Намаз с чего начинать женщине новичку
«Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2)
Окончание. Начало в первой части статьи:
Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу
Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).
Утренний намаз (фаджр) состоит из двух ракаатов,
обеденный (зухр) – из четырех,
послеполуденный (аср) также из четырех,
вечерний намаз магриб – из трех,
и ночной намаз иша – из четырех.
Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.
Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб) совершение намаза витр, состоящего из трех ракаатов, который совершают после ночного намаза иша.
Далее будет описан порядок совершения намаза для начинающих:
После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).
Намерение произносят мысленно, примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).
Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).
1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!
2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха
Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):
بسم الله الرحمن الرحيم
[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]
Слава Аллаху, Владыке всех миров
الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]
مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]
Властителю Судного Дня
إياك نعبد
[иййакя наъбуду]
Тебе одному поклоняемся
[уа иййакя настаъыйин]
и к Тебе одному взываем о помощи
اهدنى الصراط المستقيم
Наставь нас на путь праведный
صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]
путь тех, кого Ты одарил Своими благами
غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]
тех, кто не навлек на себя Твоей немилости
و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]
и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)
(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).
Далее обычно произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться чтением суры Фатиха.
Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.
3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’. Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.
4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.
5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.
6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.
Здесь кончается первый ракаат намаза.
7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.
2-ой ракаат:
8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.
9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.
Примерная транслитерация и перевод:
التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]
Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.
السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]
Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.
السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]
Мир нам и истинным слугам Аллаха.
أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед — Его раб и Посланник.
Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.
11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.
Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов, то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.
После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).
Примечание:
В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.
Напоминаем еще раз: читать намаз таким образом можно только начинающему. Однако, нужно постараться как можно скорее выучить необходимые суры и дуа, это сделает ваш намаз полноценным (как читать намаз по сунне – «Намаз по ханафитскому мазхабу»).
Намаз витр
Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:
«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».
«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»
Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:
«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».
«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
Какие действия нарушают намаз
1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.
2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.
3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).
4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.
Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).
5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).
6. Раскрытие четверти части тела (из границ аурата) делает намаз недействительным. Более подробно можно почитать тут: «Границы аурата мужчин и женщин»
Часто задаваемые вопросы о намазе:
• Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.
• Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот в этом разделе сайта. Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.
• Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.
• Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.
• Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.
• Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).
• Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова
Особенности намаза у женщин (ВИДЕО)
Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.
В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.
Основные различия
Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».
Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).
В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.
Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.
В поясном поклоне (руку’, рукугъ) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.
Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:
«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).
Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее – в видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».
С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.
Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.
Чтение коллективного намаза женщинами
Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:
1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).
2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой руки по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».
3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.
4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:
«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).
5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.
По этой ссылке Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах СНГ, включая Россию.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Как читать намаз? Пример чтения намаза для начинающих женщин (текст, фото, видео)
1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз:
«Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаза».
В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаза, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).
Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).
2. Поднимите обе руки так, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч, ладони были обращены в сторону Киблы, и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир): «Аллаху акбар».
3. Затем сложите руки на груди, положив правую руку поверх левой, и прочтите:
«Суру Фатиха»
«Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан´амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…»
Аамин. (Произносится про себя)
Как правило, далее читают
дополнительную суру или аят, равный по длине небольшой суре, например «Кяусар»
. но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры «Фатиха».
Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на груди, правая кисть на левой (запястье не обхватывается). Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
4. Опустив руки, произнесите: «Аллаху акбар» и совершите руку’ (поясной поклон).
Руку’. Взгляд обращен на кончики пальцев ног. Поклон не такой глубокий, как у мужчин: голова выше спины. Кисти рук с сомкнутыми пальцами лежат свободно, не обхватывая колени.
5. После руку’ выпрямите тело до вертикального положения.
6. Со словами «Аллаху акбар» исполните падение ниц (сажда). Во время сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого лбом и носом коснуться места сажда.
7. После этого со словами «Аллаху акбар» поднимитесь с сажда в сидячее положение
8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения «Субханаллах», со словами «Аллаху акбар» снова опуститесь в сажда.
Сажда. Голова между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук направлены в сторону Киблы, пальцы ног в сторону Киблы не загибают. Локти касаются пола и прижаты к телу, касаясь бедер. Живот прижат к бедрам.
9. Затем, со словами «Аллаху акбар», встаньте для исполнения второго рака’ата. Руки складываются на груди.
II рака‘ат
10. После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) «Аттахийят»:
«Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх»
12. В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с Вашими /личными/ ду´а (просьбами).
По такому принципу вы можете совершать и другие намазы, пока не выучите дополнительные суры (аяты) и ду´а (молитвы). Тем не менее, считаем важным предупредить вас, не откладывайте совершение полных намазов, ибо вознаграждение, полученное от Всевышнего за их исполнение, намного выше, чем вознаграждение за укороченный намаз.