Народы россии что мы о них знаем 1 класс
Окружающий мир 1 класс 1 часть. Что мы знаем о народах России? стр. 12 – 13
В этой теме ученики первого класса выяснят, что они знают о народах России, их традициях, истории, культуре.
1) Вспомните, какие народы России вы знаете. Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов нашей страны. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы страны.
В России проживают: русские, татары, башкиры, осетины, коми, удмурты, дагестанцы, ненцы, евреи, буряты, чукчи.
На рисунках мы видим, что представители различных национальностей, живущих в нашей стране, отличаются друг от друга как внешне, так и по традиционным костюмам.
У каждого из них свои история, обычаи и традиции. В том числе, у каждого свой национальный костюм.
Например, русский костюм состоит из сарафана и рубашки-косоворотки, а чукчи носят одежду из меховых шубок и шапок. На ногах они носят особые меховые сапожки — унты.
2) Какие праздники отмечают народы в России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?
У каждой народности нашей страны есть собственные национальные праздники.
Например, у русских таковым является Масленица, проводы зимы. Это весёлое празднество, во время которого устраивается взятие снежного городка, сожжение чучела Зимы, готовятся блины.
Татары отмечают Сабантуй, во время которого люди гуляют и веселятся в национальных костюмах, ходят друг к другу в гости, поют песни.
Буряты празднуют Сурхарбан, в ходе которого устраиваются соревнования по национальной борьбе.
И таких колоритных праздников в разных уголках нашей страны огромное множество.
Я тоже принимала участие во многих национальных праздниках. Я люблю ходить на Масленицу, и хотя там не было взятия снежного городка, но устраивались весёлые конкурсы с залезанием на столб.
Домашнее задание
1) Назовите несколько народов, живущих в России.
В России проживают: русские, татары, буряты, башкиры, чуваши, адыги, карелы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, ненцы, чукчи, калмыки.
2) Чем различаются представители разных народов?
Они отличаются разными чертами лица, национальными костюмами, традициями и обычаями, вероисповеданием, народными праздниками.
3) Что связывает народы России в единую семью?
В единую семью их связывает общая Родина, история, уважение и дружба.
«Что мы знаем о народах России?» (1 класс)
Тема урока: Что мы знаем о народах России?
— Как называется страна, в которой мы живем?
— А как называется Столица нашего государства?
— Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?
— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
— Откройте учебник на стр.12
Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.
Татарский народ : в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –
Бурятский народ : Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Женская одежда- Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались, чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.
Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.
Чукотский народ : Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
— А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете.
— Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы)
Пасха- (Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей
Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
— Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить.
— Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.
— Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?
— Чем различаются представители разных народов?
— А какие народы населяют наш край, Новосибирскую область.
— Какие русские народные праздники вы запомнили?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» на тему «Народы России»
Тема урока: Народы России
Тип урока : изучение нового материала
Цель : формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
— способствовать пониманию единства народов России на примере многонационального народа Осетии;
— учить вступать в учебный диалог.
1.Мотивация познавательной деятельности
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
— Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с нашей Родиной.
— Как называется страна, в которой мы живем?
— А как называется Столица нашего государства?
-Назовите город и область в которой вы живете.
— Какие главные символы страны запомнили?
— Что означают три цвета флага?
— Что символизирует герб?
— Отвечают на вопросы
2.Актуализация необходимых знаний
— Каждый из нас принадлежит к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?
— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
— Отвечают на вопросы, выдвигают предложения.
3.Организация познавательной деятельности
— Откройте учебник на стр.12
Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
Мы знаем народы России: русские, татары, башкиры, осетины, коми, удмурты, дагестанцы, ненцы, евреи, буряты, чукчи.
На рисунках мы видим представителей разных народов нашей страны. Они отличаются друг от друга как внешне, так и по национальным костюмам.
У каждого народа своя история, свои обычаи и традиции. В том числе, у каждого народа свой национальный костюм.
Например, русский костюм состоит из сарафана и рубашки-косоворотки, а костюм чукчей из меховых шубок и шапок, особых меховых сапожек – унтов.
Все народы России связывает общая Родина.
Русский народ: Русские составляют большую часть Российского населения. Девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.
Татарский народ : Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ. В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатныйкалфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –
Бурятский народ : Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Осетинский народ : Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения.Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.
Люди одеваются в одежду из оленьего меха.
Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны. Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Работа в рабочей тетради по заданиям 1,2.(стр 5,6)
Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие? У каждого народа России есть свои собственные национальные праздники.
Например, у русских таким праздником является Масленица, проводы зимы. Это веселый праздник, во время которого устраивается взятие снежного городка, сожжение чучела Зимы, готовятся блины.
Татары и башкиры отмечают праздник Сабантуй, во время которого люди гуляют и веселятся в национальных костюмах, ходят друг к другу в гости, поют песни.
Буряты празднуют Сурхарбан, во время которого устраиваются соревнования по национальной борьбе.
Я тоже принимал участие во многих национальных праздниках. Мне нравится праздник – Масленица.
_ Какие национальности живут в нашей республике?
Русский народный праздник-Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы) Пасха-(Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей
Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
— Давайте ответим на вопросы.
1) Назовите несколько народов России. Примеры народов России: русские, башкиры, татары, чуваши, буряты, карелы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, ненцы, чукчи, калмыки.
2) Чем различаются представители разных народов? Представители разных народов отличаются разными чертами лица, традициями и обычаями, национальными костюмами, религией, народными праздниками.
3) Что связывает народы России в единую семью? В единую семью народы России связывает общая Родина, история, уважение и дружба
Учебное занятие по окружающему миру 1 класс «Что мы знаем о народах России?»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Черепановский педагогический колледж»
Школа: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Черепаново».
Учитель : Кулманакова Ирина Александровна
Методист: Юртаева Наталья Витальевна
Студент: Ходакова Анна Сергеевна
Тема: Что мы знаем о народах России?
Тип: открытие новых знаний
Цель: формирование представлений о народах, населяющих нашу страну
Дидактические: обучить детей названиям некоторых народов, научить отличать их между собой по костюму, праздникам.
Развивающие : развивать познавательный интерес, мышление, чувство воли.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение ко всем народам мира, порядочность
Предметные: рассматривать иллюстрации учебника, сравнить лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, в чем разница народов России и что связывает их в единую семью.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные: умение принимать установленные правила в планировании способа решения; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные: умение работать в парах, обучатся сотрудничеству.
Личностные: натальные навыки адаптации в изменяющем мире; мотивация учебной деятельности.
Основные понятия: религия, традиция, национальный костюм
для учителя: презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, карта.
для учеников: учебник, рабочая тетрадь.
Технологическая карта учебного занятия по технологии
Этап учебного занятия
Образовательная задача этапа учебного занятия
Методы, формы и приёмы
Дидактические средства и интерактивное оборудование
-Здравствуйте! Меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня учебное занятие по окружающему миру проведу я. Мне очень приятно всех вас видеть. Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое.
-Проверьте, всё ли у вас готово к занятию. Нам понадобится учебник, рабочая тетрадь, пенал с цветными карандашами.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к учебному занятию.
2.Актуализация знаний и мотивация
Актуализировать жизненный опыт детей и мотивировать детей к учебной деятельности.
-Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом занятии?
— Как называется страна, в которой мы живем? (карта)
— А как называется Столица нашего государства? (карта)
-Назовите государственные символы
-Ребята, а в каком городе мы живем?
— Ребят, а какие символы есть в нашем городе?
-Давайте посмотрим на слайд (Сл 2)
-Ребята, а вы видели флаг Черепановского района или герб? Где вы видели, может мимо проходили?
Определить тему учебного занятия, поставить цель и задачи УЗ.
-Хорошо ребята, мы повторили с вами прошлую тему, а чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать послушайте внимательно стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Другим милей весна.
-Ребята, о чем это стихотворение?
Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (сл3)
-Правильно ребята! Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как много народов населяют нашу страну. Узнаем о праздниках некоторых из этих народов, одежда, костюмы по которым мы узнаем, что за народ. (Карта)
Формирование шагов, которые необходимо сделать для достижения поставленной цели.
Словесный, демонстрация, наглядный, практический.
Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. В России проживает около 140 миллионов человек.
Откройте учебник на стр.12
— Давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
-Первый народ который мы рассмотрим это:
Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти. (сл4)
Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани. (сл5)
Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти. (сл6)
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. (сл7)
Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.(сл9)
Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты. (сл9)
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
-Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
— А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете.
— Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы) (сл11)
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей (сл12)
Сурхарбаан — бурятский спортивный народный праздник. На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов. (сл12)
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. (сл13)
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
-Сейчас откройте рабочие тетради на с.5. номер 1.
-Ребята, посмотрите, здесь есть называние народов Росси, откройте сейчас страницу 59, здесь вы видите костюмы, дома вместе с родителями нужно будет вырезать эти народы в костюмах и приклеить их в то окошечко, где их название
-А сейчас переверните с6№3
— Ребята сейчас вам нужно будет нарисовать женский или мужской костюм русского народа.
-Сейчас покажу костюмы русских народов простые и праздничные.
Тема «Конспект урока по окружающему миру Что мы знаем о народах России? 1 класс
Что мы знаем о народах России?
• Первоклассники познакомятся с народами, живущими в России, поймут, чем они различаются и что связывает их друг с другом.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: физическая карта России, интерактивная доска, презентация (изображения флагов и гербов разных стран, представителей разных народов, населяющих Россию, национальных праздников), ножницы, клей.
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по нашей стране. Вспомните, как она называется? Как называется её столица? Среди изображенных на экране флагов найдите флаг России. Покажите герб нашей страны.
2. Мотивация учебной деятельности
— Прошлый урок мы закончили стихотворением Владимира Степанова о Родине. Сегодня мы продолжим путешествие по стране вместе с этим поэтом, узнаем, какие народы живут в России, ближе познакомимся с ними.
3. Работа по теме урока
Учитель читает отрывок из стихотворения.
В самолёте нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
Рассмотрите рисунок на странице 12. Перед вами представители только нескольких народов России. Всего на территории России проживает более 180 народов. Русские составляют около 80% населения. Рассмотрите национальный русский костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов из холста. На ногу обували лапти, а кто был богаче — сапоги. Зимой поверх рубахи надевали зипуны (как наши современные пальто) и шубы. Женский костюм состоял из рубахи, поверх которой надевали сарафан, передник. Конечно, сейчас мы в такой одежде не выйдем на улицу. Где можно увидеть исторические русские одежды? (В ансамблях народной песни, на сувенирной продукции.)
Какой русский праздник изображен на фотографии 1 (с. 13)? (Масленица.)
Масленица — народный праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название получил за то, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты. На этой неделе в каждом доме обязательно пекли блины. В народе каждый день Масленицы имеет своё название: встреча, заигрыш, лакомки, разгуляй, тёщины вечёрки, золовкины посиделки, проводы. Каждый день соблюдался определённый ритуал. Так, например, в среду зятья приходили к тёще на блины, а в пятницу с ответным визитом к зятьям приходили тёщи. В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы — сжигание чучела Масленицы.
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Прочитайте название под второй картинкой.
Татары — вторая по численности народность на территории России. Более половины населения республики Татарстан (учитель показывает на карте), конечно, татары. Национальная одежда татар состояла из шаровар (широких в бедрах, часто со сборками на талии и сужающихся книзу штанов) и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны, более тёплую одежду по сезону. На голову мужчины надевали тюбетейку, сверху — шапку на меху, а женщины — вышитую бархатную шапочку и платок. Традиционной обувью являлись сапоги-ичиги с мягкой.
Любой народ имеет свои национальные обряды и праздники. Об одном из татарских праздников мы поговорим подробнее. На странице 13 найдите рисунок под номером 2. Прочитайте название.
Праздник Сабантуй имеет тысячелетнюю историю. Раньше его праздновали в начале весенних полевых работ. Люди отмечали его, надеялись на хороший урожай в новом году.
Праздник растягивался на несколько дней. Вначале дети (а иногда и юноши) собирали по домам крашеные яйца, различные угощения и подарки, затем проводились состязания (бег, скачки, национальная борьба). Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами: песнями, танцами.
— В наши дни Сабантуй празднуют летом, после завершения сельскохозяйственных работ. Теперь это государственный праздник, который проходит один день. Прочитайте название народа под левой картинкой.
Сегодня буряты проживают преимущественно в Республике Бурятии (учитель показывает на карте). У них так же, как у любого другого народа, существует национальный костюм, традиционные праздники и обряды. Прочитайте название бурятского праздника на странице 13.
Сурхарбан — бурятский народный праздник. Проводится он в первое воскресенье июля, после завершения весенних сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе.
На Кавказе есть Республика Северная Осетия (учитель показывает на карте). Основное население республики — осетины. Найдите их изображение в учебнике. Рассмотрите мужской и женский костюмы.
На территории Республики Башкортостан (учитель показывает на карте) проживают башкиры. По численности они занимают четвёртое место в России.
Рассмотрите национальный костюм чукчей. Как вы думаете: в южной или северной части нашей страны живут чукчи? Этот немногочисленный народ живёт на Крайнем Севере (учитель показывает на карте). Там всегда очень холодно, поэтому одежда шьётся из меха.
Мы можем перечислять ещё много народов, знакомиться с их обычаями, языками, национальными костюмами и праздниками. Но нельзя не сказать о религии. Прочитайте текст на странице 13.
Какие религии распространены на территории нашей страны? Ни одна из этих религий не является главной по отношению к другим. Любой россиянин имеет право выбрать для себя одну из них или не выбирать никакой.
— А теперь возьмём рабочие тетради и проверим, как вы запомнили представителей народов России. Откройте Приложение на странице 59, вырежьте оттуда картинки. Расположите картинки над их подписями на странице 5. Проверьте работы своих соседей по парте. Если вы не нашли ошибок, то можно наклеивать картинки.
Дома вы можете нарисовать национальный костюм одного из народов нашего края на странице 6 тетради.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Мы с вами говорили о народах России. Что вы запомнили? С какими национальными праздниками познакомились? В какое время года они проводятся? С чем связаны? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске и показывают оценку.
— Прочитайте вывод на странице 13.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Другим милей весна.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.