Накопительная цепочка литература 3 класс что такое
Накопительная цепочка литература 3 класс что такое
1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова.
Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны. Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
3. Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.
4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.
Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.
5. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?
Эти сказки очень похожи по сюжету, потому что авторы писали свои сказки на основе аналогичных народных. Отличаются авторские сказки большей детализацией образов и событий, наличием художественных изобразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры), наличием авторской оценки и морали.
Сравнение сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
Общее: в сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» похожи волшебные персонажи – Морозко и Мороз Иванович; героини резко противопоставляются по характеру; в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
Различия:
«Морозко»
1. Падчерица и родная дочь
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.
«Мороз Иванович»
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.
Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
Сравнение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»
Автору понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.
Общее:
Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.
Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.
Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
6. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».
Заяц-хваста
Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.
Можно ли назвать Зайца храбрым?
Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» «
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам»
1. Познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка;
2. Познакомить детей с новым произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка присказкой к «Аленушкиным сказкам»;
3. Формировать понятие о литературных сказках;
4. Формировать словарный запас учащихся;
1. Развивать навык выразительного, беглого чтения;
2. Развивать творческие способности учащихся;
3. Способствовать развитию интереса к чтению;
4. Развивать память, внимание, воображение.
1. Воспитывать художественный вкус;
2. Воспитывать интерес к отечественной литературе;
Оборудование для учителя: учебник, портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, карточки с заданиями, кроссворд, выставка книг
Оборудование для учащихся: учебник.
1. Организация детей на работу.
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
4. Изучение нового материала.
4.1. Работа с учебником.
4.2. Беседа после чтения.
4.3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина–Сибиряка.
6. Знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам».
7. Беседа по прочитанной присказке.
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1. Организация детей на работу
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2. Речевая разминка
Причитайте текст медленно жужжащим чтением.
Сидит в корзине девочка
Он сам, того не ведая,
Что вы прочитали? К какому жанру относится этот текст? Сказка
А из какой сказки этот текст? «Маша и медведь»
Прочитайте текст медленно жужжащим чтением.
Едет печка, дым идёт,
Ест большие калачи!
Что вы прочитали? Из какой сказки эти строчки? «По щучьему велению»
Что объединяет эти сказки? Это русские народные сказки
Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? Над сказками
3. Актуализация знаний. Введение в тему
С какими сказками мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд (Приложение 1).
Вопросы к кроссворду:
1. Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. Лев
2. Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. Билибин
3. Без чего не бывает басня? Морали
4. Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова. Мазай
5. Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. Тучка
6. Известный русский баснописец. Крылов
7. В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. Зеркало
Попробуйте догадаться какое ключевое слово спряталось в кроссворде? Литературные
Кто попробует полностью сформулировать тему урока? Литературные сказки
4. Изучение нового материалом
4.1. Работа с учебником
Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника. Откройте страницу 179 и прочитайте как называется новый раздел учебника. «Литературные сказки»
Как вы думаете, что такое литературные сказки? Это авторские сказки, их написали писатели
Прочитаем об этом на стр.180. Открываем учебники. Читаем по цепочке.
4.2. Беседа после чтения
На какие две группы можно разделить сказки? Народные и авторские. Авторские сказки еще называют литературными сказками.
В чём их отличие? Народные сказки появились давным-давно. Долгое время народные сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – особая сказка. Она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее всегда есть автор.
А какие еще бывают сказки? Сказки о животных, бытовые, волшебные
Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Что это за сказки?
Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1582-1912)
Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем. Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». На выставке. Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
6. Знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам»
Ребята, что есть в любой сказке? Вступление, основная часть, заключение
Как называется вступление? Зачин
Какие зачины вы помните? «В некотором царстве…», «Жили-были…»
Ребята, а у некоторых сказок кроме зачина есть еще и присказка. Что такое присказка? Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием, короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. Присказка как бы настраивает читателя или слушателя на особый лад, готовит его к погружению в мир невероятных событий. Обычно присказка бывает к одной сказке. А мы сегодня с вами познакомимся с присказкой, которая относится к целому сборнику сказок, с присказкой к «Алёнушкиным сказкам».
Прочитаем присказку на стр.182 вслух, по цепочке.
7. Беседа по прочитанной присказке.
Понравилась ли вам присказка?
В чём особенность присказки писателя? Особенность ее в том, что она сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок.
О ком будет рассказываться в сказках?
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание
С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
Что вы узнали о его жизни и творчестве?
С какими сказками познакомились на уроке?
В чём отличие литературных сказок от народных?
Страница 155 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть
1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…
Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны. Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
3. Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.
4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.
Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ — половина победы: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.
5. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.
Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
6. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».
Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.
Можно ли назвать Зайца храбрым?
Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.
МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 107»
Сказка – цепочка «Теремок»
учитель начальных классов
Цильк Елена Викторовна
Тема урока: Сказка – цепочка « Теремок»
Цель урока: продолжить знакомство с понятием « сказка- цепочка»
— познакомить детей с русской народной сказкой « Теремок»;
-совершенствовать технику чтения;
-пополнять словарный запас;
-учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
— прививать любовь к устному народному творчеству;
— приобщить детей к творческой деятельности;
— описывать особенности героев произведения, их характеры
— развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
— формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
— развивать речевые умения, творческие способности;
-активизировать словарь детей;
-создавать собственный текст на основе художественного произведения ( текст по аналогии)
— воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
— воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
— выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.
Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.
I Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
-Улыбнитесь друг другу.
-Пожелайте доброго настроения.
II Введение в тему (слайд 2)
— Для вас библиотекарь Михаил Потапович приготовил интересное стихотворение
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
-чтение учащимися про себя,
-чтение по цепочке (по 2 человека от группы).
— Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о сказке)
— Ребята, как вы читали стихотворение? (по цепочке)
— Что значит чтение по «цепочке»? (чтение друг за другом)
Итак, тема нашего урока «Сказка-цепочка»
-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (думать, рассуждать, читать выразительно)
III Подготовка к основному этапу
— Давайте вспомним, что такое сказка (высказывание детей).
Проверим по толковому словарю значение слова «сказка» (слайд 3).
Сказка- это жанр устного народного творчества, мудрость народа, его мечты, желания (слайд 4).
Все сказки появились очень – очень давно, когда люди не умели писать и читать. Их не записывали, а просто рассказывали друг другу.
— Ребята, посмотрите на экран и вспомните известные вам сказки (слайды 5-14).
«Красная шапочка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению…», «Золушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Колобок».
-Какие вы увидели сказки?
-Какие из названных вами сказок – сказки – цепочки? Почему вы так думаете?
(потому что эпизоды текста похожи друг на друга и располагаются по цепочке).
Сказки- цепочки вам всем хорошо знакомы. Их читали вам дома, в детском саду. Как вы думаете, почему сказки- цепочки легко запоминаются? (В них много повторов).
-А какой вы знаете еще вид сказок, которые можно читать бесконечно? Как они называются? (докучные)
— Скажите, похожа сказка – цепочка на докучную сказку? Почему? (в ней тоже много повторов, как и в докучной сказке)
IV Физ.минутка «Колобок» (слайд 15)
— Ребята, вы догадались с героями какой сказки мы делали физ.минутку?
—Как вы думаете, какая это сказка? (сказка- цепочка)
—А сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой- цепочкой.
-Отгадайте ребус и узнаете ее название (слайд 16)
V Изучение нового материала
2. Словарная работа
а) в сказке встретится вам выражение «заревел во всю мочь».
Послушайте ребят и скажите, что обозначает это выражение?
(два ученика наряженные в маски медведя инсценируют слова медведя «Терем – теремок! Кто в тереме живет?». Отвечают на заданный вопрос.)
— А кто может жить в одном помещении? (семья)
— Какая семья может жить вместе? (дружная)
— Как вы понимаете пословицу «В тесноте да не в обиде»? (слайд 18)
3. Просмотр презентации (слайды 19-34)
— Сейчас мы посмотрим и прочитаем вместе сказку «Теремок» (один слайд читает учитель, другой – ученик), а вы подумайте, имеет ли отношение эта пословица к нашей сказке.
— Назовите главных героев сказки (дети выходят к доске и сами вывешивают иллюстрации с героями сказки).
— Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?
— Почему сказку «Теремок» легко запомнить? (в ней эпизоды повторяются)
5. Работа с текстом (распечатка). (Приложение 1)
1. Чтение текста в парах по абзацам (ученик- учитель).
— Расскажите первый эпизод сказки. Кто первый подошел к терему? (по мере пересказывания вывешиваются герои сказки на доску)
— Кто потом подошел к терему? Расскажите следующий эпизод сказки. И т. д.
— Отличается ли встреча волка с жителями терема? (нет, текст сказки полностью повторяется, изменяются только герои сказки)
-Какой сделаем вывод?
(Эта сказка похожа на цепочку: эпизоды текста похожи друг на друга, меняются лишь персонажи, а текст сказки остается прежним).
-Как у цепочки все звенья одинаковые, так и эпизоды сказки похожи друг на друга.
-Обратите внимание на имена героев. Что заметили необычного? (они состоят из двух частей)
— Найдите их в тексте, подчеркните простым карандашом и прочитайте.
— На что указывает вторая половина имени?
— Где их так называют? (в сказках)
— Найдите в тексте и прочитайте, чем заканчивается сказка?
VI Работа в группах
1. В каком тереме смог бы поместиться медведь?
1. Подчеркните и зачитайте слова, которые помогут описать вам внешний вид и характер героя.
2. Каких размеров и из какого материала вы бы построили теремок для медведя?
3. Из предложенных вам рисунков, выберите тот, который подойдет для медведя. Обоснуйте свой выбор.
2. Почему обитатели терема пускали новых постояльцев?
1. Из предложенных слов подчеркните и зачитайте те качества характера, которые объединяют героев сказки всех вместе
2. Объясните, какие из этих качеств могут пригодиться нам в жизни.
3. Как можно было уговорить медведя не входить в терем?
1. Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить медведя, не обижая его, не входить в теремок.
2. Выберите и зачитайте пословицы или поговорки, которые помогут сделать ваше высказывание наиболее убедительным (Приложение 3).
4. Как можно передать сказку, чтобы концовка была счастливой?
1. Придумайте счастливую концовку сказки.
2. Выберите пословицы, которые подходят к вашей сказке (Приложение 4).
(Проверка групп. Дети в каждой группе делают вывод по поставленному проблемному вопросу).
— Из тех пословиц, которые выбрала 4 группа, какая вам уже встречалась сегодня на уроке? (В тесноте да не в обиде) (слайд 36)
— Давайте же теперь ответим на вопрос, который мы задавали еще в начале урока, имеет ли отношение данная пословица к сказке «Теремок»?
— С какой сказкой мы сегодня познакомились?
— В вашей сказке со счастливым концом, медведь помог построить новый теремок. Как вы думаете, какими качествами характера обладал медведь? (доброта, дружба, понимание, сердечность). Все эти качества присущи и каждому из нас с вами.
— Дружелюбие, доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим! И давайте начнем прямо сейчас!
— Посмотрите, что лежит у вас в нашем сундучке? (сердце)
— Так, где же находится вежливость и доброта? (в нашем сердце)
— А что бы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим друг другу наши теплые добрые сердца (дети дарят друг другу нарисованные сердечки). (слайд 37 с музыкой)
— И закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
— А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку своей работе. Перед вами 3 цветочка: зеленый, желтый, красный. Выберите цветочек своего цвета, поднимите руку, покажите мне (слайд 38).
— Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада.
— Спасибо за работу, за участие! (слайд 39)
Русская народная сказка.
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— А я волчок-серый бочок.
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, волчок-серый бочок.
— А я медведь косолапый.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Качества, которые объединяют героев сказки:
Доброжелательность, злость, трусливость, хитрость, глупость, доброта, жадность.
Пословицы о вежливости.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Доброе слово и кошке приятно.
Битый небитого везет.
Пословицы для работы в группах (4 группа)
В тесноте да не в обиде.
Согласие крепче каменных стен.