на стихи какого поэта д б кабалевский написал реквием
Музыка. 5 класс
Конспект урока
«О подвигах, о доблести, о славе…». Знакомство с жанром реквиема
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— знакомство с жанром реквиема в гражданском аспекте;
— знакомство с жанром реквиема в других видах искусства;
— знакомство с произведениями Д. Б. Кабалевского «Реквием», Р. И. Рождественского «Реквием», С. А. Красаускас «Вечно живые».
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Тематический материал для самостоятельного изучения
Есть в истории народа события, которые невозможно забыть…. Они внедряются в генетический код и звучат в ритме сердца. Таким событием стала для нашей страны Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. Беда пришла на нашу землю, мирную, развивающуюся, полную надежд. Враг напал вероломно, страшно, поправ всё самое светлое и дорогое, что есть в сердце каждого человека. Все: молодые и старые, мужчины и женщины, школьники-подростки – вся страна встала на защиту своего дорогого отечества! Не найти ни одной семьи, которой бы не коснулась эта страшная трагедия.
Подвигом был каждый день, каждый час, каждый шаг, шаг через боль, страх, страдание во имя мира, во имя будущей жизни, во имя светлых идеалов добра и счастья. Люди отдали свои жизни для того, чтобы потомки могли жить, радоваться и строить счастливое будущее для следующих поколений. Подвиг народа, ценой невероятных жертв одержавшего победу над фашизмом, был воспет многими художниками того времени. Воспет и увековечен для потомков, которые будут жить, не зная войны. Эта память даёт силы быть достойными их подвига, бороться за мир во всём мире. И в поэзии, и в музыке, и в изобразительном искусстве отразилась война.
Очень подходящим оказался жанр реквиема. Он трансформировался из церковной заупокойной мессы в патриотическую ораторию, посвящённую памяти погибших героев.
Жанр стал использоваться не только в музыке, но и в поэзии, и в изобразительном искусстве. Поэт Роберт Рождественский, который во время войны был ребёнком, в 1960 году написал поэму, назвав её «Реквиемом», и посвятил её «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Поэма эта – не просто дань уважения погибшим, она написана болью и кровью сердца и глубоко волнует каждого, кто слышит её. Нет человека, кто мог бы слушать её без слёз.
Идея создания реквиема по погибшим героям войны родилась у Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского, который хотел увековечить подвиг народа в крупном музыкальном произведении. Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского широко известно в мире искусства советского периода. Будучи талантливым композитором, педагогом и общественным деятелем, он широко пропагандировал музыкальное искусство, затрагивая актуальные вопросы современности. Большое значение композитор придавал музыкальному воспитанию подрастающего поколения, на детей он возлагал большие надежды, ведь дети – будущее страны, будущее народа. Результатом его работы стала программа по музыке для общеобразовательных школ, на которую до сих пор опираются музыкальные педагоги.
Дети становятся в «Реквиеме» Рождественского и Кабалевского выражением надежды, светлого будущего, радости жизни. Часть кантаты «Наши дети» исполняется детским хором, это песня – клятва павшим быть достойным их подвига и их памяти и песнь, полная оптимизма, надежды и солнечного света.
Всего в оратории десять частей, построена она на принципе контраста, как и в традиционном реквиеме, исполняется сочинение так же традиционно оркестром, хором и солистами. Несмотря на то, что «Реквием» Дмитрия Кабалевского не является церковным произведением, в нём есть молитва. Такова часть «Я не умру». Это обращение воина к природе, частью которой он является, к силам судьбы, это надежда успеть допеть свою песню и испить чашу до дна. Образ чаши страдания перекликается с историей страданий Иисуса Христа.
Бесконечное горе, которое пережила страна, мы слышим в части «Сердце матери». Это плач, безутешное горе матери, потерявшей на войне самое дорогое – своего сына. «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки, только сына милого». Так и Родина-мать оплакивает своих сыновей.
Образ Родины предстаёт перед слушателями во второй части «Реквиема».
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твоё – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
Судьба Родины – это судьба каждого человека, в трагические моменты истории это единство особенно сильно, не было другого выбора у наших дедов и прадедов, корме как встать на защиту своего отечества.
Решимость, мужество, доблесть и готовность пройти через огонь и ужас, отдать жизнь, защищая свой дом, звучит в маршевом ритме части «Поступь дивизий». В этой части впервые звучит слово «Победа!». И как итог – память! Память будущих поколений о том, какой ценой была завоёвана Победа! Память, почтение и бесконечная благодарность за возможность жить в мире, не знающем войны. Эта память обязывает потомков быть достойными её и идти в будущее со светлыми идеалами добра и мира.
Заключительная часть «Реквиема» – «Помните!». «Убейте войну, прокляните войну!» – призыв ко всем людям будущего, рождённый памятью подвига павших.
«Реквием» написан о погибших, но посвящен живым. Он рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.
Поэма Роберта Рождественского нашла отклик и в сердце литовского художника-графика, друга поэта Стасиса Красаускаса. Он проиллюстрировал поэму «Реквием», создав контрастом двух цветов образы жизни и смерти, мира и войны, горя и радости. Позже на основе этих иллюстраций, художник создаст цикл из 35 гравюр «Вечно живые», воплотившие жанр реквиема в изобразительном искусстве.
Композитор Д. Б. Кабалевский закончил работу над «Реквиемом» в 1963 году и был удостоен за его создание государственной премии имени М. И. Глинки.
Стасис Альгирдо Красаускас создавал в различных техниках гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Сама техника гравюры, основанная на контрасте чёрного и белого цветов, определяет лаконичность стиля и метафоричность образов произведений художника.
Проиллюстрировав в 1961 году поэму Роберта Рождественского «Реквием», художник, вдохновляясь вновь и вновь этими пронзительными стихами, создал к 1975 году целый цикл из 35 гравюр «Вечно живые», выходящий за рамки иллюстраций к поэме, став отдельным художественным произведением. Прообразом и композиционным ключом к циклу стала фреска неизвестного художника на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область), посвящённая жертвам первой мировой войны. В основе композиции – два плана: фигура погибшего воина внизу и картины мирной жизни в верхней части. Такое построение композиции служит напоминанием о тех, кто отдал свою жизнь во имя счастья детей и внуков. Из их смерти, рождается новая жизнь, а память о них является залогом сохранения мира. «Борьба». «Память». «Грёзы». «Жизнь» – таковы названия частей цикла «Вечно живые».
Сам художник писал о своём произведении: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».
Примеры заданий из тренировочного модуля:
№1. Подберите правильное описание для изображения:
Обложка грампластинки «Реквием» Д. Б. Кабалевского на стихи Р. И. Рождественского
Варианты ответов: камерное сочинение для фортепиано; музыкальный спектакль с участием артистов балета; многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.
Для ответа на вопрос достаточно вспомнить определение жанра реквиема – как многочастного сочинения, написанного для оркестра, хора и солистов, построенного на принципе контраста.
Правильный ответ: многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.
№2. Установите соответствия между автором и произведением.
Варианты ответов: В. А. Моцарт; Ф. Шопен; Д. Б. Кабалевский; «Реквием на традиционный латинский церковный текст; не писал в жанре «Реквиема»; «Реквием» на стихи Р. Рождественского, посвящённый памяти героев Великой Отечественной войны.
Из предыдущих уроков известно, что Ф. Шопен не писал произведений в жанре «Реквиема», а В. А. Моцарт написал свой знаменитый «Реквием» на традиционный латинский церковный текст. В обучающем видео рассказывается о реквиеме, написанном светскими композиторами, отошедшими от религиозной тематики, посвящённом памяти героев Великой Отечественной войны, написанным совместно композитором Д. Б. Кабалевским и поэтом Р. И. Рождественским.
Значит, правильный ответ:
В. А. Моцарт / «Реквием» на традиционный латинский церковный текст.
Ф. Шопен / не писал в жанре «Реквиема».
Д. Б. Кабалевский / «Реквием» на стихи Р. Рождественского, посвящённый памяти героев Великой отечественной войны.
На стихи какого поэта д б кабалевский написал реквием
ТВОРЧЕСТВО: Литература. Музыка. Живопись запись закреплена
ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ
«Реквием» (на стихи Роберта Рождественского)
В конце 1963 года Дмитрий Кабалевский завершил грандиозную по замыслу и содержанию ораторию на слова Р.Рождественского — «Реквием», посвятив его памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Основная идея «Реквиема» — призыв к живым быть достойными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле.
«Реквием» состоит из десяти частей: Вступление – «Помните»; «Вечная слава»; «Родина»; «Я не умру»; «Поступь дивизий»; «Черный камень»; «Сердце матери»; «Грядущее»; «Наши дети»; «Слушайте».
Во вступительной части «Реквиема», слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв. В теме «Родина» звучит мотив, что человек должен быть в единстве со своей Родиной. Маршем звучит «Поступь дивизий» и хоровое пение ему вторит: «… и слышалась поступь дивизий, великая поступь дивизий, железная поступь дивизий, точная поступь солдат…». Как и во многих других сочинениях Кабалевского, в «Реквиеме» тема светлого будущего связана с образами детей. Хор «Наши дети» — один из самых ярких и вдохновенных эпизодов оратории.
«Реквием» Кабалевского — произведение большой гражданской и художественной силы. Патриотический пафос, ненависть к врагам мира, призыв к людям: «Убейте войну, прокляните войну!» — все это было горячо принято слушателями, ибо каждому близки и дороги образы, воспетые композитором.
На стихи какого поэта Д. Б. Кабалевский написал «Реквием»?
На стихи какого поэта Д. Б. Кабалевский написал «Реквием»?
Какой правильный ответ:
До недавнего времени текст и музыку для Полины Гагариной писал Константин Меладзе. Не так давно, по словам Полины, это приостановилось из-за того, что Константин решил заняться личной жизнью. То есть, творческий тандем Меладзе-Гагарина, возможно, ещё продолжится. Кстати, и сама Гагарина пишет неплохие песни.
творческие люди существовали и в доисторические времена. кто же рисовал на скалах и делал украшения? и у неандертальцев было искусство.
Я уверен что песня «Бой продолжается» рок группы Ария
Сначала давайте размышлять логически. Для того, чтобы картинка из концертного зала была в формате высокого качества, был отличный монтаж и хороший звуковой ряд, для этих целей на концерте отдельного артиста, отдельной музыкальной группы должен работать целый творческий коллектив операторов, монтажа, звука, освещения и прочих товарищей. Всем этим людям нужно заплатить. Бюджет только одной съёмочной группы обойдётся устроителям концерта в копеечку. Да таких коллективов по качественной съёмке с хорошей аппаратурой по пальцам одной руки пересчитать. С другой стороны, артисты и музыкальные коллективы выезжают на гастроли для того, чтобы зарабатывать деньги от самого концерта, а не для того, чтобы этот концерт кто-то бесплатно посмотрел по интернету. Исходя из изложенного следует, что в хорошем качестве можно посмотреть концерт тех артистов, кто выступает на сцене с уже запланированными съемками, когда делаются специальные программы для телевидения и у телеканала есть на это и материальные, и финансовые, и людские ресурсы.
В ютюбе можно найти концерты некоторых артистов, кое что за отдельную плату, если уж есть огромное желание. К примеру, для концертного проекта «Синяя птица» на канале «Культура» отбирают участников уже на второй сезон. И на сайте выложены все номера участников очередного отборочного тура в хорошем качестве. Это я для примера, чтобы понять, что если канал заинтересован, то он обязательно выложит видео хорошего качества. Проект «Голос» и «Голос.Дети» тоже своевременно предоставляет свежий видеоконтент.
Согласен, что если имеется желание (у меня аналогичное) посмотреть хороший концерт оперных певцов, то конечно возможно только идти самому на концерт или ждать, когда в твой город заедет оперный тенор.
Во-первых, он действительно чаще повторяется, а во-вторых, как сам припев, так и музыкальный переход на него обычно имеет более яркую окраску, сменяется мелодия песни, что вольно-невольно привлекает внимание слушателя, а то, что привлекает внимание, запоминается лучше))