наибольшая острота слуха свойственна детям какого возраста
Что нужно знать родителям про детский слух
Руководство для родителей
Строим будущее
Вот уже более 40 лет компания Phonak занимается разработкой и внедрением в сурдологическую практику инновационных технологий для детей с расстройствами слуха. Высокотехнологичные решения от Phonak помогли сотням тысяч маленьких пациентов с несовершенным слухом влиться в нормальную коммуникативную среду.
Это пособие предназначено для родителей, чьи дети здоровы или уже страдают сниженным слухом. Ознакомившись с ним, Вы узнаете о причинах проблемы, профилактике тугоухости, и о том, как помочь своему ребенку обрести чудесный мир звуков, если он плохо слышит. В добрый путь!
Зачем ребенку нужен хороший слух
Значение слуха в детском возрасте сложно переоценить. Благодаря этому чувству ребенок развивает речевые и коммуникативные навыки, познает окружающий мир через его многоголосое «звучание», учится читать, наслаждается музыкой, получает предупреждение об опасности.
Хороший слух — это мир, полный красок, знаний и безграничного общения — это яркое и интересное настоящее и перспективное будущее!
Как мы слышим
Узнайте как устроено ухо, и как оно функционирует. Это поможет Вам определять условия и состояния, оказывающие влияние на слух вашего ребенка.
Человеческое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.
Электрические импульсы, попадая в слуховой нерв, и являются тем, что наш головной мозг воспринимает, как звук, который мы слышим. Нарушения на любом участке этой цепочки — будь-то обычная серная пробка в слуховом проходе, отек при воспалении среднего уха, разрыв барабанной перепонки, повреждения косточек или нервов, станут препятствием для хорошего слуха у ребенка.
Как проверить слух у ребенка самостоятельно
Оценку остроты слуха у детей в плановом порядке выполняет врач — сурдолог, но ухудшение или полная потеря слуха могут наступить внезапно, поэтому главная ответственность за выявление нарушений слуха ложится на плечи родителей. Узнайте, как оценить остроту слуха у детей.
Когда ребенок начинает хорошо слышать?
Органы слуха у плода развиваются полностью к 20 неделе беременности, поэтому новорожденный малыш должен вас слышать, различать высоту звука и интонацию
А это значит, что следить за остротой слуха нужно с самого рождения.
Как нам узнать, что у ребенка слабый слух? Симптомы тугоухости зависят от степени сниженности слуха. У ребенка может присутствовать один симптом или все сразу. Типовые признаки нарушений слуха в детском возрасте:
Этапы развития речевых и языковых навыков ребенка
Эта таблица поможет Вам узнать, правильно ли развивается Ваш ребенок.
Возраст ребенка | Навыки |
9 месяцев | Малыш демонстрирует понимание простейших слов «мама», «папа», «да», «нет», «пока». |
10 месяцев | Детское «агуканье» постепенно приобретает первые признаки речи. Ребенок произносит целые серии слогов («да-да-да», «на-на-на» и т.д.), которые начинают со временем складываться в первые распознаваемые слова. |
1 год | Словарный запас годовалого ребенка исчисляется несколькими словами. |
1,5 года | Ребенок включается в беседу, показывает знакомые ему части тела и предметы, когда его спрашивают о них. Его лексикон состоит из 20-40 слов и коротких фраз. |
2 года | Словарь ребенка включает до 150 слов и полновесных словосочетаний. Появляется усидчивость и желание слушать читаемые вслух книги. В этом возрасте речь ребенка должны понимать уже не только родители, но и посторонние люди. |
3-5 лет | Ребенок активно пользуется языком для выражения своих потребностей, проявления эмоций, получения и обмена информацией. Он должен понимать собеседника без каких-либо затруднений. Словарный запас на данном этапе в норме приближается к 1000-2000 словам, пользуясь которыми, ребенок составляет сложные фразы. К моменту начала занятий в школе он должен быть в состоянии четко и разборчиво произносить все звуки. |
Отставание от графика развития может быть вызвано невнимательностью, рассеянностью или гиперактивностью, но не рискуйте! Заметив, что симптомы тугоухости проявляются регулярно, нужно немедленно записаться к детскому ЛОРу который проведет проверку слуха инструментальными методами.
Как проверяет слух ЛОР?
Слуховые способности у детей, в т.ч. у новорожденных, исследуются с помощью методов акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), отоакустической эмиссии (ОАЭ), тимпанометрии. Эти тесты могут проводиться уже в первый месяц после рождения, когда ребенок спит или отдыхает. Они точны и безболезненны.
Как оценивается качество слуха?
Мера измерения степени тугоухости – децибелы (дБ). Результаты диагностического исследования, проводимого специалистом отображаются в виде графика — аудиограммы. На аудиограмме фиксируется отображение остроты слуха в диапазоне от низкочастотных до выскокочастотных звуков. График показывает уровень и тип тугоухости — расшифровывает аудиограмму доктор. На основании этой информации подбирается метод коррекции слуха.
Как предотвратить проблемы со слухом у ребенка: 5 правил для заботливых родителей
Существует ряд причин, по которым слух может ухудшиться. Узнайте, как предотвратить тугоухость у своего ребенка.
Что делать, если у ребенка плохой слух
Новость о том, что у ребенка диагностировано расстройство слуха, заставляет родителей нервничать и бояться за будущее малыша. Возьмите себя в руки и узнайте, как себя вести и что делать в этой ситуации. Только четкие и грамотные действия помогут решить любую проблему.
К какому специалисту обратиться?
Типы, причины, степени тугоухости
Причина тугоухости не всегда очевидна. Во многих случаях это не наследственное заболевание. Можно выделить целый ряд факторов и условий, способных вызывать расстройства слуха у человека. Причину тугоухости может определить только врач.
Выделяют два основных типа тугоухости: кондуктивная и нейросенсорная.
Выделяют четыре степени тугоухости:
Степень тугоухости | Примеры звуков | Нижняя граница воспринимаемого звука, дБ | Проблемы и их решения Информация носит общий характер: конкретные терапевтические опции врач-сурдолог определяет в индивидуальном порядке |
Нормальный слух | Шуршание листвы, тиканье часов | от 20 дБ | Отсутствуют |
I степень | Шепот, щелчки пальцами | 20-45 дБ | Трудности с восприятием тихих голосов. Поможет звукоусиление и дополнительная поддержка в школе (размещение за первой партой и др.). |
II степень | Нормальная разговорная речь | 45-60 дБ | Речь воспринимается, когда собеседник расположен близко и лицом к лицу. Поможет слуховой аппарат, дополнительная поддержка в школе (дополнительные занятия, беспроводные технологии Roger). Технологии Roger можно использовать и дома. |
III степень | Нормальная и громкая речь, звонок в дверь | 60-75 дБ | Воспринимается только громкая речь. Поможет правильно настроенный слуховой аппарат. |
IV степень | Телефонный звонок, детский плач, гром | 75-90 дБ | Различима громкая речь при условии близкого расположения собеседника. Для нормального восприятия разговорной речи необходим слуховой аппарат. |
Глухота | Грузовик, бензопила | свыше 90 дБ | В зависимости от индивидуальных показаний помогут слуховой аппарат или кохлеарный имплант. |
Чем помочь ребенку: как улучшить слух
На сегодняшний день медицинские технологии зашли столь далеко, что могут помочь ребенку с любым расстройством слуха. Узнайте, что именно поможет Вашему ребенку.
Правильный выбор слухового аппарата практически полностью нивелирует дисфункцию органа слуха ребенка и обеспечит нормальное развитие навыков речевого общения. Выбор типа слухового аппарата зависит от целого ряда факторов: остроты слуха ребенка, его индивидуальных потребностей (а в старшем возрасте – личных предпочтений), образа жизни и т.д.
Сколько необходимо слуховых аппаратов: один или два?При двусторонней потере слуха рекомендуется бинауральное слухопротезирование, т.е. ношение двух слуховых аппаратов.
У моего ребенка тугоухость IV степени или глухота, как ему помочь?
Вашему ребенку можно будет помочь, как только ему исполнится годик: в самых тяжелых случаях на помощь приходят кохлеарные импланты.
Кохлеарный имплант – электронный медицинский прибор, внедряемый во внутреннее ухо хирургическим путем
Имплант заменяет поврежденные участки структуры уха или нервной цепи. Прибор имеет и наружную часть, которая выглядит как обычный слуховой аппарат и включает в себя микрофон, речевой процессор и приемник. Кохлеарный имплант показан детям от 1 года и старше, страдающим тугоухостью IV степени или глухотой на оба уха, при отсутствии эффекта от ношения слуховых аппаратов.
Мой ребенок носит слуховой аппарат, но все-равно плохо слышит в школе
Индустрия слухопротезирования – это не только слуховые аппараты, но и множество полезных аксессуаров, позволяющих детям общаться друг с другом, слушать музыку, смотреть телевизор, обмениваться информацией с помощью Bluetooth-девайсов. Очень удобное устройство — FM Система Roger.
Эта беспроводная технология будет полезна для школьника. Использование в учебном процессе основанных на Roger платформ позволяет ребенку наравне со всеми воспринимать информацию. Это цифровая радиосистема, которая улавливает звуковые сигналы и передает их на слуховой анализатор пользователя без искажений. Roger делает речь разборчивой и понятной, даже если вокруг шумно. Система Roger включает один или несколько беспроводных микрофонов, предназначенных для говорящего (это могут быть родители дома или учитель в школе) и ресиверы, прикрепляемые или интегрированные в слуховой аппарат.
Как научить ребенка лучше воспринимать информацию
Многих родителей беспокоит, сможет ли ребенок с тугоухостью хорошо учиться и полноценно общаться. У ребенка не будет никаких препятствий к этому, если вы помимо технологичных решений, научите его нескольким правилам.
Ваш ребенок должен уметь:
Слабый слух — не повод для уныния, тем более, что есть множество возможностей его улучшить
Особенности коррекции слуха у маленьких детей
Автор: Редакция Мастерслух
В последние годы увеличилось число детей, которые уже с рождения имеют проблемы со слухом. К счастью, сегодня доступны широкие возможности для его коррекции. Правильно подобранные слуховые аппараты с индивидуальными настройками или системы кохлеарной имплантации задействуют остаточный слух ребенка и тренируют слуховой анализатор, помогают малышу полноценно развиваться, социализироваться и радоваться жизни.
Чем раньше выполнено слухопротезирование, тем лучше для ребенка
С какого возраста можно использовать импланты?
Минимально возможного возраста нет: есть ряд показаний и ограничений. Устанавливать кохлеарный имплантат маленькому ребенку рекомендуют при таких условиях:
Окончательное решение о возможности операции принимает консилиум врачей в клинике. В него входят врач-хирург, отохирург и сурдолог. Специалисты учитывают результаты компьютерной томографии височных костей в коронарной и аксиальной проекциях (значение имеет толщина костей черепа). Также берут во внимание данные объективных исследований слуха.
В разных клиниках действует минимальный порог веса ребенка, которого принимают на кохлеарную имплантацию, – от 8, от 9 или от 10 кг. Это связано с показаниями по анестезии.
Как работать с маленьким пациентом после операции?
Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.
Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.
Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.
В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий
Чем отличается слухопротезирование у детей и у взрослых?
Снижение слуха у взрослых наступает, как правило, после периода нормального функционирования слухового анализатора. К этому моменту уже сформировано мироощущение в плане звуков, есть определенный объем библиотеки данных. Человек знает, как звучит речь, имеет представление о неречевых звуках – шуршании пакетов, сигналах автомобиля, шуме прибоя.
Задача слухопротезирования у взрослых – напомнить известные звуки и вернуть их в обыденную жизнь. С этой целью человеку надевают цифровой программируемый многоканальный аппарат – внутриушной, заушный, с ресивером или с динамиком в ухе.
У ребенка чаще всего снижение слуха начинается с раннего возраста, поэтому в памяти еще нет богатой библиотеки звуков. В детском слухопротезировании звучание подается по-другому. Иначе, чем у взрослых, настраивается система обработки звуков и усиление микрофона, используются другие органы управления.
Еще одно отличие – процесс подбора слухового аппарата. Маленький ребенок, в отличие от взрослого, не способен понятно изложить субъективные ощущения. Специалисты задействуют объективные методы, чтобы подобранная модель помогла юному пациенту максимально полно и разборчиво воспринимать звуки.
Размер слухового прохода у ребенка меньше, чем у взрослого, и в нем создается большее звуковое давление. Поэтому юным пациентам подбирают меньшее усиление, чем взрослым с аналогичной потерей слуха.
Эффективность кохлеарной имплантации зависит от точности настроек системы
Исследования слуха проводят новорожденным сегодня уже на 3-5-й день после рождения. Это позволяет как можно раньше обнаружить нарушения и принять меры. Современные технологии детского слухопротезирования шагнули так далеко вперед, что теперь даже малыши с серьезными проблемами имеют шансы на полноценное развитие и общение с окружающими.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?
Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →
Первый звонок услышали все. Что дальше?
Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →
Потеря слуха у детей в разном возрасте. Как жить дальше?
Автор: Редакция Мастерслух
В мире около 32 миллионов несовершеннолетних с разной степенью потери слуха.
Развитие детей с нарушениями слуха – требует большой работы от членов всей семьи и специалистов разного профиля
Малыш родился слабослышащим или полностью глухим
Тяжелая ситуация для семьи. Переживать взрослые, конечно, будут. Но важно не раскисать, не терять времени! Чем раньше ребенок начнет носить слуховые аппараты или будет имплантирован, тем быстрее он вольется в нормальную жизнь, догонит в речевом развитии сверстников. Само по себе это, разумеется, не произойдет. Родителям детей с нарушениями слуха следует настраиваться на активную работу:
Ранняя диагностика очень важна! Уже более 10 лет в нашей стране всем новорожденным в роддомах на второй-третий день жизни проверяют слух. Исследование называется аудиологическим скринингом. Если у вашего ребенка его не было по каким-то причинам или вы сомневаетесь в результате, обращайтесь в «МастерСлух». Наши специалисты перепроверят диагноз, проведут точные обследования на современном оборудовании.
Слух у ребенка начал снижаться в раннем возрасте
С одной стороны, это лучше, чем родиться полностью глухим, т. к. у малыша все-таки было время научиться слушать, слышать и воспринимать звуки окружающего мира, приобрести слуховой опыт. До какого-то момента он ничем не отличался от окружающих.
С другой, слух у детей обычно пропадает не резко, в один день (для подобного должны быть серьезные причины), он снижается постепенно, незаметно. Родителям долгое время может казаться, что их ребенок просто невнимательный, непослушный – сразу не откликается на слова взрослых или часто переспрашивает, начал хуже учиться из-за шалостей, лени… А на самом деле у него проблемы со здоровьем. Например, недавно мы рассказывали о девочке, которой смогли поставить диагноз лишь спустя 14 лет – педагоги уже успели записать ее в слабоумные, а нужно было просто подобрать слуховой аппарат!
Любую потерю слуха у маленьких детей, даже самую незначительную, необходимо компенсировать.
При небольших степенях тугоухости идеально подойдут слуховые аппараты, и не абы какие, а самые современные. Они должны быть высокотехнологичными и непременно многоканальными, с большими настроечными возможностями. Это пенсионеру, живущему в деревне, можно пойти на компромисс, ведь большую часть времени он пребывает в двух-трех акустических ситуациях. У растущего человека возможностей должно быть больше (какие аппараты можно порекомендовать для детей, читайте в этой статье).
Если специалисты советуют кохлеарную имплантацию, это значит, что у ребенка страдает разборчивость речи Стоит согласиться. Просто так такую сложную и дорогую операцию никто не навяжет. Зато она позволит ребенку с нарушением слуха развиваться по возрасту, влиться в нормальную жизнь.
Чем раньше начать реабилитацию, тем больших успехов можно добиться. Но семье нужно понимать, что привычный образ жизни поменяется. Реабилитация к слуховому аппарату или кохлеарному импланту не имеет границ: она не может закончиться после установки, настроечной сессии и нескольких занятий. Она будет присутствовать в каждом моменте жизни семьи. На занятиях сурдопедагог, по сути, задает вектор, формирует у маленького пациента умение слушать, слышать, понимать, но в устойчивый навык он превратится, когда будет доведен до автоматизма. А это возможно только при многократном повторении в семье, при помощи родителей.
Слух снизился или пропал в подростковом возрасте
У тинейджера проще заметить снижение слуха, подобрать аппараты, ведь это не младенец, реакции которого специалистам надо угадывать. Но сколько может «вылезти» психологических проблем! Для подростка с нарушением слуха оказаться не таким, как все, носить слуховые аппараты, проходить реабилитации, столкнуться с ограничениями – настоящая трагедия.
В этом возрасте, помимо чисто медицинского аспекта коррекции тугоухости, очень важна грамотная психологическая помощь. Нет ничего зазорного обратиться к специалисту этого профиля и с его помощью, если самостоятельно это сделать не получается, научиться принимать себя таким, как есть, только с изменившимися возможностями.
Материальное положение, конечно, у всех разное, но экономить на слуховом аппарате для молодого человека нельзя. Нужен как можно более современный и технически продвинутый, со множеством функций: прослушиванием музыки, подключением к смартфону и другим умным устройствам и т. п.
Не ограничивайте ребенка в общении с разными людьми: и с абсолютно здоровыми, и с нарушениями слуха (особенно успешными, их пример, как говорится, заразителен).
К сожалению, некоторые профессии для людей со сниженным слухом недоступны. Мечты о карьере в силовых структурах, работе переводчиком-синхронистом, музыкантом, возможно, придется скорректировать.
Ничего страшного в этом нет. Когда закрывается одна дверь, открывается много других. Умение пользоваться возможностями, а не сосредотачиваться на проблемах – тоже навык, и подростку с нарушением слуха нужно будет его освоить. Обязательно пригодится в жизни.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?
Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →
Первый звонок услышали все. Что дальше?
Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →
Тугоухость у ребенка: на какие аспекты воспитания обратить внимание и как заниматься дома
Автор: Редакция Мастерслух
Уделите воспитанию ребенка с тугоухостью особое внимание. Остатки его слуха – база для формирования речи и познавательной деятельности. Поэтому не допускайте стихийности в воспитании и обучении: занимайтесь ежедневно и по плану. Причем мы не имеем в виду занятия по типу школьных уроков – важно развить общие навыки: умение ориентироваться в пространстве, находить контакты с людьми, способность определять связи между источниками звуков и действиями, словами, предметами. Расскажем, как заниматься с ребенком в разные периоды развития и на какие аспекты воспитания обратить внимание в первую очередь.
Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью
Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.
Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.
Если слух снизился незначительно и при этом ребенок хорошо говорит, носить слуховой аппарат целый день нежелательно. Обсудите оптимальное время использования с сурдопедагогом и лечащим врачом.
Что должны делать родители в период доречевого развития
В период доречевого развития формируются слухоречевые связи и речевой слух. Ваша задача – научить ребенка подражать звукам и интонации, копировать тембр и эмоциональную окраску голоса взрослых.
Ежедневно делайте упражнения:
Если ребенок родился с нормальным слухом и начал терять его в процессе взросления, развивать слухоречевую систему при реабилитации нужно с занятий для новорожденных. Вернитесь к повторам, ритмичным разговорам и песням. Дети, потерявшие слух, забывают, как звучит речь, поэтому повторить упражнения доречевого периода необходимо.
По завершении периода развития ребенок улавливает связь между хаотичными слуховыми ощущениями и своим голосом с помощью слухового аппарата. Понимает связь между действиями и их озвучиванием – учится реагировать на шаблонный зов.
Занятия с сурдопедагогом помогут малышу и родителям освоить методики самостоятельной работы
Период различения на слух речевых и неречевых звучаний
Детям с тугоухостью тяжело не столько слышать абстрактные звуки, сколько понимать речь. Каждый раз слова и предлоги оказываются в новом окружении, их звучание меняется. Только методом проб и ошибок ребенок может «приноровиться» к слову, научиться различать его в устах любого человека. Категорически запрещено навязывать модель звучания какого-либо слова, иначе ребенок запомнит его и будет угадывать. В незнакомой обстановке он окажется беспомощным: угадывать непривычную интонацию станет сложнее.
В этом периоде ребенок находит ориентиры, чтобы понимать слова в речи. Его словарный запас расширяется, пропадает страх перед общением с незнакомцами – теперь он лучше понимает их.
Рекомендации для следующих периодов развития
Следующие периоды развития – идентификация любых действий со словами и совершенствование речи. Образцом выступает речь взрослых: с правильной структурой в предложениях, хорошей интонацией и ритмом.
Верьте в своего ребенка, и тогда у него и у вас все получится
Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому периоды могут наступить как в 3–4 года, так и в 7. Не форсируйте события, ждите результата и придерживайтесь рекомендаций:
Создайте благоприятную среду для занятий и жизни ребенка, поддерживайте и мотивируйте, и тогда успехи не заставят себя ждать. Удачи!
А это сюжет, в котором мамы рассказывают об историях успеха своих детей со сниженным слухом:
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?
Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →
Первый звонок услышали все. Что дальше?
Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →