на крите какое движение машин
Про особенности ПДД в Греции
Не так все страшно, как рассказывают.
Я проехал с семьей материковую Грецию от Афин до границы с Албанией на Nissan Micra. Ездили и по магистралям, и по горным дорогам, и ничего страшного в вождении по Греции нет. Привыкнуть к поведению местных водителей можно за день.
Про то, что нужно знать для безопасной езды по Греции, я расскажу.
Когда стоишь на обочине в Афинах, кажется, что на дороге одни наркоманы, которые непонятно как движутся. Но когда садишься за руль и сам въезжаешь в этот поток, все становится понятным и логичным.
Я брал машину в центре Афин и сразу от офиса Европкар выехал в поток на Сингру авеню. Первые минуты волосы на голове шевелились бы, если бы они у меня там были. Но через пару светофоров я уже расслабился и думал, как лучше выехать из города, потому-что навигатор показывал что-то странное.
Про навигатор будет отдельный рассказ, а сейчас будем разбираться с правилами.
Ограничение скорости
Превышать скорость здесь нельзя — что на знаке, то и на спидометре.
За превышение скорости менее, чем на 20 км/ч, штраф 40 евро.
Другое дело, что все камеры у них отмечены большими, заметными знаками, а полицейские скорость не меряют или делают это очень редко. Местные ездят как хотят.
Ограничения скорости в Греции следующие (если нет знаков):
В Греции очень много знаков ограничения скорости, скорее всего вы всегда будете знать, с какой скоростью можно ехать на данном участке.
Говорят, что тут все превышают скорость. Многие, но не все.
Тут все как у нас, кто-то тащится, а кто-то несётся. Есть и безбашенные водилы на ауди и молодежь на старых Пежо, есть старички на Мерседесах, и девушки на маленьких трёхдверных машинках. Все едут по-разному. Но, в основном, все очень культурно.
Особенности расстановки знаков
Основная особенность в том, что знаков приоритета очень мало. Сами знаки как в России — ничего необычного, только тут они иногда маленькие и незаметные.
В Википедии есть таблица с греческими знаками, но она не полная. Есть полная таблица, но она на греческом.
В городах и на загородных дорогах
Знаков приоритета почти нет. Особенно знаков «Главная дорога». Нужно догадываться, что ты на главной. Обычно знаки расставлены так, что если знаков нет, то это главная дорога, если на перекрестке висит знак STOP — вы по второстепенной пересекаете главную. STOP у них висит вместо привычного в России «Уступи дорогу».
Нет знаков — ищи помеху справа, нет помехи справа — езжай. Видишь знак STOP — уступай всем.
STOP — работает как у нас, но тут все его воспринимают как «Уступи дорогу».
Никто не останавливается, если по главной нет машины. Вообще-то это нарушение, но я тоже не останавливался. Иногда перекрестки идут друг за другом, и тормозить на каждом очень не удобно.
В городах улицы узкие, в том числе и в Афинах. Поэтому в Греции очень много одностороннего движения и знаков, запрещающих стоянку. Большинство знаков заляпаны рекламой или раскрашены вандалами. Многие вообще не читаются.
Время действия знаков пишут прямо на знаке, а не на табличке. Но там по-гречески, ориентируйтесь на местных.
На магистралях
Магистрали платные и очень хорошие.
Поборные станции каждые 50 — 70 км. За проезд берут от 1,5 до 4 евро. Больше мы не встречали. За это вы получаете автомагистраль с разрешённой скоростью 120 км/ч, с идеальным покрытием и безопасными съездами. Никаких одноуровневых перекрестков.
На магистралях установлены огромные знаки с ограничением скорости. Обычно там нарисована цифра 120. Огромные зеленые указатели с направлением съездов и другой информацией. Всё продублировано на английском. Тут сложно что-то перепутать.
Места отдыха обозначены буквой Р, у нас это обычно «елка и табуретка». Только на их магистралях в местах отдыха есть туалеты. В смысле не в лесу.
Оплатить проезд по магистрали просто.
Мы платили с карты или мелочью. Если с карты, то едем к окошку с оператором. У нас была Сбербанковская VISA — работала хорошо.
Окно с оператором обозначено табло с человечком, обычно оно синего цвета, иногда зеленое. Говорить ничего не надо: улыбнулись, протянули ему карту, забрали ее обратно, шлагбаум открылся — поехали дальше.
Чтобы заплатить монетами, заезжаем в проезд с воронкой. На табло тоже все нарисовано. Мы пытались сунуть туда карту, почему-то не принял. Мелочь в воронку ссыпали и поехали дальше.
Пункты оплаты обозначены заранее знаком Toll.
Сигналы светофоров
Все как в России: красный, желтый и зеленый.
Стрелка у них обычно не в дополнительной секции, а на отдельном светофоре со всеми тремя цветами.
В дополнительной секции есть две мигающие оранжевые стрелки. Это разрешающий сигнал: можно поворачивать, но нужно уступать, если кто-то едет по основному — зеленому сигналу.
Есть одна удобная штука: два мигающих жёлтых огня. Это значит, что на следующем светофоре сейчас загорится или уже горит красный. Это очень помогает от резких торможений и сомнений, какую педаль давить на жёлтый сигнал — газ или тормоз.
Я обычно, когда видел два мигающих желтых, переключал на нейтралку и катился, пока не увижу красный сигнал, потом начинал тормозить.
Особенности вождения в Греции
Водители, в основном, вежливые. Иногда слишком, и это мешает разобраться в местных правилах.
Местные водители почти не пользуются поворотниками. Перед маневром могут включить аварийку, чтобы привлечь внимание или не включить ничего.
Про парковку
Часто бывает так, что на обочине занято всё и везде. А остановиться надо. Встаем вторым рядом. На ночь машину так не оставишь, а выгрузить вещи, высадить семью и даже в кафе покушать можно. То есть нельзя, но если нет другого варианта, и вы не перекрыли всю улицу, то вполне допустимо. Полиция ко многому относится с пониманием.
В городах
Пешеходам никто не уступает. Пешеходы тоже ходят где попало, иногда даже не поворачивая головы.
Парковка очень плотная. Машины распихивают по всем щелям: ставят на переходах, загораживают выезды, даже в недостроенном доме видел паркуются. Мотоциклисты разве что в дома не заезжают. От этого ходить по Афинам очень неудобно. Все обочины запаркованы машинами, а тротуары мотоциклами.
В Греции важно уметь выполнять параллельную парковку. Другим способом можно не поместиться. Необязательно делать это с первого раза идеально, хотя бы за несколько маневров.
У меня сделать это с первого раза получилось один или два раза. В основном, я включал аварийку и ездил туда-сюда, пытаясь заехать поглубже между соседними машинами.
На горных дорогах
В Греции очень много серпантинов.
В частности, в Метеора. С подъемом вверх ничего особенного, а вот на спуске нельзя пользоваться нейтралкой. То есть, катиться на нейтралке под горку и постоянно притормаживать. Тормоза могут закончиться. Нужно воткнуть третью или вторую передачу, отпустить все педали и притормаживать только перед поворотами.
Если спуск длинный и пологий, и дорога позволяет, то нормально и на нейтрали — экономим бензин.
По магистралям ездить проще всего. Только платить надо иногда.
Я ничего не сказал про разметку, потому что она ничем не отличается от нашей, и ничего особенного там нет. Часто в районе перекрестков потоки разделены бордюрами и островками. Если заехали не в тот ряд, лучше не пытаться всех объехать и встать впереди — можно наскочить на бордюр.
Штрафы за нарушение ПДД
С 2018 года оплатить половину штрафа в 10-дневный срок не получится. Эту возможность отменили. Теперь только полностью.
Алкоголь за рулем
В Греции чуть-чуть можно:
Будут ли лишать прав водителя из другой страны на арендованном автомобиле, сказать сложно. Случаев таких очень мало. Забрать права полицейский может и, наверное, он так и сделает, но хранить их у себя в Греции они не будут. В лучшем случае, их передадут в ГИБДД по месту жительства или в посольство РФ, в худшем — потеряют.
В итоге запоминаем
Это всё, что нужно знать. Лучший способ сказать автору спасибо — поделиться его статьей.
Удачи на дорогах и в путешествиях. Спасибо, что читали.
Вождение на Крите: полезные советы для исследования Крита на автомобиле
Извилистые дороги и смотровые площадки, выходящие на море, делают путешествие порясающим, и из года в год привлекают множество туристов.
Как только Вы будете готовы к сюрпризам, ожидающим Вас впереди, путешествие по Криту станет комфортным, приятным, незабываемым и навсегда останется в Ваших сердцах.
Ниже описано все, что Вам нужно знать для максимально безопасного путешествия по Криту.
Правила критских дорог
Где бы Вы ни путешествовали, всегда найдется, как минимум, одно отличие от привычных Вам правил дорожного движения. Убедитесь, что Вы знаете об этих правилах, и Ваше путешествие по острову пройдет гладко. Помните, что на Крите правостороннее движение и автомобили по правую сторону от Вас первыми имеют право проезда. Кроме того, это означает, что автомобили, въезжающие на «круг», могут проезжать первыми, в то время как водители, которые уже находятся на «кругу», должны уступить.
Ограничения скорости
И вот Вы на отдыхе, расслабьтесь, Вам некуда торопиться. Это не Автобан и не Автострада. Ограничения скорости на Крите довольно стандартные, и водители должны их придерживаться во избежание проблем с безопасностью или законом. В населенных пунктах ограничение скорости составляет 50 км/ч (30 миль/час) и 90 км/ч (56 миль/час) на шоссе.
Обгон
Знаки
Дорожные знаки на Крите весьма бедны, часто покрыты растительностью или графити. Сохраняйте спокойствие, используйте здравый смысл и просто учитывайте ограничения скорости во время путешествия.
Низкий уровень топлива
Заправка топлива на Крите довольно проста и удобна, и большинство заправочных станций фактически обеспечивают полный сервис, поэтому Вам даже не прийдется выходить из машины. Кредитные карты принимаются не на всех заправочных станциях, поэтому удостоверьтесь, что у вас есть наличные средства. Не откладывайте на последний момент заполнение Вашего бака, т.к. многие заправки закрываются в 9 часов вечера. Хотя, заправочные станции около аэропортов Крита работают круглосуточно. Поверьте, последнее, чего бы Вам хотелось, это застрять на обочине, не имея возможности вернуться к себе в отель.
Что это за «домики» вдоль дорог?
Довольно распространенное зрелище в Греции – крошечные молельные домики, которыми усыпаны обочины вдоль шоссе. Они варьируются от маленьких стеклянных шкафов до алтарей из кирпича и обычно украшены свечами и небольшими подарками. Они устанавливаются вдоль дороги членами семьи людей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Такое зрелище может сделать путешествие по Греции более устрашающим, но их присутствие является хорошим напоминаем о том, что Вы должны соблюдать меры предосторожности, чтобы оставаться в безопасности во время вождения на Крите.
Советы для безопасного вождения на Крите
Будьте внимательны, бдительны и используйте здравый смысл – это и есть залог Вашей безопасности на Крите. Вот лишь несколько советов, как уберечься от неприятностей во время Вашего греческого путешествия.
Если Вы попали в чрезвычайную ситуацию и нуждаетесь в помощи, есть несколько экстренных телефонов, которые нужно всегда держать под рукой. Набрав 112, Вы дозвонитесь в экстренные службы на нескольких языках, которые помогут Вам вызвать скорую помощь, полицию или береговую охрану. Для техпомощи и буксира позвоните 1168, 100 для вызова полиции, 166 для вызова скорой помощи и 199 для вызова пожарной бригады. 112 – это 24-часовая горячая линия для помощи иностранцам в дороге.
Дорожные условия
Правильный критский этикет вождения
Знакомство с местным этикетом вождения поможет Вам сделать путешествие приятным и безопасным. Делайте, как римляне, или в данном случая, как греки. Несмотря на искаженное представление о плохих манерах вождения, местные жители на острове Крит довольно вежливые. То, что вы считаете грубым в своей стране, может является нормой в этой стране. Например, пешеходы, ожидающие перейти дорогу на пешеходном переходе, не пропускаются греческими водителями.
Однако на сфетофорах иногда мигает желтый свет, указывающий на поворот автомобиля и одновременно давая пешеходам зеленый свет для пересечения дороги. В данном случае ожидается, что водитель пропустит пешехода. Машины всегда будут отъезжать к обочине, чтобы дать другим проехать или освобождать достаточно место для порезда, когда автомобили сталкиваются на узких улочках. Но не ждите в свой адрес благодарности или учтивости, это не то, что делают греки. Кстати, открытая ладонь, часто используемая в других странах как знак благодарности, считается довольно грубым знаком для местных жителей.
Греческий характер имеет много общего с их поведением на дороге, и Вы должны об этом знать. Греческий менталитет предполагает, что ничего плохого с ними не произойдет. Это и вызывает их безрассудное поведение на дороге. Многие люди не пользуются ремнями безопасности, оставляя защиту своей жизни высшим силам, в которые они верят. Греки не воспринимают сигнал автомобиля как агрессию и часто используют его как предупреждение о том, что они собираются Вас обогнать. Не принимайте близко к сердцу, если, по Вашему мнению, Вам посигналили без обоснованных причин.
Советы по парковке
Парковка в больших городах является проблемой для многих мест. Старайтесь избегать парковки в центре города, лучше выберите окраину и прогуляйтесь до центра. Если это слишком далеко, в больших городах обычно есть платные парковки, хотя и они очень быстро заполняются.
Как избежать дорожной полиции
Никто не хочет иметь дело с ГИБДД, особенно находясь в отпуске. Старайтесь следовать правилам и предписаниям, чтобы избежать неприятностей с дорожной полицией. Вы часто будете видеть, как полицейские останавливают водителей за превышение скорости. Также есть радары скорости, установленные на обочинах дорог, поэтому не забывайте об этом во время поездки. Небольшое превышение скорости обойдется Вам в виде штрафа, но более крупные правонарушения могут привести к судебному разбирательству. Употребление алкоголя за рулем запрещено, поэтому избегайте этого любой ценой. Вы часто можете наблюдать, как местные жители гонят на красный свет или не одевают защитные шлемы, когда водят мотоциклы. Эти случаи являются незаконными, и хотя местных жителей, похоже, это совсем не волнует, Вы все же должны соблюдать правила, чтобы избежать неприятностей с полицией.
Прокат автомобиля
Если Вы турист, приезжающий на Крит для путешествия, Вы, скорее всего, будете без автомобиля. К счастью, аренда авто на Крите очень проста. Выбор местной компании по прокату автомобилей может обойтись дешевле, чем в одной из крупных европейских или американских сетей. Justrentals является примером местной компании, доступной и удобной для того, чтобы как можно скорее начать свое путешествие. В большинстве компаний бронь можно сделать онлайн и кредитные карты широко принимаются. Автомобили могут быть готовы прямо в аэропорту, чтобы Вы могли забрать их по прибытии.
Советы туристам без автомобиля
Велосипедисты, мотоциклисты и пешеходы должны быть осведомлены о дорогах на Крите. Мотоциклисты особенно должны быть в курсе о больших выбоинах и гравии на дорогах, чтобы оставаться в безопасности. Езда на велосипеде не очень распространена на дорогах Крита, поэтому, если Вы планируете велопрогулку по острову, имейте в виду, что для многих водителей будет непривычно делить дорогу с Вами и, как следствие, они не будут соблюдать безопасную дистанцию. Также будьте осторожны с пешеходами, которые гуляют прямо по улицам, не обращая никакого внимания на происходящее вокруг, что может привести к несчастным случаям. В свою очередь и пешеходы должны быть внимательны. Не во всех ситуациях у Вас есть право на пересечение улицы, поэтому будьте осторожны. На Крите не так много тротуаров и Вы часто будете вынуждены выходить на дорогу, поэтому не забывайте следить за автомобилями, едущими сзади Вас.
GPS с арендованным автомобилем
Если Вы не являетесь гением в технологиях, который может установить свой собственный GPS – навигатор с греческой картой, рекомендуется заказать устройство вместе с арендованным автомобилем. Прочтите статью Руководство к использованию GPS Sat Nav во время вождения на Крите.
Надлежащие документы, которые должны иметь туристы
Очень важно убедиться, что у Вас есть все необходимые документы для поездки на Крит. Для аренды автомобиля подходят все российские водительские удостоверения, в которых есть фотография и полное имя водителя, написанное латинскими буквами. Также принимаются международные водительские удостоверения. При наличии водительского удостоверения обязательно наличие действующего заграничного паспорта.
После прочтения всех этих правил и советов, вождение на Крите не должно больше Вас пугать. Даже если оно отличается от привычного Вам вождения, изучив местные правила и поведение, ничто не помешает Вам насладиться путешествием. Составляйте планы по прокату автомобиля и welcome to Крит для незабываемых греческих каникул.
Транспорт на Крите
Правила дорожного движения на острове Крит, автобусы, такси…
Какое движение на Крите: правостороннее или левостороннее?
На Крите правостороннее движение и автомобили с левым рулём, а большинство дорожных знаков похоже на российские. Есть минимальные отличия по размерам и цветам, но в целом и общем при хорошем знании правил дорожного движения вы будете чувствовать себя на дорогах острова очень свободно.
Правила дорожного движения в Греции и на Крите
Правила дорожного движения на Крите аналогичны российским. «Леворукие» машины, правостороннее движение, практически такие же знаки и разметка, но где-то могут несущественно отличаться размер, цвет или форма. К примеру, светофоры и почти все знаки в Греции меньше по размеру. Жесты регулировщика скорее будут походить на немое кино в духе «Ты — туда! Ты — сюда! Ты! Да, да! Я с тобой говорю! Ты — стой!», чем на те картинки, которые мы все видели в билетах на экзамене по вождению. В целом и общем с точки зрения ПДД картина мало чем отличается от привычных нам правил и если вы не заваливали теорию три раза — всё в порядке, вы в курсе дела.
Если у вас нет богатого опыта вождения в плотном городском трафике, то постарайтесь не заезжать в крупные города в первые дни аренды — для начала привыкните к машине и почувствуйте дорожное движение в менее хаотичных районах.
Отправляясь в поездку на арендованной машине, имейте в виду, что надписи на указателях дублируются на английском только на федеральной трассе и в крупных городах, тогда как на второстепенных дорогах и в деревнях будет только греческий язык. Каких-то особых сложных дорожных моментов (эстакад, сложных развязок и т.д.) на острове нет, а потому перемещаться на автомобиле или мотоцикле довольно легко.
Какую машину взять на Крите?
Ту, в которой вам будет удобно ездить — это главное. Плюсы маленьких машин — очень экономный расход топлива (5-6 литров на сотню километров) и удобство парковки в больших городах, что весьма и весьма важно. Минусы — обратная сторона их плюсов: машины Α и Β классов могут иметь очень слабые двигатели объёмом около литра. С такими «мощностями» лучше забыть о поездках в горы и серпантинах, равно как и о далёких переездах, например, через весь остров. Если же хочется поездить в полную силу — смотрите уровень Volkswagen Polo, Ford Focus или седаны. Для гор и бездорожья лучше выбрать джип, например Suzuki Jimny, но брать его на все дни путешествия ради одной-двух поездок в горы не стоит — не самая удобная и экономная машина.
Бензин на Крите
На заправках острова можно встретить обычный 95-ый и 98-ой неэтилированный бензин и дизельное топливо, часто — ещё и варианты 98-го с различными присадками и приставками типа «super» или «ultra» в названии, крайне редко — газ. Если вы взяли машину в аренду, то в случае бензинового двигателя вас будет интересовать, соответственно, обычный 95-ый «uleaded», в случае дизельного двигателя — обычный дизель, который, кстати, стоит немного дешевле бензина.
Т.к. не каждая станция примет кредитную карту, лучше иметь с собой наличные и заправлять автомобиль на определённую сумму, например 50 евро (хотя фраза «полный бак» — «full tank» — тоже сойдёт). Как правило, если вы не объяснили заправщику (а он не спросил) на сколько залить топлива, то он зальёт именно на ту сумму, которую вы ему дали, т.е. либо предупреждайте заранее, либо не думайте о сдаче. Также имейте в виду, что большинство заправочных станций закрывается вечером — по закону в каждом районе лишь одна обязана работать круглосуточно.
Сколько стоит бензин на Крите?
Стоимость бензина на Крите непостоянна и тоже зависит от сезона. В среднем рассчитывайте на 1.5 евро за литр 95-го топлива в ноябре 2021 года; тем не менее, Греция переживает не лучшие времена в плане экономики и финансов, так что цены год от года могут очень сильно меняться (1.4 — 2.0 евро за литр). Например, в мае 2013-го года можно было заправиться за 1,65-1,70 евро за литр 95-го, тогда как через месяц-другой цена уже поднималась до 1,90 евро, а в 2012-ом году некоторые заправки лили 95-ый за 2 евро уже к середине мая! Подробности — в разделе про транспорт на Крите.
Где покупать билеты на автобус на Крите?
Самое простое — у водителя в автобусе. В момент посадки и иногда уже во время движения (если в автобусе есть кондуктор). Также билеты продаются на автовокзалах и автобусных станциях, как правило — конечных. Кроме того, билеты можно купить в некоторых киосках, но они редко бывают на виду, и нужно будет переспросить у продавца.
Такси на Крите
Служба такси на острове развита очень хорошо, и пользоваться услугами подобного трансфера безопасно, подводные камни отсутствуют. Плюс это относительно не дорого, если не ездить через весь остров 🙂 В специальной статье мы в подробностях рассказывали сколько стоит такси на Крите и как им пользоваться, отдельно напомним только, что с недавних пор появилась возможность заказать такси из аэропорта Ираклиона (Heraklion) или Ханьи (Chania) заранее.
Большинство способов передвижения по острову Крит, стоимость проезда, аренды машины, бензина и т.п. мы описали в соответствующем разделе «Как добраться», но если у вас остались вопросы — задавайте.
Глазами водителя: по Криту на автомобиле
Наш опыт вождения в Греции и на Крите можно измерять десятками тысяч километров. На самых разных автомобилях. В разное время года и суток, в разные погодные условия и в разных районах. Не дальнобойщики и не хвастаемся, но со всей ответственностью можем говорить «ездили — знаем». И что же мы знаем? Мы уже рассказали, как арендовать машину на Крите, здесь же — неформальный взгляд на реальную обстановку на дорогах.
Здесь красиво
Первое и самое важное. Здесь очень красиво и мы получаем громадное удовольствие уже от самого процесса вождения. Конечно, речь не о толкании в «пробках» Ираклиона (Heraklio), но как только машина выбирается из крупных городов на трассу или в горы — всё начинается. Наш совет: арендуете машину — используйте её по полной.
Правила дорожного движения на Крите
Правила дорожного движения соблюдаются здесь… частично. Но сравнивая со стилем крупных городов (Москва, привет!) всё как-то… по-доброму. Нет хамства и наглости, но есть безалаберность и лень, нет явно рисковых и опасных умалишённых на ржавых «старушках», несущихся при этом со скоростью умалишённых уже другой категории — тех, что гоняют по встречке на заоблачно дорогих спорткарах с пятилитровыми двигателями, но превышения скорости есть и немаленькие. Да, при знаке в 60 или 70 км/ч поток может ехать 110 км/ч, особенно если речь идёт об участках между городами, кто-то внутри этого потока будет ещё и обгонять на 130-140 км/ч, но всё это происходит вполне безопасно — без подрезаний и внезапных перестроений. Т.е. специально лихачить никто не будет и вам этим заниматься тоже не нужно, а если с потоком трафика гонять не хочется — добро пожаловать в крайний правый ряд или на обочину. На Крите весьма неплохие дороги, особенно Федеральная трасса, и обочин это тоже касается.
Большинство знаков часто игнорируются чуть больше, чем полностью, особенно знаки вроде «парковка запрещена». В городах и деревнях грек с большой вероятностью остановится, запаркуется или поедет именно так, как ему удобно, а не как диктуют дорожные правила в данном конкретном случае. Впрочем, о правилах в деревнях вообще говорить не стоит. Это не означает, что на острове полный хаос, бардак и «битва грузовиков» — скорее действуют «понятия», но в хорошем смысле этого слова и термин из России 90-ых вспоминать не надо.
Как «разрулиться» на горной дороге, где на узком участке вы лоб в лоб встретили грека на джипе, а последний знак или разметку вы видели десять километров назад? Распознав в вас туриста, местный всегда уступит, сдаст назад, сам отъедет к опасному краю — сделает всё, чтобы вы не испортили друг другу день. Просто больше внимания на дорогу и по сторонам, особенно если едете в первый раз и обстановка совсем не знакома.
Что до самих знаков — в основном всё в порядке, и если вы будете ездить внутри какого-либо крупного города, то ничего странного не заметите. Однако, на остальной части Крита знаки используются очень интересно. «Опасный поворот» может всего лишь означать долгий и совсем не крутой поворот, эдакий минутный уход направо, тогда как по-настоящему короткий, резкий, опасный и потенциально аварийный слепой левый поворот в горах может обойтись и вовсе без отбойников и уж тем более знаков: просто дорога-то не федеральная, на все повороты знаков не хватает, так что где-то есть, где-то нет. Сначала пугаешься, со временем привыкаешь. Проскочили поворот? Не забывайте следить за указателями! Знак мог стоять в тех красивых зарослях олеандров справа…
Не сводите глаз с зеркала заднего вида? Полицейский джип, пристроившийся за вами три километра назад на чуть больше разрешённой на этом участке дороги скорости, может не только не включить мигалки по этому поводу, но не включив и левого поворотника… обогнать вас по встречной. Сплошные — не помеха. Тем не менее, этот же полицейский джип может завтра стоять в тени деревьев (греческие полицейские всё-таки переняли эту тему несколько лет назад) или под эстакадой с радаром — ловить вас, таких красивых и нарядных, и «договориться» с ним не получится. Полиция хоть и греческая, ленивая и неторопливая, но всё-таки — европейская полиция. Никуда не денешься.
Заправки
Мы много раз спрашивали греков на предмет «на какой заправке лучше покупать бензин?», но общие слова всё равно приводят к ответу в духе «где дешевле и удобнее». То ли наше разнообразие «качества» продукции до них не дошло, то ли ещё что… В итоге, ради интереса заправлялись на разных заправках: от мировых вроде BP и Shell и до менее известных греческих и местных. Если не говорить о «сервисе» и возможности купить кофе или жевательную резинку, а остановиться именно на качестве бензина, то нарваться на что-то негативное так и не удалось ни на одной из заправок: хорошая машина известного немецкого производителя ещё ни разу не брыкалась.
Цены же могут здорово варьироваться: по традиции дороже всего будет внутри городов и в горах; разница может быть, к примеру, 1,68 евро против 1,79 евро за литр 95-го. Если передвигаетесь немного — ерунда, но когда одометр прибавляет по три-четыре сотни километров за день, десять центов за литр начинают образовывать интересные суммы. Подробнее о ценах и заправках мы писали в статье «Аренда машины на Крите».
Парковки
В самых больших… да нет же, в любых городах острова с парковкам ситуация очень напряжённая, особенно в сезон. Вся разница в том, что в маленьких городах и деревнях о парковках особенно не задумываются и машину оставляют там, где это удобно (владельцу), тогда как в больших городах есть и платные, и бесплатные, и «только для жителей района» — на выбор. Чем ближе к центру или к какой-либо исторической части города — тем сложнее найти место, чтобы бесплатно бросить машину и не получить при этом штрафной квитанцией в лобовое стекло. Не нашли бесплатную стоянку или место, где в соответствии с правилами дорожного движения можно оставить авто, — ставьте на платную. Стоимость парковки везде разная и колеблется от «1-3 евро в час» до «2-3 евро за «пока не надоест». Не хочется тратить денег — подумайте о том, где может оказаться паркинг: большие супермаркеты, морской порт, технологические территории… Зачастую они окажутся достаточно далеко от интересующего вас места, но вы ведь решили сэкономить?
Полиция: я попался!
А вы думали — анархия, беззаконие и безнаказанность? Полиции на острове очень мало, особенно если чуть отъехать от побережья. Иногда складывается ощущение, что такой службы здесь и вовсе нет. Однако если вам повезло, вы попались и вина явно есть — не пытайтесь «договориться», т.к. полиция в принципе не имеет права взимать штраф или брать деньги. В случае небольшого нарушения сотрудники объяснят вам причину, выпишут квитанцию — и на этом всё, езжайте на пляж или куда вы так гнали? А, глядя на греков-нарушителей, тоже бросили машину под знаком «парковка запрещена»…
Суммы могут быть значительными: любите опасно погонять — пара-тройка сотен евро, бросили машину в запрещённом месте и создали этим пробку — полсотни-сотня, двойная сплошная или опьянение… Даже не думайте.
Штраф же необходимо будет оплатить в банке, причем того же района, в котором этот штраф вы заработали. Если поторопитесь и оплатите в первую неделю — скидка в 50% от суммы штрафа ваша! Затянете с оплатой или вовсе от неё откажетесь — сумма штрафа может значительно увеличиться, не говоря о прочих проблемах в ближайшем будущем. Прокатчик не будет брать на себя расходы по оплате штрафов — они останутся на вас.
Что до опьянения. Правила в Греции не такие жёсткие и допускают некоторое (небольшое) количество алкоголя в крови. Бокал вина или кружка пива — нормально. Бутылка узо — нет.
Своими глазами
Нет, на этом видео за рулём не авторы или создатели этого проекта 😉 Однако, оно весьма неплохо демонстрирует общую атмосферу дорог.
Вместо заключения
Ни в коем случае у вас не должно сложиться впечатления, что на дорогах Крита всё одновременно хаотично и очень сурово, а полиция будет не смыкать глаз — только бы вас подловить. Произойдёт уйма вещей, которых вы даже сами могли не заметить, и которые сойдут вам с рук, но если нарушаете серьёзно — у вас наверняка будут новые знакомые.