Наблюдение измерение описание сравнение моделирование что объединяет
Эмпирические методы научного исследования.
К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.
1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;
2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия исследователя, главным образом от имеющихся измерительных приборов.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях.
Модели бывают физические и математические. В соответствии с этим различают физическое и математическое моделирование. Если модель и оригинал одинаковой физической природы, то применяют физическое моделирование.
Важен еще один аспект метода моделирования. Если для обычного эксперимента характерно непосредственное взаимодействие с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, так как изучают не сам объект, а его заменитель. Примером может служить аналоговая вычислительная машина, действие которой основано на аналогии дифференциальных уравнений, описывающих свойства как исследуемого объекта, так и электронной модели.
? 37. Техническое обеспечение научного исследования.
— вычислительные машины или компьютеры (рабочие станции, персональные компьютеры, серверы), являющиеся центральным звеном системы обработки данных;
— периферийные технические средства, обеспечивающие ввод и вывод информации;
— сетевые коммуникации (компьютерные сети и телекоммуникационное оборудование) для передачи данных;
— средства оргтехники и связи.
материально-техническая база научных исследований; научно-исследовательское оборудование научных и учебно-научных лабораторий и т.д.
Уровни методологии науки.
В структуре методологического знания выделяют следующие уровни:
Философский уровень. Философский уровень методологии функционирует не в форме жесткой системы норм или технических приемов, а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности. Сюда входят содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская «картина мира») и формальные, относящиеся к общим формам научного мышления.
Общенаучный уровень. Включает в себя содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, и формальныеразработки и теории, связанные с решением широкого круга методологических задач. Т. е представляет собой теоретические положения, применяемые практически ко всем научным дисциплинам.
Конкретно-научный уровень. Конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Т.е уровень представляет собой совокупность всех принципов и методов, применяемых в какой-либо конкретной науке.
Технологический уровень. Уровень техники исследования связан с исследовательской практикой. Это нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. Это – набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.
Планирование научного исследования.
Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа. Научно-исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
4 этап – выбор методов исследования.
5 этап – сбор фактического материала.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.
Рассмотрим данные этапы и исследовательскую деятельность на каждом из них более подробно.
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.
Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действий.
Предмет исследования – это конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования.
Объект исследования – это то, что изучается; объектами исследования могут быть люди, группы людей, организации, физические объекты, психические феномены и т.п.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.
Цель исследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детерминирующими. В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают.
4 этап – выбор методов исследования.Для проверки выдвинутой гипотезы подбирают методы и методики исследования.
5 этап – сбор фактического материала.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц, графиков и диаграмм.
Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.
Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.
Методы исследования
Метод (от греч. methodos – «путь к цели»):
Методология – совокупность применимых в какой-либо науке методов.
Существует большое разнообразие методов, применяемых в различных исследованиях для сбора исходных данных.
Этот метод основывается на применении специальных приборов. Всем хорошо известны такие измерительные приборы, как линейка, весы, градусник, часы, барометр.
Но помимо измерительных в исследованиях используются и другие виды приборов:
● увеличивающие силу или диапазон чувственного восприятия (микроскопы, приборы ночного видения, телескопы, рентгеновские установки);
● позволяющие проникнуть во внутреннюю структуру (ускорители, центрифуги, фильтры, призмы);
● фиксирующие приборы (кино-, фотоаппаратура, осциллографы, различные индикаторы).
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них.
Эксперимент – изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях.
Измерение – определение отношения измеряемой величины к эталону.
Сравнение – выявление сходства и различия объектов или их признаков.
Анкетирование – процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, который респонденты заполняют самостоятельно.
Интервьюирование – метод получения информации в ходе устного общения.
Теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода.
Анализ – процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения).
Синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих признаков.
Абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны.
Формализация – отображение в знаковом, символическом виде (математические формулы, химические символы и т.д.).
Аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений.
Моделирование – создание и изучение заместителя (модели) объекта.
Идеализация – создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар и т.д.).
Дедукция – движение от общего к частному.
Индукция – движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование).
Наблюдение– это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его процессы. Объектами наблюдения могут выступать не только внешние предметы, но и явления внутреннего мира – эмоции, чувства, мышление и другие психические переживания.
Различают следующие виды наблюдения:
1) по воспринимаемому объекту – наблюдение прямое (при котором исследователь изучает свойства непосредственно наблюдаемого объекта) и косвенное (при котором воспринимают не сам объект, а эффекты, которые он вызывает в среде или другом объекте).
2) по исследовательским средствам – наблюдение непосредственное (инструментально не оснащённое, осуществляемое невооружёнными органами чувств) и опосредованное, или инструментальное (проводимое с помощью технических средств, часто весьма сложных, требующих специальных знаний и вспомогательного материально-технического оснащения).
3) по отношению к общей совокупности изучаемых явлений – сплошное наблюдение (когда изучаются все единицы исследуемой совокупности объектов) и выборочное (когда исследуется только определённая часть совокупности – выборка);
4) по временным параметрам – непрерывное и прерывное;
Эксперимент– изучение объекта путём целенаправленного воздействия на него и создания особых условий, соответствующих целям исследования.
Она включает в себя:
1)выделение и подготовку объекта исследования,
2)создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов,
3)материальные воздействия на объект или условия,
4)наблюдение (или наблюдение и измерение) возникших эффектов,
5)описание полученных результатов.
Измерение – сравнение величин, характеризующих изучаемый объект, с другими однородными величинами, принятыми за единицу. Переход от изучения качеств к изучению количеств как раз и требует использования метода измерения.
Цель измерения – определить численное отношение изучаемой величины к единице измерения. Эта цель предполагает обязательное наличие шкалы и единицы измерения.
В настоящее время научное сообщество пользуется интернациональной системой (СИ), где масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, время – в секундах, сила – в ньютонах, энергия – в джоулях, потенциал – в вольтах, ток – в амперах и т.д.
Описание – выражение результатов наблюдения и эксперимента в виде предложений языка, чисел, графиков, диаграмм, схем и т.д. Термины языка науки отличаются от слов обыденного языка однозначностью. В науке не должно быть омонимов – слов одинакового написания и звучания, но разных по смыслу. Нежелательны в науке и синонимы – слова с одинаковым смыслом, но с разным написанием и звучанием. Описание подготавливает эмпирический материал для его объяснения, которое происходит на теоретическом уровне познания.
Общелогические методы познания
Данные методы используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях познания. Наиболее универсальные приёмы познания – анализ и синтез.
Анализ – это практическое или мысленное разложение объекта на части и изучение этих частей. Синтез – это воссоздание целостности картины объекта на основе знания частей путём установления связей между ними.
Индукция– это умозаключение, при котором из частных посылок делается общий вывод. Основой индукции являются наблюдение и эксперимент, в ходе которых устанавливаются отдельные факты. Затем, обнаружив общий признак у нескольких явлений данного класса, делают вывод, в котором признак приписывается всему классу. Например, установив в опыте, что железо, свинец, олово электропроводны, делают вывод «Все металлы электропроводны». Индуктивный вывод сам по себе ещё не даёт достоверного знания, он имеет вероятностный, гипотетический характер и должен проверяться другими способами.
Дедукция– это ход мысли, умозаключение от общего к частному. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Например, из суждений «Все металлы электропроводны» и «Медь – металл» следует дедуктивный вывод «Медь электропроводна». В отличие от индукции дедукция даёт достоверное знание при условии, что посылки были верными.
Аналогия – такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних установленных признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой сущности. Предпосылкой аналогии служит сравнение – сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними.
Моделирование– метод исследования, при котором изучаемый объект (оригинал) временно замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому.
Необходимость моделирования возникает в следующих случаях:
1) оригинал недоступен для непосредственного изучения, например, ядро Земли, зарождение жизни.
2) эксперименты с оригиналом невозможны
3) эксперименты с оригиналом невыгодны из соображений безопасности и экономии (испытание моделей мостов, судов, самолётов и других технических устройств),
4) когда объект сложен и его изучение удобнее производить на относительно простых моделях (например, исследование клеточных мембран),
5) когда объектом выступает человек и эксперименты на нём недопустимы по этическим причинам (к примеру, изучение влияния вредных факторов на организм производится не на человеке, а на биологических моделях – лабораторных животных).
Выделяют следующие виды моделей:
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 159 | Нарушение авторских прав
Лекция 3. Методы научного исследования.
Наука не может ошибаться в вещах, она может ошибаться лишь в понимании вещей.
Вильгельм Либкнехт
Тема 3. Методы научного исследования.
Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Всеобщие, общенаучные и специальные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.
Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Методика — это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам.
Методологией называют учение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Каждая наука имеет свою методологию.
Выделяют уровни методологии:
1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят философские и общенаучные методы познания;
2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;
3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
3) специальные — для конкретной науки, области научного познания.
Всеобщие и общенаучные методы
Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический.
Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»). Понятие «диалектика» Возникло в Древней Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов.
Диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной.
Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.
Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.
Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.
Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).
Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Метафизика – метод познания, противоположный диалектике,
рассматривающий явления обычно вне их взаимной связи, противоречий и
Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.
Метафизическая концепция развития :
– Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.
– Источник развития видит только во внешнем воздействии на вещь.
– Развитие рассматривается или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.
Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.
Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.
Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.
Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод — способ исследования, который
состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:
1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;
2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;
4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.
Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.
Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.
При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.
В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.
Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором
отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления),затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода, например, для изучения экономических явлений предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих их свойствах и вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития.
Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.
При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.
При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.
К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.
В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.
Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:
1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;
2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).
Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.
Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.
Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.
Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Классифицируются эксперименты по различным основаниям:
— по отраслям научных исследований — физические, биологические, химические, социальные и т. д.;
— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом — обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).
Моделирование — метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.
Модели бывают физические и математические. В соответствии с этим различают физическое и математическое моделирование. Если модель и оригинал одинаковой физической природы, то применяют физическое моделирование.
Математическая модель — это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.
Математическое моделирование — метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электрические явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода — возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.
Специальные и частные методы исследования
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.
В социально-гуманитарных науках в числе специальных методов используются:
· опросы, интервью, тестирование;
· биографический и автобиографический методы;
· метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;
· игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);
· метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение терминов «метод» и «методология».
2. Какова методология научного исследования.
3. Раскройте диалектическую и метафизическую концепции развития.
4. Перечислите общенаучные методы научных исследований.
5. Какие методы причисляют к методам теоретического уровня?
6. Какие методы причисляют к методам эмпирического уровня?