на основе каких педагогических подходах построены впр

ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования

Класс: 7

Разделы: Обще педагогические технологии, иностранные языки.

Класс: 5-11.

“Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.”
(Шарлотта Бронте (1816–1855) английская писательница)

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только в том случае, когда результаты оценочных процедур используются для принятия каких-то решений. Результаты оценочных процедур используются для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, национальные и международные исследования качества образования, исследования компетенций учителей, а так же Всероссийские проверочные работы или ВПР.

Всероссийская проверочная работа — это контрольная работа, проводимая по всей России. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

Изначально ВПР задумывались для добровольной проверки знаний школьников. Первые ВПР были написаны в 2015 году, а с 2016 года ВПР проводятся регулярно.

ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Ему всего лишь 3 года.

Задания ВПР составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом ФГОС, кроме того ориентиром являются задания сравнительного международного исследования PISA. Вопросы PISA ориентированы на практическое применение школьных знаний в реальных ситуациях. К этой международной «планке» стремятся и российские специалисты, разрабатывающие задания для ВПР.

Впрочем, в варианты Всероссийских проверочных работ для старших классов включены и традиционные задания, которые встречаются в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ.

Все демоверсии заданий можно посмотреть на официальном сайте ВПР — ФИОКО.

К сведению, на сайте педсовет.ру был проведен опрос учителей, и на вопрос, кто должен составлять задания, большинство ответило, что это должны делать учителя.

Участники исследования так же отметили, что ВПР приводит к перегрузке учителей, пустой трате времени, ориентации на отчетность, а не на учебный процесс.

Что необходимо выполнять, чтобы ученик успешно выполнил ВПР? 43% ответили: нужно выполнять ВПР на уроках, 41% ответили, что нужно больше работать учителю.

Действительно, никаких кардинальных мер. И ведь даже в журнале эти результаты не отразить.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. ВПР являются внешними процедурами ОКО (оценки качества образования).

На сайте нашей гимназии среди прочих локальных нормативных актов разместили Положение о внутренней системе оценки качества образования, к нему имеется дополнение, в котором сказано, что результаты ВПР засчитываются в качестве диагностической работы, для оценки индивидуальных достижений обучающихся по соответствующему предмету, что оценки по результатам ВПР в классные журналы не выставляются, мероприятие проводится в качестве урока по обобщению изученного материала.

Как выставляются оценки ВПР?

Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. В нашей гимназии форма оценивания по 5-бальной шкале определена локальным нормативными актами — «Положением о системе критериального оценивания, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой оценке обучающихся» и «Положением о системе контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся» Поэтому полученные баллы ВПР переводятся в школьные отметки по 5-балльной шкале. Эти результаты вносятся в электронную форму и не позднее чем через двое суток загружаются через личный кабинет школы на портале ВПР.

А дальше? А далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) или проанализировать вместе с коллегами в школе.

Проблема в том, что если оценка не ставится в журнал, то есть риск, что у обучающихся пропадет стремление успешно написать ВПР.

А между тем, наша внутренняя система оценки качества направлена на обеспечение соответствия процедурам внешней оценки качества образования. (из локального Положения о внутренней системе оценки качества образования)

Как же можно внедрить внешнюю процедуру ВПР во внутреннюю систему оценки качества образования? Нужен некий симбиоз этих двух процедур.

Наши учителя английского языка нашли такой выход, к примеру, в 7 классе в рабочей программе в тематическом планировании в конце каждой четверти предусмотрен контроль в форме устного говорения. Мы включили в КИМ для 7 класса в устной части контрольной работы 3-е задание из ВПР (описание фотографии по плану). Оценивается устная часть по тем же критериям, что предусмотрены в ВПР. При этом оценки вносятся в журнал, и у обучающихся нарабатывается навык описания фотографии по плану, данному в задании. То есть подготовка к ВПР происходит непринужденно, не методом натаскивания.

Если вернуться на официальный сайт ВПР ФИОКО в описании — аннотации к каждой демо версии ВПР в самом конце мы видим такую рекомендацию «Специальная подготовка к проверочной работе не требуется»

То есть сам Рособрнадзор,НЕ рекомендует учителям:

— специально готовить класс к выполнению зданий ВПР,

— делать это во время каникул или после уроков,

— ставить оценки за федеральную контрольную в журнал,

— избегать элементов натаскивания на задания ВПР.

В целом, можно сказать, что ВПР — это экзамен не столько для детей, сколько для учителей. Рособрнадзор таким образом проверяет качество преподавания тех или иных предметов. Педагоги получат отчет о пробелах в знаниях учеников и поймут, на какие аспекты стоит обратить особое внимание. А если результаты высоки — это станет отличным подспорьем и мотивацией не только для обучающихся, но и для учителя!

И не стоит забывать главную особенность ВПР в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

— разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

— определить узкие места деятельности пед коллектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;

— выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

— оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;

— иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.

Источник

На основе каких педагогических подходах построены впр

Автор: Дубчак Людмила Александровна

Организация: МБОУ СОШ № 7

Населенный пункт: Ставропольский край, город Георгиевск

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Система оценки качества образования является одной из главных преимуществ развития образования в Российской Федерации

Сегодня тема выступления МБОУ СОШ № 7 «ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования»

Предлагаю рассмотреть особенности опорных понятий ВСОКО и ВПР.

Содержание ВСОКО включает:

 это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов проводит измерение учебных достижений учащихся не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. В этом нам сопутствуют ВПР, РПР, НИКО и другие оценочные процедуры. Остановимся на ВПР.

Правильное использование и интерпретация проведения оценочных процедур административным аппаратом ОО усиливает внутреннюю работу всей школьной образовательной системы. Принятие управленческих решений базируется на реальных фактах, что позволяет гибко подходить к реализации ПЛАНА ВШК.

Стратегия ВСОКО заключается в том, что не только осуществляется контроль и анализ качества знаний по предмету, но и оказывается своевременная поддержка как учителю, так и ученику. Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений оказывают содействие в преодолении проблем через индивидуальное консультирование педагога, анализ результатов ВПР, выявление провальных моментов и причин несоответствия класса результатам, диагностирование процесса развития обучающихся через административные формы контроля (срезы, тесты, собеседования – с использованием практико-ориентированных заданий, включенных в ВПР).

Процедуры оценки качества, действительно, обеспечивают повышение качества образования, помогают учителям улучшить их педагогическую практику, глубже понять уровень современного образования, выявить механизмы его повышения. Вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети, способствуют объективному оцениванию предметных результатов своего ребенка.

Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :

1. Решения относительно ученика.
— Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
— Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
— Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2. Решения относительно учителя.
— Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
— Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы.

Администрация образовательной организации:
— может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
— Использовать результаты в рамках ВШК по предмету и классу с низким % выполнения работы.
— проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

А чем полезны ВПР детям? Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории. К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.

Задания ВПР — какие они? Задача ВПР — проверить уровень знаний школьников на соответствие требованиям ФГОС, поэтому общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность. Раз задания такие необычные, это значит, что подготовка к ВПР дает какую-то новую, особую нагрузку? ВПР – это такая же проверочная работа, как все, которые пишут дети. Ложиться на плечи детей и родителей каким-то особым тяжким грузом она не должна. Задания ВПР могут показаться сложными для тех, кто учился без оглядки на ФГОС: чтобы выполнить задания, недостаточно воспроизвести заученные факты. Нужно рассуждать, анализировать, мыслить шире и свободно ориентироваться в проблематике. И для большинства детей это вполне подъемная задача. Что будет, если ребенок «провалится» на ВПР? В первую очередь неудачный результат ВПР является своевременным сигналом как для учащегося, так и для всей школы. ВПР может стать инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии методической работы.

Наша начальная школа обучается по УМК «Перспективная начальная школа». Методический аппарат комплекта позволяет даже самому ленивому учителю изменить подход к процессу обучения в соответствии с ФГОС, еженедельные вебинары, онлан-курсы для учителей – первый шаг к повышению методической грамотности, электронные формы учебников и пособия в виде тренажёров, тестов, огромный спектр программ курсов внеурочной деятельности помогают формировать целостную личность без стрессов и лишних нагрузок на ребенка в урочное и внеурочное время, проводить качественную подготовку к внешним оценочным процедурам.

Анализ проблемных зон помог скорректировать вопросы контроля ВШК и скоординировать работу учителей по повышению качества знаний, что подтверждает динамика роста качества выполнения ВПР (слайд).

Проанализировав задания ВПР по русскому языку и математике, выявлены проблемные зоны. С 2016-2017 уч.г. в ВШК внесен контроль про проверке сформированности умений выполнять грамматические виды разборов ( 2-4 классы), контроль умений решать практико-ориентированные задания по математике (2-4 классы).

По окружающему миру недостаточно сформированы у учащихся следующие умения:

Учителя имеют возможность использовать в своей практике «Банк заданий», в котором собраны практикоориентированные задания по демоверсиям ВПР, вариантам ВПР и РПР прошлых лет, используются ресурсы сайтов РЕШУ ВПР, печатные продукции и электронные пособия.

Коллеги, напомню, что тема нашей встречи «Сопровождение учащихся при подготовке к независимой диагностике качества образования». Поэтому особая роль в решении данного вопроса возлагается на грамотную работу методического объединения. Учителя должны своевременно проводить анализ заданий ВПР по официальным демоверсиям, которые публикуются на сайта ВПР. СТАТГРАД и ФИПИ. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.

Результаты ВПР 4-х классов являются базовой основой для дальнейшего обучения, помогают учителям-предметникам и учителям начальных классов строить дальнейшую стратегию образования с учетом реального положения.

Источник

Статья «Использование результатов ВПР для повышения качества обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Солдатенкова Валентина Николаевна,

Маринченко Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

Использование результатов ВПР

для повышения качества обучения

Если говорить о системе образования в России, то формирование системы оценки качества образования можно назвать основным направлением в развитии образования. Каждое образовательное учреждение несёт ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг. В условиях современной школы возникает потребность в объективной, достоверной информации о результатах деятельности, о росте или понижении динамики образовательного процесса и выявлении факторов, на них влияющих. Актуальным и необходимым для образовательных учреждений стало построение целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях.

В ходе реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в школе сформирована и совершенствуется внутренняя система оценки качества образования с учетом региональных и национальных исследований, в том числе ВПР. Результаты оценочных процедур используются для решения задач, отражённых в основной образовательной программе образовательного учреждения в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Во время проведения Всероссийских проверочных работ учителя применяют три подхода к обучению, а именно: компетентностный подход, системно-деятельностный подход, уровневый подход.

Если рассматривать образовательную программу нашего образовательного учреждения, то можно заметить, что именно эти три подхода лежать в ее основе. Они позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями, что требует Федеральный государственный образовательный стандарт.

Образовательные учреждения нашего региона хорошо знакомы с процедурой написания, проверки и получения результатов ВПР. Сначала в этой процедуре участвовали только обучающиеся начальной школы, в настоящее время ВПР выполняют обучающиеся второго и третьего уровней образования.

Возникает вопрос о роли этих оценочных процедур во внутренней системе оценки качества образования в школе и, самое главное, как используются полученные результаты для повышения качества образования, в том числе на уровне школы. Несомненно, учителям интересны результаты выполнения ВПР, так как они получают оценку качества своей работы на уровне страны, у них появляется необходимость реализовать новые подходы и методы с целью формирования предметных и метапредметных результатов у обучающихся, повышать свой профессиональный уровень.

В нашей школе сложилась и совершенствуется определённая система по использованию результатов ВПР с целью повышения качества образовательного процесса, а именно: результаты оценочных процедур в формате ВПР используются для принятий решений о поддержке конкретных обучающихся и для принятий управленческих решений на уровне школы. На заседаниях школьных методических объединений анализируются результаты выполненных работ, отмечаются типичные ошибки при выполнения каждого задания, причины их возникновения, способы устранения, вырабатываются решения по отработке отдельных тем и заданий, где был показан низкий результат.

Особое внимание уделяется индивидуальному сопровождению обучающихся, показавших низкие предметные и метапредметные результаты. При этом при переходе на новый уровень обучения (из начальной школы в основную, а затем и среднюю) учителями используются материалы анализа ВПР по предметам предыдущих классов, что способствует формированию результатов, как предметных, так и метапредметных, в течение всего периода обучения в школе, соблюдение преемственности. Для объективности оценки учителя нашей школы ориентируются не только на результаты, показанные в определённый момент, при выполнении ВПР, но и учитывают динамику их изменений на протяжении определённого времени, что является основой при построении индивидуальной образовательной траектории для детей, показавших низкие образовательные результаты. Конечно, одним из главных вопросов при этом является и тот, обеспечивает ли учитель индивидуальный прирост в образовательных достижениях как всего класса, так и конкретного ученика. По результатам выполнения работ, определения уровня сформированности результатов у обучающихся планируется и корректируется работа методической службы школы, организуется индивидуальное сопровождение педагогов по повышению квалификации.

Огромное внимание в школе уделяется рассмотрению на методических семинарах, педагогических советах, заседаниях школьных методических объединений вопросов, связанных с требованиями к современному уроку, планированию его с позиций ФГОС: с использованием современных педагогических технологий, интерактивных методов; введению в учебный план и реализации метапредметных курсов (например, в учебный план 10 класса введён и реализуется учебный предмет «Проектная деятельность»), организации проектной и исследовательской деятельности на уроках, работе с текстом. В школе остаётся актуальной проблема разработки и использования разработке эффективного инструментария, подобного тому, который используется на ВПР, с целью определения предметных и метапредметных результатов. Над данной проблемой работают творческие группы учителей всех школьных методических объединений.

Применение полученных результатов оценочных процедур в начальной школе для повышения результатов образования играет большое значение. Именно это создает основу для дальнейшего изучения школьной программы по всем предметам. Для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов в начальной школе используются

результаты Всероссийские проверочные работы.

В нашей школе результаты ВПР учителями начальной школы используются для проведения диагностики уровня общеобразовательной подготовки каждого обучающегося по русскому языку, математике, окружающему миру, для внесения изменений в методики преподавания учебных предметов.

Проанализировав типичные ошибки по этим предметам, учителями начальной школы на заседаниях методического объединения определяются «проблемные зоны».

Творческая группа учителей, созданная для решения проблемы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, разрабатывает целый ряд рекомендаций для учителей, обучающихся и их родителей. На уровне методического объединения каждый год разрабатывается план работы по подготовке обучающихся 4-х классов к Всероссийским проверочным работам. В рамках реализации этого плана разработали сопроводительную карту мониторинговых исследований, где по классам и годам видно, какие темы, виды работ вызывают затруднения у обучающихся. Проводя детальный анализ контрольных работ, определили основные направления в работе по «проблемным темам», разработали задания, которые обучающиеся начальной школы выполняют на уроках не только в 4-м классе, но и начиная с 1-го класса.

При подготовке к ВПР учителя нашего методического объединения руководствуются следующими рекомендациями:

Составлять разнообразные формулировки при составлении заданий, а также при планировании уроков; учить школьников решать поставленные задания разными способами; учить учеников объяснять решение задания, а также обосновывать выбранный способ решения задания;

Учить детей ориентироваться в ситуациях, которые описаны в задаче, а также учить детей правильно выбирать действия, направленные на решение поставленной задачи;

Учить детей вчитываться в текст, прорабатывать его, учить детей читать вдумчиво и осмыслено. Во многих случаях причинами ошибок является именно не правильное и не осмысленное чтение задания

Научить учеников внимательно читать и полностью следовать инструкциям;

Объяснить ученикам, что допущенные ошибки во время решения задач можно исправлять самостоятельно, научить это делать;

Внимание необходимо уделить тем навыкам, которые вызывают трудности у большинства учеников в классе;

Основываясь на результатах ВПР необходимо провести индивидуальную работу с учениками, уделить внимание тем вопросам, которые вызвали у учеников большие трудности;

Проблемы, которые были выделены во время проведения ВПР необходимо учитывать при составлении заданий, это поможет ликвидировать слабые стороны.

Виды работ, используемые на уроках русского языка, математики и окружающего миры при подготовке к ВПР

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко.

Диктанты различных видов.

Списывания текстов с различными заданиями на исправление ошибок в словах, «пропущенных букв», «пропущенных пунктуационных знаков» и т.д.

Группировка слов по наличию морфем в корне слова.

Упражнения, направленные на развития навыка распознавать части речи, а также определять грамматические признаки этих частей речи.

Упражнения, направленные на развитии умения распознавать значение определенного слова, а также правильно формулировать значения слова при письме.

Упражнения, которые способствуют развитию умения правильно строить речевое высказывание.

Работа по памяткам, которые помогают составлять тексты – рассуждения.

Упражнения, направленные на развитии умения акцентировать свой ответ вокруг имеющегося ключевого слова;

Математические диктанты, которые направлены на отработку знаний результатов и компонентов действия, вычислительных навыков, а также на решение простых арифметических задач.

Задания, направленные на развитие логического мышления, воображения, тренировку памяти.

Кроме этих заданий используем варианты работ с образовательных сайтов в интернете:

Сайт Яндекс учебник

Демоверсии по всем предметам ВПР на сайте vpr.statgrad.org

Сайт НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru

Тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» https://testedu.ru

Видео уроки по всем предметам можно найти на Современном учительском портале http://easyen.ru/load/nachalnykh/vpr/260

Тесты по ВПР в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad

Диктанты различной сложности на сайте 4ВПР https://4vpr.ru/4-klass/

На протяжении более трех лет педагоги начальных классов нашей школы используют результаты ВПР при составление учебных программ. Кроме того, эти результаты учитываются при подготовке к аттестации.

Таким образом, использование результатов оценочных процедур ВПР позволяет администрации школы своевременно оказывать ресурсную, организационную и методическую поддержку учителям, разрабатывать индивидуальные адресные рекомендации; учителям определять и разрабатывать темы по самообразования, совершенствовать свой профессиональный уровень; обучающимся и их родителям получить рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях, а также рекомендации по профессиональному самоопределению. Именно такая слаженная работа по использованию результатов ВПР всеми участниками образовательного процесса приводит к повышению ткачества образования в школе.

4.Вальдман И. А. [Электронный ресурс]: Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся. //Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО. 2013. – № 4, с.53-66.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *