на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок
«Академик Ломоносов» для Чукотки и перспективы для «Росатома»
23 августа новейший плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» был выведен из порта Мурманска, и началась его буксировка к месту службы, г. Певек (Чукотский автономный округ). В ближайшие недели ПЭБ прибудет на место, после чего начнется его подготовка к работе. Эксплуатация энергоблока начнется до конца года. Ожидается, что эти события самым серьезным образом повлияют на развитие отечественных и зарубежных энергосистем.
От проекта к ПЭБ
Закладка плавучего энергоблока для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) состоялась в апреле 2007 г. на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). Тогда на строительство отводилось несколько лет. В следующем году было принято решение о переносе строительства на «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). В конце июня 2010 г. достроенное судно спустили на воду и продолжили его достройку на плаву. Производился монтаж реакторного и генерирующего оборудования.
В начале 2018 г. ПЭБ был подготовлен к проведению испытаний. В апреле его отправили из Санкт-Петербурга в Мурманск, на базу ФГУП «Атомфлот». Летом началась загрузка ядерного топлива, а в ноябре состоялись запуски двух реакторов. Комплексные испытания энергоблока завершились в конце апреля 2019 г. 23 августа началась буксировка блока к месту службы.
Построенный «Академик Ломоносов» будет работать в составе более сложного комплекса, в котором также присутствует береговая инфраструктура. Строительство необходимых объектов в г. Певек стартовало в 2016 г. и в основной массе завершено. В ближайшее время энергоблок прибудет к месту службы, где его подключат к береговым сооружениям и подготовят к старту полноценной эксплуатации.
Задачей «Академика Ломоносова» является энергоснабжение Певека и ближайших населенных пунктов Чукотского автономного округа. ПАТЭС даст населению и экономике электроэнергию и тепло. При этом речь идет о частичном замещении Билибинской АЭС. Через несколько лет ее выведут из эксплуатации, а ПАТЭС позволит сохранить требуемую генерацию.
АЭС на воде
ПЭБ «Академик Ломоносов» представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойными бортами и двойным днищем. Судно имеет развитую надстройку, в которой предусматриваются объемы для реакторов, энергетического оснащения и бытовых помещений. Наибольшая длина энергоблока достигает 144 м при максимальной ширине 30 м. Водоизмещение – 21560 т. Собственная силовая установка отсутствует, и потому для перемещения ПЭБ нуждается в помощи буксиров. Во время эксплуатации ПЭБ остается у необходимых береговых сооружений и соединяется с коммуникациями.
Основой энергоустановки ПЭБ являются две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, соединенные с двумя паротурбинными установками. При помощи реакторов и другого бортового оборудования осуществляется выработка электроэнергии и нагрев воды. На номинальном режиме «Академик Ломоносов» должен выдавать на берег 60 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепла. За счет сокращения выдачи теплой воды энергетическая мощность может быть доведена до 70 МВт. Имеется режим повышенной выдачи тепла – 145 Гкал/ч при 30 МВт электроэнергии. Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.
Заявленные характеристики позволяют ПАТЭС нового типа обеспечивать теплом и электричеством населенный пункт с 100 тыс. жителей. Для сравнения, все население Чукотского АО примерно вдвое меньше.
Работа ПЭБ обеспечивается экипажем из 70 человек. Для них на борту судна имеются каюты, камбуз со столовой, библиотека и т.д. Предусматривается медблок с современным оснащением. Наличие мощных источников тепла на борту позволило организовать баню и сауну.
Береговые сооружения, построенные в г. Певек, включают защитные и энергетические системы. Так, место у причала для «Академика Ломоносова» защищено специальным молом, предотвращающим проход волн или навал льда. При этом гидротермические характеристики акватории остаются на нужных значениях. На берегу развернуты системы для приема энергии и тепла с борта ПЭБ и для их передачи на существующие линии.
Назначенный срок службы ПАТЭС составляет 40 лет. До заводского ремонта станция проработает 12 лет. Все основные операции в ходе эксплуатации осуществляются энергоблоком самостоятельно и при помощи имеющейся на борту аппаратуры. При этом некоторые операции и процедуры могут выполняться только в условиях судостроительного завода.
Перспективы ПАТЭС
«Академик Ломоносов» еще не эксплуатируется, но уже есть все поводы для оптимизма – как в контексте конкретного проекта, так и в отношении всего направления. Первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция успешно достроена и направляется к месту службы и вскоре сможет показать весь свой потенциал.
Своим существованием ПЭБ «Академик Ломоносов» демонстрирует способность российской промышленность создавать столь сложные проекты особого рода и особого значения. При наличии соответствующих заказов «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация могут строить новые ПАТЭС для работы в других районах. Кроме того, уже разрабатывается новое поколение подобных электростанций, основанное на иных технологиях.
Главной задачей ПАТЭС считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного облика. Так, на стадии разработки «Академика Ломоносова» рассматривалось несколько вариантов размещения будущей станции – она могла отправиться на Чукотку или остаться в Северодвинске. Также рассматривался перевод ПЭБ на Камчатку. В дальнейшем, после того, как местом службы выбрали г. Певек, звучали заявления о необходимости развертывания 5-7 ПАТЭС в разных районах страны.
Серийное строительство ПАТЭС позволит решить проблемы энергоснабжения в труднодоступных регионах, изолированных от общих энергосистем и снабжаемых преимущественно по морю. В первую очередь, это касается городов Заполярья и Дальнего Востока.
Впрочем, решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства. Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.
Международный рынок
С проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок. Уже известно, что интерес к таким разработкам проявляют некоторые зарубежные страны, испытывающие проблемы с энергоснабжением. Ведутся переговоры с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также темой интересуются некоторые островные страны.
Для строительства плавучих электростанций необходимы особые компетенции, имеющиеся всего у нескольких стран. Таким образом, наличие проектов ПЭБ и ПАТЭС дает России особые преимущества на международном рынке энергетических систем и электростанций. Есть все основания полагать, что «Росатому» и ОСК удастся превратить интерес потенциальных заказчиков в реальные контракты.
У нашей страны уже есть опыт «экспорта» атомных электростанций, что может привлечь новых заказчиков. Кроме того, хорошей рекламой для наших ПАТЭС станет запуск эксплуатации «Академика Ломоносова». Пока есть все основания для положительных прогнозов, и можно рассчитывать на получение желаемых результатов.
Однако попытки продвижения ПАТЭС в мире могут сталкиваться с противодействием третьей стороны. Так, последние новости о буксировке «Академика Ломоносова» в Певек повлекли за собой вал публикаций в зарубежной прессе, часть которых носит явно критический характер. В них упоминается весь набор штампов об опасности ядерной энергетики, а также оговариваются различные угрозы для станции.
Вряд ли можно с уверенностью говорить, что за такими публикациями стоит исключительно забота о природе и людях. Они весьма похожи на уже имевшие место попытки испортить репутацию проекта и, соответственно, ухудшить его коммерческие перспективы. Вполне возможно, что речь идет о попытках нечестной конкуренции.
Накануне пуска
В ближайшие недели «Академик Ломоносов» прибудет к месту службы и будет выполнена стыковка бортовых систем с береговой инфраструктурой. К концу года состоится ввод в эксплуатацию, и Чукотка получит новый энергетический объект особого значения. При этом подобные события будут важны не только для автономного округа, но и для нескольких отраслей промышленности и для всей страны в целом.
Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике. Пока же основной задачей является запуск «Академика Ломоносова» на назначенном месте службы.
Вся правда про ПАТЭС «Академик Ломоносов». Ч.1.
Первый в мире атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» стремительно движется к месту своей дислокации в Певек. У этого проекта было много критиков и завистников, эксперты не верили в эту историю, а у нас всё получилось. Теперь мы ещё раз смело можем сказать, что в атомной отрасли нам просто нет равных. Сейчас мы эту тему откатаем на практике, причём в очень суровых условиях и будем готовы нашим классным продуктом поделиться со всем миром. Ведь главной задачей таких ПАТЭС как раз и считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного типа, а энергия, ой, как нужна. Поэтому ещё раз предлагаю вспомнить основные этапы большого пути и закрепить те знания об этом уникальном проекте.
Если честно, первыми на практике использовать атомную энергию в мобильном исполнении на воде решились американцы. Кроме этого подобные проекты разрабатывались в Англии или в Германии. Так вот первой плавучей атомной станцией официально считается американская MH-1A (мобильный, высокой мощностью), она была предназначена для электроснабжения Панамского канала. Хотя, по сути, это была просто переделка судна «Чарльз Кагл» (SS Charles H. Cugle) типа «Liberty», спущенного на воду ещё в 1945 году. У него демонтировали пропульсивный комплекс, а в средней части взяли и установили одноконтурный реактор с водой под давлением, в 350-тонном защитном сосуде, использующий в качестве топлива низкообогащенный уран (от 4% до 7% 235 ЕД). Его мощность составляла 10 МВт. Сам реактор в таком исполнении получил название Sturgis в честь генерала Сэмюэла Д. Стерджиса-младшего.
2. Эскиз первой в мире плавучей атомной электростанции «Стёрджис» 1963 года.
3. SS Charles H. Cugle после преобразования в ядерную баржу Sturgis
4. Вот как выглядела ПЛЭС «Северное сияние-5»
Чуть позже это же КБ по заданию Министерства геологии разработало эскизный проект атомной плавучей электростанции (пр. 1599), даже в Институте Обнинске он прошёл одобрение, но финансов для дальнейшей реализации не было.
5. Эскизный проект атомной плавучей электростанции (пр. 1599)
6. Проект ПАТЭС «ВОЛНОЛОМ-3»
9. На судне протянуто более 1 300 км кабеля.
11. Запасной якорь, ещё ему компанию составляют два таких же штатных.
В итоге, 21 апреля 2009 года блок был повторно заложен уже на «Балтийском заводе», что в Санкт-Петербурге. И уже 18 мая 2009 года завод начал стапельную сборку плавучего энергоблока. Спустя почти год, 30 июня 2010 года ПЭБ без реактора и турбогенератора были спущены со стапелей предприятия на воду. Но и тут начались проблемы, правда, не у будущей станции, а у завода, вернее у его акционеров. В результате почти на полтора года работы были приостановлены, пока в конце 2011 года Балтийский завод снова не стал госпредприятием. Поэтому, когда понимаешь все эти нюансы и реальные сроки строительства, проникаешься ещё большим уважением к тем людям, кто реализовал этот проект в жизни.
12. Это фото я сделал в конце 2017 года с борта строящегося атомного ледокола нового поколения «Арктика» на Балтийском заводе.
13. Пост буксировки
В мае 2009 года на АО «Балтийский завод» был доставлен первый из двух реакторов «КЛТ-40С» (по проекту ОКБМ им. Африкантова). Второй реактор доставлен в августе 2009 года. В конце сентября 2013 года две атомные реакторные установки были установлены на ПЭБ «Академик Ломоносов». В 2017 году был завершен монтаж реакторов и парогенератора. Две паротурбинные установки блочного исполнения 35 МВт каждая были изготовлены на Калужском турбинном заводе (КТЗ), а генераторы для них поставило АО «Силовые машины».
14. Всего на судне пять различных кранов.
15. Через это место и происходит загрузка свежего топлива.
В июне 2017 года завершились швартовые испытания. При этом одновременно провели операцию по проворачиванию ротора паротурбинной установки со скоростью 7 оборотов в секунду. Эта операция очень важная, даёт возможность убедиться в том, что сборка и центровка всех элементов выполнены в соответствии с проектом, что оси турбины и генератора точно соотнесены друг с другом. Оказалось, всё ок, монтаж выполнен на высшем уровне. И, наконец, 28 апреля 2018 года началась буксировка ПЭБ в Мурманск для загрузки топлива. Сама загрузка началась 25 июля 2018 года. Дальше настал черёд испытать в деле сами реакторные установки. Пионером стал реактор правого борта, это произошло 2 ноября 2018 года. 31 марта 2019 года на ПЭБ были успешно выведены на 100% мощность реакторные установки № 1 и № 2. Проведенные испытания подтвердили устойчивую работу основного и вспомогательного оборудования ПЭБ, а также автоматических систем управления технологическими процессами. 4 июля 2019 года специалисты АО «Балтийский завод» успешно закончили строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и передали его заказчику.
Параллельно в Певеке шли работы по сооружению береговых и гидротехнических сооружений для будущей станции. 4 октября 2016 года в торжественной обстановке был забит первый (лидерный) шпунт давший старт этим работам. Так, для справки, только за весь период навигации 2018 года, составивший порядка четырех месяцев, со всех теплоходов, в числе которых «Александр Сибиряков», «Арктика-2», «Инженер Трубин», суммарно было выгружено порядка 25 тысяч тонн строительных материалов (трубошпунт, анкерные сваи, инертные материалы, металлопрокат), а также нужные металлоконструкции.
19. Одна из станций углекислотного пожаротушения
20. И дверки тут вот такие серьезные.
21. Вот мы дошли и до машинного отделения.
На ПЭБ «Академик Ломоносов» есть два вот таких машинных отделения (на правом и левом бортах). Кроме двух реакторных установок КЛТ-40С, в состав энергетической установки ПЭБ входят две паротурбинные установки производства ОАО «Калужский турбинный завод», а также другие вспомогательные системы и оборудование. Перед нами же как раз одна такая паротурбинная установка мощностью 35 МВт. ПТУ ТК-35/38-3,4 представляет собой блочную машину, которая находится на одной раме вместе с генератором такой же мощности. Генераторы изготовил и поставил на «КТЗ» филиал АО «Силовые машины» завод «Электросила». Изготовление двух таких установок заняло почти три года. Для испытаний ПТУ на предприятии был специально спроектирован и построен новый стенд.
Из серии интересный факт. Такое имя ПЭБ получил в связи с тем, что должен был быть готов к 300-летию великого ученого в 2011 году.
26. Я на Чаунской ТЭЦ в 2015 году.
27. Общий вид на Чаунскую ТЭЦ
28. Компактность и продуманность, конечно, поражает. Как это всё они здесь уместили.
15 сентября 2011 года проект размещения ПАТЭС в городе Певек получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, а 26 июня 2019 года Ростехнадзор дал разрешение на эксплуатацию ПЭБ до 2029 года.
30. Электропитательные насосы. Их тут три. На другом борту аналогичная история.
Вспомогательный энергетический блок включает в себя четыре резервных дизельгенератора (РДГ) мощностью по 800 кВт каждый, а также четыре аварийных дизель-генератора (АДГ) мощностью по 200 кВт. Кроме этого, в конструкции ПЭБ предусмотрена вспомогательная котельная установка (ВКУ) производительностью по пару 16 т/ч.
33. Всего в производственной кооперации по созданию ПАТЭС было задействовано около 140 предприятий. А кто-то до сих пор не может успокоиться, зачем нам такие станции. Да хотя бы ради того, чтобы наши заводы работали и люди были при деле.
38. Переодеваемся и идём в чистую зону. Вот этого фотоконтента вы уж точно в сети не найдёте :).
40. Помещение перегрузочного контура
41. Крышка одного из реакторов
Вкратце сам технологический процесс выглядит следующим образом. Пар, полученный в парогенераторах (ПГ) реакторной установки, поступает на паровую турбину, которая вращает электрогенератор. Электрогенератор вырабатывает электрическую энергию, подаваемую потребителям. Пар, отработавший в ступенях турбины, отбирается на подогрев питательной воды в специальном теплообменнике (подогревателе), а также на нагрев воды в теплообменниках теплофикации. Отработавший в турбине пар конденсируется в главном конденсаторе с помощью забортной (морской) воды. Образовавшийся конденсат с помощью конденсатного насоса подается в деаэратор, где происходит удаление растворенных газов, главным образом, кислорода. Затем с помощью насоса питательная вода поступает в ПГ реакторной установки и цикл повторяется.
Второе пришествие Ломоносова | ПАТЭС
Не так давно по экранам телевизоров пробежала новость, что плавучая атомная теплоэлектростанция (Патэс) прибыла в порт назначения. Однако сегодня я хотел бы рассказать немного другие факты о ПАТЭС.
Данный материал лучше смотреть на видео. Видео в конце статьи.
Во первых, кто является потенциальным клиентом для таких станций?
В мире есть целый ряд небольших стран, энергетическим системам которых просто не требуются АЭС привычной, стандартной мощности в 1’000 мегаватт, но которые, тем не менее, испытывают сложности с обеспечением стабильности своих энергосистем. В мире есть страны, для которых строительство АЭС привычного масштаба просто дорого – не будем забывать, что стоимость современного атомного энергоблока составляет 5-6 миллиардов долларов.
В мире есть целый ряд больших стран, которые не обеспечивают электроэнергией всю свою территорию, но которым энергия необходима на удаленных островах, на территориях, где открыты месторождения полезных ископаемых, которые невозможно разрабатывать без электроэнергии, а строить стационарные объекты генерации невыгодно (в том числе из-за необходимости постоянно поставлять туда топливо). Одна из таких стран нам хорошо известна – это Россия с нашими арктическими просторами.
ПАТЭС «Академик Ломоносов»
Головная ПАТЭС открывает возможность активнее решать все эти проблемы, обеспечивать реализацию проектов, которые сейчас «лежат на полке». С того момента, как «Академик Ломоносов» начнет давать энергию можно будет начинать вести переговоры с зарубежными заказчиками. Специалисты энергетической отрасли уверены, что у плавучих АЭС весьма значительный экспортный потенциал – а это новые заказы по всей производственной цепочке от предприятий Росатома и судостроителей до компаний, усилиями которых добывается и обрабатываются руды металлов.
Реакторы ПАТЭС – проверено временем
Около 22 млрд руб. составляет стоимость головного плавучего энергоблока, еще порядка 7 млрд — затраты на береговые сооружения. Конечная стоимость ПАТЭС «Академик Ломоносов», связана, в числе прочего, и с тем, что проектировали его в конце прошлого — начале этого века – до того, как ОКБМ им. Африкантова разработал новый реактор РИТМ-200.
На ПАТЭС установлены два реактора КЛТ-40С – модернизация более ранних проектов КЛТ-40 и КЛТ-40М, надежность которых подтверждена тысячами реакторочасов, наработанных реакторами такого типа на лихтеровозе «Севморпуть» и на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».
Реакторы КЛТ-40С оснащены современными системами безопасности, в том числе и пассивными (не зависящими от наличия электропитания для собственных нужд реактора и от действий персонала), их активная зона позволяет использовать ядерное топливо с обогащением по изотопу урана-235 в 19% — на реакторах более раннего образца применялось топливо с обогащением 40%.
Установка реактора КЛТ-40С
Электрическая мощность ПАТЭС «Академик Ломоносов» составляет 70 МВт, при этом электроэнергия выдается напряжением 10 кВ, что наиболее оптимально для создания линий электропередач. ПАТЭС способна работать 12 лет без выгрузки топлива, а назначенный срок службы составляет 40 лет. Масса и размеры реакторов КЛТ-40С со всеми уровнями биологической защиты во многом определили и габариты корпуса – 140 метров длины, 30 метров ширины при водоизмещении 21,5 тысяча тонн.
Корпус ПАТЭС цельносварной, разделен перегородками на два блока – технологический и жилой. В технологическом расположены реакторы, турбины, отсек обращения с облученным ядерным топливом, все необходимые вспомогательные системы и оборудование. Уровень внешней защиты позволяет ПАТЭС спокойно пережить цунами, землетрясение силой до 8 баллов и падение самолета весом до 11 тонн, причем все три эти случая в условиях побережья Чукотки крайне маловероятны. Когда станция будет введена в эксплуатацию, на ней будут работать вахтовым методом: на три месяца 150 человек по 50 человек в смене, для комфортного пребывания которых на борту ПАТЭС предусмотрены не только благоустроенные каюты, но и кинотеатр, спортзал и даже бассейн.
Больше АСММ – хороших и разных!
В Росатоме думают о дальнейших перспективах плавучих АЭС. На текущий момент есть технологическое решение по автономным источникам энергии большей мощности с реакторами РИТМ-200, есть проекты по автономным атомным источникам энергии мощностью 6-8 МВт, и сейчас работают над созданием реакторов мощностью 1 МВт. Это достаточно большая линейка автономных ядерных источников энергии, и мы сейчас ведутся переговоры с полярными регионами, и с рядом российских компаний о поставке таких источников – нужно, чтобы сформировался спрос. При этом к плавучему энергоблоку проявляет интерес большое количество зарубежных партнеров, огромное количество международных делегаций уже посетило плавучую АЭС.
В Росатоме народ шутит, что нужно было продавать на экскурсию по ПАТЭС билеты, тогда мы бы окупили ее строительство еще к началу генерации электроэнергии и тепла».
Глава «Росатома» Алексей Лихачев на Международном арктическом форуме 2019:
Реактор РИТМ-200 – это уровень хайтэк
16 октября 2018 года «ЗиО Подольск» отправил в Санкт-Петербург второй реактор для строящегося на Балтийском заводе атомного ледокола проекта ЛК-60 «Урал», и это был уже шестой по счету реактор РИТМ-200, произведенный «Атомэнергомашем» и ОКБМ им. И.И. Африкантова. Шесть реакторных установок всего за три года – это уже промышленное производство, что само по себе снижает цену по сравнению с головным изделием проекта. Росатом намерен до конца года подписать с Балтийским заводом договор на строительство еще двух ледоколов ЛК-60, для конструкторов и машиностроителей корпорации это будет означать продление серии РИТМ-200 еще на четыре реакторных установки, вырастут навыки, компетенции и на Балтийском заводе.
Но не только промышленное, конвейерное производство может привести к снижению стоимости ПАТЭС – значительный вклад в это внесут и конструкторские отличия РИТМ-200 от КЛТ-40С. Вот самые заметные: реактор КЛТ-40С весит 3’800 тонн, а РИТМ-200 – только 2’200 тонн, КЛТ-40С имеет габариты 12 метров х 17,2 метра х 12, а РИТМ-40 – 6 х 13,2 х 15,5 метра.
Расчеты ОКБМ Африкантова – а конструкторскому бюро, которое разработало все до одного проекты реакторных установок атомного ледокольного флота, верить можно и нужно – что габариты корпуса ПАТЭС с парой РИТМ-200 по сравнению с габаритами корпуса ПАТЭС с парой КЛТ-40С изменятся следующим образом. Длина корпуса станет меньше на 38 метров, ширина станет меньше на 5 метров, осадка уменьшится на 1,1 метра, поэтому за счет снижения материалоемкости будет получен весомый экономический эффект. По оценкам ОКБМ, себестоимость производимой электроэнергии на РИТМ-200 станет ниже на 36% по сравнению с КЛТ-40С.
Установка реактора РИТМ-200
Можно бегло оценить и другие преимущества реакторной установки РИТМ-200: ее электрическая мощность выше на 20 МВт (35 МВт – у КЛТ-40С, 55 МВт – у РИТМ-200), на 40 МВт выше тепловая мощность, на 60% выше назначенный ресурс до среднего ремонта. Как видите, желание руководства Росатома сделать ПАТЭС еще одним конкурентным предложением имеют весьма серьезные обоснования – ОКБМ Африкантова разработало действительно выдающийся проект реакторной установки, а реализация на одном заводе всех заказов на атомные ледоколы вместе с заказом на ПАТЭС «Академик Ломоносов» обеспечила восстановление и наращивание компетенций судостроителей.
Но и на этом значение и перспективы реакторной установки РИТМ-200 не заканчиваются – ОКБМ завершило разработку наземных атомных станций на ее основе. Пока еще не очень привычная аббревиатура АСММ (атомная станция малой мощности)
в последние годы становится новым направлением развития для атомной энергетики во всем мире. Проекты АСММ разрабатываются в США, в Китае, в Канаде, в Великобритании и в других странах, постепенно разворачивается настоящая технологическая гонка. Преимущества АСММ достаточно очевидныx – меньше требования к энергетическим системам, в составе которых они будут работать, ниже стоимость, их можно значительно быстрее строить, при этом весь комплект оборудования будет производиться в заводских условиях. Подготовь площадку и подстанцию, за это время на заводе успеют полностью укомплектовать АСММ, и останется только перевезти конструкцию на место и скоммутировать с линиями электропередач. В разы меньшее количество профессионально подготовленного персонала, значительно более скромные объемы ОЯТ, облученного ядерного топлива. Все проекты АСММ – блочные, предусматривают возможность увеличивать количество готовых блоков на одной площадке, если у заказчика появится такая необходимость. У кого больше шансов на победу в этой гонке? Все вполне традиционно – у того разработчика, который первым предоставит референтный действующий энергоблок.
География России как бонус для Росатома
Вот только очевидна и главная проблема любой АСММ – ее физическая охрана. Требования к ней практически такие же, как к обычным, большим АЭС, но это будет приводить к тому, что стоимость физической охраны будет значительно влиять на стоимость вырабатываемой электроэнергии. Кто и как будет решать эту проблему в других странах, сказать сложно, но у России в этом отношении имеется значительная фора – географические особенности нашей страны. В качестве простого примера можно чуть внимательнее посмотреть на ту же ПАТЭС «Академик Ломоносов». Работать эта АСММ (к АСММ принято относить энергоблоки, электрическая мощность которых не превышает 300 МВт) в порту города Певек – одной из опорных точек Северного морского пути, получивший в июле 2019 года статус международного. Согласитесь – 70-й градус северной широты и 171-й градус восточной долготы опасность террористической угрозы уменьшают многократно сами по себе. Подобных мест на территории России достаточно, поэтому Росатом имеет хорошие шансы опередить конкурентов, используя уже готовый проект наземного размещения АСММ на базе реакторов РИТМ-200.
Ну а я же констатирую давно известный факт: в России никакой промышленности нет и она сегодня погибает особенно сильно.