нагатинский затон к какому округу относится
Нагатинский Затон (район Москвы)
Район Нагатинский Затон | |||
Муниципальное образование Нагатинский Затон | |||
| |||
15 октября 2003 года [1] 114,177 [3] тыс. чел. (36-е место) 11656,7 чел./км² (65-е место) 1848,8 [2] тыс. м² (51-е место) 115142, 115407, 115432, 115470, 115487, 115522 В состав района входит территория рядом с Нагатинским затоном, ограниченная с трёх сторон излучиной Москвы-реки, восточная часть полуострова «Нагатинская пойма», а также музей-заповедник «Коломенское». СодержаниеПоказатели районаТерритория и границыГраницы района «Нагатинский Затон» и внутригородского муниципального образования «Нагатинский Затон» проходят по [1] [4] южным и западным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по оси проспекта Андропова, осям: старого русла реки Москвы, русла реки Москвы, шлюза 10-11, русла реки Москвы до южных границ территории музея-заповедника «Коломенское» Таким образом, район «Нагатинский Затон» граничит по руслу Москвы-реки районами «Печатники» (восток, юго-восток) и «Южнопортовый» Юго-Восточного административного округа (север), с запада — с районами «Нагатино-Садовники» и «Даниловский», с юга — с районом «Москворечье-Сабурово». Население районаПрирода районаГеологияГлубина залегания поверхности кристаллического фундамента на территории района сильно колеблется: от 1600 м на севере до 2600 м на юге. Это объясняется тем, что через неё проходит Павлово-Посадский разлом (примерно вдоль улицы Новинки), который отделяет Теплостанский грабен Подмосковного авлакогенного прогиба, сложенный мигматитами по породам обоянской серии от Балашихинского грабена Истринско-Кольчугинского выступа, сложенный высоко-магнитными биотитовыми и амфиболитовыми гнейсами-кварцитами нижнего протерозоя. Нагатинская поймаНагатинская пойма — крупнейшая пойма в черте города. Средняя высота над уровнем реки 1 — 1,5 м. До сооружения в 1930-х годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во время паводков и была сильно заболочена. В конце 1960-х годов Нагатинская пойма полностью реконструирована. Здесь были проведены большие работы по ликвидации заболоченности, был сооружён спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделённый Нагатинским мостом. История районаНаселённые пункты на территории района до 1960 годаНа территории современного района Нагатинский затон в прошлом были расположены хорошо известные в истории России подмосковные деревни и сёла: Дьяковское, Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. НагатиноДеревня находилась вплоть до 1960-х годов в районе нынешней конечной остановки трамваев в конце Судостроительной улицы. Вместе с тем, гать — это дорога через болото или затопленный участок суши. На гати — поселение на болоте. КоломенскоеДьяковскоеНазвание села, возможно, происходит от дьяка князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго), который управлял сёлами и имел здесь двор. [8] Рядом с селом находится высокий, пирамидальной формы, холм — «Дьяково городище». Здесь находилось поселение древнего человека, укрепленное валами и рвами. На городище активно развивались обработка металлов и гончарное ремёсла. [9] Село Дьяковское располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки. [8] С севера оно было отгорожено от села Коломенское Голосовым оврагом. Дьяковское впервые упоминается в духовной грамоте князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского, завещавшего сёла своей жене Елене Ольгердовне, дочери великого князя литовского Ольгерда. В середине XV века жена великого московского князя Василия Тёмного — Мария Ярославна выменяла Дьяковское у своей тётки княгини Василисы, и завещала отдать его сыну — будущему великому князю Ивану III. В 1447 году в «Докончании великого князя Василия Васильевича с князем Серпуховским и Боровским Василием Ярославичем» наряду с Коломенским говорится о селе Дьяковском уже как о владении великого князя. [8] Основную часть жителей Дьяковского составляли крестьяне, работавшие на пашне. Другую часть жителей села составляли «бобыли», у которых не было возможности содержать семью. С середины XVII века цари заводят здесь садовое хозяйство. По соседству с крестьянскими домами находились Потешный и Конюшенный государевы дворы, являвшиеся как бы филиалами дворцовых построек в Коломенском. Здесь же были поставлены небольшие государевы хоромы, нередко использовавшиеся царем Алексеем Михайловичем. На крутом склоне Дьяковского холма расположен памятник эпохи Ивана Грозного — Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. В последнее десятилетие XVII века церковью пользовались как жители сёл Дьяковское и Коломенское, так и жители отдалённых деревень, таких как Чёрная Грязь (Царицыно). При храме находилось кладбище, где многие из могильных надгробий являлись произведением русского камнерезного искусства XVII—XIX веков. Кладбище снесено в период подготовки к летней олимпиаде в Москве (1980). [8] Садовая слобода или СадовникиСвоим происхождением оно обязано коломенским дворцовым садовникам. НовинкиПо ревизским сказкам в 1816 году здесь насчитывалось 215 мужчин и 236 женщин, в 1859 году — 367 мужчин и 375 женщин. Значительную часть населения составляли старообрядцы, в деревне находилась их часовня. [17] История района после включения в черту Москвы в 1960 годуВ канун празднования 60-летия Октябрьской революции на острове в Нагатинской пойме был заложен Парк имени 60-летия Октября (архитектор В. И. Иванов), который занимает территорию более 100 га. В 1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза «Огородный гигант» была продолжена застройка ещё одного жилого массива [7] (Коломенская улица и Коломенская набережная — бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское). Создание районаЗначимые объекты районаМосковский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ)Московский судостроительный и судоремонтный завод был построен в затоне Нагатинской поймы и введен в действие в 1936 году. Основное направление работы завода — судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. В настоящее время теплоходы с маркой Московского судостроительного и судоремонтного завода эксплуатируются на большинстве водных путей России. Построенные заводом суда обеспечивают более 17 % всех пассажирских перевозок по России. [26] МССЗ со дня его существования построено 1804 теплохода. [26] Сейчас завод осуществляет строительство экологических судов нефте- и мусоросборщиков. Адрес завода: ул. Речников, д. 7. Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ)В 1979 году в районе Нагатино был открыт Московский институт водного транспорта, который в 1993 году получил название Московская государственная академия водного транспорта. Адрес академии: Судостроительная ул., д. 46. Лицей 1523 при МИФИВ 1988 году в районе была основана Московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа № 1170 при МИФИ. В 1994 году школе присвоен статус Государственного образовательного учреждения Лицей № 1523. Лицей находится по адресу: Кленовый бульвар, дом 21. Памятники истории и архитектуры, храмыНа территории района Нагатинский Затон находится государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское» — бывшая вотчина московских великих князей и царей. Территория заповедника охватывает бывшие села Коломенское и Дьяковское (Дьяково), а также находящийся рядом с Дьяково уникальный памятник археологии — Дьяково городище. Также в Коломенском сохранились относящиеся к XVII веку водовзводная башня, Передние и Спасские (Задние) ворота, Сытный двор, ограда Государева двора, стена Кормового двора и Фряжский погреб. Целый ряд памятников деревянного зодчества был перевещен на территорию Коломенского из других подмосковных сел. Православные храмыВ 2012 году завершается строительство храма святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне. Каменный храм, строится в рамках программы «200 храмов Москвы». Настоятель — иерей Михаил Шманов. Адрес: Судостроительная улица, влад. 48. [28] Другие объекты районаТранспортНа осушённых землях Нагатинской поймы находится Южный речной вокзал — один из двух пассажирских речных вокзалов Москвы. Современное здание вокзала (архитектор А. М. Рухлядев) было открыто в 1985 году, сам же вокзал переведен в Нагатино в 1972 году и долгое время находился на Нагатинской набережной. На территории района Нагатинский затон находится станция метро «Коломенская», вблизи границы района — станция «Каширская». Через Нагатинскую пойму проведен Нагатинский метромост, по которому идут поезда Замоскворецкой линии Московского метрополитена. В будущем планируется открытие ещё двух станций метро: «Технопарк» (Замоскворецкая линия) и «Нагатинский затон» (Каховская линия). Первую из них планируется расположить на поверхности перед метромостом в районе Нагатинской поймы, вторую (глубокого заложения) — под парком Коломенское. Герб и флагОписание гербаВ щите московской формы левая повышенная серебряная волнообразная перевязь. В верхнем пурпурном поле серебряное городище — три древних жилища, огороженных пятиугольным частоколом с открытыми воротами. В нижнем зелёном поле перекрещенные серебряные молот в столб, древний речной якорь, современный речной якорь. Описание флагаИстория районаРайон Нагатино–Садовники образован в августе 1991 года в ходе реформы исполнительной власти и создания нового административно-территориального деления города Москвы. Нагатино – местность, находящаяся на юго-востоке столицы, на правом берегу реки Москвы, в ее излучине в районе Нагатинской поймы. Район соседствует на востоке с районом Нагатинский Затон, на юге – с районом Москворечье-Сабурово, на западе с районом Нагорный, занимает берег Москвы-реки от Кожуховского до Нагатинского моста, с юга к району примыкает территория бывшего подмосковного села Коломенского, с запада – Новинок. Название района происходит от названия села «Ногатинское», на территории которого он располагается. Впервые село «Ногатинское» упоминается в качестве подмосковного села в историческом источнике первой половины 14 в. – духовной грамоте (завещании) московского и великого владимирского князя Ивана Даниловича Калиты (князь в 1325-1340гг.) вместе с селом «Коломенским». Судя по всему, Коломенское и Ногатинское были основаны переселенцами из города Коломны, относившегося к территории Рязанского княжества. Переселенцы были известны также как хорошие садоводы и огородники. Район «Садовники» относился к Коломенским вотчинам, здесь жили «дворцовые» садоводы, в начале XVIII века здесь имелись шесть образцовых плодовых садов с тысячами фруктовых деревьев. Эти сады были любимым местом пребывания Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Нагатинцы выращивали смородину, клубнику, малину, землянику, частью яблоки, разводили крупный рогатый скот, занимались огородничеством. По территории района проходят следующие улицы: Андропова проспект – 1984 г. Образован из части Пролетарского проспекта, названного так в честь пролетариата и являвшегося главной магистралью тогдашнего Пролетарского района. Настоящее название проспект получил после смерти Ю.