наклон линии безразличия в какой либо точке этой линии равен
Наклон линии безразличия в какой либо точке этой линии равен
Кривая безразличия: понятие, свойства и наглядные примеры
Кривая безразличия — это график различных комбинаций двух продуктов, к которым потребитель безразличен, то есть ему одинаково нравятся обе комбинации.
Давайте рассмотрим Марка, который хочет определиться с количеством обедов и количеством фильмов в месяц.
Он проанализировал свою модель потребления за последний год и выяснил следующее: (1) если он смотрит 2 фильма в любой месяц, он обедает 8 раз, (2) если он смотрит 4 фильма, он обедает 3 раза и (3) если он смотрит 6 фильмов, он обедает 1 раз и так далее.
Он одинаково любит все возможности и не отдает предпочтения какой-то одной комбинации. Если мы построим эти комбинации на графике с фильмами на одной оси и обедами на другой, мы получим его кривую безразличия, как показано ниже.
Очевидно, Марк предпочел бы смотреть 4 фильма и обедать в ресторане 4 раза, потому что эта комбинация лучше, чем все текущие комбинации. Она показывает, что у одного потребителя может быть более одной кривой безразличия.
Такая группа кривых безразличия, которая показывает одинаково привлекательные альтернативы для потребителя при разном уровне дохода, называется семейством кривых безразличия.
Самая внешняя кривая безразличия IC2 имеет более высокий рейтинг, потому что она предлагает больше как фильмов, так и обедов во всех случаях.
Вы, должно быть, заметили, что существует компромисс между обоими товарами, то есть по мере увеличения количества фильмов количество обедов уменьшается и наоборот.
Скорость, с которой потребитель отказывается от потребления одной единицы одного продукта ради другого, называется предельной нормой замещения (или коэффициентом замещения).
Свойства кривых безразличия
Ниже приведены некоторые важные свойства кривых безразличия:
[1]. Кривые безразличия не наклоняются вверх. Это происходит потому, что кривая безразличия показывает компромисс между двумя товарами, то есть один должен уменьшаться, если другой увеличивается.
Если мы имеем кривую безразличия, направленную вверх, это означает, что потребление обоих товаров может одновременно увеличиваться.
[2]. Самая внешняя кривая безразличия наиболее предпочтительна потребителю, и рейтинг уменьшается по мере того, как мы движемся внутрь, то есть влево.
[3]. Кривые безразличия не пересекаются. Это происходит потому, что разные кривые безразличия представляют разные уровни достатка, и пересечение означало бы, что потребитель безразличен между комбинациями продуктов, представленными двумя кривыми безразличия.
Бюджетные ограничения и кривые безразличия
Бюджетное ограничение потребителя (также называемая бюджетная линия) — это прямая линия, которая показывает различную комбинацию двух продуктов, которые потребитель может позволить себе купить.
Давайте еще раз рассмотрим Марка. Если у него есть в общей сложности 200 долларов, чтобы потратить на фильмы и обеды, это его бюджетное ограничение.
Если фильм стоит 35 долларов, а ужин — 20, мы можем определить его потребительские возможности.
Если он тратит все свои деньги на фильмы, он может позволить себе смотреть 5,7 фильмов (то есть 200 долларов/35 долларов). В качестве альтернативы, если он тратит все 200 долларов на обеды, возможны 10 обедов (200 долларов/20 долларов).
Точка, в которой линия бюджета потребителя касается кривой безразличия (то есть точка E), это комбинация, которую он потребляет.
Анализ кривой безразличия может быть использован для объяснения эффекта замещения и эффекта дохода.
Спрос и конкурентное поведение потребителя: анализ кривых безразличия
Как отмечалось выше, концепция предельной полезности имеет существенные методологические изъяны и прежде всего тот, что полезность является субъективной категорией, не поддающейся объективному измерению и сопоставлению. Чтобы избежать необходимости измерения предельной полезности, в экономической теории используют кривые безразличия. Разработка данного подхода к проблеме поведения потребителя связана с именами известных экономистов В.Парето и Д.Хикса.
Анализ кривых безразличия базируется на тезисе, что потребителю нет надобности точно измерять полезность блага. Достаточно, если он в состоянии из двух благ выбрать одно по своему вкусу. Анализ кривых безразличия основывается на следующих предпосылках:
1. Все блага находятся в свободном доступе и обладают положительной предельной полезностью. Другими словами, это означает принцип: чем больше данного блага, тем лучше. Если же какое-либо дополнительное благо начинает понижать благосостояние потребителя, он может с легкостью выбросить его, не неся при этом никаких издержек.
Кривые безразличия и их свойства
Опираясь на названные выше предпосылки, можно построить так называемую карту потребительских предпочтений (рис. 11.1). Предпочтения потребителя выражены при помощи кривых безразличия.
Очевидно, что в силу своих вкусов, пристрастий и обстоятельств каждый потребитель имеет свою собственную карту предпочтений.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
Выбор потребителя
Таким образом, равновесие потребителя, или рациональный выбор потребителя, достигается в точке касания бюджетной линии с наивысшей доступной для касания кривой безразличия.
Рассмотрим иную ситуацию, когда стоит задача получить некоторую полезность при минимальных затратах (рис. 11.3).
В точке касания ( E ) кривой безразличия с наиболее низко расположенной бюджетной линией будет достигнута поставленная цель: данная комбинация двух благ обеспечивает искомую полезность и стоит менее всего.
Приравняв известные нам формулы наклона этих кривых, получим:
Таким образом, не прибегая к измерению полезности отдельного блага, при помощи кривых безразличия мы получили точно такой же вывод и аналогичную формулу, как и на основе использования теории предельной полезности.
Кривые безразличия и иные кривые
Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называемой кривой «цена—потребление».
Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется оптимальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда товар X является товаром низшего класса (рис. 11.7).
Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.
Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта замещения. Таковой будет ситуация с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяснить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей данного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться ростом его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.
Поведение потребителя при изменении дохода. Увеличение дохода графически отображается в параллельном перемещении бюджетной линии вправо от начала координат. При этом новая бюджетная линия выступит касательной по отношению уже к иной кривой безразличии, отстоящей далее от начала координат и отвечающей большей совокупной полезности. Новая точка касания продемонстрирует изменения в потреблении в связи с ростом дохода. Если рассмотреть несколько уровней дохода и определить соответствующие им точки оптимального выбора потребителя, то линия, соединяющая эти точки, будет кривой, именуемой «доход—потребление» (рис. 11.8).
В данном случае кривая «доход—потребление» будет отклоняться назад, поскольку с ростом доходов обычно сокращается потребление товаров низшей категории (кривая будет «возвращаться» к началу координат) и возрастает потребление нормальных товаров (кривая поднимется вверх относительно вертикальной оси Y).
На основе кривой «доход—потребление» можно вывести так называемую кривую Энгеля (рис. 11.11).
Кривая Энгеля показывает, как меняется количество потребляемого продукта при различных уровнях дохода. Кривая Энгеля также может иметь разные формы в зависимости от категории товара. Для нормальных товаров наклон кривой обычно положительный, для товаров низшего класса — отрицательный.
Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия
Кривые безразличия имеют то важное преимущество перед концепцией предельной полезности, что позволяют не измерять саму полезность, т.е. преодолевают основное уязвимое место вышеназванной концепции.
Кривые безразличия являются не только сугубо теоретическим инструментом. Они могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей. Так, в 1969 г. на основе маркетинговых исследований менеджеры компании Ford Л.Якокка и Д.Фрей смогли правильно определить рыночную стратегию фирмы и предложить новую модель «Форд мустанг», отвечающую предпочтениям потребителей. Менеджеры старались выяснить, что для потребителя важнее: технические параметры автомобиля или дизайн, а следовательно, в каком направлении вести дальнейшие разработки. Были построены два типа кривых безразличия (рис. 11.12 и 11.13).
Первый тип кривых характеризовал явные предпочтения технических параметров. Второй тип кривых показывал чувствительность потребителя к дизайну. Менеджеры правильно определили, что для большинства людей, не слишком сведущих в технике, при обеспечении некоторого достаточно высокого технического уровня автомобиля внешний вид и удобства приобретают гораздо большее значение. Действительно, многие технические усовершенствования могут быть оценены по достоинству только специалистами, а комфортность и внешнюю привлекательность машины оценит каждый. Правильная ориентация на вкусы и предпочтения потребителей помогла фирме Ford выбрать стратегию, которая принесла большой коммерческий успех новой модели «Форд мустанг».
Для оценки потребительских предпочтений и поведения важно не только оценить, насколько крутыми или пологими являются кривые безразличия, но и верно определить их форму. Не все кривые имеют вид дуги, вогнутой в сторону оси координат. На рис. 11.14 изображены кривые безразличия товаров, потребляемых исключительно совместно.
Такими абсолютно взаимодополняющими товарами являются, например, правый и левый ботинок, правая и левая перчатка. Наращивать или сокращать производство их можно только в одной и той же степени. Это же относится и не к столь близким дополнителям, а просто к сопутствующим товарам, фотокамерам и пленке, шурупам и гайкам и т.д.
Для абсолютных заменителей кривые безразличия будут иметь совсем другую форму (рис. 11.15).
Абсолютными заменителями являются товары двух торговых марок, нераспознаваемые без этикеток, например: два непромаркированных тюбика зубной пасты, два необозначенных стиральных порошка.
Третий вариант предполагает комбинацию блага и антиблага, приносящего потребителю не пользу, а неудобства, вред, неудовольствие и пр. (рис. 11.16).
Наконец, рассмотрим случай, известный как угловое решение. В данной ситуации потребитель выбирает исключительно один товар в ущерб другому. Например, при пенсии, размеры которой не обеспечивают нормального существования, человек будет всегда отдавать предпочтение продуктам питания, а не одежде, обуви, книгам и пр. И даже незначительное понижение цен на одежду не заставит такого потребителя изменить свой выбор (рис. 11.17). Такая ситуация, к сожалению, стала типичной для многих потребителей России в 90-е годы, когда более 30% населения оказались за чертой бедности.
При угловом решении отношение предельных полезностей двух товаров не равно их ценовому соотношению, а потому точка B на рис. 11.17 не является точкой оптимального выбора, максимизирующего полезность. В точке B предельная норма замещения еды одеждой больше, чем наклон бюджетной линии, что означает следующее: если бы у потребителя было бы больше одежды, он бы с готовностью пожертвовал ею ради приобретения дополнительных продуктов питания. Подтверждение этому можно увидеть на любом рынке, где пожилые люди продают свою одежду, книги и домашнюю утварь, чтобы полученные деньги можно было бы потратить на покупку продуктов.
Выйти из подобного «тупикового» угла можно в данном конкретном случае, лишь существенно увеличив доходы потребителя или же на порядок сократив цены. Таким образом, кривые безразличия и их анализ помогут сформулировать адекватную социальную политику.
Кривые безразличия достаточно широко применяются в теоретических и прикладных исследованиях. Вместе с тем возможности анализа кривых безразличия не беспредельны и также ограничены. Причины этого таковы, что потребители далеко не всегда ведут себя рационально; информация о товаре не всегда бывает полной и доступной потребителю, а потому его выбор далеко не оптимален; наконец, на практике достаточно трудно вывести достоверные кривые безразличии.
Закон убывающей предельной полезности: по мере роста потребления блага общая полезность от его потребления растет, но все более медленными темпами, так как предельная полезность каждой последующей потребленной единицы блага убывает.
Кардиналистский подход к оценке полезности: анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности:
гипотеза 1: потребитель расходует свой бюджет так, чтобы он смог получить максимальное удовлетворение от совокупности приобретенных благ;
гипотеза 2: каждый потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки полезности этого блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютиль.
Правило максимизации полезности (второй закон Госсена) исходит из положения: потребитель максимизирует общую полезность от набора благ тогда, когда последняя денежная единица, израсходованная на приобретение каждого вида товаров, принесет одинаковую предельную полезность.
Алгебраически правило максимизации общей полезности имеет вид:
Итак, данный подход исходит из того, что потребитель вряд ли может измерить полезность в количественных единицах, но способен сравнивать полезности отдельных товаров или их наборов и упорядочивать их по степени предпочтения.
Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия.
Бюджетная линия (рис. 9.4) показывает наборы товаров А и В, которые потребитель может купить при данном уровне дохода (I) и при постоянных ценах (РА, РB). Такой же набор товаров А и В представлен в табл. 9.2.
Карта кривых безразличия является графическим представлением вкусов потребителя и интенсивности его желания покупки тех или иных товарных комбинаций. Покупательная способность потребителя отражается бюджетной линией. Объединение данных графиков показывает, какая из товарных комбинаций на карте кривых безразличия является оптимальной и приносит при этом максимальную общую полезность (рис. 9.5).
На графике наиболее удовлетворительная комбинация представлена точкой С. Комбинации К и L, хотя и могут приобретаться, находятся на более низкой кривой безразличия, следовательно, дают меньшую степень удовлетворения. Кривая i3 находится выше i1 и более предпочтительна, но при данном уровне дохода и уровне цен для потребителя не достижима.
Предположим, что доход остается неизменным, но изменяются цены на товары. Допустим изменяется цена на товар В, он становится дороже (рис. 9.7).
Рассмотрим эффект от изменения цены. Он равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода.
Эффект замещения: товар В стал дороже, потребитель постарается заменить более дорогой товар В более дешевым товаром А.
Основные понятия темы
Потребности. Блага. Экономические и свободные блага. Блага-субституты. Комплиментарные блага. Полезность благ. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности. Кривая безразличия. Бюджетные ограничения. Карта безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Эффект дохода. Эффект замещения. Предельная норма замещения (MRS). Товары Гиффена. Благосостояние потребителя. Номинальный доход. Реальный доход. Стоимость жизни. Индексы цен Ласперейса и Пааше. Индексы объема покупок Ласперейса и Пааше.
Наклон линии безразличия в какой либо точке этой линии равен
Рассмотрим поведение потребителя на рынке с помощью кривых безразличия. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух кривых – бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Например, если продукт А стоит 1500р., В – 1000р., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В при денежном доходе, равном 12000р.
Бюджетная линия продуктов А и В, при денежном доходе – 12000 рублей.
Единица продукта А (цена 1500р.) | Единица продукта В (цена 1000р.) | Суммарный доход, т.р. |
12000=8*1500+0 12000=9000+3000 12000=6000+6000 12000=3000+9000 12000=0+12000 |
Изобразим бюджетную линию графически; ее наклон зависит от отношения цены товара В к цене товара А.
Каждая точка этой прямой показывает – какое количество товара А (апельсины) и товара В (бананы) может приобрести потребитель, располагая фиксированным доходом 12000р. и, тратя его полностью на покупку этих двух товаров при условии, что цены на апельсины и бананы не меняются.
Расположение бюджетной линии зависит от :
1. величины денежного дохода;
2. изменения цен на товары.
Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары останутся неизменными приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо.
Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т.е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз, то бюджетная линия также будет параллельно перемещаться соответственно влево или вправо.
Если доход и цены одновременно пропорционально изменятся, то положение бюджетной линии не изменится.
Если цены на товары станут меняться не пропорционально по отношению друг к другу, то это приведет к изменению наклона бюджетной линии.
Бюджетные линии дают ответ на вопрос: что может приобрести потребитель, имея определенный денежный доход с учетом сложившихся цен на товары. Информацию о предпочтениях потребителя дают кривые безразличия. Кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денежный доход. Они демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребностей или полезностей.
Точки на кривой представляют одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ее комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называют картой кривых безразличия.
Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. На рисунке, комбинация, максимизирующая полезность потребителя или равновесная комбинация продуктов А и В окажется в точке Z, в которой бюджетная линия касается кривой У2. Отсюда следует, что при данной сумме денежного дохода (12000руб.), потребитель максимально удовлетворит свои потребности в апельсинах и бананах, приобретая 4 единицы продукта А, по цене 1500руб. и 6 единиц продукта В, по цене 1000руб.
Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы поведения потребителя. Равновесие потребителя
Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845–1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848–1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867–1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.
Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие – три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А > Б, или Б > А, или А
Б, где знак «> » выражает отношение предпочтения, а знак «
» – отношение равноценности или безразличия.
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А > Б, а Б > В, то всегда А > В, а если А
В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б – большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.
Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Кривая безразличия
На рис. 8.1 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой – число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1; каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.
На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, допустим вместо этого, что кривая безразличия идет вверх, от точки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что чем больше потребительских товаров, тем лучше. Поскольку набор D содержит больше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 на рис. 8.1, предпочтительнее любого набора на U1.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.
Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Карта кривых безразличия
На рис. 8.2 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство – карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2 U4>U3>U2>U1.
Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых без различия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.
Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.
Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.
Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.
Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.
Рисунок 8.3 показывает, что, перемещаясь от набора потребительских товаров А к набору В, потребитель готов отказаться от шести единиц одежды, чтобы получить одну единицу продуктов питания. Двигаясь от набора В к набору С, он готов поступиться только четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу продуктов питания, а при перемещении от C к D он откажется лишь от двух единиц одежды ради одной единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньше пищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды ради продуктов питания.
Рис. 8.3. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривой безразличия
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.
На рис. 8.4 бюджетная линия первоначально занимает положение KL. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим, что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I / Рх единиц этого блага. Исходя из этого допущения длина отрезка OL равна I / PY.
Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I р. и потому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I р. и, таким образом, недоступны для потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов благ.
Как изменится бюджетная линия, когда меняются доход и цены на блага> Предположим, что доход потребителя сократился до I’