Налог на гугл в россии что это
«Налог на гугл»: кто платит?
Выражение «налог на гугл» у многих на слуху. Этот бюджетный платеж относительно новый и во многих случаях оставляет вопросы. Кто и за что в данном случае платит, а главное – кто несет ответственность за перечисление «налога на гугл» в бюджет?
Новый налог или новый порядок?
Налогу посвящена ст. 174.2 НК РФ. Из статьи можно узнать, что платеж не является новым налогом. Это новый порядок уплаты всем известного НДС. Он касается оказания иностранными организациями услуг в электронной форме. Услуги обязательно должны быть оказаны на территории РФ. Несмотря на тот факт, что основными плательщиками здесь являются иностранцы, налог может затронуть интересы также и российских фирм.
Напомним, что ранее именно наши фирмы и ИП, покупающие электронные услуги у нерезидентов, обязаны были самостоятельно удержать НДС с услуг, перечислить его в бюджет, а зарубежным поставщикам услуг перечисляли сумму без НДС, являясь налоговыми агентами по НДС.
С начала 2019 года порядок изменен. Теперь, если иностранная фирма-поставщик электронных услуг не имеет на территории РФ постоянных представительств, она все равно должна встать на налоговый учет в РФ, уплачивать НДС с электронных услуг в российский бюджет. Раньше такой порядок применялся при оказании услуг гражданам, физическим лицам. Теперь статус покупателя в России может быть любым.
Чья это ответственность?
Услуги оказывают иностранные организации, значит, в отсутствие налогового агента они начисляют и уплачивают налог, несут за него полную ответственность.
В то же время, если услуги предоставляются через посредников (что бывает очень часто), могут быть два варианта:
Налог всегда уплачивает последний посредник, если их несколько.
Важно отметить, что:
В интересах российских партнеров при покупке электронных услуг контролировать иностранного партнера. Он может не знать, что является плательщиком налога или намеренно избегать этой обязанности. В такой ситуации страдает репутация российской фирмы. У нее могут быть проблемы как минимум с налоговым вычетом по НДС. Могут возникнуть и более серьезные последствия, например, обвинение в пособничестве иностранной фирме, нарушителю налогового законодательства. Факты, указывающие на то, что партнер не зарегистрирован в налоговой РФ, хорошо отслеживаются по документам на услуги.
Когда можно не платить?
Из ст. 174.2 НК РФ п. 1 следует, что электронными являются услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационную сеть, в частности через интернет, автоматизировано, с использованием инфо-технологий. Напрашивается вывод, что любые услуги, предоставленные дистанционно через интернет, подлежат налогообложению. Это не совсем верно. Законодатель разделил услуги на облагаемые и необлагаемые.
Не облагаются налогом услуги:
Здесь применяется старый порядок, по которому российские покупатели являются налоговыми агентами (ст. 161 НК РФ).
Облагаемые электронные услуги перечислены там же (п. 1 ст. 174.2). Облагается налогом удаленный доступ к ПО и БД, рекламные услуги в интернете, услуги хостинга, предоставление услуг электронной торговой площадки и др. Перечень довольно широк и разнообразен.
Обратите внимание, что использование программ и баз данных на материальных носителях не подпадает под такое налогообложение, а удаленный доступ к программам и базам данных облагается по новой схеме.
Как рассчитывать и платить?
Плательщики-иностранцы берут для расчета ставку 16,67% к стоимости услуг с учетом НДС. Если платят российские посредники в цепочке, берется ставка 20% к стоимости электронных услуг без НДС (ст. 161 НК РФ, п. 5).
Российским покупателям услуги полезно знать, что требует закон от их зарубежных партнеров:
Важный момент! Если иностранная фирма оказывает широкий перечень услуг, в том числе электронные услуги, при расчете НДС может возникать сложность: выделить электронные услуги не всегда возможно. Если иная реализация дополняет электронные услуги, допустимо начислять на нее НДС как указано в ст. 174.2 НК РФ (Письмо ФНС № СД-4-3/10374@ от 29/05/19).
У иностранных компаний нередко возникают технические проблемы по уплате налога. Российский партнер может совместно с иностранным поставщиком услуг обратиться к посредническим банкам (консалтинговым компаниям). Они рассчитают и перечислят налог с предоставлением подтверждающих документов (например, компания Deloitte).
Льготы и вычеты
Обратим внимание на ряд спорных моментов применения «налога на гугл». ФНС некоторое время назад фактически разрешила использовать прежний порядок, когда российский партнер может выступать как посредник зарубежного на добровольных началах. В таком случае претензий к иностранцам у налоговой службы не будет, за исключением требования сдачи нулевого расчета по НДС. Налог можно будет принять к вычету (письмо ФНС № СД-4-3/7937 от 24/04/19 г.).
Более позднее разъяснение Минфина (письмо № 03-07-14/28744 от 10/04/20 г.) данную возможность полностью исключает, указывая, что она не предусмотрена действующим законодательством. Можно сделать вывод о рискованности такого шага для российской фирмы.
В ст. 149 НК РФ п. 2-26 содержится льгота, касающаяся ПО и баз данных. Предоставление прав на использование их освобождается от уплаты НДС. С начала 2021 года такой льготой пользуются лишь российские фирмы, а к иностранным компаниям она не применяется. Освобождение может получить только российская компания, продающая права на использование ПО зарубежной фирме (а не наоборот). При этом программа должна быть включена в соответствующий реестр российского ПО.
Что такое «налог на Google» и как он работает
Менеджер по развитию бизнеса «Банка 131»
В начале ноября Минцифры подготовило ряд мер поддержки IT-отрасли, в числе которых – вычет НДС у российских компаний при лицензировании ПО иностранными пользователями. Эти меры ошибочно позиционировались как «обнуление налога на Google».
Есть несколько моментов, зная о которых, можно легко разобраться в теме налогообложения цифровых услуг и понять, когда и как нужно платить налог на Google. Об этом рассказывает Александр Леушко, менеджер по развитию бизнеса «Банка 131».
Цифровой налог и вычет НДС: отличия
В первую очередь важно понимать, что «налог на Google» касается именно иностранных компаний – НДС в размере 16,67% обязаны платить компании-нерезиденты, оказывающие цифровые услуги гражданам России на ее территории.
Меры по поддержке IT-бизнеса, то есть возможность получить вычет по НДС в размере 20%, касаются российских компаний, которые передают права на использование программного обеспечения нерезиденту (если ПО включено в реестр отечественного).
Таким образом:
Услуги, которые попадают под налог на Google
«Самая большая категория цифровых услуг, оказываемых россиянам иностранными компаниями – онлайн-реклама»
В половине случаев рекламные кабинеты зарегистрированы на компанию за пределами России, и туда может зайти любой пользователь, зарегистрироваться и начать покупать рекламные кампании, клики и.т.д. Это одна из самых больших категорий услуг, оказываемых россиянам. И вот с такого рода услуг компании должны платить «налог на Google».
Биржи фрилансеров и другие похожие онлайн-платформы тоже являются плательщиками. Налогом облагается, например, прослушивание музыки, просмотр кино, использование игровых сервисов, предоставление доменных имен, хостинг, поддержка сайтов и веб-страниц и прочее.
«Товары и услуги, заказанные через Интернет, но по факту полученные офлайн, не облагаются налогом на Google»
Если товары или услуги были получены заказчиком без использования интернета (хотя сам заказ оформлялся онлайн), то цифровым налогом они не облагаются. Например, продажи онлайн-ритейлеров.
Помимо этого, под закон о налоге на Google не попадают консультационные услуги по электронной почте, реализация и лицензирование ПО, компьютерных игр и баз данных на материальных носителях, а также предоставление доступа к Интернету. В случае оказания подобных услуг иностранцами, расчет и оплата НДС проходит в общем порядке и лежит на российской стороне. А после вступления в силу новых мер Минцифры, местные компании смогут получить вычет по НДС при лицензировании отечественного ПО иностранцами.
Реакция иностранных компаний
«Главная мотивация иностранных продавцов цифровых услуг оплачивать налог на Google – это возможность вести легальный и прозрачный бизнес на территории РФ»
Иностранные компании заинтересованы в постановке на налоговый учет, так как это дает возможность спокойно работать на территории РФ. Кроме того, у компаний b2c-сегмента и рекламных кабинетов нет возможности сделать налоговыми агентами самих пользователей.
В случае b2b-сегмента, в уплате цифрового налога заинтересованы и российские компании, так как это дает им право получить налоговый вычет.
В качестве примеров компаний, которые платят цифровой налог в России, можно назвать Apple, Google, Airbnb, Amazon.
Последние, кстати, после введения налога повысили цены на свои услуги. Другие компании, например Apple, цены оставили прежними, но включили в стоимость услуг НДС в размере 18%. Подобная механика характерна для многих стран, где введен цифровой налог.
Оплата налога – челлендж для зарубежных компаний
«Иностранным компаниям непросто оплатить налог на Google из-за технических нюансов»
Уплата российского НДС довольно нелегко дается зарубежным компаниям. Например, часто у компании-нерезидента нет юридически оформленного лица в России и банковского счета, тогда приходится делать SWIFT-перевод на реквизиты налоговой службы. Это вызывает трудности, так как российские банки отклоняют платежи с зарубежных счетов из-за их несовместимости с форматом SWIFT – в иностранных платежных поручениях отсутствуют полные реквизиты.
Поэтому продавцы услуг заинтересованы в понятных инструментах и платежных решениях, которые позволили бы им легко оплачивать этот налог. Налоговой также интересны подобные инструменты, так как это упростило бы взаимодействие с налогоплательщиками.
На начальных этапах введение цифрового налога осложняло работу, в том числе российским компаниям – ранее они сами могли платить НДС за услуги нерезидентов, и все было урегулировано, а затем правила поменялись, и иностранным компаниям самим нужно было становиться на учет в ФНС и платить налог. Это означало, что если после заключения договора российской компании и иностранного подрядчика последний не платил налог, то компания-резидент могла не получить налоговый вычет. С этим были сложности при запуске, и позже были предложены меры, позволяющие российским компаниями становиться налоговыми агентами для зарубежных продавцов электронных услуг.
Как помочь иностранному партнеру
«Оплатить налог Google за иностранную организацию могут российские консалтинговые компании или же банки-посредники»
Чтобы избежать рисков, связанных с неуплатой налога иностранным поставщиком, российская компания может обратиться к помощи банков-посредников или консалтинговых компаний, которые оформляют платежи нерезидентов. Банк-партнер возьмет на себя исчисление налога и его перечисление в ФНС, после чего предоставит компании фискальный чек.
Сейчас больше половины зарубежных корпораций, продающих ПО в России, получают консалтинговые услуги по налогообложению у компаний «большой четверки» (KPMG, Deloitte, Ernst & Young и PwC). Для российских банков и консалтинговых агентств, налоговое консультирование нерезидентов и оформление их платежей – это одна из возможных точек роста. ФНС все равно, кто вносит налог в бюджет – агент, бухгалтер юрлица или консультант.
Практические рекомендации по оплате налога на Google
В интересах российской компании убедиться, что иностранный партнер в курсе всех законодательных норм, и проверить перед заключением договора об оплате услуг его ИНН и КПП. Далее оплатой налога занимается либо иностранная компания, либо российская компания-посредник (банк, консалтинговое агентство):
На примере сделки с Airbnb цифровой налог работает так: если гражданин России сдал квартиру через Airbnb иностранцу, около 16% от суммы сделки уходит площадке. За съем квартиры цифровой налог платить не надо, а вот с 16 процентов Airbnb заплатит 16,67% налога.
Выводы: Тренд на протекционизм
Несмотря на то, что организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) работает над единым международным подходом к цифровому налогу, проблема налогообложения международных IT-корпораций пока не урегулирована – крупные компании, такие как Facebook и Google, оказывают цифровые услуги по всему миру и платят налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса.
Таким образом, многие страны теряют налоговые доходы, а некоторые – включая Россию, Францию, Турцию и Италию, – уже ввели собственные цифровые налоги, и этот тренд на протекционизм набирает всё большие обороты.
Локальным регуляторам необходимо адаптироваться к новым реалиям цифровой экономики, и пока ОЭСР не придёт к мировому консенсусу, государствам выгодно разработать свои односторонние меры по введению цифрового налога. Это позволит не только пополнить бюджет страны, но и поддержать отечественные цифровые компании, которые априори платили больше налогов, чем зарубежные IT-гиганты.
В любом случае, знание нюансов уплаты цифрового налога пригодится предпринимателям уже сейчас, так как в скором будущем он станет таким же привычным, как стандартный НДС.
Налог на Гугл
Налог на Гугл отменили 1 января 2019 года.
Эта тема касается предпринимателей, которые работают с иностранными компаниям через интернет: оплачивают биржу фрилансеров или хостинг, покупают программы, размещают мобильные приложения в Эпсторе или Гугле.
О чем речь
В 2017 году вышли поправки к Налоговому кодексу. В них три важных пункта:
Место реализации услуг — в статье 148 Налогового кодекса
Если бы приложение в Гугл Плее размещал разработчик без ИП, Гугл платил бы за него НДС сам. А ИП и компании становятся налоговыми агентами и должны помнить, что с каждого вознаграждения надо рассчитать НДС.
Каких услуг касается
Закон касается только услуг, которые покупают через интернет:
Это грубый пример, Эппл программы так не продает, но так понятнее.
В законе большой перечень услуг, но названия отличаются от тех, к которым все привыкли. Часто даже невозможно понять, о какой услуге идет речь. Мы сделали список самых популярных на человеческом языке:
Все услуги — в законе. Но вообще речь идет обо всём, что можно купить через интернет. Исключения — консультация через интернет, услуги провайдеров по доступу в интернет и случаи, когда программу покупают в интернете, а получают на флешке или диске.
Кто платит
Платить должны компании на любой системе налогообложения. Даже если работаете по упрощенке и купили что-то у зарубежной компании, придется составлять декларацию по НДС и платить налог.
Зачесть этот НДС не получится. В Налоговом кодексе такая процедура не описана. Даже если зачесть НДС от зарубежной компании, налоговая может устроить проверку, не принять этот НДС к зачету и попросить доплатить налог.
Сколько и в какой момент платить
НДС с покупок у зарубежных компаний через интернет — 18%:
Оплатить НДС нужно в тот же день, когда перечислили оплату зарубежной компании за услуги. Это следует из пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса.
До 25 числа месяца, который идет после налогового периода, нужно отправить декларацию по НДС в электронном виде. Например, если оплатили услуги 3 февраля, выслать декларацию нужно до 25 апреля. Как заполнить — большая тема для другой статьи. Лучше обратиться к бухгалтеру.
А если у зарубежной компании есть российское представительство?
Представительства не влияют, российским компаниям НДС все равно платить.
Иногда пишут, что стоит проверить компанию в реестре налоговой, но это не так. Этот реестр включает зарубежные компании, которые зарегистрировались в российской налоговой и должны платить НДС за покупки физических лиц. К покупкам компаний это не относится.
Какие исключения
В Налоговом кодексе указано, что НДС не нужно платить, если компания предоставляет права на использование программы по лицензионному договору. Но это спорный вопрос.
На практике лицензионный договор на дистанционное пользование программой могут переквалифицировать в договор оказания услуг по обработке информации. То есть российская компания купила программу вроде бы по лицензионному договору, не заплатила НДС, а потом оказалось, что это был договор оказания услуг по обработке информации и налог нужно было платить. Налоговая потребует заплатить сам налог, штраф и пени.
Юристы советуют не изучать договоры, а в любом случае платить НДС. Это защищает от рисков.
Минфин рассмотрел ситуацию, когда зарубежная компания продает программу и дает к ней доступ по коду. Российская компания оплачивает программу, вводит код на сайте компании и пользуется ей. Минфин ответил, что платить НДС не нужно. Но письма Минфина — не закон, его ответы верны только для тех компаний, которые задают вопросы.
Если не заплатить
Если не заплатить и налоговая обнаружит это, грозит штраф 20% от невыплаченного НДС. За каждый день просрочки начислят пени — 1/300 ключевой ставки.
Правда, налоговая никак не может отследить покупки компаний автоматически и по факту. Когда что-то купили у зарубежной компании, налоговая об этом не знает. Но если скрыть и не заплатить и налоговая придет с проверкой, она обнаружит такие покупки в выписках и документах и выпишет штраф.
12 вопросов о налоге «на Google»
Причем тут Google?
Почему налог его имени? На самом деле с уважаемым Googleм все в порядке. Это всего лишь неофициальное название, прицепившееся из СМИ. Это не новый налог, а обновленный специальный порядок уплаты НДС с электронных услуг через Интернет, которые оказывают иностранные компании (и не только Google) российским покупателям.
Новую норму регулирует статья 174.2 Налогового кодекса. Эта статья для налогоплательщиков — иностранных компаний, которые не имеют обособленных подразделений на территории России, но тем не менее продают российским потребителям электронные услуги – услуги через Интернет.
До 1 января 2019 год российские компании и предприниматели в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов выступали налоговыми агентами по уплате НДС – сами удерживали НДС со стоимости услуг, перечисляли его в бюджет и направляли иностранным поставщикам очищенную от НДС сумму. Это привычный порядок работы с иностранцами, не имеющими в России постоянных представительств. О нем статья 161 Налогового кодекса.
С этого года алгоритм иной. По электронным услугам российские покупатели больше не являются налоговыми агентами своих зарубежных партнеров. Иностранный поставщик должен самостоятельно встать на налоговый учет в России и самостоятельно уплачивать в российский бюджет НДС с электронных услуг – налог «на Google».
Зарубежные партнеры по электронным услугам физлицам (не ИП) знакомы с новым порядком – они уже применяли его и до 2019 года. С 2019 года упоминание физлиц из положений Налогового кодекса, касающихся оказания услуг в электронной форме, исключено. И с 1 января 2019 года обязанность по уплате НДС с из стоимости возложена на иностранные компании независимо от статуса покупателя.
А знает ли о налоге «на Google» ваш иностранный поставщик?
Возможно, не все иностранные контрагенты в курсе изменений российских налоговых норм. Проясните им их. Проведите беседу. Как было, и как стало. Это в ваших интересах.
Для уплаты налога «на Google» для иностранного поставщика, не имеющего постоянного представительства в РФ, технически все готово.
Иностранная компания – для выполнения законодательных норм по уплате налога «на Google» должна:
1.Встать на учет в российских налоговых органах.
Это можно сделать через сервис «НДС-офис интернет-компаний» на сайте ФНС России: после заполнения заявления иностранцу будут дистанционно присвоены ИНН и КПП и выдан пароль для личного кабинета. Через свой личный кабинет он сможет представлять декларации по НДС и вести переписку с налоговым органом. В личном кабинете есть англоязычная версия.
Какие сроки: работающие иностранные компании должны были подать заявление о постановке на учет до 15 февраля 2019 года. Начинающие работу с российскими покупателями должны это сделать не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания указанных услуг.
В случае прекращения услуг – срок направления заявления о снятии с учета тот же — 30 дней с даты прекращения.
За нарушение срока подачи заявления — штраф 10 000 рублей.
Кстати, нерезиденты, оказывающих электронные услуги физлицам, — если это законопослушные нерезиденты – уже стоят на учете в России.
2.Заполнять спецдекларацию по НДС и перечислять налог «на Google» в российский бюджет. В срок — до 25 числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала.
Налог можно перечислить со счета в банке за рубежом. Открывать счет в российском банке не требуется.
Спецдекларации по НДС налоговики будут камералить. По обычной процедуре – с истребованием документов и сведений. Камеральная проверка может продолжаться до 6 месяцев с даты представления декларации.
За просрочку представления декларации на срок более 6 месяцев — налоговый орган вправе иностранную компанию снять с учета.
Совет: В целях собственной безопасности проверьте сами своего партнера с помощью сервиса на сайте ФНС. Его ИНН и КПП.
Попросите выставлять для оплаты инвойс с указанием ИНН, КПП, ставки налога и суммы НДС в иностранной валюте.
Какие услуги попадают под налог «на Google»?
Налогом «на Google» облагаются электронные услуги иностранных компаний, которые оказаны автоматизировано с использованием информационных технологий. Через Интернет или другую сеть.
К ним относятся: предоставление рекламы на иностранных сайтах, приобретение услуг хостинга у иностранцев, заказ доступа к электронным площадкам, оплата за скачивание контента, удаленный доступ к ПО и базам данных. Полный перечень услуг приведен в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
Важно, что местом реализации этих услуг должна быть территория России. Это подтверждает одно из условий статуса получателя услуг в электронной форме:
Какие электронные услуги не относятся к налогу «на Google»
Не относятся к электронным услугам для налога «на Google»:
По таким сделкам применяется общий порядок расчета и уплаты НДС. То есть в случае оказания подобных услуг иностранцами – российские компании и ИП – как и прежде, выступают налоговыми агентами. Согласно требований статьи 161 Налогового кодекса.
Кто платит налог «на Google» с электронных услуг
1.Иностранные компании, оказывающие электронные услуги.
2.Иностранные компании – посредники при продаже электронных услуг. Только в случае, если они непосредственно участвуют в расчетах. В этом случае они признаются налоговыми агентами — со всеми вытекающими последствиями.
Если иностранная компания оказывает российским компаниям не только электронные, но и иные услуги, например, консультационные, то у покупателя — российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию НДС. Иностранная компания обязана со всех услуг рассчитать и перечислить НДС в бюджет. При условии, что метом реализации и консультационных услуг признана Россия. Об этом свежее письмо Минфина от 5 апреля 2019 г. № 03-07-08/24055.
Если у иностранной компании на территории России есть постоянное представительство (обособленное подразделение) налог «на Google» с электронных услуг она платить не должна. Уплата НДС производится в обычном порядке.
3.Российские компании и ИП – посредники при продаже электронных услуг иностранных компаний. Если они непосредственно ведут расчеты. В этом случае они признаются налоговыми агентами — со всеми вытекающими обязательствами.
Если российский предприниматель или компания приобретают услуги в электронной форме для себя, с 1 января 2019 года они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. Именно в этом и суть нового порядка — налога «на Google». Иностранные поставщики электронных услуг по своим налоговым обязательствам перед российской налоговой системой отвечают сами.
Если в цепочке несколько посредников, то налог платит крайний посредник, то есть тот, кто ведет расчеты непосредственно с российским конечным покупателем услуг. При этом не важно, есть у крайнего посредника договор с иностранной компанией — поставщиком услуг или нет.
Если электронные услуги оказывает иностранное физическое лицо (не ИП) — налог «на Google» не возникает.
Как рассчитать налог «на Google»
Налог определяется на последний день квартала, в котором поступила оплата за услуги или предоплата.
Иностранные организации применяют расчетную ставку 16,67% к стоимости электронных услуг с учетом НДС.Стоимость услуг в иностранной валюте должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ на последний день квартала, в котором поступила оплата или предоплата.
Российские посредники (компании и ИП) определяют НДС на последнее число квартала, применяя ставку 20% к цене электронных услуг без учета НДС.
Сроки уплаты налога «на Google»
Иностранные компании – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Российские компании-посредники при продаже электронных услуг иностранных компаний перечисляют НДС равными долями (1/3) не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.
Если иностранный поставщик не встал на налоговый учет
Наивно думать, что за действия своего зарубежного партнера российский заказчик электронных услуг не несет никакой ответственности. Напрямую, да, не несет.
Но если вы видите в документах – что ваш поставщик не имеет ИНН, КПП, выставляет счет без указания НДС – вы четко понимаете, что иностранец в России — по разным причинам — на налоговом учете не стоит и налоги не платит. И если вы перечисляете ему денежные средства — значит вы платите правонарушителю. Заведомо зная, что ваш контрагент — недобросовестный.
В этом случае, рассчитывать на налоговые вычеты по НДС и на признание расходов для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль — очень самонадеянно. И напрасно. Перспективы приобретения услуг у недобросовестного поставщика печальные – заранее оцените свои риски и негативные налоговые последствия.
А при существенной сумме неуплаты налогов иностранцем и привлечении к уголовной ответственности – появляются дополнительные риски: признание пособником или соучастником.
Как влиять на иностранного партнера?
Можно ли как-то воздейстовать? Практически нет. Только договариваться. Припугнуть нерезидента даже налоговикам особенно и нечем. Если у нерезидента в России нет ни счета в банке, ни имущества. Даже штраф взыскать будет проблематично. Может быть поможет присоединение к конвенции и правилам по международному обмену финансовыми данными в налоговых целях?
Но действенных страшилок практически нет. Если иностранная компания будет уклоняться от уплаты российских налогов в крупном или особо крупном размере – ее руководство может быть привлечено к уголовной ответственности. Но это опасно и для вашей компании, перечислявшей ей за услуги денежные средства.
Не стоит беспечно надеяться на добросовестность партнеров. Им российская налоговая система может быть вообще до фонаря. И ваши риски, кстати, тоже. Сами будете разруливать проблемы, если что не так.
Поэтому, если понимаете, что иностранный поставщик уклоняется и не готов быть надежным и законопослушным – лучше поискать другого.
Налог «на Google» и налоговый вычет
До 1 января 2019 год у российских компаний и предпринимателей, получающих услуги в электронной форме у компаний-нерезидентов, сложностей с получением налогового вычета вообще не возникало. Российский покупатель (налоговый агент) — сам НДС удержал — сам уплатил в бюджет – расходы принял к учету – и заявил в декларации налоговый вычет. Право на вычет в своих руках.
А с этого года – вычет зависит от исполнительности зарубежного партнера – плательщика налога «на Google». От документов, которые он представит.
Независимо от суммы договора – существенной или не очень большой — терять сумму законного налогового вычета и переплачивать налоги – вообще не разумно.
Значит за вычет надо побороться. И собрать подтверждающие документы. Что потребуется для вычета:
1.Договор или расчетный документ, инвойс, в котором будут указаны ИНН, КПП иностранного поставщика, ставка налога и сумма налога в иностранной валюте.
Обратите внимание: должна быть указана расчетная ставка налога 16,67% Если контрагент укажет ставку налога 20% — права на вычет нет. Инвойс или другой расчетный документ — аналог российского счета-фактуры. И Неправильная ставка – критическое нарушение правил заполнения документов для вычетов по НДС. Значит при указании ставки 20% вычет не будет признан документально обоснованным.
2.Документы на перечисление оплаты контрагенту с указанием НДС (платежный документ).
Если иностранный поставщик очень нужен и важен, но уверенности в его благонадежности нет, можно провести переговоры с контрагентом — и достигнув договоренностей с ним — взять ситуацию по уплате налогов в свои руки. Как это сделать:
Такой вариант проходит, например, поставщиками из Украины. Которые готовы быть исполнительными, но по разным соображениям не могут перечислять со своих банковских счетов налоги в бюджет России.
Вариант № 2. Взять российской компании на себя обязанность налогового агента по-старому – увильнуть от понятия «электронные услуги», сделать их не основными, расширить договор другими услугами, нагрузить условиями, при которых налог «на Google» не работает. Например, передавать данные без использования Интернета или на материальных носителях.
При этом важно в документах указывать единую цену, не разбивая стоимость услуг по видам и элементам. В этом случае, российская компания будет действовать, как и ранее — как обычный налоговый агент — в соответствии с требованиями статьи 161 Налогового кодекса.
Пока налог «на Google» можно платить по-старому
Контрольные ведомства, похоже, сами не ожидали, что вопрос постановки на учет иностранцами и уплата ими налогов в российский бюджет начнет пробуксовывать. ФНС обеспокоена, что ряд крупных холдингов приостановили платежи за услуги зарубежных поставщиков. А что хотели? Это можно было предположить — схему оплаты усложнили, а с бизнесом не посоветовались.
Понятно желание компаний не зависеть от исполнительности иностранного контрагента, взять в свои руки возможность получения налогового вычета по НДС – не ждать одолжений и не рисковать: взять на себя роль налогового агента по привычной схеме — очистить сумму за услуги от НДС, самостоятельно заплатить в бюджет и принять законный вычет.
Изначально Минфин был против вычетов при оплате налога за продавца. И даже выпустил запрещающее письмо от 24 октября 2018 г. № 03-07-08/76139. В нем Минфин сделал вывод, что в случае добровольно взятой на себя обязанности налогового агента по уплате НДС за необязательного нерезидента – права на вычет у российского покупателя не возникает. Новым порядком налога «на Google» и Налоговым кодексом вычет по НДС при оказании «помощи» нерезиденту не предусмотрен. Так решил суровый Минфин. И, есстессссственно, с традиционной припиской, что это письмо…..не содержит правовых норм, но является нормативным актом… лалала…может быть растрактовано иначе…) Как обычно. Но письмо было выпущено и отказ в вычете прозвучал.
Но свежим письмом от 24 апреля 2019 г. N СД-4-3/7937@ ФНС отклонила этот запрет и разрешила российским компаниям применять прежний порядок уплаты налога «на Google» — действовать так же, как и в прошлом году. Если НДС по электронным услугам оплатила не иностранная компания — поставщик, а российский покупатель, он может принять налог к вычету. Негативных последствий не будет ни у покупателей, ни у продавцов электронных услуг.
ФНС запретила требовать:
— от покупателей — перерасчета НДС, принятого к вычету или включенного в расходы;
— от продавцов — повторно платить НДС и включать такие операции в декларацию по НДС.
ФНС указала, что если покупатель действует по старым правилам, то иностранная компания должна представить нулевую декларацию по НДС. (если, конечно, не проводилось других операций, которые следует отразить в отчетности).
Решая свою основную задачу — не потерять налоги и пополнить бюджет, — ФНС также разрешило российским получателям электронных услуг — заплатив НДС за иностранного поставщика — признать налоговый вычет. Спасибо.
При этом обязанность постановки на учет зарубежных партнеров не отменена и законодательные нормы по налогу «на Google» продолжают действовать.
А ФНС пока проработает детали и решит вопросы совершенствования порядка применения иностранными компаниями налога «на Google».
И еще умалчивается немаловажный вопрос. Нигде не указано – зависит ли право на вычет у российской компании от факта уплаты НДС зарубежным партнером? Если он встал на российский налоговый учет, сдал декларацию, а налог в российский бюджет – по разным причинам – не заплатил? Нормы налогового права не связывают напрямую эти условия. Но мы то уж знаем проверки ФНС на симметричность и поиск разрывов? Какая будет метода по сделкам с иностранцами? И по налогу «на Google»? Покажет практика.
Резюмируем
Не исключено, что не все зарубежные компании готовы понять и принять новые условия работы с российскими партнерами. И заставить их российским покупателям практически невозможно. Возможно, некоторые иностранцы даже захотят компенсировать свои дополнительные издержки и переживания повышением стоимости своих услуг.
А российским компаниям для получения налогового вычета по НДС придется брать на себя дополнительные обязанности по договорам с иностранцами. Или искать добросовестных, готовых к сотрудничеству с российской налоговой системой.
Как видим, новая норма по введению налога «на Google» ни убавила работы, не снизила нагрузку российских компаний, ни добавила оптимизма бизнесу. К сожалению.
Ну что ж, продолжаем работать в беспокойных российских реалиях.) Держать руку на пульсе и адаптироваться к обновленным условиям. Включать и выключать критическое мышление. И беречь гибкий ум.))