на смену какому закону пришел закон 44 фз
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
5 апреля 2013 года N 44-ФЗ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
22 марта 2013 года
27 марта 2013 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ,
от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ,
от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ,
от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ,
от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 188-ФЗ,
от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 220-ФЗ,
от 13.07.2015 N 226-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 13.07.2015 N 249-ФЗ,
от 29.12.2015 N 390-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ,
от 05.04.2016 N 96-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ,
от 23.06.2016 N 203-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 266-ФЗ,
от 03.07.2016 N 314-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ,
от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 28.12.2016 N 489-ФЗ,
от 28.12.2016 N 500-ФЗ, от 22.02.2017 N 17-ФЗ, от 28.03.2017 N 36-ФЗ,
от 28.03.2017 N 45-ФЗ, от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 07.06.2017 N 106-ФЗ,
от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 26.07.2017 N 211-ФЗ,
от 29.07.2017 N 231-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ (ред. 29.12.2017),
от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ,
от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 23.04.2018 N 108-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ,
от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.08.2018 N 311-ФЗ,
от 30.10.2018 N 393-ФЗ, от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 27.12.2018 N 512-ФЗ,
от 27.12.2018 N 518-ФЗ, от 01.04.2019 N 50-ФЗ, от 01.05.2019 N 69-ФЗ,
от 01.05.2019 N 70-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ,
от 27.06.2019 N 152-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ (ред. 30.12.2020),
от 27.12.2019 N 469-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ,
от 04.04.2020 N 107-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 08.06.2020 N 180-ФЗ,
от 31.07.2020 N 249-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ,
от 22.12.2020 N 436-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 30.12.2020 N 501-ФЗ,
от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ,
от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 344-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
Изменения в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года
В мае начал действовать Федеральный закон от 1.05.2019 № 71-ФЗ, который вносит масштабные изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок. Эти новшества направлены не только на ускорение процедур, но и повышение их конкурентности, а также упрощение участия в закупках субъектов малого предпринимательства.
Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась. В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг. Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).
Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.
Нововведения, которые ускорят проведение закупок
1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке
С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.
2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней
Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.
3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов
Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.
4. Изменился день начала торгов
С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.
Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация. Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации. Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.
Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок.
5. Меняется шаг аукциона
Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.
Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.
6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки
Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов. Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации. Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.
7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта
Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.
Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.
При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.
8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП
Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.
С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.
Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.
Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.
9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %
Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.
Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства. В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.
С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.
Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.
Как повысится конкуренция в закупках
Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.
Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы. В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки). Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.
Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:
1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.
Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.
2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.
В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.
Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете. Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.). В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.
Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы. И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.
Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.
Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.
Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более.
Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса
Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.
Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.
Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.
Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.
Изменения, упрощающие процесс закупок
Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.
В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.
Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.
Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.
Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.
По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.
Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.
Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.
Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.
Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.
Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Полезно знать: Как оптимизационный закон изменит закупки по 44-ФЗ
Президент подписал Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ о внесении изменений в 44-ФЗ. Вступление в силу этого правового акта, станет важным этапом совершенствования контрактной системы в сфере госзакупок. В статье мы вместе с ПРОГОСЗАКАЗ.ру рассказываем об основных новшествах, с которыми предстоит столкнуться каждому, кто занимается приобретением или поставкой товаров, работ и услуг для государственных либо муниципальных нужд.
СОДЕРЖАНИЕ:
Почему понадобилась оптимизация федерального закона 44-ФЗ
В обновленной редакции 44-ФЗ успешно решены следующие задачи:
В статьи закона 44-ФЗ включены положения, регулирующие функционирование контрактной системы, но содержащиеся ранее в других нормативных документах. Это дает возможность сократить существенное количество подзаконных актов.
Основные изменения
Уточнили сферу применения закона 44-ФЗ
В ч.2 ст.1 44-ФЗ добавлен п.12, содержащий положение о том, что закон не применяется к отношениям, связанным с оплатой судебных издержек, предусмотренных кодексами:
Расширили перечень основных понятий
В перечень основных понятий добавлены определения:
Внесли изменения в порядок информационного обеспечения
Изменена формулировка ч.5 ст.4 44-ФЗ, теперь она содержит положение о том, что согласие субъекта на обработку его персональных данных, содержащихся в документах и информации, представляемых в целях, определенных законом о контрактной системе, не требуется.
Определен обязательный 6-летний срок хранения для документов и информации, формируемых заказчиком (за исключением размещенных в ЕИС и на ЭТП), а также полученных им при определении НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком (ч.15 ст.4).
Из статьи узнаете, как новый функционал ЕИС поможет заказчику в работе с жалобами. С 5 июля 2021 года в ЕИС реализовали возможность подачи жалобы в электронном виде. Теперь поставщики смогут подать жалобу через ЕИС в ФАС и ее территориальные органы. А у заказчиков появилась возможность ознакомиться с жалобой от поставщика и заранее подготовиться к заседанию ФАС.
Обновили правила организации документооборота
Из названия ст.5 закона 44-ФЗ исключено слово «электронного». Уточнены правила подписания документов гражданами иностранных государств. Они могут использовать ЭЦП, изготовленные в соответствии с нормами, установленными в их государстве, или с международными стандартами, признанными в РФ. Правительство РФ утвердит единые формы документов, размещаемых в ЕИС, и порядок их публикации. Информация, размещенная в ЕИС, должна храниться не менее 6 лет органами исполнительной власти, определенными в соответствии с ч.6 ст.4 44-ФЗ.
Изменили редакцию статьи 20 «Общественное обсуждение закупок»
В действующей редакции ст.20 44-ФЗ утверждается, что общественное обсуждение проводится в случаях, определенных Правительством РФ. После принятия поправок нужно будет проводить обсуждение всех закупок с НМЦК от 2 млрд. руб. и выше за исключением осуществляемых:
Участвовать в обсуждении имеют право любые юридические или физические лица. Они могут размещать в ЕИС (после регистрации) предложения и замечания, на которые заказчик должен предоставить мотивированные ответы в течение 2 рабочих дней.
Сократили количество способов определения поставщика
В ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрены следующие конкурентные способы проведения закупок:
Из прежнего перечня исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.
Статья 24 44-ФЗ, ранее состоявшая из 6 частей, в новой редакции будет состоять из 14. В нее включены положения:
Усилили требования к участникам закупки
В новой редакции ст.31 закона 44-ФЗ указано, что участник закупок не только не должен быть офшорной компанией (это требование существует в настоящее время), но и не может иметь такие компании в составе учредителей или членов корпоративного юрлица. Из числа участников исключаются акционерные общества, в которых офшорным компаниям принадлежат более 10% голосующих акций.
С вступлением в силу поправок к закону 44-ФЗ при размере НМЦК, превышающем 20 млн. руб., заказчик должен будет устанавливать дополнительное требование к участникам закупки. Подать заявку сможет хозяйствующий субъект, уже имеющий опыт исполнения госконтракта или договора, заключенного в рамках 223-ФЗ, на сумму не менее 20% от НМЦК. Если по исполненному контракту или договору предъявлялись пени, штрафы или неустойки, они должны быть оплачены.
Заказчик устанавливает к участникам единые и дополнительные требования. Единые требования пропишите в обязательном порядке, дополнительные – только когда объект закупки входит в правительственное постановление. Требования относятся ко всем участникам без исключения. Расскажем, когда и какие требования установить.
Разрешили включать в контракт дополнительные условия
Заказчик сможет включить в контракт положение об удержании из оплаты, полагающейся поставщику, предъявленных ему сумм неустоек, пеней и штрафов, которые он своевременно не выплатил (ч.14 ст.34 44-ФЗ).
Предметом контракта одновременно могут быть консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (ч.16.2 ст.34). Если в описание объекта закупки включена типовая проектная документация, предметом контракта одновременно может быть (ч.16.3 ст.34):
Изменится порядок отмены закупки
Согласно новой редакции статьи 36 закона 44-ФЗ, при проведении электронных процедур заказчик может отменить закупку, разместив информацию об этом в ЕИС, не позднее, чем за один рабочий день до окончания приема заявок. Оператор электронной площадки должен известить всех участников в течение часа.
При проведении закрытого конкурса или аукциона в случае отказа от закупки заказчик должен вернуть участникам поданные ими заявки не менее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи.
Установили единые требования к содержанию извещения, прилагаемой документации, срокам размещения
В статье 42 44-ФЗ, помимо перечня сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки любым конкурентным способом, теперь содержится информация о прилагаемых документах и сроках публикации в ЕИС. В состав извещения должны входить следующие электронные документы:
Размещать извещение в ЕИС следует не позднее, чем:
В статье определены единые для всех конкурентных способов осуществления закупок правила внесения изменений, а также направления поставщиками запросов о даче разъяснений и публикации заказчиками ответов на эти запросы.
Требования к заявкам на участие в закупках объединили в одной статье
В статье 43 обновленного закона 44-ФЗ теперь содержится вся информация о заявках, направляемых поставщиками:
Изменили положения об обеспечении заявок
В новой редакции ст.44 заказчику разрешается не требовать обеспечения заявки, если НМЦК не превышает 1 млн. руб. В эту категорию не попадут все запросы котировок, для которых допустимая сумма НМЦК увеличена до 3 млн. руб. Участникам закупок, проводимых в форме запросов котировок, возможно, придется вносить обеспечение при подаче заявки. Размер обеспечения в процентах от НМЦК остался прежним.
Если обеспечение предоставляется в виде денежных средств, необходимая сумма на специальном счете поставщика будет блокироваться оператором электронной площадки сразу после подачи заявки, а не после окончания приема, как было ранее. В ст.44 подробно расписан порядок взаимодействия операторов электронных площадок с банками, в которых открывают счета участники закупок.
В какой срок возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки
В законе 44-ФЗ термин «банковская гарантия» заменен на «независимая гарантия». Участники закупок могут предоставлять гарантии не только от банков, включенных в перечень, предусмотренный ч.1 ст.45, но и от:
Требуйте обеспечение заявки, когда проводите конкурс или аукцион. Размер обеспечения рассчитывайте в процентах от НМЦК. Участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или залога. Читайте, как прописать требования к обеспечению заявки в извещении и документации, в каких случаях взыскать средства по гарантии и в какие сроки вернуть деньги участнику закупки.
Обновили правила проведения процедур
Глава 2 закона 44-ФЗ в новой редакции называется «Определение поставщика путем применения открытых конкурентных способов». Изменились названия и содержание включенных в нее статей. В них изложен порядок проведения:
В ст.51 содержится порядок заключения контракта, в ст.52 – порядок признания открытого конкурентного способа несостоявшимся. Статьи 53-59 и 63-71 признаны утратившими силу.
Правилам применения закрытых конкурентных способов посвятили отдельную главу Закона № 44-ФЗ
В главе 3 «Определение поставщика путем применения закрытых конкурентных способов» установлены правила проведения:
В статье 77 определен порядок признания закрытого конкурентного способа несостоявшимся.
Далее в законе 44-ФЗ признаны утратившими силу ст.78-79 и главы 3.1 – 5, содержащаяся в них информация включена в предыдущие разделы документа.
Расширили список случаев закупки у единственного поставщика
В перечень случаев, содержащийся в ч.1 ст.93 44-ФЗ добавлены:
В рекомендации Системы Госзаказ – особенности каждого из 54 оснований для закупки у едпоставщика в 2021 году. Эксперты Системы сделали полный каталог с информацией, когда согласовать закупку, обеспечить и подтвердить цену контракта. Два интерактивных справочника помогут быстро найти нужное основание для прямой закупки.
Дополнили правила проведения закупок с полки
В п.9 ч.12 ст.93 добавлено еще одно основание для разблокировки в предложении поставщика определенного количества товара, который предполагал приобрести заказчик. Это составление протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта или протокола об отказе от заключения контракта.
Изменения, которые нужно учитывать в процессе исполнения контракта
При исполнении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, поставщик обязан разместить в ЕИС документ о приемке со сведениями, перечисленными в п.13 ст.94. Документ в течение часа направляется заказчику, который в срок, определенный контрактом, но не позднее, чем через двадцать дней после получения, должен подписать его или направить поставщику мотивированный отказ (ч.13 ст.94 44-ФЗ)
При применении предусмотренных контрактом мер в связи с нарушением условий поставщиком или заказчиком обмен документами между сторонами производится с использованием ЕИС путем направления уведомлений.
Добавили новые основания для изменения существенных условий контракта
В части 1 ст.95 признается утратившим силу п.1 и добавляются следующие возможные основания изменения существенных условий контракта:
В ч.1 ст.95 добавлены положения об изменении обеспечения исполнения контракта в связи с изменениями его существенных условий.
Статья 95 дополнена частями 12.1 и 12.2, в которых прописан алгоритм действий заказчика, отказавшегося в одностороннем порядке от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных и закрытых процедур. В добавленных частях 14.1 и 14.2 определен порядок отмены заказчиком решения об отказе от исполнения контракта. Правила, которые должен соблюдать поставщик, принявший решение об одностороннем отказе, изложены в частях 20.1 и 20.2, если решение поставщика отменено, руководствуйтесь положениями ч.22.1 ст.95.
Ввели правила обеспечения исполнения контрактов жизненного цикла
В ст.96 добавлена ч.1.1, в которой вводится новый порядок обеспечения исполнения контрактов жизненного цикла. Заказчик в извещении о закупке должен требовать раздельного предоставления обеспечения: