на требовании какой статьи конституции рф основывается принцип равенства осужденных перед законом
Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Комментарии к ст. 8 УИК РФ
Закрепленные в комментируемой статье принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ включают в себя и общие, и отраслевые принципы. Но все они, безусловно, базируются и являются продолжением общих конституционных принципов. Принципы уголовно-исполнительного законодательства выражают стратегию противодействия государства преступности, определяют направления развития законодательства, регулирующего вопросы исполнения наказаний, иных мер уголовно-правового характера и обращения с осужденными и находят свое выражение в нормах уголовно-исполнительного закона.
Принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом относятся к числу общих принципов уголовно-исполнительного законодательства.
В уголовно-исполнительном законодательстве принцип законности означает верховенство Конституции РФ и федеральных законов, законов РФ, регулирующих вопросы, связанные с исполнением наказания, обязательность строгого и неукоснительного соблюдения законов осужденными, персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, должностными лицами, учреждениями и организациями, взаимодействующими с системой исполнения наказаний.
Из содержания принципа законности следует также, что исполнение наказания и иных мер уголовно-правового характера определяется законодательством, действующим на момент их исполнения.
Именно в уважении личности осужденного, его человеческого достоинства и проявляется прежде всего принцип гуманизма.
Обеспечивая гуманное отношение к осужденным, уголовно-исполнительное законодательство не включает в себя положений, дающих возможность причинить осужденному излишние страдания, мучения, унижение. Более того, в период отбывания наказания государство берет на себя обязанность обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осужденными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека. Эта обязанность проистекает и из положений ст. 21 Конституции РФ, установившей, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Гуманизм проявляется в целях уголовно-исполнительного закона, которыми являются исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, а отнюдь не месть за ранее совершенное преступление. В этой связи уголовно-исполнительное законодательство исключает возможность жестокого обращения с осужденными, а предусматривает гуманные меры воздействия, направленные на возвращение обществу социально полезной личности.
Принцип демократизма реализуется, во-первых, в том, что общество может контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, и во-вторых, в привлечении к участию в работе с осужденными общественных объединений и граждан. Немаловажное значение в реализации принципа демократизма имеют и факторы открытости и гласности в деятельности по исполнению наказаний.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения заключается в установлении таких видов мер принуждения и средств исправления и в таком их объеме, который будет необходимым и достаточным для достижения целей наказания. В этой связи уголовно-исполнительный закон устанавливает определенные меры взыскания и поощрения, предусматривает возможность изменения правового положения осужденных, как в лучшую, так и в худшую сторону, тем самым показывая осужденному невыгодность антисоциального поведения и стимулируя правопослушное поведение, связывая последнее с предоставлением различных льгот, расширением объема прав. Таким образом, рассматриваемый принцип реализуется в целом комплексе норм, регулирующих вопросы исполнения и отбывания наказания.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием заключается во взаимосвязанном применении мер, являющихся содержанием наказания (лишение и ограничение прав и свобод), с мерами, не составляющими содержание наказания, но направленными на повышение его эффективности. Исправительное воздействие на осужденного оказывается с учетом общественной опасности и характера совершенного им преступления, вида и срока (размера) наказания, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания.
На требовании какой статьи конституции рф основывается принцип равенства осужденных перед законом
УИК РФ Статья 12. Основные права осужденных
1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.
(часть третья в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 30.12.2012 N 304-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
На требовании какой статьи конституции рф основывается принцип равенства осужденных перед законом
УИК РФ Статья 190. Ответственность условно осужденных
1. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
(в ред. Федеральных законов от 05.01.2006 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 настоящего Кодекса требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление. Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию или командованию воинской части.
(в ред. Федеральных законов от 05.01.2006 N 8-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
(в ред. Федерального закона от 05.01.2006 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Задайте вопрос юристу:
Кодексы РФ
Популярные материалы
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УИК РФ
«О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)
Законы Российской Федерации по УИК РФ
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УИК РФ
«О награждении медалью Ушакова граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УИК РФ
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
«О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»»
«О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 8 УИК РФ
«По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта «в» части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева»
«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 22.06.2020 N АКПИ20-241, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 137, 143 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295»
«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N АКПИ20-152, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295; пунктов 2, 11, 41, 42 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696; Приказа Минюста
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УИК РФ
«О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 06.10.2006 N 311, и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2021 N 65087)
«О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (вместе с «Порядком применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва», «Рекомендациями по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации)»)
«О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года»
Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
СТ 8 УИК РФ
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Комментарий к Ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. Принципы уголовно-исполнительного права определяют стратегию и направления развития, а также содержание и структуру как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих во время исполнения наказания, наконец, они отражают требования международных норм, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными.
2. В теории государства и права принципы права принято подразделять на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Согласно данной классификации, к общеправовым принципам относятся принципы демократизма, законности и гуманизма.
К межотраслевым принципам относятся принципы равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.
Отраслевыми принципами называют принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия.
3. В уголовно-исполнительной политике принцип демократизма выражается в том, что:
— уголовно-исполнительное законодательство выражает волю всех членов общества;
— в деятельности пенитенциарных учреждений участвуют различные общественные организации;
— уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом.
В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют нормы, которые ставили бы в привилегированное положение кого-либо из осужденных или устанавливали бы какие-либо правоограничения в зависимости от социального положения, уровня образования, национальности.
Принцип демократизма проявляется также и в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судебном, ведомственном и общественном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью пенитенциарных учреждений.
Как общеправовой принцип он означает издание и строгое соблюдение правовых норм в соответствии с целями политики государства. Он предполагает всеобщность и единство законности, верховенство законов, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, обеспечение ресоциализации, соблюдение и охрану законов принудительной силой государства и т.д.
Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного права есть совокупность идей о признании человека высшей ценностью в демократическом обществе и правовом государстве, обеспечивающая в условиях применения государственного принуждения таких задач, форм, средств и методов исполнения уголовного наказания, которые не имеют целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденных.
6. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.
Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.
Принцип равенства отражает необходимость распределения всех осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений:
— по гражданству (есть специальные колонии для иностранцев);
— полу (мужские и женские);
— возрасту (есть колонии для несовершеннолетних);
— тяжести совершенного преступления (колония строгого режима);
— судимости (колонии особого режима).
7. Принцип дифференциации обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.
8. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т.п.).
Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.
9. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны, в ее достаточности и соразмерности. Каждому виду наказания свойствен свой набор средств исправления осужденных, применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.
10. Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает прежде всего применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.
11. Соединение наказания с исправлением также является основополагающим принципом уголовно-исполнительного права. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление; тем самым проводится идея о возможности исправить каждого правонарушителя.
Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями, и не всегда возможно их исправление. Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.