наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое

Наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фотои видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также входе групповой деятельности. В некоторых случаях, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки) и наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Источник

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

общенаучный метод исследования, к-рый в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Различают несистематическое и систематическое наблюдение.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание нек-рой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования.

Различают также «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, напр. фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото – и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочен – но. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель известен испытуемым, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В нек-рых случаях, напр. при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение к – рой он исследует. При исследовании индивида, напр. ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (напр., при изучении поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (напр., дети, играющие в комнате, одна стена к-рой – зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.). В любом случае важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни наблюдателя. Кроме того, включенное наблюдение, при к-ром исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», к-рый очень часто использовали зарубежные и отечественные психотехники в 20-30-х гг. XX в.

Процедура исследования М.н. состоит из следующих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Типичные ошибки наблюдения:

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании др. наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели (Ч. Дарвин, В. Гумбольдт, И.П. Павлов, К. Лоренц, Г, Селье и др.) считали М.н. главным источником научных фактов.

Источник

Наблюдение

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию.

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение.

В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии, либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезны последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей или когда испытуемые не знают, что они – объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Источник

Наблюдение как метод инженерно-психологического исследования, его виды, организация и типичные ошибки при проведении.

Такие эмпирические методы психологического исследования, как наблюдение и (его разновидность) самонаблюдение составляют группу обсервационных методов.

На основе наблюдения базируются остальные психологические методы, поскольку оно является чрезвычайно важной фазой любого психологического исследования и, как правило, органически в него входит.

Наблюдением называется целенаправленное, преднамеренное, специально организованное восприятие и регистрация поведения объекта.

Наблюдение как специальная организация непосредственного познания обладает следующими характерными признаками(Климов Е. А., 2001):

I. Должны быть выражены в речи (а значит, и осознаны) гипотезы, которые исследователь намеревается проверить, накапливая материал наблюдений, т. е. должны быть осознаны задачи наблюдения.

3. Поскольку поведение человека, проявления его психики искажаются, когда он осознает, что является объектом наблюдения, важно «замаскировать» наблюдение деловыми отношениями.

В ходе наблюдения исследователь целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий её протекания. При этом он не вмешивается ни в естественный ход исследуемой деятельности, ни в условия её протекания.

Организация наблюдения предполагает решения следующих вопросов:

определение цели и задач наблюдения;

выбор объекта, предмета и ситуации на­блюдения;

выбор способов наблюдения, наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающих сбор необходимой информации;

выбор способа регистрации наблюдаемого явления;

обработка и интерпретация полученной информации (Зинченко В. П., Мунипов В. М., 1980).

С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности оператора:

о каналах поступления информации и её характеристиках (модальность сигналов, их кодирование и помехи;

о способах ввода «управляющих воздействий»;

об особенностях управляющих воздействии, их силовых характеристиках, периодичности и др.);

о загрузке анализаторов, об их взаимодействии, о ведущем анализаторе;

о степени нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по поведению обследуемого, по его эмоциональным реакциям);

о внешних условиях (наличие факторов, нарушающих нормативные условия деятельности).

В инженерной психологии наблюдение имеет следующие основные области применения:

1. Анализ поведения одного оператора (группы операторов) при систематических изменениях ситуации.

Такое наблюдение за деятельностью оператора (поездного диспетчера, дежурного электростанции, летчика и др.) позволяет проследить последовательность действий и операций, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, степень учета меняющихся условий, частоту использования определенных приборов и т. п.

На основании данных, полученных в результате этого наблюдения, формулируются гипотезы о влиянии последовательности операций на качество деятельности, о зависимости качества деятельности от способа контроля, состава инструкции, вероятности событий.

2. Наблюдение за поведением одного оператора (группы операторов) в разных ситуациях.

Проводится наблюдение за оператором в нормальных и аварийных ситуациях и сравнивается последовательность действий или их напряженность. Можно также проводить сравнительное наблюдение за точностью действий одного оператора при дежурстве в разные смены, при разной температуре в помещении, при использовании различных источников информации, имеющихся на его рабочем месте.

3. Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях.

Такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов по приему и переработке информации, дать их предварительную классификацию, сравнительную характеристику эффективности их действий.

наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое. Смотреть фото наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое. Смотреть картинку наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое. Картинка про наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое. Фото наблюдение проводится с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов какое

В зависимости от характера организации наблюдения различают наблюдение случайное и систематическое.

Случайное наблюдение не имеет в своей основе специального намерения и определяется случайным стечением обстоятельств, когда какие-то особенности деятельности привлекают непроизвольное внимание оператора или другого человека.

Систематическое наблюдение входит в непосредственный замысел исследователя. Оно имеет определенную цель, разработанный план, методику фиксирования данных наблюдения.

Можно выделить и различные формы в зависимости от того, кто является наблюдателем — само действующее лицо или другой человек.

Тогда говорят о внутреннем (субъективном) и внешнем (объективном) наблюдениях.

В инженерной психологии применяются оба вида, но преимущество отдается объективному наблюдению. Данные самонаблюдения только дополняют его, а чаще всего становятся предметом самостоятельного анализа.

С точки зрения полноты различают сплошное и выборочное наблюдение.

При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении внимание обращается лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов. Например, фиксируют только частоту проявления агрессии, факты совершения ошибок оператором, время выполнения отдельных операций и т. п.

В зависимости от позиции наблюдателя различают включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом трудового коллектива, и не включенное, которое ведется человеком, не являющимся членом исследуемой группы.

Различают два варианта включенного наблюдения:

наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

Последний вид наблюдения наиболее предпочтителен, поскольку присутствие наблюдателя может существенно повлиять на деятельность обследуемых операторов.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, телевизионные установки и т. д.).

Фиксация результатов может производиться непосредственно в процессе наблюдения или по прошествии времени.

В первом случае наблюдатель вынужден отвлекаться от процесса наблюдения для фиксации результатов, во втором случае возрастает их зависимость от памяти наблюдателя, страдает полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов.

Поэтому иногда наблюдение могут вести одновременно несколько человек, что существенно повышает достоверность такого метода.

Наблюдение может проводиться по неформализованной или формализованной методике (Регуш Л. А., 2001).

Особенностью неформализованного наблюдения является то, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все, что видит в наблюдаемой ситуации. Никаких ограничений относительно объекта или ситуации не вводится.

Методика неформализованного наблюдения представляет собой дневник, где указываются в соответствии с целью исследования ситуации, в которых было проведено наблюдение, место, время и само содержание наблюдаемого.

К формализованной методике может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение.

Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов, набора наблюдаемых признаков, ситуаций наблюдения (в отношении времени, пространства, вида деятельности и т. п.).

При этом введенное в наблюдение ограничение должно быть постоянным на протяжении всего исследования. Это условие может относиться к выборке, к объектам наблюдения, к ситуациям.

Объектом наблюдения является субъект и процесс труда.

Во время наблюдения можно получить сведения о характере поступающей информации, о степени загрузки анализаторов, об особенностях управляющих воздействий оператора и т. п.

Большое внимание уделяется сопоставлению внешних проявлений деятельности оператора (мимика, поза, речь, рабочие движения, приемы, действия, оперирование орудиями труда, общение в процессе работы) с целью, характером и результатами труда.

Наблюдение позволяет так же определить, какие элементы трудовой деятельности обуславливают то или иное профессиональное требование к оператору.

Наблюдение может быть уточнено с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение работы (фотография рабочего дня), замеры времени исполнения отдельных действий и движений (хронометраж).

В процессе наблюдения могут производиться также замеры физиологических показателей человека. Проведение замеров позволяет повысить объективность наблюдения.

Для успешного наблюдения важно обеспечить применение различных методов регистрации наблюдаемых явлений.

К числу таких методов регистрации особенностей деятельности операторов относятся:

алгоритмическое описание деятельности,

видео- и фотосъемки,

магнитофонные записи специальных бесед или словесных реакций по ходу выполнения действий

Объектом наблюдения может быть не только процесс труда, но и его субъект (работающий человек).

Как правило, для более полного представления об изучаемой личности эти данные дополняются сведениями, получаемыми с помощью других приемов и методов (беседы, изучения биографии и анамнеза и др.).

Построение поведенческого портрета является реализацией личностного подхода при изучении деятельности оператора.

К основным параметрам поведенческого портрета относятся:

пантомимика (особенности походки, осанка, жестикуляция, общая скованность);

мимика (общее выражения лица, сдержанность, выразительность);

речевое поведение (молчаливость или разговорчивость, содержание и культура речи, интонационное богатство, темп речи);

поведение по отношению к другим людям;

наличие противоречий в поведении;

поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, к недостаткам, возможностям, личным вещам;

поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);

поведение в основной деятельности (работе);

примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, личный опыт.

Наблюдение условно можно отнести к «пассивным» методам психологического исследования, когда исследователь имеет дело с конкретной ситуацией трудовой деятельности, которая сложилась в настоящее время, не имея возможности как-то изменить ее.

Поэтому здесь весьма важно исключить субъективные ошибки наблюдателя.

При этом искажение восприятия ситуации тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Кроме того, наблюдатель устает, адаптируется к ситуации, перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. п.

Типичные ошибки наблюдения:

галло-эффект (тенденция исследователя преувеличивать значение одного из параметров ситуаций и распространять его оценку на другие параметры ситуации);

эффект снисхождения (тенденция всегда давать положительную оценку происходящему);

ошибка центральной тенденции (наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому явлению);

ошибка корреляции (оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака: например, интеллект оценивается по беглости речи);

ошибки контраста (склонность наблюдателя выделять у наблюдаемого черты, противоположные собственным);

ошибка первого впечатления (первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *