на какую высоту взлетает вертолет
Сколько у вертолета потолков
Для технической характеристики вертолетов специалисты используют термин «потолок».
Что такое потолок
В авиации потолком называют максимальную высоту, которую конкретный летательный аппарат может набрать при определенных условиях. Потолок измеряют и указывают для стандартных погодных условий, которые рассчитываются по параметрам международной стандартной атмосферы.
Международная стандартная атмосфера (МСА) — расчетная модель изменения температуры и плотности воздуха, а также атмосферного давления и кинематической вязкости воздуха с изменением высоты над уровнем моря.
Реальные погодные условия могут отличаться от шкалы МСА. Это приводит к изменению заявленного потолка летательного аппарата. Причину такой ситуации легко понять на примере вертолета.
Способность винтокрылой машины набирать высоту определяется производительностью двигателя и тягой основного винта. Плотность воздуха прямо влияет как на работу силовой установки, так и на эффективность несущего винта. Уменьшение этого показателя снижает реальную мощность двигателя и тягу.
В свою очередь, температура и атмосферное давление влияют на плотность воздуха. Поэтому изменение даже одного из показателей меняет заявленный потолок летательного аппарата.
Какие бывают потолки
Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.
Теоретический, или статический, потолок
Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.
Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.
Практический, или динамический, потолок
Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.
На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.
Максимальная высота полетов для вертолетов
Француз Жан Буле установил абсолютный рекорд высоты полета на вертолете Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году. Он поднялся на 12 442 метра. Отважному пилоту пришлось сажать винтокрылую машину в режиме авторотации, так как из-за большой нагрузки двигатель отказал.
Есть еще один известный рекорд практического использования вертолета на большой высоте. Французский пилот Дидье Дельсаль посадил вертолет Airbus Helicopters H125 на Эверест на высоте 8850 м.
Обратите внимание на важные детали: практический потолок Aérospatiale SA.315B Lama составляет 5400 метров. Для Airbus H125 этот показатель равен 4600 метров. То есть пилоты Буле и Дельсаль сумели поднять винтокрылые машины гораздо выше заявленных производителем потолков.
Отечественные пилоты также решают практические задачи на экстремальных высотах.
В 2007 году спасатели с риском для жизни на вертолете Ми-8 сняли со скалы на высоте около 5000 м двух альпинистов на Безенгийской стене.
В 80-е годы XX века Ми-8 применялся для доставки грузов на Памирское плато на высоту 6100 м. Воздушные суда не садились, а сбрасывали груз.
В 70-е годы пилоты вертолета Ми-4 эвакуировали тяжелобольного пациента с Памира с высоты 6000 м. Чтобы взлететь, вертолету пришлось совершить разбег по самодельной взлетно-посадочной полосе. Также с борта демонтировали часть оборудования, чтобы уменьшить массу.
Как высоко летают самые популярные коммерческие вертолеты? Вот информация по некоторым типам воздушных судов:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
А на какую максимальную высоту сможет подняться вертолет?
Вертолётом принято называть винтокрылый летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная и движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Главным его достоинством является способность совершать взлёт и посадку по вертикали — вертолёт может взлететь и приземлиться в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
Кроме того, сильной стороной вертолёта является манёвренность: они способны к зависанию в воздухе и даже к полёту задом наперёд. Кроме того, винтокрылые машины могут перевозить груз на внешней подвеске, даже весьма громоздкий, а также выполнять монтажные работы. Основные недостатки, присущие всей винтокрылой технике, это значительно меньшая скорость полёта и повышенный удельный расход топлива.
Также к недостаткам вертолётов можно отнести и сложность в управлении. У вертолётов с реактивным приводом несущего винта резко усложняется посадка на авторотации, так как при отключении двигателей большое лобовое сопротивление гондол двигателей быстро замедляет вращение несущего винта, а также высокий шум и большая заметность от факелов двигателей.
Но на какую высоту может забраться вертолёт?
Действующий с 1972 года рекорд принадлежит французскому вертолёту Aerospatiale SA 315B Lama, разработанному для высокогорных районов Индии и Непала — 12 442 метров! Правда, в ходе полёта двигатель заглох и пилот поневоле поставил еще один рекорд — самый продолжительный спуск на вертолёте в режиме авторотации.
А рекорд высоты для горизонтального полёта установлен годом ранее на американском вертолёте Sikorsky CH-54 Tarhe — 11 010 метров.
На какую максимальную высоту может подняться вертолёт: рекорд
Двигатель забравшегося на рекордную высоту вертолёта заглох из-за низкой температуры
Вертолётом принято называть винтокрылый летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная и движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Главным его достоинством является способность совершать взлёт и посадку по вертикали — вертолёт может взлететь и приземлиться в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
Кроме того, сильной стороной вертолёта является манёвренность: они способны к зависанию в воздухе и даже к полёту задом наперёд. Кроме того, винтокрылые машины могут перевозить груз на внешней подвеске, даже весьма громоздкий, а также выполнять монтажные работы. Основные недостатки, присущие всей винтокрылой технике, это значительно меньшая скорость полёта и повышенный удельный расход топлива.
Также к недостаткам вертолётов можно отнести и сложность в управлении. У вертолётов с реактивным приводом несущего винта резко усложняется посадка на авторотации, так как при отключении двигателей большое лобовое сопротивление гондол двигателей быстро замедляет вращение несущего винта, а также высокий шум и большая заметность от факелов двигателей. Но на какую высоту может забраться вертолёт?
Действующий с 1972 года рекорд принадлежит французскому вертолёту Aerospatiale SA 315B Lama, разработанному для высокогорных районов Индии и Непала — 12 442 метров! Правда, в ходе полёта двигатель заглох и пилот поневоле поставил еще один рекорд — самый продолжительный спуск на вертолёте в режиме авторотации. А рекорд высоты для горизонтального полёта установлен годом ранее на американском вертолёте Sikorsky CH-54 Tarhe — 11 010 метров.
На какую предельную высоту может взлететь вертолет?
Двигатель забравшегося на рекордную высоту вертолёта заглох из-за низкой температуры
Вертолётом принято называть винтокрылый летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная и движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Главным его достоинством является способность совершать взлёт и посадку по вертикали — вертолёт может взлететь и приземлиться в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
Кроме того, сильной стороной вертолёта является манёвренность: они способны к зависанию в воздухе и даже к полёту задом наперёд. Кроме того, винтокрылые машины могут перевозить груз на внешней подвеске, даже весьма громоздкий, а также выполнять монтажные работы. Основные недостатки, присущие всей винтокрылой технике, это значительно меньшая скорость полёта и повышенный удельный расход топлива.
Также к недостаткам вертолётов можно отнести и сложность в управлении. У вертолётов с реактивным приводом несущего винта резко усложняется посадка на авторотации, так как при отключении двигателей большое лобовое сопротивление гондол двигателей быстро замедляет вращение несущего винта, а также высокий шум и большая заметность от факелов двигателей. Но на какую высоту может забраться вертолёт?
Действующий с 1972 года рекорд принадлежит французскому вертолёту Aerospatiale SA 315B Lama, разработанному для высокогорных районов Индии и Непала — 12 442 метров! Правда, в ходе полёта двигатель заглох и пилот поневоле поставил еще один рекорд — самый продолжительный спуск на вертолёте в режиме авторотации. А рекорд высоты для горизонтального полёта установлен годом ранее на американском вертолёте Sikorsky CH-54 Tarhe — 11 010 метров.
Куда долетит вертолет в горах?
— Как пилоты получают допуск к полетам на высоте?
— Начнем с того, что все пилоты имеют определенный уровень подготовки. Попадая в те или иные условия, выполняя те или иные полеты, они получают определенные допуски. На самолеты, на которых они возят пассажиров, они имеют допуск по минимуму погоды для захода на посадку. У вертолетчиков также есть минимум захода по приборам, и есть допуски по видам авиационных работ – к полетам с грузом на внешней подвеске, допуски по выполнению полетов в горах на разные высоты, допуски к отстрелу диких животных, к выполнению поисково-спасательных работ…
Горы, а точнее, полеты в горах являются довольно сложным видом летной подготовки, особенно в перевозке грузов на внешней подвеске, и они также проходят поэтапно. Невозможно сразу получить допуск на 5000 м. Сначала пилот получает разрешение летать на 1000, на 2000, на 3000 метров, а после 3000 – через каждые 500 метров.
— Назовите самый высокий допуск. Это 6 тысяч метров?
— Ну, вертолеты так высоко не летают… У меня максимальный допуск – 5800 метров, я больше просто не летал… Можно, конечно, забраться выше, но это единичные случаи, и проводить специальную тренировку для того чтобы летать на 7000, не имеет смысла. Обычные рабочие высоты – до 4000, 5000 метров максимум, а выше – только в индивидуальном порядке, небольшими группами.
— Это среди всей гражданской и военной авиации?
— Военные – они, в основном, занимаются военными делами, но на больших высотах не воюют: в Афганистане война шла до 3000 метров, выше там просто делать нечего. При необходимости кто-то получает допуск на бОльшие высоты – допустим, пограничники, которым надо что-то завезти; но в армии, в основном, высоты не более 4000.
— Сколько существует пилотов с допуском выше 4000 м?
— Единицы или десятки?
— Нет-нет, единицы… Сейчас очень многие уходят. Характерно даже для компании «Эльбрусавиа» – когда-то здесь были большие допуски у Севостьянова, это считалось грантом, он здесь всю жизнь летал. Но теперь ушел на пенсию. Пилоты, которые имели высокие допуски, – все на пенсии. Происходит смена поколений; и потом, тренировка – затратная процедура, много летать могут себе позволить не все. МЧС, к примеру, может позволить себе жечь топливо – а оно очень дорогое, – но частные компании не могут, поэтому совмещают подготовку с производственными полетами. Так что имеем определенные трудности.
— У альпинистов возникает необходимость выполнять поисково-спасательные работы – лавиной накрыло, замерз, случился катаклизм. Погода улучшилась, но для того чтобы туда залететь, пилоту нужен допуск. Даже не то что допуск – нужно уметь летать на эту высоту. А для этого нужна тренировка. Даже если вы получили допуск и год не летаете, без контрольных полетов навык утрачивается, вы не имеете права летать…
— Сразу минус 500 метров, да?
— Нет, вообще на эту высоту. На все высоты без контрольных полетов вас не допустят.
— Для получения допуска нужен инструктор и часы налета, правильно?
— Первый допуск дается на 1000 метров, потом, после налета в 100 часов, дается следующий допуск, и так вот через каждые 100 часов. И выше, выше… Все это делается поэтапно, без форсирования.
— В нашей стране, кроме вас, кто-либо может давать допуски и тренировать пилотов?
— Если он умеет сам и подготовлен в качестве инструктора – да.
— У нас есть такие?
— Ну, до 4000 – есть, а выше 4000… Есть небольшая группа людей, не больше десятка… Даже меньше, человек шесть всего.
— И они могут поднимать людей до своей категории?
— А у скольких членов экипажа должен быть допуск?
— У командира прежде всего. Механику не нужен допуск, он эксплуатирует технику, он получает общий допуск для выполнения работы в качества механика на пилотируемом вертолете. Второй пилот получает допуск для выполнения полетов под руководством командира.
— Еще один вопрос по допускам: насколько неправомерно нарушение высотного допуска, чем это грозит командиру воздушного судна и экипажу?
— Это примерно то же самое, что выезд на встречную полосу движения, езда в пьяном виде… Лишение прав, свидетельства пилота. Могут вообще лишить – в зависимости от тяжести проступка.
Руководит всем командир, он принимает решение, поэтому и отвечает он. Мы жестоко наказываем за эти вещи, жизнь показывает, что нарушения выполнения полетов выше допуска.
— У Ми-8 и Ка-32 похожие характеристики относительно высоты, тем не менее, чем они отличаются в поведении?
— Поведение, может быть, у них одинаковое – воздух и там и там разрежен, двигатели одинаковые, но они отличаются компоновкой. Ми-8 имеет один несущий винт и один хвостовой, и последний отбирает часть мощности основного винта на компенсацию реактивного момента. Ка-32 имеет соосную схему: вращаются два винта в разные стороны, реактивный момент компенсируется, и вся мощность идет на создание подъемной силы. Это – выигрыш «кашки».
Но у «Ка» есть и особенности… Я не знаю случая, чтобы она села на высоту больше 5000 м – хотя испытатели, наверное, садились. У него есть определенные условия обтекания винта: нижний винт работает в воздухе, который отбрасывается верхним винтом, поэтому в «висении» есть определенные потери.
Ми-8, в свою очередь, имеет более просторную кабину, он более универсальный. То, что мы грузим в Ми-8, вряд ли вы загрузите в «Ка». Никто не делает специальные вертолеты для того чтобы просто летать в горах, вертолет делается с какими-то целями.
— Много у нас в стране «мишек»? В МЧС, например?
— Сколько точно – не могу сказать. Наверное, несколько десятков, они разбросаны по всей стране. Не владею информацией по количеству, но парк хороший.
— Они производятся с какой-то регулярностью?
— Да, по заказу, конечно, завод в Казани или в Улан-Удэ вам сделает «восьмерку» любой модификации на любой вкус.
— Ближайшие к Кавказу вертолеты МЧС располагаются в Ростове, Сочи, Ставрополе – в общем, в двух часах лета…
— Сколько стоит полетный час Ми-8?
— Цена постоянно плавает, как и цена на нефть. Основное – это цена топлива. Она колеблется на разных типах вертолетов Ми-8 (в зависимости от модификации) где-то от тысячи до двух с половиной тысяч долларов в час.
— Еще есть места, где за 1000 долларов в час можно купить час полета Ми-8?
— Да, есть такие места. Есть и дешевле, это – рынок, в разных регионах по-разному. Цена складывается так: например, вертолет стоит 10 миллионов и у него, например, 10 000 часов до ремонта. Делим цену на количество часов, и вы получите ту составляющую часть цены, которая идет на реновацию. Потом есть цена обслуживания, зарплата пилотов, цена топлива (в разных регионах она разная), аэронавигационное обслуживание, аэродромное обслуживание.
— Сколько керосина в час потребляет Ми-8?
— В каком случае вертолет полетит кого-либо спасать? Что для этого должно произойти, от кого должен прийти сигнал?
— Они как-то договариваются с МЧС?
— Нет. Местная больница заключает договор с авиакомпанией – например, когда нужно перевезти больного, в любое время дня и ночи его нанимают, он полетит забирать пациента. А МЧС сейчас делает специализированные подразделения для оказания срочной медицинской помощи на автодорогах – там, где машина не сможет быстро доставить. В Москве, кстати, тоже летают легкие вертолеты Ка-105, Ка-117, оборудованные реанимационными аппаратами по последнему слову.
— К примеру, служба МЧС приняла решение спасать человека. Сколько времени проходит от сигнала бедствия до взлета машины?
— Кем регламентируется возможность взлета при заданных погодных условиях?
— Вообще принимает решение командир. Он запрашивает разрешение на вылет в службе, которая получает информацию от метеостанций о наличии погоды. Есть условия, при которых нельзя летать, пилоты это знают. Если погода не соответствует этим условиям, а ты запрашиваешь, тебе просто не разрешат взлетать. Например, облачность. Здесь сидишь, и облачности внизу практически не наблюдаешь – почему бы мне не взлететь? По ущелью можно пролететь, пожалуйста, никто тебе не выскажет, но ходить, например, на Эльбрус, пробивать облачность…
В горах полеты в облаках ниже безопасной высоты запрещены. Уже было много случаев, когда сталкивались с горами. Поэтому для данного района рассчитывается безопасная высота, и если ты попадаешь в облака, ты должен набрать безопасную высоту, прекратить задание, доложить и следовать на запасной аэродром.
— В какое время суток могут выполняться полеты в горах?
— Только в светлое время. В горах ночью полеты запрещены. За тридцать минут до захода солнца ты должен сидеть. Но на равнине летают…
— Бывают идеальные спасработы: человек получает травму, за ним практически сразу прилетает маленький вертолетик со спасателем на тросе, забирает. И клиент через полчаса оказывается в столице района. Возможна ли у нас подобная схема?
— Какие вертолеты используются на высотах более 4000 метров?
— В основном Агуста-109 и Коала, Еврокоптеры 350-й и 355-й. Они дешевле Ми-8, потому что маленькие.
— А если представить, что на Кавказе будет стоять такой маленький вертолетик для спасения людей?
— Ну ради бога, надо сделать такой вертолет… Поставить высотные двигатели, натренировать пилотов – и будут спасать. Это все требует определенных затрат, это ясно. Но в принципе все возможно. Все упирается в деньги. Разработки есть, на бумаге знаете сколько всего сделано?
— У российских спасателей есть опыт работы человека на тросе, на подвеске?
По материалам risk.ru
Полную версию текста и фото можно посмотреть здесь
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter