народности карелии какие проживают
Население Карелии: динамика, численность и этнический состав
Краткая информация о Республике
Карелия входит в состав Северо-Западного ФО Российской Федерации. Образована летом 1920 года, когда Советское правительство приняло приказ об образовании здесь автономной области, названной Карельской трудовой коммуной. Через три года регион переименовали. Теперь Карелия называлась Карельской АССР.
Площадь Республики составляет 180 тысяч кв. км, что составляет 1 процент от территории страны. Карелия граничит с Финляндией на западе, с Ленинградской областью и Вологодской на юге, на севере – с Мурманской, а на востоке – с Архангельской. Есть выход к Белому морю на востоке. Административный центр Республики – город Петрозаводск.
В состав региона входят 16 муниципальных образований. На территории Карелии располагаются 13 городов и 11 поселков городского типа. В основном население проживает в городах.
Климат в Республике переходный от континентального к морскому. Здесь лето короткое, но зимы зато сравнительно мягкие.
История региона
Неоднородный состав населения Республики Карелия складывался постепенно. Изначально, еще до второго тысячелетия до нашей эры, здесь селились и жили финно-угорские племена, такие как корела, весь, лопари (другие из названия: саамы, карелы, вепсы). Затем на земли пришли славяне из Великого Новгорода, закрепившись на берегах Онежского озера и Белого моря. Народы мирно сосуществовали вплоть до ХХ века.
Во времена советской власти ситуация в корне изменилась. Русские стали осваивать эти земли активнее, а коренных национальностей оставалось все меньше. Так, в 1920 году карелов в регионе было 59%, а русских – только 38%. За какие-то шесть лет ситуация стала диаметрально противоположной. В Карелии в 1926 году было всего 37% карелов и уже 57% русских. Спустя еще несколько лет прибалтийско-финский сегмент население еще больше сократился. Количество жителей, именующих себя русскими (к ним причисляли себя часто также украинцы и белорусы), выросло до 85%.
В начале правления власти Советов в регионе проживало всего 250 тысяч человек. За сорок лет их число увеличилось в 2,5 раза – до 650 000 жителей.
Динамика численности населения Карелии
Начиная с 1990 годов количество жителей региона постоянно снижается. Так, если в 1995 году в Карелии население составляло 770 тысяч жителей, то через 7 лет – уже 716 000. В 2010 году в Республике проживало уже всего 643 тысячи жителей. Данные на 2017 год также неутешительные. Население продолжает уменьшаться и составляет теперь только 627 тысяч жителей.
На одном квадратном километре карельских земель проживают в целом только 3,5 жителя. Плотность населения Карелии в ее северных областях еще ниже: 1,5 чел./1 кв. км. Самый малонаселенный район Республики – Калевальский. Больше всего жителей на юге (там плотность населения составляет 8,7 чел./1 кв. км.
Демографическая ситуация в регионе
Безработица в регионе составляет 2,1% (из числа зарегистрированных на бирже труда), то есть около 7000 человек находятся без постоянного заработка.
В целом можно описать демографическую ситуацию в Карелии как сложную. Население продолжает стареть. Молодежь убывает в большие города: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Москву. Из некоторых областей региона жители уезжают тысячами. В связи с высокой смертностью от алкогольных отравлений, заболеваний сердца и рака население Карелии продолжает сокращаться.
Этнический состав
Карелия является многонациональным регионом России. Различные нации мирно уживались здесь сотни лет. Русских в Республике – преобладающее большинство: по данным переписи 2010 года – 78%. Вторая по численности нация в Карелии – карелы, их 45 тысяч жителей (примерно 7%). Также достаточно высоко число проживающих в Республике белорусов и украинцев – их 23 000 и 12 000 человек соответственно. Еще одного коренного этноса региона – вепсов – осталось всего 3 тысячи человек. Финнов проживает в Карелии 8000.
Что касается других национальных меньшинств, то в Республике проживают также татары, азербайджанцы, армяне, поляки, мордва, немцы, чуваши, таджики, евреи, грузины, литовцы, молдаване, чеченцы, марийцы, удмурты и другие.
Языки, на которых разговаривают в регионе
Государственным языком региона, как и всей страны, является русский, однако в Карелии население говорит и на других языках. 15 тысяч жителей региона говорят на карельском языке, он имел даже статус государственного в Советское время. Это, правда, был весьма короткий промежуток между 1937 и 1940 годом. Сегодня ведутся дискуссии о том, чтобы вернуть языку статус государственного.
В детских садах, школах, университетах изучаются также языки меньшинств. Это финский, карельский и вепский. Все они относятся к уральской языковой семье (финская ветвь). Это довольно сложные языки, имеющие от 10 до 15 падежей.
В дополнение к русскому в школе можно выбрать еще один язык. В основном выбирают финский.
Народы Карелии
В 20 веке потоки иммиграции увеличили в Карелии количество населения, но доля представителей народов Карелии уменьшилась. В Карелии к началу 20-х годов находилось 59% карелов, 38,5% русских, 0,5% финнов, 1,5% других национальностей. Состав нации изменился после объединения с 1922 по 1924 год площади Коммуны и областей Карелии, с многочисленным русским жителями. Согласно подсчетам в 1926 году, в Карелии находилось 57% русских, 37% карелов, 3,5% вепсов, 1% финнов, 1,5% прочих национальностей (около 270 тыс. человек).
К 1989 году из 792 тыс. человек, проживавших в карельской республике, население русских составляло 74% и 10% карел. Увеличилась часть не коренных национальностей: украинцев 4%, белорусов 8%.
В 90-е годы началось уменьшение числа жителей Карелии. Подсчеты 2010 года показывают, что население народов Карелии на территории Республики Карелия уменьшилось до 646 тыс. человек (на 71 тыс. человек относительно 2002 года): русских 508 тыс. человек (83%), карелов 45 тыс. человек (7%), белорусов – 4% (24 тыс. человек), украинцев 13 тыс. человек (2%), финнов 9 тыс. человек (1,5%), вепсов 3 тыс. человек (0,5%), прочих национальностей 17 тыс. человек (3%).
Карелы
Предполагается, что этнос карелов образовали аборигены финно-угры в южной части Карелии и Финляндии. Затем, карелы перекачивали на север к Белому морю и Онежскому озеру. Они ассимилировали вепсов и саамов, переняв часть традиций и речи. Появились несколько ветвей в этносе карелов, отличающиеся по языковым признакам и традициям: карелы, людики и ливвики. Людики проживают в Прионежье, Ливвики на юге Карелии. Сегозерские карелы (лаппи) это национальная группа, расположенная в районе озера Сегозеро. После перехода в 17 веке Приладожских земель к Швеции, крупная община карел переселилась в область Твери. Западные карелы присоединились к финскому этносу после ассимилирования с финнами.
Большая часть карел представляют беломорско-балтийских европеоидов. У них преобладает русый цвет волос, голубого или серого цвета глаза, светлая кожа, выдвинутые скулы. Комплекцией выделяются типы: приземистые крепкие, сухощавые среднего роста или выше. Язык карелов похож на финский язык, различия лишь в написании и акценте. В 60-е годы 20 столетия при заселении городов, язык карелов из употребления начал исчезать. В некоторых деревнях используют карельскую речь и её преподают в школах и университетах.
Неплохой тур для познания быта и культуры Карелов-Ливвиков: Снегоходный тур » По земле Карелов-ливвиков» / 3 дня
Вепсы
Весь это прибалтийско-финская нация, занимавшая земли от восточного Приладожья до Белозерья. Учёные полагают, что вепсы это наследники племени весь, упоминавшегося в 4 веке. Вепсы расположились на территории Карелии от Ладожского озера до Онежского озера. Основным ремеслом их являлось Земледелие. Вепсы это беломорско-балтийские европеоиды. Обладают плотной невысокой комплекцией, голубым цветом глаз, светлой кожей, светлым цветом волос, выделенными скулами. Язык вепсов самый ранний в уральской группе, принадлежит к направлению финно-угров. Близкими к нему считаются финский, карельский и эстонский язык. Вепсский язык применяют только в быту, но ему обучают в образовательных учреждениях, а национальные коллективы сохраняют культуру вепсов. В 1991 году создана народная Вепсская волость, но затем упразднена из-за спада экономики в 2005 году.
Финны
Произошли от прибалтийско-финских народов. В 7 веке они заняли территорию Финляндии, вытеснив к северу и частично ассимилировавшись с саамами. В средние века и до 19 столетия, Финляндия подчинялась Скандинавии. До 17 столетия и с 18 столетия Карелия является частью России. У финнов и карелов происходили смешанные браки, потому что они беспрепятственно переходили границу.
Наплыв финнов на территорию Карелии начался с начала 19 века, после объединения Финляндии и России. Некоторые переселенцы приехали обратно после Октябрьской революции. В Карелии появилась новая финская диаспора. После Финской революции 1918 года, ее члены и их семьи выехали из страны. К 20 году осталось 990 коренных финнов. К 33 году их число увеличили иммигранты, приехавшие из Соединённых Штатов. В начале 30-х годов в Финляндии происходил экономический кризис, от притока беженцев число финнов увеличилось до 12 тыс. человек. Значительная часть финнов, главным образом из Северной Америки, уехала из России в 30-е годы. Оставшихся обвинили в отторжении Карелии и северо-западных территорий от России, для соединения их с территорией Финляндии. Под следствием в Карелии с 37 по 38 годы находились тысячи граждан финской диаспоры. Многих расстреляли, что резко уменьшило в Карелии число финнов.
До 1944 года Карелия была захвачена Финскими военными частями. После Второй мировой войны, большая часть финнов вместе с армией Финляндии уехала на родину. Для налаживания хозяйства в Карелию к 1950 году приехали ингерманландские финны. Ими была сформирована диаспора, но с началом 90-х годов многие финны вернулись на родину.
Русские
Русская нация осваивала Карелию с начала второго тысячелетия н. э. Заселившие северную часть новгородцы селились в Заонежье, на побережье Белого моря и Онежского озера. Появившихся поморов и заонежцев отличала культура и речевые особенности. Ремеслом поморов являлась добыча рыбы, производство соли, торговля. Они являлись искусными мореходами и торговали с северными странами и Россией. Их диалект произошел от языков Карелии и Норвегии. Жители Заонежья были искусными плотниками.
На земле Карелии начало распространяться русское население, ассимилировав значительную часть финно-угорских народов и обогатив их традициями бытовые условия и культуру.
Белорусы и украинцы
В 30-х годах 20 столетия началась индустриализация. Жители Украины и Белоруссии прибыли в Карелию строить объекты промышленности. Другая волна переселенцев, после Второй Мировой войны, прибыла в Карелию восстанавливать разрушенное хозяйство
Коренные жители Карелии — кто они?
Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона.
Коренные жители Карелии
Карелы
Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, основная теория базируется на том, что карелы отделились от финно-угорских племён современных территорий юга и востока Финляндии, а также южной Карелии во II тысячелетии нашей эры. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями.
Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион ещё в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карелов придерживаются православного христианства. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч представителей этой народности.
Вепсы
Ещё один коренной народ Карелии, близкий к карелам. Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике, а в I-II тысячелетии нашей эры они постепенно начали передвигаться на восток. Вепсы относятся к группе прибалтийско-финских народностей, которые заселяли обширную территорию Межозёрья, то есть земли между Белым, Онежским и Ладожским озёрами.
Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел стал основным занятием вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре. Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали у аборигенов, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей. Сейчас в Российской Федерации проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.
Саамы
Самый малочисленный на сегодняшний момент, но самый древний из коренных народов Карелии. Первые саамы появились на этой территории почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр примерно пять тысяч лет назад. Точное происхождение народности неизвестно, но археологи установили, что саамы заселили север ещё во времена, когда человек не знал железа.
Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму останавливались в южных районах на погостах (в деревнях). Весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Саамы быстро приручили оленей: для них это был и транспорт, и твёрдая валюта, и основа для пошива одежды, и еда.
Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Вначале — разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо «стеклянные бусы», либо спиртное. Сегодня российские саамы живут в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Общая численность не превышает трёх тысяч, ещё порядка 60 тысяч саамов живут в Финляндии, Норвегии и Швеции.
Итоги
Последняя полноценная всероссийская перепись населения в 2010 году показала, что в Карелии преобладает русское население, насчитывающее более 82 % от всех живущих в республике. В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9%.
Для сравнения, предыдущие переписи населения, проводимые в России в 1989 и 2002 годах, показывали другие цифры. Людей, называющих себя русскими, в 1989 году в Карелии проживало 73%, в 2002 — уже 77%. Как видим, доля русского этноса в республике плавно увеличивается. Доля же коренного населения, напротив, снижается. В 1989 году это были 13%, а в 2002 — уже 12%.
Если такая тенденция сохраниться и будет подтверждена планируемой в 2020 году очередной всероссийской переписью населения, это будет означать, что в перспективе у коренного населения Карелии стоит вполне реальная угроза исчезновения с этнической карты России.
Карельский народ
Какой видится Карелия издалека? Ели-сосны-озёра, калитки и девушки в национальных костюмах. Одним словом, медведь с балалайкой, точнее — с кантеле. В новом выпуске проекта «100 символов Карелии» мы расскажем о карелах — людях, которые дали имя нашей республике.
Печем калитки в карельской деревне Кинерма, самой красивой в России. Фото: ИА «Республика» / Игорь Георгиевский
Сразу расставим точки над ā. На территории Карелии долгие века жили вместе несколько народов — каждый из них внес что-то свое в исторический облик республики. Самое большое влияние (помимо русских) оказали карелы, вепсы и финны.
Последнюю тысячу лет они жили бок о бок, обменивались культурными достижениями, смешивались — и в результате появились современные прибалтийско-финские народы, живущие в нашей республике. Однако внутри каждого из них есть отдельные группы. Иногда они различаются диалектом своего языка, иногда — местом проживания, а порой и тем и другим.
О вепсах и финнах в нашем проекте мы расскажем чуть позже, сегодня речь о титульном этносе: именно карелы дали название нашей республике.
Карелы
Немножко цифр. Сегодня компактные места проживания карелов — Олонецкий (53%), Пряжинский (32%) и Калевальский (36%) национальные районы. Доля карелов в республике — 7,1% (по переписи 2010 года — 45 530 человек).
В карельском народе ученые традиционно выделяют три группы, которые различаются прежде всего особенностями языка и местом проживания. Статистика их объединяет, но на территории нынешней республики живут ливвики, людики и собственно карелы.
Собственно карелы
На севере республики вот уже несколько веков живут люди, которые называют себя просто — «карелы». Ученые именуют их также «собственно карелы» или «северные карелы». Их язык наиболее близок к финскому, чаще всего его считают эталонным диалектом карельского.
Живут собственно карелы на территории Калевальского, Лоухского, Беломорского, Сегежского, Муезерского, Медвежьегорского (бывшего Паданского) районов.
Карелы-ливвики
В Олонецком районе и на части района Пряжинского исторически расселились карелы, именующие себя ливвиками. Живя в Приладожье, ливвики долгое время контактировали с вепсами и более западными племенами финно-угорского происхождения, поэтому их язык богат заимствованиями из вепсского и некоторых западно-прибалтийских языков.
Карелы-людики
В Пряжинском и Кондопожском районах живут карелы-людики. Их язык испытал самое большое влияние языка вепсского, также на его развитие повлиял собственно карельский диалект.
Карелы, конечно же, живут не только на территории республики. Значительная группа еще в средние века поселилась в Тверской области. Их самоназвание — тверские карелы, а язык их ближе всего к собственно карельскому. Живут карелы в Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях, в Москве.
Отдельный вопрос — карелы в Финляндии. В XX веке большую их часть окончательно ассимилировали финны, однако до сих пор в соседней стране, по некоторым оценкам, проживает до 25 тысяч карелов.
В мире на сегодняшний день насчитывается почти 90 тысяч карелов. Более 60 тысяч живут в России, около 25 тысяч — в Финляндии. В Карелии проживает 45 тысяч карелов, в Тверской области более 7 тысяч, остальные — в Санкт-Петербурге, Мурманской, Ленинградской и Новгородской областях, а также в Москве.
Карельский язык
Наталья Николаева, директор Олонецкого музея карелов-ливвиков, — карелка. На ливвиковском наречии говорит, хотя и не так свободно, как говорили в ее семье когда-то. Как ни жаль, считает она, но живой повседневный карельский уходит из жизни жителей Олонца.
Почти до конца двадцатого века на карельском люди говорили только дома. В 1940 году язык был лишен статуса официального и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой.
К вопросу вернулись только после перестройки. В 1989-м власти Карелии официально утвердили алфавит карельского (ливвиковского наречия).
Единый алфавит карельского языка был утвержден постановлением правительства республики только в 2007-м. Спустя семь лет в него было внесено изменение: добавлена буква Cc.
На каком языке говорят и пишут сегодня коренные жители республики?
В Калевальском и Лоухском районах — на собственно карельском, близком к финскому. На юге и в центральной части — на ливвиковском и людиковском диалектах карельского языка.
Алфавит общий, лексика часто похожа, но говорят южные и северные карелы на разных наречиях.
Дом карельского языка
— Моя мама родилась в соседней Кинерме, — рассказывает Ольга Гоккоева. — Теперь в Кинерме живет моя сестра Надежда со своей семьей. Но выросли мы в Петрозаводске, сюда приезжали только на лето.
Помню, в детстве едешь на автобусе и слышишь только карельскую речь. И смех, постоянный смех! Такое ощущение, что все говорят одновременно, никто друг друга не слушает — все говорят и все смеются!
Сестры. Надежда Калмыкова и Ольга Гоккоева. Фото: Игорь Георгиевский
Карельский (как и финский) Ольга выучила уже в университете. Давно живет в Финляндии, но в Карелию приезжает всё время, и не только с сестрой повидаться. В Ведлозере Ольга построила дом. Не для себя — для жителей деревни. Дом карельского языка.
— Я хочу сохранить культуру своего народа. Я хочу, чтобы люди не стеснялись говорить на родном языке. Столько лет их гнобили, столько лет они молчали. Говорили по-карельски только дома, в семье.
Деньги на Дом карельского языка собирают всем миром. Помогают кто чем может: один заявки на гранты пишет, другой калитки для туристов печет.
Никакого обязательного правила говорить здесь только на родном языке нет. Но Дом карельского языка в Ведлозере — это в последние годы настоящий национальный центр республики.
— У нас Дом карельского (не ливвиковского!) языка, — утверждает Ольга Гоккоева. — Мы не делим свой народ на ливвиков, людиков и собственно карелов. И работаем со всеми, хотим, чтобы люди слышали друг друга.
Я считаю, что без родного языка и без понимания, откуда ты идешь, очень трудно вырасти гармоничным человеком. Я, к примеру, в любой стране хорошо себя чувствую, даже если не знаю языка. Потому что знаю, кто я, знаю, откуда я.
И всегда гордо о своем происхождении заявляю. Потому и не ношу национальные костюмы: после пяти минут разговора со мной все знают, что я карелка!
Ольга Гоккоева. Фото: ИА «Республика» / Игорь Георгиевский
Наталья Воробей. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов
Карелов в проекте «100 символов Карелии» представляет Наталья Воробей, председатель Союза карельского народа:
— Сегодня карельский язык перебирается из деревни в город вместе со своими носителями. Из простого, бытового он превращается в язык общения творческой интеллигенции, и не только национальной.
На курсы ливвиковского и собственно карельского каждый год записываются и те, у кого есть национальные корни, и те, кто хочет глубже узнать историю и традиции нашей республики. Без языка это невозможно.
Карельский адаптируется к новым, современным реалиям: в «ВКонтакте» есть интерфейс на собственно карельском наречии, активно развивается Википедия на ливвиковском. Мы говорим на карельском на работе и в семье. А пока жив язык — живет и народ.
Наталья Воробей не карелка. Отец белорус, мама — русская, хотя и из вепсской деревни Ревсельга. Язык (собственно карельское наречие) Наталья начала изучать в педагогическом училище, затем продолжила на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского университета.
— Но по-настоящему я заговорила только тогда, когда пришла работать на телевидение, в национальную редакцию. И поехала в командировки на север Карелии: в Калевалу, в Юшкозеро. В командировках я даже сны вижу на карельском.
А еще Наталья говорит на родном (уже родном!) языке с дочерью Тарьей.
— До трех лет, пока я была в декретном отпуске, говорила с ребенком только на карельском. И первый язык, на котором заговорила моя дочь, — это карельский язык.
Я понимаю, что это может остаться просто в семье, на уровне «давай попьем чаю / одевайся / пошли». Конечно, этого мало. И таскаю ее на все национальные мероприятия, чтобы слышала речь, чтобы было с кем поговорить. Ребенку было девять месяцев, когда я повезла ее в Лахти, в Финляндию, на Конгресс финно-угорских народов. Сейчас смотрю на эти фотографии — ну вот нормальная мама?!
Теперь в детском саду уже Тарья учит воспитателей карельскому языку. Сложила кубики — и объяснила всем, что построила KOTI.
Потому что koti — это дом.
Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, автор текста
Игорь Георгиевский, фотограф
Николай Смирнов, фотограф
Борис Касьянов, фотограф
Владимир Волотовский, оператор
Илья Дедюшко, режиссер
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта
Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!