на органы какой компетенции подразделяются органы общего управления
Статья 31. Правовое положение органов исполнительной власти специальной компетенции
Статья 31. Правовое положение органов исполнительной власти специальной компетенции
1. Основными задачами органов исполнительной власти специальной компетенции являются:
а) обеспечение оперативного государственного управления в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию;
б) обеспечение оперативного государственного управления и координации деятельности иных органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления в условиях стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных ситуаций;
в) проведение административного расследования обстоятельств происшедших аварий, катастроф, иных чрезвычайных происшествий, повлекших существенные негативные последствия для экономики и населения области;
г) проведение проверок, обследований, экспертиз на каких-либо объектах с целью выявления на них нарушений действующего федерального и областного законодательства, создающих угрозу экологической, санитарной, пожарной и иным видам безопасности;
д) решение иных специальных задач государственного управления.
2. В целях обеспечения решения возложенных на комиссии и инспекции специальных задач государственного управления указанные органы вправе проводить проверки и обследования определенных объектов, приглашать на свои заседания должностных лиц и граждан и заслушивать их по вопросам, отнесенным к ведению этих органов, истребовать от них необходимые документы.
3. Комиссии вправе принимать по вопросам, отнесенным к их ведению, индивидуальные правовые акты в форме решений и предписаний, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, которым они адресованы.
Начальники инспекций вправе по вопросам, отнесенным к их ведению, издавать индивидуальные правовые акты в форме предписаний, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, которым они адресованы.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органы общей компетенции и органы специальной компетенции
К органам исполнительной власти относятся:
– органы специальной компетенции (органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.
К функциональным органам специальной компетенции относятся федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии России (Росреестр), Министерство природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологической службы и архитектурно-градостроительной службы.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство путей сообщения, Министерство связи и др.).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии России (Росреестр) и его органы на местах являются ведущими органами специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фондом страны.
Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Службы находятся федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Регламентирующие документы.
– Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
– Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.2011 № П/52 «Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Полномочия органов общей компетенции
Полномочия органов экологического управления
Принимая правовые акты, включающие нормы права о компетенции определенных органов управления, государство тем самым определяет границы действия органов управления в сфере охраны окружающей среды.
Органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды могут быть классифицированы по нескольким критериям.
По критерию содержания и объема присущих им властных полномочий данные органы подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены Президент РФ, Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В отдельных работах среди органов общей компетенции упоминается Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов РФ.
Органы общей компетенции выделены в особый вид органов государственной власти потому, что решение вопросов охраны окружающей среды не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных государственных задач.
Закон «Об охране окружающей среды» не устанавливает четкого распределения экологических управленческих полномочий между федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ, оставляя детальное распределение таких полномочий другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Например, распределение полномочий в сфере охраны окружающей среды между представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также возможное наделение экологическими полномочиями специально создаваемых региональных органов оставлено на усмотрение субъектов РФ. Закон лишь определяет перечень вопросов федерального и регионального значения, не исключая при этом возможности взаимного делегирования соответствующих полномочий органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
В настоящий момент на федеральном уровне решение экологических задач осуществляется следующими органами:
1) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Во-вторых, Президент РФ определяет государственную стратегию РФ в области охраны окружающей среды, выступает субъектом законодательной инициативы по экологическим вопросам, подписывает международные документы по вопросам охраны природы и реализации права человека на благоприятную окружающую среду. Президент РФ своими указами разрабатывает механизм имплементации норм по правам человека в национальную правовую систему (фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне).
2) Задача осуществления мер по обеспечению экологических прав граждан входит в компетенцию Правительства РФ. Свое конституционное закрепление это положение находит в п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которому Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области экологии. Согласно п. «е» указанной статьи Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, куда входит и право на благоприятную окружающую среду.
Указанные полномочия конкретизированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Согласно ст. 18 данного Закона Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.
Для этого Правительство РФ занимается разработкой и реализацией государственных экологических программ, координирует деятельность министерств и ведомств в области охраны окружающей среды, принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
3) Федеральное Собрание РФ, являясь высшим законодательным органом государства, в соответствии с гл. 5 Конституции РФ:
— принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их исполнением;
— образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
— устанавливает налоги и сборы за природопользование;
— утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды;
— ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
— организует заслушивание в палатах вопросов о состоянии окружающей природной среды и работе природоохранных ведомств с приглашением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
4) Аналогичные полномочия (вышеуказанных органов) присущи и органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах их юрисдикции. Они осуществляют правовое регулирование охраны окружающей среды с учетом специфических социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов и требований Конституции РФ и федеральных законов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
4) Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования и специальными соглашениями совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.
Согласно ст. 7 ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относятся:
Вопросы местного значения городского округа:
Целью экологической деятельности органов местного самоуправления является создание, исходя из конкретных местных условий (исторических, географических, природно-климатических и т. д.), дополнительных гарантий реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Такими гарантиями могут выступать, например, образование особо охраняемых природных территорий местного значения, направление ходатайств в органы государственной власти РФ о придании территории города (района) статуса экологически неблагоприятной территории с выделением соответствующего финансирования для восстановления надлежащего качества окружающей среды, выделением средств местного бюджета на природоохранные нужды и т. д.
Лекция 4. Организационный механизм охраны окружающей среды
О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 4. Организационный механизм охраны окружающей среды
4.3. Система органов государственного управления охраны окружающей среды: органы общей и специальной компетенции
Государственные органы управления подразделяются на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.
Органы общей компетенции осуществляют управление охраной окружающей среды совместно с иными задачами, отнесенными к их компетенции. К ним относятся:
– органы исполнительной власти (правительства, администрации) субъектов РФ.
К полномочиям Президента России (в том числе Администрации Президента РФ) относится определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Консти-туции РФ:
– обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
– осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
– проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан.
Правительство в соответствие с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы России; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Органы специальной компетенции реализуют функции, непосредственно связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, стандартизацией и контролем.
Перечень указанных органов власти определен Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.05.2012 № 636:
– Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
– Федеральное агентство водных ресурсов;
– Федеральное агентство по недропользованию;
– Федеральное агентство лесного хозяйства;
– Министерство сельского хозяйства РФ;
– Федеральное агентство по рыболовству;
– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
– Министерство экономического развития РФ;
– Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии;
– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
а также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий иобъектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга, включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространстваРФ), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
К иным органам, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, можно отнести:
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– Министерство внутренних дел РФ;
– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
– Федеральная таможенная служба.
В соответствие со ст. 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ.
Органы общей, специальной компетенции
Органы общей компетенции
К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Правительство РФ, а ещё правительства и администрации субъектов РФ.
Президент Российской Федерации в согласовании с положениями ст. 80 Конституции считается не только главой государства, гарантом выполнения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, но и описывает главные направления внутренней и внешней политики государства, включая и область охраны находящейся вокруг среды и природопользования.
Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует реализацию единой государственной политики в области экологии в Российской Федерации (п. «в» Части 1 статьи 114).
Правительство РФ согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:
Органы специальной компетенции
К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, исполняющие государственное управление в области защиты окружающей среды и природопользования в качестве ведущей цели собственной работы. Кроме того, к органам специальной компетенции следует относить специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На протяжении своего эволюционного развития с древнейших времен до наших дней человек всегда пользовался дарами природы – благами, которые ему даровал мир. Самые первые исторически подтвержденные типы природопользования, осуществленные предками человека миллионы лет назад, были охота и собирательство. С тех пор способы и средства получения природных товаров изменились, они стали более изощренными, но человеческое желание получить их осталось неизменным.
Бесспорно, что природопользование не всякий раз считается оптимальным. Каждый хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов, должен соблюдать природоохранное законодательство, а соответствующие государственные органы должны управлять и контролировать такую деятельность. Об этих государственных органах и пойдет речь в этом разделе.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и законодательного обеспечения в сфере:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедра и Рослесхоза, которые находятся в его ведении.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) исполняет функции по контролю за природопользованием, кроме того в границах собственной компетенции в области защиты окружающей среды, включая в части, касающейся ограничения отрицательного техногенного действия, в области обращения с отходами (кроме радиоактивных отходов) и государственного экологического экспертного исследования, в частности:
Росприроднадзор проводит государственное регулирование в области:
Федеральная служба по гидрометеорологии и прогнозу окружающей среды (Росгидромет) выполняет функции управления государственным имуществом и предложения государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, прогноза состояния и загрязнения окружающей среды, а также государственного наблюдения за выполнением метеорологических и иных геофизических работ.
Росгидромет ведет Единый государственный фонд данных о состоянии находящейся вокруг среды и ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в пересчете на поверхностные водные объекты), континентального шельфа, прогноз состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью в сфере недропользования, организуя:
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) выполняют функции по предложению государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:
Реализация государственной политики
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере лесных отношений:
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выполняет функции: