на протяжении какого времени ниспосылался коран
Вопросы и ответы о Коране
Что мы знаем о Коране? Насколько близко мы знакомы с этим писанием Божьим? Когда и при каких обстоятельствах оно было ниспослано? Из каких разделов состоит Коран, и кто из созданий Господа в нём упоминается? Чтение Корана укрепляет наш иман, очищает сердце и помогает нам достичь приближения к нашему Творцу посредством Его слов. Ниже представлены 100 интересных фактов о Коране, которых вы могли не знать.
В пещере Хира (Мекка).
В Лайлятуль-Кадр (Ночь Предопределения). в месяц Рамадан.
Посредством Ангела Джабраиля, (мир ему).
Последнему посланнику Аллаха Мухаммаду (ﷺ).
Человек, касающийся Корана, должен быть в состоянии ритуального омовения.
Аль-Фуркан, Аль-Китаб, Аль-Зикр, Аль-Нур, Аль-Худа.
Мухаммад – 4 раза. Ахмад – 1 раз.
Имя пророка Мусы (мир ему) – 136 раз.
Абу Бакр, Усман, Али, Заид бин Харис, Абдулла бин Масуд.(да будет доволен ими Аллах).
Аиша, (да будет доволен ею Аллах)
Умар Фарук, (да будет доволен им Аллах).
Абу Бакр, (да будет доволен им Аллах).
Усман, (да будет доволен им Аллах).
Только 2 копии, одна из которых хранится в Ташкенте, другая – в Стамбуле.
52 Сура Корана Ат-Тур.
Первые пять аятов 41 суры Фуссылят.
Верующие и неверующие.
К горе аль-Джуди (11:44).
Заид бин Хариса (33:37).
Его дядя Абу Лахаб (111:1).
Пророка Исы (мир ему): Иса бин Марьям.
Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) (9:100).
Наби (Пророк) и Расуль (Посланник).
Му’мин («Уверовавший»). Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать как принятие сердцем всех предписаний ислама, то тогда каждый мумин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаху), а каждый муслим – есть мумин.
Сура Аль-Анбия, аят 30 (21:30)
Это ключ Священного Корана.
Марьям (да будет доволен ею Аллах).
В пятницу, 18 Рамадана в пещере на горе Хира.
2 года и 6 месяцев.
Сура ан-Намль (1 и 30 аяты).
Сура аль-Бакара (2:255).
Лукман, Азиз и Зулькарнайн.
Мы услышали неповторимую речь, который показывает истинный путь, и мы уверовали в него.
Перевод Османова, Саблукова, Крачковского.
Более чем на 100 языков.
25. 1) Адам; 2) Идрис; 3) Нух; 4) Худ; 5) Салих; 6) Лут; 7) Ибрахим; 8) Исмаил; 9) Исхак; 10) Якуб; 11) Юсуф; 12) Шуайб; 13) Харун; 14) Муса; 15) Давуд; 16) Сулейман; 17) Аюб; 18) Зулькифль; 19) Юнус; 20) Ильяс; 21) Альяса; 22) Закарийя; 23) Яхья; 24) Иса; 25) Мухаммад (мир им всем и благословение Всевышнего!).
Каждый из нас будет в состоянии тревоги и беспокойства.
Пророк Ибрахим (мир ему).
Они являются испытанием веры (2:155).
Бакка и Баладул Амин.
Народ Пророка Йакуба (мир ему), также известного как Исраиль.
В Коране упомянуты 5 мечетей:
В Коране упомянуты имена 5 ангелов:
Почему Коран был ниспослан частями, а предыдущие писания – разом
В следующих аятах говорится о том, как ниспосылался Коран:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ
«Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран как истинное руководство для людей, как ясное знамение из верного руководства и различие между истиной и ложью». (сура Аль-Бакара: 185)
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ
«Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь». (сура Ад-Духан: 3)
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения». (сура Аль-Кадр: 1)
بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَجِيدٌ ، فِي لَوْحٍ مَحْفُوظٍ
«Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали (Лявх аль-Махфуз)». (Аль-Бурудж: 21-22)
В этих аятах приводятся разное время ниспослания Корана, и указано, что Коран снизошёл разом, а ведь Коран ниспосылался частично. И поэтому у многих возникает вопрос, как же так?
Мы в этой статье постараемся разложить всё по полочкам.
‘Атыя сын Асвада спросил Ибн Аббаса: «В моём сердце поселилось сомнение, в Коране приводится:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ
«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран». (сура Аль-Бакара: 185), в другом аяте говорится:
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения». (сура Аль-Кадр: 1)
А ведь Коран ниспосылался и в месяцы Шавваль, Зуль-Каида, Зуль-Хиджа, Мухаррам, и в месяцы Раби?».
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) ответил: «Священный Коран был ниспослан целиком и полностью в месяц Рамадан, в благословенную ночь Предопределения. А затем по мере необходимости и в разных ситуациях ниспосылался в разные месяцы и дни». (Ибн Абу Хатам, Ибн Мардавайхи)
В другой версии этого хадиса говорится, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) добавил следующее: «Священный Коран целиком и полностью был ниспослан на небеса этого мира в месяц Рамадан, в ночь Предопределения».
Исходя из этого, учёные выстроили три этапа ниспослания Корана:
1. ниспослание на Хранимую скрижаль (Лявх аль-Махфуз), как об этом говорится в Коране:
بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَجِيدٌ ، فِي لَوْحٍ مَحْفُوظٍ
«Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали (Лявх аль-Махфуз)». (Аль-Бурудж: 21-22)
Хранимая скрижаль – это высший и великий мир, сотворённый Аллахом, который указывает на Его всезнание, высочайшую мудрость и могущество, довлеющее абсолютно над всем. В Хранимых скрижалях записано всё случившееся в прошлом и то, что произойдёт в будущем.
Абу Хаян говорит, что Хранимая скрижаль – это то, в чём есть всё.
Это одна из тайн сокровенного мира, о котором Всевышний нам не поведал;
2. ниспослание на небеса этого мира целиком и полностью, как об этом сказал Ибн Аббас;
3. частичное ниспослание Пророку ﷺ в течение двадцати трех лет.
Некоторые учёные имеют другое мнение. Они приводят версию о том, что в месяц Рамадан, в ночь Предопределения началось ниспослание Корана. Однако это мнение считается недостоверным.
وَإِنَّكَ لَتُلَقَّى الْقُرْآنَ مِن لَدُنْ حَكِيمٍ عَلِيمٍ
«Воистину, ты [Мухаммад] обретаешь Коран от Мудрого, Знающего». (сура Ан-Намль: 6)
كِتَابٌ أُحْكِمَتْ آيَاتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِن لَدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ
«Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим». (сура Худ: 1)
Посланник Аллаха ﷺ обрёл Священный Коран от Всевышнего Аллаха, как на это указывает слово «от» в вышеприведённом аяте суры Ан-Намль. На это также указывает следующий аят:
وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя [Мухаммад] убежища, то предоставь ему приют, чтобы он мог слышать слова Аллаха от тебя. Затем отведи в безопасное место». (сура Ат-Тавба: 6)
Ниспослание Корана Пророку ﷺ не произошло разом, как это происходило с предыдущими Священными Писаниями и прежними пророками. Всевышний выделил Коран среди прочих Писаний именно частичным ниспосланием по мере ситуаций, событий и случаев.
Часто снисходило по пять, по десять аятов разом, иногда больше, иногда меньше. Однажды было ниспослано десять коротких аятов из начала суры Аль-Муъминун. В другой раз по поводу клеветы было ниспослано десять длинных аятов из суры Ан-Нур.
История Корана 2: как он был ниспослан, сохранен и записан?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь (сура «аш-Шура», «Совет», аят 52).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил Коран в два этапа. Священное писание было ниспослано человечеству в качестве милости и руководства. В ночь, называемую «Ночью предопределения» в месяц Рамадан Коран был ниспослан на нижнее небо. Затем оттуда он ниспосылался малыми частями самому Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Откровение передавалось через ангела Джабраила, мир ему. Когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было около сорока лет, он стал проводить много времени в размышлениях. Согласно одному из сообщений, переданных от Аиши, да будет доволен ею Аллах, любовь к уединению ему была дарована вследствие хороших ярких снов, которые ему снились. Он уединялся в пещере Хира для богослужения Единому Богу, для размышлений о жизни, Вселенной и своем месте в них.
В одну из ночей Рамадана к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, спустился ангел Джабраил, мир ему, и сказал: «Читай!». Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я не умею читать». Затем ангел сжал его так сильно, что перехватило дыхание Мухаммада, и снова повторил приказ. Мухаммад снова ответил, что не умеет читать. Ангел Джабраил, мир ему, трижды сжал ему грудь, и каждый раз Мухаммад отвечал, что не умеет читать. Затем Джабраил, мир ему, процитировал ему первые аяты суры «аль Аляк» («Сгусток крови»):
После первого откровения Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, которое было для него достаточно пугающим, прошло некоторое время, пока снова не появился ангел Джабраил, мир ему. Когда он явился Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во второй раз, это произошло во время одиночной прогулки Мухаммада. Он услышал голос с неба, а когда он посмотрел вверх, он увидел ангела, сидящего на троне между небом и землей. Мухаммад был испуган и прибежав домой, просил домочадцев накрыть его одеялом. В это время к нему снизошло второе откровение:
«О завернувшийся! Встань и предостерегай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись!» (сура «аль Мудассир», «Завернувшийся», аяты 1-5).
Коран ниспосылался частями в течение следующих 23 лет, и лишь незадолго до смерти пророка прекратилось его ниспослание. Тому может быть несколько причин. Некоторые утверждают, что ниспослание частями обусловлено намерением постоянной поддержки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и по мере возникновения тех или иных вопросов.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Он ответил: «Иногда они приходят как звон колокольчика, и это самое тяжелое для меня, и когда оно завершается, то я понимаю, что мне сказано. Иногда ангел приходит в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я видела его, когда ниспосылалось откровение в очень холодный день. И когда оно завершалось, с его лба лился пот» (Бухари, Муслим, Малик).
Запоминание и заучивание Корана с первых лет Ислама считалось очень важным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил своих сподвижников заучивать Коран и принимать различные меры, чтобы откровение сохранялось в их памяти. Согласно свидетельству Ибн Исхака, одного их первых авторов жизнеописания Пророка,Абдуллах ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, был одним из первых, кто публично читал Коран. Один из ближайших сподвижников Пророка, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, также читал Коран за пределами своего дома в Мекке.
Коран заучивался сподвижниками Пророка, да будет доволен ими Аллах, и эта традиция продолжается по сей день. И хотя арабы тех времен в большинстве были безграмотными, они хорошо осознавали значимость печатного слова. Сохранение Корана было первостепенной задачей, поэтому надежные и грамотные люди из числа последователей Ислама и заучивали, и записывали божественное писание. Среди них – имя Заида ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, который письменно сохранил Коран для всего человечества.
Письменные материалы были малодоступны, поэтому в первые дни Коран записывался на шкурах животных, тонких легких цветных камнях, костях и даже на коре. Сподвижники записывали Коран под руководством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который слушал то, что они записывают, чтобы удостовериться, что в тексте не совершено ошибок. Коран не ниспосылался в том порядке, в котором был записан, однако ангел Джабраил, мир ему, говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в какой последовательности нужно собрать священное писание, чтобы получился единый, последовательный, боговдохновенный текст.
Но окончательное собрание Корана воедино произошло только после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Поводом к тому стало то, что в битве в Йамаме против лжепророка Мусайлимы погибло около 70 хафизов. Сподвижники обеспокоились, что могут «потерять» Коран по причине постоянного уменьшения числа знатоков, и перед ними встала необходимость письменно сохранить его.
Эта ответственная миссия была поручена Заиду ибн Сабиту. Абу Бакр объявил о начале собрания Корана всей Медине и призвал жителей, имеющих письменные записи Корана сдать их в мечеть Заиду. За записями следил Умар, да будет доволен им Аллах, который знал, какие из них были проверены Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Свидетельством подлинности являлись две одинаковые записи аятов. И они затем сравнивались с третьим – знанием Заида ибн Сабита, который был одним из лучшиз хафизов своего времени.
Так, совместными усилиями лучших из мусульман Коран был собран в единый текст (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хафсы, да будет доволен ею Аллах, вплоть до правления третьего халифа Османа, да будет доволен им Аллах.
В период его правления возникли разногласия относительно правильного чтения Священной книги. Тогда Осман, да будет доволен им Аллах, собрал комиссию из лучших знатоков Корана, председателем которой был Заид ибн Сабит. Они размножили экземпляр Корана, собранный во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и разослали его по всем основным центрам Халифата.
Как был ниспослан Коран?
Сегодня в мире проживает полтора миллиарда последователей Ислама, которые чтят Священное Писание – Коран. Многие из тех, кто не ассоциирует себя с этой религией, имели возможность услышать чтение Корана. Мусульмане читают Коран нараспев не только в молитвах, но и по другим поводам. Как же было ниспослано это Писание и через какого пророка?
Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду ﷺ частями в течение 23 лет. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его.
Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет Бог доволен ими всеми). Всего же Коран записывали со слов Пророка ﷺ около сорока его сподвижников.
При жизни Пророка Мухаммада ﷺ аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк ﷺ разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку ﷺ и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.
Для обеспечения сохранности Корана Пророк ﷺ побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.
Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.
Во-первых, в эпоху Пророка Мухаммада ﷺ в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет Бог доволен им) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет Бог доволен им), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.
Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.
В-третьих, Пророк Мухаммад ﷺ стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка ﷺ было всего лишь девять дней и т. д.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Коран – главный источник Ислама (ВИДЕО)
Коран – откровение Аллаха
Коран – Священное Писание, которое на протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему). Коран – это вечное свидетельство пророчества и последнее небесное Откровение, которое подтвердило истинность предыдущих Священных Писаний и утвердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до совершенства монотеистическую религию.
Священный Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания является несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему), а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл. Джибриль (мир ему) являлся Пророку (мир ему и благословение) иногда в образе человека. Свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшемся звуком. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка (мир ему и благословение) покрывалось потом. Есть и другие виды ниспослания откровений Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
Любые заявления о том, что откровение (вахью) есть результат умственной и психической активности Мухаммада (мир ему и благословение), обусловленной социальными и культурными особенностями аравийского общества, не имеют в свою пользу никаких аргументов.
Большинство учёных считают, что название «Коран» образовано от глагола караа – «читать». В нём собраны суры, состоящие из аятов, их правдивое содержание и мудрые предписания, а его чтение – удивительное духовное успокоение и очищение.
В Священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них – Китаб (Писание).
Также встречаются названия Зикр (Напоминание); Фуркан (Различение). Такое название связано с тем, что Писание различает добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное.
Среди прочих названий Корана, нередко используемых в арабском языке, можно выделить Танзил (Ниспослание), Бурхан (Доказательство), Хакк (Истина), Нур (Свет) и другие. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф (мн. масахиф).
Место Корана в жизни мусульман
Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы наставить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.
Коран учит отличать добро от зла. Его истины подтверждаются убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Они опровергают правило «не испытывай, но веруй», провозглашая новое жизненное кредо – «испытай и уверуй». В Коране сказано (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях в предписаниях религии, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Ан-Нахль», аят 64).
Коран ниспослан на ясном арабском языке и характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций.
В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над его смыслом считается одним из самых достойных занятий. Размышления над кораническими истинами раскрывают душу, изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит задумываться над знамениями, окружающими нас в этом удивительном мире, и ценить его красоту. В Писании говорится (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из неверия к вере – на путь Могущественного, Достохвального» (сура «Ибрахим», аят 1).
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто изучает Коран и обучает ему других.
Особенности Корана
Священный Коран – уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Вот почему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было велено сказать (смысл): «Этот Коран дан мне как Откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт» (ура «Аль-Ан‘ам», аят 19). Мусульманские учёные указывают на некоторые особенности этого Писания, позволяющие судить о его уникальности.
Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан, ибо Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, Мы (Аллах) ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» (сура «Аль-Хиджр», аят 9).
Завершая славную череду небесных откровений, Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и подтверждает то, что все они были ниспосланы Аллахом. В нём говорится (смысл): «Это Писание, которое Мы ниспослали, является благословенным и подтверждающим истинность того, что было ниспослано до него» (сура «Аль-Ан‘ам», аят 92).
Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось и не удастся сочинить нечто подобное – ни по форме, ни по содержанию – даже самой короткой суре. Его истины подтверждены современными научными открытиями.
Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний.
Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов – частями – по поводу определённых событий в жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Они приносили им покой и придавали уверенность.
Ниспослание, собирание и структура Корана
Письменная фиксация Корана
Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения (хиджры) из Мекки в Медину и во время военных походов, при нём всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.
Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Всего же Коран записывали со слов Пророка (мир ему и благословение) около сорока сподвижников.
Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (мир ему и благословение) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (мир ему и благословение) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.
Для обеспечения сохранности Корана Пророк (мир ему и благословение) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.
Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение). Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка (мир ему и благословение) к Амру ибн Хамзу (да будет доволен им Аллах) говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка (мир ему и благословение) письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка (мир ему и благословение) Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.
Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.
Во-первых, в эпоху Пророка (мир ему и благословение) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет доволен им Аллах), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.
Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.
В-третьих, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (мир ему и благословение) было всего лишь девять дней и т. д.
Собирание Корана в единый свод
После ухода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мир иной стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) убедил халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зайду бин Сабиту (да будет доволен им Аллах) собрать записи Корана у всех сподвижников, живших в Медине, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк (мир ему и благословение), и согласовать список с остальными учёными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). После смерти халифа текст Корана перешёл к халифу Умару (да будет доволен им Аллах), а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка (мир ему и благословение), матери правоверных Хафсе бинт Умар (да будет доволен ею Аллах).
По мнению историков, при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) было составлено четыре экземпляра одного и того же уточнённого списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.
По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.
Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).
На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи (ум. в 672 г.) эту работу выполнила группа из тридцати писцов под руководством известного знатока арабского языка Абу аль-Асвада ад-Дуали (ум. в 688 г.). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада (ум. в 791 г.), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и другие).
На втором этапе в тексте Корана были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа (ум. в 714 г.) с этой задачей справились Наср бин Асым (ум. в 707 г.) и Яхья бин Яамур (ум. в 746 г.). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов). Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в Рамадане. В современных изданиях каждый джуз Корана принято делить на две части (на два хизба), а каждый хизб – на четыре четверти (руб).
Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.
Аят – фрагмент (стих) Корана, состоящий из одной или нескольких фраз. Самый длинный стих Корана – 282-й аят суры 2 «Аль-Бакара». Самым ценным стихом считается 255-й аят той же суры, который получил название «Аль-Курсий». В нём разъяснены основы традиции монотеизма, а также величие и безграничность Божественных качеств.
В первых списках Корана аяты не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, и поэтому между учёными возникли некоторые разногласия по поводу количества аятов в Писании. Все они сошлись на том, что в нём свыше 6200 аятов. В более точных подсчётах между ними не было единства, но эти цифры не имеют принципиального значения, потому что они касаются не текста откровений, а лишь того, как его следует разделять на аяты. В современных изданиях Корана (Саудовская Аравия, Египет, Иран) выделяют 6236 аятов, что соответствует куфийской традиции, восходящей к Али бин Абу Талибу. Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована Пророком (мир ему и благословение).
Сура – глава Корана, объединяющая группу аятов. Это арабское слово означает «высокое место» (от араб. сур – стена, забор). Такое название объясняется тем, что слова в коранических главах, подобно кирпичам, ложатся друг на друга, пока не достигают того количества, которое угодно Аллаху. Согласно другому толкованию, это название подчёркивает величие и стройность смысла, вложенного в коранические откровения.
Текст Корана состоит из 114 сур, которые условно делятся на мекканские и мединские. По мнению большинства учёных, к мекканским откровениям относится всё, что было ниспослано до хиджры, а к мединским – всё, что было ниспослано после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке, например, во время прощального паломничества. Аяты, ниспосланные во время переселения в Медину, считаются мекканскими.
Порядок расположения сур в Коране был определён Пророком (мир ему и благословение). Со слов Ибн Аббаса рассказывают, что каждый раз, когда к Пророку (мир ему и благословение) ниспосылалась какая-нибудь сура, он звал к себе кого-нибудь из писцов и говорил им: «Поместите эту суру там, где упоминается то-то и то-то». Также передают, что Зайд бин Сабит сказал: «Мы были рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и составляли Коран на кусках кожи». Под этим составлением имеется в виду упорядочивание аятов в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) этот порядок перенял от ангела Джибриля (мир ему), ибо в хадисе говорится, что Джибриль (мир ему) говорил: «Поместите такой-то аят в таком-то месте». И нет сомнения в том, что Джибриль (мир ему) говорил это по велению Всевышнего Аллаха.
Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания. Первой помещена сура «Аль-Фатиха», ниспосланная в Мекке. Семь аятов этой суры объемлют основные принципы исламского вероучения, за что она получила название «Матерь Писания». За ней следуют длинные суры, ниспосланные в Медине и разъясняющие законы Шариата. Короткие суры, ниспосланные в Мекке и Медине, находятся в конце Корана. Они состоят из коротких аятов и обычно читаются при отправлении религиозных обрядов.
Что касается названий сур, то они были даны позднее, однако мусульманские учёные, ссылаясь на те или иные места в Коране, используют именно названия сур (а не номера). Большинство сур названы по уникальным словам: например, единственное место в Коране, где речь идёт о пчёлах, – аяты 68-69 суры 16 «Ан-Нахль», единственное упоминание о поэтах аяты 224-227 суры 26 «Аш-Шу‘араъ» и т. д.