Нарушил клятву перед аллахом что делать
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
В каких случаях верующий может обещать что-то Аллаху
Назр – это данная Всевышнему клятва или обещание человека выполнить то или иное благое деяние, которое не считается фардом (обязательным) для него.
Существует несколько разновидностей назра. Например, у верующего произошло какое-нибудь радостное событие в жизни, и в знак благодарности Господу миров за это он берёт на себя обязанность соблюдать желательный пост или раздать садака. Мусульманин может принять обед и в ситуации, когда у него наступили трудные времена. Например, постигли финансовые проблемы, и он даёт обещание читать дополнительные намазы либо выучить несколько сур наизусть в случае, если Милостивый и Милосердный избавит его от этих тягот.
В Священном Коране сказано:
Пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты (22:29)
Из этого аята следует, что если верующий дал клятву, то он обязан её претворить в жизнь. Однако здесь существуют и некоторые исключения.
Во-первых, верующий не должен исполнять назр, если он пообещал сделать что-то запрещённое Шариатом. Например, в порыве гнева человек может пригрозить перестать поститься или совершать намазы. А когда уже он чуточку остынет, то к нему придёт осознание, что его обет противоречит исламским ценностям, а значит выполнять его не нужно. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому поводу говорил: «Тот, кто пообещал Всевышнему поклоняться – пусть делает это, а кто пообещал ослушаться – пусть не делает этого» (Бухари).
Во-вторых, человеку не следует выполнять обет, если его соблюдение наносит вред другим. Особенно часто это встречается, когда верующий берёт на себя непосильное бремя. Однажды Пророк (с.г.в.) увидел измученного старика, который шёл вместе со своими сыновьями. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поинтересовался у них, что со стариком. На что они рассказали, что их отец принёс клятву идти пешком. Услышав это, Мухаммад (с.г.в.) воскликнул: «Аллаху не нужно самоистязание людей!» После чего он повелел старику сесть на животное (Бухари).
Условия действительности назра
Что делать в случае нарушения назра?
Ответ на этот вопрос содержится в суре «Трапеза»:
Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву (5:89)
Из данного аята следует, что мусульманину, нарушившему обещание, которое он адресовал своему Создателю, нужно накормить десятерых нуждающихся или подарить им одежду (освобождение рабов в современных реалиях неактуально). Это условие правоверный должен соблюсти, если у него есть средства для этого. Если же он не в состоянии кормить бедняков, то нужно поститься 3 дня.
Относительно того, чем и в каком объёме надлежит насытить бедняков, есть разные мнения. Согласно одному из них, речь идёт о таком объёме пищи, который человек и члены его семьи в среднем съедают на обед, другие же считают, что на обед и ужин. Согласно ханафитскому мазхабу, в данном случае дозволено также перевести деньги на счёт нуждающихся.
Не всегда верующие могут найти десяток бедняков, поэтому встаёт вопрос о том, дозволено ли вместо них накормить одного, но в течение декады. Согласно шафиитскому мазхабу, мусульманин обязан накормить именно десять человек. По мнению ханафитов, допустимо кормить и одного нуждающегося, но на протяжении 10 дней.
Если же нарушивший назр сам является нуждающимся, то в таком случае он обязан поститься на протяжении трёх дней. Относительно того, как именно нужно соблюдать пост, среди мазхабов так же есть разночтения. Согласно мазхабам Абу Ханифы и Ханбала, нужно держать уразу все эти дни подряд, и если в один из них пост будет прерван, то нужно заново поститься 3 дня. По мнению шафиитов и маликитов, верующему не обязательно держать пост 3 дня кряду, но особо затягивать с этим тоже не стоит. В данном случае можно прибегнуть к посту Пророка Дауда (Давида, а.с.) – т.е. через день.
А Аллаху известно лучше!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Понятие обета в религии.
Примеров и форм обета (назру) существует много. Когда у человека случается какое-то радостное событие в жизни, он берет на себя обязательство раздать определенное количество денег. Или другой пример, когда у человека горе и он дает обет – если Аллах избавит меня от этого горя, то я сделаю такое-то благое дело.
Из истории религии начиная от Адама (аляйхи ссалям) и до последнего Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) также известно много примеров, когда люди давали обет Аллаху.
Однажды беременная женщина из рода Имрана подняла голову к небу.
— О Владыка мой, «дала Тебе обет посвятить на служение Тебе то, что я ношу в утробе своей. Он будет служить священному Дому, поклоняясь Тебе днем и ночью, и никогда не перестанет почитать Тебя.
Прошли месяцы, и женщина родила девочку. И она дала ей имя Марйам. Эта была мать пророка Исы (Иисуса) (аляйхи ссалям).
Мать подождала, пока смогла подняться после родов, взяла Марйам и пошла с ней в Священный Дом, чтобы оставить ее для служения Создателю в храме. Она хотела сделать Марйам одной из служительниц в мечети, так как дала обет этого, если Аллах дарует ей ребенка. Аллах подарил ей Марйам, и она выполнила данный обет.
Другое упоминание об обете мы также находим в истории пророка Иса (аляйхи ссалям) Новорожденный Иса (аляйхи ссалям) сказал своей матери Марям:
Исполняйте свои обеты!
Взявший на себя такое обязательство, обязан выполнить это, ибо в Коране говорится:
(Смысл): «Пусть исполнят свои обеты» (Сура Хадж, аят 29).
Айша передаёт, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا
عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ مَنْ نَذَرَ أَنْ يُطِيعَ اللَّهَ فَلْيُطِعْهُ وَمَنْ نَذَرَ أَنْ يَعْصِيَهُ فَلَا يَعْصِهِ
Анас ибн Малик передаёт:
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَأَى شَيْخًا يُهَادَى بَيْنَ ابْنَيْهِ قَالَ مَا بَالُ هَذَا قَالُوا نَذَرَ أَنْ يَمْشِيَ قَالَ إِنَّ اللَّهَ عَنْ تَعْذِيبِ هَذَا نَفْسَهُ لَغَنِيٌّ وَأَمَرَهُ أَنْ يَرْكَبَ
«О том, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) увидел старого человека, идущего рядом с сыновьями. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: что с ним? Ему ответили: это он сделал назру идти пешком. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что Аллах не нуждается в самоистязании человека, и приказал ему сесть на животное» (аль-Бухари №1732).
Что делать, если нарушил обет?
В качестве штрафа он обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600 грамм) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п. Кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов штрафа, обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием, поскольку Аллах в Коране говорит:
«لَا يُؤَاخِذكُمْ اللَّه بِاللَّغْوِ» الْكَائِن «فِي أَيْمَانكُمْ» هُوَ مَا يَسْبِق إلَيْهِ اللِّسَان مِنْ غَيْر قَصْد الْحَلِف كَقَوْلِ الْإِنْسَان : لَا وَاَللَّه وَبَلَى وَاَللَّه «وَلَكِنْ يُؤَاخِذكُمْ بِمَا عَقَدْتُمْ» بِالتَّخْفِيفِ وَالتَّشْدِيد وَفِي قِرَاءَة عَاقَدْتُمْ «الْأَيْمَان» عَلَيْهِ بِأَنْ حَلَفْتُمْ عَنْ قَصْد «فَكَفَّارَته» أَيْ الْيَمِين إذَا حَنِثْتُمْ فِيهِ «إطْعَام عَشَرَة مَسَاكِين» لِكُلِّ مِسْكِين مُدّ «مِنْ أَوْسَط مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ» مِنْهُ أَيْ أَقْصَدُهُ وَأَغْلَبه لَا أَعْلَاهُ وَلَا أَدْنَاهُ «أَوْ كِسْوَتهمْ» بِمَا يُسَمَّى كِسْوَة كَقَمِيصٍ وَعِمَامَة وَإِزَار وَلَا يَكْفِي دَفْع مَا ذُكِرَ إلَى مِسْكِين وَاحِد وَعَلَيْهِ الشَّافِعِيّ «أَوْ تَحْرِير» عِتْق «رَقَبَة» أَيْ مُؤْمِنَة كَمَا فِي كَفَّارَة الْقَتْل وَالظِّهَار حَمْلًا لِلْمُطْلَقِ عَلَى الْمُقَيَّد «فَمَنْ لَمْ يَجِد» وَاحِدًا مِمَّا ذُكِرَ «فَصِيَام ثَلَاثَة أَيَّام» كَفَّارَته وَظَاهِره أَنَّهُ لَا يُشْتَرَط التَّتَابُع وَعَلَيْهِ الشَّافِعِيّ «ذَلِكَ» الْمَذْكُور «كَفَّارَة أَيْمَانكُمْ إذَا حَلَفْتُمْ» وَحَنِثْتُمْ «وَاحْفَظُوا أَيْمَانكُمْ» أَنْ تَنْكُثُوهَا مَا لَمْ تَكُنْ عَلَى فِعْل بِرّ أَوْ إصْلَاح بَيْن النَّاس كَمَا فِي سُورَة الْبَقَرَة «كَذَلِكَ» أَيْ مِثْل مَا بُيِّنَ لَكُمْ مَا ذُكِرَ «يُبَيِّن اللَّه لَكُمْ آيَاته لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ» ـهُ عَلَى ذَلِكَ
Укба ибн Амир от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) передаёт:
عَنْ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ
عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ كَفَّارَةُ النَّذْرِ كَفَّارَةُ الْيَمِينِ
«Штраф за назру такой же, как за клятву» (Муслим №3103).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Искупление за нарушение клятвы Аллахом
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/» target=»_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
Искупление за нарушение клятвы Аллахом
Искупление за нарушение клятвы Аллахом
В тафсире «Джалялейн» приводится, что пост подряд не является условием, и что это мнение имама аш-Шафи’и.
Однако большинство, как упомянул об этом шейх Фаузан, считает, что пост должен быть 3 дня подряд. И в довод привел чтение ибну Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который читал этот аят так: [arab]فصيام ثلاثة أيام متتابعة[/arab]
«Тот должен поститься в течение трех дней подряд» [/color]
Как кормить:
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду”.
Уа Ллаху а’Лям.
(см. “аль-фатауа аль-Фаузан” 3/140)
Можно ли клясться Аллахом и другими священными для мусульман вещами?
Для того чтобы убедить других в правдивости своих слов или искренности намерений многие мусульмане прибегают к клятвам. В таких случаях люди могут клясться Аллахом, Кораном, Пророком (с.г.в.), родителями или кем-либо еще.
Клятва Аллахом.
Исламские учёные единогласны во мнении, что верующие вправе клясться Господом миров («ВаЛлахи!»), но делать так допустимо только в тех случаях, когда это особенно значимо. При этом мусульманин может использовать любое из 99 имён Аллаха (например, «клянусь Милостивым» или «клянусь Милосердным»). Доводом тому служит следующий аят:
Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена (17:110)
Ещё одним доказательством дозволенности клятвы Всевышним является достоверный хадис: «Кто вознамерится принести клятву, пусть клянётся Аллахом, а в противном случае молчит» (Бухари, Муслим).
. Кораном
Если допустимость произнесения фразы «ВаЛлахи!» не вызывает разногласий, то клятва Кораном остаётся спорным вопросом. Одни богословы считают это разрешённым, так как Священное Писание, утверждают они, является не творением Аллаха, но Его словом, а значит, дозволенность клятвы Создателем распространяется и на Коран. Здесь нужно уточнить, что речь, прежде всего, идёт о тексте Книги, а не её печатном экземпляре.
Однако имеется также мнение, что клясться Кораном категорически запрещено, поскольку это можно делать лишь именем Аллаха. В качестве далиля в данном случае приводится хадис, в котором сказано: «Кто поклянется чем-либо, кроме Аллаха, тот впадёт в многобожие» (Ахмад). В другом иснаде говорится: «… впадёт в неверие или многобожие».
. предками или Пророком (с.г.в.)
Некоторые мусульмане, давая какие-то обещания, клянутся матерью, отцом, а иногда и вовсе своим родом. По единогласному мнению алимов, такие клятвы запрещены, поскольку Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал: «Поистине, Всевышний запретил вам клясться предками» (Бухари, Муслим).
Категорически недопустимо и упоминание при даче обещаний Пророка (с.г.в.), так как сам он призывал клясться Всевышним (при помощи Его имён и атрибутов).
Непреднамеренная клятва
Бывают и такие случаи, когда человек произносит слово «клянусь», но делает это во время разговора, не придавая особого значения. Такое выражение не будет считаться клятвой. В суре «Корова» говорится:
Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца (2:225)
В эту категорию входят и те случаи, когда человек клянётся чем-либо, что имело место в далёком прошлом, и клянущийся абсолютно уверен в своей правоте. Даже если он на самом деле окажется не прав, то подобное, если на то будет воля Милостивого и Милосердного, не будет расцениваться как лжесвидетельство.
Ложная клятва
Если правоверный поклялся сделать что-то, но не смог это претворить в жизнь, то его обещание признаётся ложным. Порядок действий в данном случае зависит от действительности клятвы.
Если мусульманин поклялся Аллахом, однако не выполнил это, то он нарушил своё слово и ему следует совершить каффарат (искупление). В Священном Коране сказано:
Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем (16:91)
Искуплением в данном случае будет кормление или дарование одежды десятерым нуждающимся, либо освобождение раба (что в наше время не совсем актуально). В случаях, когда человек в силу своего материального положения или по иным причинам не может выполнить вышеназванные действия, он должен соблюдать пост в течение трёх дней.
Если же верующий поклялся, к примеру, мамой или Пророком (с.г.в.) и не выполнил обещанное, то имеет место несколько иная ситуация. Во-первых, такая клятва не будет действительной, поэтому за её нарушение не нужно совершать искупление. Но мусульманин всё-таки пообещал что-то сделать и не выполнил это, значит он солгал, что тоже запрещено Шариатом. В таком случае следует попросить прощения у человека, которого обманули, а также перед Аллахом.
Оставление клятвы
Нарушение клятвы в исламе запрещено, но бывают обстоятельства, при которых лучше оставить обещанное невыполненным. Речь идёт о тех ситуациях, когда человек пообещал сделать что-то запретное или наносящее вред другим. Например, он поклялся Аллахом разорвать родственные связи. Подобное относится к числу тяжких грехов, а также наносит вред не только поклявшемуся, но и его родным. Поэтому такую клятву необходимо нарушить, но за это совершить каффарат. Доводом тому служит хадис, в котором говорится следующее: «Если кто-то поклянётся чем-либо, но затем найдёт что-то лучшее, пусть он выполнит его и совершит искупление за нарушение обещанного» (Муслим).
В этой связи перед тем, как произнести клятву, мусульманину надлежит хорошо обдумать возможные последствия и оценить, насколько он способен сдержать своё обещание.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!