на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы

IV. Философия европейского средневековья

? Важнейшие принципы философии и теологии европейского средневековья:

? В философии эпохи Средневековья особо ценились:

? Проблемы, наиболее характерные для философии христианского средневековья:

!+ соотношение веры и разума;

! соотношение науки и религии;

! взаимоотношений человека и общества;

!+ доказательства бытия Бога;

? В социально-экономическом плане средневековье – это эпоха:

! утверждения буржуазных отношений;

!+ становления, развития и разложения феодализма;

! расцвета рабовладельческой системы;

? В духовно-мировоззренческом отношении средневековье – это эпоха господства:

! мифологии и религии;

? Учение о конце мира:

? Воззрение, согласно которому Бог актом своей воли сотворил мир из ничего:

? Философия раннего христианства:

? Какими чертами характеризуется средневековая философия?

? На учение, каких античных философов опиралась средневековая философия Западной Европы?

? Что является предметом схоластики?

!+ соотношение единого и общего;

!+ соотношение веры и разума;

! соотношение единого и многого в природе вещей;

! соотношение опыта и разума в познании;

! соотношение теории и практики.

? Первый из философов Средневековья, попытавшийся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке:

? Положение, которое утверждает, что истины веры должны получить рациональное обоснование и философское истолкование:

! верую, чтобы понимать;

!+ понимаю, чтобы верить;

! верую, чтобы жить, чтобы попасть в рай.

? В средневековье основными видами доказательства бытия Бога были:

? Суть проблемы универсалий в средневековой философии состоит в определении:

!+ онтологического статуса универсалий;

!+ гносеологического статуса универсалий;

! космологического статуса универсалий;

! аксиологического статуса универсалий;

? В развитии патристики принято различать:

? В средние века натурфилософия была частью:

? В средневековье человеческое тело рассматривалось как:

! объект для эксперимента и исследования;

? Основные этапы средневековой философии:

? Концепцию исторического прогресса, согласно которой движение выражается течением истории от «земного града» к «граду Божьему» выдвинул:

? Средневековое мировоззрение по своей сущности:

? Согласно Августину, время существует:

! независимо от человека;

! до Бога и акта творения;

? Наиболее яркие философы – номиналисты:

? Самое распространенное, оппозиционное христианству, течение в средневековье:

? Учение, где рассматривается вопрос о происхождении и значении зла в мире:

? Укажите труды Августина Аврелия:

? Представители схоластической философии:

? Философ эпохи средневековья, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры:

? Согласно христианству, подлинно нравственными являются отношения:

? В средневековье философия выступала как (ошибочные варианты):

? Попытка примирения реализма и номинализма в средневековье проявилась в:

? Представитель средневековой философии утверждавший, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела, поскольку труп (тело), как и привидение (дух) сами по себе – это не человек:

? Учение, которое Маркс и Энгельс назвали «первым выражением материализма в средние века»:

? Философ средневековья, выступивший с резкой критикой схоластики:

? «Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, величайший спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусством слова». Так было начертано на могиле:

? Спор между номинализмом и реализмом – одна из центральных проблем:

? Средневековая философия (IХ-ХV вв.), в которой богословско-догматические рассуждения были соединены с рационалистическим и формально-логическим методом:

? В средневековье главной задачей медицины было:

! изучение, обследование человеческого тела;

!+ заучивание текстов и их комментирование;

! проведение экспериментов на животных;

? В эпоху средневековья главным авторитетом в области медицины был:

? Схоластика выступает как:

! теологическая разработка идеалов и символов веры;

! рациональное упорядочение христианской догматики;

! бесплодное умствование, оторванное от жизни;

! ведущее направление средневековой философии;

? Положение, которое характеризует такое направление средневековой философии как номинализм:

! общие понятия не обладают реальностью;

! подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия;

! универсалии существуют вне и до всяких вещей;

!+ общие понятия суть только имена и образуются нашим умом;

! подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии.

? В средневековой культуре Западной Европы «царицей всех наук» считалась:

? Решение проблемы универсалий породило следующие позиции:

! верны первые два ответа.

? Укажите характерные черты провиденциализма:

!+ Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предначертания;

! Бог – Творец, он создал мир из ничего;

!+ События земной жизни имеют высший, Божественный смысл;

! Бог творит человека по своему образу и подобию;

! Бог – средоточие и исток всех ценностей.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Средневековая европейская философия. Патристика и схоластика

Основными направлениями философии Средних веков в Европе были патристика и схоластика. Зарождение средневековой философии происходит ещё в период эллинизма. Стоит отметить, что на протяжении некоторого времени античность сосуществовала наряду со средневековьем, это позволило достаточно причудливо создавать свои учения философам-современникам.

Патристика и схоластика

Патристика – это учение «Отцов церкви», христианское богословие II–VIII вв.

Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы.

Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой.

К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души.

Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: «Верую, чтобы понимать». Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.

Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.

Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла.

Схоластика делится на несколько этапов:

Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной.

Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света.

Диспут об универсалиях

Главная философская дискуссия Средневековья – диспут об универсалиях.

Универсалии – это общие понятия, в которых ставился вопрос: они универсальны или реальны, иными словами, существуют ли они отдельно от предметов и вещей, или это названия вещей?

Исходя из того, как философы отвечали на поставленный вопрос, они относились либо к реалистам, либо к номиналистам. Те, кто придерживался номинальной точки зрения, утверждали, что универсалии – просто слова, они не могут существовать отдельно от вещей. По их мнению, объективно существуют только конкретные вещи, обладающие конкретными свойствами. Яркими представителями номинализма были Росцелин и У. Оккам.

Сторонники реализма придерживались мнения о том, что универсалии существуют объективно и являются предшественниками вещей. Среди раелистов был замечен И. С. Эриуген, А. Кентерберийский, Фома Аквинский.

Проблема обоснования бытия Бога

Среди тем, которые интересовали философов в Средние века, была и проблема обоснования бытия Бога. Августин стал первым, кто заговорил об онтологическом доказательстве Бога. Суть этого доказательства в том, что у всех людей существует понятие о Боге как о чём-то максимально совершенном, однако это понятие не могло возникнуть без реального существования такого совершенного существа. Исходя из этих суждений, Бог существует.

В XI в. Ансельм Кентерберийский воспользовался онтологическим доказательством бытия Бога Августина и стал его развивать. Его доказательство заключалось в том, что даже безумный человек согласится, что в его разуме существует некий образ, выше которого нельзя себе ничего представить. Эти рассуждения стали отправной точкой софизма. Если бы это высшее существо находилось только в уме, то можно было бы предположить, что оно есть и в реальности. Но такое бытие в реальности было бы еще большим, чем существующее только в мысли.

Но в мысли есть наивысшее существо, выше которого ничего невозможно. Исходя из этих суждений, отправное положение, что Бог существует только в уме, было ошибочным. В силу этого нельзя сомневаться в существовании бытия, выше которого ничего нельзя представить.

Чуть позднее, в XIII в., данное мнение оспорил Фома Аквинский. Он не принимал онтологическое доказательство бытия Бога, утверждая, что понятия совершенства или блага, выше которых ничего нет, не могут быть вообразимы в силу того, что его можно только представить в воображении, но не в действительности.

Философия Фомы Аквинского была признана католической церковью. Даже несмотря на то, что в целом его философия представляла собой вариацию средневекового рационализма.

В период поздней схоластики вопрос о соотношении веры и разума приобретает новое значение. Важность этой проблемы, говорит о том, что философы, как люди с нестандартным мышлением видели смысл в отделении религии и теологии от философии. В позднем Средневековье зарождается теория двойственной истины, согласно которой истина веры и истина разума могут существовать независимо друг от друга. Концепция двойственной истины становится началом для совершенно нового этапа развития философской мысли, где происходит освобождение философии от религии. Таким периодом стала эпоха Ренессанса.

Источник

На учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы

на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Смотреть фото на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Смотреть картинку на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Картинка про на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Фото на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы

на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Смотреть фото на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Смотреть картинку на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Картинка про на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Фото на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы

на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Смотреть фото на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Смотреть картинку на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Картинка про на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы. Фото на учение каких античных философов опиралась средневековая философия западной европы

Ансельм Кентерберийский в Италии известен как Ансельм из Аосты (1033-1109)
— католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093).
Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078).
Канонизирован Католической церковью в 1494. Упоминается Данте Алигьери в разделе «Рай» в «Божественной комедии»
https://sites.google.com/site/2015mamkin/home/ogse-01-osnovy-filosofii/6

Поиск Шиловских О.

Глоссарий

Христианство (от греч. — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистикомессианистских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые десятилетия получало все больше последователей из др. народов («язычников»). До 5 в. распространение X. происходило гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-йпол. 1-го тыс.) — среди герм. и слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое и новейшее время распространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности миссионеров. Число приверженцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475 млн., в Лат. Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в Африке — ок. 110 млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами, среди которых 42 млн. методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских» вероисповеданий Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.

Церковь (от греч. kyriakon – дом Господний) в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь – общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась – на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.

Патристика (от греч. pater, или лат. pater — отец) — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 в., — т.н. отцов церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый — одобрение церкви). Этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной т.зр. составной частью П. являются и те учения, которые христианская традиция не считаетвполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами[1]. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.

Креационизм (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.

П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях.

Реалисты 1) последователи реализма в философии искусстве и в отношении к действительности; 2) ученики реальн. училищ и также защитники реализма, как системы образования.

Монотеизм (от греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — не ставит под сомнение его единство).

Вера — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.

Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. близка интуиции. Как и интуиция, В. субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. были диаметрально противоположные воззрения: то, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком. В. затрагивает не только разум, но и эмоции; нередко она захватывает всю душу и означает не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность. В отличие от В. интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция — это непосредственное усмотрение истины и добра, то В. — непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром; интуиция — способ открытия нового содержания, В. — способ удержания такого содержания в душе и разуме.

Поиск информации – Савченко Р

Источник

IV. Философия европейского средневековья

? Важнейшие принципы философии и теологии европейского средневековья:

? В философии эпохи Средневековья особо ценились:

? Проблемы, наиболее характерные для философии христианского средневековья:

!+ соотношение веры и разума;

! соотношение науки и религии;

! взаимоотношений человека и общества;

!+ доказательства бытия Бога;

? В социально-экономическом плане средневековье – это эпоха:

! утверждения буржуазных отношений;

!+ становления, развития и разложения феодализма;

! расцвета рабовладельческой системы;

? В духовно-мировоззренческом отношении средневековье – это эпоха господства:

! мифологии и религии;

? Учение о конце мира:

? Воззрение, согласно которому Бог актом своей воли сотворил мир из ничего:

? Философия раннего христианства:

? Какими чертами характеризуется средневековая философия?

? На учение, каких античных философов опиралась средневековая философия Западной Европы?

? Что является предметом схоластики?

!+ соотношение единого и общего;

!+ соотношение веры и разума;

! соотношение единого и многого в природе вещей;

! соотношение опыта и разума в познании;

! соотношение теории и практики.

? Первый из философов Средневековья, попытавшийся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке:

? Положение, которое утверждает, что истины веры должны получить рациональное обоснование и философское истолкование:

! верую, чтобы понимать;

!+ понимаю, чтобы верить;

! верую, чтобы жить, чтобы попасть в рай.

? В средневековье основными видами доказательства бытия Бога были:

? Суть проблемы универсалий в средневековой философии состоит в определении:

!+ онтологического статуса универсалий;

!+ гносеологического статуса универсалий;

! космологического статуса универсалий;

! аксиологического статуса универсалий;

? В развитии патристики принято различать:

? Представители патристики:

? В средние века натурфилософия была частью:

? В средневековье человеческое тело рассматривалось как:

! объект для эксперимента и исследования;

? Основные этапы средневековой философии:

? Концепцию исторического прогресса, согласно которой движение выражается течением истории от «земного града» к «граду Божьему» выдвинул:

? Средневековое мировоззрение по своей сущности:

? Согласно Августину, время существует:

! независимо от человека;

! до Бога и акта творения;

? Наиболее яркие философы – номиналисты:

? Самое распространенное, оппозиционное христианству, течение в средневековье:

? Учение, где рассматривается вопрос о происхождении и значении зла в мире:

? Укажите труды Августина Аврелия:

? Представители схоластической философии:

? Философ эпохи средневековья, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры:

? Согласно христианству, подлинно нравственными являются отношения:

? В средневековье философия выступала как (ошибочные варианты):

? Попытка примирения реализма и номинализма в средневековье проявилась в:

? Представитель средневековой философии утверждавший, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела, поскольку труп (тело), как и привидение (дух) сами по себе – это не человек:

? Учение, которое Маркс и Энгельс назвали «первым выражением материализма в средние века»:

? Философ средневековья, выступивший с резкой критикой схоластики:

? «Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, величайший спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусством слова». Так было начертано на могиле:

? Спор между номинализмом и реализмом – одна из центральных проблем:

? Средневековая философия (IХ-ХV вв.), в которой богословско-догматические рассуждения были соединены с рационалистическим и формально-логическим методом:

? В средневековье главной задачей медицины было:

! изучение, обследование человеческого тела;

!+ заучивание текстов и их комментирование;

! проведение экспериментов на животных;

? В эпоху средневековья главным авторитетом в области медицины был:

? Схоластика выступает как:

! теологическая разработка идеалов и символов веры;

! рациональное упорядочение христианской догматики;

! бесплодное умствование, оторванное от жизни;

! ведущее направление средневековой философии;

? Положение, которое характеризует такое направление средневековой философии как номинализм:

! общие понятия не обладают реальностью;

! подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия;

! универсалии существуют вне и до всяких вещей;

!+ общие понятия суть только имена и образуются нашим умом;

! подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии.

? В средневековой культуре Западной Европы «царицей всех наук» считалась:

? Решение проблемы универсалий породило следующие позиции:

! верны первые два ответа.

? Укажите характерные черты провиденциализма:

!+ Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предначертания;

! Бог – Творец, он создал мир из ничего;

!+ События земной жизни имеют высший, Божественный смысл;

! Бог творит человека по своему образу и подобию;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *