Наряд в кадетском корпусе что это
Наряд и обязанности дежурного по кадетскому классу
8.1. Дневной наряд в лице дежурного (дневального) по кадетскому классу назначается, заблаговременно в конце учебного текущего дня на следующий учебный день, из числа воспитанников кадетского класса.
8.2. Во время своего дежурства, выполняя свои служебные обязанности, они подчиняются руководителю занятий.
8.3. Дежурный по кадетскому классу должен твердо знать и точно исполнять свои обязанности, настойчиво добиваться выполнения правил внутреннего распорядка и Устава кадетского класса.
8.4. На время своего дежурства дежурный снабжается нарукавной повязкой красного цвета с надписью «ДЕЖУРНЫЙ» («Дневальный») и по возможности нагрудным знаком.
8.5. Смена дежурных по кадетскому классу производится после последнего занятия, во время подведения итогов дня.
8.6. В случае построения кадетского класса дежурный контролирует своевременную явку в положенное время по звонку, не допуская ни малейшего опоздания. Всех опоздавших ставит в конец строя, не взирая на должности и ростовые показатели.
8.7. Дежурный принимает «ЖУРНАЛ ДИСЦИПЛИНЫ» у классного руководителя и предъявляет его преподавателю на уроках.
8.8. Обо всех происшествиях, которые случились в среде кадетов, дежурный немедленно должен сообщать преподавателю или классному руководителю.
8.9. В случае болезни кого-либо из кадетов, дежурный сопровождает его в медпункт школы.
8.10. Дежурный следит за чистотой класса, где занимаются кадеты.
8.11. Дежурному запрещается самовольно снимать повязку и передавать её кому либо, снимать с себя обязанности дежурного и назначать другого.
8.12. Дежурный обязан выполнять поручения по службе преподавателей кадетского класса.
8.13. Дежурный организует построение класса перед посещением школьной столовой и сопровождает строй на прием пищи, после приема пищи строем возвращаются в расположение класса.
8.17. Дежурный имеет право делать замечания кадетам если те ведут себя недостойно на переменах и во время отсутствия руководителя занятий в классе.
НЕПОВИНОВЕНИЕ ДЕЖУРНОМУ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ НАЛОЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ.
9.ПОЛОЖЕНИЕ О ДИСЦИПЛИНЕ В КАДЕТСКОМ КЛАССЕ
9.2. Дисциплина обязывает каждого кадета:
· Быть верным торжественной клятве, строго соблюдать законы и Конституцию РФ, требования внутреннего устава.
· Выполнять свои обязанности умело и мужественно, добросовестно изучить все предметы в клубе, беречь помещения и имущество клуба.
· С жаждой овладевать знаниями, серьезно и внимательно относится к учебе, повышать уровень успеваемости, выполнять запущенный материал.
· Стойко переносить трудности связанные с выполнением своих обязанностей, а также в освоении изучаемых предметов.
· Поддерживать установленные внутренним уставом правила взаимоотношений между кадетами, крепить дружбу и взаимовыручку.
· Оказывать уважение командирам, преподавателям и друг другу, соблюдать правила вежливости и воинского приветствия.
· С достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
9.3. За состояние дисциплины в Кадетском классе отвечают преподаватели военного дела, классные руководители, которые должны постоянно поддерживать высокий уровень дисциплины, требовать от кадетов ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивай с нерадивых.
Ответственные лица за дисциплину обязаны немедленно устранять выявленные нарушения и решительно пресекать действия, которые могут причинить вред успешному учебному процессу, либо выполнению служебных обязанностей.
Каждый кадет обязан содействовать командиру в восстановлении порядка и дисциплины.
9.4. Поощрения являются важным средством воспитания кадетов и укрепления дисциплины. Каждый командир в пределах нрав предоставленных ему уставом, обязан поощрять подчиненных кадетов за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличия по службе и учебе. В том случае, когда командир считает, что предоставленных ему прав недостаточно он может ходатайствовать о поощрении отличившихся кадетов властью старшего командира.
9.5. Поощрения, применяемые к кадетам:
а) снятие ранее наложенного взыскания;
б) объявление благодарности;
в) награждение грамотами;
г) награждение флажком, звездочкой;
с) сообщение родителям об образцовом выполнении своих служебных обязанностей и успехах в учебе.
ж) награждение личной фотографией из развернутого кадетского Знамени;
з) награждение нагрудным знаком отличника;
и) награждение нагрудным знаком классного специалиста;
к) награждение ценным подарком;
9.6. Права командиров по применению поощрений к подчиненным кадетам.
Командир отделения (зам. командира взвода, командир взвода) имеет право:
— снимать ранее наложенные им взыскания;
Руководители военного дела имеют право поощрения кадетов в полном объеме, за исключением п. «л».
Директор школы имеет право применять поощрения к кадетам в полном объеме.
9.7. За нарушение дисциплины или общественного порядка кадет лично несет дисциплинарную ответственность. В случае нарушения дисциплины или порядка командир может ограничиться напоминанием о его обязанностях и чести кадета, а в случае необходимости подвергнуть его дисциплинарному взысканию.
В целях общественного осуждения нарушения дисциплины пли общественного порядка проступки кадетов но решению командиров, руководителей военного дела или классного руководителя, могут рассматриваться, обсуждаться на совете класса (взвода) или на общем собрании.
9.8. На кадетов могут налагаться следующие взыскания:
в) строгий выговор с занесением в личную карточку;
г) объявление дежурства по классу вне очереди;
з) отстранение от занимаемой должности командира отделения, зам. командира отделения, зам. командира взвода, командира взвода, старшины кадетских классов;
к) лишение статуса кадета с переводом в общеобразовательный класс.
Права командиров, руководителей военного дела и директора школы налагать дисциплинарные взыскания на кадетов.
9.9. Командиры отделений, зам. командира взвода, командир взвода, старшина кадетских классов имеют право:
а) объявлять замечания, выговор, строгий выговор;
9.10. Руководители военного дела могут налагать на кадетов любые взыскания, за исключением п. «К». Директор школы имеет право наложения дисциплинарных взысканий на кадетов в полном объеме.
9.11. Поводом для постановки вопроса об отчислении из кадетского класса могут служить следующие проступки:
а) употребление спиртных напитков в общественных местах, на занятиях и в походах;
б) неуспеваемость по общеобразовательным предметам и начальной военной подготовке;
в) систематические пропуски занятий по неуважительным причиним;
г) неоднократные нарушения дисциплины и Положения о кадетских классах, либо после объявления трех строгих выговоров подряд и более;
д) при систематическом нарушении формы одежды;
е) по состоянию здоровья;
ж) в случае заведения на кадета уголовного дела;
з) в случае проявления неуставных взаимоотношений между кадетами.
Порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.
9.12. Дисциплинарные взыскания приводятся в исполнение, как правило, немедленно, в исключительных случаях в течение месяца со дня его наложения.
О наложенных взысканиях, если порядок из применения не указан в настоящем Положении объявляется кадетам лично или перед строем: командирам лично и в присутствии других командиров. Кроме того дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе; при объявлении дисциплинарного взыскания кадету указываются причина, повлекшая наказание, и в чем состоит нарушение дисциплины или общественного порядка.
Учет поощрений и дисциплинарных взысканий.
9.13. Командиры должны докладывать руководителям военного дела о поощрениях и дисциплинарных взысканиях. Все сведения обрабатываются и делаются соответствующие отметки в личных делах, служебных карточках.
10. Права преподавателей
Педагоги и работники персонала имеют право:
10.1. защищать свою профессиональную честь и достоинство;
10.2. выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
10.3. участвовать в управлении кадетским классом;
10.4. на другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые Министерством образования Российской Федерации педагогическим работникам участвующим в патриотическом воспитании молодежи.
10.5. На иные формы поощрения предусмотренные Уставом МБОУ СОШ п. Октябрьский
11. Педагоги обязаны:
11.1. удовлетворять требованиям соответствующих педагогических квалификационных характеристик;
11.2. выполнять Устав кадетского класса и правила внутреннего учебно-трудового распорядка;
11.4. давать кадетам глубокие и прочные знания, умения и навыки по предметам, формировать у них общеучебные умения и навыки организации учебного труда, развивать их личностные качества и способности;
11.5.продумывать содержание учебного материала, структуру учебного занятия по конкретной теме, методы и приемы организации учебного труда обучающихся, в целях овладения каждым из них основными понятиями программного материала непосредственно на учебном занятии;
11.6. постоянно совершенствовать свое педагогическое и методическое мастерство, учитывая специфику традиций и жизненных норм;
11.7. показывать значение изучаемого предмета для военного дела, воспитывать у кадет интерес к службе, помогать им в профессиональном самоопределении;
11.8. взаимодействовать с командиром класса и инструкторами по вопросам улучшения качества учебы и воспитания кадет;
11.9. обеспечивать на учебных и внеурочных занятиях благоприятные школьно-гигиенические и морально-психологические условия для учебного труда кадет;
11.10. участвовать в методической работе кадетского класса;
обеспечивать соблюдение требований основ безопасности труда в учебном процессе;
12. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
12.1. защищать законные права и интересы детей;
12.2. знакомиться с документами, регламентирующими деятельность кадетского класса;
12.3. получать информацию от должностных лиц кадетского класса о поведении кадета, степени освоения им учебных программ, а также о взаимоотношениях в коллективе.
13. Родители (лица, их заменяющие) обязаны:
13.1. оказывать помощь командованию КК и педагогическому составу в обучении и воспитании кадет;
13.2. обеспечивать полноценный отдых детям во время каникул и выходных дней;
13.3. следить за соблюдением мер безопасности и правил поведения кадетами во внеурочное время и в дни каникул;
13.4. в случае получения кадетом домашнего задания и задания на каникулярный отпуск обеспечивать его выполнение в полном объеме;
13.5. следить за сохранением здоровья кадет при нахождении их дома и на каникулах;
13.6 Следить за сохранностью форменного обмундирования и выданного кадетского имущества, контролировать соблюдение формы одежды при выходе кадета из дома в школу.
13.7. обо всех нарушениях и происшествиях, произошедших во время выходных (каникул), а также о причинах опоздания или несвоевременного прибытия кадет на занятия в школу, сообщать классному руководителю КК.
Я в кадеты бы пошел: какие они — дети в форме
Первый московский кадетский корпус в этом году отпразднует юбилей — 240 лет со дня основания. Кадетскую форму этой школы, видел, пожалуй, каждый житель столицы, ведь эти дети (сейчас их 1337) — постоянные участники московских праздников, парадов и концертов, шествий и фестивалей. А еще они победители и призеры многочисленных олимпиад, абитуриенты, а после и студенты ведущих вузов страны. О том, что на самом деле представляет собой кадетство и почему корпус на самом-то деле не уменьшенная модель армии, рассказал mos.ru директор Первого московского кадетского корпуса Владимир Крымский.
Профиль — кадетство
— Владимир Яковлевич, расскажите, пожалуйста, что такое Первый московский кадетский корпус?
— Московский кадетский корпус — образовательное учреждение, дающее современное кадетское воспитание. Конечно, у него есть отличия от обычной школы. Кадеты — это не школьники, они живут, учатся и воспитываются здесь. У них абсолютно другой уровень минимальных результатов. Мы, например, считаем, что кадеты не имеют права учиться на тройки. И если для всех обычных школ очень важна высшая планка, которую достигают их выпускники, то для нас очень важна низшая, стартовая, которая точно выше, чем у всех школ Москвы.
— Получается, что все-таки кадеты отличаются от обычных школьников?
— Так сказать нельзя, это обычные дети, такие же, как во всей стране. Поймите, есть гражданские школы, где основным профилем является, условно говоря, медицинский класс. Но мы же не задаем себе вопрос: а чем же дети из медицинского класса отличаются от детей не из медицинского класса? Нет. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос, чем отличаются дети. Дети не отличаются ничем.
Школа для мотивированных детей
— Расскажите, как стать воспитанником вашего кадетского корпуса?
— Для начала на официальном сайте надо прочитать условия приема, там все расписано. Поступить сюда несложно, все у нас очень прозрачно. Все испытания проходят на базе Московского центра качества образования. Мы никаких экзаменов не устраиваем. Но в этом году мы принимаем только седьмой класс.
— Почему с седьмого класса? Возраст более подходящий?
— Это возраст, когда ребенок может сказать родителям: «Нет, я не хочу в кадетский корпус». В пятом классе он этого сказать не может, поэтому вместо мотивированных кадет в пятом классе мы получаем мотивированных родителей, а это не одно и то же. Если у ребенка есть желание, значит, он мотивирован, мы из него что-то сделаем. А если он не хочет — как бы родители ни желали, никакого толку не будет.
Воспитанием, а не маршами
— Есть ли какие-то дополнительные предметы, которые изучают ваши ребята, кроме общей школьной программы?
— Надо понимать, что такое школьная программа и что такое внеклассное время. Школьная программа одинакова во всех школах России за редким исключением: у кого-то больше математики, у кого-то больше физики, у кого-то — русского языка и так далее.
А вот что в школе происходит после обеда — вопрос другой. У нас во внеучебное время ребята занимаются робототехникой, авиамоделированием, пилотажной подготовкой на тренажерах. Много спортивных секций: самбо, плавание, дзюдо, гимнастика и так далее.
Есть один час в неделю строевой подготовки, один час в неделю огневой подготовки. Все остальные воинские предметы — это в лагере, который проходит летом и зимой.
— Это довольно сильно отличается от того образа, который складывается у людей, не знакомых с кадетством. Чаще всего кадетские корпуса представляются маленькой армией. Это не так?
— Когда о кадетских корпусах думают, будто это место, где все ходят строем, кричат «Ура!» и колют штыком, нас это обижает. На самом деле задача образовательной организации — дать знания.
Дисциплина как таковая кадетам не нужна, им нужно воспитание. Для того чтобы кадет был нормальным гражданином, он должен быть воспитан, а не просто замордован строем, командами. Вот эта позиция сегодня реализуется в корпусе. Наша задача — выпустить кадета, блестяще образованного, прекрасно воспитанного и физически совершенного.
От учителя к ученику
— Высокие результаты, которые требуют от ребят, зависят и от качества преподавания. Владимир Яковлевич, расскажите про учительский состав, что за люди у вас работают?
— Безусловно, мы предъявляем очень жесткие требования к отбору учителей, намного жестче, чем к отбору кадет. Есть учителя, которые работают в корпусе уже десятилетия, это основа нашего педагогического коллектива. Есть молодые учителя, хорошо вписавшиеся в коллектив педагогов. Мы стараемся соблюсти баланс между опытными и молодыми преподавателями.
— А как проводится конкурс на должность учителя в Первом московском кадетском корпусе?
— Они должны пройти специальное тестирование в Московском центре качества образования по своему предмету, и плюс у нас здесь несколько ступеней отбора. Как правило, на одно освободившееся место претендуют до десяти учителей. У учеников конкурс при поступлении пять — семь человек на место.
— Конкурс среди учеников тоже не маленький, почему кадетский корпус так популярен?
— Наверное, это связано с общим подъемом патриотического сознания в России. Но на самом деле причин много. Конечно, часть родителей заинтересована в том, чтобы ребенок находился в серьезной воспитательной среде. Порой родители просто перекладывают ответственность на корпус. Очень много опекаемых детей, много сирот, много ребят, оставшихся без попечения, попавших в трудные жизненные ситуации.
Работа на результат
— Задача воспитать гармоничную личность решается успешно? Есть ли у ваших учеников результаты, которыми можно гордиться?
— Мы считаем приемлемым результатом, когда наши ребята поступают на бюджетные отделения самых лучших вузов самостоятельно, за счет своих знаний. Например, у нас реализуется проект «Всем классом в МАИ» — в следующем году целый класс будет поступать в этот университет. Один класс будет поступать в Университет имени Кикотя МВД. Задача главная — даже не баллы на ЕГЭ набрать, главная задача — поступление.
Что касается олимпиад, у нас есть и победители, и призеры предметной Всероссийской олимпиады, есть победители олимпиады по профессиональному мастерству. Сейчас ждем результатов заключительного всероссийского этапа.
— А много ли учеников поступает в высшие учебные заведения, связанные армией и силовыми структурами?
— Их намного больше, чем тех, кого привлекают гражданские вузы. У нас 80 процентов поступают в строгом соответствии с профилем. Но нужно понимать, что сегодня в корпусе есть не только военный профиль. У нас есть инженерный профиль МАИ, есть социально-правовой и множество других. Нет такого, что все учатся одинаково и все идут в армию. Каждый выбирает направление, последние два года занимается по нему и поступает в соответствии с этим профилем.
Кадетское движение получило новый импульс к развитию в 2014 году, когда в столице к 70-летию Великой Победы в общеобразовательных школах было открыто 70 кадетских классов. Сейчас кадетскую форму в Москве носят более 15 тысяч детей. В активе московских кадет за прошлый учебный год 29 побед и призовых мест во всероссийских олимпиадах. 52 кадета стали лауреатами творческих конкурсов международного уровня, 292 ученика — российского уровня, 1012 человек — городского уровня. В 2017 году свыше 90 процентов выпускников кадетских классов и учреждений поступили в вузы. 65 процентов получили студенческие билеты высших учебных заведений Минобороны и других силовых министерств и ведомств России.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ ДПО «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания»
Рекомендации по ношению форменного обмундирования воспитанниками кадетских классов образовательных организаций Департамента образования города Москвы
I. Основные положения
4. Построения проводятся как в форме одежды для строя, так и вне строя.
5. При объявлении формы одежды указываются ее наименование и, при необходимости, наименование дополняющих или уточняющих ее предметов.
6. Кадеты форму одежды носят:
• при посвящении обучающихся в кадеты;
• при назначении кадет в состав почетного караула;
• на официальных мероприятиях и в других случаях по решению
руководителя образовательной организации.
• при проведении практических занятий;
• во всех остальных случаях.
7. Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами руководителей образовательных организаций. При переходе на летнюю или зимнюю форму одежды руководитель образовательной организации проводит строевой смотр, на котором проверяется внешний вид кадет (состояние предметов формы одежды).
8. Спортивную одежду разрешается носить в спортивных залах и на спортивных площадках во время проведения спортивных занятий и соревнований.
10. Кадеты носят форму одежды с установленными нарукавными знаками различия.
11. Кадетам запрещается:
• ношение загрязненных или поврежденных предметов форменной одежды и обуви;
• ношение предметов форменной одежды и знаков различия неустановленных образцов;
• смешение предметов форменной одежды с гражданской.
12. Описание предметов форменного обмундирования кадет установлено в приложении к настоящим Рекомендациям.
• Кашне белого цвета;
При парадной форме одежды разрешается носить:
• фуражку шерстяную черного цвета с околышем;
• куртку зимнюю шерстяную без воротника мехового;
• рубашку белого цвета с фуражкой шерстяной черного цвета и галстуком черного цвета с закрепкой золотистого цвета при летней форме одежды;
При повседневной форме разрешается носить:
• куртку зимнюю шерстяную без воротника мехового;
• рубашку кремового цвета с короткими или длинными рукавами с галстуком или без галстука с пилоткой шерстяной черного цвета при летней форме одежды;
• рубашку белого (кремового) цвета с кителем при летней и зимней формах одежды вне строя;
• рубашку белого цвета с курткой шерстяной при летней и зимней формах одежды;
• фуражку шерстяную черного цвета при летней и зимней формах одежды;
• куртку зимнюю камуфлированного цвета с меховым воротником черного цвета при летней и зимней формах одежды;
• куртку зимнюю камуфлированного цвета без утеплителя съёмного и воротника съёмного мехового при летней форме одежды;
• Ремень поясной черного цвета;
• Ремень поясной черного цвета;
При полевой форме разрешается носить:
зимней форме одежды;
• фуражку хлопчатобумажную при зимней форме одежды;
• куртку зимнюю камуфлированного цвета с меховым воротником при летней форме одежды.
• Пилотка шерстяная черного цвета;
• Жакет шерстяной черного цвета;
• Блузка белого цвета;
• Галстук-бант черного цвета, с заколкой золотистого цвета;
• Жакет шерстяной черного цвета;
• Блузка белого цвета;
• Галстук-бант черного цвета, с заколкой золотистого цвета;
• Кашне белого цвета;
При парадной форме разрешается носить:
• Пилотка шерстяная черного цвета;
• Блузка кремового цвета;
• Галстук-бант черного цвета, с заколкой золотистого цвета;
• Блузка кремового цвета;
• Галстук-бант черного цвета, с заколкой золотистого цвета;
• Кашне черного цвета;
При повседневной форме одежды разрешается носить:
• куртку зимнюю шерстяную без воротника мехового;
• блузку кремового цвета, с короткими или длинными рукавами с галстуком-бантом или без галстука-банта, с пилоткой шерстяной черного цвета при летней форме одежды;
• Фуражка хлопчатобумажная камуфлированного цвета;
• Ремень поясной черного цвета;
• Ремень поясной черного цвета;
При полевой форме разрешается носить:
• куртку зимнюю камуфлированного цвета, с меховым воротником черного цвета при летней форме одежды;
3. Эмблемы на всех предметах форменного обмундирования кадеты носят золотистого цвета.
• при этом вертикальная ось симметрии эмблемы должна быть параллельна краю лацкана.
IV. Особенности ношения предметов форменного обмундирования
1. Шапки-ушанки меховые кадеты носят с кокардой золотистого цвета.
Ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками допускается при
6. Кители шерстяные кадеты носят с эмблемами.
• рубашку (блузку) с короткими рукавами по указанию воспитателя в необходимых случаях носят с галстуком и фуражкой.
Галстук-бант носят с заколкой установленного образца золотистого цвета.
Разрешается ношение перчаток зимних камуфлированного цвета при зимней полевой форме одежды.
16. Ремень поясной носят:
V. Ношение нагрудных знаков
Приложение к Рекомендациям по ношению форменного обмундирования воспитанниками кадетских классов образовательных организаций Департамента образования города Москвы
ОПИСАНИЕ предметов форменного обмундирования кадет
2. Фуражка шерстяная
3. Пилотка шерстяная
Пилотка шерстяная чёрного цвета состоит из донышка, стенок и бортика.
4. Фуражка хлопчатобумажная
Фуражка хлопчатобумажная камуфляжного цвета состоит из донышка с боковыми стенками, козырька и регулировочного узла.
5. Воротник съёмный меховой
из шерстяной ткани и петлями для крепления к куртке зимней шерстяной.
На концах воротника размещаются эмблемы золотистого цвета.
Жакет шерстяной защитного цвета с центральной бортовой застёжкой состоит из полочек, спинки, воротника и рукавов.
В углах лацканов жакета эмблема золотистого цвета.
Переднее полотнище с боковыми карманами, расположенными в отрезных частях полотнища. Заднее полотнище с застежкой-молнией вверху и в шлице внизу.
спинки, воротника и рукавов.
16. Блузка с длинными рукавами
Блузка белого и кремового цвета с внутренней застёжкой состоит из полочек, спинки, воротника и рукавов.
17. Блузка с короткими рукавами
Блузка кремового цвета с внутренней застёжкой состоит из полочек, спинки, воротника и рукавов.
Галстук-бант чёрного цвета состоит из банта в виде наложенных друг на друга полосок, расходящихся вниз под углом 45°, и застёжки для пристёгивания галстука-банта под воротником блузки.
20. Закрепка для галстука
Закрепка металлическая золотистого цвета представляет собой изогнутую пластину. Тыльная сторона закрепки имеет изгиб, обеспечивающий прилегание галстука к рубашке.
21. Застёжка для галстука-банта для девочек
Застёжка для галстука-банта золотистого цвета представляет собой выпуклый многогранник с круглым основанием диаметром 15 мм.
На оборотной стороне заколки имеется приспособление для крепления на галстук-бант.
Кашне чёрного (белого) цвета трикотажное размером 120×20 см с бахромой по коротким сторонам.
26. Пояс кожаный для девочек
36. Чулки (колготки) хлопчатобумажные и шерстяные
Чулки (колготки) хлопчатобумажные и шерстяные вязаные чёрного цвета, имеют след, паголенок и бортик.
Мысок и пятка чулок усилены.