на полях какого сражения впервые появились сестры милосердия
Первые сестры милосердия
Каждый человек, конечно же, слышал и знает и о прекрасных докторах, которые каждый день поднимают людей с кровати после болезни, о храбрых работниках МЧС, готовых на все, чтобы спасти нас, об отважных пожарных, которые всегда готовы отдать свои жизни ради других, и бесстрашных полицейских, охраняющих нас от коварных и злых людей. Я могла бы продолжать этот большой список героев нашего времени, но заострить внимание хочу на людях, которые готовы помочь кому угодно из человеколюбия, простить кого угодно из сострадания, проявить любовь к ближнему, ухаживать за больными, ранеными, служить людям в те минуты, когда приходит беда —болезнь, принимать чужую боль как свою, делить с другими людьми самые тяжкие испытания. Я считаю, что это самая сложная и достойная работа в мире — быть сестрой милосердия.
Кэтрин Элизабет Маколи (1778–1841), католическая монахиня, основательница католической монашеской конгрегации «Сестры милосердия».
Сестры милосердия появились 12 декабря 1831 году в Дублине. Конгрегацию «Сестры милосердия» основала Кэтрин Элизабет Маколи: получив наследство, она направила материальные средства на организацию «Дом милосердия». Главной идей этой конгрегации стала помощь обездоленным и образование малообеспеченных.
Сестры милосердия есть и сейчас, они все так же хорошо служат народу, как и прежде.
Однажды, читая истории о сестрах милосердия, я обнаружила очень интересную личность, ее звали Флоренс Найтингейл. Она удивила меня своей смелостью и отвагой. В октябре 1854 года, во время Крымской кампании, Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сестры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари, а потом в Крым.
Крымская война сделала ее настоящей героиней. Солдаты сказывали про нее легенды, называя ее «леди со светильником», потому что каждую ночь она обходила палаты больных со свечой в руках.
В конце Крымской войны, в 1856 году, Флоренс на свои деньги поставила большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсестрах, погибших в Крымской войне.
Флоренс Найтингейл, «леди со светильником»
Особенно важной частью ее жизни стало создание школы. Флоренс удалось собрать большую сумму денег, на которые в 1860 году была организована первая в мире школа сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. Вскоре выпускницы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах, и даже в других странах.
Мировое признание и уважение пришли к Флоренс в 1883 году. Тогда она была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907 году получила орден «За заслуги». А в 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор высшую и самую почетную награду сестер милосердия во всем мире. В честь ее дня рождения 12 мая мир отмечает Международный день медицинской сестры.
Благодаря таким людям, как Флоренс Найтингейл, мир имеет надежду на то, что все лучшие качества, которые имеют сестры милосердия, передадутся будущему поколению. Мы просто обязаны знать героев прошлого и помнить их. «Помни о прошлом, живи настоящем и думай о будущем!»
Анна Дмитренко,
Санкт-Петербург, лицей № 623 им. И. П. Павлова, 9 «Б» класс.
Педагог: Калинкина Наталья Борисовна
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Вложите его прямо сейчас!
Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.
Храни вас Господь!
Похожие материалы:
Коза Мила, кот Барсик и овчарка Алена
Думаю, и люди, и животные могут жить в мире, заботиться друг о друге. Может, это и есть милосердие?
Не ожидая слов благодарности
Лауреат в номинации «Зрелость» в конкурсе сочинений-эссе на тему: «Милосердное служение» к I Международному Форуму «Милосердие» 1 ноября 2014 г.
Человек, оглянись вокруг!
Мир внутри нас — это внутренний мир человека. Мир вокруг нас — это то, что окружает человека: люди, природа, животные… А задумывался ли кто о том, что эти два мира очень тесно связаны? Почему одни люди всегда недовольны, ненавидят белый свет, а другие излучают радость, жизнелюбие?
galik_123
Наводы
Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных и богатых родителей. Ее отец подполковник М.П. Нарышкин (из рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I), и мать, княжна В.А. Волконская, дали дочери прекрасное домашнее образование и воспитание. К пятнадцати годам она владела тремя иностранными языками; рисовала пером и кистью, не только прекрасно исполняла на фортепьяно пьесы Бетховена и Моцарта, но и вдохновенно импровизировала, великолепно пела на светских вечерах, имела познания в ботанике, географии, логике, анатомии. Она не отличалась особой красотой, но была умна, стройна и обаятельна.
Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Варваре Алексеевне Нарышкиной, матери Маргариты, принадлежал дом в Москве на Пречистенском (Гоголевском, дом 10) бульваре. Здесь прошло детство всех детей семьи Нарышкиных.
В 16 лет заботливые родители выдали Маргариту замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М.Е. Ласунского. Маргарита была юна, и не сопротивлялась воле родителей, тем более что жених был хорош собой и отлично говорил по-французски. Брак был кратковременным и неудачным, Ласунский оказался кутилой и игроком. Об этом узнала мать Маргариты и потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько подпорчена, что развод был получен легко. Маргарита получила позволение вернуться в дом родителей под именем девицы Нарышкиной.
С Александром Тучковым Маргарита познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Венчание состоялось только в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы счастливого замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.
В октябре 1812 года Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Маргарита вынуждена была вернуться домой. Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.
По предложению М.М. Тучковой, ежегодно 26 августа в Спасском храме проводится соборное поминовение всех воинов, погибших в Бородинской битве. Панихида и крестный ход по полю сражения от флешей Багратиона до Батареи Раевского вошли в традицию.
Слева от входа, над символической могилой генерала установили белый мраморный крест с надписью у подножия: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного».
Число насельниц росло с каждым днём. Здесь царила атмосфера любви, взаимопомощи и всепрощения.
Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Постоянными жертвователями были князь В.В.Долгоруков, княгиня Т.В.Юсупова, князья Потёмкины, граф Шереметев, графиня А.Г. Толстая и многие другие. М.М. Тучкова дала своим ярославским крестьянам вольную и их плату за аренду земли внесла в общую казну, туда же шла и ее генеральская пенсия. Спасо-Бородинский монастырь находился под покровительством Российского царствующего дома.
Маргарита Михайловна искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. В 1838 году Тучкова приняла малый постриг под именем инокини Мелании, а 28 июня 1840 года была возведена в сан игуменьи с наречением имени Мария. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!».
С 1844 года игуменья Мария стала хлопотать о сооружении в обители соборного храма. Собор был заложен в сентябре 1851 года за год до ее кончины. Строился он по проекту известного московского архитектора М.Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. 5 сентября 1859 года собор был освящен во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, так как день Бородинского сражения совпал с днем празднования Сретения этой иконы 8 сентября по н. ст.
Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии. Собор Владимирской иконы Божией Матери стал доминантой архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского женского монастыря.
Сейчас в трапезной церкви находится «Военная галерея Бородинского поля».В экспозиции представлены 73 портрета генералов и офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения, которые к настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея-заповедника. Среди них не только прославленные полководцы, но и малоизвестные генералы.
Все гравюры и литографии созданы в первой половине XIX века. Многие из них исполнены на основе прижизненных портретов известными граверами А.Г. Ухтомским, А.А. Флоровым, С. Карделли. Часть портретов выполнена Г. Доу и Т. Райтом по живописным оригиналам автора Военной галереи Зимнего дворца английского портретиста Джорджа Доу. Образы героев Бородина дошли до нас и благодаря литографиям И.А. Клюквина, К. Крайя и И. Песоцкого.
Более трети представленных в экспозиции военачальников были ранены или контужены в сражении.
Следами огненного вихря, бушевавшего на Бородинском поле 26 августа 1812 года, являются и археологические находки, представленные в витринах.
Ежегодно 12 мая в день кончины игуменьи Марии в церкви Спаса Нерукотворного служится панихида. Последними её словами были: «Дайте мне видеть свет, отпустите меня».
Замечательный рассказ о трагической истории жизни Маргариты Тучковой можно почитать в дружеском ЖЖ eho_2013 Вещие сны Маргариты Тучковой
Культура
Сестры милосердия
В России начало движению сестер милосердия положили великая княжна Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская, в 1844 году основавшие в Петербурге Свято-Троицкую общину. В Москве первая такая община была организована во время эпидемии холеры 1848 года.
Крымская война
Международный день медицинской сестры празднуется 12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл, положившей начало профессиональному сестринскому уходу во время Крымской войны (1853-1856 г.г.), а Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в 1912 году учредила медаль её имени «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества». Не будем соперничать за первенство, но справедливости ради вспомним, что в Крымскую войну добровольно для помощи раненым отправились на фронт сестры милосердия московской Никольской обители. А первая в Европе община сестер милосердия была учреждена в 1854 г. великой княгиней Еленой Павловной и называлась она Крестовоздвиженской.
После гибели при Синопском сражении отца – матроса Лаврентия Михайлова, Даша продала свое сиротское имущество, купила лошадь с повозкой, одеяла, много белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Это был первый перевязочный пункт, первая помощь раненым. К тому времени, когда Флоренс, названная первой в мире сестрой милосердия, появилась в Крыму в расположении английских войск, наши сестрички уже пять месяцев выхаживали, спасали.
А памятник Даше Севастопольской появился в Крыму лишь несколько лет назад, в 2005 году.
Русско-турецкая война и Красный Крест
Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу! И.С.Тургенев «ПАМЯТИ Ю. П. ВРЕВСКОЙ»
Война, война еще война
Крымская, Турецкая, Японская, Первая мировая. сестры, белые ангелы, голубки. сколько еще о вас не написано, сколько навсегда стерто из памяти. Знатного рода или простого сословия, бедные или богатые – это все неважно, главное милость в сердце.
В наше время возрождаются сестричества милосердия, открыты специальные курсы при медицинских учебных заведениях, в больницах вновь можно увидеть белых голубок.
Учебный центр Марфо-Мариинской обители милосердия, бесплатные Курсы патронажных сестер на базе Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, Курсы сестер милосердия в Новгороде, Учебная группа сестер милосердия в Кубанском медицинском колледже, почти в каждом городе России.
Милосердие. слово можно стереть из документов, убрать с вывесок медицинских учреждений, но нельзя стереть понятие милосердия из памяти и из души. Как жить без милосердия и сострадания?
Беречь и лечить. История сестёр милосердия
Образ медсестры, юной «сестрички», которая спешит на помощь раненому солдату, рискуя собственной жизнью, встречается и на картинах, и в песнях, и в стихах, посвященных не одной войне. Кажется, эти помощницы-героини были с солдатами всегда. На самом деле институт сестер милосердия появился только в позапрошлом веке. Об истории тех, кто помогал врачам и солдатам в России и за рубежом, в нашем обзоре ко Всемирному дню медицинской сестры — 12 мая.
«Долгий век»
«Это был грустный, полный драматических событий и гениальный век. Грустный, если думать об уродливости повседневной жизни в нем; драматический, если помнить о череде потрясавших его восстаний и войн; гениальный, если иметь в виду научно-технический и даже социальный прогресс, ознаменовавший данное столетие».
Грусть, драматизм и гениальность — все это черты XIX века. Слова выдающегося французского историка Фернана Броделя прекрасно характеризуют это время — столь далекое и одновременно близкое для нас. Уже не осталось тех, кто бы помнил защитников батареи Раевского, послание Белинского к Гоголю или церемонию закладки Великого Сибирского пути. И все же «долгий век», как еще называют XIX столетие, оставил для своих «потомков» огромное наследие: парламентские республики и национальные идеи, железные дороги и телеграф, гуманитарные науки и новые формы рыночных отношений. Именно XIX век, каким бы странным и удивительным он ни казался, открыл привычные нам понятия и формы познания.
Как так случилось? Как война могла дать миру тех, кто призван сохранять и беречь жизнь людей? И как именно XIX век стал отправной точкой сестринского дела? Прежде чем ответить на эти вопросы, углубимся чуть дальше в историю.
Рождение сестринского дела
В 1581 г. в одной из деревень на юге Франции родился человек, которому было суждено стать провозвестником сестер милосердия. Винсент (Викентий) де Поль происходил из бедной крестьянской семьи. Последнее, впрочем, не помешало Винсенту пойти по пути служителя Церкви. В то время религиозные основы по-прежнему оставались связующим звеном между разными слоями общества.
Понимая, что значит жить в бедности, Винсент постоянно призывал прихожан к милосердию и помощи страждущим. Поворотным моментом в его жизни стал 1617 г. На проповеди у священника оказались две женщины, которые до этого, что называется, жили в «праздности». Восхитившись словами служителя Церкви, они решили посвятить свою жизнь помощи бедным.
Сестринское дело в России
Со временем подобные общины начали появляться и в других странах. Не была исключением и Россия. В начале XIX столетия при Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга стали создаваться Вдовьи дома. Задачи сердобольных вдов, как называли современники служительниц этих домов, были схожи с сестринским делом: вдовы отправлялись в больницы и частные дома, дабы заботиться о больных.
Вскоре стало понятно: помощь страждущим требовалась на постоянной основе. Следствием этого стало создание в 1844 г. первой общины сестер милосердия. Ее основательницей стала Александра Николаевна — младшая дочь императора Николая I. Доброта великой княгини спасла многих больных, но не уберегла ее саму. В этом же году Александра Николаевна скончалась от «чахотки», ныне известной как туберкулез. Ей было всего 19 лет.
Созданная в Петербурге община позже получила название Свято-Троицкой. В задачи сестер, как и прежде, входили дежурство в квартирах, больницах, а также прием страждущих в самой общине. Однако обычного ухода за больными, привычных знаний лечебных процедур и санитарно-гигиенических условий оказывалось недостаточно. Требовалась совершенно новая подготовка сестер милосердия. И у этой подготовки были свои предпосылки.
Наука и медицина
В XIX столетии христианское милосердие сестер стало постепенно совмещаться с достижениями науки. Последнее было бы невозможным без радикальных изменений в системе образования. Символом этих перемен стало открытие в 1810 г. Берлинского университета под руководством Вильгельма фон Гумбольдта. Отныне университет был не только «хранителем» знания. Его сотрудники и студенты стремились познавать окружающий их мир. Сам же «долгий век» прошел под лозунгами женской эмансипации. Образование постепенно становилось доступным не только мужчинам, но и женщинам.
Следствием научной экспансии стало распространение западной медицины. Новые и, что самое главное, эффективные виды лечения заменяли собой традиционные, а простой уход за больными все чаще требовал профессиональной подготовки. Медицина проникала во все сферы жизни: складывалось новое санитарное законодательство, запрещающее торговлю испорченными продуктами и следившее за чистотой воды и воздуха. Наконец, гигиена утверждалась как самостоятельная область знания, требующая к себе особого внимания.
К середине XIX в. сестринское дело во всем мире перестало быть простой формой милосердия, каковым оно было со времен Винсента де Поля. Знания и навыки сестер могли использоваться в разных случаях: от попечения за бедными до помощи раненым на полях сражений. Последнее и сыграло наиважнейшую роль в появлении нового института. Чтобы вывести сестринское дело на «новый уровень», требовалось событие мирового масштаба.
Крымская война
Таким событием и стала Крымская кампания (1853–1856). Алексис Трубецкой — французский историк, потомок русских эмигрантов — давал такое определение этому событию: «немного найдется войн в человеческой истории, которые могли бы сравниться с Крымской по неясности цели и числу нежелательных последствий». Как видно, даже историки порой вынуждены были разводить руками, говоря о сути этой войны. И все же этот конфликт стал поистине уникальным для своего времени.
Крымская война известна Синопским боем, героической обороной Севастополя и Петропавловска, а также тяжелым для России Парижским договором. Однако это событие примечательно и другими моментами. Кампания в Крыму дала миру военных фотографов и корреспондентов. Именно здесь тесные ряды солдат на поле боя оказались заменены гибкими построениями и окопами. Наконец, в этом конфликте участвовали три самые могущественные империи своего времени — Российская, Британская, Французская.
Эта война унесла жизни почти 500 тысяч человек. Половина из них оказалась на счету русской армии. Еще в самом начале участники конфликта стали осознавать, что исход войны зависел не только от совершенного вооружения и продуманных тактических действий. Важно было и то, смогут ли раненые бойцы получить быструю и качественную медицинскую помощь. Усилий одних врачей было явно недостаточно.
Флоренс Найтингейл
В западной традиции начало профессионального сестринского дела принято связывать с англичанкой Флоренс Найтингейл (1820–1910). Свое необычное имя Флоренс получила благодаря Флоренции — городу цветов, в котором и родилась во время заграничной поездки своих родителей. Флоренс происходила из семьи аристократов, получила хорошее образование — знала греческий и латынь, была введена в высший свет, включая двор королевы Виктории.
Тем удивительнее для родителей Флоренс было желание девушки посвятить свою жизнь уходу за больными. В 1851 г. она отправляется в Кайзерверт (современная Германия), где пастор Теодор Флиднер основал общину сестер милосердия. Именно здесь Флоренс предложила создать целую систему по уходу и лечению больных.
О трудах сестры вскоре стало известно английскому правительству. 15 октября 1854 г. — в самый разгар Крымской кампании — секретарь по вопросам войны Великобритании Сидни Герберт отправил Флоренс письмо. Послание было предельно ясно: английской армии не хватало ухода за ранеными. Однако сестер в распоряжении английской подданной оказалось не так много. Флоренс вынуждена была просить помощи у общины Винсента де Поля.
По прибытии в военный госпиталь, Флоренс сразу же взялась за дело: вооружила сестер метлами и швабрами, снабдила раненых бельем и посудой, наладила приготовление пищи. Смрад и грязь в госпиталях сменились чистотой и уходом за больными. Смертность уменьшилась. Флоренс, обладавшая к тому же прекрасными математическими способностями, собирала статистику ранений и смертей в бою и в госпиталях. Уже после войны эта статистика была положена в основу санитарной реформы, а сама Флоренс стала первой женщиной Британии, получившей орден «За заслуги». В 1912 г. — спустя два года после смерти Флоренс Найтингейл, ее именем была названа медаль — высшая награда для сестер милосердия во всем мире.
Бакунина и Пирогов
Свои герои были и среди русских сестер. В историю вошли имена Дарьи Михайловой (Даша Севастопольская), Марии Меркуровой, Александры Стахович, Екатерины Хитрово. Но более всего примечательна судьба другой сестры милосердия — Екатерины Бакуниной (1810–1894).
Удивительно, насколько история Екатерины Михайловны Бакуниной схожа с историей Флоренс Найтингейл. Как и английская сестра, Екатерина происходила из аристократической семьи. Ее отец состоял на должности петербургского губернатора, а мать происходила из рода Голенищевых-Кутузовых, что делало Екатерину родственницей известного русского полководца — героя войны 1812 г.
Как и Флоренс, Екатерина получила превосходное образование. Росла в атмосфере музыки, поэзии и живописи. В доме Бакуниных гостили выдающиеся русские художники — Карл Брюллов и Александр Иванов. Знакомство с творческими профессиями отразилось на будущем сестер Екатерины: старшая — Евдокия — стала художницей, а младшая — Прасковья — поэтессой.
Тем более неожиданным стало желание Бакуниной, не имевшей до того медицинского опыта, вступить в ряды Крестовоздвиженской общины. Эта община была создана в самый разгар Крымской войны — осенью 1854 г., когда необходимость сестринского дела стала свершившимся фактом. Создателем общины стала великая княгиня Елена Павловна. Вдова Михаила Павловича — младшего брата Николая I, после смерти мужа посвятила свою жизнь помощи страждущим. Руководителем общины стал выдающийся отечественный хирург — Николай Иванович Пирогов (1810–1881).
Жизнь Пирогова была полна знаменательных событий и свершений. Достаточно упомянуть лишь несколько заслуг известного врача: один из открывателей эфирного наркоза, создатель анатомического атласа, основоположник военно-полевой хирургии. Последнее стало свершившимся фактом именно в период Севастопольской обороны.
Личность Пирогова пользовалась огромным авторитетом среди защитников города. Об этом свидетельствует и любопытная история. Однажды на перевязочный пункт солдаты принесли своего товарища. Один доктор, увидев это, замахал руками: «Куда несете? Ведь видите, что он без головы». На замечание последовал ответ: «Ничего, ваше благородие, голову несут за нами; господин Пирогов как-нибудь привяжет, авось еще пригодится наш брат-солдат!».
На войну!
Николай Иванович Пирогов оказался в Крыму в ноябре 1854 г. Вскоре за своим руководителем последовали и сестры милосердия. В обществе по этому поводу царили критические настроения: насколько гуманно было посылать сестер на поле брани? Все же война — не женское дело.
Первое отделение состояло лишь из 28 сестер во главе с Александрой Стахович. А между тем в одном Севастополе число раненых приближалось уже к десяти тысячам. Небольшая община не могла выдержать столь тяжелый труд. Сил явно не хватало. Однако вскоре на помощь прибыли те, с кого и начинался сестринский труд — сердобольные вдовы Москвы и Санкт-Петербурга.
Еще в Симферополе Пирогов разделил сестер на три разряда: перевязывающих, аптекарей и хозяек. Все занимались своим делом: первые — помогали врачам; вторые — раздавали лекарства; третьи — следили за чистотой в госпиталях и содержанием больных. Разделение по профессиональному признаку быстро дало о себе знать. Сестры эффективно и четко выполняли свои обязанности.
Забота о больных приводила и к весьма комичным ситуациям. Так, один солдат оказался не доволен тем, что ему не давали никаких лекарств. На замечание сестры, что доктор ничего не прописал, раненый боец начал жаловаться Пирогову. Сестре оставалось лишь пойти на хитрость: поить солдата водой с сахаром. «Новая душа в меня вселилась» — отметил боец и начал быстро поправляться.
В Севастополе
Севастополь за свою неприступность был прозван европейской печатью «Русской Троей». Именно здесь, под градом пуль и снарядов, сестры столкнулись с самыми суровыми испытаниями. Под руководством Пирогова им удавалось быстро привыкнуть к госпитальному порядку. По воспоминаниям врача Ульрихсона, сестры «так наметались и пригляделись» к операциям, что при необходимости могли сами проводить ампутации. Женский труд использовался везде: на поле боя, в госпиталях, в Гущином доме. В последнем сестры ухаживали за теми, кому можно было помочь лишь напутственным словом. То было место для смертельно раненых.
Слова Пирогова ярко иллюстрируют один из дней жизни госпиталя: «Двери зала ежеминутно отворялись и затворялись. Вносили и выносили раненых по команде: на стол, на койку. В боковой довольно обширной комнате (операционной), на трех столах, кровь лилась при производстве операций. Матрос Пашкевич, отличавшийся искусством прижимать артерии при ампутациях, едва успевал следовать призыву врачей, переходя от одного стола к другому. Бакунина постоянно присутствовала в этой комнате, готовая следовать на призыв врачей».
Авторитет Пирогова, усердный труд врачей и сестер не всегда могли исправить ситуацию. Крымская война отличалась большим числом потерь и распространением эпидемий. В госпиталях свирепствовал тиф, поражая раненых бойцов. Как итог, многие солдаты по-прежнему предпочитали гибель на поле боя смерти в лазарете. Жертвами болезни становились и сестры милосердия.
Дни и ночи сестры присутствовали на операциях и помогали в перевязках. Однако силы защитников иссякали. После 11 месяцев обороны Севастополь пал. Вместе с бойцами город покидали сестры милосердия. Одной из последних, наблюдая за взрывом Николаевской батареи, оставляла город Екатерина Михайловна Бакунина.
Новый институт
Парижский мир стал вестником новой эпохи. Под началом Александра II Россия вступала в период реформ. За отменой крепостного права, административными и образовательными реформами последовали изменения и в военной сфере. Бои в Крыму предстали в виде поворотной точки, разделив Россию на «до» и «после».
Перемены ждали также институт сестер милосердия. Война лишь ускорила происходившие ранее процессы. Привычные XIX веку общины со временем сменялись образовательными заведениями. Традиционные обязанности сестер уступали место медицинской работе. А «образ жизни», которому следовали представители общин, превратился в профессию – профессию медицинской сестры.