наблус город какого государства
Наблус (Nablus) или Сихем (Шхем) – неспокойное сердце Самарии
Идея съездить в Наблус (Nablus) во время путешествия по Израилю родилась в моей голове неслучайно. Посмотреть Самарию, где давным-давно находилось Израильское царство, хотелось давно. Именно здесь творились библейские истории. Современные самаритяне сегодня являются мусульманами, и тем интереснее изучить исторический парадокс: кто же все-таки может считаться более историческим населением Израиля – арабы или евреи? Ответ на этот и многие другие вопросы должно было дать мое самостоятельное путешествие на палестинские территории, в город Наблус или Сихем (Шхем), расположенный на холмах в этих исторических библейских земля х.
Как добраться в Наблус
Мой путь из Иерусалима в Наблус проходил через город Рамалла (Ramallah), являющийся сегодня административным центром Палестины. Осмотреть город можно при имеющемся любопытстве. Но лично мне было лень возвращаться в центр города, так как автобус закончил свой маршрут на станции ближе к окраине. Водители палестинских автобусов не сильны в английском, но они охотно покажут вам, кто едет в сторону нужного вам города. Поэтому пересев на автобус в Наблус (Nablus) за 10 шекелей, скоро я уже мчалась по холмам древней страны.
Отели в Наблусе – где остановиться
Отелей в Наблусе не так и много, но в последнее время появилось несколько новых и современных. Мы приехали в Наблус лишь на день, но если вы захотите остаться подольше, то стоит забронировать хороший отель заранее.
Вот например хорошие отели в Наблусе:
Что посмотреть в Наблусе
Бледно-зеленые оливковые деревья и камни – вот и все богатство пейзажа. Но отчего-то бедность красок радует глаз и успокаивает своей безмятежностью. Картины библейских историй встают перед глазами. И если Иерусалим казался сказкой и надо было напоминать себе, что вот здесь ступали ноги Христа, а тут царь Давид играл на арфе, то странствия Авраама или других героев предстают реальными. Ведь и Иерусалим – воспетая в камне мечта, а земля – вечность. И даже события, с которыми связаны высеченный в скале колодец Иакова или Наблусский собор, кажутся настолько близкими, что не приходится лишний раз удивляться.
Красивые и неповторимые места
Наблус я назвала сердцем Палестины, как и Иерусалим. Наблус, столица одноименной провинции, когда-то назывался Шхемом, но сейчас известен под своим римским именем (Flavia Neapolis). Это та самая Самария, которую всегда недолюбливали иудеи. Здесь находится разрушенная взрывом могила Иосифа (Joseph’s tomb) – бывшего премьер министра Египта и великого сновидца. Здесь вы найдете колодец Иакова (Jacob’s well), у которого Иисус говорил с самаритянкой. А на горе Гризим (Mount Gerizim) Моисей велел ежегодно читать закон перед всеми людьми. Лучше взять такси и объехать все эти достопримечательности, расположенные в разных концах города на машине.
Фото Наблуса
На склоне холма жизнь гораздо интереснее
Холмы в Наблусе очень плотно застроены
Часовая башня и флаги
Дорога буквально прорублена сквозь крону деревьев
Наблус – город такси, как и Нью-Йорк. Но не забудьте и прогуляться по самому городу, удачно вписавшемуся в несколько холмов. Можно подняться на один из них и осмотреть панораму Наблуса. Также стоит пройтись по рыночной улице Sooq и ощутить неповторимую атмосферу восточного базара.
Торговый центр в Наблусе
Узкая улочка в историческом центре
Куда еще поехать из Наблуса
Милый и уютный городок вряд ли захочет вас отпустить, но надо не забыть, что последний автобус в Рамаллу уходит в 4 вечера. А иного способа выбраться отсюда нет. Если вы хотите побывать и в других городах Палестины, например, в Иерихоне, вам все равно придется вернуться в Рамаллу и пересесть на другой автобус или маршрутку («сервис» с ударением на последний слог).
Читайте также
Наша рекомендация: Как забронировать отель дешевле
В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!
Купить дешевые авиабилеты в Израиль
Посмотреть цены и купить дешевые авиабилеты в Израиль лучше всего здесь >> *
* авиакомпании часто устраивают распродажи, не упустите возможность выгодно приобрести билет!
Уже столько времени прошло с момента нашего путешествия, а я до сих пор помню как мы шли по каким-то закоулкам в Наблусе, а перед нами под горку катился, словно сказочный клубок, сбежавший откуда-то апельсин!
Самаритяне не имеют к мусульманам никакого отношения, Вы перепутали древний народ “самаритяне” и арабских жителей современного региона “Иудея и Самария, “Наблус никто не называет Флавия Неаполис, это римское наименование города, о котором нынешние жители никогда и не слышали… А уж писать про арабов и евреев, не зная истории Ближнего Востока, точно не стоит. Но Вы молодец, что путешествуете!
Спасибо за внимание к моим путешествиям и легким зарисовкам их них. Однако я не совсем поняла вашу критику.
В моей статье я не путаю древних самаритян с современными. Я пишу, что теперешние жители этой области являются мусульманами, а вот древние самаритяне были совсем иными. Слово самаритяне отражает как древний народ, так и современных жителей данной области.
Что касается названия города, то я также не пишу, что сейчас его называют римским именем, однако очевидно, что современное название Наблус произошло от Флавия Неаполис. Мне показалось любопытным, к примеру, что город так и остался с римским именем, а не вернулся к названию Шхем.
Наблус (Nablus)
Наблус (Шхем) — город на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Самария, полностью контролируется Палестинской национальной администрацией (ПНА). Находится в 50 км к северу от Иерусалима. Площадь Наблуса — 29 км², численность населения — 130 тысяч человек. Город населен преимущественно палестинскими арабами. 350 самаритян проживают в деревне Кирьят-Луза у горы Гризим неподалеку от Наблуса.
Город Шхем известен с библейских времён как культурный центр и священный город самаритян. Современный Наблус является одним из самых крупных и наиболее развитых палестинских городов. Здесь находятся несколько промышленных предприятий, главными отраслями которых являются производство мыла и переработка сельскохозяйственной продукции, и самый большой в Палестине университет Ан-Наджа.
История Наблуса
Впервые город Шхем был упомянут в XIX веке до н. э. в египетских “текстах проклятий”. В XVI веке до н. э. шхемский царь добился независимости от Египта. В начале XII века до н. э. Шхем был крупным городом, который населяли хивийцы.
После 720 г. до н. э. Шхем вместе с другими городами Израильского царства был разрушен ассирийцами, а в его окрестностях расселились изгнанники из Месопотамии.
В VIII–V вв. до н. э. начала формироваться религиозно-этническая община самаритян, центром которой стал отстроенный Шхем. При персидском правлении город стал административным центром провинции Самария. После восстановления Иерусалимского храма самаритяне построили свой храм на горе Гризим.
В 128 году до н. э. иудейский царь Иоханан Гиркан I, завоевав Самарию, разрушил Шхем и храм на горе Гризим, но самаритяне продолжали проводить там богослужения и жертвоприношения.
В 6 году н. э. Иудейское царство стало римской провинцией Иудея. В 69-96 гг. на деньги, полученные в порядке контрибуции, взятой с евреев после подавления антиримского восстания и разрушения Второго храма, в 2 километрах к востоку от руин древнего Шхема был построен языческий римский город Флавия Неаполис. Здесь поселились вышедшие в отставку римские легионеры и самаритяне из окрестных деревень. Вскоре в городе появились общественные здания, театр, ипподром, а на горе Гризим был построен храм Юпитера. В III–IV вв. Флавия Неаполис был одним из главных римских городов провинции Палестина.
В V веке самаритяне восстали против строительства христианской церкви Богоматери на руинах самаритянского храма, в результате чего почти вся община самаритян в городе была уничтожена.
В XIV–XV вв., в период мамлюкского владычества, многие самаритяне Шхема и окрестностей приняли ислам. В XVI веке, при правлении османов, Шхем был административным центром района Джебель Наблус. В городе процветали различные ремесла и торговля.
В период британского мандата Шхем почти утратил свое значение в связи с возникновением крупных городов с еврейским населением на побережье Средиземного моря. Огромный ущерб городу нанесло землетрясение 1927 года, что также отразилось на его социально-экономическом положении.
В 1967 году, во время Шестидневной войны, израильские войска взяли Наблус. В городе в то время проживало 44200 жителей. Основной процент населения составляли мусульмане, помимо них в Наблусе жило несколько тысяч христиан и около пятисот самаритян. Еврейская община города так и не была восстановлена. В 1970–1980-е гг. самаритяне построили поселок Кирьят-Луза на склоне горы Гризим и, переселившись туда, покинули свой старый квартал в Наблусе. В 1995 г. Шхем в соответствии с Норвежскими соглашениями был передан под контроль Палестинской национальной администрации.
В 2002-2003 годах Армия обороны Израиля ликвидировала значительное число террористических группировок в городе. Сейчас службы безопасности Израиля разрешают группам религиозных евреев въезжать под охраной в Наблус с целью посещения гробницы Иосифа. Несмотря на запрет посещать зону “А”, в которой и расположен Наблус, израильтяне также приезжают сюда, показывая на КПП загранпаспорта других государств. Город пользуется спросом и у самостоятельных иностранных туристов. А вот организованных экскурсий в Наблус для иностранцев практически нет.
Достопримечательности Наблуса
Старый город Касба
Здесь сохранились старинные бани и маслодавильня, а также руины древнеримского амфитеатра. Жители старого города трепетно относятся к истории и традициям Наблуса, поэтому с удовольствием покажут иностранным туристам старинные технологии изготовления масла, полузаброшенные мастерские в подвалах и другие интересные места, не отмеченные на карте.
Несмотря на то, что Старый город Наблуса очень маленький, обязательно нужно не спеша побродить по узким и извилистым улочкам, полакомиться вкуснейшим кнафе, а потом заблудиться и спросить обратную дорогу у местных.
Координаты мечети: 32.2189, 35.2614.
Большая (соборная) мечеть Наблуса
Самая старая мечеть в городе построена на руинах римской базилики III века времен правления императора Филиппа Араба. При византийцах здесь был построен роскошный собор. В X веке, в эпоху правления династии Фатимидов, собор был перестроен в Большую мечеть. В XII веке крестоносцы, завоевавшие Палестину, пристроили к мечети апсиду и использовали здание как церковь для постоянных богослужений. В 1187 году Палестина вновь стала мусульманской, и по приказу Саладина христианский собор стал главной мечетью города. В 1242 году тамплиеры сожгли мечеть, но через несколько десятилетий ее двери вновь открылись для верующих. Посещали Большую мечеть и путешественники из разных стран: знаменитый Ибн-Баттута описывал в своих заметках ее красоту и роскошь.
Примерные координаты мечети: 32.218006, 35.269344, также можно найти мечеть в Google Maps по коду 6799+7H Nablus или по арабскому названию مسجد الحاج معزوز المصري. На спутниковой карте хорошо просматривается зелёный купол.
Ученым удалось установить, что первые постройки принадлежали хананеям, а город был непрерывно заселен до окончательного разрушения в конце II века до н.э.
Сейчас Тель-Балата находится в списке инвентаризации культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Раскопки продолжаются, но археологический парк открыт для посещения. И туристы, и жители Наблуса могут совершенно бесплатно познакомиться с захватывающей историей удивительного древнего города.
Примерные координаты: 32.213618, 35.281993. Также можно найти Тель-Балата по коду в Google Maps: 8G4Q677J+CR.
Несмотря на то, что историчность личности Иосифа, как и других библейских персонажей, не подтверждена, предполагаемое место его захоронения на протяжении многих веков почитается иудеями, христианами, мусульманами и самаритянами.
Координаты: 32.2131162,35.2848322, также гробницу можно найти в Google Maps, вбив арабское название: قبر يوسف.
Согласно библейскому преданию, возле этого колодца произошла встреча Иисуса Христа с самаритянкой, описанная в Евангелии от Иоанна.
В настоящее время колодец Иакова находится на территории монастыря Бир-Якуб, в крипте под алтарем храма, посвященного мученице Фотине Самарянке. Несмотря на арабское название, монастырь принадлежит Иерусалимскому Патриархату.
Сам колодец почитается не только христианами, но и иудеями, самаритянами и мусульманами. Чтобы попасть к колодцу Иакова, нужно войти в церковь Фотины Самарянки, затем спуститься по лестнице в склеп.
Самаритяне считают, что на горе находятся священные места, упомянутые в Торе, и спрятаны реликвии, которые будут найдены при явлении Мессии. На Гризим самаритяне и сейчас отмечают главные праздники, в том числе, каждый год совершают пасхальное жертвоприношение.
Сейчас руины Себастии имеют статус национального парка, который открыт для посетителей. Древние постройки сосредоточены вокруг форума, где частично сохранилась трехнефная базилика византийской эпохи. Главная улица с колоннами ведет от форума к хорошо сохранившимся восточным воротам. Еще одна дорога от форума ведет к колодцу, башне и римскому театру. Также частично сохранилась монументальная лестница.
На территории археологического парка есть касса. Она работает не всегда, но у туристов могут попросить плату за вход. Чтобы избежать мошенничества, обязательно нужно требовать чек об оплате.
До Себастии из Наблуса можно доехать на такси, а можно на рейсовом автобусе за 5 шекелей. Рядом с археологическим парком расположена одноименная деревня, где активно развивается туристическая инфраструктура: здесь можно уточнить расписание автобусов и перекусить перед длительной прогулкой.
Особенности посещения Наблуса
Опасность Наблуса сильно преувеличена как израильтянами, принципиально не посещающими территорию Палестины, так и туристическими гидами. В действительности же прогулки по городу безопасны. Необходимо только демонстрировать местным жителям искреннюю доброжелательность и непоколебимую уверенность в себе. “Наблуси” считают, что если кто-то идет по улицам с уверенным видом, значит, он имеет право здесь идти. Жизнь в городе строится по принципу: “выживает сильнейший”.
Движение на автомобильных дорогах весьма хаотично: водители игнорируют пешеходов, а те, в свою очередь, переходят дорогу там, где им удобно. В Наблусе никто не включает сигналы поворота и не платит за парковку.
Климат
В Наблусе (Шхеме) преобладает средиземноморский климат. Для города характерны те же климатические особенности, что и для других городов Израиля: здесь достаточно жаркое сухое лето и теплая зима с большим количеством осадков. Из-за того, что Наблус расположен в горной местности, ночью здесь всегда холоднее, чем днем.
Зима в Израиле заканчивается в феврале, а в марте начинают цвести плодовые деревья, но в апреле еще бывают редкие дожди. Приезжать в Наблус лучше в период с марта до мая или с сентября до ноября.
Как добраться до Наблуса
Не стоит беспокоиться: это легко и безопасно. Арабы дружелюбны по отношению к туристам, а солдаты израильской армии, патрулирующие автобусы на КПП, не проявляют интереса к туристам из стран СНГ. Главное, сохранить разрешение на въезд, выданное на паспортном контроле, и носить его с собой в паспорте.
Из Израиля до Наблуса можно можно добраться двумя способами.
Из Восточного Иерусалима
В Восточном Иерусалиме (арабском квартале Старого города), рядом с Дамасскими воротами, расположена автостанция “Green bus station”. Отсюда регулярно отправляются рейсовые автобусы и маршрутки в столицу Палестины Рамаллу. Билет в одну сторону стоит в пределах 8-10 шекелей.
На автостанции Рамаллы, куда прибывают автобусы, нужно спросить, как добраться до Наблуса. Водители покажут нужную маршрутку. Стоимость проезда обойдется в 10-15 шекелей.
Наблус город какого государства
Статус | город |
Государство | Израиль |
Население | 130 000 чел. |
Часовой пояс | UTC+2, летом UTC+3 |
Официальный язык | арабский |
Содержание
[править] Общие сведения
Город расположен на Западном берегу реки Иордан, между горами Эйвал и Гризим, в так называемой Палестинской автономии, в исторической области Самария, и является административным центром одноимённой провинции.
Население составляет 126 132 человек (по данным на 2007 год).
[править] Самаритяне
В городе проживает около 350 самаритян, живущих в отдельном районе на горе Гаризим.
[править] История
Впервые Шхем упоминается в 19 в. до н. э. в текстах древнеегипетских заклятий враждебных городов.
В городе сохранились руины древнего храма гиксосов.
В Эль-Амарнских письмах, датируемых 14 в. до н. э., упоминается сильный царь Шхема Лавая (Лаваю), добившийся независимости от Египта.
В эпоху Судей город оказался расположен на границе наделов крупнейших колен — Эфраима и Менашше, — стал одним из важных центров Эрец-Исраэль, а позднее — фактической столицей северных колен.
Во время царя Соломона город Шхем стал столицей одного из шести округов Израильского царства, которыми были заменены традиционные наделы колен израилевых.
В 8–5 вв. до н. э., в период формирования религиозно-этнической общины самаритян, последние отстроили Шхем и сделали его религиозным центром своей общины.
В начале 2 в. римляне построили в Флавии Неаполис общественные здания, театр и ипподром. Во время правления императора Антонина Пия завершилось строительство языческого храма Юпитера на горе Гризим. В 244 году город получил статус римской колонии. В 3–4 вв. Неаполис был одним из главных римских городов провинции Палестина.
Строительство при императоре Зеноне в 484 году церкви Богоматери на руинах самаритянского храма привели к восстанию самаритянами против Византийской империи.
В 7 в. Шхем завоевали арабы.
В 1184 году войска Саладина покорили город.
В 1260 году город стал временным пристанищем для евреев, бежавших из захваченного и разрушенного монголами Иерусалима.
В 14–15 вв., во время господства мамлюков, значительная часть самаритян Шхема и окрестностей была насильственно обращена в ислам.
Начиная с 16 в. путешественники сообщали о возрождении еврейской жизни в городе.
В период Британского мандата еврейская община в Шхем стала уменьшаться.
В начале 20 веке из 24 тысяч жителей города, было 170 самаритян и 150 евреев.
Во время Войны Израиля за независимость Шхем служил основной базой иракского экспедиционного корпуса. После войны город контролировался Трансиорданией.
Во время Шестидневной войны после боя на подступах к Шхему Армия обороны Израиля в ночь с 7 на 8 июня 1967 года захватили город.
В 1967 году в Шхеме оставались 44 200 жителей, преимущественно мусульмане, незначительное число христиан и маленькая самаритянская община (менее 500 человек). Еврейская община города не была восстановлена. В 1970–1980-е годы большая часть самаритян покинула свой старый квартал в Шхеме и переселилась в новый посёлок Кирьят-Луза на склоне горы Гризим.
В 1995 году Шхем в соответствии с соглашениями в Осло был передан под контроль Палестинской автономии. К этому времени население города насчитывало 120 тысяч жителей.
В городе рядом с могилой Иосифа, которую религиозные евреи продолжали посещать, находилась основанная в 1970-х годах иешива «Од Иосеф хай». В Шхем и на гору Гризим приезжали самаритяне — граждане Израиля из города Холона для участия в религиозных церемониях. В старой части Шхема функционирует самаритянская синагога и проживает несколько десятков семей самаритян. В окрестностях Шхема находится несколько еврейских поселений (Браха, Элон-Море и другие).
Израильское руководство приняло решение выселить евреев анклава, среди которых учащихся иешивы и военнослужащие, защищавшие могилу. Сразу после выселения евреев, арабы разрушили здание иешивы, частично разрушили и осквернили гробницу Иосифа, которую затем объявили мечетью.
В 2002–2003 годах Армия обороны Израиля провела ряд операций и в Шхеме, ликвидировав значительное число террористических группировок в городе.
В середине 2003 года службы безопасности Израиля разрешили группам религиозных евреев время от времени въезжать под охраной в Шхем и молиться на могиле Иосифа. Иногда к могиле проникают нелегально группы брацлавских хасидов, которые подвергаются нападениям со стороны арабских террористов.