наивысшую степень огранки обозначают буквой какой
Характеристика бриллиантов: цвет и чистота
Казалось бы, чем больше драгоценный камень, тем он дороже. Но не все так просто, господа! Огромный бриллиант в десять и более карат может стоить куда дешевле двухкаратного собрата. Оказывается, основополагающее значение при ценообразовании имеют другие характеристики камня, в том числе, цвет и чистота.
Давайте познакомимся с этими понятиями, получим общее представление о наиболее популярных системах сертификации и расшифровке загадочных цифр и букв, красующихся на бирках украшений с бриллиантами.
О системах сертификации
До середины прошлого века никакой системы сертификации бриллиантов не существовало: каждый камень оценивался в индивидуальном порядке, использовалась лишь приблизительная шкала цвета. Это было, как минимум, неудобно как для продавцов, так и для покупателей.
Первой ласточкой, пролетевшей в направлении унификации оценки бриллиантов, стала система, внедренная Геммологическим Институтом Америки. Система сертификации GIA и по сей день считается самой авторитетной в мире.
Шкала оценки бриллиантов по системе 4C от GIA
В основу классификации бриллиантов положена оценка камня по четырем параметрам, содержащимся в соответствующих полях:
По основной шкале GIA оцениваются только белые бриллианты, причем желтый и бурый оттенок считаются недостатками. Алмазы фантазийных окрасок оцениваются по отдельной шкале (желтые, розовые) или вовсе персонально, вне системы.
Сертификаты GIA признаются во всем мире. Оценщики института абсолютно не заинтересованы в результатах экспертизы, а потому – беспристрастны. Они оценивают камни без оправы, не зная имени владельца и происхождения бриллианта. Стоимость экспертизы стандартная и не зависит от результатов.
Существуют и другие системы оценки бриллиантов (американские, европейские, азиатские) разной степени авторитетности. Оценкой камней могут заниматься и частные ювелиры, но для этого нужно располагать соответствующим сертификатом, выданным авторитетным геммологическим учреждением или профессиональной ассоциацией. Самыми сомнительными в ювелирном сообществе считаются сертификаты, выданные в Юго-Восточной Азии.
Что понимается под термином «чистота»
Одной из основополагающих характеристик бриллиантов является чистота. Она определяет количество и цвет посторонних включений в ограненном алмазе, трещиноватость, степень прозрачности. В идеальном образце вкрапления отсутствуют, он считается эталонным. Однако таковых бриллиантов не существует: даже самые чистые камни имеют некоторые вкрапления и замутненные области.
Вкрапления могут быть различными: графит, ильменит, магнетит, гранат, малаколит и иже с ними – они определяют цвет дефекта (наиболее приемлемы белые непрозрачные включения). Большое количество темных крупных вкраплений, заметных невооруженным взглядом, переводит камень в категорию «пике» или «борт» и обрушивает его цену.
Параллельно с чистотой существует термин «ясность». Он определяет не только наличие очевидных включений, но и прозрачность камня. По сути, «чистота» и «ясность» – одно и то же.
Внешние включения называются пятнами. Большинство их ликвидируется при огранке. А вот с внутренними дефектами (вкраплениями) приходится мириться: не всегда получается устранить их без существенных потерь в массе драгоценного минерала. Ну и что? В хорошем камне они невооруженным взглядом практически незаметны, зато без слов доказывают его природное происхождение.
В системе GIA принято литерно-цифровое обозначение чистоты бриллиантов (расшифровка аббревиатур определяет качество камней, количество, цвет и величину дефектов), а ГОСТ оперирует исключительно цифрами. При оценке по любой системе используется лупа с десятикратным увеличением.
По российскому стандарту принято учитывать массу и количество граней в бриллианте. В зависимости от этих параметров выделяется количество категорий чистоты:
Чем больше цифра, тем ниже показатель чистоты у оцениваемого экземпляра.
Вы можете ознакомиться со сравнительной характеристикой бриллиантов по чистоте в таблице по GIA и ГОСТ (ТУ) ниже:
Какая чистота бриллианта лучше
Чистота бриллианта считается хорошей, если он укладывается в значения от 1 до 6-7 по российской классификации (или до SI3 по GIA). Бриллианты с чистотой 1 и 2 практически идеальны, поэтому их стоимость запредельна – такие камни доступны лишь весьма состоятельным людям.
Бриллиант с характеристикой чистоты 3 значит, что вы имеете дело с прекрасным камнем, имеющим не более трех светлых включений, неразличимых невооруженным глазом. По шкале чистоты бриллиантов GIA это оценки VVS 1 и VVS 2 (Very Very Small Inclusions – «очень-очень мелкие включения»).
Бриллианты 3 и 4 группы очень хороши со всех точек зрения: они великолепны как вставки в эксклюзивные украшения (в типовых ювелирных изделиях они практически не встречаются – достаточно дороги). Неплохи и камешки с ясностью 5-6: они представляют собой оптимальное сочетание цены и качества, поэтому используются при производстве украшений масс-сектора (если это понятие вообще применимо к ювелирке с бриллиантами).
Если вы инвестируете деньги в бриллианты, желательно выбирать камни с чистотой 3-6. Их легко перепродать, причем год от года бриллианты будут только дорожать. Запасы природных алмазов постепенно истощаются.
Цвет бриллианта
Еще одна важнейшая характеристика бриллианта – его цвет. Идеал – это камни без оттенка или со слегка голубоватым отливом. Чем больше желтоватого или буроватого оттенка, тем хуже.
Характеристика бриллиантов по цвету и чистоте является основополагающей для ценообразования. Например, Геммологический институт Америки каждые две недели публикует «таблицы Рапопорта», являющиеся, по сути, универсальными прайс-листами для мирового рынка алмазов.
GIA разработаны две шкалы цвета бриллиантов: одна применяется для белых камней, другая – для категории Fancy (алмазов фантазийных расцветок). Они существуют обособленно друг от друга.
Для оценки цвета белых камней по GIA предусмотрена исключительно литерная градация, от D до Z. В начале таблицы позиционируются чисто белые камни, в конце – практически желтые, но не попадающие в категорию фантазийных. Каждый образец сравнивается с эталонным экземпляром.
Бриллианты фантазийных расцветок имеют иные индексы, где используются как буквы (обозначения цветов), так и цифры. У этих камней, напротив, наиболее высоко ценится яркая и редкая окраска (разумеется, при сохранении чистоты и прозрачности).
В таблицу оценки фантазийных алмазов включены не все оттенки, которыми природа раскрашивает эти невероятные минералы. Например, там пока нет фантастических зеленых и черных бриллиантов, существующих в единичных экземплярах.
При оценке цвета бриллианта по российским стандартам образцы с эталоном не сравниваются. Как и в случае с чистотой, камни оцениваются в зависимости от веса (до 0,29 карат или свыше) и количества граней (17 или 57). Применяется цифровая градация, но дополнительно используются и подробные словесные описания.
Перед вами сравнительная таблица оценки цвета бриллиантов по GIA и ГОСТ:
Стоит отметить, что по российской системе предусмотрена оценка коричневых и даже черных камней. По GIA эти камни относятся к категории «борт» и считаются техническими. Однако отдельной шкалы для камней фантазийных расцветок в России не существует – такие алмазы оцениваются персонально.
Что еще учитывать при покупке?
Конечно, каждому хотелось бы обзавестись крупным бриллиантом с оценками 1/1 и 2/2 по чистоте и цвету. Однако, как говорилось выше, такие камешки стоят целые состояния и простым смертным недоступны.
Многие потенциальные владельцы бриллиантов задаются вопросом: что важнее при выборе, цвет или чистота. Все зависит от того, для чего вам потребен камешек. Если вы планируете инвестировать в бриллианты кровные средства, это соотношение не слишком принципиально, но лучше, чтобы эти цифры были или одинаковыми, или близкими – такие камни максимально ликвидны.
Коллекция украшений с коньячными бриллиантами в каталоге Sunlight
Если вы планируете приобрести камень для того, чтобы заказать ювелиру украшение, где он будет выступать «гвоздем программы», лучше выбирать бриллиант в зависимости от материала оправы.
Если намереваетесь использовать камешек в альянсе с желтым или красным золотом, важнее чистота, ведь металл в любом случае подарит вставке слегка желтоватый оттенок. А в тандеме с платиной или белым золотом желтизна камня будет бросаться в глаза, поэтому стоит сделать акцент именно на цвете.
Принципиально важно не только количество, величина и цвет дефектов, но и их расположение. Если микротрещины и включения лоцированы сбоку, то в оправе они будут незаметны. Самое критичное место – площадка камня.
Приобретая украшения с бриллиантами, обратите внимание на бирку. Она должна быть закреплена непосредственно на украшении с помощью пломбы и содержать полную информацию о товаре.
Характеристики бриллианта на бирке совпадают с оценкой его по системе сертифицирования, принятой в стране, где изготовлено украшение. Там будет указано, сколько камней использовано в качестве вставок, а также предоставлена информация об их характеристиках: массе, чистоте, цвете, способе и качестве огранки.
Рядовые (если так можно сказать о бриллиантах) камешки с характеристиками 6/6 по отечественной шкале выглядят вполне достойно. Сторонний наблюдатель вряд ли разглядит невооруженным взглядом какие-либо изъяны, зато за адекватные деньги можно позволить себе алмазик побольше и попредставительнее.
Идеальными бывают лишь синтетические камни. Они по вышеописанным шкалам не оцениваются и стоят куда дешевле натуральных собратьев. Но разве вам не хочется иметь украшение пусть с небезупречным камешком, но созданным самой Природой?
Алексей Лагутенков: Оценка качества огранки бриллиантов
Независимый эксперт-геммолог. Научные звания: G.G. GIA (Дипломированный Геммолог, Геммологический Институт Америки), A.J.P. GIA (Акредитованный Ювелирный Профессионал Геммологического Института Америки), MBA Kingston University UK (Магистр Делового Администрирования Университета Кингстон Великобритания).
Автор книги-бестселлера «Драгоценные камни».
Другие публикации эксперта:
Бриллиант — загадочная штука! Иногда бывает, что чистый, белый камень не блестит. Вот вроде бы и цвет D и чистота VVS, а не блестит! В лупу его рассматриваешь — все вроде бы хорошо, все честно и чисто. Цвет тоже соответствует эталону. Однако включаешь точечный источник — не блестит! Соседний желтенький «нищеброд» K SI2 — горит, как новогодняя елка, а наш «богач» D VVS — ну никак! Причиной тому, вероятнее всего, четвертый «С» системы 4С GIA, который называется «качество огранки». Этот параметр определяет, насколько правильно отражается свет в бриллианте
Для начала сразу определимся, что «форма огранки» и «качество огранки» — не одно и то же. Форма огранки — это, например, круглая Кр-57 или Кр-17, «Принцесса» (прямоугольная) — разные варианты, от П-41 до П-97, грушевидная Г-56 и многие другие. Качество огранки — совсем другой разговор. Эта характеристика качества бриллианта, как правило, неочевидна и сложна для понимания непрофессионалами.
Долгое время, начиная с XV века, бриллианты ограняли так, как художники пишут картины. Какое у огранщика было вдохновение, таким и получался бриллиант. Некоторым, особо талантливым мастерам удавалось добиться экстраординарного блеска. Другим за всю жизнь удавалось создать всего один прилично блестящий камень, и это несмотря на огромный опыт. В России до середины XX века вовсе не было своих алмазов, потому наши ювелиры в большинстве своем даже не предполагали существования проблем огранки. Надо заметить, что если вам когда-либо попадали в руки антикварные украшения с бриллиантами, то вы не могли не заметить, насколько криво и коряво огранены бриллианты в таких украшениях. Такое безобразное издевательство над природным алмазом свидетельствует о том, что у вас в руках подлинное антикварное ювелирное изделие, с алмазом, ограненным не позже, чем 1920–1930 годы.
Рисунок 1. Отличия в отражении света внутри бриллианта в зависимости от того, насколько «правильно» огранен камень.
Рисунок 2. Слева схематическое изображение бриллианта, ограненного во второй половине XVIII века, справа — в начале XIX. В обоих случаях это пример «старой европейской огранки».
Первым, кто обратил внимание на то, что бриллианты гранят уродливо, был великий американский «поэт огранки» Генри Даттон Морзе (Henry Dutton Morse, 1826–1888). Этот поистине великий в своей области человек осуществил революцию в так называемой «старой европейской огранке» бриллианта. Камни, которые обрабатывались по технологии Морзе, стали наилучшими на рынке. Выжать большего из «старой европейской» было невозможно.
В 1919 году в свет вышла тоненькая брошюра «Дизайн бриллианта» от никому не известного автора Марселя Толковского. Эта небольшая книжка с несложными математическими расчетами произвела в мире огранки бриллиантов эффект взорвавшейся бомбы!
Рисунок 3. Идеальная огранка по Толковскому.
Марсель Толковский (1899–1991) — первый, кто применил точный расчет и физические законы отражения света для огранки бриллиантов. Родом он был из польской семьи потомственных огранщиков. Во время написания докторской диссертации в университете Лондона он провел самостоятельные исследования того, как влияет размер и расположение граней бриллианта на общий блеск камня. Результатом этих исследований стала брошюра «Дизайн бриллианта», увидевшая свет в 1919 году. Фактически только благодаря этому изданию современные камни имеют такой яркий блеск.
Толковский впервые использовал не интуитивный, а инженерный подход. Он рассчитал, под какими углами должны быть созданы грани бриллианта, чтобы обеспечить идеальное преломление света внутри камня. Он также опубликовал спецификацию огранки, которую позже в США и всем остальном мире назвали «американская идеальная огранка» и «огранка по Толковскому».
С тех пор прошло много лет. Исследования Толковского продолжили многие энтузиасты. Появилось множество версий того, какими должны быть «идеальные» углы наклона короны и павильона, каков должен быть размер площадки. Бриллианты с того времени стали блестеть значительно лучше.
В 1954 году в СССР нашли алмазы, на международном рынке появилась новая огранка «русская». Особенность той огранки заключалась в том, что советские огранщики не жалели алмазного материала, а гранили исключительно по науке. Экономическая эффективность никого особо не волновала, в итоге камни получались значительно меньше по весу, но блестели они так, что ювелиры с мировым именем не могли сдержать восторг!
Рисунок 4. Условное сравнение возможностей огранки бриллиантов из одного и того же кристалла природного алмаза. Экономически эффективная огранка даст два камня большего веса, но худшего качества огранки, в то время как «русская» огранка заставит потерять большую часть материала, но на выходе получатся два идеальных бриллианта. Разумеется, разницу в весе «потерянного» драгоценного материала никто не компенсирует.
Несмотря на весь прогресс в ограночном деле, обычный розничный покупатель продолжал оставаться вне всех этих удивительных трендов.
Измерить углы наклона короны и посчитать процент, занимаемый площадкой по отношению к диаметру, — да кто с этим вообще справится? Если только человек специально не посвятил этому увлекательному занятию несколько лет своей жизни.
Качество огранки — чрезвычайно важный параметр качества бриллианта, но получается, что проверить этот показатель может только профессионал высокого уровня. Взять профессионала такого уровня с собой на шопинг доступно далеко не каждому, а в ювелирном украшении все же хочется получить качественный бриллиант, а не то, на что уговорит продавец-консультант.
Этой проблем озаботился в 1970-е годы японский исследователь Казуми Окуда (Kazumi Okuda). В 1976 году он запатентовал простое устройство под названием «файрскоп». Это устройство позволяло с одного взгляда оценить качество огранки. Прибор подсвечивал внутри бриллианта специфический рисунок, который однозначно говорил о том, идеальна огранка бриллианта или нет. По пути Окуды пошли многие другие исследователи. Так, появились приборы Idealscope, Holloway Cut Advisor, ASET Scope. Споры о качестве огранки продолжаются и по сей день. Однако сравнительно недавно у обычного розничного покупателя появилась возможность самостоятельно оценивать качество огранки.
Фотография 2. Портативный H&A Viewer. Вид сбоку.
Фотография 3. Классический полноразмерный H&A Viewer.
Рисунок 5. «Стрелы» — просматриваются через площадку.
Рисунок 6. «Сердца» — просматриваются через павильон.
При просмотре бриллианта через площадку должны быть видны «стрелы». При просмотре через павильон — «сердца». Все! Больше никаких хитростей! «Сердца» и «стрелы» видны четко — претензий по качеству огранки бриллианта нет!
Рисунок 7. Как визуально определить качество огранки при просмотре через H&A Viewer.
Фотография 4. «Стрелы» в идеально ограненном фианите SWAROVSKI ZIRKONIA.
Фотография 5. «Сердца» в идеально ограненном фианите SWAROVSKI ZIRKONIA.
Фотография 6. Отсутствующий рисунок «стрел» в плохо ограненном индийском муассаните.
Конечно же, менее 1% всех бриллиантов в мире имеют в сертификате специальную отметку: «огранка камня соответствует «сердцам» и «стрелам», но ради такой ремарки стоит напрячься!
Чтобы завести разговор о том, как влияет качество огранки на цену бриллианта, придется разобраться немного подробнее, как именно записывается этот параметр в сертификате и чем он определяется.
Системы «4С» GIA и отечественный ГОСТ по-разному относятся к качеству огранки. Если Геммологический институт Америки считает, что этот параметр важен для конечного покупателя настолько, что он даже включен в систему оценки в качестве четвертого «си», то в нашей стране, согласно ГОСТу, этот показатель должен волновать только производителей. Конечному потребителю ювелирного изделия даже не обязательно знать о существовании такой опции у бриллианта, как «качество огранки».
Согласно ГОСТу существует четыре группы качества огранки, которые обозначаются буквами от А (наилучшая) до Г (наихудшая). Тот факт, что самое низкое качество огранки обозначено именно буквой «Г», — скорее всего, простое совпадение, не имеющее никакого внутреннего подтекста. Оценка качества огранки согласно ГОСТу производится по трем подпараметрам: «Геометрические параметры», «Пропорции», «Симметрия». Со значениями этих параметров можно ознакомиться непосредственно в тексте ГОСТ Р 52913-2008, который доступен в Интернете.
Впрочем, гораздо интереснее знать, что думает по этому поводу GIA, поскольку ГОСТ пользуются только отечественные предприятия, а 4С GIA — весь остальной мир, включая производителей, оптовиков, ретейлеров и конечных покупателей.
В сертификате на бриллиант лаборатория GIA всегда указывает три параметра качества огранки: «Пропорции камня» (Cut Grade), «Симметрия» (Symmetry) и «Оценка качества полировки» (Polish). Все вместе эти три параметра и являются четвертым «Си» любого бриллианта.
Таким образом, четвертый «Си» бриллианта выглядит как сокращенная запись перечисленных выше параметров. Например, XVGX, FFF, VGVGG и т.д. Наиболее дорогими и престижными считаются бриллианты, получившие оценку «отлично» по всем трем категориям: за пропорции, симметрию и качество полировки. Такие камни часто называют triple excellent, или «тройной икс» (ХХХ), подчеркивая тем самым исключительно высокое качество огранки.
Несмотря на популярность «сердец» и «стрел», GIA никогда не указывает в своих сертификатах этот вид совершенства бриллианта. Вместо «H&A» вы сможете увидеть только «ХХХ».
Теперь можно поговорить о том, как качество огранки влияет на цену камня. За базовую цену примем идеально ограненный камень XXX с сертификатом GIA. В случае если хотя бы один из параметров огранки VG, то скидка от Рапопорта обычно не превышает 5–7%, все три параметра VG — скидка 8–12%. Камни, где есть хотя бы один G в характеристиках, обычно дешевле на 10–15%. Качество огранки F и P почти не попадает на бриллиантовый рынок. Скидка по таким камням может достигать 70–80%, поэтому их дешевле переогранить с потерей массы, если овчинка стоит выделки.
В завершение темы — несколько слов о форме огранки. Несмотря на то, что форма огранки бриллианта — это дело личного вкуса каждого покупателя, она все же влияет на цену камня. Некоторые формы огранки стоят дешевле, чем другие. Самой дорогой традиционно считается круглая форма огранки с 57 гранями.
В Таблице 1 вы можете увидеть приблизительную разницу в цене. За 100% принята цена бриллианта круглой формы огранки Кр-57, весом 1.00 карат, характеристикой цвета D, чистотой IF и качеством огранки ХХХ.
Таблица 1. Зависимость цены от формы огранки.
ВЫШЛА НОВАЯ КНИГА АЛЕКСЕЯ ЛАГУТЕНКОВА «БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»
Из этого красочного альбома вы узнаете о том, как самостоятельно оценивать цветные ювелирные камни, как уберечься от обмана при покупке ювелирного украшения с драгоценным камнем, а также познакомитесь с полной историей самоцветов: кем и когда был открыт тот или иной драгоценный камень, и под какими названиями он был известен в разное время. Эта книга будет интересна любой аудитории. Ведь рано или поздно практически любой человек на земле задумывается о покупке ювелирного изделия с красивым камнем. И если такая мысль пришла Вам в голову, просто возьмите в руки эту книгу, найдите описание заинтересовавшего Вас самоцвета, и потратьте несколько минут на чтение. Возможно, та информация, которую Вы узнаете из данной книги, при покупке понравившегося ювелирного изделия сэкономит Вам значительную сумму денег. и некоторое количество нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.УЖЕ В ПРОДАЖЕ!
Огранка бриллианта: виды и формы с названиями
Сегодня мы поговорим о таких драгоценных камнях, как бриллианты. Как говорят эстеты, современная уважающая себя девушка обязана разбираться в камнях, их видах, вариантах огранки не меньше, чем в одежде. И это неудивительно, так как грамотно подобранные аксессуары в образе играют немаловажную роль.
Итак, давайте разберемся, какие виды огранки применяются для алмазов?
Как и чем гранят алмазы
Современные технологии обработки камней очень сильно разнятся с теми, которыми пользовались еще сто лет назад. Мастера начали широко использовать различные компьютерные технологии, чтобы сделать из алмазов непревзойденные по своим характеристикам бриллианты.
А вы знали, что бриллиант – это ограненный алмаз?
На первом этапе выбранный для огранки минерал сканируют и полностью измеряют, чтобы создать в компьютерной программе 3D модель самоцвета. В модель закладывают все дефекты камня и его характеристики.
Далее технолог рассчитывает различные варианты обработки камня и выбирает максимально выгодный. На этом этапе принимается решение на сколько частей распилить алмаз в зависимости от наличия дефектов, а также какой вид гранения выбрать.
Далее технолог составляет схему, по которой будет вестись весь процесс гранения.
Следующий этап – распиловка алмаза. Обычно этот процесс производится либо традиционным механическим способом при помощи медного диска с алмазным напылением, либо лазером. Однако лазерные технологии еще не полностью отработаны, и бывают случаи, когда камни лопаются, что. в общем-то затратно.
Несмотря на это, лазерная распиловка используется довольно часто. А все потому, что этот метод позволяет максимально снизить потери веса кристалла. Температура “расчленения” алмаза составляет приблизительно 3000 градусов, и при таком нагреве камень еще стабилен. Место распила становится черным, так как поверхностной слой камня частично переходит в графит при воздействии высоких температур.
На следующем шаге – шлифовке – все почернения убираются. Камень обрабатывается на стальном или чугунном диске с алмазным напылением. Скорость вращения составляет примерно 2500 оборотов в минуту. Изначально изготавливаются линейные грани, затем – финальная шлифовка.
На каждом этапе работы необходима незаурядная точность и контроль. Поэтому к изготовлению сверх дорогостоящих бриллиантов допускаются лишь проверенные мастера с внушительным стажем и опытом. Для подготовки огранщика высокой квалификации, потребуется не менее пяти лет работы и приблизительно 2000 карат обработанного сырья. Работа требует определенных качеств характера: усидчивости, терпения, точности, кропотливости, немногие к этому готовы.
Несмотря на то, что алмаз считается самым твердым минералом, он очень хрупок. При падении или неправильной установке на шлифовальный диск камень может просто расколоться на две половины или рассыпаться. Поэтому цена ошибки мастера стоит очень дорого для компании-производителя.
Говорят, что самое уязвимое место бриллианта – шип.
После обработки готовые камни отдают на сертификацию. Натуральные кристаллы более карата продаются только с сертификатом.
Как выглядит неограненный алмаз
В природе кристаллы алмазов выглядит совершенно не так, как обработанные бриллианты. Минерал сам по себе не обладает ярким блеском, и выглядит как обычный мутный камень.
Камни в природе могут быть как мелкими, так и очень крупными. Однако найти большой алмаз – это огромная редкость. Такие представители получают собственные названия, а их огранкой занимаются самые известные и дорогостоящие ювелиры мира.
Каждый природный алмаз имеет свои отличительные черты: трещины, небольшие сколы, пузырьки воздуха, пустоты. Именно по таким отличиям можно легко определить, настоящий перед вами кристалл или синтетический. Потому как искусственные камни идеальны по всем своим характеристикам.
В природе алмазы формируются в разные формы: куб, восьмигранник, двенадцатигранник и т. д. Некоторые камни без огранки имеют вовсе непонятное строение и напоминают просто кусок глыбы.
Сколько граней у бриллианта
В ювелирном деле для оценки огранки алмазов используется «правило 4С», куда входят такие пункты:
Как вы видите, одним из пунктов этого списка является именно огранка. И это не просто так. Все в зависимости от типа огранки алмаза будет зависеть перелив и блеск камня в лучах света. Если обработка минерала высшей пробы прошла неудачно, то камень уже испорчен, и его цена заметно упадет. Поэтому к вопросу облагораживания алмазов ювелиры относятся очень и очень серьезно.
Под термином алмазная огранка понимается процесс шлифования камня, посредством которого на минерал наносят плоскости для придания самоцвету различных форм. Нанесенные плоскости принято называть гранями или фацетами. В результате обработки алмаза можно не только выпятить его достоинства, но и скрыть его природные недостатки, например, внутренние или поверхностные дефекты.
Количество граней у алмаза зависит от вида огранки. Однако для того, чтобы камень раскрыл свои свойства, ювелиры опытным путем определили, что фацетов должно быть минимум 57.
Количество сторон камня отличается, в зависимости от стиля:
Теперь немного разберемся с тем, как называются различные составные части у алмаза.
Нижняя часть бриллианта получила название павильон.
Название огранки бриллианта определяется контуром кристалла, если смотреть на камень со стороны площадки, а также количеством, формой и принципом расположения граней относительно друг друга.
Виды огранки бриллиантов
А теперь кратко ознакомимся с тем, какие разновидности современной огранки сейчас наиболее применимы. К ним относятся:
Классическая круглая огранка
Этот вид огранки считается самым что ни на есть классическим вариантом. Технология была придумала 100 лет назад Марселем Толковским.
В 1919 году этот ученый рассчитал идеальное с точки зрения оптики соотношение сторон кристалла. Входящий внутрь самоцвета луч дважды полностью отражается от боковых граней на противоположных сторонах и потом выходит из короны. Благодаря такой геометрии достигается максимальное сверкание и перелив алмаза. По правилам круглая огранка содержит 57 граней, поэтому она получила буквенное обозначение КР-57. На короне бриллианта расположено 33 фацетов, а на павильоне 24.
КР-57 еще иногда называют «русской огранкой».
Для мелких бриллиантов массой менее 0,03 карат обычно применяться упрощенный вид круглой огранки в 17 граней, который обозначается как КР-17. При такой обработке в короне делают 9 граней, а в павильоне – 8. Для крупных камней были разработаны намного более сложные формы на 74 фацета 41/33, 86 фацетов 49/37 и 102 фацета 61/41.
Интересен тот факт, что проблемой данного вида обработки является очень большая потеря веса первоначального камня. Для получения круглого самоцвета обычно теряется до 50 % от природного алмаза. Очевидно, что такая не технологичность негативно сказывается на цене камня, так как такой бриллиант будет всегда заметно дороже любой другой огранки.
Бриллиантовая огранка «овал»
Автором овальной формы обработки считается Лазарь Каплан, владелец фирмы Lazare Kaplan International. Этот вид огранки был представлен миру не так-то давно в 1968 году.
По своей сути овальная технология очень схожа с огранкой круглых бриллиантов, что позволяет лучшим образом передать игру света алмаза. Однако плюс в том, что овал отличается от классической круглой технологии меньшей потерей изначального веса камня. Это получается за счет вытянутой формы кристалла и большого размера его площадки.
“Багет”
“Багет” – ступенчатая огранка с прямоугольным контуром. Соотношение длины и ширины у камней может быть разной. Если это 1:1, то форма огранки называется «квадрат». Прямоугольные “багеты” имеют соотношение от 1,4 : 1 и более. Их принято обозначать как Бп-33, Бп-25, Бп-13, где цифра обозначает количество граней.
С технической стороны технология обработки камней “багет” – это самый простой вид огранки.
Граней у “багета” заведомо меньше, чем у большинства остальных типов обработки, именно поэтому эта форма применяется для мелких бриллиантов, которые используются в качестве россыпи на украшениях.
Огранка “багет” не может в полной мере закрыть все дефекты камня, поэтому для этой технологии выбираются кристаллы с высочайшими параметрами.
“Сердце”
Форму «сердце» можно по праву назвать одной из старинных огранок, так как она появилась несколько столетий назад. Впервые «сердце» встречается в переписке герцога Галеаццо Марии Сфорцы и дипломата Никодемо Транкедини в 1463 г. В 1562 г. Мария Стюарт подарила кольцо с бриллиантом такой огранки королеве Елизавете в Англию. После этого на протяжении нескольких веков представители королевских сословий обменивались «сердцами», что символизировало благорасположение стран друг к другу.
Для работы с такими камнями требуется высококвалифицированный огранщик с огромным опытом. Мастер должен так отшлифовать изделие, чтобы округлые выступы были гладкими, и сбалансированными по блеску. У бриллианта огранки «сердце» 59 граней.
«Сердце» – это вариант бриллиантовой огранки с переменными значениями длины и ширины. Поэтому для того чтобы закрепить камень идеально, требуется немало усилий. Вставку устанавливают с помощью пяти крапанов (часть крепления вставки в ювелирном изделии), обеспечивающих его надежное крепление.
При выборе украшения с бриллиантом «сердце» важно обратить внимание на симметрию вставки: оба «полусердца» должны быть идентичными по форме между собой. А углубление между ними должно быть резко очерченным без трещин и других дефектов.
«Маркиз»
Чтобы придать бриллианту форму «маркиз» (по форме напоминающей семя), нужен очень опытный огранщик. Если ограненный кристалл будет слишком длинным или чересчур широким, то его свойство бриллианции не будет оптимальным. Острые концы камня должны быть идеально симметричны, а стороны камня зеркальны не только по форме, но и по свечению. Малейшая ошибка технологии приведет к удешевлению камня или он просто отправится на повторную переработку.
“Маркизы” страдают таким недостатком, как «эффект бабочки», когда на площадке кристалла отсутствует световое отражение, что сильно влияет на стоимость отдельного самоцвета. Однако с этим недостатком научились справляться, нанося на корону камня дополнительные грани.
Первый бриллиант «маркиз», получивший известность общественности, был изготовлен для французского короля Людовика XIV, который заказал украшений в честь ослепительной улыбки маркизы де Помпадур.
У «маркиза» 58 граней. Грациозная удлиненная форма камня с острыми концами особенно приглянулась дамам конца прошлого века, где этот вид обработки получил наибольшую популярность. Благодаря своеобразной форме алмаз маркиз кажется визуально крупнее, чем привлекает особое внимание.
Огранка “груша”
Огранка под вкусным названием “груша” считается гибридной разновидностью, так как с одной стороны камень гранится под круглую форму, а с другой – под очертание маркиза.
Первый камень этой формы был создан в 1458 году ювелиром Лодевейком (Луи) ван Берквемом из замечательной страны Бельгии. Такая формы вызвала тогда немало восхищений среди любителей красоты, но в среде ювелиров мастер подвергся постоянной критике. А все потому, что для придания самородку указанной формы приходится жертвовать слишком большой частью алмаза. Эту форму бриллианта иногда еще называют «слезой».
В “груше” обычно насчитывается 58 сияющих граней. Если пропорции соблюдены корректно, то для таких бриллиантов характерна повышенная сцинтилляция (яркие вспышки цвета камня, которые проявляются при его перемещении относительно светового потока). А еще огранка «груша» правильно подчеркивает естественный цвет бриллианта.
Ограненный алмаз «груша» прекрасно себя зарекомендовала в серьгах и кулонах на шею. Кольца с такой формой используются довольно редко, так как считается, что это непрактично и не каждой руке подойдет бриллиант такой формы. А вот кулоны, подвески или ожерелья с блестящей «капелькой», смотрятся просто непревзойденно и очень романтично. Сережки с небольшими камнями этой формы визуально вытянут ваше лицо и сделают образ привлекательнее.
Огранка бриллианта «принцесса»
Эта форма обработки алмазов была разработана в 1960-е годы. В 1980-е годы камни увидели весь мир и начали называться романтически «принцесса». Такой вид огранки считается одним из самых современных.
У граненого алмаза «принцессы» квадратная форма и до 78 граней. Если посмотреть на минерал сбоку, то кажется, что он похож на перевернутую пирамиду. Благодаря дополнительным граням «принцесса» рассеивает большее количество света, что позволяет эффективно скрывать включения и дефекты камня, и обеспечивает достаточно высокий уровень бриллиации.
Наиболее часто эти бриллианты сегодня используются в кольцах для помолвки. Однако очень красиво «принцесса» смотрится и в серьгах, брошах, колье.
Примечательно еще то, что в таком виде обработки до 80 % веса первоначального камня остается нетронутой.
Кушон
“Кушон” – это огранка, имеющая четыре закругленные угла и выпуклые стороны. Рундист чем-то напоминает форму обычной подушки, и именно из-за этого такой тип минералов начали называть подушковидной.
Качество обработки минерала оценивают по 4 балльной шкале от А до Г, где класс огранки А считается идеальным, Г – ниже удовлетворительного. А вот мелким бриллиантам под названием КР-17 могут поставить только две отметки А –идеальный камень или Б – хороший.
Этот вид квадратной огранки нельзя назвать современным. Его придумали очень давно, но основная популярность была получена в эпоху барокко. Ранее кушон называли «старая копь» или встречается еще одно название «старая шахтная огранка». Такое нехитрое наименование получилось благодаря бразильским алмазным шахтам, на которых бриллианты гранили именно таким способом. Первые такие бриллианты появились на свет в начале 1700 годов.
«Триллион»
Огранка «триллион» по форме напоминает треугольник. В зависимости от особенностей, такой тип обработки разделяют на:
Обычно для того чтобы огранить алмаз в «триллион», делают от 31 до 52 граней. Стандартизированная в России огранка «Триллиант пятидесятидвухгранный (Т-52)» насчитывает 52 грани.
Этот тип обработки был впервые создан в Амстердаме. А уже в 1962 году компания Генри Мейера из США разработала и запатентовала современную огранку «триллион», однако со временем эта обработка стала общим названием для всех треугольных камней.
“Триллионы” обладают ярким блеском и заметной переливчатостью, если технология изготовления не была нарушена. Бриллианты этого вида чаще всего используются как парные камни в серьгах-гвоздиках, подвесках или парных кольцах.
«Радиант»
Бриллианты «радиант» бывают квадратной или прямоугольной формы. Некоторые специалисты говорят, что такие кристаллы вобрали в себя лучшие черты от «изумрудов» и «принцесс», так как с точки зрения технологии изготовления скошенные углы камней уменьшают их хрупкость и дают возможность отлично закреплять вставки в оправе изделий.
При обработке на камень обычно наносят от 61 до 77 граней, в том числе 8 граней рундиста. Стандартизированные в России разновидности имеют от 65 («Ра-65») до 89 граней («Ра-89»).
По причине дополнительных граней “радиант” может рассеивать больше света, чем другие виды камней. Это наделяет минерал квадратной и прямоугольной формы непревзойденным блеском. В дополнении к этому, форма «радиант» отлично скрывает включения и дефекты самоцветов.
“Изумруд”
Бриллианты огранки «изумруд» имеют прямоугольную форму, усеченные углы и ступенчатые грани. Стандарты этого способа обработки были установлены в первой половине ХХ века. У камней насчитывается от 50 до 58 граней, количество фацетов зависит от количества рядов на короне и павильоне кристалла.
Ступенчатые грани этого типа обработки создают замечательный эффект «зеркального зала». При детальном рассмотрении возникает чувство, что в камнях мерцают вспышки яркого белого света. Изумрудная огранка кажется не такой яркой, как минералы с огранкой «принцесса» или «круг», но благодаря удлиненным контурам и эффектным вспышкам света эти красавцы производят непревзойденное впечатление.
Огранка “ашер” была разработана в начале ХХ-го века и названа в честь своего создателя Джозефа Ашера. Этот мастер, когда король Эдуард VII поручил ему огранку знаменитого бриллианта Куллинан для английской короны. В 1980 году Королева Юлиана из Голландии подарила фирме Asscher Diamond Company королевский титул в честь признания роли, которую семья Ашер играли в бриллиантовой промышленности.
В лабораторных сертификатах GIA и AGS огранка Ашер считается одни из видов бриллиантовой огранки “изумруд”. И до сих пор идут споры об отличиях между этими видами обработки.
Популярность огранки «ашер» достигла пика в конце 1920-х годов, но оставалась редкостью до конца столетия. Эти камни можно было обнаружить лишь антикварных магазинах и специализированных ювелирных лавках.
В начале нового тысячелетия, после нескольких исследований и разработок новейшего программного обеспечения, огранка «ашер» была усовершенствована и дополнена новыми гранями с целью достижения более яркого блеска.
Огранка “роза”
Форма огранки бриллиантов часто выбирается в зависимости от формы природного сырья, чтобы минимально потерять вес камня. В этом плане обработка под названием роза является очень удачной. «Розы» создаются из самородков, позволяя сделать плоский низ и куполообразное навершие.
Технологии обработки бриллиантов «роза» – не один век. Самый старый камень этого вида находится в подвеске, которая датируется XVI веком.
На своем пути эта огранка прошла много видоизменений. В старинных камнях на куполе было не более 3…4 фацетов. Завершающей стадией эволюции технологии стала так называемая «полная роза» с 24 гранями.
Итак, вы познакомились с самыми известными типами огранки бриллиантов, которые существуют в современном ювелирном деле. Надеемся, что эта информация позволила расширить ваш кругозор в области красивых дорогих драгоценных камней и возможно у вас появились новые идеи того, что можно подарить своим любимым на очередной праздник.