накопление данных о передовом опыте педагогов осуществляется в рамках какой функции

Роль руководителя в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта

накопление данных о передовом опыте педагогов осуществляется в рамках какой функции. Смотреть фото накопление данных о передовом опыте педагогов осуществляется в рамках какой функции. Смотреть картинку накопление данных о передовом опыте педагогов осуществляется в рамках какой функции. Картинка про накопление данных о передовом опыте педагогов осуществляется в рамках какой функции. Фото накопление данных о передовом опыте педагогов осуществляется в рамках какой функции Алла Турлак
Роль руководителя в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта

Сила яркого педагога, как артиста или писателя, – не в подражании, а в нахождении своего творческого «Я», в формировании исследовательского подхода к педагогической деятельности и анализу педагогического опыта (ПО).ПО – это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности.

М. Н. Скаткин, например, считает, что ПО в «широком смысле» – это такое мастерство педагога, которое даёт высокие результаты в обучении и воспитании детей, в подготовке и развитии самого педагога. ПО в «узком смысле» означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории и практики, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному.

Передовым педагогическим опытом (ППО) общепринято считать такой опыт педагогов, работников образования и образовательных учреждений (ОУ) в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся и оптимальной организации педагогического процесса.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы ДОУ. Но прежде чем изучать опыт, его нужно выявить или создать, то есть, тема, которая будет изучаться, может заранее задаваться педагогу. К примеру, руководители ДОУ, заинтересованные в решении ряда вопросов организации работы группы ранней адаптации и социализации детей, могут рекомендовать педагогам накапливать опыт в этом направлении, который потом будет изучаться и обобщаться.

I.Выявление педагогического опыта

1. Анализ результатов мониторинга освоения ООП и интегративных качеств воспитанников (высокие количественные и качественные результаты).

(посещая НОД, совместную деятельность заведующие, старшие воспитатели ДОУ отмечают то положительное, что присуще педагогу, замечают и выделяют особый стиль в работе, который обеспечивает успех)

3. Оперативный и тематический контроль

4. Конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары.

5. Анализ анкет педагогов.

6. Работа над темой по самообразованию, новой проблемой

(каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений – этим достижением может стать обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме).

II.Изучение педагогического опыта.

Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению.Это может быть:

•целостная система педагогической деятельности;

•система работы педагога по какой-либо одной проблеме;

•использование одного эффективного приема;

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий.

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Изучение опыта – это системное наблюдение за работой педагога со стороны руководителя и старшего воспитателя, анализ его опыта, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт.

Методы изучения:

1.Анализ документов:исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2.Анкетирование:социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3.Анализ: то есть выделение составляющих элементов в конкретном опыте, их педагогическая эффективность и взаимосвязь.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

• Содержание развития воспитанника. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание развития, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

• Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания развития, уровню подготовленности детей, индивидуальным особенностям детей и т. д.

• Деятельность детей. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

• Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания развития детей подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

• Внешние условия (в которых происходит развитие воспитанников). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов в развитии.

• Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

4.Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5.Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6.Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7.Диагностика:установление состояния диагностируемых объектов и др.

Основные виды обобщения педагогического опыта: показ, рассказ и описание. Описание присутствует прямо или косвенно в других двух видах. Так, при организации показа педагогического опыта (открытое занятие, видеофильм) сначала создается текст, чтобы ввести в «педагогическую кухню» слушателей. Поэтому любой опыт требует описания.

Приступая к описанию педагогического опытарекомендовано придерживаться следующих требований:

•Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.

•Конкретность: краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.

•Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.

•Целостность,логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению опыта зависит от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Соотнесение уровней и формы обобщения:

1. Практический, формы обобщения: открытый показ, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

IY.Распространение педагогического опыта.

Распространение педагогического опытаосуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т. д.

Методы распространения:

— Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала

— Школа передового опыта (ШПО, которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу.

— Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

— Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

— Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

— Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Y. Внедрение передового педагогического опыта работы.

Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО — это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Главное для успешного внедрения ППО — это умение руководителя, старшего воспитателя заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Источник

Обобщение передового педагогического опыта

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

заместитель директора по УВР,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум г.Комсомольск-на-Амуре

Обобщение передового педагогического опыта

Зачем изучать и обобщать передовой педагогический опыт?

Это необходимо, так как одной из главных задач управления образовательным учреждением выступает создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования передового педагогического опыта.

Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих.

Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям ОУ – руководить с перспективой.

Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные педагогом дополнительного образования, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. В управленческой деятельности заместителя директора по УВР передовой опыт также играет важную роль, ибо при подготовке любого управленческого решения заместитель директора по УВР должен не только изучить массовую практику, но и передовой опыт, найти в нем то, что может стать основой для грамотной, научно обоснованной подготовки управленческого решения. Особенно важно изучать педагогический опыт, когда идет преобразование образовательного учреждения. Потому что:

— во-первых, очень важно знать находки педагогов по решению важнейших задач учреждения, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состояние;

— во-вторых, потому, что формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства педагога.

Если говорить о педагогическом опыте в широком понимании, то это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания учащихся.

Передовой педагогический опыт должен соответствовать определенным показателям. Это может быть педагог–мастер или педагог– новатор. В любом случае передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям:

— соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;

— направленность на решение актуальных задач (например, получение каждым учеником образования в соответствии с потребностями и возможностями);

— устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся;

— рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил педагога, учащихся, времени и средств);

— возможность внедрения опыта, т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах педагога, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее.

Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач образовательного учреждения, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития учащихся; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.

Для зарождения и развития передового педагогического опыта необходимы определенные условия:

— наличие в образовательном учреждении творческой обстановки;

— положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей образовательного учреждения;

— наличие в образовательном учреждении системы работы по управлению процессом формирования опыта.

По уровню творческой новизны принято выделять:

Часто, к сожалению, процесс изучения и оценки педагогического опыта идет с опозданием, ибо его создатели, чаще всего не обладая достаточной теоретической подготовкой, не могут правильно оценить место этого опыта в целостном педагогическом процессе. Создание нового опыта в образовательном учреждении должно осуществляться в целостном управленческом цикле: цель и задачи, планирование, организация, изучение, анализ и коррекция. Естественно, что начинать нужно с определения проблемы, решение которой позволит улучшить педагогический процесс в целом. На основе диагностики выявляются ростки уже имеющиеся опыта по избранной проблеме, а также затруднения, которые испытывают педагоги при ее решении. Создание нового опыта – это отдельный вопрос. Он осуществляется в три этапа.

— осуществление творческой группой системы активных действий по изучению опыта.

Третий этап: (анализ и оценка сложившегося опыта) должен проводиться при контакте с педагогом, руководитель должен помочь педагогу осмыслить свой опыт, организовать его работу по обобщению, научить самоанализу:

— качество знаний, умений, навыков учащихся, уровень их сформированности;

;- уровень умственного развития учащихся (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения;

— уровень воспитанности (ответственность, отношение к учебе);

— пути достижения этих высоких результатов (эффективность учебно-воспитательного процесса).

Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других педагогов. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.

Первая группа условий (педагог):

— уровень педагогического мастерства;

— стиль общения с детьми;

— высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую педагог применяет.

Вторая группа условий (учащиеся):

— уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.

Третья группа условий (учебно-материальная база):

— наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

Методика обобщение опыта.

Выделение основной идеи опыта.

Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.

— показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;

— показывается какие конкретно цели поставил перед собой педагог;

— как эти цели соответствуют деятельности педагога, специфике содержания занятий;

— описывается деятельность учащихся (методы работы);

— описывается и оценивается оснащение урока (в том числе изготовленных учащимися);

— дается характеристика условий, в которых формировался опыт;

— описывается ход разработки замысла;

— идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;

— дается описание результатов;

— показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);

— очерчиваются границы использования опыта;

— раскрывается ценность опыта для других;

— формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.

В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система педагога. Которая включает в себя:

— планирование педагогом программного материала;

— подготовку к занятиям;

— набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого занятия;

— целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;

— внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;

— средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.

Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности образовательного учреждения сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы самих педагогов.

Формы и методы
работы администрации и педагога по обобщению опыта

Консультации устные – проводятся в форме свободной беседы.

Консультации письменные – проводятся в форме письменных ответов на вопросы, возникающие у педагога в процессе его работы над избранной темой.

Памятки педагогу, содержащие краткие итоги разработки темы, избранной педагогом для изучения и обобщения, обзор литературы и указания о том, как работать над обобщением практического опыта.

4. Обеспечение педагогов литературой по избранной теме.

5. Наблюдения за работой педагога и советы по коррекции деятельности.

Подготовка педагога к выступлению с сообщениями на педсоветах, педчтениях, конференциях.

Этапы работы
педагога над обобщением своего опыта

2. Ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.

5. Анализ и обработка материала.

6. Соответствующее литературное оформление.

Памятка
педагогу для работы по обобщению своего опыта

Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, вопросы, ответы, наблюдения…

3. Учитывайте успехи и недостатки в Вашей работе и в работе Ваших товарищей.

4. Определите форму обобщения.

5. Составьте план работы по обобщению, затем составьте тезисы.

6. Материал излагайте кратко, логично стройно…

7. Критически оценивайте свой опыт.

8. Оформите приложения (таблицы, списки, работы учащихся…).

9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.

Педагогический опыт может быть обобщен на различном уровне:

— описание в полном объеме или отдельных фрагментов;

— раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект;

— анализ и описание достигнутых результатов;

— анализ и описание стиля работы;

— длительный анализ и описание системы работы.

Формы обобщения опыта

3. Творческие отчеты.

6. Методические рекомендации.

8. Методическая неделя.

10. Защита авторских проектов и разработок.

13. Панорама педагогических достижений ОУ.

15. Познавательные, профессиональные экскурсии.

16. Научно-методические обмены.

17. Педагогический «Гайд-парк».

18. Школа передового педагогического опыта.

19. Школа профессионального мастерства.

Деятельность по обобщению и распространению передового педагогического опыта предусматривает большую работу.

Что может служить мотивом для включения педагога в такую деятельность?

1. Потребность и наличие возможностей в самовыражении.

2. Потребность в признании и самоутверждении.

3. Потребность в принадлежности и причастности.

4. Уровень собственной компетенции.

5. Материальные и моральные вознаграждения.

6. Приверженность целям образовательного учреждения.

7. Благоприятный климат в коллективе.

8. Компетентность руководителей.

9. Систематическое повышение квалификации.

10. Позитивное отношение со стороны руководителей ОУ.

Что препятствует
деятельности педагога по обобщению и распространению опыта.

1. Завышенная или заниженная самооценка.

2. Моральные и физические перегрузки.

3. Отсутствие методической литературы, необходимых технических средств обучения.

4. Недостижимость поставленных целей.

5. Невостребованность результатов труда.

1. В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск», 2004 г.

4. 2. В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г.

3. Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.

4. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва, «Педагогический поиск», 2001г.

5. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *