Наличники с навершием что это
В чём уникальность бахромчатых наличников, которые можно увидеть только в двух областях России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
У каждого мастера были свои секреты
Местные мастера испокон веков любили украшать боковые части наличников рубчиками или решетчатым узором. Уникальная особенность таких наличников – бахромчатость – узор, который «свисает» по краям, напоминая нарядное полотенце.
Определить, в каком именно селе или уезде зародилось искусство делать бахромчатые наличники, сейчас уже невозможно. Старожилы рассказывают, что искусство вырезать такие наличники мастера передавали друг другу начиная с XVIII-XIX века – люди ездили друг к другу в гости из села в село и «подсматривали» у соседей новые необычные узоры.
Кстати, резчиков в этих краях было немало и каждого, как правило, был свой участок «обслуживания» и круг заказчиков. Стоила такая работа недешево и далеко не каждый крестьянин мог позволить себе украсить дом бахромчатой резьбой.
Большая часть старинных наличников, которые можно встретить в Костромской и Ярославской областях в наши дни, была вырезана на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Последние «экземпляры» создавались ориентировочно в 1920-40-х годах. Однако и сейчас мастера по дереву пытаются повторить узоры своих предшественников.
Специалисты по деревянному зодчеству говорят, что лучше всего рассматривать резные бахромчатые наличники не вблизи, а с приличного расстояния.
Что зашифровано в узорах?
Если подключить фантазию, можно даже предположить, что в каждый такой узор наши предки заложили особый сакральный смысл или даже шифр. Есть даже версия, что это языческие послания.
Однако серьезные ученые, исследовавшие наличники Костромской и Ярославской областей, не подтверждают эту гипотезу. Все-таки узоры создавались в более позднее время, когда с язычеством местных жителей-христиан уже практически ничего не связывало. Более того, скорее всего творческие идеи мастера-крестьяне в то время могли черпать только в храме – разглядывая христианские узоры, например, на иконах, на древних книгах или на расписанных церковных стенах. Только, конечно же, мастера не копировали такие узоры точь-в точь, а привносили в них что-то свое.
Чем ещё интересны наличники в этой местности
Кстати, наличники домов Костромской области славятся не только своей бахромчатостью. Помимо боковых частей, у них еще очень интересны навершия (верхняя часть). Иногда узор может быть веерным, включать птиц, драконов, растительные орнаменты, в него могут быть «вписаны» инициалы владельца. Есть даже навершие в музыкальном стиле – с лирой.
А недавно в интернете появилась даже уникальная карта наличников Костромы, разработанная энтузиастами. На портале любой желающий может разместить фотографию необычных наличников, которые он увидел в этой местности, и сообщить где конкретно расположен данный дом.
Таким образом, уникальное наследие деревянного зодчества не пропадет бесследно, а у туристов (пока дом еще сохранился) будет возможность приехать на место и полюбоваться резными окнами воочию. Сейчас на сайте уже около двухсот фотографий наличников.
Кстати, не менее интересны и резные узоры на домах города Злынка. У местной деревянной резьбы тоже есть свои уникальные особенности. Любителям деревянного русского зодчества предлагаем узнать секрет: Почему город Злынка под Брянском называют «кружевным» и какими узорами украшены его дома
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
r_nedo
r_nedo
Оригинал взят у sergey_krotkrot в ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.
грозовик, защищает от непогоды.
огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.
защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.
в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.
Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты
знак рысич – защита от тёмных сил.
рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.
Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.
Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах. (
ночное, на подоконной доске.
Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.
Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.
Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.
земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.
распаханное поле
Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.
засеянное поле
эти символы обычны в нижней части наличника.
Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).
Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.
Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.
Велесов знак «Комоедицы».
Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.
В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.
Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.
Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.
Огнедышащий дракон – это оберег от молний.
У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.
Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.
Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.
Её символ – женские груди на подзоре.
и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.
В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.
нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.
Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.
Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.
У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.
Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.
Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.
Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.
Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.
Створки раковин
Символ возрождения
Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.
Пчела
Символ чистоты души.
Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.
Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.
– трилистник.
Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.
лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.
виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.
Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.
Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.
Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.
Горох – один из символов плодородия.
Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.
Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.
мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.
символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.
символ Святой Троицы.
четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.
в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.
Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.
prostomutter
Как леприкон, запутавшийся в шнурках, я уже месяц пытаюсь разобраться в культуре наличников:)
Для того, чтобы научиться воспринимать и «читать» наличники нужно знать ответы на 2 вопроса:
Является ли наличник объектом искусства?
Польские, германские шведские наличники «не гуглятся». А если чего-то нет в интернете, то этого нет в природе:)
В Беларуси наличники на первый взгляд точно такие же, как в России. Но тезиса о русском происхождении наличника это не отменяет.
На Украине ситуация иная. Украинские крестьянские хаты украшались «нарисованными» наличниками. По технологии строительства хат-мазанок никаких щелей между стеной и оконной коробкой, которые прикрываются деревянными наличниками, тут быть вовсе не должно.
Финские наличники существуют, но они не резные.
Так получилась вполне репрезентативная общероссийская картина
Волоковые окна постепенно стали заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату. Оба типа окон могли сочетаться на одном фасаде
Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного проема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.
Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками. Практически у всех окон с наличниками, рамы в оконном проёме имеют Т-образный вид.
П римерно 150 лет назад, появилась и быстро распространилась прорезная резьба (сквозная, пропильная). Она была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
Московское барокко. Иллюстрацией наличников в этом стиле могут служить наличники Богоявленской церкови в Соликамске (1687-1695 гг). Они оформлены фигурными колонками и увенчаны килевидными многоступенчатыми кокошниками.
Каменный килевидный наличник Троицкого собора в Соликамске (1684—1697)
Скорее всего, именно из каменное церковное зодчество положило было предшественником круглых и дуговидных наличников и рам с скруглённым верхом. Что совершенно логично: круглую форму имеет небесный свод, а вслед за ним своды, купола, закомары, оконные проёмы. Хотя оконные рамы с закруглённым верхом сложны в изготовлении, в русских деревянных домах встречаются они довольно часто.
Круглый верх оконной рамы. Талдом.
Круглый карниз наличника со сложным профилем. Галичский музей.
Рис. 2
Наличники окон Каменного Крестовоздвиженского собора в Соликамске (1698 г.) украшены крупными спиральными, наклонными друг к другу «волютами», над которыми помещены небольшие парные завитки, схожие с коронами.
Благодаря классицизму на наличниках появились «сухарики» и «каблучки».
«Ордерные сухарики» (дентикулы) — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. На наличнике из Галичского р-на они выглядят так
Солярные (солнечные) знаки на наличниках появилась первыми. Вот, пожалуй, самый старый из наличников России
Запасы небесной воды в древнерусском языке носили название «небесные хляби» (разверзлись хляби небесные). Этнография дает нам устойчивое и широко распространенное изображение небесных хлябей верхнего неба на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент или узор из городков, которые на расстоянии тоже воспринимаются как волны. С причелин этот мотив «по наследству» перешёл к наличникам. Факт присутствия на наличниках темы «небесных хлябей» сейчас является общепризнанным.
На этой картинке они изображены в виде ряда перевёрнутых г-образных волн на подзоре, которые повторяются и на наличнике. Здесь также есть солнечные полудиски.
По праву «первородства» законное место на наличниках должно принадлежать коню. Его изображение, которое на русской избе когда-то располагали выше всех символов мироздания, могло бы называться «хорос». Но оно называется « охлупень «:) То же название носят образы коней на наличниках.
Дальше начинается зона большой неопределённости и даже мистики:)