нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели

6. Деятельностный принцип коррекции

Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу, основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

При реализации этого принципа в коррекционной работе с детьми особенно широко используется понятие «ведущей деятельности». В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, младшем школьном — учебная деятельность, в подростковом возрасте — это общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

Таким образом, деятелъностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Цели и задачи психокоррекционной работы

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтоге­неза, ценностей данного возраста в целостном поступатель­ном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей человека на каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики в возникновении отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных этапах развития.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального развития понимается как содействие полноценному психическому и личностному развитию человека, Отсюда вытекает основная задача коррекции — это исправление отклонений в психическом развитии человека (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и т.д.) на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности,

Цель и задачи коррекционной работы четко обозначают принципиальную психологическую позицию по отношению к клиенту. Не человека подгонять под определенные обстоятельства или образ жизни, а актуализировать те его внутренние возможности, которые дадут возможность человеку адаптироваться в тех или иных меняющихся обстоятельствах жизни.

Коррекционно-развивающая работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер. При разработке стратегии такой работы нельзя ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективы развития. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от тех условий, в которых она будет проводиться, от типа учреждения, в котором она будет разворачиваться, и от характера проблем, выясненных и уточ­ненных на этапе предварительного диагностического обследования.

Так как психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии, то в связи с этим возникает ряд актуальных вопросов: > Что следует понимать под отклонением в развитии? > Каковы показания для осуществления психологической коррекции?

> Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?

> Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?

В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии (О. А. Карабанова);

Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.

— Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.

— Интеракционистская модель — подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.

— Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.

Деятельностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым,

Отсюда следует выделить три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Формирование возрастно-психологических новообразований.

3. Развитие дефицитарных видов деятельности клиента.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и зрелостности баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения как за счет обогащения и изменения средовых, так и за счет научения новым формам поведения.

Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности, в конечном счете, будут определяться ее целями необходимо руководствоваться следующими правилами:

Цели коррекции должны формулироваться в позитивной форме, а не в негативной. Определение целей корекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не до быть.

Позитивная форма представления коррекционнь целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностьюдальнейшей перспективе целей саморазвития.

Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесеньс с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собою более существенные усилия.

При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента по окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Кроме того, нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

В течение первой встречи решается наиболее важный стратегический вопрос – что с больным. Естественно, что при этом диагностика носит предварительный характер.

Решаются также наиболее важные тактические вопросы:

1 – требует больной стационарного или амбулаторного лечения;

2 – нужно ли больному дополнительное обследование у других специалистов.

3 – в каком объеме и направлении психологического обследования нуждается больной.

Госпитализация преследует разные цели:

а) обеспечение безопасности больного (например, при попытке суицида);

б) обеспечение безопасности окружающих (например, при гомицидомании);

в) изоляция больного от психотравмирующего окружения;

г) обследование больного в стационарных условиях.

Если психотерапевт решает проводить лечение амбулаторно, то необходимо определить объем такого лечения, для чего необходимо ответить на следующие вопросы:

формулирование цели лечения;

необходимо ли больному кроме психотерапии еще и медикаментозное лечение;

необходимо ли больному кроме психотерапии еще и социальное воздействие, например, необходимо ли помещать ребенка в условия специализированного детского учреждения, например, при дефицитарном развитии; необходимость в консультации юриста, и т.д.;

определить частоту встреч и их продолжительность;

при необходимости, заключить с больным контракт;

необходимость вызова родственников больного для беседы с ними;

выбор метод психотерапии или сочетание методов.

Часть из этих вопросов решается и при стационарном лечении больного. Частота встрече в процессе психотерапевтического лечения меняется: чаще – в начале лечения, реже – при его окончании. Цели психотерапевтического лечения зависят от заболевания, особенностей больного и условий. Например, при острой психической травме в условиях экстремальной ситуации (наводнение, землетрясение) цели могут ограничиваться выведением больного из состояния психологического шока. Целью может быть или уменьшение частоты обострений заболевания, или излечение больного, или продление периода адаптации при длительном прогрессирующем заболевании, излечение которого невозможно. При постановке цели обязательно услышать мнение больного. Больной сам должен четко сформулировать ту цель, которая привела его к специалисту. Цели, которые ставит психотерапевт, могут быть согласованы с теми целями, которые ставит больной. Возможно построение иерархии целей. В любом случае должна быть создана мотивация для достижения таких целей. При постановке целей очень важно выделить те цели, которые декларирует больной и те цели, которые он хочет достигнуть на самом деле. Возможно, что больной даже не сознает, что на самом деле он не хочет выходить из состояния болезни, и задачей психотерапевта является выявление мотивов этого, и обсуждение этих мотивов с больным.

Психотерапия имеет противопоказания, например, острый период психического заболевания, острое соматическое заболевание, отказ больного от психотерапии. Но эти противопоказания носят временный характер. Если наступил полный распад психики больного – то психотерапия имеет стойкие противопоказания. Иногда недостаточная квалификация психотерапевта или наличие у него нерешенных проблем, аналогичных проблемам больного не позволяет ему заниматься психотерапией именно этих проблем у данного больного, но это не является противопоказанием к проведению психотерапии вообще, необходимо при этом рекомендовать больному обратиться к другому специалисту. Отсутствие условий для проведения психотерапии также является временным противопоказанием, или поводом для обращения к другому специалисту.

А. Кемпиньский пишет, что при последующих встречах с больным больному предоставляется большая свобода высказываний. Больной при этом сам определяет тему беседы, но она должна быть связана с личностью больного. В зависимости от психотерапевтической школы акцент делается на прошлом больного (психоанализ), его настоящем (гештальттерапия) или будущем (гуманистическая психотерапия). Однако наилучшим будет учет всех трех направлений, иначе лечение принимает однобокий характер.

Важное значение приобретает проблема взаимоотношений в семье, где есть психически больной. Очень часто кроме психотерапии больного необходимо и проведение семейной психотерапии. Вопросы взаимоотношений в семье больного психическим заболеванием разрабатывались Р.А.. Евсегнеевым.

Источник

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели

нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели

нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели

РАБОТЫ

Принципы психокоррекционной работы

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

1. Принцип единства диагностики и коррекции.

2. Принцип нормативности развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз».

4. Принцип коррекции «снизу вверх».

5. Принцип системности развития психической деятельности.

6. Деятельностный принцип коррекции.

1. Принцип единства диагностики и коррекцииотражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

Названный принцип реализуется в двух аспектах.

Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий» (Д.Б. Эльконин, 1989).

Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.

2. Принцип нормативности развития.Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Понятие «психологический возраст» было введено Л.С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка,

его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Выготский, 1984, с. 248).

Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1) Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).

2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.

3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз».Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Смотреть картинку нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Картинка про нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели. Фото нарушение взаимодействия между личностью и средой относится к какой модели

4. Принцип коррекции «снизу вверх».При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения

5. Принцип системности развития психологической деятельности.Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции «сверху вниз»: системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.

6. Деятельностный принцип коррекции.Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой

создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

15 Цели и задачи психокоррекционной работы

Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:

· Что следует понимать под отклонением в развитии?

· Каковы показания для осуществления психологической коррекции?

· Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?

· Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?

В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии.

Медицинская модель- выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного

деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.

Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.

Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.

Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *