На основе чего определяется внутренняя структура дипломатического представительства
Лекция 4. Дипломатическое представительство: функции, структура, персонал
Лекция 4. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПЕРСОНАЛ
1. Персонал и структура дипломатического представительства
2. Дипломатический корпус. Дипломатические ранги
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
1. Персонал и структура дипломатического представительства
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция — представителя Ватикана), а миссию — дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция — представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в Других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя — посла (или посланника).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе.
Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т. д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых «частных домашних работников», к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.
Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отличие от главы дипломатического представительства, производится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсонала (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней.
Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации, протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.
2. Дипломатический корпус. Дипломатические ранги
Понятие «дипломатический корпус» используется в двух значениях:
· дипкорпус в узком смысле — это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;
· дипкорпус в широком смысле включает всех работников посольств и миссий, которых страна пребывания признает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей (жен, несовершеннолетних детей и незамужних дочерей). Кроме того, сюда входят торговые представители (советники) и их заместители, военные атташе и их помощники, специальные советники и атташе (по экономическим вопросам, культуре, сельскому хозяйству и т. д.), а также члены их семей.
Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или иного органа, основанного на нормах международного права. Признано, что дипломатический корпус не обладает юридическими правами, не может выступать в качестве политической силы.
Дипломатический корпус в государстве пребывания позволяет более оперативно решать некоторые протокольные и церемониальные вопросы, касающиеся всех дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране, способствует обеспечению их своевременной информацией о тех или иных аспектах политического курса этой страны, позволяет осуществлять постоянные контакты с официальными кругами и между представительствами.
Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен (старшина). Им становится глава дипломатического представительства, который ранее других своих коллег вступил в должность. Время вступления в должность определяется моментом вручения главой дипломатического представительства своих верительных грамот. Дуайеном может быть только дипломатический представитель высшего класса — посол (папский нунций). В некоторых странах, обычно католических, в соответствии с установившимся обычаем, папский нунций становится дуайеном независимо от времени его аккредитования. Дуайен — должность почетная, но каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса он не имеет. Указания, исходящие лично от него, не являются обязательными, и каждый дипломатический представитель вправе отнестись к высказываниям дуайена исходя из собственных соображений или имеющихся инструкций от своего правительства. Дуайен выполняет некоторые протокольные и организационные функции. В целях выработки общей позиции в дипкорпусе он периодически организует с главами дипломатических представительств консультативные совещания, которые носят неофициальный характер и проводятся во время завтрака или обеда. Дуайен от имени дипкорпуса устраивает приемы по случаю отъезда или приезда одного из его членов. Все эти мероприятия проводятся за счет взносов диппредставительств. Кроме того, собираемые средства расходуются на некоторые другие цели, например на приобретение подарков для отбывающего дипломата — главы представительства или венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т. п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, избираемый из числа глав представительств. Периодически он отчитывается перед дипкорпусом по вопросам расходования средств.
От имени дипкорпуса дуайен часто выступает на торжественных церемониях в стране пребывания, делает поздравления или выражает соболезнования официальным лицам. В случае необходимости дуайен вправе предпринять шаги в защиту интересов дипкорпуса или его членов, если, например, усмотрит в действиях местного протокола ущемление их привилегий или нарушение норм и правил дипломатического этикета.
Дипломатические ранги — это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.
Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и уровень приобретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные надбавки к установленным должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения дипломатический ранг может быть присвоен лицам, не работающим непосредственно в центральном аппарате или в заграничных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в области внешней политики и дипломатии.
Действующее в настоящее время расписание штатных должностей и дипломатических рангов как в России досталось нам в наследство от МИДа СССР и не претерпело каких-либо существенных изменений. Оно формировалось в ходе становления советской дипломатии.
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. immunitus — освобождение, избавление от чего-либо) — это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии — это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их «абсолютно свободными» в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.
Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии («Законы Ману») запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла, так как «послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под божественным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого «права народов», как в те времена в Риме именовалось международное право. «Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны (!), это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами», — так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами.
В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законодательства, а многие страны приняли специальные законы.
Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.
Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т. е. принадлежащие главам и персоналу представительства.
К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т. д.) — так называемый фискальный иммунитет.
Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрешают государству пребывания ввозить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.
Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имуществу и средствам передвижения.
Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назначения.
Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:
1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;
2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное лицо;
3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.
В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, обычно включаемых в цену товаров и обслуживания; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.
Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата «персоной нон грата».
Одной из привилегий дипломатических сотрудников представительств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначены как запретные по соображениям безопасности.
Понятие и функции дипломатического представительства
Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами.
Особых различий между посольствами и миссиями нет, хотя большинство развитых государств предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами – посольствами. Считается, что посольства – представительства первого, высшего класса, а миссии – представительства второго класса. В последнее время количество посольств увеличивается, а количество миссий уменьшается. Дипломатические представительства образуются в соответствии с соглашениями между государствами. Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей определяются в соответствии с законодательством государства, его образующего.
В большинстве государств имеются дипломатические ранги – служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они так же, как и дипломатические должности, определяются законодательством государств, их учреждающих.
Персонал дипломатического представительства подразделяется на собственно дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
Дипломатическое представительство имеет в стране пребывания своего главу. Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных органов страны пребывания агреман, т. е. согласие на назначение конкретного лица главой представительства. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос влечет за собой препятствие в назначении этого лица главой представительства. При этом отказывающее государство может не мотивировать свой отказ. По получению агремана лицо назначается главой представительства и ему выдается верительная грамота, адресованная властям страны пребывания, в которой просят верить, что данное лицо будет представлять интересы этого аккредитующего государства.
Дипломатические представительства: понятие, виды, состав, структура, функции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «дипломатическое представительство»
Дипломатическое представительство – это уполномоченный государственный орган страны, расположенный за пределами ее границ и созданный для сношений с другим государством.
Двустороннее соглашение между странами является основанием для открытия представительства. Оно действует от имени того государства, его учредившего. Цель работы дипломатического представительства заключается в установлении дипломатических отношений.
Обмен представительствами между странами осуществляется на одном из трех уровней. Самым высоким органом является посольство. Ниже по уровню расположена миссия. Посольство является дипломатическим представительством. Оно управляется чрезвычайным послом. Организация работы посольства происходит по давно установленной схеме, а вот его структура зависит от того, как оно будет организовано государством, а также от числа сотрудников, финансирования и других факторов.
Миссия управляется послом более низкого ранга. Например, в царской России миссии открывались в небольших странах, а посольства открывались в крупных или значимых для отношений странах.
Чтобы открыть представительство страны в другом государстве, сначала запрашивается согласие.
Виды, состав и структура дипломатических представительств
Структура дипломатического представительства включает в себя главу представительства, персонал представительства. Персонал в данном случае может выполнять дипломатические функции, административно-технические, обслуживающие. Дипломатический персонал состоит из следующих категорий работников:
Административно-технический персонал включает в свой состав заведующих канцелярии, бухгалтеров, переводчиков, делопроизводителей, машинисток и так далее. Обслуживающий персонал – это водители, курьеры, швейцары, дворники и другие.
Члены дипломатического персонала обычно являются гражданами того государства, которое они представляют. Административно-технический и обслуживающий персонал может состоять из граждан страны размещения представительства.
Готовые работы на аналогичную тему
Торговые представительства осуществляют внешнеэкономическую деятельность прямо на месте. Они открываются для решения внешнеэкономических задач. Они изучают условия и нормы торговой деятельности в данном государстве, выдают разрешения и утверждение внешнеэкономических сделок от имени государства. Государство отвечает по обязательствам торгового представительства.
Посольства и миссии – два основных вида дипломатических представительств. Послы возглавляют посольства, а миссии управляются посланниками или поверенными в делах. На самом деле серьезных отличий в работе того и другого представительства нет. Однако, большая часть государств открывает в других странах именно посольства в качестве дипломатических представительств.
Функции дипломатических представительств
Дипломатические представительства страны выполняют ряд функций, позволяющих установить эффективные отношения с другими государствами. К ним относятся:
Назначение главы представительства начинается с запроса. Страна, которая желает его открыть, отправляет агреман, в другую страну. Далее запрос подтверждается, либо отклоняется. В некоторых случаях принимающая сторона может не ответить на запрос вовсе. Отказ и отсутствие ответа могут привести к проблемам между странами. Принимающая сторона не обязана пояснять причину отказа.
Если агреман получен, то главе представительства вручается «верительная грамота». Это документ, который подтверждает право этого лица представительствовать интересы аккредитующей страны. Когда посол пребывает на место работы он должен передать «верительную грамоту» главе государства или министру иностранных дел.
Дипломаты имеют привилегии. Это особые права и преимущества. Иммунитет исключает любые принудительные действия со стороны страны пребывания. Представительства имеют право на неприкосновенность помещений, имущества. Они освобождаются от уплаты налогов, сборов и пошлин. Сборы, которые взимает само представительство не облагаются местными налогами. Страна пребывания не может затребовать архивы и документы. Курьеры также пользуются неприкосновенностью. Иммунитет перестает действовать, когда поста доставляется в место назначения. Все сотрудники имеют право передвигаться по стране пребывания.
Дипломатический агент является неприкосновенным. Неприкосновенность распространяется на резиденцию, на уголовную юрисдикцию.
Дипломатические представительства и права дипломатического персонала регулируются правилами, закрепленными в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.
Стоит отметить, что полномочный посол может назначаться как представитель сразу нескольких государств, если принимающая сторона не имеет возражений. Сотрудники дипломатических представительств проходят обязательную аккредитацию.
Прекращение функций дипломатического представителя происходит тогда, когда он отзывается аккредитующим государством. Страна пребывания имеет право объявить его персоной нон-грата. Также завершение работы дипломатического представительства происходит тогда, когда разрываются дипломатические сношения, начинается война или прекращается существование одного из государств участников.
Структура дипломатических представительств.
1. Во главе стоит посол.
2. Структурные единицы:
— консульский отдел (выдача виз и помощь гражданам своего государства)
— военный атташе (есть не везде)
— отделы или группы внешней и внутренней политики, экономики и культурного сотрудничества
1) Во главе посол (занимается мониторингом ситуации)
2) Первым замом посла является посланник (Занимается руководством посольства, временно-поверенный в делах – при отъезде посла, при открытии нового посольства, но отсутствии посла)
3) Советник – чаще всего назначается руководителем отдела или Группы
4) Первый секретарь
5) Второй секретарь
6) Третий секретарь
Первая группа: без дипломатического статуса
Вторая группа: референт, врач, водители первых лиц
четвертая группа: члены семей (в некоторых обязательно)
Привилегии дипломатических представительств.
1. Неприкосновенность территории (экстерриториальность независимо от формы собственности). Местные власти не могут проникать, даже если земля просто арендована. Не имеют права задержать на территории посольства. Диссиденты часто бегут.
2. Неприкосновенность средств передвижения. У них специальные номера. Нельзя обыскивать, штрафовать. Максимум: остановить, попросить документы и предупредить.
Что касается специальной связи. Страна пребывания обязана предоставить частоту.
4. Право на поднятие государственного флага на посольствах и приравненных к ним учреждениях.
5. Право на охрану. Раньше представляла страна пребывания, сейчас свои охранники.
6. Иные привилегии: обучение на льготных условиях детей.
Иммунитеты дипломатов.
2. Таможенный иммунитет
— свобода ввоза и вывоза предметов личного пользования
— освобождение от таможенных пошлин
— освобождение от таможенного досмот
4. Неприкосновенность бумаг и корреспонденции. Но нет спец законов, поэтому могут проверить рентгеном, например.