на какую звезду шли волхвы
Откуда взялась Вифлеемская звезда?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.
Поклонение волхвов. Джорджоне, 1504
Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?
Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.
А бесхитростное упоминание о звезде как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была звезда или нет?
Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе звезды.
Иоганн Кеплер (1571–1630)
Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.
Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.
Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.
Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.
Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя.
Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды
Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!
Вифлеемская звезда
«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)
В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.
Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)
А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.
Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».
Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).
С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».
Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».
Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит свт. Василий.
В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».
Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).
Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).
Живое Предание
Почему волхвы пошли именно за этой звездой
Колледж, где изучают Библию.
Рождество приблизилось еще на неделю. Повсюду мы видим, как люди готовятся к Новому году и Рождеству. Яркие огни, шары, елки… Многие уже украшают дома к празднику. В вашей семье еще нет нарядной елки, радующей глаз фонариками и увенчанной яркой звездой?
Традиция украшать елку — вовсе не советская, как думают некоторые, и звезда на елке — не кремлевская, а Вифлеемская. С середины XIX века во всех домах России наряжали елки: сверху водружали Вифлеемскую звезду, внизу устраивали вертеп.
Появление звезды
Рождение Сына Божьего сопровождалось удивительным небесным явлением — возникновением на небе яркой и необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2:1–2).
Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.
В Священном Писании подобные небесные знамения упоминаются не единожды. Такое происходило с царем Езекией, когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар 20:8–11, Ис 38:2–8). Также мы читаем, что по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав 10:12–14). Знали ли об этих историях мудрецы Востока, нам неизвестно. Но они хорошо знали карту звездного неба и с большим почтением относились к звездам, связывая их с судьбами отдельных людей и всего мира.
В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть:
– кометой;
– соединением планет (парад планет);
– новой звездой;
– специально сотворенной особенной звездой;
– ангелом в образе звезды.
Не так важно, чем была эта звезда. Бог говорит с людьми на их языке. Волхвы читают небо, и Бог творит звезду, чтобы она указала им путь.
Но почему эту звезду волхвы сочли знамением рождения Царя в Израиле?
Ответ на этот вопрос дает нам Церковь во второй паремии Рождественского сочельника из Книги Чисел (24:2–3, 5–9, 17–18).
Благословение Валаама
Попробуем мысленно перенестись на двенадцать веков раньше, к событиям Исхода.
В конце странствия по пустыне израильтяне достигли Моавитских владений и подошли к стенам Иерихона. Царь моавитян послал своих людей к знаменитому тогда прорицателю Валааму с просьбой прийти и проклясть Израиль, чтобы моавитяне смогли одолеть его. Валаам описывается как “муж с открытым оком”, слышащий слова Божии и видящий видения Всемогущего (Чис 24:3–4). Он мог бы стать величайшим пророком Ветхого Завета, но корысть, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему в этом. Вот и сейчас он идет, поначалу желая обогатиться, но Бог вмешивается и принуждает его благословить Израиль:
2 Был на Валааме Дух Божий.
3 И произнес он притчу свою и сказал:
5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;
7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].
9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
Валаам видит Израиль как оазис в пустыне, как райский сад. И вместе с тем он видит и грозную силу, сокрытую в этом народе. Он чувствует среди Израиля присутствие Господа. Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Прекрасен и благословен. Опасно проклинать его!
Но вот взгляд Валаама переносится вдаль, и он видит даже большее:
17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.
Что же он видит? В народе, особо отмеченном Богом, через довольно длительный промежуток времени должен появиться Некто, кто славой Своей будет подобен звезде, и кто при этом будет владеть жезлом, властью. Он должен победить врагов Израиля: моавитян, едомитян.
Отчасти это пророчество осуществилось в фигуре Давида. Но его победы не прошли проверку временем, довольно скоро подчиненные им моавитяне вновь обрели независимость, а ко времени Евангельской истории Израилем даже стал править потомок Едома — идумеянин Ирод.
Так кого же видел Валаам? Сам Господь открывает евангелисту Иоанну: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16).
Звезда от Иакова — это прообраз Самого Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Воплотившийся Сын Божий будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного, которая в ночи освещает нашу жизнь.Это поняли волхвы, и потому в церковных песнопениях они называются учениками Валаама.
Что для вас означает Рождественская звезда?
Это просто напоминание о празднике, радости?
Это точка в пространстве, указывающая на Богомладенца?
Это образ того, Кем является Сын Божий — по сравнению со всеми другими “звездами” и “жезлами” этого мира?
Вот как отозвался на этот вопрос Борис Пастернак:
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б. Пастернак, «Рождественская звезда». 1947 г.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания