Накшбандийский тарикат что это
Тарикат накшбандия: не секта, а строгое следование Куръану и сунне Пророка ﷺ
Тасаввуф корнями восходит к периоду Мухаммада ﷺ
В 90-е гг. ХХ в. в России началось возрождение традиций тасаввуфа (суфизма). Сегодня в разных областях нашей страны имеются последователи различных тарикатов. Из традиционных суфийских направлений, распространенных в России, можно выделить тарикат накшбандийа-хусайнийа (туркестанская и северо-мавараннахрская ветвь муджаддидии) [1, с.98] и шазилийа. Главой (шейхом) тариката накшбандийа-хусайнийа с конца 80-х гг. до 2009 г. был Ибрахим-хазрат, среди учеников которого есть и татары. В Татарстане традиционные тарикаты постепенно приобретают все большую популярность, как среди обычных мусульман, так и среди духовенства. Следует подчеркнуть, что традиционные тарикаты способствуют распространению нравственных ценностей ислама и являются альтернативой различным экстремистским течениям. Изучение суфизма, его возникновения и развития в нашей стране заслуживают серьезного внимания.
К огда появилось понятие суфи?
Считается, что первым человеком, которого назвали суфием был Джабир бин Хаййан (ум. в 767 г.), согласно другому преданию — Абу Хашим (ум. в 767 г.). Оба жили в Куфе. Таким образом, можно говорить о том, что это понятие впервые возникло в VIII веке в центре Ирака [8, с.17].
В IX–X вв. были написаны первые произведения тасаввуфа, начали применяться и распространяться первые понятия тасаввуфа. В этот период жили такие известные суфии как Аль-Харис аль-Мухасиби (781-857), Абу Язид Бистами (804-874), Аль-Джунайд аль-Багдади (ум. около 909 г.), Мансур Халладж (858-922) и др.
В конце ХII в. и последующие века появляются школы (машраб) или суфийские направления (тарикат): кадирия, ясавия, кубравия, накшбандия, шазилия, чиштия и др. Большинство тарикатов названо по имени своих основателей. Каждый суфийский тарикат имеет цепь преемственности духовных наставников (силсиля), которая восходит к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и его сподвижникам. Обучать тасаввуфу может только тот, кто имеет разрешение (иджаза) от предыдущего наставника. Создание системы разрешения на воспитание было неслучайным. Исламский ученый Ас-Суютый сказал, что вышеупомянутая система была организована для того, чтобы защитить религию от невежественных учителей [3, с.4].
Почему возникли различные тарикаты?
Появление различных тарикатов связано с методами воспитания пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) получил от пророка тихий (хафи) зикр, поэтому в тарикате накшбандия практикуется зикр про себя, зикр сердцем. ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) получил от пророка громкий (джахри) зикр, поэтому в тарикате шазилия и в некоторых других тарикатах практикуется зикр вслух. Правила совершения данных зикров передавались из поколения в поколение, от сердца к сердцу.
Цепочка учителей тариката накшбандия восходит к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Этот тарикат получил свое название в конце XIV в. от имени Мухаммада Бахауддина шаха Накшбанда Бухари (1318–1389), который возродил прежние традиции духовного воспитания. Накшбанд – это прозвище Бахауддин хазрата. Слово накш означает гравировка (украшение). Накшбанд – тот, кто занимается украшением сердца именем Аллах.
Бахауддин Накшбанд выступил против аскетизма, против отказа от мирских дел, призывал к труду и знанию. Сам прекрасный ткач и резчик по металлу, он на собственном примере показывал, как нужно работать и пользоваться плодами своего труда. Однажды его спросили: «В чем суть вашего тариката?» Он ответил: «Суть нашего тариката является «хальвет дар анджуман», то есть внешне пребывая с людьми, внутренне пребывать с Аллахом». Ему принадлежит такое изречение:
Дилл ба еру, Сердце – возлюбленному (Аллаху)
Даст ба кор. Рука – делу [2, с.125].
Подтверждением данных слов является аят Куръана, в котором сказано:
“мужчины, которых ни купля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, (полноценного) совершения намаза и выплаты закята. Они боятся (Судного) дня, когда перевернутся сердца и взгляды (от ужаса).” (Сура 24 «ан-Нур», 37 аят).
Принципы тариката накшбандия: какие они?
1. Вукуф-и замани: контролировать каждый свой час и оценивать его как приближение или отдаление от Аллаха. Суфий должен всегда правильно использовать каждое мгновение своей жизни, избегать пустой траты времени и чаще анализировать его ценность.
2. Вукуф-и адади: соблюдать количество зикра. Совершенный наставник задает определенное количество зикра своему ученику, исходя из его духовного состояния. Ведь для достижения требуемого результата необходимо определенное его количество. Поэтому, для того чтобы внимание ученика не рассеивалось во время зикра, и душа не наполнялась сомнениями, необходимо тщательно следить за количеством зикра. Ведь каким бы важным не было качество зикра, ограничение количеством оберегает сердце от различных сомнений и колебаний, которые в зикре, как и во всем другом, являются следствием чрезмерности. Ввиду всех этих причин, нужно стараться выполнять зикр, следя как за качеством, так и за количеством. Следить за количеством зикра не означает только заниматься счетом, а в рамках этого количества углубляться в зикр сердцем, и является не препятствующим, а, наоборот, способствующим фактором.
3. Вукуф-и кальби: постоянное поминание Аллаха в сердце. Это такое состояние души, при котором всегда ощущается присутствие Всевышнего Аллаха. Суфий должен держать под бдительным контролем свое сердце и проверять, чем оно занято в данный момент. Ведь основная цель зикра – осознание сердцем смысла зикра. Зикр – это не просто повторение определенных слов. Во время зикра нужно все внимание сердца концентрировать на поставленной цели.
Большинство ханафитских ученых – приверженцы суфизма
Известными приемниками Бахауддина Накшбанда являлись Мухаммад Парса (ум. около 1420 г.) и Алауддин Аттар (ум. 1400 г.). Через них тарикат вышел за границы Средней Азии. Также большой вклад в развитие этого тариката внес величайший духовный наставник, богослов Ахмад аль-Фаруки Сирхинди, известный также как имам Раббани (1564-1624). Он возродил сунну пророка (мир ему и благословение), благодаря своим трудам защитил шариат от искажений. О таких ученых сказано в хадисе пророка (мир ему и благословение): «Аллах отправит этой общине (умме) в начале каждого столетия того, кто обновит религию» (Абу Дауд). Имам Раббани известен как «муджадид альфи сани» («обновитель второго тысячилетия»), от него возникла новая ветвь тариката накшбандия – муджаддидия.
Следует отметить, что один из самых известных трудов по тасаввуфу имама Раббани «Мактубат» (сборник писем, написанный на фарси), стал доступным для многих мусульман благодаря татарскому богослову Мухаммаду Мураду Рамзи (1855-1934), который перевел этот труд на арабский язык в священной Мекке [5, с.277]. Мактубат состоит из двух томов. В первом томе содержаться 312 писем, а во втором томе 122 письма. В данных письмах, которые были адресованы муридам (ученикам) имама Раббани, а также государственным деятелям поднимаются актуальные вопросы шариата, методы очищения сердца, воспитания души, говорится о взаимосвязи шариата и тариката. Из писем имама Раббани становится ясно, что тарикат – это не только набор зикров, а строгое следование Куръану и сунне пророка (мир ему и благословение).
Суфизм среди татар
Среди татар тарикат накшбандия начал распространяться в период Улуса Джучи во второй половине XIV века. Однако в это время все еще было сильным влияние тариката ясавия. Из источников известно, что в эпоху Казанского ханства татары получали духовное воспитание у накшбандийских шейхов в Средней Азии. Например, об этом говорит татарский поэт-суфий ХVII века Мавля Кулый. В своих хикметах он большое внимание уделяет накшбандийскому шейху Махдуми А’заму (1464–1542) и пишет, что у него было много муридов из татар.
В Поволжье тарикат накшбандия широкое распространение получает в XVIII – XIX веках. Среди последователей этого тариката мы можем назвать выдающихся татарских богословов, таких как Г.Курсави (1776-1812), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Ш.Марджани (1818-1889).
Последователи тариката накшбандия были и в советский период. Продолжателями этого пути являлись Зайнулла ишан Расули (1833-1917), после него Галимджан Баруди (1857-1921), затем Габдурахман Расули (ум. в 1950 г.). В г. Казани в 50-80-е годы шейхами тариката накшбандийа-халидия были Габделханнан хазрат Сафиуллин (ум. в 1973 г.) и Гарифулла хазрат Гайнуллин (ум. в 1984 г.). Гарифулла хазрат считается последним Казанским ишаном, после которого в Казани не осталось приемников [4].
Нияз хазрат Сабиров
Имам-хатыйб Апанаевской мечети,
кандидат истрических наук,
член Совета улемов ДУМ РТ
Список использованной литературы
[1] Асхабы – сподвижники пророка Мухаммада.
[2] Таби’ин – последователи сподвижников.
[3] Таби’ ат-таби’ин – последователи табиинов.
[4] Фикх («знание, глубокое понимание») — исламское право.
[5] Таухид (Единобожие) — наука, которая изучает вопросы веры.
[6] Абдулхалик Гиждувани (дата рождения неизвестна, умер 1199 или 1220) – духовный наставник, является десятым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандия.
Тарикат накшбандия: не секта, а строгое следование Куръану и сунне Пророка ﷺ
Тасаввуф корнями восходит к периоду Мухаммада ﷺ
В 90-е гг. ХХ в. в России началось возрождение традиций тасаввуфа (суфизма). Сегодня в разных областях нашей страны имеются последователи различных тарикатов. Из традиционных суфийских направлений, распространенных в России, можно выделить тарикат накшбандийа-хусайнийа (туркестанская и северо-мавараннахрская ветвь муджаддидии) [1, с.98] и шазилийа. Главой (шейхом) тариката накшбандийа-хусайнийа с конца 80-х гг. до 2009 г. был Ибрахим-хазрат, среди учеников которого есть и татары. В Татарстане традиционные тарикаты постепенно приобретают все большую популярность, как среди обычных мусульман, так и среди духовенства. Следует подчеркнуть, что традиционные тарикаты способствуют распространению нравственных ценностей ислама и являются альтернативой различным экстремистским течениям. Изучение суфизма, его возникновения и развития в нашей стране заслуживают серьезного внимания.
Тасаввуф своими корнями восходит к периоду пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников. Это был век особо набожных, искренних людей, полностью обращенных к Аллаху, век непосредственного влияния почтенной личности досточтимого пророка (мир ему и благословение). Сподвижники буквально соревновались в подражании пророку (мир ему и благословение). Асхабы[1] и таби’ины[2], хотя и не назывались суфиями, но, по сути, являлись ими. Под суфизмом подразумеваются посвящение своей жизни Творцу и полная покорность Всевышнему во всех состояниях. Это и отличало последователей пророка (мир ему и благословение) в трех поколениях после него: сахабов, таби’инов и таби’ ат-таби’инов[3]. Эти три поколения считаются лучшими из мусульманских поколений. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие люди в моей общине – это моё поколение, затем – следующее за ним, а затем – следующее за ним» [6, с.29].
Когда появилось понятие суфи?
Когда ислам распространился среди многих народов и рас, появилась необходимость систематизировать наследие, которое осталось от пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Возникли исламские науки: фикх[4], таухид[5], наука о хадисах, а также тасаввуф, который изучает методы и способы духовного воспитания и приближения к Всевышнему Аллаху [6, с.30].
Считается, что первым человеком, которого назвали суфием был Джабир бин Хаййан (ум. в 767 г.), согласно другому преданию — Абу Хашим (ум. в 767 г.). Оба жили в Куфе. Таким образом, можно говорить о том, что это понятие впервые возникло в VIII веке в центре Ирака [8, с.17].
В IX–X вв. были написаны первые произведения тасаввуфа, начали применяться и распространяться первые понятия тасаввуфа. В этот период жили такие известные суфии как Аль-Харис аль-Мухасиби (781-857), Абу Язид Бистами (804-874), Аль-Джунайд аль-Багдади (ум. около 909 г.), Мансур Халладж (858-922) и др.
В конце ХII в. и последующие века появляются школы (машраб) или суфийские направления (тарикат): кадирия, ясавия, кубравия, накшбандия, шазилия, чиштия и др. Большинство тарикатов названо по имени своих основателей. Каждый суфийский тарикат имеет цепь преемственности духовных наставников (силсиля), которая восходит к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и его сподвижникам. Обучать тасаввуфу может только тот, кто имеет разрешение (иджаза) от предыдущего наставника. Создание системы разрешения на воспитание было неслучайным. Исламский ученый Ас-Суютый сказал, что вышеупомянутая система была организована для того, чтобы защитить религию от невежественных учителей [3, с.4].
Почему возникли различные тарикаты?
Появление различных тарикатов связано с методами воспитания пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) получил от пророка тихий (хафи) зикр, поэтому в тарикате накшбандия практикуется зикр про себя, зикр сердцем. ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) получил от пророка громкий (джахри) зикр, поэтому в тарикате шазилия и в некоторых других тарикатах практикуется зикр вслух. Правила совершения данных зикров передавались из поколения в поколение, от сердца к сердцу.
Цепочка учителей тариката накшбандия восходит к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Этот тарикат получил свое название в конце XIV в. от имени Мухаммада Бахауддина шаха Накшбанда Бухари (1318–1389), который возродил прежние традиции духовного воспитания. Накшбанд – это прозвище Бахауддин хазрата. Слово накш означает гравировка (украшение). Накшбанд – тот, кто занимается украшением сердца именем Аллах.
Бахауддин Накшбанд выступил против аскетизма, против отказа от мирских дел, призывал к труду и знанию. Сам прекрасный ткач и резчик по металлу, он на собственном примере показывал, как нужно работать и пользоваться плодами своего труда. Однажды его спросили: «В чем суть вашего тариката?» Он ответил: «Суть нашего тариката является «хальвет дар анджуман», то есть внешне пребывая с людьми, внутренне пребывать с Аллахом». Ему принадлежит такое изречение:
Дилл ба еру, Сердце – возлюбленному (Аллаху)
Даст ба кор. Рука – делу [2, с.125].
Подтверждением данных слов является аят Куръана, в котором сказано:
“мужчины, которых ни купля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, (полноценного) совершения намаза и выплаты закята. Они боятся (Судного) дня, когда перевернутся сердца и взгляды (от ужаса).” (Сура 24 «ан-Нур», 37 аят).
Принципы тариката накшбандия: какие они?
В методике духовного воспитания тариката накшбандия значимую роль играют одиннадцать принципов, состоящие из освобождения духа от негативных влияний и достижения совершенства личности. Первые 3 принципа сформулированы Бахауддином Накшбандом, а остальные ‘Абдулхаликом Гиждувани[6]. «Одинадцать основ» внесены во все первоисточники тасаввуфа [7, с.90-93]. Три принципа, сформулированные Бахауддином Накшбандом: вукуф-и замани, вукуф-и адади и вукуф-и кальби.
1. Вукуф-и замани: контролировать каждый свой час и оценивать его как приближение или отдаление от Аллаха. Суфий должен всегда правильно использовать каждое мгновение своей жизни, избегать пустой траты времени и чаще анализировать его ценность.
2. Вукуф-и адади: соблюдать количество зикра. Совершенный наставник задает определенное количество зикра своему ученику, исходя из его духовного состояния. Ведь для достижения требуемого результата необходимо определенное его количество. Поэтому, для того чтобы внимание ученика не рассеивалось во время зикра, и душа не наполнялась сомнениями, необходимо тщательно следить за количеством зикра. Ведь каким бы важным не было качество зикра, ограничение количеством оберегает сердце от различных сомнений и колебаний, которые в зикре, как и во всем другом, являются следствием чрезмерности. Ввиду всех этих причин, нужно стараться выполнять зикр, следя как за качеством, так и за количеством. Следить за количеством зикра не означает только заниматься счетом, а в рамках этого количества углубляться в зикр сердцем, и является не препятствующим, а, наоборот, способствующим фактором.
3. Вукуф-и кальби: постоянное поминание Аллаха в сердце. Это такое состояние души, при котором всегда ощущается присутствие Всевышнего Аллаха. Суфий должен держать под бдительным контролем свое сердце и проверять, чем оно занято в данный момент. Ведь основная цель зикра – осознание сердцем смысла зикра. Зикр – это не просто повторение определенных слов. Во время зикра нужно все внимание сердца концентрировать на поставленной цели.
Большинство ханафитских ученых – приверженцы суфизма
Тарикат накшбандия из Средней Азии получил широкое распространение во всем исламском мире, особенно в период Османского государства. Большинство ханафитских ученых по различным областям исламских наук были приверженцами тариката накшбандия. Например, суфийским наставником известного богослова ибн Абидина[7] являлся Халид Багдади[8].
Известными приемниками Бахауддина Накшбанда являлись Мухаммад Парса (ум. около 1420 г.) и Алауддин Аттар (ум. 1400 г.). Через них тарикат вышел за границы Средней Азии. Также большой вклад в развитие этого тариката внес величайший духовный наставник, богослов Ахмад аль-Фаруки Сирхинди, известный также как имам Раббани (1564-1624). Он возродил сунну пророка (мир ему и благословение), благодаря своим трудам защитил шариат от искажений. О таких ученых сказано в хадисе пророка (мир ему и благословение): «Аллах отправит этой общине (умме) в начале каждого столетия того, кто обновит религию» (Абу Дауд). Имам Раббани известен как «муджадид альфи сани» («обновитель второго тысячилетия»), от него возникла новая ветвь тариката накшбандия – муджаддидия.
Следует отметить, что один из самых известных трудов по тасаввуфу имама Раббани «Мактубат» (сборник писем, написанный на фарси), стал доступным для многих мусульман благодаря татарскому богослову Мухаммаду Мураду Рамзи (1855-1934), который перевел этот труд на арабский язык в священной Мекке [5, с.277]. Мактубат состоит из двух томов. В первом томе содержаться 312 писем, а во втором томе 122 письма. В данных письмах, которые были адресованы муридам (ученикам) имама Раббани, а также государственным деятелям поднимаются актуальные вопросы шариата, методы очищения сердца, воспитания души, говорится о взаимосвязи шариата и тариката. Из писем имама Раббани становится ясно, что тарикат – это не только набор зикров, а строгое следование Куръану и сунне пророка (мир ему и благословение).
Суфизм среди татар
Среди татар тарикат накшбандия начал распространяться в период Улуса Джучи во второй половине XIV века. Однако в это время все еще было сильным влияние тариката ясавия. Из источников известно, что в эпоху Казанского ханства татары получали духовное воспитание у накшбандийских шейхов в Средней Азии. Например, об этом говорит татарский поэт-суфий ХVII века Мавля Кулый. В своих хикметах он большое внимание уделяет накшбандийскому шейху Махдуми А’заму (1464–1542) и пишет, что у него было много муридов из татар.
В Поволжье тарикат накшбандия широкое распространение получает в XVIII – XIX веках. Среди последователей этого тариката мы можем назвать выдающихся татарских богословов, таких как Г.Курсави (1776-1812), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Ш.Марджани (1818-1889).
Последователи тариката накшбандия были и в советский период. Продолжателями этого пути являлись Зайнулла ишан Расули (1833-1917), после него Галимджан Баруди (1857-1921), затем Габдурахман Расули (ум. в 1950 г.). В г. Казани в 50-80-е годы шейхами тариката накшбандийа-халидия были Габделханнан хазрат Сафиуллин (ум. в 1973 г.) и Гарифулла хазрат Гайнуллин (ум. в 1984 г.). Гарифулла хазрат считается последним Казанским ишаном, после которого в Казани не осталось приемников [4].
Нияз хазрат Сабиров
Имам-хатыйб Апанаевской мечети,
кандидат истрических наук,
член Совета улемов ДУМ РТ
Список использованной литературы
[1] Асхабы – сподвижники пророка Мухаммада.
[2] Таби’ин – последователи сподвижников.
[3] Таби’ ат-таби’ин – последователи табиинов.
[4] Фикх («знание, глубокое понимание») — исламское право.
[5] Таухид (Единобожие) — наука, которая изучает вопросы веры.
[6] Абдулхалик Гиждувани (дата рождения неизвестна, умер 1199 или 1220) – духовный наставник, является десятым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандия.
[7] Мухаммад Амин ибн Умар ад-Димашки более известный как Ибн Абидин (1784-1836) — исламский богослов, один из самых выдающихся мусульманских правоведов Османской империи. Автор более 50 трудов по фикху, тафсирам Корана, опровержению сект и течений. Его самая известная работа была «Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар» до сих пор считается лучшей книгой по ханафитскому мазхабу.
[8]Мавляна Мухаммад Халид Зияуддин Багдади (1779-1826) – учёный шафиитского мазхаба, ашарит, духовный наставник (муршид). Является 30-м духовным звеном в цепи преемственности шейхов тариката Накшбандия, основатель новой ветви Накшибандийского тариката — халидия.
ru_muslima
Альхамду лиЛлах, я Мусульманка
Нет мощи и силы кроме как у Аллаха
Источник: http://muslimka.ru/forum/index.php?showtopic=3204
Суфизм: делится на множество различных тарикатов, не поддающихся подсчету – как накшбандийский, шазилитский, кадиритский, тиджанийский, рифа’итский, ‘убудийский, мавлявитский и т.д., и чем больше времени проходит, тем больше появляется разных ответвлений и новых имен. Даже кадиритский тарикат, принесенный в Чечню Кунта-Хаджи, который в его время был единым тарикатом, теперь разделился на 32 тариката.
Все эти тарикаты названы по имени их основателей. Накшбандийский – по имени своего основателя Мухаммада Бахау-д-дина-шаха Накшбанда, кадиритский – по имени ‘Абду-ль-Кадира аль-Джиляни. ‘Убудийский тарикат назван по названию аварского села ‘Убуда в Дагестане, откуда был родом основатель этого тариката Мухаммад-хаджи аль-‘Убуди(?). А шазилитский – назван по имени Абу-ль-Хасана аш-Шазили, рафи’итский – по имени Ахмада ар-Рифа’и – так далее, до бесконечности.
Ни один их этих тарикатов не был известен во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и в лучшие века после него. На это указывает то, что в словах предков, дошедших до нас, не содержится упоминания этих тарикатов и их названий, но каждый их них появился и приобрел имя с появлением его основателя.
Последователи этих тарикатов называют себя по названию тариката, к которому принадлежит каждый из них, последователи накшбандийского тариката – накшбандийцами, кадиритского – кадиритами, ‘убудийского – ‘убудитами. И каждый из них отличается от других своим особым названием.
Последователи каждого тариката, при всем их множестве, утверждают, что они на Истинном Пути, и что их тарикат передавался по цепочке шейхов, которая восходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а от него – к Джибрилю (мир ему), а от него – к Аллаху. Превыше Аллах того, что они говорят!
Что же касается их отношения к остальным тарикатам, то здесь их позиции различаются. Одни говорят, что все они – ложные, кроме того тариката, последователями которого они являются. Другие говорят, что они тоже являются истинным, поскольку число путей к Аллаху соответствует числу вздохов творений. И какой бы путь к Аллаху ты не избрал и по правилам какого бы тариката ты не поклонялся Аллаху, ты поступаешь правильно, если только намерение твое искрение, и не вредит различие тарикатов, обрядов поклонения, зикров и вирдов, и у каждого шейха свой путь в воспитании мюридов, свой зикр, свой «шариат», и все эти пути ведут к одной цели и эта цель Аллах.
Ахлю-с-Сунна: отрицают существование множества «путей» (тарикат) в Исламе. У Ислама – один путь, это путь, по которому следовал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники после него, и это путь Корана и Сунны. Сказал Всевышний: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (Йусуф, 108). И сказал Он: «Воистину, эта ваша религия (или община) – религия (или община) единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (Пророки, 92).
Предает Ибн Мас’уд: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начертил нам рукой линию и сказал: «Это – Прямой Путь Аллаха». И начертил линии справа и слева от нее и сказал: «Это – пути, среди которых нет ни одного, на котором бы не сидел Шайтан, призывая к нему». После чего прочитал Слова Всевышнего: «Таков Мой Прямой Путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его Пути» (Скот, 153)».
Поистине, множество тарикатов и принадлежность к ним приводит к разделению мусульман на партии и их фанатичной приверженности тем, к кому они себя относят, и это совершенно очевидно. А Ислам запретил разделение и причислил его к деяниям многобожников. Сказал Всевышний: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесь» (Семейство ‘Имрана, 103).
И сказал Всевышний Аллах: «… и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Румы, 31-32).
Как же может существовать множество путей к Аллаху, по числу душ творений, когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сыны Израилевы разделились на семьдесят две общины (секты), а моя Умма разделится на семьдесят три общины, все они (попадут) в Огонь, кроме одной». Люди спросили: «Что это за община?». Он сказал: «(Это) то, на чем я и мои сподвижники».
И как может быть у каждого шейха свой зикр и свой «шариат», когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто сделал дело, которое не соответствует нашему делу, оно будет отвергнуто».
Если бы все обстояло так, как утверждают суфии и было бы разрешено каждому человеку поминать Аллаха и поклоняться ему, как он желает и как представляется ему наилучшим, не ограничиваясь тем, с чем пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)… То какая польза от обучения Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) своей Уммы способу совершения зикров и обрядов поклонения? И зачем он сказал: «Молитесь, как вы видите, что молюсь я»?
Что же касается присвоения себе имен, так что каждая партия отличается от других своим особым названием, то это Ахлю-с-Сунна тоже отвергают. Они не принимают другого названия для мусульман, кроме того, которым назвал их Аллах и которым назвал их Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах назвал нас в Коране мусульманами (муслимун). Сказал Всевышний: «Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране)» (Хадж, 78). И назвал нас Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) джама’атом (аль-джама’а). Сказал он: «Иудеи разделились на семьдесят одну группу. Христиане разделились на семьдесят две группы, а моя Умма разделится на семьдесят три группы, все они (войдут) в Огонь, кроме одной, это – джама’ат (аль-джама’а)».
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а считают, что присвоение различных названий в религии является причиной разобщения мусульман в их религии. Поскольку если каждый из них относит себя к одному их этих новоизобретенных названий, то название это непременно будет любимее для него, чем все остальные. И, как следствие, все относящееся к этому названию дороже для него, чем то, что относится к другим названиям. А это и есть начало разделения, и дело не ограничится этим, но они постепенно дойдут до фанатичной приверженности своему тарикату и своим братьям по этому тарикату. И, в конце концов, дело дойдет до того, что они начнут враждовать друг с другом и даже сражаться между собой, как это, к сожалению, происходит сегодня.
Среди суфийских тарикатов есть такие, представители которых говорят: «Наш тарикат не является тарикатом в известном суфийском понимании, но это тарикат, придерживающийся Сунны и отдаляющийся от нововведения (бид’а)». Между мной и одним из последователей ‘убудийского тариката в Дагестане состоялся разговор на эту тему. Зовут его Абу Бакр, из села ‘Урата. Он сказал: «Наш тарикат есть ни что иное, как соблюдение Сунны, что же, он не является дозволенным, даже будучи таковым?». Я сказал: «Есть ли у вас название, которое отличает вас от других мусульман?». Он ответил: «Да, мы – ‘убудиты». Я сказал ему: «Есть ли у вас шейх, с которым вы связаны, и вирды которого исполняете?». Он ответил: «Да, это Мухаммад-Хаджи аль-‘Убуди». Я сказал ему: «Значит (ваш тарикат) не разрешен, даже если вы придерживаетесь Сунны и отдаляетесь от нововведений, но при этом отличаетесь от других особым названием, а это не разрешено». Он спросил: «Почему?». Я сказал: «Во-первых, потому что вы никогда не сможете объединить всех мусульман мира под этим названием, а если вы этого не сделаете, у других появятся другие названия, присущие только им. Распространятся партии и попадут под определение, приводимое в аяте «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Скот, 59). Во-вторых, вы взяли себе название, которое не упоминается ни в Коране, ни в Сунне. Добавь к этому, что ваш тарикат не является чистой Сунной, как вы утверждаете, но он, подобно другим суфийским тарикатам, содержит в себе противоречия Сунне, даже если они и менее значительны, чем в других тарикатах». И я привел ему некоторые противоречия Сунне, о существовании которых в их тарикате я знаю, в качестве примера.
Что же касается того, что мы стали известны среди людей под названием «ваххабиты», то это не мы так себя назвали, но наши противники, которые желают опорочить нас и выдумывают для этого прозвища, которыми мы не довольны. Мы, Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а, отвергаем это название «ваххабит», не поддерживаем его и не принимаем.
Так суфии дают нам и себе прозвища, разрушающие опору мусульман, разбивающие их единство, и последствия этого коснутся их, а не нас, поскольку постановление аята «… и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» (Комнаты, 11) распространяется на них, а не на нас.