наилучшим образом ловкость развивается у детей какого возраста
Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях
Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья, хорошего физического развития и двигательной подготовленности.
На сегодняшний день в современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества.
Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями.
К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.
При выполнении любого вида упражнения осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно больше, чем остальные. Когда речь идет о развитии физических качеств у дошкольников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Физические качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе овладения различными движениями, объем которых указывается в программе дошкольных образовательных учреждений. Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию физических качеств.
Одной из эффективных форм развития физических качеств у детей дошкольного возраста, по мнению многих специалистов по физическому воспитанию, являются – игры, а именно подвижные и игровые упражнения.
Интересно определение игры даёт основоположник физического образования Пётр Францевич Лесгафт: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни».
Действительно, игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой, являясь традиционным средством педагогики. Где, как не в игре, дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и, конечно, же главное значение игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка, это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости.
Игровые упражнения – упражнения с использованием методических приемов игры, которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в играх (сюжетных, подвижных) основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.
Предлагаем вашему вниманию подвижные игры и игровые упражнения, которые применяются в педагогической практике для развития физических качеств дошкольников.
Игры, где основной вид движения бег, способствуют развитию быстроты. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения такие, как прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Быстрота развивается и в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, например, игровые упражнения: «Кто быстрее», «Чьё звено быстрее соберётся», «Догони свою пару»; в упражнениях с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Например, «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Ловишки», «Ловишки с лентами», «Мы весёлые ребята», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Горелки», «День и ночь», «Два Мороза» и т. д. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, например, «Пройди (пробеги) и не задень», с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования (обруч, шнур). Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Различают два вида ловкости. Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище. Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто, благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком, гантели и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). Используются игры с элементами борьбы «Бой петухов», «На одной ноге», «Перетягивание каната», в игре «Вытолкни соперника» игроки стараются вытолкнуть соперника из круга сидя на корточках, вытягивая руки вперёд.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений и преодолением препятствий. Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. Для развития гибкости используются игровые упражнения: «Мостики», «Передача мяча», «Змейка» и др. Игровое упражнение «Передай мяч», используемое для развития быстроты и ловкости, при изменённых условиях развивает уже гибкость. Для этого дети стоят друг за другом на расстоянии одного шага и, чтобы передать мяч над головой, ребёнку необходимо прогнуться назад. Игровое упражнение «Змейка» проводится по такому же принципу, но первый игрок передаёт мяч над головой, а второй игрок, наклоняясь вперёд, передаёт мяч между ног.
Развитие физических качеств можно осуществлять и в играх-эстафетах. Например, «Ловкие белки», «Мяч за спиной», «Кто быстрее к финишу» и т. п.
Доказано, что игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности (координация) движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывают соревновательный спортивный дух, а также стремление к победе и взаимовыручку в команде.
Особое внимание следует уделять проведению игровых упражнений, игр, игр-эстафет во время прогулки, а также в процессе НОД на свежем воздухе. Проведение игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка, дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Высоких показателей в развитии физических качеств у дошкольников, можно достичь только при умелой, правильной организации процесса обучения. Чаще всего воспитатели осуществляют планирование игр по развитию основных видов движений или по интенсивности. Это связано с представленной классификацией подвижных игр в Программе ДОУ. Но следует учитывать, что развитие основных видов движений и физических качеств тесно переплетены между собой. Развитие физических качеств ведёт развитие основных видов движений и наоборот. Поэтому при планировании игр и игровых упражнений следует опираться на имеющуюся классификацию игр, но подборку их осуществлять по преимущественному развитию физических качеств.
Следует отметить, что при планировании игр и игровых упражнений необходимо учитывать: возраст детей, место их проведения (помещение, улица, обеспечение необходимым материалом и оборудованием, соблюдение правил безопасности.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе игр, считается заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры и игровые упражнения следует проводить эмоционально, живо и непринужденно, не допускать однотипные игры, т. к. это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Для закрепления и развития физических качеств необходимо повторять игры в течение всего года в определенной последовательности, варьируя в соответствии с поставленными задачами, усложнять движения и правила игр.
При организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении необходимо осуществить разграничение организованных форм обучения и совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В организованных формах обучения по физическому развитию планомерную работу с детьми осуществляет инструктор, а воспитатели выступают активными помощниками. В рамках же партнерской деятельности вне организованных форм обучения планомерную работу по развитию физических качеств дошкольников в процессе игр и игровых упражнений ведут воспитатели, а специалист выступает активным помощником и консультантом.
Таким образом, решая общую годовую задачу – совершенствование условий для физического развития детей, мы должны общими усилиями направить нашу работу на достижение цели – развитие физических качеств дошкольников в процессе игр и игровых упражнений.
Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное.
Презентация «Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через нетрадиционные занятия физической культурой» Цель: Выявление влияния нетрадиционных форм работы по физической культуре на развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Комплекс игровых заданий «Мы летали на ракете» на развитие физических качеств личности по теме «Космос» Комплекс игровых заданий «Мы летали на ракете» на развитие физических качеств личности по теме «Космос». Цели: Приобщение детей к здоровому.
Консультация для родителей «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» Для детей старшего дошкольного.
Презентация «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга» Цель: познакомить с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе.
Памятка для родителей «Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом» Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст совершенно обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте.
Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление.
Сборник подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста Предисловие. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки,.
Развитие физических качеств дошкольников 4–7 лет с помощью развивающих игр и игровых упражнений с предметами Игра для ребёнка дошкольного возраста является основным спутником жизни. С любым предметом он играет, разговаривает, сопереживает и радуется.
Консультация для воспитателей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»
Агапитова Анна Александровна
Консультация для воспитателей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
Развитие ловкости у детей дошкольного возраста
Автор-составитель Агапитова Анна Александровна,
учитель физической культуры
Для того чтобы добиться успеха в современном мире, и взрослым, и детям очень важно развивать умение быстро реагировать на меняющиеся ситуации и условия, переключаться с выполнения одной задачи на другую. Эти навыки нужны во всех сферах жизни, начиная с быта и заканчивая спортивными играми и соревнованиями, ведь победа более реальна для того, кто более ловок.
Под ловкостью понимается способность человека быстро, эффективно, точно овладевать новыми движениями и их сочетаниями, наиболее живо и верно менять свое поведение согласно меняющимся условиям и ситуациям.
Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать работать над развитием ловкости у детей в то время, когда основные физические качества у них только начинают формироваться.
Какого ребенка мы называем ловким? Во-первых, того, кто способен быстро усвоить и выполнить правила подвижной игры, а также дополнительные задания, обусловленные меняющимися обстоятельствами. К примеру, это может быть игра, в основе которой лежит челночный бег или бег змейкой, прыжки с разного рода продвижениями (вперед, назад, в стороны) и т. д.
Ловкий ребенок быстрее других справится с выполнением определенной задачи. Например, в ходе эстафеты малыш быстро залез и слез с лестницы, добежал до цели, минуя препятствия, помог своей команде первой пройти предусмотренные испытания, тем самым приведя ее к победе.
Однако не стоит думать, что ловкость – это исключительно скорость реагирования. В определенных случаях она требует проявления смекалки или, наоборот, взятия паузы, необходимой для концентрации на определенном действии. Дети, у которых ловкость достаточно развита, в состоянии выполнять какие-либо действия и оценивать ситуации с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Ребенок дошкольного возраста уже способен попасть в цель мячом, не теряя равновесия пройти по бревну, стоять на одной ноге и т. д.
Выделяют два основных типа ловкости:
Общая. Она предполагает умение ребенка выполнить новые двигательные упражнения.
Специальная. Под ней подразумевается способность координировать движения при нахождении в конкретной ситуации. Эту ловкостьможно подразделить на два подвида:
При помощи акробатической ловкости ребенок учится защищаться во время игры, правильно совершать броски. Под прыжковой понимаются приобретенные навыки, помогающие детям контролировать свое тело без какой-либо опоры. Стоит совершенствовать оба вида, для этого отлично подойдут различные прыжки, будь то в длину или в высоту, упражнения, заставляющие держать и сохранять равновесие, жонглирование не крупными предметами.
Развития ловкости у детейможно достигнуть двумя основными способами: Регулярно вводить в жизнь ребенка новые упражнения, способствующие развитию ловкости, постепенно усложняя их. Усложняя уже известные ребенку упражнения с изменением привычных условий их выполнения. Занимаясь развитием ловкости у детей дошкольного возраста,необходимо соблюдать нижеприведенные общие рекомендации:
Измените исходное положение при выполнении обычных упражнений. Например, делая утреннюю зарядку, попросите ребенка изменить привычное положение рук или ног. Пробуйте новые способы выполнения упражнений, предложите ребенку менять опорные ноги, положение рук, углы наклона туловища, добавьте повороты, прыжки, наклоны и пр. Поэкспериментируйте с ритмом и скоростью выполнения упражнения, вводите в практику различные ритмичные сочетания, меняйте последовательность отдельных элементов упражнения. Используйте во время занятий дополнительные предметы различной фактуры, массы, формы. Предлагайте ребенку координировать действия с предметами и движения тела в ходе выполнения упражнений. При этом происходит как развитие ловкости, так и повышение способности согласовывать движения. Детей дошкольного возраста заинтересуют упражнения, которые выполняются группой, например, игра «Гусеница» или пробежка «на трех ногах». Уделяйте достаточное количество внимания различным подвижным играм, которые ускоряют развитие ловкости у детей дошкольного возраста. Пробуйте сочетание основных и дополнительных движений. К примеру, во время прыжков на скакалке можно добавлять движения руками или ногами, упражнения с мячом разнообразить хлопками или притопыванием.
Ловкость прямо связана с тем, как могут дети держаться на ногах вне зависимости от занимаемой позы и совершаемых при этом движений. В связи с этим не забывайте и об усовершенствовании координации, а также четкости мышечных ощущений и внимания.
Особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста в детском саду.
Воспитатели детских дошкольных учреждений могут развивать ловкость, двигательные навыки детей с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. В этом возрасте детям больше всего подходят подвижные игры, не требующие какой-либо подготовки.
Лучше использовать простые, понятные игры, в которых задействовано наибольшее количество мышц. Они способны не только развивать ловкость ребенка,но и:
тренируют вестибулярный аппарат;
являются профилактикой нарушений осанки и зрения;
создают психофизиологический комфорт.
Не надо забывать, что в этот период нельзя развивать ловкость у детей без постоянной активизации их умственной деятельности в процессе выполнения разного рода физических упражнений.
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) меняется отношение ребенка к выполнению поставленной задачи. Дети начинают прилагать усилия к тому, чтобы как можно более качественно с ней справиться.
Двигательная активность отличается большим разнообразием – дети дошкольного возраста могут совершать целый ряд движений, осваивают новые способы выполнения упражнений, стремятся к большей самостоятельности, проявляют инициативу в создании групп по интересам.
Дети 5 лет и старше выполняют осознанные и преднамеренные движения. У них не возникает вопросов относительно того, чего требует от них воспитатель, что необходимо для реализации поставленной задачи. В этом возрасте дети интересуются особенностями новых для них упражнений, стремятся к пониманию алгоритма их выполнения, к достижению высоких результатов. Ребенок сравнивает движения, которые совершает он сам, с теми, что делают его сверстники, а также в состоянии увидеть взаимосвязь между совершаемыми движениями и получаемым результатом.
У многих дошкольников на первом месте желание опередить в каких-то достижениях своих товарищей, поэтому они могут многократно повторять упражнения, добиваясь того, чтобы оно получалось как можно лучше, и при этом не замечают возникающих трудностей. Совершенствование двигательных качеств и упорство служат отличной стартовой площадкой для развития ловкости и работоспособности.
Желание совершенствоваться в выполнении каких-то задач, учиться новому, получать признание как от взрослых, так и от ровесников – совершенно естественно для старших дошкольников. Оборотная сторона медали – часто возникающее между детьми соперничество, а также отрицательное отношение к тем, которые справляются с поставленными задачами лучше либо хуже.
Особенности развития ловкости у детей этого возраста связаны с началом подготовки к поступлению в школу. В большинстве случаев старшие дошкольники имеют достаточно высокий уровень физической подготовки. Они легко справляются с выполнением заданий, не только повторяя движения вслед за воспитателем, но и могут выполнять упражнения, основываясь на словах взрослого, а также объяснять их самостоятельно. Все движения в этом возрасте совершаются осмысленно, с достаточно высокой степенью координации.
Занимаясь с дошкольниками, надо развивать не только ловкость, но и координацию движений, тем самым работая над совершенствованием двигательных навыков ребенка. Для этого не стоит ограничиваться исключительно классическими физическими упражнениями, надо использовать активные подвижные игры, в том числе эстафеты, которые усиливают такие качества, как скорость, быстрота, находчивость, ловкость.
Развитие ловкости у детей обуславливается первоначально имеющимся двигательным опытом и лишь потом уровнем соответствующих навыков. Критерием для оценки ловкости ребенка служит его умение быстрее и увереннее остальных осваивать выполнение новых упражнений, принимать во внимание условия деятельности.
Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.
Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.
Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.
Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.
Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.
Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.