на территории какого современного государства находятся развалины древнего города карфаген
Карфаген
Карфаген — древний город, познавший процветание и могущество, полное разрушение, возрождение и упадок. Долгий период времени его руины покоились под землей и только во второй половине XIX в. начали постепенно открываться миру. Археологический парк считается одной из главных достопримечательностей Туниса, поэтому сюда приезжают тысячи туристов со всего мира. В 1979 г. объект был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Бывший Карфаген
Выгодное географическое положение и деловая хватка карфагенян превратили город в столицу могущественного государства, ставшего в III в. крупнейшим в западном Средиземноморье и одним из богатейших в Древнем мире. Местные жители занимались торговлей и натуральным обменом, производством, ремесленничеством и сельским хозяйством. В Карфаген сходились морские и сухопутные торговые пути, так как его гавани способны были принимать большое число количество судов, непременно останавливавшихся здесь при пересечении пролива между африканским континентом и островом Сицилия.
Карфагеняне имели свой флот и армию, чеканили собственные монеты, облагали высокими налогами жителей присоединенных территорий, не давая им ни малейших поблажек и жестоко подавляя восстания. В городе присутствовали рынки, культовые места, муниципалитет, кладбище, четыре жилых района, смотровые башни и высокая цитадель Бирса. Территорию окружала 37-километровая крепостная стена высотой до 12 метров.
Карфаген должен быть разрушен
Конкуренция и быстрое восстановление экономической мощи Карфагена после двух Пунических войн вызывало у римлян раздражение, сопровождающееся призывами к борьбе с врагом. Плутарх в своих трудах упоминает о том, кто сказал «Карфаген должен быть разрушен» первым. Авторство он приписывает выходцу из плебейской семьи Катону Цензору, сумевшему достичь высоких государственных постов и получившему известность своими публичными выступлениями. Ставшей сегодня крылатой фразой он заканчивал все свои речи в сенате, даже когда их тема была совсем иной.
Кто разрушил Карфаген
Город был стерт с лица земли в 146 г. до н. э. в ходе Третьей Пунической войны. Войдя после долгой осады в Карфаген и захватив последний рубеж обороны — цитадель Бирсу, римляне разграбили, подожгли и затем до основания разрушили пунийскую столицу. Землю обильно посыпали солью, пленных продали в рабство, на заселение этого места вынесли запрет под страхом проклятия, после чего присоединили территорию к римским провинциям.
Город на развалинах
Удачное географическое расположение уничтоженного Карфагена не давало римлянам покоя. Идею основания на его месте колониального города озвучил Юлий Цезарь в 46 г. до н. э., а спустя 17 лет ее реализовал первый римский император Октавиан Август. Построенный на искусственной «подушке» римский Карфаген — Colonia Julia Carthago — был заселен и стал столицей провинции Африка. В V в. его частично разрушили вандалы, а в VII в. — полностью уничтожили арабы.
Экскурсии
В рамках предлагаемых туристам экскурсий можно посетить Карфаген, Сиди-бу-Саид и город Тунис. С собой рекомендуется брать питьевую воду, фотоаппараты, видеокамеры или современные гаджеты, а также наличные для покупки сувениров, головные уборы и солнцезащитные очки. Одежда и обувь должны быть удобными.
Для самостоятельных визитов в археологический парк рекомендуется на пару дней остановиться в Тунисе или Картаже.
Где находится Карфаген
Археологическая зона расположена на северо-западе столичного вилайета Тунис, самой компактной провинции одноименной североафриканской страны. Центральная часть древнего Карфагена возвышается на холме, с которого открываются великолепные виды на Тунисский залив. Территория относится к округу Картаж.
Город Карфаген: история
О событиях, связанных с основанием, развитием, войнами, колониями и падением древнего Карфагена, написано немало трудов и снято много фильмов. Но его история требует дальнейшего изучения.
Древний Карфаген
Чаще всего датой основания города называют 814–13 гг. до н. э. В этот период на южном берегу Средиземного моря высадилась будущая карфагенская царица Дидона вместе со своими соратниками. Она бежала из Тира от преследований своего брата Пигмалиона, убившего ее мужа ради завладения его богатства.
При покупке земли под поселение у царя местного племени Иарбанта Дидона воспользовалась хитрым планом. Ей позволили приобрести лишь тот участок, который покроет шкура вола. Легендарная царица разрезала ее на тонкие полосы и окружила ими холм, где впоследствии была возведена цитадель Бирса.
Спустя пять веков Карфаген превратился в развитый, могущественный город. Он был хорошо укреплен с суши и неприступен с моря. До начала Пунических войн здесь проживало почти полмиллиона человек.
Войны с Римом
К III в. до н. э. Апениннский полуостров оказался под властью Рима, а Карфаген контролировал западное Средиземноморье. Первые не желали мириться с господством над проливами вторых и подчиняться их правилам, ведь силы могучих держав были в то время практически равны. Серьезный конфликт, приведший к серии вооруженных столкновений, разгорелся из-за владения Сицилией. Три Пунические войны продолжались с перерывами с 264 по 146 гг. (пунами римляне называли финикийцев, обосновавшихся в Северной Африке).
Первая Пуническая война завершилась через 23 года победой Римской республики. В итоге карфагеняне были вынуждены отказаться от Сицилии в пользу римлян и выплатить им контрибуции. Но противоречия между державами остались.
Причиной начала Третьей Пунической войны в 149 г. до н. э. стал вооруженный конфликт между Карфагеном и нумидийским царем Массиниссой, постоянно провоцировавшим карфагенян. Рим воспользовался нарушением договора и направил в Африку свою армию. Осада Карфагена длилась до весны 146 г. до н. э. и закончилась его поражением и разрушением.
Рим и Карфаген
Римская эпоха в Карфагене началась в 29 г. до н. э. Чтобы окончательно уничтожить следы пунов, вершина Бирсы была срезана, а окружающая территория выровнена. В центре организовали форум, от него проложили сетку параллельно-перпендикулярных улиц, построили общественные и жилые здания, возвели храмы и провели акведук. Сюда была перенесена столица провинции Африка, в связи с чем численность населения выросла до нескольких сот тысяч человек. К III в. город превратился в один из крупнейших в Римской империи полисов и стал центром раннего христианства. Римляне владели Карфагеном до 439 г.
После Рима
Ослабление Западной Римской империи отразилось и на Карфагене. В V в. над провинцией был утрачен контроль, и город захватили вандалы, объявив его резиденцией своего короля. В 534 г. земли отвоевали византийцы, образовав на них Африканский экзархат со столицей в Карфагене. Он просуществовал до захвата территории арабами. В 698 г. город окончательно пал — дома и акведук были разрушены, сельскохозяйственные угодья разорены, гавани заброшены.
В конце XIX в. Тунис оказался под протекторатом Франции. С этого момента древним Карфагеном заинтересовались археологи.
Развалины и достопримечательности
Точное местоположение Карфагена удалось определить в первой половине XIX в. датскому консулу К. Фальбе, перенесшему план руин на карту. Раскопки начались в 1857 г. под руководством француза Ш. Бёле́, а их активная фаза пришлась рубеж XIX — ХХ вв. Представленные в парке находки относятся, в основном, к римскому периоду. Из пунических объектов сохранились некрополи и небольшое число артефактов.
Район Бирса
На одноименной крутой возвышенности высотой 60 м располагалась карфагенская цитадель, ставшая последним оплотом защитников города в 146 г. до н. э. Тогда в ней удалось скрыться 50 тыс. жителей. Многие сдались в плен и были порабощены, остальные предпочли погибнуть в огне подожженного ими храма Эшмуна.
Сегодня на месте цитадели находятся остатки римских строений. Однако с боковых сторон Бирсы, под слоями возведенной колонистами насыпи, удалось обнаружить руины пунического Карфагена. С южной стороны можно увидеть освобожденный от наслоений «квартал Ганнибала» с остатками жилых домов и грамотно спланированными улицами. Предполагается, что небольшие по площади здания возвышались до 6 этажей, а цистерны в подвалах служили для сбора воды. При раскопках на склонах Бирсы были найдены глубокие отстойники и бассейны, куда по древней канализационной сети отводились стоки.
На Бирсе находятся:
На открытой площадке размещены найденные при раскопках артефакты — части колонн и статуй, капители и т. д. Недалеко расположен Музей раннего христианства.
Амфитеатр
Быстро растущий город требовал организации массовых зрелищ, в связи с чем во II в. был возведен огромный амфитеатр вместительностью до 50 тыс. чел. На арене проводились бои, а в период гонения на христиан — публичные казни, о чем свидетельствует мраморная колонна с мемориальной надписью. Амфитеатр Карфагена был разрушен вандалами в V в.
Цистерны Ла Магла (Маальга)
Прекрасно сохранившийся комплекс крытых резервуаров, предназначавшихся для сбора и хранения воды, расположен недалеко от амфитеатра. Огромные параллельные цистерны были сооружены в римскую эпоху и отреставрированы в конце XIX в. Их общая длина составляет более 800 м, а ширина — около 8 м. Вода в резервуары поступала по многокилометровому акведуку. Его фрагменты сохранились до наших дней.
От бывшего стадиона-ипподрома остались только просматриваемые очертания продолговатой формы. Здесь в римскую эпоху собирались для массовых зрелищ.
Римские виллы
По остаткам строений и мощеным улицам можно судить об общей планировке городского района в римский период. В разной степени сохранности здесь можно увидеть христианскую базилику VII в., византийскую церковь, пунический некрополь, частично восстановленную в 1960-х гг. римскую виллу III в., названную «Домом птичника», и торговые лавки.
Римский театр
Восстановленный амфитеатр на 5000 мест, изначально построенный во II в., обладает уникальной акустикой. Здесь организовываются концерты и фестивали.
Термы Антония (Антонина Пия)
Предполагается, что грандиозный комплекс был возведен во времена императора Антонина Пия, в середине II столетия. По размерам он уступал лишь римским термам Каракаллы и Диоклетиана. От сооружения остались только подвальные помещения, раскопки которых проводились уже после Второй мировой войны. Наземная часть терм Антонина была уничтожена вандалами в раннее Средневековье.
Тофет
Место массовых жертвоприношений детей (позже — животных) обнаружили в 1921 году. В финикийской и наследовавшей ей пунической религии устройство подобного святилища считалось обязательным для осуществления жертвоприношений. Участок с рядами церемониальных урн, заполненных обуглившимися костями, и со скоплением камней с высеченными просьбами, поверг археологов в шок.
Гавани
Два пунических порта предназначались для торговых и военных судов. Последний мог одновременно принять до 220 кораблей. На перешейке между двумя гаванями возвышалась огражденная стеной высокая башня. На небольшом островке в районе портов находится Океанографический музей и небольшой павильон с экспозициями по истории портов.
Византийская базилика
Превращенный в руины раннехристианский комплекс включал в себя монастырь, два храма, часовню, баптистерий. До наших дней дошла лишь обрамленная 16 колоннами ротонда. От базилики «Дамус-эль-Карита» остались нижние части колонн, позволяющие судить о ее размерах.
Современный Карфаген
Археологический парк находится на территории города Картажа, основанного в 1919 г. Открытые для просмотра объекты рассредоточены на огромной площади. Исторические достопримечательности соседствуют с жилой застройкой современного города, который до недавнего времени шаг за шагом поглощал территорию древнего Карфагена.
В Картаже предпочитают проживать состоятельные граждане. Здесь расположена официальная резиденция президента Туниса и университет.
Режим работы
Летом археологический парк открыт с 08:00 до 19:00, зимой — с 08:30 до 17:00.
Комплексный билет стоит 12 TND (тунисский динар). Детям до 12 лет вход свободный. За фотосъемку нужно дополнительно заплатить 1 TND.
Как добраться до Карфагена
До археологической зоны можно доехать на составах линии TGM. Они курсируют между станциями «Tunis-Marine» и «La Marsa». Выйти можно на любой из остановок — «Carthage Byrsa», «Carthage Dermech» или «Carthage Hannibal», в зависимости от намеченного маршрута прогулки.
На машине из центра Туниса нужно следовать либо по проходящей вдоль насыпи ул. Гулет и далее — по дороге R23, либо — по огибающей Тунисское озеро трассе N9, с поворотом на N10.
Заказать такси в Тунисе можно с помощью мобильных приложений Ched-Taxi, Taxi216, TjikTaxi.
В рамках экскурсии можно посетить Карфаген, Сиди-бу-Саид и город Тунис.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
В мировой истории немало народов и государств, что остались в памяти лишь благодаря эпизоду из своей истории. Ацтекская империя известна большинству лишь тем, что её когда-то завоевали конкистадоры. Пресловутые половцы с печенегами — что враждовали с русскими княжествами. О древнем африканском городе Карфагене если и вспоминают, то только как о непримиримом враге Рима.
Для самого Карфагена три войны с римлянами стали лишь развязкой почти 700-летней собственной истории. За это время город прошёл путь от маленькой колонии до столицы могущественной державы.
Уже потом римляне свели память о Карфагене к минимуму. Полагалось знать, что такой город когда-то существовал на севере Африки (или Ливии, как называли тогда весь континент). Населяли его жестокие, лживые и алчные люди. Эти варвары поклонялись мрачным культам и приносили в жертву идолам своих же детей. Они захотели уничтожить Рим, за что жестоко поплатились. Самым главным о Карфагене следовало помнить, что его уже нет: Carthago delenda est, «Карфаген должен быть разрушен».
Римские войска уничтожили Карфаген в 146 году до нашей эры. Тогда победители и сожгли все городские хроники. Поэтому карфагенская история для учёных — это до сих пор что-то вроде повреждённых водой писем жюльверновского капитана Гранта. Одни сведения не поддаются однозначной трактовке, другие — совсем непонятны, а третьи — утеряны безвозвратно.
Примерно в 815 году до н.э. город основали финикийцы, представители жившего на месте современного Ливана семитского народа. Их жизнь тесно зависела от моря. В историю финикийцы вошли как неутомимые торговцы-мореходы, не брезговавшие пиратством и захватом рабов.
Сам себя этот народ назвал ханаанеями. Финикийцами («пурпурными») их окрестили греки, признавая их заслугу в открытии ценнейшего для тех времён красителя ткани из морских моллюсков. Впоследствии греческое «фοινίκη» римляне исказили до «poeni». Поэтому римско-карфагенские войны вошли в историю как Пунические.
Финикийцы не создали своего единого государства, но основали множество колоний в тысячах километров от исторической родины. Современные марокканский Танжер, итальянский Палермо и испанские Кадис c Малагой много веков назад заложили именно финикийцы. Одной из них таких колоний и стал Карт-Хадашт («Новый город») на территории современного Туниса. В историю он вошёл под искажённым греческим названием — Карфаген.
С основанием Карфагена связана популярная у поздних римских авторов легенда о Дидоне-Элиссе. Якобы эта женщина, не то вдова, не то сестра казнённого царём верховного жреца, вынужденно бежала из финикийского Тира вместе со сторонниками. Приют эмигранты нашли в Северной Африке. Местные племена издевательски предложили им взять участок земли размером с бычью шкуру.
Хитроумная Дидона тогда разрезала шкуру на тонкие ремни и связала их воедино. Получившегося каната хватило, чтобы опоясать небольшой холм, на котором и построили город. Жизнь его основательницы кончилась трагически: Дидона якобы добровольно бросилась в огонь. Согласно одним авторам — от грубых ухаживаний некого местного правителя, согласно другим — из-за неразделённой любви к полулегендарному Энею, праотцу будущего Рима.
Дидона — основательница Карфагена. Картина начала 19 века. Художник Уильям Тёрнер (William Turner)
Предание о Дидоне — скорее всего, эксплуатационный по отношению к настоящей истории миф от знаменитого римского поэта Вергилия. Нет никаких доказательств тому, чтобы человека с именем Дидона или Элисса действительно хоть как-то почитали в Карфагене.
Нет и подтверждённых примеров и участию карфагенских женщин в политике и военном деле: среди древних семитов однозначно господствовали патриархальные порядки. А данные раскопок говорят о сохранявшихся вплоть до 6-5 веков до н.э. прочных контактах карфагенян с исторической родиной Тиром. Подобная связь едва ли жила, если Карфаген действительно был «колонией отверженных», эдакой тирской Тайванью.
Из колоний — в метрополии
Археологические данные говорят, что вплоть до 700 года до н.э Карфаген представлял собой не полноценный город, а перевалочную базу для финикийских мореплавателей. Затем центр будущей державы начал расти.
В африканских колониях от захватчиков-ассирийцев укрывалось всё больше финикийцев. Карфаген стал главным бенефициаром этого процесса. Сказывались географические преимущества нового города по отношению к другим колониям. Река Меджерда обеспечивала его пресной водой. Обширную карфагенскую бухту со всех сторон закрывали утёсы. Рядом простирались обширные пастбища и пригодные для земледелия поля.
Но карфагеняне дорожили не столько землёй, сколько морем. Они наладили выгодную посредническую торговлю между средиземноморскими регионами. Африка давала Карфагену рабов, слоновую кость и шкуры животных. Испания — серебро и бронзу. Сардиния — хлеб и медь. Сицилия — оливковое масло и греческие предметы роскоши.
Карфагенская статуя богини Таниит. Из экспозиции Каталонского музея в испанской Барселоне
В середине 5 века до н.э. карфагеняне Ганнон Мореход и Гимилькон совершили два беспримерных для своего времени плавания. Их флотилии вышли через Гибралтарский пролив и отправились на север и юг. Античные авторы утверждали, что Ганнон достиг Гвинейского залива, а Гимилькон — Британских островов. Оба вернулись домой с богатой добычей. Современные учёные сомневаются в истинности масштабов путешествий, но сам их факт неоспорим, что показывает способности карфагенян в морском деле.
Город ощутимо доминировал над другими финикийскими колониями. Примерно к 500 году до н.э. Карфаген уже обладал сетью владений на африканском и европейском побережьях Средиземного моря и островах между ними. Бывшая колония превратилась в метрополию.
Однажды на Сицилии
Фатальной для города едва не стала борьба за стратегически и экономически важную Сицилию. В 5-4 веках до н.э. на будущей родине мафии бушевали корлеоновские страсти. За остров боролись финикийские и греческие колонисты при участии коренных этносов и наёмных отрядов. В этих войнах нормой стали предательства союзников, убийства военнопленных и осквернения храмов.
Свободные полноправные граждане Карфагена традиционно не служили в армии. Войска державы комплектовали из принудительно мобилизованных ливийцев и нумидийцев (туземцев Северной Африки) и наёмников из разных стран. С одной стороны, все они умели хорошо сражаться. С другой — наёмная армия оказывалась ненадёжной при неудачах или невыплатах жалованья.
«Тут были люди разных наций — лигуры, лузитанцы, балеары, негры и беглецы из Рима. Слышался то тяжёлый дорийский говор, то кельтские слова, грохотавшие, как боевые колесницы, ионийские окончания сталкивались с согласными пустыни, резкими, точно крики шакала. Грека можно было отличить по тонкому стану, египтянина — по высоким сутулым плечам, кантабра — по толстым икрам.»
Гюстав Флобер, французский писатель (роман «Саламбо»)
В 480 году греки нанесли врагу решающее поражение. В Гимерской битве они полностью уничтожили карфагенское войско в несколько десятков тысяч воинов. Поражение сильно ударило по позициям державы в Средиземноморье.
В городе начали чеканить собственную монету, что для тех времён считалось атрибутом исключительно развитого государства. Также Карфаген подчинил себе соседние ливийские племена и установил торговые отношения с государствами Чёрной Африки.
Химерская битва. Картина конца 19 века. Художник Джузеппе Скьюти (Giuseppe Sciuti)
В 410 году до н.э. набравшиеся сил карфагеняне вернулись на вожделенную Сицилию. За последующие сто лет они с переменным успехом ещё трижды воевали с греческими колонистами. Итогом стал раздел острова на карфагенскую западную и греческую восточную части.
Сточетырёхбоярщина
Первоначально жившие в Африке колонисты максимально воспроизводили порядки исторической родины — финикийского города Тира. По мере развития Карфагена его культура, религия и политическое устройство вобрали в себя многое из опыта египтян, римлян и греков.
Сохранившаяся карфагенская ритуальная стелла со знаком богини Таниит
В 550-390 годах Карфагеном правили цари из династии Магонидов. Они никогда не обладали абсолютной властью: их полномочия ограничивал аристократический Совет старейшин. А в начале 4 века до н.э. династия пресеклась. Институт царя, правда, некоторое время сохранялся, но уже только как церемониальный пост. Карфаген стал тем, что античные философы называли олигархиями — государством, где правил узкий круг богачей.
Ключевыми органами власти стали Совет старейшин и особый Суд ста четырёх. Суд избирал и контролировал работу суффетов (высших должностных лиц) и военачальников. Его участников назначали из узкого круга высшей знати. Для волеизъявления свободных полноправных граждан существовало Народное собрание. Однако созывали его только по решению Совета ста четырёх. Иными словами — очень редко.
В те времена в Карфагене господствовало сословие судей; они были тем сильнее, что их должность была пожизненной. Имущество, доброе имя, сама жизнь каждого — всё было в их власти. Если кто задевал кого-нибудь одного из их сословия, против него ополчались все; при враждебности судей на такого сразу находился и обвинитель.
Как правило, карфагенские олигархи считали рискованной экспансию в Европу и стояли за «африканский» вектор развития: дальнейшее покорение туземных этносов. Войны в Средиземноморье также могли усилить власть полководцев, чего не хотели местные толстосумы. Боязнь военного переворота стала для карфагенских олигархов навязчивой фобией: известно о нескольких разоблачённых реальных и мнимых «путчистах», которых потом публично распинали.
К началу 3 века до н.э. Карфаген располагал сетью владений на двух континентах и островах между ними. Городу подчинялось североафриканское побережье (от современного марокканского Танжера до египетско-ливийской границы), южная Испания, Балеарские острова, Корсика, Мальта и частично — Сицилия с Сардинией.
«В то время, как каждая из союзных с Римом общин рисковала только потерять, если бы пало правительство, которое так заботилось о её интересах, в карфагенском государственном союзе положение каждой общины могло только улучшиться с падением Карфагена.» Теодор Моммзен, немецкий историк
Некоторыми льготами пользовались жители других бывших финикийских колоний — Утики, Хадрумета и Большого Лептиса. А иноязычные подчинённые народы лишь несли одни обязанности. Они не имели самоуправления, платили налоги и поставляли молодых людей для военной службы. Особенно от угнетения Карфагена страдали коренные жители Северной Африки.
Иностранцы часто обвиняли карфагенян в безнравственности, жестокости и поклонении тёмным силам. Поводом для упрёков служили их доставшиеся от финикийцев сомнительные ритуальные практики, такие как храмовая проституция или культовые детоубийства.
Вопрос о детских жертвоприношениях в Карфагене остаётся дискуссионным среди историков и археологов. Некоторые учёные полагают, что всё это — не более чем кровавый навет со стороны греков и римлян. Но на то, что финикийцы приносили детей в жертву своим божествам, указывают не только античные писатели. О культовых детоубийствах среди семитов-язычников писали и составители ветхозаветных текстов, едва ли заинтересованные в обслуживании греко-римских интересов.
Свидетельства древних авторов подтверждают и археологические находки. На раскопанном в Карфагене в 1920-х годах кладбище учёные обнаружили несколько тысяч обугленных детских останков. На многих могилах сохранились надписи вроде: «Госпоже Тиннит, лику Баала, и Баал-Хаммону: Бомилькар, сын Ганнона, внук Милькиатона, посвящает своего единокровного сына. Да придёт ему ваше благословение!».
Верховное божество Баал-Хаммон («Владыка Жаровен») и богиня Луны Тиннит почитались карфагенянами больше других. Практика детоубийств в их честь называлась молком. Из-за ошибки переводчиков ветхозаветных текстов слово «молох» впоследствии вошло во многие языки как обозначение требующей жертв неумолимой силы. Незнакомое слово древние знатоки языков поняли не как жестокий обряд в честь Баал-Хаммона, а как одно из имён божества.
«Тофет Саламбо» — раскопанное кладбище, где карфагеняне хоронили в том числе и принесённых в жертву детей
Участие в жуткой церемонии было не просто добровольным, но даже считалось привилегией знати и богачей. В Финикии молк запретили только в начале 5 века до н.э, по воле персидских завоевателей. В колониях, в том числе Карфагене, эта практика жила намного дольше. В 310 году до н.э., во время неудачной осады города греко-сицилийцами, карфагеняне принесли в жертву около 300 мальчиков из знатных семей.
Карфагеняне отказались от молка только к 3 веку до н.э. Культ Баал-Хаммона пришёл в упадок, а поклонение Тиннит стало гуманнее: в жертву богине приносили уже домашних животных. Самые продвинутые из карфагенян почитали уже греко-римских богов, вроде Деметры и Гермеса, покровителей земледелия и торговли.
Лучшие враги — бывшие друзья
С Римской республикой Карфагенскую державу на протяжении трёх веков связывало крепкое партнёрство. Известно о двух договорах между государствами о взаимопомощи, сотрудничестве и признании сфер влияния. Рим и Карфаген активно торговали между собой и помогали друг другу во время конфликтов с другими странами.
Но по мере территориальной экспансии и нарастания военной мощи Рима этот союз ослабевал. Агрессивная республика «выросла» из границ современной Италии. Её правящая элита хотела подчинить средиземноморские острова, где правил Карфаген.
В 264 году до н.э. римские легионы под предлогом защиты своих сограждан высадились на Сицилии. Это вторжение нарушило условия заключённых раньше римско-карфагенских договоров, и в Африке этого не стерпели. Между двумя державами началась война, вошедшая в историю как Первая Пуническая.
Римская республика и Карфагенская держава перед началом первой войны. Жёлтым цветом выделено независимое Сиракузское царство на юго-востоке Сицилии
Боевые действия растянулись на 23 года. Война шла как на суше, так и на море: от Корсики и до Северной Африки. Инициатива несколько раз переходила от римлян к карфгенянам и обратно, пока пунийский флот не разгромили в 241 году до н.э. у Эгатских островов. Остававшиеся на Сицилии войска оказались блокированными и вынужденно сдались.
Условия завершившего первую войну Лутациева мира напоминали почётную капитуляцию карфагенян. От побеждённых потребовали лишь передать Сицилию и выплатить контрибуцию. К негодованию римских ура-патриотов, пунийских воинов выпустили с острова при оружии, даже не потребовав выдать перебежчиков.
От римских стен — к безоговорочной капитуляции
Поражение в первой войне с Римом серьёзно потрясло Карфагенскую державу. Около 240 года до н.э. столицу охватила смута, известная как Восстание наёмников. Власти с трудом подавили серию бунтов «солдат удачи» и коренных племён. Ситуацией воспользовались римляне: они снова нарушили условия договора с Карфагеном и захватили Корсику с Сардинией.
Кризисная ситуация ударила по олигархическому режиму. Реальным главой государства стал популярный военачальник Гальмикар Барка («Молния»). Он и его сторонники провели реформы: ограничили власть Суда ста четырёх, расширили полномочия Народного собрания и вывели армию из-под контроля олигархов.
Для восстановления мощи Карфагену требовались новые земли. Гальмикар Барка увидел их в Испании. В 230-х годах до н.э. он завоевал большую часть Пиренейского полуострова. Его преемники, зять Гасдрубал и сын Ганнибал, продолжили агрессивную политику на юге Европы. Они хотели захватить богатые металлами земли, подчинить местные воинственные племена и начать новую войну с Римом.
В 220 году Ганнибал нашёл повод для большого конфликта. Он осадил союзный врагу город Сагунт, а прибывшим из Рима послам объяснил, что проблема в них самих. Сагунт карфагеняне взяли и показательно уничтожили, после чего римский Сенат вынужденно объявил их государству войну — к радости Ганнибала.
Вторая Пуническая война стала одним из тех конфликтов, альтернативный исход которого мог бы изменить весь мир. В 218 году до н.э. Ганнибал, один из величайших полководцев в истории человечества, совершил беспримерный бросок из Испании в Италию через Альпы. В 218-213 годах до н.э. его войска наголову разбили римские легионы в нескольких сражениях подряд: у Требии, Транзименского озера или ставшей хрестоматийной Каннской битве.
Ганнибал переходит Альпы на слоне. Картина середины 17 века. Художник Николя Пуссен
Ганнибал собрал широкую антиримскую коалицию, куда вошли разные силы, от полудиких галлов до греческих полисов. Однако ненавистный Рим карфагеняне и их союзники так и не взяли. В 213-209 годах до н.э. война приняла затяжной характер. И на длинной дистанции стали заметны принципиальные преимущества Римской республики перед Карфагенской державой.
Римская республика ещё оставалась более-менее равноправным союзом культурно близких народов, и большинство итальянцев понимали, за что они воюют. А Карфагенская держава так и не превратилась в нечто большее, чем рыхлый разноязыкий конгломерат. С первыми неудачами начались переходы целых народов и городов на сторону врага. В самом Карфагене против Ганнибала интриговали политики-олигархи, считавшие войну с Римом губительной авантюрой.
Карфагенские боевые слоны против римской пехоты в битве у Замы. Гравюра начала 20 века. Автор Поль-Анри Мотте (Henri-Paul Motte)
В 209-202 годах до н.э. карфагенян лишили всех европейских завоеваний и отбросили в Африку. В 202 году враг разбил армию Ганнибала в решающей битве на реке Зама. Новый мир с Римом стал для Карфагена безоговорочной капитуляцией. Обложенному контрибуциями, лишённому колоний, военного флота и права воевать городу оставили только возможность существовать — на полвека.
Римляне уничтожили Карфаген в 146 году до н.э. после трёхлетней Третьей Пунической войны. Город сожгли и разрушили, а немногих выживших жителей обратили в рабство.
Около 150 года до н.э. Карфаген посетил авторитетный римский политик Марк Порций Катон. Город произвёл на гостя впечатление вполне оправившегося после военного поражения и готового к попытке реванша. Вернувшись в Рим, Катон каждое своё выступление заканчивал ставшей крылатой фразой: Ceterum censeo Carthaginem delendam esse («Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен»).
К тому времени Рим победоносно завершил серию конфликтов против царств-осколков империи Александра Македонского. Республика уже контролировала почти всё Средиземноморье и скромный купеческий город не представлял для неё реальной угрозы.
Сохранившиеся развалины древних карфагенских зданий. На заднем плане — город Тунис, столица Тунисской республики
Видимо, римляне держали в уме способность пунийцев восставать с новыми силами после неудач. Поэтому власти Вечного города решили, что только руины Карфагена полностью безопасны для них. Выжженную землю на месте африканского города римляне и засеяли солью — чтобы даже растения здесь никогда не могли зацвести.