В.Андропова и назван в его честь. Варшавское шоссе – 1950 г., бывшие улицы Верхние и Нижние Котлы и Серпуховское шоссе. Старинная дорога из Москвы в Варшаву вела когда-то сначала на юг и шла через Подольск, лишь дальше уклонялась на западом. Эта дорога в течение последнего столетия называлась Серпуховским шоссе – по имени славного города Серпухова. При его реконструкции в обновленную улицу были включены улицы двух подмосковных сел – Верхних и Нижних Котлов. Тогда и было принято решение восстановить для реконструированной магистрали (к югу от Большой Тульской улицы) имя старинной дороги. Высокая улица – 1966, бывшая Средняя и Нагатинское шоссе. Шоссе называлось Нагатинским, т.к. вело к селу Нагатино. Улица расположена на возвышенной части бывшей деревни Новинки. Каширское шоссе – 19 в. Названо так по имени старой дороги в подмосковный город Каширу. Она ответвляется от Варшавского шоссе и служит одним из звеньев трассы, ведущей к Домодедовскому аэропорту. Коломенский проезд – 1964. Ведет в сторону бывшего села Коломенского. Академика Миллионщикова улица – 1973. Михаил Дмитриевич Миллионщиков (1913 –1973), специалист в области механики и прикладной физики, вице-президент Академии наук СССР, Герой социалистического труда. Нагатинская улица – 1964. Возникла в ходе застройки Новинок, включила бывшее Нагатинское шоссе, связывает район Котлов с Нагатино, до 1975 г. включала современную Судостроительную улицу. Нагатинская набережная – 1964 к., расположена на правом берегу Москвы-реки, от Даниловского моста Окружной железной дороги до Судостроительной улицы. Длина – 5,6 км (самая длинная московская набережная), построена в начале 1960-х годов из сборного железобетона, облицованного гранитом. В 60-х–70-х годах построены многоэтажные жилые дома. Улица Садовники – 1964 г., названа по бывшей подмосковной деревне Садовники, находившейся между Нагатино и Коломенским. Старокаширское шоссе – 20 в. Названо по направлению старой дороги на подмосковный город Каширу после проведения нового Каширского шоссе. Хлебозаводской проезд – 1940 – е годы, назван по находившемуся в нем хлебозаводу, примыкает к Варшавскому шоссе. Комплекс градостроительной политики и строительства города МосквыНагатинский затонПоследние новостиИстория промзоныПромзона расположена в районе Нагатинский затон, который имеет богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории Российского государства подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки. В 1960 году они вошли в черту Москвы, и на месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли многоэтажные кварталы. Село Нагатино дало имя современным районам Нагатинский затон и Нагатино-Садовники. Раньше в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены «на гати», то есть на настиле из бревен для проезда и прохода по топи. Отсюда, по одной из версий, и произошло название села. Завод был введен в действие в 1936 году по адресу: ул. Речников, д. 7. Основным направлением его работы стало судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Интересно, что названия некоторых улиц в районе Нагатинский затон тесно связаны с судостроительным производством: Судостроительная улица (примыкает к МСиСЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа «Москвич», так называемые речные трамвайчики. Одновременно предприятие строило крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей. Суда, построенные на МСиСЗ в период с 1948 по 1993 г. Район Нагатинский затон расположен на Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница района проходит по южным и западным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюзу 10-11 реки Москва до южных границ музея-заповедника «Коломенское». У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки. Расположенный в этом районе Москвы кинотеатр «Орбита», после проведенной реконструкции в 2000 году является современным культурным центром. На площади перед ним проводятся праздничные культурно-массовые мероприятия. Нагатинский затонИстория промзоныПромзона расположена в районе Нагатинский затон, который имеет богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории Российского государства подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки. В 1960 году они вошли в черту Москвы, и на месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли многоэтажные кварталы. Село Нагатино дало имя современным районам Нагатинский затон и Нагатино-Садовники. Раньше в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены «на гати», то есть на настиле из бревен для проезда и прохода по топи. Отсюда, по одной из версий, и произошло название села. Завод был введен в действие в 1936 году по адресу: ул. Речников, д. 7. Основным направлением его работы стало судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Интересно, что названия некоторых улиц в районе Нагатинский затон тесно связаны с судостроительным производством: Судостроительная улица (примыкает к МСиСЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа «Москвич», так называемые речные трамвайчики. Одновременно предприятие строило крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей. Суда, построенные на МСиСЗ в период с 1948 по 1993 г.
|