, что высота полета во многом определяется возможностями конкретной модели самолета, крейсерская высота для конкретного места задается такими факторами, как занятость воздушного коридора и погодные условия. Эти условия заблаговременно определяются диспетчерами.
В небе в каждый момент времени может находиться в среднем до пяти тысяч воздушных судов. В небе над крупными городами диспетчеры вынуждены планировать каждый рейс таким образом, что порой разница между одним и другим самолетом в высоте составляет всего пару десятков метров.
Однако когда самолет набирает высоту и выходит в горизонтальный полет, ситуация может измениться. Если погода резко меняется или на пути следования судна встает грозовой фронт, пилот должен сообщить диспетчеру о смене условий. Также при возникновении технических неполадок и других непредвиденных ситуаций пилот также может менять уровень движения, руководствуясь безопасностью пассажиров.
Таким образом, идеальная высота следования определяется авиаконструкторами, диспетчером и пилотом.
Что такое эшелон в авиации?
Эшелонирование воздушного пространства — это задача диспетчеров, которые планируют рассредоточение самолетов таким образом, чтобы не допустить их критического сближения и возникновения аварийных ситуаций. Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное и боковое, которые соответствуют тому или иному положению воздушных судов относительно друг друга.
Эшелоны полета — это своеобразные схемы, которых придерживается пилот, чтобы сохранить безопасность пассажиров и не сбиться с заданного курса. Для начала движения по эшелону используется эшелон перехода, т. е. условное значение, по которому движутся самолеты в определенном воздушном пространстве (например, над территорией аэропорта).
Таблица эшелонов различается в разных странах, в зависимости от того, какая схема используется в гражданской авиации на конкретной территории. Пилоты и диспетчеры переходят с одной схемы на другую при совершении международных и, особенно, межконтинентальных рейсов.
Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полета
Высотный самолет отличается от стандартного тем, что перемещение на больших высотах не вредит его системам. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и множества других факторов, заданных при конструировании летательного аппарата с определенной целью. Основные факторы, которыми определяется максимальная высота полета самолета:
Обычно самолеты движутся на уровне больше 9000 м от земли. Это связано с тем, что здесь двигателям не требуется дополнительного охлаждения (за бортом достаточно холодно), на такой высоте нет птиц (их попадание в турбины опасно для летательного средства), судно следует выше уровня облаков (а значит, видимость хорошая и погодные условия практически не влияют). Помимо прочего, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.
Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета
Оптимальный уровень полета зависит не только от технических характеристик. Ранее уже упоминалось, что такие величины, как эшелон перехода могут различаться в аэропортах разных стран. Высота полета может различаться в зависимости от направления движения судна (быть четной или нечетной).
Однако набор высоты также может быть продиктован самим пилотом при возникновении непредвиденных ситуаций (например, столкновении с зоной сильной турбулентности). Такие ситуации в идеале должны быть предусмотрены диспетчерской службой, однако случаются природные явления, развивающиеся слишком стремительно, чтобы спланировать столкновение с ними заблаговременно. И тогда все зависит от человеческого фактора: быстроты принятия решений пилотом и мастерства экипажа.
Самые высотные пассажирские самолеты
Самые высотные самолеты среди гражданских строились не для того, чтобы кого-то удивить. Набор высоты позволяет этим самолетам избегать штормов и следовать по воздушным коридорам, недоступным другим моделям. Среди самых высотных моделей выделяют следующие:
Таким образом, уровень следования пассажирских судов все равно значительно уступает техническим возможностям военных самолетов.
Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами
Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.
Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.
Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.
С какой высоты начинается невесомость?
Любители и профессионалы в сфере авиатехники наверняка знают, что при определенных условиях в самолете можно достичь невесомости. С какой высоты начинается невесомость? На какой высоте летает самолет, который способен на такое?
На самом деле, крейсерская высота не столь важна, когда речь идет о достижении невесомости. При определенных маневрах и обычный гражданский самолет может вызвать кратковременный эффект снижения гравитации, например, люди, которые часто летают самолетами, иногда могут заметить подобный эффект при заходе судна на посадку.
Длительный (до 40 секунд) эффект потери гравитации на самолете можно создать, если выполнить маневр по эллипсоидной траектории: резкий набор высоты, краткое выравнивание и затем резкий сброс. Такой маневр называется «провал в воздухе». С его помощью тренируются выдерживать перегрузки будущие космонавты.
Также есть специальные самолет, на которых выполняется по несколько сессий перегрузок за один полет. Они принадлежат космическим агентствам разных стран. Маневры на таких самолетах обычно находятся на высотах от 30 км.
На какой высоте летают истребители?
Крейсерская высота конкретного истребителя зависит не столько от его характеристик, сколько от поставленной военной задачи. Набор высоты происходит аналогично гражданским самолетам: эшелон перехода определяется согласно отправной точке, а затем меняется при пересечении границ воздушного пространства, чтобы избежать столкновения с другими судами в одном эшелоне.
Уровень полета истребителя зависит от его поколения. Сверхзвуковые воздушные судна, к которым относятся практически все современные истребители, обычно следуют на высоте 18–20 км. Однако высота полета может меняться, в зависимости от возможностей самолета. Например, в 1977 году был установлен мировой рекорд высоты, покоренной истребителем: Александр Федотов на МиГ-25 достиг отметки в 37650 метров.
Оптимальная высота полета пассажирского самолета
Раскрытие понятия скорости
Показатели скорости воздушных судов, о которых объявляют их производители, на самом деле относительны. Их резвость может зависеть от разных факторов. Кроме этого, скоростной показатель разделяется на максимальный и крейсерский. Максимальный – это показатель, который крылатая машина может развить в определённых условиях, близких к идеальным. Поэтому максимальный темп является сугубо техническим критерием.
Само собой, что во время перелётов с пассажирами, авиалайнеры никогда не разгоняются до максимального темпа. Они летят в крейсерском темпе, который обычно составляет приблизительно 2/3 от максимального. Ещё его называют средняя скорость самолёта.
Также можно выделить такие показатели как скорость разгона воздушного судна по взлетной полосе, скорость самолёта при взлёте и посадке.
Скорость самолета при взлете и посадке
Для того чтобы пассажирский самолет взлетел, пилоту необходимо развить скорость, которая обеспечит требуемую подъемную силу. Чем будет большей скорость разгона, тем и подъемная сила будет выше. Следовательно, при большой скорости разгона самолет быстрее пойдет на взлет, чем если бы он двигался с небольшой скоростью. Однако конкретное значение скорости рассчитывается для каждого лайнера индивидуально, с учетом его фактического веса, степени загрузки, погодных условий, длины взлетной полосы и т. д.
Если сильно обобщить, то известный пассажирский лайнер “Боинг-737” отрывается от земли, когда его скорость растет до 220 км/час. Другой известный и огромный “Боинг-747” с большим весом отрывается от земли при скорости 270 километров в час. А вот меньший лайнер “Як-40” способен взлететь при скорости 180 километров в час из-за небольшого веса.
С какой скоростью летит пассажирский самолет
Скорость самолета – одна из главных технических характеристик летательного аппарата, влияющих на время полета. По сравнению с другими видами пассажирского транспорта авиалайнер заметно выигрывает.
Именно на нем можно максимально быстро добраться из одной страны в другую и провести отпуск незабываемо. Многим пассажирам интересно узнать, какая скорость пассажирского самолета.
Современные пассажирские самолеты летают со скоростью более 500-800 км/ч. А у сверхзвуковых она достигает 2100 км\час, то есть в 2,5 раза выше.
Однако от использования сверхзвуковых авиалайнеров для перевозки пассажиров отказались по нескольким причинам:
До недавнего времени существовало два вида сверхзвуковых лайнеров: Ту-144 (СССР) и Конкорд (англо-французский). В настоящее время многие конструкторские бюро трудятся над созданием новых моделей.
Вариант компоновки салона самолета Boeing 737-500
Гораздо любопытнее другое: самолет был выпущен задолго до того, как была выявлена опасная неисправность гидравлики. Ну что же — в Ростове произошло то же самое. Опять нестабильная работа тяг рулей высоты и гидравлики.
Вопрос о том, какую скорость развивает самолет при взлёте, интересует многих пассажиров. Взлёт – это процесс, занимающий временную шкалу от начала движения самолёта до его полного отрыва от взлетно-посадочной полосы. Характерно для самолётов, несущих боевую службу на авианосцах. Вертикальный взлёт. Возможен при наличии у самолёта двигателей с вертикальной тягой (пример – отечественный Як-38). Практически каждый гражданский реактивный самолёт поднимается в воздух по классической схеме, т.е. двигатель набирает нужную тягу непосредственно в самом процессе взлёта.
Приведенной скорости не всегда достаточно для отрыва. В ситуациях, когда сильный ветер дует в направлении взлёта аппарата, требуется большая наземная скорость. Или, наоборот – при встречном ветре достаточно меньшей скорости. Облететь Землю за пару часов. Это не миф, это реальность, если быть пассажиром супербыстрого самолета. Быстрейший самолет на планете не отличается большими размерами. И главная его особенность в том, что нет трущихся деталей.
Это позволило уменьшить массу самолета. Стоит отметить, что самый быстрый самолет в мире разрабатывался специально для испытаний новейшей технологии, а именно гиперзвуковую альтернативу современным турбореактивным двигателям. А вот это самый быстрый на планете реактивный военный самолет. Максимальная взлетная масса самолета 41200 килограммов, а при посадке она равняется 18800 килограммов. Это двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик, которые предназначен для полетов в любую погоду и является самолетом дальнего радиуса действия.
На вооружение «Игл» приняли в 1976 году. Всего существует 22 модификации самолета. F-15 применялись в Персидском заливе, Югославии и на Ближнем Востоке. Истребитель развивает максимальную скорость в 2650 километров в час. Дженерал Дайнемикс F-111 («Aardvark» или «Pig») F-111 – двухместный тактический бомбардировщик. Максимальная скорость МиГ-25 — наибольшая скорость, которую способны развивать самолёты семейства МиГ-25 в горизонтальном полёте, без условий, которые позволяют считать этот показатель рекордным.
В виду того, что самолёт перемещается на сверхбыстрых скоростях. Что касается максимальной скорости, то она равна 311 км/час. Самолеты летают быстрее скорости звука и на рекордных высотах. И это на СЕРИЙНОМ самолете. 7. Результаты, показанные самолётами МиГ-25 на 1000 и 500-км. В областях современных технологий и бизнеса выигрывает тот, кто успевает делать все быстро. F-15 способен летать на скоростях, превышающих 2,5 Маха (2655 км/ч), и считается одним из самых успешных самолетов из когда-либо созданных.
Технические показатели скорости
Существует два технических показателя скорости:
Кроме того, различают также:
Все из них важны и применяются в том или ином расчете, в том числе и в определении крейсерской и максимальной скорости различных моделей самолетов.
Реальная скорость пассажирских авиалайнеров
Пассажирские авиалайнеры характеризуются невысокой крейсерской или реальной скоростью, которую еще называют дозвуковой скоростью. В среднем она составляет от 500 до 900 км/ч. Вот некоторые примеры одних из самых распространенных пассажирских самолетов:
На взлете
Например, при противоположном направлении ветра, самолету придется развить ускорение в несколько раз большее, чем при попутно легком ветре.
Вот некоторые примеры взлетных скоростей пассажирских авиалайнеров:
Сам взлет происходит в несколько этапов:
Данное видео показывает замер скорости самолета при взлете и в основном режиме полета по системе GPS мобильного телефона одного из пассажиров.
На посадке
Посадка воздушного судна – наиболее важный элемент всей эксплуатации машины, поэтому посадочная скорость самолета – довольно значительный фактор. В среднем она составляет 200-250 км/ч.
В первую очередь, данная скорость зависит от веса авиалайнера, погодных условий (скорости и направления ветра, влажности и давлении воздуха) и состояния и протяжённости взлетно-посадочной полосы. Наличие встречного ветра способно снизить скорость посадки на 50-100 км/ч из-за увеличения подъемной силы.
Наиболее тяжелые летательные аппараты начинают садиться на высоте в 25 метров, меньшей массы могут позволить себе расстояние от земли в 9 метров.
Посадка имеет несколько последовательных стадий:
Скорость различных самолётов
Гражданские воздушные суда могут быть не только пассажирскими. Они участвуют в спортивных состязаниях, занимаются перевозкой различных грузов (например украинская модель Ан-124 «Руслан», которая считается одной из самых грузоподъёмных), могут использоваться для тушения пожаров или для нужд сельского хозяйства(разбрызгивать инсектициды или заниматься поливом). Военные стальные птицы могут развивать быстроту, превышающую быстроту пассажирских судов в несколько раз. Это обусловлено их непосредственным назначением и предъявляемыми требованиями. Если для перевозки пассажиров важны удобство, безопасность и минимальные затраты, то военные крылатые машины должны развивать максимальную прыть в ущерб другим показателям для эффективного выполнения боевых задач. Тот же корабль-авианосец, который плывёт в темпе 35 узлов, имеет очень короткую взлетную полосу и военная железная птица должна быстро разгоняться, чтобы успешно взлететь.
Ниже приведены показатели максимальных и крейсерских темпов в км\ч наиболее известных моделей пассажирских авиалайнеров:
Вышеприведенный список показывает, что скоростные характеристики могут существенно отличаться. Так, самолёт Ил-14 был разработан более 60 лет назад и его темпы существенно ниже современных и характерны для того времени. Самые современные и мощные воздушные лайнеры имеют похожий уровень максимального и крейсерского темпа. Они оснащены очень похожим реактивным двигателем с одинаковой мощностью. Кроме прыти, значение для пассажирских авиалайнеров имеет то, какое расстояние они способны покрывать без дозаправки.
Важно! Нужно понимать, что резвость пассажирского воздушного судна зависит также от внешних атмосферных и погодных условий. Разная плотность воздуха, сила ветра и его направление могут значительно повлиять на текущую бойкость полёта: снизить или увеличить её
Существует ещё одно понятие режима быстроты полёта – это скорость сваливания. Существует минимальный темп полёта, ниже которой возникает риск падения. Для каждой модели самолёта производители рассчитывают этот показатель, чтобы пилоты могли контролировать полёт и довести его до благополучного приземления в месте назначения.
Но особо важно контролировать этот показатель пилотам во время взлёта воздушного судна. И опять-таки, на скорость сваливания может влиять ветер. Любой опытный пилот прекрасно осведомлён обо всех этих деталях и умеет справляться с разными погодными условиями так, чтобы пассажиров ничего не беспокоило на борту во время полёта.
Обобщая всё вышенаписанное о быстроте самолётов, можно сделать вывод, что в среднем крейсерская скорость пассажирских авиалайнеров находится в пределах от 600 до 900 км/час. На такие цифры и стоит опираться при выборе рейса и модели авиалайнера.
Самые быстрые сверхзвуковые самолеты
МиГ-17 – номинальная скорость полета составляет 861 км/ч. Несмотря на то что это не такой уж и большой показатель, это не помешало стать этой ударной машине самой распространенной в мире.
Bell X-1 – этот самолет разработан в США. Он осуществил свой первый полет еще в далеком 1947 году. В этом полете удалось произвести разгон аппарата до скорости в 1541 км/ч. В настоящий момент эта единственная машина находится в музее в США.
North X-15 имел ракетный двигатель, но в отличие от предыдущей модели он максимально разогнался до скорости 6167 км/ч. Этот полет был осуществлен в 1959 году. Всего было создано три таких аппарата, которые занимались изучением верхних слоев атмосферы и ее реакции на вхождение в нее крылатых тел.
Lockheed SR-71 Blackbird – это военный разведчик, который мог достигать скорости в 3700 км/ч. Он стоял на вооружении в США до 1998 года.
МиГ-25 мог развивать скорость до 3000 км/ч. Машина отличалась высокими летными и боевыми показателями. В 1976 году советский летчик угнал одну такую машину в Японию, где произвели ее детальное изучение.
МиГ-31 впервые оторвался от взлетной полосы 1975 года, этот перехватчик может летать со скоростью в 2,35 Маха или же 2500 км/ч.
F-22 Raptor – военный самолет американского производства. Он относится к самолетам 5 поколения. Крейсерская скорость машины составляет 1890 км/ч, а максимальная доходит до 2570 км/ч.
Су-100 является ударным разведчиком. Хотя при проектировании было много вариантов его использования. Но все же он очень быстр и может лететь на скорости в 3200 км/ч.
XB-70 – данный самолет настолько быстр, что во время первых испытаний с него было сорвано потоком воздуха 60 сантиметров кромки. В настоящее время существует только одна такая машина, и та в музее США. Разогнать его удалось до скорости 3187 км/ч.
был создан в ответ на изготовленный в Британии «Конкорд» в 1960-х годах. Он развивал максимальную скорость до 2500 км/ч. Всего было построено 16 таких машин, в настоящее время не эксплуатируется.
Aerospatiale-BAC Concorde – это пассажирский аппарат, который активно использовался в авиаперевозках пассажиров. Его крейсерская скорость составляла 2150 км/ч, а максимальная – 2330 км/ч. С 2003 года не используется.
В настоящее время самые развитые страны мира активно работают над созданием самолетов нового поколения, которые должны обладать еще лучшими летными показателями.
Гиперзвуковая мощь
Но существуют воздушные судна, скорость которых превышает и этот показатель – гиперзвуковые самолеты. Гиперзвуковыми называют аппараты, которые в полете способны развивать скорость, в несколько раз превышающую скорость звука.
Конкретный показатель, который позволил бы относить самолеты к числу гиперзвуковых, пока еще не определен исследователями.
Еще одним критерием, который вызывает постоянные споры, является способ управления аппаратом. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что самолетами могут именоваться только те судна, управление которыми осуществляет человек. В соответствии с другой точкой зрения, беспилотники также можно относить к числу самолетов. Такое разделение можно считать вполне оправданным, так как беспилотные машины обладают более совершенными техническими характеристиками. Также предметом спора является возможность самолета взлетать самостоятельно или с использованием других мощных носителей.
Как бы то ни было, большая часть исследователей придерживается единого мнения, согласно которому, определяющим фактором в отнесении той или иной модели к числу гиперзвуковых является максимальная скорость самолета, которую он может развивать, находясь в воздухе. Такой подход позволяет в несколько раз расширить список моделей гиперзвуковых летательных аппаратов, разработками которых занимаются инженеры со всех уголков света. Безусловно, многим интересно, какой самый быстрый самолет в мире уже рассекает небесное пространство, и какими характеристиками он обладает.
Скорости пассажирских самолётов
Ниже мы рассмотрим некоторые скоростные характеристики самолётов, находящихся в эксплуатации на настоящий момент, выраженные в традиционных и общепринятых едницах измерения — км/ч.
И всё-таки считается, что это невысокие скорости для авиаперевозок пассажиров.
Что такое идеальная высота
Существует такое понятие, как идеальная высота полета, то есть соотношение скорости и расхода топлива во время движения воздушного судна. Именно на высоте 10 000 метров достигаются оптимальные показатели. Однако не стоит думать, что это фиксированная величина. За все время полета высота может изменяться в зависимости от некоторых факторов, например, воздушных ям, обхода грозовых облаков (над или под ними) и прочее.
Во время взлета авиалайнером расходуется огромное количество авиакеросина, так как машина тяжела и велика по своим габаритам. Но при достижении необходимого уровня высоты, где работа всех систем оптимизируется, и авиатопливо начинает расходоваться экономно.
Скорость взлёта
Схема салона самолета Аэробус А330 300 Аэрофлот
Очень важным показателем для осуществления пассажирских авиарейсов является темп, с которым самолёт отрывается от земли, то есть взлетает. Чтобы тяжеленный лайнер смог оторваться от земной поверхности, нужно развить достаточно высокий темп. Тогда крылья получат нужную подъёмную силу. В связи с этим, более крупные суда развивают большую скорость при подъёме, чем их более лёгкие младшие братья. Для примера Boeing 747 для того, чтобы оторваться от поверхности земли должен разогнаться до 270 км/ч, а Як-40 для этого нужно разогнаться только до 180 км/ч. В среднем скорость пассажирского самолёта при взлёте составляет 200-270 тысяч метров в час.
Авиалайнер поднимается в воздух
На быстроту взлёта могут влиять следующие факторы:
Для примера можно привести порядок взлёта самолёта Boeing 737. Сначала пилот разгоняет двигатели до скорости 810 оборотов в минуту и только после этого снимает лайнер с тормоза, начиная разгон по взлётной полосе. Набор темпа происходит, когда авиалайнер находится на всех трёх колёсах. При достижении разгона в 185 тысяч метров в час пилот поднимает нос самолёта и он едет по взлетной полосе уже на двух колёсах. И только при темпе 225 км/час воздушное судно поднимается в воздух полностью и начинает набирать высоту.
Изучаем основы
Поскольку коэффициенты передвижения воздушного судна измеряют время перелета, такие данные становятся важными критериями при разработке новых моделей бортов. Мы поэтапно рассмотрим вопрос, какая скорость у самолета при полете – ведь подобная проблема занимает и авиаторов, и пассажиров. Отметим, что современные модификации лайнеров способны передвигаться с показателями в 210–800 километров в час. Однако это значение – не предел возможностей.
Вопрос изучения скорости пассажирского лайнера интересен и авиаторам, и обычным людям — ведь этот показатель определяет время перелета
Сверхзвуковые борта перемещаются намного стремительнее. преодолевает барьер в 8 200,8 км/ч. Правда, сейчас подобные суда не эксплуатируются в гражданской авиации из-за ничтожной гарантии безопасности. Кроме того, причиной отказа здесь послужили и такие нюансы:
Учитывая немалое число других причин, ключевым моментом отказа от эксплуатации воздушного судна такого типа остается отсутствие достаточной безопасности пассажиров.
На какой максимальной высоте летают пассажирские самолеты
Некоторые страны закрывают воздушное пространство над своей территорией (или ее частью) из-за вооруженных конфликтов. Высокие горы служат причиной турбулентности на высоте. Все эти причины пилот должен учитывать при прокладывании маршрута. Согласованный с диспетчерами путь борта, а также средняя высота, на которой будет совершаться полет, называется «эшелоном». А вот природные катаклизмы в виде высоких грозовых туч нельзя предвидеть заранее. Обширная облачность приводит к большой турбулентности. И пилоту следует обогнуть тучи, чтобы избежать опасности. И лучше это сделать поверху, где никакие капризы погоды не страшны. Максимальная зависит только от типа машины. Например, ТУ-204 может подняться лишь на 7200 м. Новый ИЛ-62 – на одиннадцать километров. Такая же максимальная высота и у «Аэробуса А310». А какой самолет способен подняться в небо на двенадцать километров? Это машины с реактивными двигателями. Из пассажирских бортов на наибольшую высоту способен забраться «Боинг 737-400».
Сверхзвуковые самолеты
В 1960-е годы в военной авиации произошел прорыв, благодаря изобретению летательных аппаратов, способных развивать и преодолевать барьер скорости звука, что ни много ни мало 1191,6 км/ч в воздушной среде.
Неудивительно, что следом за сверхзвуковыми истребителями, бомбардировщиками и разведчиками, пришла пора пассажирских авиалайнеров. Вершиной данной задумки стали русский Ту-144, развивавший крейсерскую скорость 2300 км/ч и британо-французский Concorde, чья скоростная величина равнялась 2150 км/ч.
Оба самолета были произведены в 1970-х годах и, пройдя ряд длительных испытательных полетов, не всегда заканчивающихся успехом, начали грузовые и пассажирские перевозки. К сожалению, русский авиалайнер пробыл в воздухе всего семь месяцев с 1977 по 1978 гг., после чего «Аэрофлот», эксплуатировавший модель, прекратил все его рейсы.
Иностранному коллеге повезло больше, Concorde занимался пассажирскими перевозками с 1976 по 2003 год, после чего тоже был изъят из воздушной среды.
Причин этому много, одни из самых важных:
На сегодняшний день не осталось ни одной используемой модели сверхзвукового пассажирского авиалайнера, однако разработки подобного воздушного судна так и не прекратились.
Легендарное прошлое сверхзвуковой гражданской авиации Ту-144 и Конкорд
Раскрывая вопрос о том, с какой скоростью летают пассажирские самолеты сегодня, нельзя не упомянуть о сверхзвуковых пассажирских самолетах прошлого – “Ту-144” и «Конкорд». Эти две легенды мировой авиации увидели свет почти одновременно.
Над созданием сверхскоростного “Ту-144” работали лучшие умы Советского Союза. Он совершил свой первый испытательный полет в конце 1968 года.
«Конкорд» был детищем франко-британского союза авиаконструкторов. Он впервые поднялся в небо в начале 1969 года.
Оба самолета внешне были очень похожи друг на друга. Скорость “Ту-144” составляла 2 300 км/ч, скорость «Конкорда» 2 150 км/ч.
Существенным недостатком обоих монстров авиации был невыносимый шум во время полета, исходивший от двигателей и системы кондиционирования.
Первая катастрофа с “Ту-144” произошла в 1973 году на международном авиасалоне Ле-Бурже во Франции. Самолет рухнул на землю прямо во время испытательного полета. Точная причина этой катастрофы осталась неизвестна. В 1978 году случилась второе крушение – в Московской области во время контрольно-приемочного полета загорелся борт самолета. Летчикам удалось посадить машину и эвакуироваться, но остановить огонь не представилось возможным – самолет сгорел. После этого случая пассажирские полеты на “Ту-144” были прекращены навсегда.
Борта самолетов «Конкорд» продолжали успешно осуществлять пассажирские полеты вплоть до 25 июля 2000 года. В тот страшный день пассажирский лайнер «Конкорд», выполнявший полет из парижского аэропорта Шарль де Голль, совершил падение через 3 минуты после взлета. Погибло 113 человек. Эта трагедия послужила поводом для запрета на использование самолетов «Конкорд». Впоследствии этот запрет был снят, так как по результатам детального обследования технического состояния всех самолетов «Конкорд» не было выявлено ни одного дефекта. Однако в 2003 году крупнейшие авиакомпании Великобритании и Франции объявили об отказе от эксплуатации судов этой марки.
С тех пор мировая гражданская авиация отдает предпочтение более простым, тихим и экономичным дозвуковым судам, а использование сверхзвуковых аппаратов для пассажирских перевозок осталось в прошлом.
Попытки обогнать звук в пассажирских авиаперевозках
В конце 60-х годов прошлого века весь мир узнал о сверхзвуковых пассажирских самолётах. Первый полёт был совершён на Советском Ту-144. Через год в воздух был поднят франко-английский «Конкорд». Первый мог лететь 2300 км/ч, а второй — 2150 км/ч. Эти показатели позволяли пассажирам возвращаться назад по времени. Самолёт, вылетевший в 9 утра из Англии, прилетал в Америку в 7 утра. Всего за историю было выпущено 16 Ту-144 и 20 «Конкордов».
В связи с тем, что это были очень неэкономичные самолёты и после ряда катастроф с их участием, они были сняты с дальнейшей эксплуатации на пассажирских авиаперевозках. В сегодняшние дни они являются музейными экспонатами истории авиаперевозок. В семидесятых годах прошлого века в СССР была начата разработка нового сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-244. Но попытка создать сверхскоростной, экономичный, а главное безопасный авиалайнер до сих пор не закончена. Официальных данных о стадии проекта пока не известны. Кстати, в других странах пока тоже ничего не известно об успехах в создании такого вида авиалайнеров.
Соображения безопасности
Средняя высота полета пассажирского самолета в 10 000 метров выбирается отчасти из соображений безопасности. Почему же пилоты останавливаются именно на этом значении? На это имеется несколько причин:
Скорость посадки
В конце полёта пилот должен благополучно посадить летающую машину. Это самый важный этап всего полёта, когда пилот успешно сажает многотонную махину, и она легко катится по взлётным полосам.
При посадке на взлетную полосу пилот выполняет следующие действия:
Посадка воздушного судна
Для крупных авиалайнеров непосредственная посадка начинается приблизительно с высоты 25 метров над поверхностью земли. Более мелкие самолёты начинают посадку с меньшей высоты. Живость посадки зависит от размеров, веса воздушного лайнера и внешних погодных условий. В среднем обороты при посадке немного ниже, чем обороты самолёта при взлёте и составляют от 150 до 230 километров в час.
Теперь, когда известны такие главные параметры темпа пассажирских воздушных судов, как крейсерская, при посадке и при взлёте, любой сможет более уверенно себя чувствовать на борту. Также всегда можно будет более эффективно подобрать рейс для себя, зная модель и класс авиалайнера.
Беспилотные соперники
Сейчас самым стремительным воздушным судном в мире с беспилотным управлением является Boeing X-43, построенный на реактивном двигателе. Первый полет аппарата оказался неудачным, так как самолет потерпел крушение, продержавшись в воздухе только 11 секунд. Но уже третий полет X-43А увенчался установкой нового мирового рекорда скорости – 11 230 км/ч.
Orbital Sciences Corporation Х-34 мог бы получить звание самого быстрого самолета, но этому препятствует одно «но». В теории судно может разгоняться до 12 144 км/ч. Однако, во время экспериментальных полетов он не смог догнать своего главного соперника и набрал скорость менее 11 230 км/ч.
Первые разработки
«Илья Муромец» – первый самолет гражданского типа. Раньше они летали не более 105 километров в час. Современные пассажирские самолеты летают, преодолевая 500-900 километров за час, при этом данный показатель не является пределом.
Сверхзвуковые разработки перемещаются гораздо быстрее и существенно экономят время, поэтому называются скоростными. Их максимальная скорость составляет 8200,8 километров за час. Из-за невозможности обеспечить надежный уровень безопасности, их не используют для транспортировки людей.
На это есть несколько весомых причин:
На сегодня нет функционирующих сверхзвуковых лайнеров для транспортировки пассажиров. В истории строения авиатранспорта подобных моделей было только две:
Понятие и значение скорости при взлёте и посадке
Чтобы определить с какой скоростью летит самолёт, надо взять расстояние им преодолённое и разделить на время в полёте. Так как у лайнера за всё время полёта это значение будет меняться то, естественно, мы в итоге получим среднюю величину
То есть, чтобы получить более точные данные надо будет брать во внимание более короткие отрезки времени. Например, при взлёте и посадке лайнера его скорость будет в пределах от 200 до 300 км/ч
Когда же он достигнет высоты эшелона, то она будет равна величине крейсерской. Пилоты пассажирских авиалайнеров ориентируются по показаниям приборов и передают их пассажирам, выводя данные на экраны мониторов.
Если рассматривать скорости самолётов при взлёте, то этот показатель индивидуален для каждого авиалайнера. Взлёт осуществляется за счёт подъёмной силы, при достижении определённого значения разбега по взлётно-посадочной полосе. Кроме этого, в увеличении подъёмной силы большую роль играет изменение конфигурации крыла. Эту роль выполняют закрылки, расположенные на крыле. При взлёте они опускаются на 15 градусов и лайнер начинает разбег. Как только будет достигнута скорость, при которой сила подъёма превысит вес лайнера, он начнёт взлетать.
Отсюда понятно, что чем тяжелее лайнер, тем ему требуется более высокое значение разбега. Например, Боинг-737 взлетает достигнув 220 км/ч, Боингу-747 требуется уже 270 км/ч, а вот небольшому Як-40 достаточно 180 км/ч. Примерно то же самое происходит при посадке лайнера. За счёт закрылков увеличивается площадь крыла и уменьшается скорость до 220—240 км/ч и лайнер начинает снижаться. Стоит только увеличить её значение, как он опять будет взлетать.
Посмотрите впечатляющее видео вертикального взлета самолета.