над какими животными базаров проводил опыты в деревне
» Сюжетная композиция романа И.С. Тургенева » Отцы и дети».
Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта информации представляющую собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей.
Просмотр содержимого документа
«» Сюжетная композиция романа И.С. Тургенева » Отцы и дети».»
Открытый урок на тему:
Сюжетная композиция в романе И.С.Тургенева « Отцы и дети»
Сюжетная композиция в романе И.С.Тургенева « Отцы и дети»
Тип урока – урок систематизации и обобщений знаний.
Метод урока – практический (частично-поисковый)
Форма урока – фронтальная
Обобщить и систематизировать знания обучающихся. Уметь, анализировать сцены, где показано развитие образа главного героя.
Развивать познавательные способности, образное и логическое мышление, целостное восприятие литературного произведения, развивать монологическую речь за счет аргументированных ответов;
Воспитывать интерес к русской литературе, любовь и уважение к людям старшего поколения, способность сопереживать.
— проверить степень сформированности навыков прочтения романа;
— погрузить обучающихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения;
— обозначить актуальность данного художественного произведения.
— развивать творческую речевую деятельность обучающегося через выражение своего представления о героях произведения;
— совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать, делать обобщенные выводы;
— воспитывать интерес к русской литературе и любовь к родному языку;
терпимость к чужому мнению; культуру общения.
Межпредметные связи: русский язык, география, биология
Проверка и наличие студентов на уроке.
4.Построение сюжетной композиции романа.- 90мин.
Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта информации представляющую собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей.
Дата начала событий в романе.
имение « Марьино»
Приезд А.и Б. Отъезд А.и Б. в город N*** Приезд в имение к А.С.О.
Знакомство с С., К., А.С.О.
А.С.О. К.С.Л.
Любовная интрига Отъезд Б. и А.
Дуэль П.П.К. и Б. из-за Ф.
Василий Иванович- отец Б.
Отъезд Б. в имение «Марьино»
Отъезд в имение «Никольское»
К.С.Л. Предложение руки и сердца Отъезд Б. домой
Отъезд А. в имение «Никольское»
А. + К.С.Л. Б. умирает от тифа
28 глава. Спустя 6 месяцев
3. П.П.К. уезжает в Москву, женится на дочери городского огородника, уезжает за границу.
4. А.С.О. выходит замуж за будущего русского деятеля.
5. К. и С. продолжают дело Базарова.
6. Родителей Б. часто видят рядом с могилой сына.
Примечание: работа с текстом (анализ 28 главы обучающиеся выполняют самостоятельно).
Обозначение действующих лиц для правильного оформления опорного конспекта.
Анна Сергеевна Одинцова- А.С.О.
Катерина Сергеевна Локтева – К.С.Л.
Павел Петрович Кирсанов- П.П.К.
Николай Петрович Кирсанов- Н.П.К.
(После выступления обучающегося обратиться к аудитории с вопросом: «Согласны ли Вы с высказываниями критиков?»).
6. Рефлексия: Тест:
1. В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?
2. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
3. Какой является ведущая проблема произведения «Отцы и дети»?
Проблема отношений двух влюбленных;
Проблема взаимоотношений людей из разных социальных классов;
Проблема взаимоотношения двух поколений;
Проблема выбора человеком между долгом и личными интересами.
4. Кто из героев произведения является ярким представителем нигилизма?
5. Когда начинается действие романа «Отцы и дети»?
6. Почему по дороге в имение Кирсановых Аркадий во время разговора с отцом пытался показать свое равнодушие и разговаривал развязным тоном?
Аркадий боялся осуждения Евгения;
На Аркадия плохо повлияли его университетские друзья;
Аркадий хотел показать свое неуважение к отцу;
Аркадий плохо себя чувствовал.
7. Какую характеристику дает Аркадий Базарову?
Что он человек, которого интересует только наука;
Базаров чуткий человек, художник;
Что он человек, который не принимает принципов на веру;
Базаров ярый противник привычных семейных ценностей.
8. После какого события Павел Петрович перестал вести светскую жизнь и уехал к брату в деревню?
После окончания военной службы;
Переболев опасным заболеванием;
После громкого скандала, в котором Павел Петрович был замешан;
После смерти возлюбленной.
9. Кто из героев утверждал, что, следуя принципам, человек приносит пользу обществу?
Николай Петрович Кирсанов;
Павел Петрович Кирсанов;
10. Как отнеслась Анна Одинцова к Аркадию?
Анну Аркадий заинтересовал как приятный собеседник;
Женщина влюбилась в юношу;
Анна отнеслась к нему как к брату;
Аркадий не понравился женщине.
11. В кого из героинь романа влюбляется Евгений Базаров?
12. Над какими животными Базаров проводил опыты в деревне?
13. Из-за чего Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль?
Евгений оскорбил Кирсанова;
Евгений проиграл значительную сумму денег, которую взял у Кирсанова;
Евгений обманул Аркадия;
Евгений поцеловал Фенечку.
14. От чего умер Евгений Базаров?
Евгений попал под поезд;
Базаров поступил на службу в армию и его смертельно ранили;
Заразившись тифом при вскрытии крестьянина.
15. На ком в конце произведения женился Аркадий Кирсанов?
На Евдокии Кукшиной.
Примечание: взаимопроверка. Тест проверяется в аудитории обучающимися, обменявшись тетрадями с соседом по парте.
7. Подведение итогов. Выставление оценок. – 3мин.
8. Домашнее задание. Подготовить презентацию на тему: « Интересные факты из жизни А.А.Фета или Ф. И. Тютчева». Выучить стихотворение А.А.Фета. – 2мин.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
Составила: учитель русского языка и литературы
Нытник Ирина Вячеславовна,
учитель 1 квалификационной категории.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о композиции романа, системе действующих лиц, приёмах раскрытия характера и особенностей главного героя; развитие навыка работы с текстом; пространственного воображения учащихся; ассоциативного мышления; воспитание определённых представлений об истинных и ложных ценностях человеческих отношений, формирование собственной морально-этической позиции учащихся.
Тип урока: системно-обобщающий.
Оборудование: текст романа «Отцы и дети»; чистые листы бумаги с нанесённой окружностью; тестовые задания.
I .Постановка цели урока.
II . Актуализация опорных знаний учащихся.
-жанр и композиция романа;
-система действующих лиц;
-неоднозначность трактовки образов героев романа в критической литературе;
-возможность высказать и обосновать своё представление о героях романа на уроке.
III . Работа по теме урока. Работа в группах.
Задание 1. Данную окружность разделите на секторы разного размера. Впишите в них имена действующих лиц романа «Отцы и дети» в зависимости от того значения, которое имеет каждое из них для раскрытия характера Базарова, понимания особенностей его личности и поступков. Мотивируйте свой выбор.
Задание 2. С каким цветом ассоциируется в вашем сознании тот или иной персонаж? Мотивируйте выбор цвета.
Например. Анна Сергеевна Одинцова- красный;
Павел Петрович- фиолетовый;
Николай Петрович- синий;
Родители Базарова- жёлтый;
Ситников, Кукшина- серый
Тесты закрытого типа
1. Живя в деревне у Кирсановых, Базаров:
б) проводил опыты над лягушками;
2. Базаров познакомился с Одинцовой:
а) в театре после спектакля;
в) на балу у губернатора.
3. Мужики в отцовской деревне относились к Базарову как:
а) к своему хозяину и барину;
б) к другу и советчику;
в) к шуту гороховому.
4. Ситников подражает Базарову, потому что:
б) Базаров привлекает его силой характера;
в) пытается таким образом самоутвердиться.
5. Катя, на которой жениться Аркадий,- это:
б) сестра Одинцовой;
6. В конце романа Аркадий становится:
а) хорошим хозяином-помещиком;
б) столичным адвокатом;
в) врачом в госпитале.
7. По мнению Тургенева, «нигде время так не бежит, как в России; ещё скорее оно бежит»:
Ответы: 1б, 2в, 3в, 4а, 5б, 6а, 7б.
Тесты открытого типа
1. Деревня Кирсановых называется в честь…
2. Аркадий по совету Базарова даёт почитать отцу брошюру…
3. Музыкальный инструмент, на котором играет Николай Петрович…
4. Причина смерти Базарова…
5.Действие романа начинается …, а заканчивается…
1. Марьино в честь матери Аркадия;
Тесты на соответствие
1. Установите соответствие между героями романа «Отцы и дети» и их портретными характеристиками:
а) Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, к низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»;
б) «Его коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза»;
в) «Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно; и смеялся он беспокойно».
2. Установите соответствие между персонажами и деталями одежды:
а) рукавчик снежной белизны, застёгнутый одиноким крупным опалом;
б) опрятное ситцевое платье;
в) славянофильская венгерка;
г) длинный балахон с кистями;
д) чёрное бархатное платье.
3. Установите соответствие между персонажем и характерным для него высказыванием:
а) «Важно то, что дважды два- четыре, а остальное всё пустяки»;
б) «Нет… бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете»;
в) «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя»;
г) «Но отвергать поэзию. Не сочувствовать художеству, природе. »
Тесты на последовательность событий
1. Установите последовательность поездок Базарова:
а) первый приезд в имение Кирсановых;
б) второй приезд в имение Кирсановых;
в) первый приезд в имение Одинцовой;
г) второй приезд в имение Одинцовой;
д) первый приезд к родителям;
в) второй приезд к родителям.
2. Установите последовательность событий во время пребывания Базарова и Аркадия в городе:
а) был у губернатора;
б) визит к Матвею Ильичу;
в) завтрак у Кукшиной;
г) визит к Одинцовой;
д) знакомство с Ситниковой.
3. Установите последовательность вопросов, затронутых в споре Базарова и Павла Петровича:
4. Перед вами план отрывка из главы 23: «Последние дни жизни Базарова». Расположите пункты плана в нужной последовательности:
а) прощание с Одинцовой;
б) врачебная консультация;
в) Тимофеич отправляется к Одинцовой;
г) последняя просьба отца;
5. Расположите пункты плана заключительной главы романа в нужной последовательности:
а) Павел Петрович в Дрездене;
в) прощальный обед в доме Кирсановых;
г) судьба героев романа;
д) Кукшина и Ситников.
V . Подведение итогов урока
VI . Домашнее задание.
Номер материала: ДБ-1021189
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Символика романа Тургенева «Отцы и дети»
СИМВОЛИКА РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
В романе Тургенева «Отцы и дети» имеется сложная система символов. Она необходима для более точного раскрытия смысла произведения и характеров персонажей. В романе есть символы как отдельных людей, так и всего произведения. Тургенев дает большую часть символов через слова Базарова, но есть варианты введения символов через сны и обстановку. Но Тургенев далеко не первым стал использовать символику. До него ее использовали многие писатели. В частности, Гоголь использовал этот прием во многих своих произведениях, но особенно широко это проявилось в «Мертвых душах», где все насквозь проникнуто духом христианства и гомеровского эпоса. Лермонтов также часто использовал символику в своих произведениях. Так, например, корабль из стихотворения «Парус» по сути и есть сам автор.
Главным символом романа является лягушка. В восточных религиях лягушка — это волшебное существо, поскольку ее кваканье — это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: «Мы с тобой те же лягушки». Таким образом, в этой фразе заключен основной мотив произведения — спор отцов и детей.
У многих персонажей есть собственные символы, которые раскрывают их характер.
У Базарова это осина. Базаров рассказывает, что он любил в детстве сидеть над ямой около осины. Это дерево считалось дьявольским, так как даже в безветренную погоду его листья дрожат.
Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, вызывая отвращение к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, а затем вылезает из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что он нужен обществу, но перед смертью говорит, что «нет, видно, не нужен», а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. И вот Базаров умирает, то есть переходит в стадию окукливания, а затем, когда его хоронят, его душа, словно бабочка, отлетает от тела.
Николая Петровича Базаров сравнивает с божьей коровкой. У Николая Петровича, правда, много общего с этим насекомым: они оба спокойные и добродушные существа. Но высоко не летают.
Символом внутреннего мира Николая Петровича является его сад. В нем не прижилось ни одного полезного растения. Только сирень и акация, которые просто приятны для взора, но бесполезны для жизни. У Шекспира есть знаменитые слова из «Отелло»:
«Душа — это сад, а садовник в нем воля».
Во сне Базарова Павел Петрович превращается в лес — символ природы. Для Базарова Павел Петрович является преградой. Через весь роман проходит мотив их спора. Поэтому этот символ вполне обоснован.
Аркадий в корне отличается от Базарова. Катя говорит Аркадию, что Базаров и Одинцова хищники, а они ручные. Поэтому его символом не может быть какое-то опасное животное. Его символ — это зяблик, так во время его разговора с Катей над ним в унисон ему поет зяблик. В имени Аркадия также сокрыт смысл его характера, поскольку в Греции существовала область, называемая «Аркадия». В мифах считалось, что люди там находятся в беззаботном блаженстве и горе никогда их не посещает. Аркадий подобен воску, любая сильная рука может вылепить из него то, что захочет. После свадьбы он обретает свою «Аркадию».
Имя Екатерина означает «чистая». Это имя также влияет на Катю. Она святая и возвышенная по характеру. Поэтому ее символом является ясень — дерево «светлое» и «чистое». Под ним происходит беседа Аркадия и Кати. И Катя чиста от всяких загадок, вопросов.
Таким образом, зяблик, поющий на ясене, — это беседа Кати и Аркадия.
Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. И это верно, ведь у нее есть загадка, которую Павел Петрович не может отгадать и поэтому умирает духовно. Потому что если человек не отгадывал загадку сфинкса, то сфинкс его съедал. Но загадка не остается неразрешенной. Ее отгадывает сама княгиня Р. Она пишет Павлу Петровичу: «Крест — вот разгадка». А поскольку загадка была разгадана, она не может не умереть. Ведь если загадку сфинкса разгадать, то он умирает.
Одинцову также можно сравнить со сфинксом, так как вокруг нее витает ореол таинственности. И она тоже побеждает Базарова. Как будто лягушка съедает червяка (мы все лягушки, по мнению Базарова).
Из сна Базарова мы видим, что символ Фенечки — это кошечка.
В произведении важным символом является крест. Мотив креста появляется во многих сценах. Это и кресты на церкви, и крест на могиле Базарова, но самым важным моментом, в котором появляется крест, является крест на кольце со сфинксом. Крест — это вообще очень сложный символ, имеющий очень много значений. Это символ человека, так как на кресте распинали людей, и человек с распростертыми руками напоминает по форме крест. В этом, возможно, была разгадка княгини Р., так как разгадкой сфинкса и мифа о царе Эдипе был человек. Крест также означает стремление к Богу, уход от земной жизни. Это и символизирует крест на могиле Базарова. Ведь к концу жизни он «сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал», как говорит герой другого романа Тургенева — Лаврецкий.
Тесты по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тесты на знание содержания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1. Как зовут отца Аркадия Кирсанова?
А) Николай Петрович Б) Павел Петрович В) Евгений Васильевич Г) Василий Иванович
2. Как зовут вторую жену Николая Петровича Кирсанова?
А)Нелли Б)Дуняша В)Фенечка Г) Мария
3. Как называется имение Анны Сергеевны Одинцовой?
А)Марьино Б)Никольское В) Подольское Г) Аннинское
4. Кто из героев любит пить какао и зеленый чай?
А) Павел Петрович Кирсанов Б) Николай Петрович Кирсанов В)Аркадий Кирсанов Г)Евгений Базаров
5. Кто из героев умеет играть на виолончели?
А) Анна Сергеевна Одинцова Б) Фенечка В)Николай Петрович Кирсанов Г)Катя
6. Кто из героев был влюблен в княгиню Р.?
А)Евгений Базаров Б)Ситников В)Николай Петрович Кирсанов Г)Павел Петрович Кирсанов
7. В какую героиню влюбляется Евгений Базаров?
А)в Дуняшу Б)в Одинцову В)в Катю Г)в Кукшину
8. Кого Евгений Базаров называет «божьей коровкой»?
А)Анну Сергеевну Одинцову Б) Катю В)Николая Петровича Кирсанова Г)Аркадия Базарова
9)Как зовут сына Фенечки?
А) Митя Б)Петя В)Аркаша Г)Саша
10) Стихи какого поэта любит Николай Петрович Кирсанов?
А) Лермонтов Б)Некрасов В)Пушкин Г)Вяземский
Ответы часть 1: 1- А, 2-В, 3- Б,4-А, 5-В, 6- Г, 7- Б, 8- А, 9- А,10-В.
2. Чей это портрет : «. человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями. обнаженная красная рука. ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом. »?
1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.
3. Чей это портрет : «. человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро. »?
1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.
4. Чей это портрет : «. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?
1) Фенечка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина». 3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.
5. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
1) Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2) Об искусстве, науке.
3) О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4) O положении рабочего класса. 5) Об общественном долге, о воспитании.
6. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:
1) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет.
3) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».
4) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
а) О Евгений Базаров б) Аркадий Кирсанов в) Павел Петрович г) Николай Петрович
8. Найдите соответствие героев романа социальному положению:
1) «Эмансипе».2) Русский аристократ.3) Полковой лекарь.4) Студент-барич.5) Студент-демократ
а) Евгений Базаров б) Кукшина в) В.И. Базаров г) Аркадий Кирсанов д) Павел Петрович Кирсанов
1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 1б, 2в, 3г, 4а; 7-4; 8 – 1б, 2д, 3в, 4г, 5а
1. Кто встретил Аркадия и Базарова на постоялом дворе?
А) Павел Петрович Кирсанов
Б) Николай Петрович Кирсанов
2. Кто это? «Человек высокого роста в длинном балахоне… Лицо длинное и худое, с широким лбом, …большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами»
Г) Павел Петрович Кирсанов
3. На какую профессию хотел «держать» Базаров?
4. Чья это рука? «Красивая рука с длинными ногтями…, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика…»
Б) Павел Петрович Кирсанов
5. Что хранил Павел Петрович Кирсанов в память о своей пламенной любви?
А) брошь с портретом возлюбленной
Б) часы с памятной гравировкой
В) кольцо со сфинксом
Г) перстень с изумрудом
6. Чем Базаров занимался в Марьине?
А) писал философские статьи
В) заводил любовные романы
Г) проводил естественнонаучные опыты
7. О творчестве какого поэта Базаров сказал, что «никуда не годится, пора бросить эту ерунду»?
8. Базаров по общественно-политическим взглядам был
9. Как Ситников называл себя по отношению к Базарову?
10. Чем Анна Одинцова покорила сердце Базарова?
А) умом и спокойствием
Б) красотой и здоровьем
В) богатством и независимостью
Г) добродушием и простотой
11. Как можно охарактеризовать отношение П.П.Кирсанова к Базарову?
А) восхищение и почитание
Б) уважение и преклонение
В) ненависть и презрение
Ответы: 1-Б, 2-Б, 3-Г,4-Б,5-В,6-Г,7-Б,8-А,9-Б, 10-А, 11-В.