на небе ни клочка лазури в степи все гладко какой композиционный прием

На небе ни клочка лазури в степи все гладко какой композиционный прием

Эволюция поэзии состоит в непрерывном искании новых форм, новых средств изобразительности, позволяющих глубже и адекватнее выразить мысль.

Тропы

Компаративные тропы

В первой группе могут быть упомянуты прежде всего олицетворение, метафора, аллегория; причем метафора выступает в поэзии в качестве самого употребительного, основного тропа.
Поэзия метафоры как приема изменения значения слова на основании сходства особенно характерна для русского романтизма. Романтическому направлению в отечественной поэзии свойственны различные способы метафоризации высказываний.
В статье «Метафора в поэтике русских символистов» академик
В.М. Жирмунский подчеркнул значение метафоры в стихотворном языке: «В языке поэта метафоры оживают. Это оживление метафорического смысла слова достигается различными приемами. Иногда – несколько необычным сочетанием метафорических слов, например, вместо прозаического “бархатный голос” – у И. Анненского “эти в бархат ушедшие звуки”. В других случаях – более или менее последовательным развитием метафоры; например, вместо прозаического “отравленная жизнь”, “отравленное чувство” – у Баратынского “мы пьем- в любви отраву сладкую”; вместо обычного “горькие слова» – у А. Блока необычное и последовательное развитие той же метафоры: “Горек мне мед твоих слов”. Наконец, нередко оживление метафоры достигается метафорическим новообразованием (“неологизмом”), заменяющим износившийся поэтический образ другим, сходным по смыслу, но выраженным иными словами; например, вместо обычного “холодное чувство”, “холодная душа” – у А. Блока “снежная вьюга в сердце”, «снежная любовь” и т. д.; вместо прозаического “острые”, “резкие” (– “режущие”) слова – у Бальмонта “Яхочу кинжальных слов”…» [95]
Приемы и способы создания поэтических метафор столь разнообразны и индивидуальны, что требуют особого анализа творчества каждого выдающегося поэта именно с этой стороны. Самые интересные случаи использования компаративных тропов специально отмечены в разделе книги «Поэтические направления, школы, группы» применительно к тем поэтам, творчество которых в этом разделе рассмотрено. Здесь же кажется важным отметить, насколько различна была стилистическая обусловленность использования тропов в зависимости от того, к какому литературнообщественному движению относился поэт и какой эстетической программы он придерживался. В качестве иллюстрации приведем некоторые примеры и сопоставим их. Так, разделявший идеи «Общества любомудрия» талантливый, философски настроенный поэт Д.В. Веневитинов, который спешил каждую минуту своей жизни «обращать в поэзию» (по выражению князя А.Ф. Одоевского), в 1827 г. написал стихи к рисунку, на котором была изображена муза астрономии Урания с пятью звездами. В стихотворении поэт представил ее как божественное воплощение красоты и поэзии:

К ИЗОБРАЖЕНИЮ УРАНИИ

Пять звезд увенчали чело вдохновенной:
Поэзии дивной звезда,
Звезда благодатная милой надежды,
Звезда беззакатной любви,
Звезда лучезарная искренней дружбы,
Что пятая будет звезда?
Да будет она, благотворные боги,
Душевного счастья звездой.

О, помолись хотя раз.
Но всей глубокой девственной молитвой
О том, чья жизнь столь бурно пронеслась
Кружащим вихрем и бесплодной битвой,
О, помолись.
………
Когда бы ты всю бездну обняла
Палящих мук с их вечной лихорадкой.
Бездонный хаос и добра и зла,
Все, что душа безумно прожила
В погоне за таинственной загадкой.
Порывов и падений страшных ряд,
И слышала то ропот, то моленья,
То гимн любви, то стон богохуленья —
О, верю я, что ты в сей мрачный ад
Свела бы луч любви и примиренья…

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне.
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно.
Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,
Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,
Свет унося, покидая неверные тени.
……………….

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли.
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
…………..

Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Москва-старушка нас вскормила
Восторгов сладостных млеком
И в гордый путь благословила
За поэтическим венком.
…………….

Ах ты, горе, горе,
Горе горькое!
Где ты сеяно,
Да где выросло?
Во сыпучих ли песках,
Во дремучих ли
Лесах Муромских?

В лохмотьях истина блуждает,
Переходя из века в век,
И, как заразы, избегает
Ее, чуждаясь, человек.

Ее движенья не приветны,
Суровы грубые черты.
И неприглядны и бесцветны
Лохмотья грубой нищеты.

Она бредет, а с нею рядом,
Мишурным блеском залита,
Гордяся поступью и взглядом, —
Идет лукавая мечта.

Мечта живет кипучим бредом,
Светла, как радужный туман,
И человек за нею следом
Спешит в ласкающий обман.
………..

Вперед, забудь своп страданья,
Не отступай перед грозой, —
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
………………
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай,
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

Наш язык – слов гора алмазная,
Наш язык – золотая жила…

Источник

Анализ лирического произведения. А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…» статья по чтению (4 класс) по теме

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихи, «Какая грусть!», которые содержат в себе нотки пейзажной лирики, но основной идеей является внутреннее переживание лирического героя, его состояние души. Он переносит нас в конец аллеи, что может символизировать жизненный тупик, возможно кризис творчества. Перед глазами появляется образ человека, который смотрит в конец аллеи и видит одну и ту же картину. Она будто вечно преследует его и постепенно становится привычной, вновь исчезает в пыли аллея, вновь переливается блеск снега, который вызывает лишь безразличие.

Далее пейзаж становится еще более унылым, чувствуется опустошённость, угнетенность, ведь рядом нет ничего бодрящего, приятного для его взгляда, картина имеет очень унылый вид. Потом встает образ одинокого ворона, который не предвещает собой ничего хорошего, ведь это символ беды, несущий за собой лишь страдание и ужас, возможно, он означает появление каких-либо проблем, которые будет тяжело преодолеть, а также он означает одиночество.

Всё, что окружает лирического героя, оказывает влияние на его душевное состояние, чувствуется отчуждение от этого места. Он будто переживает застой, не может двигаться вперёд, нет никакого прогрессирования при данных обстоятельствах, душа приобретает образ окружающей картины, то есть перенимает холод и пустоту. От этого душа героя постепенно гибнет, что приводит и к творческой смерти.

Следующее четверостишие раскрывает суть такого состояния нашего героя. Глубоко в сердце он тоскует о прошедшей молодости, о душе, которая полна энергии и энтузиазма. Он надеется вновь увидеть свой родной край, без которого ему так плохо, без которого он гибнет…

В последней строфе настроение меняется, чувствуется улучшение душевного состояния героя, ведь он вспоминает родной край, от этих воспоминаний его душа будто вновь оживает, появляется стремление творить.

«Какая грусть! Конец аллеи…» А.Фет

«Какая грусть! Конец аллеи…» Афанасий Фет

Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей. Блеск, хрусталь, бриллианты — герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая сугроб, наметенный за вечер, с «мавзолеем», возведенным неведомой рукой.

Зимняя пора символизирует сон природы: последняя уподобляется заколдованной невесте, которая «спит во гробе ледяном». С тематикой холодного пейзажа связан мотив старости, которая серебрит «кудри темные», как деревья в мороз.

В стихотворении 1862 г. природная зарисовка неотделима от впечатлений и философских раздумий лирического героя. Синтетический, цельный характер мировосприятия задается зачином, где соединяются внешние приметы наступающей зимы и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.

Описанию «сплава» пейзажа и эмоций посвящена первая часть художественного текста. На переднем плане внимательного созерцателя привлекает снежная «пыль», заметающая садовую аллею. Череду тропов продолжает изысканная метафора, уподобляющая поземку «серебряным змеям». Доминантой степной дали становятся равномерность и гладкость белого покрова. Их нарушает лишь образ ворона, который выглядит единственной контрастной точкой на светлом полотне.

Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя: в его душе царят оцепенение и апатия. Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные эмоции с внешней зарисовкой, а эпитет «умирающий» наделяется дополнительным значением, обозначающим отсутствие вдохновения.

Финальные четверостишия рассеивают печальный фон, созданный первой частью. На что надеется лирический субъект? Он живет мечтой увидеть «родной край» безоблачным и ясным. Интересно, что воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей, подчеркнуто символичен и приближен к категориям идеального пространства. Оно способствует духовному обновлению для людей творческих, «посвященных». Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные «думы» героя-поэта.

Зимнее оцепенение природы, родственное чувствам скорбящей души, — тема произведения «Учись у них — у дуба, у березы… » Два текста объединяют и жизнеутверждающие интонации финала.

Вы находитесь: Главная страница > Фет Афанасий > Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »

Вариант 2

Ранний цикл, который получил название «Снег», еще раз доказывает то, что в лирике Афанасия Фета есть достаточно картин описания зимнего пейзажа. Он привык описывать его достаточно многообразным, он рассказывает и о степном ветре, который гуляет над безжизненным пространством, а также о приятной светлой ночи, способная расположить к прогулке по небольшим тропинкам, с милой спутницей.

Для автора зимнее время года – это сон, вся природа спит. А сам Афанасий Фет часто сравнивает ее с заколдованной невестой. Лирика поэта так же связывает зиму с мотивами старости, которая привыкли серебрить темные кудри, а все деревья покрываются фактически седыми волосами, как голова в пожилом возрасте.

Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» было написано в 1862 году. Данная природная зарисовка состоит как из философских размышлений лирического героя, которые не могут быть разделены с описанием природы в целом. В первых строчках автор создает фактически цельный характер восприятия окружающего мира, он старается соединить внешние приметы зимы, которая наступает по пятам и пассивное настроение, которое приходит вместе с изменениями в природе.

Данному описанию отводится первая часть повествования. Передним планом становится падающая снежная пыль, которая постепенно заметает аллею, уходящую вдаль. Он говорит о размерности и гладкости снежного покрова, который ложиться на землю. Эту ровную и гладкую поверхность нарушает именно образ ворона, являющийся контрастной точкой на белом полотне.

Внутреннее состояние героя совпадает с происходящим вокруг, он понимает, что его душа полна оцепенения и апатии. При этом автор описывает не только холод, но и отсутствие нужного количества вдохновения, у него нет сил творить и наслаждаться творчеством.

В финале автор рассеивает существующий в начале печальный фон. У лирического героя есть надежда, он мечтает о том, что рано или поздно родной край преобразиться и будет безоблачным, и солнечным.

При этом описываемый пейзаж лишается конкретных деталей, он приближается к категориям идеального пространства. Это подчеркивает символичность происходящего в произведении. Такое окружение позволяет автору обновиться духовно, стать снова обогащенным творчески.

Именно в этот момент в его душе просыпается надежда на то, что начнется весна и снова вернется жизнь. Да и сам Афанасий Фет находится в постоянном поиске спокойствия и постоянного вдохновения, он не может сберечь свое внутреннее состояние, которое разрушается постоянными депрессиями. Он не может простить себе выбор в пользу материального состояния, в не настоящей любви.

Анализ стихотворения Какая грусть! Конец аллеи… по плану

Сочинение на тему «Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »»

А. Фет — поэт очень загадочный, загадочна и странна вся его жизнь, его характер, сочетающий расчетливого хозяина и человека тонкой, чуткой души, умеющего чувствовать и понимать природу. Тайна, всю жизнь окружавшая его, нисколько не помешала тому факту (может быть, отчасти и способствовала), что творчество этого необыкновенного человека и поэта принадлежит к шедеврам русской лирической поэзии. Можно произнести только названия некоторых стихотворений («На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…») и вызвать четкое переживание у слушателя. Особенность поэта состоит в том, что вся его жизнь — это стихи, стихи о любви, о природе, стихи- мысли, стихи-чувства. Оригинальность жанра А. Фета проявилась в создании стихотворений-мелодий, которые являются сопереживаниями и ощущениями, вызываемыми музыкальными произведениями. Старая и вечная тема поэзии, тема любви оживает, торжествует, переливается всеми своими гранями в его стихотворении «Я пришел к тебе с приветом». Оно не имеет себе подобных. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Такая жадность к жизни звучит в нем, такая непосредственная готовность подарить любимому человеку весь мир, Вселенную, такая нежность, что сразу понимаешь: да, это настоящая любовь, хотя о ней еще не сказано ни слова. Сам поэт всегда был расположен к новым формам и способам отображения действительности. Он говорил: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике. На самом же деле природа лишь помогает читателю перенестись вместе с лирическим героем на ту аллею, как можно более полно описать состояние лирического героя, хотя он сам напрямую говорит о том, что чувствует: «Какая грусть!» Глазам читателя предстает однообразная картина, которая до боли знакома лирическому герою (анафора «Опять… Опять…») и чужда ему. Видимо, такая картина представлялась ему довольно часто, стала даже привычной. Стихи вызывают в сознании образ поэта, стоявшего, скрестив руки, в проеме окна большого дворянского особняка и печально смотрящего вдаль. …Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли. Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Кругом ни одного живого существа, кроме ворона, который является неким символом чего-то страшного, угрожающего, зловещего. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело,Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. Состояние лирического героя напрямую зависит от природы, она влияет на него. Лирический герой открыто говорит о том, что чувствует при виде этой усталой, наводящей тоску, хандру картины. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом… В таком состоянии духа даже мысли застревают, «лениво засыпают», не движутся.- Пожалуй, для лирического героя самое главное то, что ленивый сон мысли способствует творческой смерти. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. В первых трех строфах мы чувствуем, насколько чужда описанная картина лирическому герою. Эти бесконечные белые снега, сливающиеся с серостью неба, способны вызвать в нем лишь сонливость, леность, не могут возбудить внутренние струны его души. Мы вполне можем предположить, что лирический герой находится вдали от своих родных мест, отчасти поэтому этот зимний пейзаж его не трогает, оставляет равнодушным. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Лирический герой ностальгирует в двух планах: в плане реальном он мечтает вернуться в родные места, в плане духовном автор стремится снова испытать молодость души, пережить восторженное состояние. Но в четвертой строфе тональность меняется, лирический герой отрывается от действительности, 3 вспоминает свой родной фай: Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота. Лирический герой не дает описания природы своей родины, но мы понимаем, что эти пейзажи не оставляют его равнодушным, а вызывают целую гамму чувств, ощущений, поэтому его душа как будто вновь просыпается, «молодеет». Даже тот серый пейзаж не смог погасить в его сердце тлеющую надежду увидеть родной край. Только здесь он чувствует природу, воспринимает ее такой, какая она есть, способен слиться с окружающим миром, жить с ним в гармонии. Все это мы понимаем из последней строфы, которая контрастирует с тремя первыми, пессимистичными, апатичными. Лирический герой ощущает себя «посвященным», то есть тем, «кому зримо цветет весна и красота». Эта природа не чужда лирическому герою, все, что в ней происходит, ему дорого, не гнетет его,’ а благотворно влияет на состояние духа, на душу, которая только здесь «чиста». Таким образом, стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» состоит из двух частей, различающихся по тональности, сопоставляющихся друг с другом. Но основное внимание уделяется душе, которая «умирает», если лирический герой бесчувствен, равнодушен к окружающему миру, или наоборот «чиста», когда душа «молодеет», тонко ощущает и чувствует. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Лучший способ поблагодарить сайт за полезное сочинение, поделиться ссылкой на страницу в соц сетях

Источник

На небе ни клочка лазури в степи все гладко какой композиционный прием

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через дорогу поползли.

Приведем стихотворение полностью.

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело.

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

время ползет, мурлыкать себе под нос, отравить праздник, веселье так и кипело, конкуренты не дремлют и т.п.

