нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему

Детский час

для детей и родителей

нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Смотреть фото нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Смотреть картинку нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Картинка про нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Фото нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему

Отзыв о рассказе Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Смотреть фото нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Смотреть картинку нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Картинка про нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Фото нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почемуГлавные герои рассказа Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» — два мальчика, жившие в одном доме. Одного из них звали Юра. Поначалу они были незнакомы друг с другом.

Школа, в которой учились мальчики, находилась далеко от дома, и после занятий те, кто жил в одном дворе, устраивали по пути домой шумные игры.

Однажды зимой, когда ребята после занятий играли в снежки, Юра обратил внимание на мальчика, который стоял поодаль и наблюдал за игрой. От знакомых ребят Юра узнал, что этот мальчик живет в его доме и учится в той же школе.

Юра познакомился с этим мальчиком и узнал, что его зовут Павликом. Оказалось, что Павлик живет этажом ниже Юры. Так началась их дружба. До знакомства с Павликом Юра дружил с мальчиком по имени Митя, который имел сложный характер, и дружить с ним было трудно. Митя часто обижался на Юру по разным пустяковым поводам, но потом быстро успокаивался и приходил мириться.

Павлик был совсем другим. Он обладал особой нравственной силой, которая давала ему психологическое превосходство над другими людьми. Павлик совершенно не принимал никаких сделок с совестью. Однажды, когда Юре и Павлику было уже по четырнадцать лет, произошел случай, показавший, насколько Павлик не приемлет предательства в дружбе.

Юра с детства занимался немецким языком и хорошо знал его. Учительница немецкого языка выделяла его среди других учеников и ставила Юре хорошие оценки. Но однажды она вызвала Юру к доске и стала спрашивать стихотворение, которое Юра не выучил, потому что несколько дней не ходил в школу. И тут Юра не нашел ничего лучшего, как сказать учительнице, что Павлик ничего не сказал ему про домашнее задание по немецкому языку. Тогда учительница отчитала Павлика, а Юре разрешила прочитать любое стихотворение по его выбору.

Но когда Юра вернулся на свое место, он обнаружил, что Павлика рядом нет. Оказалось, что тот собрал свои вещи и пересел за другую парту. После того случая Павлик целый год не общался с Юрой, не желая простить другу предательства. И только когда Павлик понял, что Юра изменился, он снова стал с ним общаться.

Большой проблемой для двух друзей было определение призвания в жизни. Они одинаково ровно учились по всем предметам и не могли решить для себя, кем хотят стать во взрослой жизни. Сначала они занялись химией и с увлечением варили гуталин. После химии настал черед физики, но и она не увлекла ребят. Потом было увлечение географией, а вслед за ней – электротехникой, закончившееся пожаром в квартире и вызовом пожарных.

Потом друзья надолго увлеклись балансированием и могли часами держать на носу различные предметы, вызывая недовольство родителей столь бестолковым занятием. Еще были прыжки с зонтиками из окна кухни, которые заканчивались выбитыми зубами.

Но со временем пристрастия друзей определились: Юра начал писать рассказы, а Павлик увлекся сценой и начал выступать в любительском театре. А потом война все расставила по своим местам. Павлик сразу ушел на фронт и вскоре погиб. Как потом узнал Юра, немцы предлагали Павлику и его товарищам сдаться в плен, но Павлик не стал этого делать и погиб в бою с врагами.

С той поры прошло много лет. Юра стал взрослым человеком, но он до сих пор испытывает чувство вины перед Павликом за то, что не стал таким, как он – человеком, неспособным на сделки с совестью.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» заключается в том, что в дружбе самое важное – перенять у друга все лучшее, что есть в его характере. Павлик был человеком высоконравственным, не способным на сделки с совестью и на предательство. В первые дни войны он мог сдаться в плен и остаться в живых, но он не стал этого делать и предпочел погибнуть в бою. Юра ценил душевные качества своего друга, но считал, что он сам не смог до конца стать таким же, как Павлик.

Рассказ Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» учит ценить дружбу и никогда не предавать друзей. Юра, учась в школе, однажды выставил Павлика в неприглядном свете, и Павлик после этого целый год не общался с Юрой, не сумев простить неоднозначный поступок друга.

В рассказе мне понравились главные герои, Юра и Павлик, которые настойчиво искали свое призвание в жизни и перепробовали множество разных увлечений. Друзья сумели найти себе дело по душе, но их планы разрушила война.

Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»?

Друга иметь — себя не жалеть.
Предательством счастья не сыщешь.
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Во всем нужно знать меру.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Ю. Нагибин: Мой первый друг, мой друг бссценный. Помогите написать отзыв!

«Мой первый друг, мой друг бесценный» — это пер­вая строка стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пу­щину». Пущин был лучшим другом Пушкина с ли­цейской поры. Он первым приехал к опальному поэту в Михайловское. Ю. М. Нагибин мерит свою дружбу с Павликом такой высокой меркой, и поэтому так и на­звал рассказ.

Своего друга герой рассказа впервые увидел длин­ным, тонким, бледно-веснушчатым мальчиком «с большими серо-голубыми глазами в пол-лица, он «с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы». Герою почему-то захотелось вы­ставиться перед этим мальчиком, но он понял, что ве­дет себя неискренне, и мальчик об этом догадывается. Через некоторое время отношение героя к новому мальчику резко изменилось. Герой почувствовал ува­жение к нему: «Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компа­нию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут».

Новый друг поражает героя: «Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик. если сумел войти в душу другого человека..» Спустя годы притя­гательное обаяние и одаренность друга для него оста­ются загадкой: «Я знаю, что еще не могу написать о Павлике по-настоящему. И неизвестно, смогу ли ко­гда-нибудь».

Дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назы­вает мнимой: она «началась еще в нежном возрасте четырех лет». Скорее всего мальчики подружились потому, что жили рядом, так как в этом возрасте чело­век редко выбирает себе друга.

Автор о своем опыте дружбы рассказывает с ирони­ей: «Я был уже искушен в дружбе. Помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чер­нявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников». Эпитеты, которыми автор наде­лял Митю, выдают неприязнь к нему. Герой рассказа размышлял так: если у всех есть друзья — и у меня должен быть «закадычный» друг.

Митя и Павлик отличаются и внешне, и по манере поведения — Павлик сдержан, немногословен, дели­катен. Конечно же, противоположны и внутренние качества.

Павлик «себя воспитывал сам». Он так поставил себя с родителями, что своими интересами, распоряд­ком дня, привязанностями и перемещениями, собой распоряжался сам. Его отличала самостоятельность и независимость. Он не пытался находиться на первом плане, а отличался «редким душевным целомудри­ем». «Не считал себя вправе навязывать людям свои мысли и соображения, взгляды и оценки, не говоря уже о сомнениях и надеждах. Посторонним людям он казался апатичным, вялым, безучастно пропускаю­щим бытие мимо себя. Но я — то знаю, как мощно за­ряжен на жизнь был Павлик, каким сильным, страст­ным, целенаправленным характером он обладал». Автор сравнивает его характер с характером Атоса: «безупречным и благородным всегда и во всем, вопре­ки всему». Дружбу с ним считает наступлением новой эры в жизни: «И вот настал в моей жизни Павлик». Павлик долгое время был на положении чужака и во дворе, и в классе, поэтому ребятам казалось, что он находился под покровительством и опекой Юры. «На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но ду­шевное превосходство было на стороне Павлика». «Его нравственный кодекс был строже и чище моего». Для Павлика очень важным было понятие чести, он «не признавал сделок с совестью»

Источник

Нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему

нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Смотреть фото нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Смотреть картинку нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Картинка про нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему. Фото нагибин мой первый друг мой друг бесценный какой герой понравился больше всего и почему

1. Юрий Маркович Нагибин;

2. «Мой первый друг, мой друг бесценный»

5. Год написания: примерно 70-е годы, если исходить из содержания рассказал. Это брежневская эпоха, эпоха «застоя».

6. Эпоха, описываемая в рассказе, относится к концу двадцатых – началу сороковых годов, время репрессий и коллективизаций.

7. Главные герои: Автор, он же рассказчик, Павлик – его самый близкий друг;

Рассказ автобиографичен, написан в форме мемуаров.

Автор вспоминает, как познакомился со своим самым близким другом Павликом, каким Павлик был человеком: скромным, даже застенчивым, но с твердыми нравственными установками. Нагибин сравнивает его с другим своим другом – Митей Гребенниковым – истеричным высокомерным мальчиком.

9. Я прочла этот рассказ во время летних каникул в учебнике по литературе, и, как бы пафосно это не звучало, он меня ошеломил. Несколько дней я ходила под впечатлением от прочитанного, не в силах оправиться от того трагизма, какой сквозит из каждой строчки.

Я думала о том, как жестока и несправедлива жизнь, и, может быть, именно тогда я в первый раз задумалась о том горе, которое принесла война. Горе, которое не отпускает человека до конца жизни, и малую толику которого Нагибин дал почувствовать своим читателям.

Читая рассказы о войне или изучая военные документы, мы подчас забываем, что за сухими столбиками цифр стоят реальные люди, и что персонажи, которые написаны в книжках – это тоже люди, такие же, как и мы, просто им повезло меньше – их жизнь на две неравные части разделила война.

Нагибин говорит о том, что мы получили в подарок жизнь, и теперь не вправе пренебрегать этим подарком. Мы должны делать всё, чтобы жизнь на Земле стала лучше: чтобы было меньше войн, катаклизмов, чтобы как можно меньше людей были обездолены. Нам это сделать легче, чем им – Павлику и всем тем, кто отдал свои жизни ради того, чтобы жили мы.

Источник

Юрий Нагибин: «Мой Первый друг, мой друг бесценный» сравнение дружбы героев.

Юрий Маркович Нагибин родился в Москве в семье служащего. Он благодарен судьбе за то, что жил «в хо­рошей, коренной части Москвы, в окружении пре­красных старинных церквей и густых садов». Ясно, что он умеет видеть красоту в привычном, знакомом. Из его автобиографических произведений видно, что человек на все годы сохранил в себе ребенка, а детские годы считает самыми значительными для себя. Он рассказывает о своем детстве, о своих увлечениях, о том, что считает важным: о дружбе, о поисках своего пути в жизни. Как важно, когда человек может уви­деть себя со стороны. В 1940 году в журнале «Огонек» появился его первый рассказ «Двойная ошибка». Ав­тор с юмором вспоминает о своем неумеренном вос­торге по поводу этого первого опубликования. Зато о том, что он — участник Великой Отечественной вой­ны, написано мало и скромно.

Очень важно, став взрослым, добившись каких-то высот, не забыть кому ты многим обязан. Юрий Мар­кович — человек благодарный. Он вспоминает, что «читать только хорошие книги», научил его отчим. Русская и западная классика были литературой его детства.

«Мой первый друг, мой друг бесценный» — это пер­вая строка стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пу­щину». Пущин был лучшим другом Пушкина с ли­цейской поры. Он первым приехал к опальному поэту в Михайловское. Ю. М. Нагибин мерит свою дружбу с Павликом такой высокой меркой, и поэтому так и на­звал рассказ.

Своего друга герой рассказа впервые увидел длин­ным, тонким, бледно-веснушчатым мальчиком «с большими серо-голубыми глазами в пол-лица, он «с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы». Герою почему-то захотелось вы­ставиться перед этим мальчиком, но он понял, что ве­дет себя неискренне, и мальчик об этом догадывается. Через некоторое время отношение героя к новому мальчику резко изменилось. Герой почувствовал ува­жение к нему: «Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компа­нию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут».

Новый друг поражает героя: «Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик. если сумел войти в душу другого человека..» Спустя годы притя­гательное обаяние и одаренность друга для него оста­ются загадкой: «Я знаю, что еще не могу написать о Павлике по-настоящему. И неизвестно, смогу ли ко­гда-нибудь».

Дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назы­вает мнимой: она «началась еще в нежном возрасте четырех лет». Скорее всего мальчики подружились потому, что жили рядом, так как в этом возрасте чело­век редко выбирает себе друга.

Автор о своем опыте дружбы рассказывает с ирони­ей: «Я был уже искушен в дружбе. Помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чер­нявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников». Эпитеты, которыми автор наде­лял Митю, выдают неприязнь к нему. Герой рассказа размышлял так: если у всех есть друзья — и у меня должен быть «закадычный» друг.

Источник

Мой первый друг, мой друг бесценный

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ

Мой первый друг, мой друг бесценный

Рассказ является автобиографическим. Повествование ведется от первого лица. Автор рассказывает о своем полуголодном послевоенном детстве, которое, несмотря на объективные трудности, оказалось ярко озарено счастьем первой настоящей дружбы.

В год его поступления в школу наплыв детей в ближние к его дому учебные заведения был настолько велик, что школы не смогли принять всех желающих. Автор в числе других детей из своего дома “угодил” в школу

Обычно по пути домой ребята завязывают “снежные баталии” в Телеграфном переулке. Там автор впервые замечает “длинного, тонкого, бледно-веснушчатого мальчика с большими серо-голубыми глазами в пол-лица. Стоя в сторонке и наклонив голову к плечу, он с тихим, независтливым восхищением наблюдал их молодецкие забавы…

Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию… но не хотел навязываться,

Автор узнает, что мальчик живет в их же доме, знакомится с ним. “Сколько было потом знакомств, сколько звучало имен, ничто не сравнится с тем мгновеньем, когда в заснеженном московском переулке долговязый мальчик негромко назвал себя: Павлик”.

Поначалу автор не считает Павлика своим близким товарищем. У него уже был закадычный друг Митя Гребенников, слабодушный, чувствительный, слезливый, по-женски отходчивый, хоть и способный к истерическим вспышкам ярости. Однажды он даже бросился на автора с ножом, когда тот “всыпал” ему за то, что переехавший в новый дом Митя принялся причитать, что старое жилье он вспоминает только в кошмарном сне. “Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, хотя бы ради сладости примирения” кажутся автору непременной принадлежностью дружбы. Сблизившись с Павликом, он долгое время считает, что просто покровительствует робкому чужаку, не понимая, что нашел наконец настоящую дружбу.

Долгое приятельство с Митей не проходит для автора бесследно: он привыкает к моральному соглашательству, привыкает прощать предательство. Например, однажды Митя доносит на товарища, что тот играл на деньги, за что, по тем времена, могли бы запросто исключить из школы. Затем Митя принимается утверждать, что сделал это для его же пользы, чтобы в нем вдруг не пробудились прежние наклонности, а затем со слезами требует “вернуть ему былое доверие ради святой дружбы”.

Все это выглядит фальшиво, скверно, непорядочно.

Павлик же не признает сделок с совестью. Однажды автор, который всегда блестяще учился по немецкому языку и не унижался до того, чтобы готовить домашние задания, оказывается у доски. Он не выучил стихотворение, потому что накануне не был в школе и не знал, что стихотворение вообще было задано.

Чтобы избежать двойки, автор сваливает вину на Павлика, у которого он действительно спрашивал задания по всем предметам, кроме немецкого. Учительница выговаривает Павлику, тот слушает ее молча, не оправдываясь и не огрызаясь. Спустив пары, немка просит автора прочесть любое стихотворение по выбору.

Он отвечает блестяще, поскольку прежде занимался с репетиторшей и немецкую поэзию знает хорошо. Получив “отлично”, автор возвращается на место, но Павлика рядом с ним уже нет. Он пересел на другую парту.

Автор недоумевает, что сподвигло товарища уйти от него, и замечает, что глаза у Павлика красные и налитые влагой. Прежде, даже после жестоких и неравных драк, он никогда не видел друга плачущим.

Павлик не разговаривает с автором, не отвечает на его притворно-равнодушные вопросы. Видно, что его до глубины души потрясло то, что “его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошел бы в огонь и в воду”.

Автору не хочется признаваться в собственной низости, он пытается оправдаться, но при всем желании не может этого сделать. Почти год Павлик держит его в отчуждении. Все попытки автора “помириться между прочим” не приносят успеха. Павлик “презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости, все скользкое, уклончивое, двусмысленное – прибежище слабых душ”.

Павлику не нужен такой человек, каким показал себя автор на уроке немецкого. Его нравственный кодекс гораздо выше.

Однако, через год, когда автор посылает другу записку с просьбой о встрече, Павлик без всяких церемоний поднимается к нему в квартиру, как делал это прежде. Автору не надо извиняться перед ним: Павлик понял, что его друг внутренне

Изменился, а стало быть не должен нести ответственность за себя прежнего.

“Редкое душевное целомудрие заставляло его держать на запоре свой внутренний мир. Он не считал себя вправе навязывать людям свои мысли и соображения, взгляды и оценки, не говоря уж о сомнениях и надеждах. Посторонним людям он казался апатичным, вялым, безучастно пропускающим бытие мимо себя”. Только автор прекрасно знает, “каким сильным, страстным, целенаправленным характером он обладал.

Ему так и не пришлось выйти на суд людской. Все, что в нем развивалось, зрело, строилось, не успело обрести форму”.

Павлик происходит из семьи людей малообразованных, мало чем интересующихся, мало к чему способных. Его отец часовщик, который временами с удовольствием вспоминает, как однажды смотрел спектакль “Коварский и любовь”.

В семье автора “все думали”. Здесь существует культ книг, а Павлику настроенность на культуру необходима, как воздух. В каждым годом друзья становятся все ближе и дороже друг другу.

На пороге юности их поражает “общий недуг – невыясненность устремлений”. Друзья хотят “играть, а не присутствовать безмолвными статистами на сцене жизни”. Они оба ровно и хорошо учатся по всем предметам, но какой-то основной страсти, которая подсказала бы друзьям, какую дорогу выбрать в жизни, ни у одного нет.

Автор и Павлик активно ищут себя.

У Павлика есть два дяди, оба ученые, один физик, другой химик. Их блистательный пример заставляет ребят по очереди пробовать себя на каждом из этих поприщ. Первым делом они принимаются варить гуталин.

Квартира насквозь пропитана запахом ваксы, и, чтобы жильцы не ругались, ребята чистят гуталином собственного производства всем сапоги. Но гуталин не дает блеска, и обувь приходится перечищать.

Затем автор с Павликом пытаются создать красную тушь, но толку от этого тоже никакого. Когда на обеих науках ребята ставят крест, им на глаза попадается “Охранная грамота” Б. Пастернака. Автор с Павликом читают о муках будущего поэта, мечтавшего стать композитором, но не обладавшего абсолютным слухом.

Пастернак отказался от того, чтобы делать карьеру музыканта, после того, как узнал, что его кумир А. Скрябин “скрывает, как нечто постыдное, несовершенство своего слуха”.

Ребята ищут себя в географии, биологии и электротехнике, что заканчивается небольшим пожаром. Их “отдых от трудов праведных” не менее изнурителен и целенаправлен. Друзья то осваивают балансировку (по часу, почти до потери сознания удерживая на носу половую щетку или бильярдный кий), то, по примеру девушек-парашютисток прыгают с большой высоты с двумя зонтами на асфальт.

Для автора это кончается сотрясением мозга, а Павлик выбивает себе половинку переднего зуба.

Незаметно автор начинает писать рассказы, а Павлик пробует свои силы на подмостках любительской сцены. В этих занятиях друзья уже не спешат объединяться и чувствуют, что на сей раз “каждый столкнулся со своей судьбой”. Но ни один не в силах признаться себе, что выбор сделан. По окончании школы оба подают заявления в медицинский институт – “обычное прибежище тех, кто не ладит с математикой и не верит в себя на гуманитарном поприще”.

Отучившись полгода, оба поступают в Институт кинематографии. Автор зачислен на сценарный, Павлик, выдержавший, кроме того, экзамены в ГИТИС (театральный институт) и Историко-архивный, начинает учиться на режиссерском факультете. Отец относится к выбору Павлика спокойно, тешит себя надеждой, что еще увидит сына в постановке “Коварский и любовь”.

Как свидетельствовали потом немногие оставшиеся в живых жители Сухиничей, ни один человек из отделения, которым командовал Павлик, не выполнил требование фашистов.

Павлик на протяжении долгих лет после окончания войны снится автору. Сон все время повторяется: Павлик жив и вернулся, но к автору он не идет, он не нужен ему. Во сне возле Павлика только его мать, их осеняет какая-то общая забота, которая автору не понятна. Автор все пытается объяснить, что ничем не виноват перед Павликом, что не заслужил такого равнодушия, но Павлик почти не слушает его, только холодно кивает и молча проходит мимо. “Может, там, откуда пришел Павлик, иные мерки…”

Автор отправляется в гости к приятелю в загородный дом. По пути автор видит дорожный знак “До Сухиничей… километров”. За сбором грибов автор наступает на моток колючей проволоки, что лежит здесь с войны, запутывается в ней, с трудом выбирается из капкана.

Автору приходит на ум, что он находится совсем рядом с тем местом, где прошли последние минуты жизни его бесценного друга. Он понимает, что на самом деле безмерно виноват перед ним – виноват, что не отдал за Павлика своей жизни, что не спас других людей, виноват в тюрьмах, в лагерях, в том, что в мире не затихают выстрелы, что гибнут дети и не счесть обездоленных.

“Надо все время помнить о подвиге ушедших; может быть тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших”.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *