на опыт каких композиторов опирался гершвин
Гершвин…
«Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное сообщество. Джордж Гершвин сделал это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил очарования. Он – принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызвав удивление мира и бешенство ее завистливых сестер», – так сказал о своем соотечественнике американский дирижер Вальтер Дамрош.
Родители Джорджа Гершвина не нарушили таможенных законов, когда в конце позапрошлого века из Одессы переехали в гостеприимный Нью-Йорк. Семья «нарушила» другой закон – закон социальной стратификации, когда непостижимым образом в семье Мориса, сапожника на фабрике женской обуви, и Розы, дочери скорняка, появились дети, так сказать, совершенно другого полета. Джордж был вторым ребенком в семье. Джейкоб Гершовиц родился 26 сентября 1898 года. Родители изменили фамилию на Гершвин еще задолго до того, как их дети стали знаменитыми.
В школе Джордж не был прилежным учеником и учился посредственно, чем расстраивал мать, которая хотела в будущем видеть своих детей школьными учителями. В 1912 году его записали в Коммерческую школу, но и коммерсантом он не стал. Судьба приготовила для мальчика совершенно другой путь.
Друзья мальчика часто наблюдали, что чемпион улицы по конькам иногда перестает замечать окружающее. Причина была всегда одна и та же – музыка. Глубокое впечатление на 8-летнего Джорджа произвел Макс Розенцвейг, впоследствии известный в Америке скрипач. Он сыграл «Юмореску» Дворжака на школьном концерте. Полтора часа после концерта ждал Джордж музыканта, не обращая внимания на проливной дождь, а, заметив, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой.
Они подружились. В доме у Розенцвейга Джордж сам научился играть на фортепиано, подбирал на слух популярные мелодии. Можно себе представить удивление родителей, когда вскоре выяснилось, что он за короткое время настолько преуспел в игре на фортепиано, что оставил брата Айру далеко позади. К превеликой радости обоих, родители решили, что заниматься музыкой должен Джордж.
Юному музыканту пришлось поучиться в нескольких фортепианных «школах». Сначала его мучили три старые леди, четвертый учитель техникой вообще не занимался, а воспитывал своего ученика на попурри из опер. И только Чарльз Хамбицер оказался именно тем музыкантом, в котором нуждался Гершвин. Начиная с 1915 года Джордж, по его рекомендациям, брал уроки гармонии и оркестровки.
В один прекрасный день пятнадцатилетний музыкант предстал перед менеджером издательства «Ремик и Ко». Джордж Гершвин играл на рояле, даже не рассчитывая на успех. Однако, на удивление, его приняли на должность пианиста-популяризатора с оплатой 15 долларов в неделю.
«Зачем ты играешь фуги Баха, ты хочешь стать концертирующим пианистом?» – спрашивали коллеги по работе в магазине. – «Нет, – отвечал Джордж, – я изучаю Баха для того, чтобы писать популярную музыку».
В 1916 году модная певица ревю Софи Такер заинтересовалась песней Гершвина «Когда композитор Джордж Гершвин вы захотите» и с успехом исполнила ее. Постепенно он стал известным в музыкальных кругах Бродвея. В феврале 1918 года молодой композитор встретился с Максом Дрейфусом, возглавлявшим издательство Хармса. Он предложил композитору работу с оплатой 35 долларов в неделю. О лучшем Джордж в то время не мог и мечтать. Не нужно было сидеть в конторе или разучивать партии с певцами. Нужно только одно – писать.
Имя Джорджа Гершвина в 1920-е все чаще стало появляться на страницах газет и журналов. 6 сентября 1922 года Берил Рубинштейн, известный американский пианист и педагог, в газетном интервью назвал Гершвина «выдающимся композитором». «В этом молодом человеке есть искра гениальности, – утверждал он. – Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет ним гордиться…».
С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина на 110-й улице была словно в осаде. Настороженная тишина изредка прерывалась короткими репликами. Работали так: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных импровизаций пианиста. Как только очередная страница была закончена, ее брал Фред Гроф (аранжировщик оркестра Уайтмена) и оркестрировал музыку для джазового состава. Затем он репетировал их со своим оркестром. И, наконец, родилась «Рапсодия в блюзовых тонах».композитор Джордж Гершвин
Никогда ранее на концерте не было столь разношерстной публики, как в тот день, 12 февраля 1924 года. На афишах было написано, что слушателям представят «эксперимент в современной музыке». Пол Уайтмен с удовольствием и волнением поглядывал из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и другие достаточно известные в музыкальном мире персоны.
Дирижер дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (прием не обычный для этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Изменились и музыканты, заиграв совсем по-другому. Уайтмен дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался: прогнозы Уайтмена об «успехе» рапсодии, которая «нокаутирует», полностью оправдались.
мюзикл Джорджа Гершвина мюзикл «Американец в Париже»
Вместе со славой пришла материальная обеспеченность. В 1925 году Гершвины купили пятиэтажный дом на 103-й улице. Теперь можно было отправиться в Европу. Лондон – Париж – Вена – такой маршрут путешествия, которое сделал Джордж. Оно закончилось в 1928 году.
Из поездки по Европе Гершвин вернулся с наброском симфонической поэмы «Американец в Париже». Ее премьера состоялась в Нью-Йоркском филармоническом обществе под руководством Вальтера Дамроша. Три года спустя «Американец в Париже» прозвучал в лондонском Куинс-холле. Вскоре «Американец» вошел в постоянный репертуар многих оркестров мира, привлек внимание не только дирижеров, но и балетмейстеров.
Когда Джордж стал известен как композитор и музыкант, он попросил старшего брата быть соавтором его песен и мюзиклов. Айра согласился, взяв себе псевдоним Артур Фрэнсис (по именам младших брата и сестры), чтобы в мире искусства был все же один Гершвин. Этот творческий союз позволил им создать более 20 мюзиклов, поставленных на Бродвее и для кино.
Как-то ночью Джорджа мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл роман Хейворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических образов. Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия. О сне не могло быть и речи. Композитор читал до четырех часов, а потом написал Хейворду о намерении сочинить оперу. Это случилось в 1926 году, но «Порги и Бесс» пришлось подождать.
Наконец, 29 марта 1932 Хейворд получил от Гершвина письмо с признанием: «В поисках сюжета для композиции я вновь вернулся к мысли положить «Порги» на музыку. Это выдающаяся пьеса о народе». Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил с уверенностью, что она будет лучшим его произведением. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 года. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.
30 ноября в «Колониел-театре» в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа бушевало море аплодисментов и восторженных возгласов. Принять «Порги и Бесс» – значило не только оценить ее художественные достоинства, но и признать право оперного жанра отражать смущая контрасты «позолоченного века». Джордж Гершвин и здесь оказался первопроходцем.
За полтора года она выдержала 124 постановки в «Алвин-театре». Это весьма солидная цифра для любой оперы классического репертуара. Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин на материальный успех не оправдались: они потеряли более 10 тысяч долларов, вложенных в постановку. Джордж не расстраивался. «Когда и где опера приносила доход?» – смеялся он.
Творческий дуэт братьев Гершвин распался неожиданно и трагически. Колоссальное нервное напряжение во время работы над «Порги и Бесс» истощила силы Джорджа. Он не мог ни есть, ни спать. Врачи рекомендовали поменять климат и на время забыть о музыке. Первую рекомендацию композитор воспринял с большим удовольствием. О музыке, естественно, он забыть не мог. Внешне он почти не изменился, но стал очень раздражителен и выглядел уставшим. В начале 1937 года врачи нашли у него симптомы опухоли головного мозга. Джорджа начали лечить, однако спасти композитора не удалось. Он умер 11 июля 1937, не дожив до тридцати девяти лет. Композитора ни стало в расцвете сил и полного творческих планов.
Айра Гершвин до последнего дня помнил и ценил своего младшего брата-композитора, рассказывал о нем всевозможные веселые истории, вспоминал забавные высказывания.
Настоящим успехом Джорджа Гершвина на Бродвее был мюзикл «Lady, Be Good». В этой постановке композитор впервые работал со своим братом Айрой.
Браться Гершвины получили в 1932 году Пулитцеровскую премию за свое самое удачное шоу «Of Thee I Sing». Награда впервые была присуждена музыкальной постановке.
Яркая и короткая жизнь Джорджа Гершвина: Как сын эмигрантов из России стал автором всемирно известного хита «Summertime»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле при рождении он получил имя Яков. Он появился на свет 26 сентября 1898 г. в Бруклине, Нью-Йорк. А за 8 лет до этого его отец, Мойша Гершовиц, эмигрировал из Санкт-Петербурга. Еще раньше из-за волны антисемитизма в Российской империи уехала в США Роза Брускина, дочь скорняка. После переезда Мойша устроился сапожником на фабрику по производству женской обуви, сменил имя на Моррис Гершвин и женился на Розе, которая родила ему четверых детей. Яков был вторым ребенком, и именно он доставлял родителям больше всего хлопот. Учеба в школе его не интересовала, он часто участвовал в уличных драках и даже воровал.
Но с самой юности в его жизни было одно увлечение, которое занимало его куда больше, чем любые игры и драки. Когда Джордж слышал музыку, он переставал замечать все, что происходит вокруг. Однажды на спортплощадке школы во время игры в мяч мальчик застыл, услышав, как кто-то из учеников играл на скрипке «Юмореску» Дворжака. Оказалось, это был Макс Розенцвейг, который стал в будущем известным скрипачом. Джордж подружился с Максом, стал часто бывать у него в гостях, слушал много произведений. У Гершвина не было музыкального образования, но он сам подбирал на фортепиано на слух мелодии, которые Макс играл на скрипке, и постоянно слушал игру других музыкантов.
Джордж Гершвин так никогда и не окончил музыкальной школы – сколько ни пытались родители направить его энергию в нужное русло, ничего не получалось. В 1915 г. Гершвин познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, который давал ему уроки игры на фортепиано и настоял на том, чтобы Гершвин регулярно слушал концерты оркестров, и к 17 годам Джордж уже и сам хорошо играл на фортепиано, писал музыку и работал пианистом в ресторанах. С 20 лет композитор начал писать музыку для бродвейских мюзиклов, В 21 год он выпустил свой первый хит, а в 26 создал свое первое классическое произведение, которое называют одним из главных в его творческом наследии, – «Rhapsody in Blue». После этого к нему пришла настоящая слава.
В 37 лет Джордж Гершвин закончил работу над произведением, прославившим его на весь мир, – «Порги и Бесс», которое называют главной американской оперой ХХ века. Замысел появился у композитора еще в 1926 г., когда ему в руки попался роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Он настолько впечатлил Гершвина, что он написал письмо автору и заручился его согласием на создание оперы по этому произведению. Однако на тот момент композитор работал над другими сочинениями и взялся за новую оперу только в 1934 г. Для того, чтобы ему ничего не мешало, он уехал из Нью-Йорка в маленький рыбацкий поселок в Южной Каролине и оставался там 20 месяцев, пока не завершил работу. Результат получился впечатляющим: в «Порги и Бесс» сочетались симфонические мелодии и джазовые импровизации, фольклор и современные ритмы.
После премьеры оперы в 1935 г. в Бостоне аплодисменты в зале не стихали в течение четверти часа. К тому же «Порги и Бесс» стала первой постановкой в США, на которой могли присутствовать зрители разных рас. После этого Гершвина ждал успех на гастролях по Америке, а в Европе оперу представили лишь после 1945 г. Правда, реакция на «Порги и Бесс» была очень неоднозначной: поклонники классической музыки заявляли, что ее нельзя было считать оперой в традиционном значении этого слова, что это скорее фолк-опера, мюзикл или музыкальное шоу. Однако таланта и новаторства композитора никто не отрицал.
Композиция «Summertime» звучала в опере 4 раза, но настоящую популярность она приобрела после того, как ее исполнили Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд в 1950-х гг. После этого «Summertime» зажила своей самостоятельной жизнью, став одним из самых известных и часто исполняемых хитов ХХ века. К сожалению, композитор об этом так и не узнал.
В середине 1930-х гг. у Джорджа Гершвина было все, о чем только можно было мечтать, – признание, популярность, материальное благополучие, неиссякаемое вдохновение. И вдруг в один миг все оборвалось. В 1937 г. композитора начал страдать от сильных головных болей, появились проблемы с координацией движений. Когда он в очередной раз потерял сознание, во время медицинского обследования у него обнаружили опухоль мозга. Операцию провели слишком поздно, и 11 июля 1937 г. на 39-м году жизни Джордж Гершвин скончался. Незадолго до смерти композитор признался: « Я не чувствую, что по-настоящему приступил к тому, что мне хочется сделать ».
Существует версия, что знаменитая ария из оперы «Порги и Бесс» родилась под влиянием украинского фольклора: Композиция «Summertime» создана под впечатлением от колыбельной?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Урок 09-10. Джордж Гершвин. Опера «Порги и Бесс»
Вспомним что такое джаз ( см. муз.словарь ), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.
Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях
сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.
Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.
Характерные черты джаза:
Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):
Опера «Порги и Бесс» стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
Опера в трех действиях.
Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.
Большую роль в опере играет хор, олицетворяющий народ
Опера начинается небольшим оркестровым вступлением.
В 1 действии звучит «Колыбельная Клары»
Гершвин, Джордж
Джордж Гершвин англ. George Gershwin | |
Джордж Гершвин, 28 марта 1937 | |
Основная информация | |
---|---|
Имя при рождении |