Предлагаем проделать такую работу вместе с поэтом. Что для этого нужно? Вначале следует вспомнить, в ка­ких случаях тот или иной глагол употребляется в обыч­ных условиях, то есть восстановить (мысленно) его пря­мой смысл. Иногда для этого полезно обратиться к сло­варю. На следующем этапе работы нужно попытаться объяснить, чем похожи два предмета или явления, раз в тексте действие одного из них передано другому. Это по­может вам войти в «творческую лабораторию» поэта, вместе с автором пройти путь от идеи сходства явлений до реализации ее в тексте в виде глагольной метафоры.

Чаще всего глагол в контексте метафоры используется для того, чтобы перевести неодушевленное существитель­ное в разряд одушевленных, то есть неживой предмет сде­лать живым. Обычно вы называете это олицетворением. Приведем один из миллионов возможных примеров:

Легкий ветер на дорогу вышел

И не поздоровался со мной.

В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него даже можно обидеться за то, что «не поздоровался».

Источник

Анализ стихотворения «Какая грусть!» (А. А. Фет)

Многие современники А. А. Фета считали «истинным» поэтом, «тонким» лириком, другие же уверяли, что его творчество «ограниченное», однообразное. И то, и другое мнения говорят лишь об одном, Афанасий Афанасьевич был и остается интересным поэтом, увлекающим и завораживающим автором, знающим, как писать о «глубинах» души человека. Многомудрый Литрекон предлагает дорогому читателю ознакомиться с анализом стихотворения автора «Какая грусть!». Разбор по плану поможет Вам быстро разобраться в лирике автора.

История создания

Год написания разбираемого стихотворения «Какая грусть!» – 1862. С 1860-х годов лирика Фета постепенно меняется. Атмосфера гармонии и красоты сменяется нотами трагизма и обреченности. Основные мотивы творчества поэта приобретают «сомнительные» краски, то есть А. А. Фет ярче обрисовывает противоположные стороны излюбленных им тем, он пишет о человеческом одиночестве, об обманчивости красоты, счастья, о несовершенстве бытия, о сплоченности любви и страданий.

В фетовских произведениях чаще встречается образ зимы, но не как волшебного времени года, а как периода угасания ярких красок жизни. Рассуждая о творчестве А. А. Фета в целом, можно заметить, что, приблизительно, с 1960-х годов у него теряются весна, зима, лето, осень, как отдельные времена года. Но они преобразуются в дуэты, характеризующие общее состояние природы, а также состояние души человека, параллель с которой поэт провел в своих ранних произведениях и сохранил на протяжении всего творческого пути. Осень и зима – это пора старения, переосмысления. Она также красиво описана автором, как и весна, лето – пора молодости и любви.

Поэт начинает произведения с зимне-осеннего периода, как с нынешней действительности, с окружающей его реальности, а заканчивает воспоминаниями, надеждами о весне и лете. Эта отличительная черта поздней лирики Фета.

«Какая грусть!» является частью сборника «Соловьиное эхо».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Какая грусть!» однозначно относится к пейзажной лирике. Поэт, описывая природу, окружающую его атмосферу, пытается передать свои ощущения и мысли, одолевающие его в этот самый период.

Также нельзя не заметить черты философской лирики! С 1860-х годов произведения А. А. Фета становятся еще более философичными, что проявляется в обращении к теме вечности, теме разгадки тайны жизни и смерти. В стихотворении «Какая грусть!» автор пишет если не о конце жизни, то о преодолении определенного жизненного рубежа, после которого человек не остаётся прежним, а становится более осмысленным, но скучающим о былом «Я», о молодости и беспечности.

Стихотворение «Какая грусть!» является импрессионистическим. Афанасий Афанасьевич передаёт свои ощущения от созерцаемой им природы, пишет о тождественности человека и природы, сравнивая холод зимы и душевный холод. Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Размер стихотворения «Какая грусть!» – четырехстопный ямб. Перекрестная рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Какая грусть!» состоит из 5 строф. Композиционно произведение можно разделить на три смысловые части.

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста…»

Эти строки метафоричны. В третьем четверостишие, которое является отражением душевных переживаний, поэт пишет о думе, которая «лениво засыпает над умирающим трудом», а в пятом четверостишии пишет о думе «страстной, чистой», той, которая была у него ранее, когда «бури пролетали мимо», когда «цвела весна и красота».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это «поживший» человек, знающий о жизни многое, у которого есть прошлое, и который воспринимает свою нынешнюю жизнь как конец.

Обычно, лирический герой схож с автором. Это родство может быть очевидным, а может быть и «глубоким», неясным. По биографическим очеркам об А. А. Фете можно сказать, что его лирический герой схож с ним совсем не явно.

Лирический герой данного стихотворения удивителен тем, что он производит впечатление довольно-таки пожилого человека, хотя на момент написания произведения поэту было всего 42 года! Лирический герой отражает уникальность поэта, его душевное состояние, его «душевный» возраст.

Основными образами является зима и душа. Автором проведена параллель между ними, точнее между зимой и внутренним, душевным состоянием лирического героя.

В стихотворении можно заметить несколько ярких символов.

Дорога – это символ жизненного пути, или же символ границы между чем-либо. Поэт пишет о конце аллеи, который «исчез в пыли». Что это может значить? Возможно, поэт написал о конце какой-либо преграды, разделяющей его с желанным, с тем, что он видел во сне, ведь в произведении повествуется об утре.

Лирический герой, проснувшись утром ощутил в сердце пустоту, тоску об ушедшем вместе со сном ведении, «греющим» душу. Эту пустоту поэт передаёт вторым четверостишием, в котором пишет о белом небе, о белом поле и об одиноком вороне.

«И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом…»

Рассвет является символом надежды. Но «на душе не рассветает», то есть надежды никакой нет, душу одолел холод.

Следующая строфа противоречит этому! Автор прямым текстом пишет, что «все надежда в сердце тлеет», то есть все же где-то очень глубоко светит огонёк, согревающий душу. Надежда именно тлеет, то есть она и является этим огоньком, символом возрождения и преображения.

Последнее четверостишие – это подробно расписанные надежды.

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.»

Весна является символом молодости, творческого подъема, духовного обновления. Весна – это любимое время года А. А. Фета, которому «посвящено» большинство его произведений.

Темы, проблемы, настроение

Одной из наиболее популярных тем лирики А. А. Фета является природа. Данное стихотворение относится именно к этой теме. Поэт в каждом стихотворении восхищается природой, её естественностью, её безмерной красотой, её таинственностью и неизведанностью. В ней Фет видит отражение души человека, отражение своей души, в ней он ищет ответы на интересующие его вопросы. Таким образом, основная тема стихотворения «Какая грусть!» — это зимняя природа, передающая печальное настроение автора. Также мы видим тему надежды, ведь лирический герой ждет весну и грезит о тепле.

Проблематикой стихотворения можно считать попытки лирического героя понять себя, свою грусть, её истоки, также ею можно считать попытки лирического героя раздуть огонёк надежды в душе. Основная проблема произведения «Какая грусть!» — это зимняя тоска, охватывающая каждого из нас во времена холодов.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» интересное, восторженно-тоскливые мотивы перетекают в теплые мотивы, оптимистичные. Если описывать данное стихотворение цветом, то оно будет градиентным, с переходом серо-белого цвета в нежный, разбеленный розовый цвет.

Основная идея

Параллель, проведенная между жизнью природы и состоянием души, — это главная мысль стихотворения «Какая грусть!». Схожесть циклов жизни человека и смены времен года была замечена давно, но Афанасий Афанасьевич показал данное родство немного с другой стороны, используя при этом импрессионистический метод передачи мимолетных ощущений, напоминающих то или иное природное явление.

Смысл стихотворения «Какая грусть!» заключается в том, что все живое в ненастную пору живет надеждой на светлую полосу. Жизнь циклична, и за зимней порой следует вешняя, а значит, человек не должен отчаиваться и впадать в уныние.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Какая грусть!» изложены в списке, который завершает анализ произведения по плану.

«Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи…»
«Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *