над какой игрой работает кодзима
Кто такой Хидео Кодзима: от одинокого мальчика до гения игровой индустрии
Среди разработчиков игр немало громких имен, но о них преимущественно хорошо знают только люди, причастные к игровой отрасли. Однако среди них есть человек, о котором вы могли слышать хотя бы раз в своей жизни – Хидео Кодзима.
Японца за глаза называют гением игровой индустрии. Журналисты Техно 24 подготовили для вас биографию Хидео Кодзимы и короткий гайд по его самым громким и уже легендарным проектам.
Детство и юность Хидео Кодзимы
Будущий японский разработчик родился 24 августа 1963 года в Токио (Япония). Он был младшим из троих детей в семье. Когда Хидео исполнилось 4 года, он вместе с родителями переехал в Осаку за 500 километров от столицы.
Когда Хидео исполнилось 13 лет, он потерял отца.
Самые сильные впечатления из моего детства связаны со смертью. Однажды я чуть не утонул в реке, на меня нападала дикая собака, меня чуть не сбил поезд,
– вспоминает разработчик.
Хидео Кодзима не слишком хорошо отзывается о своем детстве. Он вспоминает, что когда был мальчиком, то его родители не особо обращали внимание на его воспитание и часто он оставался в полном одиночестве.
Мои родители заставляли меня смотреть телевизор, у них не было на меня времени. Я смотрел все подряд: развлекательные программы, кулинарные шоу, передачи о природе, аниме. Вечерами мы смотрели кино, и меня не отпускали спать, пока оно не закончится. Когда я во время путешествий остаюсь в отеле, я включаю телевизо едва зайдя в номер, чтобы справиться с чувством одиночества,
– рассказал Кодзима.
Сначала Хидео Кодзима планировал стать художником или иллюстратором, но его стремления часто были непонятны окружающим из-за строгих социальных норм Японии, в которой престижной считалась стабильная и хорошо оплачиваемая работа.
Юный Хидео Кодзима
Его дядя также был иллюстратором и часто испытывал финансовые трудности, что также подавляло Кодзиму.
Чаще всего его истории едва помещались на 400 страницах, в то время как большинство журналов публиковало короткие рассказы, длина которых не превышала и сотни.
Хидео Кодзима в молодости
После этого он решил заняться съемкой фильмов вместе со своим другом, у которого была 8-миллиметровая камера.
– Когда я был маленьким, я всегда думал о вымышленных мирах в моей голове. Даже сейчас, когда мы разговариваем, мой разум рвется в эти миры. Вот, например, эта кружка.
– Ладно, какая у нее история?
– Я представляю, что мы все сейчас находимся в гигантской кружке. Возможно, это не совсем «история», но вот так работает мой ум.
Хидео Кодзима в интервью The Guardian.
Начало карьеры и работа в Konami
С режиссурой у Кодзимы не сложилось (финансы, советы семьи, экономический вуз), а будущему гению подвернулась игровая приставка Nintendo. Удивительные миры и истории, героями которых управляет сам игрок. Кодзима понял, что в его руках будущее всей индустрии развлечений и его персональное.
Так он попал в Konami, единственную на тот момент игровую студию, акции которой котировались на фондовой бирже (экономическое образование все-таки понадобилось).
Воспитаннику западной культуры, который хотел создавать истории, а не банальный геймплей, первое время было трудно в японской компании. Большинство его предложений браковали, а игра, над которой он работал с командой, так и не вышла в мир. Все изменилось благодаря кино, а точнее, благодаря фильму со Стивом Маккуином «Большой побег».
Самые громкие проекты Хидео Кодзимы
Metal Gear
В моде тогда, как, наверное, и всегда, были игры про войну. Но ограничения домашнего компьютера MSX, игры для которого разрабатывал Кодзима, не позволяли сделать передвижение, драки и стрельбу хоть немного увлекательными.
Тогда Хидео вспомнил фильм, в котором персонаж Маккуина спасается из заточения, а зрителя бросает в дрожь от каждого его непродуманного шага. Так появилась первая успешная игра геймдизайнера Metal Gear, в которой акцент был сделан не на бег и стрельбу, а на попытки избежать контакта с врагами, незаметно продвигаясь к своей цели.
Если вы когда-нибудь играли в игру, в которой вам приходилось прятаться от противника, следить за полем зрения врага и незаметно убивать его сзади, теперь вы знаете, с чего это началось. Metal Gear стала первой стелс-игрой.
Трейлер игры Metal Gear: Solid
Благодаря этому успеху руководство Konami обратило внимание на Хидео Кодзиму и стало охотнее финансировать его проекты. Без этого мы бы никогда не увидели игры Metal Gear: Solid – абсолютного хита гениального Кодзимы.
Игра вышла на первой приставке Playstation и тогда 3D-игру сравнивали с высокобюджетными боевиками («только лучше») и сразу стали называть классикой. Ее создателю удалось не только мастерски перенести увлекательный геймплей в трехмерное пространство, но и сопроводить это все незабываемым сюжетом.
Если все предыдущие игры казались забавными новеллами, Metal Gear: Solid была большим американским романом (действие своих игр японец всегда помещал именно в Штаты).
Огромный финансовый успех Metal Gear: Solid привел к созданию франшизы. Кодзима выпустил еще семь игр с протагонистом Солидом Снейком, каждая из которых купалась в фанатской любви и похвалах от критиков. Гений оставался певцом одной песни, пока ему не предложили заручиться поддержкой его друга режиссера Гильермо дель Торо, чтобы создать продолжение другой культовой серии – Silent Hill.
Но тут что-то пошло не так. Знаменитый режиссер и геймдизайнер выпустили демоверсию игры, одну локацию, которую можно было проходить раз за разом, на каждом круге встречая все больше странных и страшных изменений в среде.
Геймплей игры P.T.
Новый проект получил название P.T. и серьезно подогрел интерес игроков к предстоящему релизу. А потом Konami передумали, свернули разработку игры и убрали демку из магазина PlayStation. Это вызвало смуту. В гневе были все: от фанатов Кодзимы и франшизы Silent Hill до любителей фильмов дель Торо. На Ebay приставки с предустановленной P.T. продавали за тысячи долларов.
Этот эпизод серьезно испортил отношения Хидео Кодзимы с компанией, в которой он проработал более 30 лет. В октябре 2015 года он ее покинул.
Death Stranding
Уже в следующем году на выставке E3 дизайнер представил публике проект его собственной студии. Трейлер Death Stranding 2016 года лучше один раз увидеть.
Трейлер игры Death Stranding (2016 год)
Новый трейлер игры Death Stranding
Вся информация, которая появлялась в сети в течение последних трех лет с даты анонса Death Stranding, складываются в какую-то бессмыслицу. Однако есть несколько фактов, которые указывают на несомненный успех проекта: Хидео Кодзима в роли сценариста и дизайнера, его верный спутник со времен первого Metal Gear художник Едзи Синкава, Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Гильермо дель Торо.
Хидео Кодзима и Гильермо дель Торо
Остается лишь с нетерпением ждать 8 ноября, когда игра официально выйдет в свет.
Создатели всегда одиноки. Нет времени встречаться со старыми друзьями, а даже если бы я встретился, то не слушал бы их беседы, а постоянно летал где-то в облаках. Если я расскажу придуманную мной историю, она не заинтересует постороннего человека. Именно поэтому я хорошо нахожу общий язык с авторами, у которых те же переживания и мечты,
– заметил Хидео Кодзима.
Личная жизнь Хидео Кодзимы
Одна из вещей, которую геймдизайнер скрывает от общественности, – это его личная жизнь. Поэтому трудно сказать, с какими женщинами он встречался в прошлом. Однако известно, что он женат уже очень давно, хотя имя его жены неизвестно. Также известно, что у них есть общий ребенок.
Наверное, за его философию, всех пережитые жизненные события, одиночество и гениальность одновременно фанаты присвоили японскому геймдизайнеру звание гения. И он как никто другой его заслуживает!
Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений
Провинциал, фантазер, интроверт, писатель-неудачник, фанат кино с подозрением на телезависимость — таким Хидэо Кодзима представляет себя публике. Но в глазах фанатов он — сочетание вневременных архетипов: герой, чемпион, избранный, мятежник и, наконец, волшебник. Кодзима — живой пример для своих поклонников, обладатель жизненного опыта, который мотивирует не хуже тренингов топовых коучей с фейерверками и подтанцовкой.
Детство оставило ему травмирующий опыт: в 13 лет он потерял отца, «столкнулся со смертью» (его едва не сбил поезд), после жизни в Токио оказался в маленьком городке и взрослел без присмотра родителей, но на попечении телевизора. Он и теперь признается, что включает телевизор, чтобы избежать чувства одиночества.
В юности Хидэо принялся искать свое призвание. Увлекся сочинительством и стал писать безразмерно длинные рассказы, которые не принял ни один литературный журнал. Профессия дяди побудила задуматься о карьере иллюстратора, однако этот путь не сулил финансовой стабильности — пришлось от него отказаться. Любовь к фильмам подстегнула его к съемке собственных, но ограниченные бюджеты душили режиссерские амбиции.
В 1986-м компания Konami — приют для отверженных, пристанище геймеров-неудачников — приняла Хидэо Кодзиму без опыта на должность ассистента дизайнера. Но и это достижение казалось сомнительным, и 23-летний Хидэо долго врал близким, что работает финансовым консультантом.
Впрочем, времена менялись быстрее, чем можно было представить: профессия гейм-дизайнера постепенно теснила престижные экономические специальности. Konami в конце концов стала для вчерашнего стажера альма-матер: они сотрудничали почти 30 лет и создали франшизу в жанре экшен-стелс Metal Gear, которая принесла Кодзиме культовую славу.
Как настоящий фанат кинематографа, Хидэо часто обращался к любимым фильмам в поисках вдохновения. Синефильство сказалось на разработке и привело к эволюции видеоигр: в сюжетах Кодзимы появились интрига, расширенный саспенс, драматические блоки и операторские выкрутасы, не уступающие лучшим работам Эммануэля Любецки и Хойте Ван Хойтемы. Геймеры взглянули на свою страсть по-новому.
Кодзима получил прозвище Гений, присвоенное ему не без сарказма. Особенно часто «титул» сопровождает гейм-дизайнера в русскоязычном сегменте интернета из-за мема «Кодзима — гений», возникшего после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, обласканной критиками. Поводом для шуток послужило нарочито частое упоминание имени автора в каждой главе игры. Но мемы не рождаются в пустоте, потому «гений» — не просто саркастичная мембрана пузыря с бесплотным воздухом: внутри него есть весомое содержание. Это выработанный Кодзимой комплексный подход к созданию видеоигр, заключающийся в сочетании приемов из двух индустрий — игровой и кинематографической. Проекты Хидэо Кодзимы всегда были авторскими «киноиграми».
Однако демиургические идеи требовали соответствующих финансовых вливаний. Konami, проанализировав меняющийся рынок и амбиции своего ведущего сотрудника, сделала выбор в пользу первого — отправилась покорять нишу мобильных видеоигр. С Кодзимой компания рассталась.
«Развод» 2015 года был болезненным и оброс слухами, какие собираются вокруг разведенных кинозвезд. Согласно версии, распространенной среди обиженных фанатов Кодзимы, «мелочное» руководство компании устало от творческого энтузиазма главной звезды, которая тратила слишком много денег на свои «капризы», то есть разработку грандиозных продолжений Metal Gear. В пользу версии, к сожалению, свидетельствует заключительный скандал: с обложки последнего релиза видеоигры Konami убрала имя Кодзимы.
Инцидент с обложкой, что называется, мелочь, но неприятная. Хотя регалий у Кодзимы достаточно для звания народного гейм-дизайнера планеты. В 2008 году он получил награду за жизненные достижения на MTV Game Awards, в 2014-м удостоился почестей за Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, в 2016-м — награды Зала славы AIAS и звания «икона индустрии» от The Game Awards.
Подхватив попранные честь и достоинство, а также трофеи и собственный бренд Kojima Productions, вместо скорбного изгнания Кодзима отправился в свободное плавание и причалил к берегам Sony. Компания дала ему творческую свободу, финансы и шанс неторопливо заниматься новым проектом — Death Stranding для PlayStation 4.
Таинственная разработка, ради которой автор собрал команду с нуля и привлек блестящих голливудских звезд, была анонсирована в 2016 году и мгновенно превратилась в самую ожидаемую игру. Как настоящий гений сторителлинга, Кодзима околдовал поклонников во всем мире недосказанностью, трейлерами-приманками, селфи с кинозвездами и постерами-шедеврами.
К созданию Death Stranding подключились самые актуальные имена. Крестный отец хорроров, режиссер Гильермо дель Торо, работавший с Кодзимой над игрой Silent Hills, которая так и не увидела свет. Звезда «Ходячих мертвецов» Норман Ридус.
Эксклюзив Xbox на первом месте: Forza Horizon 5 стала самой высокооцененной новой игрой 2021 года на Metacritic
«Брутальная JRPG»: Shin Megami Tensei V от Atlus для Nintendo Switch получает высокие оценки в прессе
Мировая премьера: FromSoftware показала 15 минут геймплея Elden Ring
Первая скидка на King’s Bounty II и распродажа Splinter Cell: Новые предложения в Microsoft Store для Xbox Series X|S и Xbox One
Xbox Series X [Xbox Scarlett]
Shin Megami Tensei V
Кодзима впервые за долгое время опубликовал небольшое сообщение, в котором подтвердил, что продолжает работать над чем-то новым, приложив фотографию своего рабочего стола с малышом Бридж-Бейби, при этом коротко описав привычные для него творческие процессы.
Here’s my way of designing new title w/Yoji. 1st we discuss the setting for each character, the background, the world, the color, the characteristics, the roles, the images, ideas and keyword going back&forth via E-mail. WFH & 20 mins direct discussion. Mostly texting via iPhone. pic.twitter.com/XCYpFwsQ6U
«Вот как мы создаем новый тайтл вместе с Ёдзи (Синкавой). Сначала обсуждаем фундамент каждого героя, их историю, мир, тон, ключевые особенности, роли, визуальные образы, ключевые слова, постоянно обмениваясь сообщениями через электронную почту. Работаем удаленно и общаемся по 20 минут. В основном переписываемся через iPhone».
Разумеется, в аккуратном посыле фанаты пытались разглядеть хоть какой-то намек на то, что именно готовит Хидео Кодзима дальше. Но, очевидно, все попытки были тщетны. Тем не менее, долго ждать не пришлось, и уже на следующий день геймдизайнер опубликовал еще один пост из своего кабинета.
Working on the concept with listening to “OASIS” by Kitaro I recently bought. I(I used to have the vinyl) Love the illustration by Shusei Nagaoka. pic.twitter.com/hRLyZmnhe5
«Прорабатываю концепт, пока слушаю недавно купленный «OASIS» в исполнении Китаро. Раньше у меня в коллекции была копия на виниле. Очень нравится иллюстрация за авторством Сюхея Нагаоки».
И несмотря на похвалу обложки альбома, обычных пользователей Twitter привлекло немного другое изображение, которое можно разглядеть на фотографии. А именно грубый набросок, расположившийся на стопке бумаги, в силуэтах короткого довольно отчетливо читается что-то похожее на подводную лодку или иной вид транспорта.
Примечательно, что еще несколько месяцев назад знаменитый инсайдер Dusk Golem обмолвился о том, что, согласно его данным, Хидео Кодзима действительно не закончил с Death Stranding и готовит какой-то секретный проект, который могут представить уже до конца текущего года.
Death Stranding поступила в продажу в ноябре прошлого года только на PlayStation 4. ПК-версия проекта станет доступна уже 14 июля. Наш обзор можно почитать здесь.
Добавляйтесь в наш Telegram-канал по ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Кто такой Хидео Кодзима?
Великий геймдизайнер и сценарист родился в Токио и очень хотел стать художником, однако тяжелое финансовое положение в семье, вызванное смертью отца, а также общественное порицание подобной профессии вынудило его пересмотреть планы.
Большую часть своей карьеры Кодзима проработал в издательстве Konami, которое дало импульс его карьере, но в конечном итоге сделало все в надежде погубить геймдизайнера.
Вышедший на следующий год Snatcher продолжил соединять кино и игры, став настоящей одой Кодзимы жанру киберпанк. В качестве ориентиров он выбрал произведения «Акира», «Бегущий по лезвию», «Кризис каждый день» и все тот же «Терминатор».
В этой статье мы расскажем о том, почему все любят Кодзиму.
Игры как кино
Хидео Кодзима одним из первых использовал преимущества 3D-графики для соединения кинематографа и видеоигр. Вышедшая в 1998 году полностью трехмерная Metal Gear Solid стала развитием идей оригинальной Metal Gear и была масштабной и очень удачной попыткой мастера перевернуть устоявшиеся представления об играх. Продуманная механика, интересный стелс и выжимающая все соки из оригинальной PlayStation киношная картинка шли рука об руку с глубоким сюжетом и отличной постановкой на движке игры. В последующих частях серии эти достоинства получили развитие.
Сейчас подобная зрелищность уже не кажется чем-то необычным, но в 90-е таких проектов было очень мало. Да и большинство разработчиков, если и пытались развивать это направление, то обычно ограничивалась красивыми пререндеренными заставками. В свою очередь Кодзима продвигал идею соединения геймплея и сюжетных сцен на движке игры для создания максимального погружения.
Актуальные сюжеты
Metal Gear Solid 2 была посвящена заговорам, пропаганде и развитию искусственного интеллекта, став своеобразным прототипом постмодернистской игры. История шокировала развязкой и заставляла серьезно задуматься над тем, насколько сильно мы можем доверять собеседникам, которых не видим. На фоне активного развития сети интернет, всевозможных чатов, форумов и первых социалок, Кодзима попал в самое яблочко.
Позднее Кодзима неоднократно прибегал к тактике запудривания мозгов, что в итоге вылилось в истерию вокруг Metal Gear Solid V, P.T. Silent Hills и Death Stranding.
Metal Gear Solid 4 раскрывала тему развития технологий и роста влияния наемников в современных конфликтах. Причем в нынешнее время идеи Кодзимы не кажутся безумными. Появление Частных военных компаний, которые постепенно заменяют регулярные армии, особенно актуально в связи с современными конфликтами в Африке и на Ближнем Востоке.
При этом высокие технологии постепенно становятся обыденностью. И недалек тот день, когда НАНОМАШИНЫ станут столь же привычным, как и сейчас прививка от оспы.
Юмор, аллюзии и символы
Одной из наиболее характерных черт проектов и своеобразной подписью Кодзимы является использование различных аллюзий и символов. Фанаты подолгу изучают его послания и постоянно находят новые глубокие смыслы.
Проекты совмещают дотошный реализм, продуманный сюжет и глубокий геймплей, однако одновременно на экране регулярно красуются персонажи, которые прибыли прямиком из аниме, элементы фантастики, нереалистичные локации и сортирный пошлый юмор.
В отличие от того же Дэвида Кейджа, Кодзима не страдает от претенциозности и ловко балансируют на грани стеба и серьезности. Гений создает развлекательный продукт и прекрасно это понимает, но при этом не забывает о глубоком смысле.
Он любит кино, поэтому, как и братья Хаузеры из Rockstar Games, не боится заимствовать понравившиеся ему элементы из смежных произведений. Мы уже писали про отсылки к классике в его ранних работах, но свежие проекты вышли на новый уровень.
Уникальный способ написания истории
Серьезный подход и звездный состав
Кодзима всегда очень трепетно относился к графике и постановке, превращая игры в кино с невероятно проработанными персонажами, богатым окружением, самыми продвинутыми эффектами и голливудским саундтреком, но сейчас происходит нечто совершенно невероятное.
Да, в MGSV маэстро привлек Кифера Сазерленда, но с Death Stranding он пошел еще дальше. В новой игре нас ждет по-настоящему звездный состав с Мадсом Миккельсеном, Норманом Ридусом, Гильермо Дель Торо, Николасом Виндингом Рефном, Леа Сейду, Линдси Вагнер, Сарой Маргарет Куэлли и другими известными личностями.
Кодзима ломает четвертую стену и постоянно троллит
Кодзима обожает издеваться над игроками. Чего стоит только первый MGS, в котором персонаж Психо Мантис был способен считывать сейвы с карты памяти PlayStation, а также заставлять вибрировать контроллер и выключать его. Чтобы победить босса, нужно было воткнуть геймпад приставки во второй слот.
Попав в плен к Револьверу Оцелоту, Снейк мог связаться с доктором Наоми Хантер, которая организует вам массаж при помощи вибрирующего геймпада.
В другом месте нужно было найти сигнал рации определенного персонажа, а подсказка была на обратной стороне коробки от диска с игрой.
И, конечно, можно вспомнить и лестницу в MGS 3, которая многим казалась бесконечной, зато приятный женский вокал начинает петь заглавную тему игры.
Нестандартные подходы к геймплею и внимание к деталям
В MGS4 можно было стать невидимым, притворившись статуей, и там была реализована целая стелс-миссия на автомобиле.
Апофеозом уникальных геймплейных фишечек и рюшечек стала MGS V. Если сюжет оценили далеко не все (проблемы признал и сам Кодзима), то геймплей вызывал натуральный восторг у большинства игроков. Это была невероятно продуманная стелс-песочница с массой возможностей.
Под крылом крупного издательства японский кудесник выпустил немало выдающихся игр, в том числе уникальные проекты, которые не относятся к серии Metal Gear.
Еще большее сожаление мы испытываем по поводу Silent Hills. Мистический анонс P.T. на выставке Gamescom 2014 в качестве проекта новой неизвестной компании 7780s Studio заставил всех ломать голову. Люди кричали в гарнитуру PlayStation 4, пытались открывать двери в определенной последовательности, вслушивались в гудки телефона. Прохождение демки открывало скрытое внутри послание с официальным анонсом нового Silent Hill с Норманом Ридусом в главной роли. Шокированные игроки бежали обсуждать увиденное в интернет.
То, что казалось необычной экспериментальной игрой от инди-студии, скрывало новый большой проект Хидео Кодзимы и Гильермо Дель Торо. Произошел эффект разорвавшейся бомбы.
#fucKONAMI
Все хорошее когда-нибудь кончается. Работа в японских корпорациях вообще никогда не была сахаром. В большинстве случаев человек приходит туда, чтобы проработать всю жизнь и, возможно, скончаться прямо за столом. Хидео Кодзима старался идти против системы, однако во время разработки Metal Gear Solid V над ним начали сгущаться тучи.
Согласно многочисленным инсайдам, последние месяцы разработки напоминали сущий ад. Хорошо зарабатывающих на мобильных поделках боссов возмущало то, что Кодзима тратит безумное количество денег и времени на игру, которая, хоть и имела хороший финансовый потенциал, но не могла генерировать сотни миллионов долларов на постоянной основе.
В итоге игра увидела свет в незавершенном виде и стала лебединой песней Кодзимы под крылом Konami. Даже период увольнения стал настоящей пыткой. Хидео Кодзиме запретили принять награду за разработку MGS V, упоминания его имени пытались удалить из рекламных материалов.
Так почему же он гений?
Он продолжает делать максимально дорогие сюжетные игры
В эру F2P поделок и сервисных моделей, когда многие культовые геймдизайнеры после ухода из компаний, в которых проработали десятки лет, скатываются до уровня инди или жалостливо побираются на краудфандинговых площадках, Кодзима в самые сжатые сроки умудрился заставить компанию Sony расчехлить большую чековую книжку для создания дорого проекта с мощной историей. Если тот же Ю Судзуки смог выбить для Shenmue 3 только рекламу на E3, то хитрый Хидео Кодзима сорвал куш.