на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

«Академик Ломоносов» для Чукотки и перспективы для «Росатома»

23 августа новейший плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» был выведен из порта Мурманска, и началась его буксировка к месту службы, г. Певек (Чукотский автономный округ). В ближайшие недели ПЭБ прибудет на место, после чего начнется его подготовка к работе. Эксплуатация энергоблока начнется до конца года. Ожидается, что эти события самым серьезным образом повлияют на развитие отечественных и зарубежных энергосистем.

От проекта к ПЭБ

Закладка плавучего энергоблока для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) состоялась в апреле 2007 г. на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). Тогда на строительство отводилось несколько лет. В следующем году было принято решение о переносе строительства на «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). В конце июня 2010 г. достроенное судно спустили на воду и продолжили его достройку на плаву. Производился монтаж реакторного и генерирующего оборудования.

В начале 2018 г. ПЭБ был подготовлен к проведению испытаний. В апреле его отправили из Санкт-Петербурга в Мурманск, на базу ФГУП «Атомфлот». Летом началась загрузка ядерного топлива, а в ноябре состоялись запуски двух реакторов. Комплексные испытания энергоблока завершились в конце апреля 2019 г. 23 августа началась буксировка блока к месту службы.

Построенный «Академик Ломоносов» будет работать в составе более сложного комплекса, в котором также присутствует береговая инфраструктура. Строительство необходимых объектов в г. Певек стартовало в 2016 г. и в основной массе завершено. В ближайшее время энергоблок прибудет к месту службы, где его подключат к береговым сооружениям и подготовят к старту полноценной эксплуатации.

Задачей «Академика Ломоносова» является энергоснабжение Певека и ближайших населенных пунктов Чукотского автономного округа. ПАТЭС даст населению и экономике электроэнергию и тепло. При этом речь идет о частичном замещении Билибинской АЭС. Через несколько лет ее выведут из эксплуатации, а ПАТЭС позволит сохранить требуемую генерацию.

АЭС на воде

ПЭБ «Академик Ломоносов» представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойными бортами и двойным днищем. Судно имеет развитую надстройку, в которой предусматриваются объемы для реакторов, энергетического оснащения и бытовых помещений. Наибольшая длина энергоблока достигает 144 м при максимальной ширине 30 м. Водоизмещение – 21560 т. Собственная силовая установка отсутствует, и потому для перемещения ПЭБ нуждается в помощи буксиров. Во время эксплуатации ПЭБ остается у необходимых береговых сооружений и соединяется с коммуникациями.

Основой энергоустановки ПЭБ являются две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, соединенные с двумя паротурбинными установками. При помощи реакторов и другого бортового оборудования осуществляется выработка электроэнергии и нагрев воды. На номинальном режиме «Академик Ломоносов» должен выдавать на берег 60 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепла. За счет сокращения выдачи теплой воды энергетическая мощность может быть доведена до 70 МВт. Имеется режим повышенной выдачи тепла – 145 Гкал/ч при 30 МВт электроэнергии. Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.

Заявленные характеристики позволяют ПАТЭС нового типа обеспечивать теплом и электричеством населенный пункт с 100 тыс. жителей. Для сравнения, все население Чукотского АО примерно вдвое меньше.

Работа ПЭБ обеспечивается экипажем из 70 человек. Для них на борту судна имеются каюты, камбуз со столовой, библиотека и т.д. Предусматривается медблок с современным оснащением. Наличие мощных источников тепла на борту позволило организовать баню и сауну.

Береговые сооружения, построенные в г. Певек, включают защитные и энергетические системы. Так, место у причала для «Академика Ломоносова» защищено специальным молом, предотвращающим проход волн или навал льда. При этом гидротермические характеристики акватории остаются на нужных значениях. На берегу развернуты системы для приема энергии и тепла с борта ПЭБ и для их передачи на существующие линии.

Назначенный срок службы ПАТЭС составляет 40 лет. До заводского ремонта станция проработает 12 лет. Все основные операции в ходе эксплуатации осуществляются энергоблоком самостоятельно и при помощи имеющейся на борту аппаратуры. При этом некоторые операции и процедуры могут выполняться только в условиях судостроительного завода.

Перспективы ПАТЭС

«Академик Ломоносов» еще не эксплуатируется, но уже есть все поводы для оптимизма – как в контексте конкретного проекта, так и в отношении всего направления. Первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция успешно достроена и направляется к месту службы и вскоре сможет показать весь свой потенциал.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Своим существованием ПЭБ «Академик Ломоносов» демонстрирует способность российской промышленность создавать столь сложные проекты особого рода и особого значения. При наличии соответствующих заказов «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация могут строить новые ПАТЭС для работы в других районах. Кроме того, уже разрабатывается новое поколение подобных электростанций, основанное на иных технологиях.

Главной задачей ПАТЭС считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного облика. Так, на стадии разработки «Академика Ломоносова» рассматривалось несколько вариантов размещения будущей станции – она могла отправиться на Чукотку или остаться в Северодвинске. Также рассматривался перевод ПЭБ на Камчатку. В дальнейшем, после того, как местом службы выбрали г. Певек, звучали заявления о необходимости развертывания 5-7 ПАТЭС в разных районах страны.

Серийное строительство ПАТЭС позволит решить проблемы энергоснабжения в труднодоступных регионах, изолированных от общих энергосистем и снабжаемых преимущественно по морю. В первую очередь, это касается городов Заполярья и Дальнего Востока.

Впрочем, решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства. Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.

Международный рынок

С проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок. Уже известно, что интерес к таким разработкам проявляют некоторые зарубежные страны, испытывающие проблемы с энергоснабжением. Ведутся переговоры с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также темой интересуются некоторые островные страны.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Для строительства плавучих электростанций необходимы особые компетенции, имеющиеся всего у нескольких стран. Таким образом, наличие проектов ПЭБ и ПАТЭС дает России особые преимущества на международном рынке энергетических систем и электростанций. Есть все основания полагать, что «Росатому» и ОСК удастся превратить интерес потенциальных заказчиков в реальные контракты.

У нашей страны уже есть опыт «экспорта» атомных электростанций, что может привлечь новых заказчиков. Кроме того, хорошей рекламой для наших ПАТЭС станет запуск эксплуатации «Академика Ломоносова». Пока есть все основания для положительных прогнозов, и можно рассчитывать на получение желаемых результатов.

Однако попытки продвижения ПАТЭС в мире могут сталкиваться с противодействием третьей стороны. Так, последние новости о буксировке «Академика Ломоносова» в Певек повлекли за собой вал публикаций в зарубежной прессе, часть которых носит явно критический характер. В них упоминается весь набор штампов об опасности ядерной энергетики, а также оговариваются различные угрозы для станции.

Вряд ли можно с уверенностью говорить, что за такими публикациями стоит исключительно забота о природе и людях. Они весьма похожи на уже имевшие место попытки испортить репутацию проекта и, соответственно, ухудшить его коммерческие перспективы. Вполне возможно, что речь идет о попытках нечестной конкуренции.

Накануне пуска

В ближайшие недели «Академик Ломоносов» прибудет к месту службы и будет выполнена стыковка бортовых систем с береговой инфраструктурой. К концу года состоится ввод в эксплуатацию, и Чукотка получит новый энергетический объект особого значения. При этом подобные события будут важны не только для автономного округа, но и для нескольких отраслей промышленности и для всей страны в целом.

Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике. Пока же основной задачей является запуск «Академика Ломоносова» на назначенном месте службы.

Источник

Вся правда про ПАТЭС «Академик Ломоносов». Ч.1.

Первый в мире атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» стремительно движется к месту своей дислокации в Певек. У этого проекта было много критиков и завистников, эксперты не верили в эту историю, а у нас всё получилось. Теперь мы ещё раз смело можем сказать, что в атомной отрасли нам просто нет равных. Сейчас мы эту тему откатаем на практике, причём в очень суровых условиях и будем готовы нашим классным продуктом поделиться со всем миром. Ведь главной задачей таких ПАТЭС как раз и считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного типа, а энергия, ой, как нужна. Поэтому ещё раз предлагаю вспомнить основные этапы большого пути и закрепить те знания об этом уникальном проекте.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Если честно, первыми на практике использовать атомную энергию в мобильном исполнении на воде решились американцы. Кроме этого подобные проекты разрабатывались в Англии или в Германии. Так вот первой плавучей атомной станцией официально считается американская MH-1A (мобильный, высокой мощностью), она была предназначена для электроснабжения Панамского канала. Хотя, по сути, это была просто переделка судна «Чарльз Кагл» (SS Charles H. Cugle) типа «Liberty», спущенного на воду ещё в 1945 году. У него демонтировали пропульсивный комплекс, а в средней части взяли и установили одноконтурный реактор с водой под давлением, в 350-тонном защитном сосуде, использующий в качестве топлива низкообогащенный уран (от 4% до 7% 235 ЕД). Его мощность составляла 10 МВт. Сам реактор в таком исполнении получил название Sturgis в честь генерала Сэмюэла Д. Стерджиса-младшего.

2. Эскиз первой в мире плавучей атомной электростанции «Стёрджис» 1963 года.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

3. SS Charles H. Cugle после преобразования в ядерную баржу Sturgis

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

4. Вот как выглядела ПЛЭС «Северное сияние-5»

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Чуть позже это же КБ по заданию Министерства геологии разработало эскизный проект атомной плавучей электростанции (пр. 1599), даже в Институте Обнинске он прошёл одобрение, но финансов для дальнейшей реализации не было.

5. Эскизный проект атомной плавучей электростанции (пр. 1599)

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

6. Проект ПАТЭС «ВОЛНОЛОМ-3»

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

9. На судне протянуто более 1 300 км кабеля.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

11. Запасной якорь, ещё ему компанию составляют два таких же штатных.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

В итоге, 21 апреля 2009 года блок был повторно заложен уже на «Балтийском заводе», что в Санкт-Петербурге. И уже 18 мая 2009 года завод начал стапельную сборку плавучего энергоблока. Спустя почти год, 30 июня 2010 года ПЭБ без реактора и турбогенератора были спущены со стапелей предприятия на воду. Но и тут начались проблемы, правда, не у будущей станции, а у завода, вернее у его акционеров. В результате почти на полтора года работы были приостановлены, пока в конце 2011 года Балтийский завод снова не стал госпредприятием. Поэтому, когда понимаешь все эти нюансы и реальные сроки строительства, проникаешься ещё большим уважением к тем людям, кто реализовал этот проект в жизни.

12. Это фото я сделал в конце 2017 года с борта строящегося атомного ледокола нового поколения «Арктика» на Балтийском заводе.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

13. Пост буксировки

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

В мае 2009 года на АО «Балтийский завод» был доставлен первый из двух реакторов «КЛТ-40С» (по проекту ОКБМ им. Африкантова). Второй реактор доставлен в августе 2009 года. В конце сентября 2013 года две атомные реакторные установки были установлены на ПЭБ «Академик Ломоносов». В 2017 году был завершен монтаж реакторов и парогенератора. Две паротурбинные установки блочного исполнения 35 МВт каждая были изготовлены на Калужском турбинном заводе (КТЗ), а генераторы для них поставило АО «Силовые машины».

14. Всего на судне пять различных кранов.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

15. Через это место и происходит загрузка свежего топлива.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

В июне 2017 года завершились швартовые испытания. При этом одновременно провели операцию по проворачиванию ротора паротурбинной установки со скоростью 7 оборотов в секунду. Эта операция очень важная, даёт возможность убедиться в том, что сборка и центровка всех элементов выполнены в соответствии с проектом, что оси турбины и генератора точно соотнесены друг с другом. Оказалось, всё ок, монтаж выполнен на высшем уровне. И, наконец, 28 апреля 2018 года началась буксировка ПЭБ в Мурманск для загрузки топлива. Сама загрузка началась 25 июля 2018 года. Дальше настал черёд испытать в деле сами реакторные установки. Пионером стал реактор правого борта, это произошло 2 ноября 2018 года. 31 марта 2019 года на ПЭБ были успешно выведены на 100% мощность реакторные установки № 1 и № 2. Проведенные испытания подтвердили устойчивую работу основного и вспомогательного оборудования ПЭБ, а также автоматических систем управления технологическими процессами. 4 июля 2019 года специалисты АО «Балтийский завод» успешно закончили строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и передали его заказчику.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Параллельно в Певеке шли работы по сооружению береговых и гидротехнических сооружений для будущей станции. 4 октября 2016 года в торжественной обстановке был забит первый (лидерный) шпунт давший старт этим работам. Так, для справки, только за весь период навигации 2018 года, составивший порядка четырех месяцев, со всех теплоходов, в числе которых «Александр Сибиряков», «Арктика-2», «Инженер Трубин», суммарно было выгружено порядка 25 тысяч тонн строительных материалов (трубошпунт, анкерные сваи, инертные материалы, металлопрокат), а также нужные металлоконструкции.

19. Одна из станций углекислотного пожаротушения

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

20. И дверки тут вот такие серьезные.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

21. Вот мы дошли и до машинного отделения.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

На ПЭБ «Академик Ломоносов» есть два вот таких машинных отделения (на правом и левом бортах). Кроме двух реакторных установок КЛТ-40С, в состав энергетической установки ПЭБ входят две паротурбинные установки производства ОАО «Калужский турбинный завод», а также другие вспомогательные системы и оборудование. Перед нами же как раз одна такая паротурбинная установка мощностью 35 МВт. ПТУ ТК-35/38-3,4 представляет собой блочную машину, которая находится на одной раме вместе с генератором такой же мощности. Генераторы изготовил и поставил на «КТЗ» филиал АО «Силовые машины» завод «Электросила». Изготовление двух таких установок заняло почти три года. Для испытаний ПТУ на предприятии был специально спроектирован и построен новый стенд.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Из серии интересный факт. Такое имя ПЭБ получил в связи с тем, что должен был быть готов к 300-летию великого ученого в 2011 году.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

26. Я на Чаунской ТЭЦ в 2015 году.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

27. Общий вид на Чаунскую ТЭЦ

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

28. Компактность и продуманность, конечно, поражает. Как это всё они здесь уместили.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

15 сентября 2011 года проект размещения ПАТЭС в городе Певек получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, а 26 июня 2019 года Ростехнадзор дал разрешение на эксплуатацию ПЭБ до 2029 года.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

30. Электропитательные насосы. Их тут три. На другом борту аналогичная история.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Вспомогательный энергетический блок включает в себя четыре резервных дизельгенератора (РДГ) мощностью по 800 кВт каждый, а также четыре аварийных дизель-генератора (АДГ) мощностью по 200 кВт. Кроме этого, в конструкции ПЭБ предусмотрена вспомогательная котельная установка (ВКУ) производительностью по пару 16 т/ч.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

33. Всего в производственной кооперации по созданию ПАТЭС было задействовано около 140 предприятий. А кто-то до сих пор не может успокоиться, зачем нам такие станции. Да хотя бы ради того, чтобы наши заводы работали и люди были при деле.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

38. Переодеваемся и идём в чистую зону. Вот этого фотоконтента вы уж точно в сети не найдёте :).

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

40. Помещение перегрузочного контура

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

41. Крышка одного из реакторов

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Вкратце сам технологический процесс выглядит следующим образом. Пар, полученный в парогенераторах (ПГ) реакторной установки, поступает на паровую турбину, которая вращает электрогенератор. Электрогенератор вырабатывает электрическую энергию, подаваемую потребителям. Пар, отработавший в ступенях турбины, отбирается на подогрев питательной воды в специальном теплообменнике (подогревателе), а также на нагрев воды в теплообменниках теплофикации. Отработавший в турбине пар конденсируется в главном конденсаторе с помощью забортной (морской) воды. Образовавшийся конденсат с помощью конденсатного насоса подается в деаэратор, где происходит удаление растворенных газов, главным образом, кислорода. Затем с помощью насоса питательная вода поступает в ПГ реакторной установки и цикл повторяется.

Источник

Второе пришествие Ломоносова | ПАТЭС

Не так давно по экранам телевизоров пробежала новость, что плавучая атомная теплоэлектростанция (Патэс) прибыла в порт назначения. Однако сегодня я хотел бы рассказать немного другие факты о ПАТЭС.

Данный материал лучше смотреть на видео. Видео в конце статьи.

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

Во первых, кто яв­ля­ет­ся по­тен­ци­аль­ным кли­ен­том для таких стан­ций?

В мире есть целый ряд неболь­ших стран, энер­ге­ти­че­ским си­сте­мам ко­то­рых просто не тре­бу­ют­ся АЭС при­выч­ной, стан­дарт­ной мощ­но­сти в 1’000 ме­га­ватт, но ко­то­рые, тем не менее, ис­пы­ты­ва­ют слож­но­сти с обес­пе­че­ни­ем ста­биль­но­сти своих энер­го­си­стем. В мире есть страны, для ко­то­рых стро­и­тель­ство АЭС при­выч­но­го мас­шта­ба просто дорого – не будем за­бы­вать, что сто­и­мость со­вре­мен­но­го атом­но­го энер­го­бло­ка со­став­ля­ет 5-6 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров.

В мире есть целый ряд боль­ших стран, ко­то­рые не обес­пе­чи­ва­ют элек­тро­энер­ги­ей всю свою тер­ри­то­рию, но ко­то­рым энер­гия необ­хо­ди­ма на уда­лен­ных ост­ро­вах, на тер­ри­то­ри­ях, где от­кры­ты ме­сто­рож­де­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, ко­то­рые невоз­мож­но раз­ра­ба­ты­вать без элек­тро­энер­гии, а стро­ить ста­ци­о­нар­ные объ­ек­ты ге­не­ра­ции невы­год­но (в том числе из-за необ­хо­ди­мо­сти по­сто­ян­но по­став­лять туда топ­ли­во). Одна из таких стран нам хорошо из­вест­на – это Россия с нашими арк­ти­че­ски­ми про­сто­ра­ми.

ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов»

Го­лов­ная ПАТЭС от­кры­ва­ет воз­мож­ность ак­тив­нее решать все эти про­бле­мы, обес­пе­чи­вать ре­а­ли­за­цию про­ек­тов, ко­то­рые сейчас «лежат на полке». С того мо­мен­та, как «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» начнет давать энер­гию можно будет на­чи­нать вести пе­ре­го­во­ры с за­ру­беж­ны­ми за­каз­чи­ка­ми. Спе­ци­а­ли­сты энер­ге­ти­че­ской от­рас­ли уве­ре­ны, что у пла­ву­чих АЭС весьма зна­чи­тель­ный экс­порт­ный по­тен­ци­ал – а это новые заказы по всей про­из­вод­ствен­ной це­поч­ке от пред­при­я­тий Ро­са­то­ма и су­до­стро­и­те­лей до ком­па­ний, уси­ли­я­ми ко­то­рых до­бы­ва­ет­ся и об­ра­ба­ты­ва­ют­ся руды ме­тал­лов.

Ре­ак­то­ры ПАТЭС – про­ве­ре­но вре­ме­нем

Около 22 млрд руб. со­став­ля­ет сто­и­мость го­лов­но­го пла­ву­че­го энер­го­бло­ка, еще по­ряд­ка 7 млрд — за­тра­ты на бе­ре­го­вые со­ору­же­ния. Ко­неч­ная сто­и­мость ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов», свя­за­на, в числе про­че­го, и с тем, что про­ек­ти­ро­ва­ли его в конце про­шло­го — начале этого века – до того, как ОКБМ им. Аф­ри­кан­то­ва раз­ра­бо­тал новый ре­ак­тор РИТМ-200.

На ПАТЭС уста­нов­ле­ны два ре­ак­то­ра КЛТ-40С – мо­дер­ни­за­ция более ранних про­ек­тов КЛТ-40 и КЛТ-40М, на­деж­ность ко­то­рых под­твер­жде­на ты­ся­ча­ми ре­ак­то­ро­ча­сов, на­ра­бо­тан­ных ре­ак­то­ра­ми такого типа на лих­те­ро­во­зе «Сев­мор­путь» и на ле­до­ко­лах «Таймыр» и «Вайгач».

Ре­ак­то­ры КЛТ-40С осна­ще­ны со­вре­мен­ны­ми си­сте­ма­ми без­опас­но­сти, в том числе и пас­сив­ны­ми (не за­ви­ся­щи­ми от на­ли­чия элек­тро­пи­та­ния для соб­ствен­ных нужд ре­ак­то­ра и от дей­ствий пер­со­на­ла), их ак­тив­ная зона поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать ядер­ное топ­ли­во с обо­га­ще­ни­ем по изо­то­пу урана-235 в 19% — на ре­ак­то­рах более ран­не­го об­раз­ца при­ме­ня­лось топ­ли­во с обо­га­ще­ни­ем 40%.

Уста­нов­ка ре­ак­то­ра КЛТ-40С

Элек­три­че­ская мощ­ность ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» со­став­ля­ет 70 МВт, при этом элек­тро­энер­гия вы­да­ет­ся на­пря­же­ни­ем 10 кВ, что наи­бо­лее оп­ти­маль­но для со­зда­ния линий элек­тро­пе­ре­дач. ПАТЭС спо­соб­на ра­бо­тать 12 лет без вы­груз­ки топ­ли­ва, а на­зна­чен­ный срок службы со­став­ля­ет 40 лет. Масса и раз­ме­ры ре­ак­то­ров КЛТ-40С со всеми уров­ня­ми био­ло­ги­че­ской защиты во многом опре­де­ли­ли и га­ба­ри­ты кор­пу­са – 140 метров длины, 30 метров ширины при во­до­из­ме­ще­нии 21,5 тысяча тонн.

Корпус ПАТЭС цель­но­свар­ной, раз­де­лен пе­ре­го­род­ка­ми на два блока – тех­но­ло­ги­че­ский и жилой. В тех­но­ло­ги­че­ском рас­по­ло­же­ны ре­ак­то­ры, тур­би­ны, отсек об­ра­ще­ния с об­лу­чен­ным ядер­ным топ­ли­вом, все необ­хо­ди­мые вспо­мо­га­тель­ные си­сте­мы и обо­ру­до­ва­ние. Уро­вень внеш­ней защиты поз­во­ля­ет ПАТЭС спо­кой­но пе­ре­жить цунами, зем­ле­тря­се­ние силой до 8 баллов и па­де­ние са­мо­ле­та весом до 11 тонн, причем все три эти случая в усло­ви­ях по­бе­ре­жья Чу­кот­ки крайне ма­ло­ве­ро­ят­ны. Когда стан­ция будет вве­де­на в экс­плу­а­та­цию, на ней будут ра­бо­тать вах­то­вым ме­то­дом: на три месяца 150 че­ло­век по 50 че­ло­век в смене, для ком­форт­но­го пре­бы­ва­ния ко­то­рых на борту ПАТЭС преду­смот­ре­ны не только бла­го­устро­ен­ные каюты, но и ки­но­те­атр, спорт­зал и даже бас­сейн.

Больше АСММ – хо­ро­ших и разных!

В Ро­са­то­ме думают о даль­ней­ших пер­спек­ти­вах пла­ву­чих АЭС. На те­ку­щий момент есть тех­но­ло­ги­че­ское ре­ше­ние по ав­то­ном­ным ис­точ­ни­кам энер­гии боль­шей мощ­но­сти с ре­ак­то­ра­ми РИТМ-200, есть про­ек­ты по ав­то­ном­ным атом­ным ис­точ­ни­кам энер­гии мощ­но­стью 6-8 МВт, и сейчас ра­бо­та­ют над со­зда­ни­ем ре­ак­то­ров мощ­но­стью 1 МВт. Это до­ста­точ­но боль­шая ли­ней­ка ав­то­ном­ных ядер­ных ис­точ­ни­ков энер­гии, и мы сейчас ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры с по­ляр­ны­ми ре­ги­о­на­ми, и с рядом рос­сий­ских ком­па­ний о по­став­ке таких ис­точ­ни­ков – нужно, чтобы сфор­ми­ро­вал­ся спрос. При этом к пла­ву­че­му энер­го­бло­ку про­яв­ля­ет ин­те­рес боль­шое ко­ли­че­ство за­ру­беж­ных парт­не­ров, огром­ное ко­ли­че­ство меж­ду­на­род­ных де­ле­га­ций уже по­се­ти­ло пла­ву­чую АЭС.

В Ро­са­то­ме народ шутит, что нужно было про­да­вать на экс­кур­сию по ПАТЭС билеты, тогда мы бы оку­пи­ли ее стро­и­тель­ство еще к началу ге­не­ра­ции элек­тро­энер­гии и тепла».

Глава «Ро­са­то­ма» Алек­сей Ли­ха­чев на Меж­ду­на­род­ном арк­ти­че­ском форуме 2019:

Ре­ак­тор РИТМ-200 – это уро­вень хайтэк

16 ок­тяб­ря 2018 года «ЗиО По­дольск» от­пра­вил в Санкт-Пе­тер­бург второй ре­ак­тор для стро­я­ще­го­ся на Бал­тий­ском заводе атом­но­го ле­до­ко­ла про­ек­та ЛК-60 «Урал», и это был уже шестой по счету ре­ак­тор РИТМ-200, про­из­ве­ден­ный «Атом­энер­го­ма­шем» и ОКБМ им. И.И. Аф­ри­кан­то­ва. Шесть ре­ак­тор­ных уста­но­вок всего за три года – это уже про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство, что само по себе сни­жа­ет цену по срав­не­нию с го­лов­ным из­де­ли­ем про­ек­та. Ро­са­том на­ме­рен до конца года под­пи­сать с Бал­тий­ским за­во­дом до­го­вор на стро­и­тель­ство еще двух ле­до­ко­лов ЛК-60, для кон­струк­то­ров и ма­ши­но­стро­и­те­лей кор­по­ра­ции это будет озна­чать про­дле­ние серии РИТМ-200 еще на четыре ре­ак­тор­ных уста­нов­ки, вы­рас­тут навыки, ком­пе­тен­ции и на Бал­тий­ском заводе.

Но не только про­мыш­лен­ное, кон­вей­ер­ное про­из­вод­ство может при­ве­сти к сни­же­нию сто­и­мо­сти ПАТЭС – зна­чи­тель­ный вклад в это внесут и кон­струк­тор­ские от­ли­чия РИТМ-200 от КЛТ-40С. Вот самые за­мет­ные: ре­ак­тор КЛТ-40С весит 3’800 тонн, а РИТМ-200 – только 2’200 тонн, КЛТ-40С имеет га­ба­ри­ты 12 метров х 17,2 метра х 12, а РИТМ-40 – 6 х 13,2 х 15,5 метра.

Рас­че­ты ОКБМ Аф­ри­кан­то­ва – а кон­струк­тор­ско­му бюро, ко­то­рое раз­ра­бо­та­ло все до одного про­ек­ты ре­ак­тор­ных уста­но­вок атом­но­го ле­до­коль­но­го флота, верить можно и нужно – что га­ба­ри­ты кор­пу­са ПАТЭС с парой РИТМ-200 по срав­не­нию с га­ба­ри­та­ми кор­пу­са ПАТЭС с парой КЛТ-40С из­ме­нят­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Длина кор­пу­са станет меньше на 38 метров, ширина станет меньше на 5 метров, осадка умень­шит­ся на 1,1 метра, по­это­му за счет сни­же­ния ма­те­ри­а­ло­ем­ко­сти будет по­лу­чен ве­со­мый эко­но­ми­че­ский эффект. По оцен­кам ОКБМ, се­бе­сто­и­мость про­из­во­ди­мой элек­тро­энер­гии на РИТМ-200 станет ниже на 36% по срав­не­нию с КЛТ-40С.

Уста­нов­ка ре­ак­то­ра РИТМ-200

Можно бегло оце­нить и другие пре­иму­ще­ства ре­ак­тор­ной уста­нов­ки РИТМ-200: ее элек­три­че­ская мощ­ность выше на 20 МВт (35 МВт – у КЛТ-40С, 55 МВт – у РИТМ-200), на 40 МВт выше теп­ло­вая мощ­ность, на 60% выше на­зна­чен­ный ресурс до сред­не­го ре­мон­та. Как видите, же­ла­ние ру­ко­вод­ства Ро­са­то­ма сде­лать ПАТЭС еще одним кон­ку­рент­ным пред­ло­же­ни­ем имеют весьма се­рьез­ные обос­но­ва­ния – ОКБМ Аф­ри­кан­то­ва раз­ра­бо­та­ло дей­стви­тель­но вы­да­ю­щий­ся проект ре­ак­тор­ной уста­нов­ки, а ре­а­ли­за­ция на одном заводе всех за­ка­зов на атом­ные ле­до­ко­лы вместе с за­ка­зом на ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» обес­пе­чи­ла вос­ста­нов­ле­ние и на­ра­щи­ва­ние ком­пе­тен­ций су­до­стро­и­те­лей.

Но и на этом зна­че­ние и пер­спек­ти­вы ре­ак­тор­ной уста­нов­ки РИТМ-200 не за­кан­чи­ва­ют­ся – ОКБМ за­вер­ши­ло раз­ра­бот­ку на­зем­ных атом­ных стан­ций на ее основе. Пока еще не очень при­выч­ная аб­бре­ви­а­ту­ра АСММ (атом­ная стан­ция малой мощ­но­сти)

на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Смотреть картинку на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Картинка про на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок. Фото на побережье какого моря находится порт в который отбуксировали атомный плавучий энергоблок

в последние годы становится новым направлением развития для атомной энергетики во всем мире. Проекты АСММ разрабатываются в США, в Китае, в Канаде, в Великобритании и в других странах, постепенно разворачивается настоящая технологическая гонка. Преимущества АСММ достаточно очевидныx – меньше требования к энергетическим системам, в составе которых они будут работать, ниже стоимость, их можно значительно быстрее строить, при этом весь комплект оборудования будет производиться в заводских условиях. Подготовь площадку и подстанцию, за это время на заводе успеют полностью укомплектовать АСММ, и останется только перевезти конструкцию на место и скоммутировать с линиями электропередач. В разы меньшее количество профессионально подготовленного персонала, значительно более скромные объемы ОЯТ, облученного ядерного топлива. Все проекты АСММ – блочные, предусматривают возможность увеличивать количество готовых блоков на одной площадке, если у заказчика появится такая необходимость. У кого больше шансов на победу в этой гонке? Все вполне традиционно – у того разработчика, который первым предоставит референтный действующий энергоблок.

География России как бонус для Росатома

Вот только очевидна и главная проблема любой АСММ – ее физическая охрана. Требования к ней практически такие же, как к обычным, большим АЭС, но это будет приводить к тому, что стоимость физической охраны будет значительно влиять на стоимость вырабатываемой электроэнергии. Кто и как будет решать эту проблему в других странах, сказать сложно, но у России в этом отношении имеется значительная фора – географические особенности нашей страны. В качестве простого примера можно чуть внимательнее посмотреть на ту же ПАТЭС «Академик Ломоносов». Работать эта АСММ (к АСММ принято относить энергоблоки, электрическая мощность которых не превышает 300 МВт) в порту города Певек – одной из опорных точек Северного морского пути, получивший в июле 2019 года статус международного. Согласитесь – 70-й градус северной широты и 171-й градус восточной долготы опасность террористической угрозы уменьшают многократно сами по себе. Подобных мест на территории России достаточно, поэтому Росатом имеет хорошие шансы опередить конкурентов, используя уже готовый проект наземного размещения АСММ на базе реакторов РИТМ-200.

Ну а я же констатирую давно известный факт: в России никакой промышленности нет и она сегодня погибает особенно сильно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *