Наложить епитимью что это
Как исполнять епитимью и нужно ли её потом снимать?
Добрый день!
Буквально пару месяцев назад я стала приобщаться к церкви, в Бога я верила всегда, но храм посещала только чтобы поставить свечки и подать записочку, всех тонкостей таинств я не знала, многие слова мне были непонятны. Наконец-то, я впервые пошла на исповедь, батюшка после разрешительной молитвы говорит: почитайте последование ко святому причащению раз сорок, больше ничего не было сказано (честно говоря, я этого не сделала, от своего незнания, непонимания). После этого я ещё пару раз исповедовалась и причащалась. И только сейчас, когда стала посещать православные сайты, я так понимаю, что батюшка наложил на меня епитимью.
Вопрос: могу ли я её исполнять сейчас (спустя 2 месяца)? Или мне вновь нужно обратиться к тому же батюшка и попросить заново наложить епитимью? Пока я её не исполнила, могу ли исповедоваться и причащаться? И нужно ли снимать епитимью у батюшки после её исполнения?
Похожие вопросы
5 Ответов
У вас неверное представление.
Если батюшка считает невозможным отпустить грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок.
То есть, если была разрешительная молитва от батюшки, то епитимьи не назначали. А если при этом готовились к Причастию, то имели право идти к Чаше.
Таким образом, прочитать молитвы к причастию 40 раз это просто совет. Соглашусь с тем, что глубокий смысл этих молитв начинает достигать наших светских голов после 3-4 десятков раз прочтения, мне бы кто посоветовал в своё время)
Вы можете читать их через день, например, в понедельник, среду, пятницу, и вскоре достигните того, что советовал батюшка. Но это в любом случае не епитимья.
Я не думаю, что речь идет об епитимии. Обязательно ходите в храм и вообще старайтесь вести христианскую жизнь. На исповеди любому священнику, который будет готов Вас выслушать, изложите свой вопрос и поступите, как благословят. Молитесь, чтобы Бог послал Вам духовника.
Нет, так епитимью не накладывают. Это вообще плохой стиль, что-то говорить непонятное новоначальному христианину. А Вы со своей стороны не бойтесь переспрашивать если Вы что то не понимаете.
В Таинстве Покаяния не меняются нормы разговорной речи и диалога двух людей.
Если дается какой-то благочестивый совет священник говорит: «я хочу Вам дать такой-то духовный совет, он поможет Вам в такой то духовной проблеме».
Такую речь Вы навряд ли могли не понять или пропустить.
Подчеркну, что епитимья это не наказание, это помощь грешнику для исправления, и дается она за тяжкие грехи, как правило за смертные (убийство, прелюбодеяние, колдовство, воровство, блуд и проч.).
Исполнять такую епитимью надо строго. А в конце срока безусловно надо придти именно к тому священнику, который её наложил, чтобы он снял её и благословил причаститься.
Другой священник не вправе снять духовный запрет на причастие, поэтому если священник умер или уехал неизвестно куда, снять запрет может только правящий епископ той епархии, в которой это происходит. К епископу также можно бращаться при несправедливом наложении епитимьи «младостарцем».
В том-то и дело, что грехи мои смертные(и блуд,и прелюбодеяние, и обращение к гадалкам, участие в их ритуалах было), поэтому посчитала, что епитимья и была наложена.Но тех слов, которые Вы озвучили, я от батюшки не слышала. Он просто задал несколько вопросов, и потом сказал, что учитывая названные грехи, прочтите последование ко Святому Причащению раз сорок, и после этого прочитал разрешительную молитву.
Тогда всё проще. Выполните это предписание сейчас и прочтите последование 40 раз перед ближайшим Причастием. А священнику, который Вас будет исповедовать перед ним покайтесь в этом, что по неопытности Вы исполнили это предписание с опозданием. И если он еще что-то Вам предпишет выполните без оного.
Почему отлучают от евхаристии, виды епитимьи и за какие грехи накладывают
Евхаристия – это спасительное церковное таинство, являющееся центральным моментом литургии, ее заключительным «аккордом», самое важное священнодействие в церковной практике. Несмотря на это, среди православного духовенства по отношению к прихожанам практикуется отлучение верующих от евхаристии, но применяется оно лишь в особых случаях, в качестве наказания за тяжкий грех.
Что такое епитимья
Это такая мера воздействия со стороны духовника, которая призвана исцелить душу христианина. Например, верующий человек совершил грех, за который ему очень стыдно и страшно. Он считает, что это невозможно просто так простить и забыть. Человек приходит на исповедь, приносит покаяние, и, если ему только сказать, что Господь простил его грех, принять этого не может. Нужно, чтобы духовник наложил на него еще какую-нибудь епитимью, чтобы он потрудился, что-нибудь сделал. И тогда у человека наступит ощущение того, что он выполнил надлежащее ему покаяние сполна. Его душа избавится от греха и успокоится.
Итак, епитимья – это форма покаяния. Есть такие грехи, которые священник не имеет права отпустить на исповеди просто так:
В этих случаях требуется дополнительное покаяние в виде назначения епитимьи. В церковных правилах, в частности Василия Великого, написано, какое наказание за какие грехи нести. В древности это было отлучение от причастия на долгие годы. Например, если женатый человек изменял своей законной супруге, он не имел права 20 лет переступать церковный порог. То есть, молиться можно было, не входя в храм, а о причащении и речи не могло быть. Если в блуд попадал неженатый, отлучение от евхаристии налагалось на 15 лет.
Сейчас такие суровые наказания церковью не применяются, так как современному человеку они принесут больше вреда, чем пользы. Размер епитимьи зависит от способности, силы, возможностей каждого конкретного человека. Также учитывается степень покаяния. На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимьи.
Одного отлучить от причащения на два года, другого – на два месяца.
Все чаще духовники в качестве епитимьи назначают усиленное молитвенное правило, чтение Евангелия, поклоны, усиленный пост, если позволяет здоровье и обстоятельства жизни. К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помочь снова приблизиться к Богу. Так поступали многие святые отцы.
Способы избавления
Таинство покаяния, то есть исповедь, избавляет христианина от совершенного греха полностью. Человек более не будет виновен в исповеданном проступке. Но на деле степень покаяния может быть разной. Если в душе страсти изжиты не до конца, кающийся грешник снова и снова совершает все те же неправедные деяния.
Епитимья, в частности отлучение от причастия, помогает человеку осознать степень своего нравственного и духовного падения, преодолеть привязанность к греху, почувствовать к нему отвращение. Самооправдание, свойственное падшей человеческой природе, не дает кающемуся грешнику во всей полноте осознать глубину своего падения. Поэтому упражнение в добрых делах, таких как пост, молитва, милостыня и воздержание, помогают осознать степень греховности своих дел и усилить покаяние.
Молитвы
Очень часто в качестве епитимьи духовник назначает расширенное молитвенное правило или чтение Евангелия. Например, назначается читать покаянный канон, Отче наш или другие молитвы на протяжении какого-либо периода. Кроме того, под молитвой могут подразумеваться и другие дела богопочтения, благочестия.
Благотворительность
От грехов и страстей хорошо очищает сердце человека милостыня, помощь, оказанная ближним. Она вселяет в сердце любовь, заставляет грешников раскаяться в своих прегрешениях по отношению к себе и ближним. Милостыня может быть не только материальная, но и духовная.
Длительный пост
Воздерживаясь от угождения своей плоти, держа ее в строгости и посте, кающийся грешник очищает и утончает свою душу. Это помогает ему более ясно увидеть свои грехи, осознать их, принести глубокое покаяние.
Пост включает в себя не только ограничения в пище, но и другие способы умерщвления плоти, самоутверждения.
Поклонение во время богослужения
Земной поклон – средство вернуть утраченную связь с Богом. Он символизирует собой блудного сына, который вернулся домой и упал перед Отцом Небесным на колени, прося прощения и возвращения в родную обитель. Таким поклоном-падением мы ввергаем себя в бездну покаяния, где милосердный Бог обязательно протянет нам свою руку для спасения от грехов.
Воздержание от супружеского долга
Есть в церковном календаре дни, когда общение супругов на их семейном ложе необходимо ограничивать с духовной целью. Если муж и жена нарушают данное предписание, священник может назначить им епитимью в виде временного отказа от исполнения супружеского долга.
Как правило, страсть, господствующая в душе человека, врачуется противоположным ей действием или добродетелью.
За какие грехи могут наложить
Запрет на причастие накладывается в наше время довольно редко. Причина для такой крайней меры должна быть достаточно веской. Как правило, это происходит, когда христианин совершает один или несколько смертных грехов. И, особенно, если упорствует в них, не имея духовных сил отказаться от пагубной привычки или не чувствует искреннего раскаяния в содеянном.
За аборт
В православии аборт считает более тяжким грехом, чем убийство. Объясняется это тем, что младенец в утробе матери пока еще некрещенный, таковым и умирает. Этот грех совершают люди, которые забывают, что каждый человек приходит в этот мир только по воле Божьей. И решать, кому жить, а кому нет, они не вправе. Считается, что Бог наказывает за абортированных детей, и такой грех оба родителя должны отмолить в церкви.
За блуд
Телесное невоздержание, любовь к плотским удовольствиям порой превосходит установленные Богом и обществом людей рамки. Под блудом подразумеваются не только беспорядочные половые связи мужчин или женщин, не связанных узами брака и ведущих свободный образ жизни.
Прелюбодеяние – это неверность своему партнеру в браке, мужу или жене. Считается более тяжким грехом, чем первый вид полового невоздержания. Потому что есть жена, муж, и такие проблемы можно решить гораздо проще, без измены. К блуду относятся также такие грехи как мужеложество, рукоблудие, скотоложество. Все они противоречат естественной природе человека, нарушают ее и считаются в православии одними из самых тяжелых грехов.
Богохульство
В последнее время участились случаи отречения от православной веры, одна из причин того – основание многочисленных сект. Христианский народ, забыв веру своих предков, начал искать истину в восточных, языческих религиях, обрекая себя на вечную погибель. В недрах самой православной церкви все чаще стали происходить расколы, появляться сектантские течения и верования. Таким людям категорически запрещено причащаться, пока они не откажутся от своих заблуждений.
Отречение от Бога – это самый тяжелый грех и искупление его, как правило, проходит для человека очень тяжело. Люди, вернувшиеся из сект, зачастую так и остаются духовными инвалидами. Они с трудом возвращаются в церковь, в нормальную жизнь. Наложение епитимьи может помочь, а может и оттолкнуть такого человека от православной веры. Поэтому священники в данном случае действуют с осторожностью, мягко относясь к человеку, который и так достаточно пострадал от обмана бесовских сил.
Клятвопреступление
Считается одним из самых постыдных грехов, совершаемых словом и причисляемых к крайней степени лжи. Это может быть нарушение данного обещания, подтвержденного клятвой при свидетелях, или присяги. В раннем христианстве, по правилам Василия Великого, клирикам, совершившим этот грех, запрещалось причастие на 10 лет, мирянам – на 6 лет.
В наше время такой грех может и не наказываться отлучением от евхаристии, чаще заменяется другими видами епитимий.
Воровство
Насильственное и незаконное присвоение материальных благ, принадлежащих по праву другим лицам – большой грех. Бог в своих заповедях запрещает человеку не только отнимать его имущество, но и просто позавидовать, пожелать себе такого же.
Под ложью подразумевается искажение истины. Обман может распространяться не только на окружающих, но и на самого себя. Лгать можно не только словами, но и поступками, мыслями, жизнью.
Магию
В православной церкви главной действующей силой является благодать Божья. Если человек обращается к оккультизму, он вступает во взаимодействие с иными, темными духовными силами, совершает грех. Тем самым отворачивается от Бога и Его помощи.
Алкоголизм или наркоманию
Пагубные привычки стали настоящим бичом современного человечества. Алкоголик или наркоман медленно убивает свое тело и душу. Посвящает всего себя не Богу, как заповедано нам, а ищет других утешений.
Рукоблудие
По сути, является самоудовлетворением своих плотских страстей. Считается противоестественным, нарушающим природу человека, действием. Оно также направлено против воли Творца, который создал мужчину и женщину, заповедал плодиться.
Покаянные стадии в прошлом
У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.
Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.
Слушание
Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.
Припадание
Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.
Раскаяние
Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.
За что отлучают от причастия
Наиболее распространено в духовнической практике разовое недопущение до причастия. Причины для этого могут быть разными, их достаточно много. Например, если причащающийся:
Разовое недопущение к причастию происходит тогда, когда священник видит, что человек не готов именно в этот момент. Возможно, он кого-то не простил, не примирился или иная причина.
По церковным канонам возможно и более длительное отлучение от причастия:
Но ушли уже те времена, когда духовники неукоснительно следовали таким предписаниям. Сегодня люди и обстоятельства жизни совсем другие, чем раньше, поэтому и подход к кающимся на исповеди грешникам более щадящий и снисходительный.
В каждом конкретном случае священник принимает решение, исходя из личности, степени раскаяния и некоторых других факторов. Если человек первый раз пришел в храм и исповедуется в грехах, строгое наказание его может только оттолкнуть.
Поэтому задача священника состоит в том, чтобы удержать такого грешника в лоне церкви, постепенно и мягко воздействуя на его душу и сознание.
Может ли священник снимать епитимию, наложенную другим священником?
Бывает, что к священнику приходят люди, на которых в каком-то монастыре, где они были в паломничестве, некий иеромонах наложил епитимию. Но прошло какое-то время и исполнять её становится тяжело.
А иногда и постоянные прихожане, которые поисповедовались в паломничестве у кого-то из монахов, потом приезжают с неожиданными благословениями и мнениями по поводу духовной и церковной жизни.
Как священнику поступать в таких случаях?
Вопрос поступил в августе 2016 года, но вновь поднят наверх после получения очередного экспертного мнения
Что касается епитимий, наложенных кем-то когда-то на духовных чад, постоянных ваших прихожан, во время их паломничества в Почаев или в Псково-Печерский монастырь, то будем помнить, что духовник, духовный отец, пастырь, который благословляет своих овечек на путешествия, властен, безусловно, разобрать все эти случаи и как духовно-авторитетное для прихожан лицо вместе с ними решить, отменить эту « епитимию», сократить или как-то подкорректировать.
Потому что на то ты и отец, духовник, чтобы, прекрасно зная все обстоятельства дела, физику и психику своих пасомых, духовно руководствовать доверившихся тебе прихожан.
Если незнакомый человек приходит на исповедь, священник в первую очередь должен выяснить, не было ли у него тяжких грехов. Если есть какой-то тяжкий смертный грех, то священник не может дать ему какую-то тяжелую епитимью и отправить восвояси. Но он так же и не может просто его отпустить, тут важно как-то инициировать процесс его исцеления. Это похоже на то, как пациент с тяжелым заболеванием приходит к врачу. Если у врача нет в данной ситуации средств ( возможности) его сейчас лечить, то тогда он должен отправить его в какую-то больницу. Но он не может его просто бросить. Так и здесь, больного необходимо отправить к какому-то духовнику и сказать, что тебе необходимо пройти « курс лечения».
Если паломник, имевший на совести смертный грех, возвращается из монастыря, где ему назначили серьезную епитимью и с ней отправили из монастыря на все четыре стороны, — это похоже на случай, когда у человека сломался позвоночник, а проходившая мимо медицинская сестра сделала ему обезболивающий укол морфия и оставила лежать без памяти у дороги. Серьезно это воспринимать нельзя. Следуя 102-му правилу Трулльского Собора, священник может налагать епитимью только в том случае, если он имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за её исполнением и духовной пользой и, при необходимости, корректировать.
Если священник не взял на себя руководство над этим человеком, он может только сказать, что причащаться ему сейчас нельзя. Кроме того, он должен настоятельно рекомендовать такому человеку найти духовника, с которым он сможет регулярно общаться ( например, по месту жительства), и уже с ним пройти необходимый « курс лечения».
Если епитимья наложена на человека священником, который заведомо не мог следить за её исполнением, её можно считать недействительной. если к священнику на исповедь пришел человек, регулярно у него исповедающийся, но получивший от другого священника такую епитимью, то батюшка, разобравшись в обстоятельствах, может разрешить эту епитимью не исполнять полностью или частично.
Если к священнику пришёл человек, исполняющий епитимью ( наложенную в монастыре), а священник его впервые видит, то он должен объяснить ему важность регулярной исповеди у одного священника и то, что именно тот священник, у которого кающийся будет духовно окормляться, может помочь ему в решение вопроса с данной епитимьей.
Наложение епитимьи очень похоже на то, как врач прописывает лекарство. Если болезнь серьезная и требуется сильнодействующее лекарство, то врач должен позаботиться о том, чтобы больной был под наблюдением опытного и сведущего в данном заболевании доктора. Если врач сам ведет больного, то, давая ему сильнодействующее лекарство, он сам следит за его применением и, оценивая его действие, корректирует его дальнейший прием. Дать же сильнодействующее лекарство и оставить больного без наблюдения преступно, т.к. такое лекарство может стать даже причиной смерти.
« Епитимийные» каноны предполагают безусловно, что наказание налагает глава местной общины ( в первые столетия церковной истории таковым являлся епископ, что хорошо видно из канонов святителя Василия Великого) на члена этой же самой общины. Немыслима ситуация, когда наказание налагается человеку, мимоходом посетившему местную церковь ( или монастырь). Канон 102 Трулльского ( «Пято-Шестого») Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом, при этом епитимия образно ( но очень точно) сравнивается с лекарством, духовник — с врачом, а кающийся — с немощным человеком, который уже встал на путь выздоровления. Как врач при назначении терапии не просто должен, а обязан следить за ее действием на пациента, чтобы вовремя ее заменить или отменить или порой продлить еще немного, так и пастырь не имеет права налагать епитимью незнакомцу, с которым он видится первый и последний раз. Об этом говорит и наш Требник в чине Покаяния, где говорится о власти епископа ( а также и любого священника, которому епископ эту власть перепоручает) «или умножити, или умалити запрещения; да рассматривается прежде всего их житие, — целомудренно или расслабленно живут и леностно, и таким образом пусть отмеряется человеколюбие». Как может « случайный» священник, наложив отлучение, затем внимательно « рассматривать житие» кающегося?
Да, в самом деле, есть каноны, которые строго наказывают таких духовников, которые принимают в общение отлученных ( например, кан. Апост. 12), однако там идет речь об отлученных, которые отходят из своей общины, где он получили наказание от своего духовника, в другую.
Более того, если члены данной общины куда-либо отлучались, им выдавалась специальная « представительная грамота», в которой извещалось, что ему разрешено причащаться в другой епархии ( либо наоборот — не разрешено). С этой грамотой он мог приходить и причащаться в любом другом месте ( либо наоборот, просто молиться, но не причащаться). Такая практика была достаточно древней, — ее зачатки мы видим уже в посланиях апостола Павла, который говорит об «одобрительных письмах», требовавшихся при сообщении разных церквей между собой ( 2 Кор. 3. 1). В дальнейшем эта практика развивается и получает каноническую регламентацию, становясь общеобязательной ( см. например Ап. кан. 12; IV Всел. Собор. кан. 11). Нынче такая практика сохранилась только для клириков, — без отпускного письма он служить в другом приходе не может. До начала 2-го тысячелетия это требование соблюдалось строго не только в отношении клириков, но и мірян.
Таким образом, идеальный канонический порядок в наложении епитимий ( который не так трудно восстановить и поддерживать и в наше время) таков: во-первых, епитимию может налагать только действительный духовник, если под « действительностью» понимать как минимум его возможность постоянного духовного общения с кающимся человеком; во-вторых, при необходимости отъехать, пастырь должен выдать пасомому письмо ( в свободной форме?) за своей подписью ( хорошо бы также с контактными данными для обратной связи), где кратко говорилось бы о возможности причащаться в другой епархии ( приходе). Из этих условий важнейшим является, очевидно, первое, отсутствие которого делает недействительной епитимию с самого ее начала.
Я Вам сейчас открою страшную тайну. Я эту епитимью тут же отменяю. Да простит меня Господь; и этот духовник, который её уже давно забыл и имени её не помнит. Именно в силу того что епитимью может налагать исключительно духовни́к человека. А делать это так, «в слепую», — это всё равно, что без анализов делать операцию. Это самонадеянность.
Ну вот бывает, юридический процесс нарушен процедурными ошибками, и толковый адвокат на этом основании отменяет решение. Также и здесь: раз этот иеромонах нарушает процедуру — то я, грешный протоиерей, это всё отменяю.
Но отменяю не совсем. Исследую вопрос. В точение одной минуты. И советуюсь с этим человеком обязательно, чтобы участвовала его воля. Потому что я за всю свою жизнь встретил человека грешнее себя только три раза. Поэтому, что я буду? Кто я такой? У меня есть определённая функция в Церкви, но эта функция сама по себе не спасает. Он может быть гораздо ближе к Богу, чем я. Я над ним ни царь, ни Бог, ни начальник. Административно в приходе — я начальник; когда кто-то что-то нарушает, могу выпереть за шиворот из храма. Но это административно. А по духовной части — извините, мы все перед Богом равны.
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь
О. Димитрий, давно Вас знаю и очень уважаю, но вроде бы есть каноны, что нельзя отменять епитимью и вроде бы нет такого канона, что ее может только духовник накладывать, требник повелевает накладывать ее после каждой исповеди
Я таких канонов не знаю и руководствуюсь высказыванием величайшего русского богослова и церковного историка В. В. Болотова, который сказал: «Канонично то, что полезно для Церкви».
Если молодой 23-летний иеромонах, не видя того, что человек болен скалеозом или артрозом, назначает ему 100 поклонов, то я ничесоже сумняшеся всё это «лечение» отменяю. И всё
Спасибо за эти ответы. Постараюсь обсудить их с «нашими». Мне не раз приходилось сталкиваться с такими случаями. Обычно «пострадавшие» «получали травму» в Почаеве, но несколько раз было — от «ревностных» приходских духовников.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь