Нагуаль что это такое
Тональ и Нагваль — суть дуализма
Тональ и Нагваль отображают дуализм нашей Вселенной, воплощенный в системе знаний древних индейцев. Это классическая пара проявленного и непроявленного, присущая многим философиям и культурам. Но учение ацтеков не только представляет ее под другими названиями, но рассматривает в уникальном контексте, способствующем более полному пониманию.
Этимология
Происхождение слов «Нагваль» и «Тональ» связывают с культурой древних ацтеков.
Мифология и философия
Данные термины многозначны и не ограничиваются одним толкованием. Это не только конкретные, но и широкие философские понятия. В мифологии индейцев они отображают дуализм восприятия реальности.
Тональ — это видимый мир и способность его осмысливать, Нагваль — непроявленное нечто, находящееся за гранью понимания и описания. Первое сравнивают с организующим началом, неким порядком, привычным жизненным пространством; второе иногда называют хаосом, неподдающимся осознанию.
Во всех культурах и философиях есть подобное разделение на:
Нагваль всегда рождает Тональ и присутствует в нем незримо, поэтому их считают едиными. В человеке первый проявляется через интуитивные знания, а второй — через личность, логику и способность воспринимать окружающий мир.
Нагуаль в магии
У мексиканских индейцев существуют предания о колдунах, которые выбирают Нагваль для новорожденного ребенка. Происходит это без ведома родителей.
Шаман посылает собственного двойника украсть младенца и отнести в скрытое место. Туда приходят разные нагвали (дикие или домашние животные) и разглядывают малыша. Выбор свершится, когда один из зверей оближет его (таким образом, сила сама выбирает человека).
Чтобы использовать индивидуальный магический тотем, необходимо специальное обучение у колдуна.
Часто можно услышать о негативном использовании с корыстными и не всегда понятными целями: для похищения детей, соблазнения женщин или мужчин, наведения страха и т.п.
Однако во многих случаях взаимодействие с непроявленным служит для исцеления, осознания, достижения видения.
Использование в искусстве и литературе
Представление мексиканцев о Нагвале можно почерпнуть из нехитрой живописи Ретабло. Это небольшие картинки с сюжетами, которые заказывают художникам, если хотят отблагодарить высшую силу за удачный исход дела или ситуации. На них встречаются изображения тотемных зверей, причем нередко – самой фантастической внешности.
Магический двойник в виде животного — частый элемент художественной литературы или кинематографии. Он ярко показан в фильме «Ворон», а также во многих историях о вервольфах и оборотнях.
Понятия Тоналя и Нагуаля можно встретить в песнях современных музыкальных групп и стихах, но в большинстве случаев это отголоски творчества широко известного писателя, этнографа и философа — Карлоса Кастанеды.
В книгах Карлоса Кастанеды
Данные понятия стали широко известны благодаря трудам Карлоса Кастанеды, собиравшего материал для магистерской диссертации по антропологии. В процессе работы он встречался с индейским шаманом Хуаном Матусом и через него познакомился с учением о Пути воина (или знания). Результатом многолетнего обучения и записок стала серия из двенадцати чрезвычайно популярных книг.
Тональ
Наиболее полное толкование дуальной пары дается в книге «Сказки о силе».
Тональ рассматривается с нескольких сторон: как привычное для человека жизненное пространство и организующее осознающее начало. Это все, чем мы являемся, что думаем, говорим, делаем, чувствуем, можем понять и описать.
Это опыт, который мы получаем с момента рождения и до самой смерти; порядок и организация, присущая каждому существу, но имеющая индивидуальные отличия. Это сформировавшаяся личность, характер, пристрастия, убеждения и образ жизни.
Тональ рождается из непроявленного и разрушается им же, но также – помогает его постигать (что необходимо для эволюции). Если он слабый или негибкий — прикосновение к неведомым силам станет страшным ударом, способным привести к гибели или безумию. Его укрепление, тренировка, подготовка и совершенствование — важное правило для каждого, кто находится на пути воина.
Согласно учению Дона Хуана, Тональ сильно ослабевает вследствие индульгирования. Это негативное самовнушение, которое появляется из-за привычки думать о себе, как о неспособном, слабом, глупом и ничтожном человеке. Кроме того, сюда относятся страхи, уныние и пессимизм.
Важное правило гармонизации тоналя — соответствие мысли, слова и дела. Разум и действие должны быть полностью согласованы, иначе человеку не удастся достигнуть поставленных целей. Кроме того, необходима максимальная осознанность: бдительность и внимание к собственным чувствам, мышлению, восприятию.
Нагваль
Этим понятием Дон Хуан описывает все, что находится за пределами тоналя и о чем невозможно помыслить.
В человеке он связан с правым полушарием мозга и левой стороной тела. Это хаос неведомого, который противопоставляется привычкам и установленному порядку.
Он является основой невероятных сил: интуиции, ясновидения, магии и т.п. Для его нахождения необходимо отключиться от обычного восприятия — шаманы делают это за счет расщепления, называемого «шептание в оба уха».
Из общего понятия исходят дополнительные толкования данного термина. В работах Кастанеды он также означает намерение, дух, «второе внимание». Кроме того, слово служит наименованием для особых «двойных» существ, для которых открыто «правило». Нагваль способен смещать точку сборки (эманации восприятия) – не только собственную, но и других людей.
Нагуаль
Нагваль или Нагуаль (англ. Nagual от нах’уахль — nahualli) — как утверждает традиционная антропология, в мифологии индейцев группы науаль и майя — дух-хранитель, териоморфный двойник (звероподобный ангел-хранитель), второе «Я». Нагвалем обладали не только люди, но также животные и боги. Часто изображались в виде животных (ягуара, койота, орла и т. д.).
Содержание
Нагваль и учение дона Хуана
В мировоззренческой системе современных толтеков, получившей всемирную известность благодаря книгам Карлоса Кастанеды, концепт «нагваль» занимает центральное место (наряду с тоналем). Согласно учению дона Хуана, передавшего своё знание Кастанеде:
Цитата из книги «Дар Орла»
Орел – сила, правящая судьбой живых существ, – отражает всех этих живых существ одновременно и одинаково. Поэтому у человека нет возможности молиться Орлу, просить об услугах, надеяться на его милость. Человеческая часть Орла слишком незначи-тельна, чтобы затронуть целое. Только судя по действиям Орла, видящий может сказать, чего Орел хочет. Хотя Орла и не волнуют обстоятельства жизни любого живого существа, каждому из них он сделал дар. По принадлежащему ему праву и своим собственным способом, каждое из них, если пожелает, имеет силу сохранить пламя осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть сожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли сквозь него, совершенно очевидно, что Орел дал этот дар для того, чтобы увековечить осознание. Для того, чтобы вести живых существ к этому проходу, Орел создал Нагваля. Нагваль – это двойное существо, которому было открыто правило. Будь он в форме человека, растения или чего угодно живого, Нагваль, в силу своей двойственности, имеет тягу искать этот скрытый проход. Нагваль приходит парами, образованными мужчиной и женщиной. Двойной мужчина и двойная женщина становятся Нагуалем только после того, как каждому из них будет открыто правило и каждый из них поймет и примет его полностью.
Глазу видящего Нагваль-мужчина или Нагваль-женщина видятся как светящееся яйцо с четырьмя отделами. В отличие от обычных людей, имеющих только две стороны – правую и левую, у Нагуаля левая сторона разделена на две длинных секции, точно так же и правая. [1]
Нагуаль
Нагуа́ль или нагва́ль (англ. nagual от ацт. nahualli — быть спрятанным, сокрытым) — многозначный термин в книгах и интервью Карлоса Кастанеды:
Содержание
Намерение, неописуемое, дух, абстрактное, нагуаль
Я рассказал дону Хуану о понимании, которое возникло у меня относительно моей раздвоенности. Когда он начал объяснять ее с точки зрения положения точки сборки, я утратил свое отвердение. Мягкая часть вновь приобрела это свое качество, как и в первый раз, когда я впервые заметил свою раздвоенность, и я снова начал понимать объяснения дона Хуана.
Он сказал, что когда точка сборки двигается и достигает места без жалости, позиция рационализма и здравого смысла становится шаткой. Ощущение, что я имею более старую, темную и безмолвную сторону, было точкой зрения, предшествующей разуму.
Есть и другие миры, чем этот согласованный (consensual) мир. Нагваль — произносится «NO ALL» (НЕ ВСЁ).
Достижение
Союзник
Растения подводят ученика непосредственно к нагуалю, а союзник является одним из его аспектов. Мы действуем исключительно в центре разума (reason) вне зависимости от того, кем мы являемся, и откуда мы пришли. Разум по своей природе, как и следовало ожидать, может объяснить все, что происходит, в рамках его
идеи мира(its view of the world — взгляда на мир).
Союзник – это нечто такое, что находится вне его обозрения (outside of that view — вне этого взгляда), вне царства разума. Он может наблюдаться (witnessed — быть засвидетельствован) только в центре воли в те моменты, когда наш обычный взгляд (view) остановлен. Поэтому правильно было бы сказать, что это – нагуаль. Маги, однако, могут научиться воспринимать (perceive) союзников крайне сложным образом, и, поступая так, они оказываются слишком глубоко погруженными в новую точку зрения (new view).
Чтобы защитить тебя от такой судьбы, я не представлял (emphasize — акцентировал, предавал особое значение) тебе союзников так, как обычно это делают маги. Маги после многих поколений использования растений силы в своих взглядах научились объяснять все, что было для них объяснимым (Sorcerers have learned after generations of using power plants to account in their views for everything that is accountable about them.). Я сказал бы, что маги, используя свою волю, добились расширения своих взглядов (views) на мир. Мой учитель и мой бенефактор были ярчайшими примерами этого. Они были людьми огромной силы, но не были людьми знания.
Они так и не разорвали границ своего огромного мира (enormous views — бесчисленных взглядов, точек зрения, воззрений), и поэтому никогда не прибыли к целостности самих себя. Тем не менее, они знали об этом. Не то, чтобы они жили, отклонившись от правильного пути и претендуя на что-то выше своих возможностей; они знали, что шагнули мимо лодки, и что только в момент их смерти вся загадка будет полностью раскрыта им. Магия дала им только мимолетный взгляд (glimpse — проблеск), но не реальные средства для достижения этой неуловимой целостности самого себя.
– Я дал тебе достаточно из описания мира магов (the sorcerers’ view — точка зрения магов, взгляд), не позволив зацепиться за это. Я говорил, что только когда помещаешь один взгляд напротив другого (одну картину напротив другой), можно проскользнуть между ними и прибыть к реальному миру. Я хочу сказать, что целостности самих себя возможно достичь только если полностью понимаешь, что мир – это просто точка зрения (view), вне зависимости от того, принадлежит ли эта точка зрения обычному человеку или магу.
Именно здесь я уклонился от традиции. После целой жизни борьбы я знаю, что действительно важным является не просто научиться новому описанию (description), но прибыть к целостности самого себя. Следует прибыть к нагуалю, не покалечив (maligning — клевета, злословие) тоналя и, превыше всего, не покалечив (injuring) своего тела. Ты принимал эти растения, следуя точным этапам, через которые прошел я сам. Единственным отличием было то, что вместо того, чтобы погрузить тебя в них, я остановился, когда решил, что ты накопил достаточно взглядов (views) на нагуаль. Именно по этой причине я никогда не хотел обсуждать с тобой твои встречи с растениями силы и не позволял тебе привязываться к разговорам о них. Не было смысла детализировать невыразимое. Это были настоящие экскурсии в нагуаль, в неизвестное.
Следует прибыть к нагуалю, не покалечив тональ и особенно тело
После целой жизни борьбы я знаю, что действительно важным является не просто научиться новому описанию (description), но прибыть к целостности самого себя. Следует прибыть к нагуалю, не покалечив (maligning — клевета, злословие) тоналя и, превыше всего, не покалечив (injuring) своего тела. Ты принимал эти растения, следуя точным этапам, через которые прошел я сам. Единственным отличием было то, что вместо того, чтобы погрузить тебя в них, я остановился, когда решил, что ты накопил достаточно взглядов (views) на нагуаль. Именно по этой причине я никогда не хотел обсуждать с тобой твои встречи с растениями силы и не позволял тебе привязываться к разговорам о них. Не было смысла детализировать невыразимое. Это были настоящие экскурсии в нагуаль, в неизвестное.
Нагуаль (лидер)
Затем он объяснил роль руководителя в жизни магов. Он сказал, что такой руководитель, называется «нагуаль», и что нагуаль – это мужчина или женщина с экстраординарной энергией; это учитель, обладающий трезвостью, стойкостью и стабильностью. Такого человека видящие видят как светящуюся сферу, имеющую четыре отделения, как если бы четыре светящихся шара сжали вместе. Благодаря такой необычной энергии нагуали являются посредниками. Их энергия позволяет им получать мир, гармонию, знание и смех прямо из источника, из намерения, и передавать их своим товарищам. Нагуали ответственны за предоставление того, что маги называют «минимальным шансом»: осознание человеком связи с намерением.
Альтернативные расшифровки
Западная философская традиция
Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри, Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции.
1. Байки про Орла (иносказания, аллегории, эвфемизмы) указывают на структурные особенности гностицизма, так как в гностицизме бог — это деспот, демиург, который устроил концентрационную вселенную. Орел — это демиург.
В «других традициях», обычно, бог не рассматривается, как враг, которого нужно преодолеть.
2. Продление жизни во что бы то ни стало любой ценой у древних видящих — это очень близкая к христианству, модифицированная, тема одной жизни. Формат линейного течения времени, где нет никаких циклов. Инкарнация началась и продолжается. У кого-то закончилась и он улетел, но само время идёт вперед. В изложении о древних видящих Кастанеда устанавливает западную тему кратковременности, бессмысленности и ненужности бытия. Которая сейчас называется экзистенциализмом.
В азиатско-тихоокеанских регионах жизнь не одна, есть реинкарнация.
3. Образы нагуалей (Элиас, Хулиан, Хуан и другие) связаны с мистиками начала 20 века: Кроули, Гурджиев, Успенский, Блаватская, Бейли, Безант, Штейнер и другие. Западная оккультная традиция, ориенталистская, заигрывающая с азиатскими темами.
4. Кастанеда устанавливает неоплатонизм. Аристотель считал, что наши глюки — это наша субъективная реакция на явления обычного мира. Платон считал, что чудеса, энергия, боги, ангелы — они реально существуют и глюками не являются. Он считал, что есть идеи: идея бога, идея блага, идея любви, идея прогресса — они все реально существуют, их много и они выстраиваются в иерархию. А потом был Плотин у которого в основе всего лежит бог Нус (др. греч. мысль, разум, ум). Плотин называет бога Нус абстрактным, намерением. Осталось добавить сюда слово нагуаль и получится то же самое, что пишет Кастанеда в книге Огонь изнутри.
Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции, а, как известено, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.
О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то словесная тарабарщина Кастанеды начинает быть интересной. Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам известные вещи — геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков.
Нагуаль что это такое
Карлос Кастанеда «Сказки о силе»
Н аш мир делится на два острова: известные нам предметы, явления и существа и неизвестные области мироздания, о которых наш ум никогда не слышал и не знал. Некоторые из этих областей так и останутся неизвестными, потому что человеческая форма имеет ограничения и не может воспринимать все грани мира. Эти грани мира называются философами «непознаваемое», а индейцы Мексики используют термин «нагуаль». Но среди неизвестного есть и то, что мы можем узнать и воспринять, и этого достаточно много даже для одной человеческой жизни. Наш разум говорит, что кроме известного мира ничего больше нет. Все давно исследовано, описано учеными в виде формул или занесено в религиозные книги. Наш мир исследован вдоль и поперек. И это так. Известный нам мир дон Хуан назвал остров «тональ». Но ключевым словом к непознанному, или нагуалю, является слово «разум». Действительно, речь идет о мире, который может быть познаваемым не при помощи разума. В человеческом организме есть центр энергии, центр силы, который может воспринимать и действовать параллельно разуму, и нисколько на него не опираясь. Это центр воли.
Д авайте начнем по порядку и разберемся, как взаимосвязаны два мира – тональ и нагуаль, или известное и неизвестное. Тональ, это все, что нам известно; все, чему найдется название; что видят наши глаза и слышат уши. Да, душа, дух, Бог, рай и ад, это все слова острова тональ и они относятся к известному нам миру. Я бы даже сказала точнее: к описанному или придуманному миру. Люди привыкли называть это реальностью. Толтеки считают, что тональ связан с нашим телом и концентрируется в правой части организма. Нагуаль, соответственно проецируется на левую часть тела. Тональ можно понять посредством разума, не задействовав волю. Что такое Бог? Любой богослов расскажет вам в течение нескольких минут, приведет синонимы, опишет систему взаимодействия с Богом и даст его точные характеристики, которые будут зависеть от его принадлежности к определенной конфессии. И ваш разум дорисует воображаемый образ. Так, что-то совершенно неконкретное станет частью тоналя и займет свое место на «чердаке» разума. В тонале все вещи имеют название, из них созданы шаблоны и они хранятся в копилке ума, чтобы описать неизвестное, которое вдруг постучится в нашу дверь. Именно существующий в мире тональ заставляет нас думать, что наши тела твердые, что нам отведено определенное время для жизни и что мы ничего не можем, кроме того, что умеем сейчас. Однако не поймите меня неправильно, я не призываю отказаться от тоналя, отбросить его и ринутся в мир нагуаля, вооружившись чистой волей. Напротив, тональ нам очень даже нужен. Это наш инструмент, в общем-то, это единственный инструмент, который мы пока имеем, ведь воля еще не сформирована, а слабые отголоски нагуаля, которые приходят к воину на его пути, способны лишь слегка взбодрить или напугать.
П оэтому, надо рассмотреть тональ как инструмент нашего дальнейшего продвижения, а для этого изучить, как он устроен. Давайте представим разум как комнату, где хранятся разные вещи. Оглянитесь вокруг и посмотрите на свою комнату. У кого-то царит порядок, а у кого-то вещи разбросаны в полном хаосе и по углам много пыли. То же самое и происходит с нашим тоналем. У большинства людей там царит полный беспорядок. Приведу пример. Я недавно общалась с молодым человеком, который считался в обществе довольно энергичным и многообещающим. Он уже совершил ряд ошибок в создании бизнеса и собирался теперь, учитывая свой опыт, отправится в США, чтобы заработать деньги в казино, работая крупье. На первый взгляд он казался рациональным и знающим свою цель, что характеризовало бы его тональ как организованный и правильный. Но чем больше я с ним общалась, тем больше видела из каких ужасных нагромождений информации родилась его идея. Утверждая, что надеется на свой математический ум, он тут же прочел мне пространственную лекцию о везении и удаче, по большому секрету рассказал о домовом, который ему помогает. Голова молодого человека была набита штампами и шаблонами, взятыми из сети Интернет, из рекламных роликов, из высказываний его друзей. Он всегда ссылался на достоверный источник (как правило, такие источники создаются с целью манипулирования разумом) и ни разу на свои собственные доводы или размышления. Причем, многие его выводы противоречили друг другу, но, кажется, он этого не замечал, а когда я подводила его к этим несовпадениям, то впадал в ступор и переводил разговор на другую тему. Такой тональ может служить четким примером неорганизованного мира. Такой тональ контролирует человека и заставляет его тратить огромное количество энергии на поддержание контроля вокруг себя. Я бы сказала, что передо мной «пустышка», человек со случайным набором мировоззрений, ни на чем не основанных, но, увы, большая часть людей именно так и живет. Загляните внутрь себя и будьте честными: что из того, что вам известно, было вашим личным умозаключением? О том, что Земля круглая и предметы вокруг нас твердые, нам рассказали. О том, как устроен мир и почему солнце восходит утром, а садится вечером, нам тоже рассказали. Ведь я лично не видела, что земля круглая. Почему я в это верю? Потому что так устроен тональ. С одной стороны он кажется очень рациональным и практичным, но если копнуть глубже, может оказаться, что все наши суждения основаны на иллюзиях. Если принять этот факт, можно начать работу над собственным тоналем. В вашем разуме следует навести порядок и как из комнаты выносят мусор, так же вымести чужие мысли и ни на чем не основанные выводы.
П рактическое задание этого урока: исследовать собственный тональ. Выключите мысли и послушайте тишину. Обратите внимание, как через несколько мгновений тональ начнет заполнять эту тишину: в уши ворвутся звуки мира: голоса людей и шум машин, вы услышите ветер или вой сирен. Если вы будете продолжать сдерживать поток мыслей, тональ напомнит о себе другим способом: тело может начать испытывать дискомфорт, вдруг появятся неотложные дела или зазвонит телефон. Разрешите тоналю вернуться, но отследите его навязчивость, заметьте его стремление заполнить тишину внутри вас. Когда вы заметите, что вам навязывается мир, сделайте простой вывод: вы не хотите принимать навязанный мир. Потом отпустите тональ и займитесь обычными делами. Зерно будет посажено и скоро даст всходы. На досуге поищите в своих мыслях собственные выводы о мире. Если таковых не найдется, а окажется что все известное было прочитано в книгах или услышано от других людей, примите к сведению, что это может оказаться ложью. Начните чистить ваш тональ от лишних и ненужных шаблонов и штампов. Ведь только чистый и упорядоченный тональ даст вам возможность двигаться дальше. Вы должны контролировать известный вам мир, а не он вас.
В ернемся к нагуалю. Мир неописуемых свойств, мир того, что нельзя назвать словами. Тогда как нам говорить о нагуале? Никак. О нагуале нет смысла говорить, потому что слова принадлежат тоналю и могут описать лишь что-то, относящееся к привычному миру. Нагуаль можно только ощутить, а когда он придет, сомнений не возникнет. В обычной жизни нагуаль иногда пробивается в наше сознание в виде предчувствий, интуиции и чувств, которые невозможно описать, потому что для них нет слов. Наверняка, вам доводилось слышать в ответ на вопрос: «почему ты так поступил?» невнятные ответы вроде: «Что-то подсказало мне поступить именно так», или «Странное чувство из глубины души заставило меня сделать так». Женщины могут сослаться на сердце, на интуицию, а мужчины просто пожмут плечами, когда вы попросите локализовать это странное чувство и конкретизировать его. Правильно, потому что нет смысла описывать то, что не принадлежит миру тоналя. В тонале правят слова. Они называют явления, описывают их, при этом не углубляясь в суть, они учат наш разум постоянно болтать. Поэтому, когда приходит нагуаль, внутренний монолог сразу же останавливается и привычный мир рушится, зрение и слова становятся бесполезными. Нагуаль как огромная волна, накрывает холодом неизвестности, и нет никакого смысла сопротивляться. Для тех, кто один раз ощутит нагуаль, никаких слов и вопросов не найдется.