Наследие рерихов что это

Наследие Рерихов: запутанная история

Художник, сценограф, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, мыслитель — всё это один человек, Николай Константинович Рерих. Талант которого настолько многогранен, что сопоставим по величине, пожалуй, только с великими деятелями эпохи Возрождения. Рерих внёс гигантский вклад в культуру, оставив колоссальное наследие — 7000 картин, книги, очерки, статьи и дневники. Без сомнений, Николай Рерих — выдающийся русский деятель, чьи картины и литературные труды по праву являются гордостью страны.

Но, согласитесь, мало только гордиться, нужно также должным образом относиться к «культурным сокровищам»? Однако, происходящее в последнее время с картинами и литературными трудами семьи Рерихов говорит об обратном.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Вот уже более трёх лет продолжается конфликт между Музеем Рерихов и Музеем Востока, который привёл к тому, что великое наследие, по сути, уничтожается. Чтобы разобраться в этой непростой и запутанной ситуации, обратимся к истории.

Возвращение бесценного наследия на Родину художника – результат титанического труда его сыновей, которым удалось пробить в СССР стену запрета и умалчивания имени их семьи. В 1986 году в Москве был учреждён Советский Фонд Рерихов. Инициатором этого выступил Святослав Николаевич Рерих.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

В том же году он передал совершенно безвозмездно уникальное наследие своих родителей с главным условием: создаваемый музей должен быть общественным. Специально для размещения по истине культурного достояния выделили усадьбу Лопухиных, которая, стоит отметить, на тот момент времени была в ужасном состоянии. При Советском Фонде Рерихов был создан Музей имени Н.К. Рериха, который расположился в ещё неотреставрированной усадьбе.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что этоУсадьба Лопухиных

Музей имени Н.К. Рериха — крупнейший общественный музей России, существующий за счёт народных пожертвований. Его фонд насчитывает более 3000 единиц хранения, среди которых около 1000 произведений Рериха. Это самая крупнейшая коллекция, собранная в мире. На протяжении 26 лет плодотворной работы в музее реставрировались и восстанавливались картины. Всё это время музей существовал без государственных денег полностью за счёт пожертвований. Каких трудов только стоит спасение последнего прижизненного портрета Н.К. Рериха в 2016! Без преувеличений деньги на восстановление собирались всем миром.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что этоПоследний портрет Рериха

Музей и Международный центр Рерихов за свою многострадальную историю получили признание не только в России, но и за рубежом. Даже, оставшись без финансирования в 2013 году, МЦР и музею удалось устроить выставочный Проект «Пакт Рериха. История и современность». Что представляло по своим масштабам уникальное действо: выставка прошла в 16 странах и 150 городах России. Осуществить проект помогали российские и иностранные общественные организации. Министр культуры А.А. Авдеев также поддерживал этот проект. Власть была благосклонна к МЦР и музею, отмечала их деятельность наградами, поздравительными телеграммами. Но потом отношение властей кардинально изменилось. Стали ходить разговоры о том, что МЦР незаконно владеет наследием Рериха, да и само МЦР к тому же не ведёт никакой культурной деятельности. Но соответствуют ли обвинения действительности? Согласитесь, огромный вклад МЦР и музея в культуру страны очевиден: 670 передвижных выставок по всей России, активная популяризация наследия Рерихов, 250 выпущенных книг тиражом более полумиллиона экземпляров. Тогда что же так не нравится министерству культуры? С деятельностью МЦР и музея, мы с вами разобрались, она не вызывает вопросов. А вот что же насчёт того, кому всё-таки принадлежит наследие Рерихов? Минкульт считает, что у МЦР отсутствует право на наследство, так как организация не является правопреемником Советского Фонда Рерихов, да и в завещании СФР она не указана. И здесь корни этого вопроса снова уходят в историю. В 1991 году СФР прекратил свое существование: был создан МЦР. Это послужило началу череде судебных разбирательств. Так, 24 ноября 2011 года Хамовническим судом было признано право на наследство Рерихов за МЦР. А 20 июня 2014 года Мосгорсуд отменил это решение, и по постановлению суда наследие Рерихов теперь должно быть передано государству. В феврале 2016 года Министерством культуры РФ был создан Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока). Не так давно, в мае 2018 года в нём открылась постоянная экспозиция «Творчество Николая и Святослава Рерихов».

Однако, её посетители и давние почитатели таланта Рерихов бьют тревогу. По их словам, наследие Рерихов в опасности. Картины, представленные здесь, это те же самые полотна, которые хранились в Музее Востока всё это время ещё до известных событий. Их состояние оставляет желать лучшего: царапины, грязные пятна, осыпающиеся темпера, вмятины. Взгляните, вот несколько снимков, сделанных одной неравнодушной посетительницей.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Как же так? Почему же такое отношение к бесценному наследию? Нужно сделать всё, чтобы сохранить великое национальное достояние!

Источник

Наследие рерихов что это

Основу коллекции предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства семьи Рерихов заложил сам Н.К. Рерих еще в ранней юности. Как правило, художник не может обходиться без произведений искусства, которые должны его окружать. Не был исключением и Н.К. Рерих. Известно, что еще в Петербурге Николай Константинович начал собирать коллекцию живописи «старых мастеров» Европы. Однако этим интересам художника не суждено было получить продолжение. После переворота, который совершили большевики в России в октябре 1917 года, семья Рерихов осталась в Финляндии, где в это время художник проходил реабилитацию после ухудшения здоровья, которое произошло в апреле 1917 года. Обострение отношений между Российской Советской Республикой и получившей независимость Финляндией привело к тому, что граница между странами была закрыта. Коллекция Н.К. Рериха осталась в его петроградской квартире, а затем перешла в Государственный Эрмитаж. В 1918 году семья уезжает из Финляндии и начинает долгие годы странствий по миру. Собирание предметов искусства на какой-то период отошло в тень. Однако уже во время пребывания в США в 1921–1923 гг. Н.К. Рерих возвращается к этому увлечению. В это время его интересы уже заметно смещаются в сторону Востока.

В 1923 году семья Н.К. Рериха перебирается в Индию, а в 1924 году начинается его многолетняя центральноазиатская экспедиция, в результате которой был получен обширный художественный и научный материал. С 1929 года художник с женой и старшим сыном обосновались в имении Нагар в долине Кулу на севере Индии, где продолжили дело собирательства.

В Государственном музее Востока хранится часть рериховского собрания, которую в 1977 году подарила американская гражданка Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, близкий друг и сотрудник семьи Рерихов.

В настоящее время в состав коллекции, хранящейся в ГМВ, входит более двухсот различных предметов:

– европейская и американская живопись – 16 произведений;

– русские и болгарские иконы – 10 предметов;

– индийская миниатюра – 18 листов;

– тханки (монгольские, тибетские, китайские) – 28 штук;

– алтарь буддийский с тханкой;

– культовая бронзовая скульптура (Индия, Китай, Непал, Тибет, Монголия, Юго-Восточная Азия) – 37 предметов;

– буддийские иконки в металлических футлярах (гау) – 3 штуки;

– фрагменты каменной скульптуры – 10 предметов;

– деревянная скульптура – 13 изделий;

– изделия из слоновой кости – 4 предмета;

– керамические изделия – 17 предметов;

– древнеегипетские предметы (ушебти, амулеты и пр.);

– фрагмент древнеримской каменной скульптуры;

– стеклянный сосуд из сирийского стекла;

– различные изделия декоративно-прикладного искусства из металла – 40 штук;

– изделия из полудрагоценных камней – 22 предмета;

– ткани, вышивки (Индия, Китай, Россия, Япония, Иран, Средняя Азия, Япония) – 12 предметов;

– ковровые изделия – 4 штуки;

В 2014 году эта часть коллекции Рерихов была опубликована в книге О.В. Румянцевой «Щедрый дар» (далее номера предметов соответствуют изданию). Однако системное научное описание и изучение данной коллекции еще только предстоят.

Предварительный анализ всей коллекции дает основание сделать несколько наблюдений.

Во-первых, коллекция очень разнородна как по составу – от древнеегипетских археологических предметов до американской живописи середины XX века, так и по материалу – от полудрагоценных камней до текстильных изделий.

Во-вторых, в коллекцию входят предметы, весьма различающиеся по своему значению. Это и очевидные музейные вещи (например, № 166 – голова Будды из Гандхары II–III вв.), и массовый материал – произведения восточного декоративно-прикладного искусства вплоть до современных сувенирных вещей (например, № 297 – чеканка с изображением Ганеши, Индия, начало XX в.), и чисто мемориальные предметы (например, памятная медаль к открытию Мастер-Билдинга в Нью-Йорке в 1929 году).

Между тем имеющаяся в ГМВ часть коллекции вполне точно отражает и жизненный путь Рерихов, и некоторые пристрастия как самого художника, так и членов его семьи, а также и близких сотрудников, принимавших участие в составлении этого собрания.

Так, увлечение и занятия археологией еще в юности отразились на интересе Н.К. Рериха к археологическим предметам. Ничего удивительного, что в составе коллекции есть несколько древнеегипетских изделий (скарабеи, ушебти и пр.), которые широко продавались как в антикварных магазинах, так и на аукционах вплоть до недавнего времени. Несколько античных керамических изделий (канфар, светильник и др.) также относятся к массовому материалу, не представляющему большой художественной или исторической ценности.

Пребывание Н.К. Рериха в США было важным этапом в его жизни и творческой биографии. Здесь у него сложился круг преданных последователей, с чьей помощью ему удалось создать целый ряд замечательных культурных учреждений и организаций. Известно, что Н.К. Рерих общался с широким кругом деятелей американского искусства, поэтому нет ничего удивительного, что в коллекции представлены живописные работы ряда американских художников того времени (№ 437, 422–450 – О. Пушманян, Ч. Райдер, У. Ли, Ф. Фрисеке, М. Бюль и др.). На вопрос, каким образом коллекция пополнилась работами итальянских художников (Е.К. Футе, К. Джиорни), еще предстоит ответить биографам Н.К. Рериха (№ 438–441). Французская гравюра и рисунок Ж. Беланжа (№ 434, 436; XVIII в.) говорят об устойчивом интересе к европейской художественной традиции. Однако следует прежде всего учитывать то, что эта часть коллекции составляла личное собрание К. Кэмпбелл, и несмотря на сам факт того, что она часто опиралась на рекомендации Рерихов (по большей части Святослава Николаевича), она, конечно же, часто приобретала произведения по своему собственному усмотрению.

Разнообразные восточные костюмы, имеющиеся в коллекции, использовались при создании портретов членов семьи или ближайших друзей (см., например: № 386 (Кафтан. Индия, XIX в.) и фотографию С.Н. Рериха в этом кафтане; № 388 (Курма. Китай, XVIII в.) и «Портрет К. Кэмпбелл в китайской курме», выполненный С.Н. Рерихом в 1926 г. Текстильные изделия могли служить в качестве драпировок при составлении живописных композиций.

По крещению в младенчестве Н.К. Рерих был православным христианином и много работал над произведениями для церковных зданий. Как теоретик искусства он стал одним из тех, кто утверждал художественную ценность средневековой русской иконописи в истории мировой живописи. Поэтому нет ничего удивительного, что в его коллекции находились и русские иконы (№ 365–370). В то же время наличие болгарских икон может быть связано с тем, что в православной иконописной традиции особое место занимает балканская школа, в которой выделяется болгарская иконопись (№ 371–373). Известно, что в конце 1920-х – начале 1930-х годов эти иконы располагались на стенах в комнате-часовне Сергия Радонежского в здании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Не исключено, что эти вещи проделали долгий путь по свету с Рерихами, прежде чем оказались в музейном собрании в Москве. Очевидно, что судьбу православных икон разделили два русских серебряных сосуда XVIII века (№ 247, 248).

В ходе европейских путешествий Рерихов их коллекция активно пополнялась новыми вещами. Так, столовый серебряный прибор на 12 персон в деревянном футляре фирмы Хенкок, Англия, датированный XIX веком, скорее всего, появился в семье во время проживания в Лондоне в 1920 году и использовался в быту. Кроме него, в коллекции музея хранятся другие утилитарные европейские вещи – ножницы (№ 279), вазы (№ 159, 160), а также предметы из других частей света – китайский курительный прибор (№ 275), трубка с фильтром для питья мате (№ 273) и прочее.

В коллекцию музея входит орден Креста и розы, который является традиционной наградой розенкрейцеров (№ 281). Вопрос о том, кто был награжден этим орденом, сам Н.К. Рерих или кто-то из его предков, пока остается открытым.

В состав коллекции включены разнообразные фарфоровые и керамические сосуды – от чаши для омовения кистей средневекового Китая до европейских ваз конца XIX – начала XX века.

Основную часть коллекции, хранящейся в ГМВ, составляют восточные произведения, прежде всего связанные с буддизмом. Они появились в этом собрании после центральноазиатской экспедиции, проходившей по северу Индии, Китаю, Монголии и Тибету. Во время путешествия был собран обширный материал, включающий ритуальные объекты (разнообразная бронзовая пластика, тханки и др.), ювелирные украшения, произведения декоративно-прикладного искусства и прочее. Особняком стоит фрагмент скульптуры – голова Будды, относящаяся к т. н. «гандхарскому искусству» и датируемая II–III вв. н. э. Этот фрагмент представляет собой классическую иконографию образа Будды, которая получила распространение в первых веках нашей эры на территории Кушанской империи. Гандхара (историко-культурный регион Индии) был одним из центров формирования антропоморфного образа Будды. Эта головка была приобретена К. Кэмпбелл, по-видимому, как обычно, по экспертному совету С.Н. Рериха.

Ю.Н. Рерих, известный востоковед и буддолог, уделял особое внимание собиранию буддийской бронзовой пластики. В той части коллекции, которая находится в ГМВ, хранится более 30 различных скульптурных изображений. В основном это типовые вещи XVIII–XIX вв. Вместе с тем в московской части коллекции находятся две бронзовые скульптуры, которые представляют научный интерес: алтарная композиция Манджушри с предстоящими и статуэтка Майтреи. Оба предмета вошли в коллективную монографию Э.В. Ганевской, А.Ф. Дубровина и Е.Д. Огневой «Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ» (М., 2004. С. 196–197). Авторы предложили следующие датировки и локализацию данных произведений: по их мнению, Манджушри с предстоящими датируется XIV–XV вв. и мог быть сделан в Западном Тибете (Непале?); Майтрея датируется XV в. и происходит из Тибета (Непала?).

Анализ репертуара бронзовой скульптуры, находящейся в коллекции, показывает, что особое внимание уделялось образу Тары – одному из наиболее популярных женских персонажей буддистского пантеона. Согласно одной из мифологических версий, Тара родилась из слезы Авалокитешвары (бодхисатвы созерцания) и является воплощением беспредельного сострадания.

Другую значительную часть коллекции составляют тханки в количестве 28 штук. Тханки нередко называют иконами, тогда как в буддийской ритуальной практике эти рисованные свитки играли лишь роль стимулятора при медитации. В собрании имеются тханки XVIII–XIX вв., в основном тибетские, в меньшем количестве – монгольские и китайские. Тханки представляют собой свиток хлопчатобумажной ткани или шелка, расписанный минеральными красками на специальном грунте из смеси клея и мела (каолина). Художник был обязан следовать иконометрическим и иконографическим канонам. После завершения работы над тханкой буддийские ламы совершали обряд освящения изображения. На оборотной стороне свитка лама ставил отпечатки своих ладоней и писал мантру. Чаще всего употребляли формулу «ом – ах – хум». Данный обряд зафиксирован на оборотной стороне тханки «Цокшин Будды Шакьямуни», выполненной в Тибете в XIX в. (№ 348). Обычно тханку обрамляли полосами шелка – красными и желтыми. Они символизировали радужное сияние, исходящее от изображения. Если тханка делалась по специальному заказу, то в качестве обрамления использовали парчу. Затем пришивалось более широкое обрамление, которое делалось по каноническим пропорциям к размерам. Первоначально тханка покрывалась тонкой шелковой завесой, которая должна была предохранять изображение от пыли и копоти.

Среди образов, которые встречаются на тханках из собрания Рерихов, Будда Шакьямуни, Амитабха, Манджушри, Ваджрапани, Падмапани и другие. Имеются две тханки с изображениями канонической сцены Цокшин (буквально: собрание дарующих прибежище). Подобные композиции имеют строгую иерархичность в расположении персонажей.

Большой интерес в коллекции представляет иллюстрация к астрологическому трактату «Вайдурья Карпо» («Гирлянда голубого берилла») из цикла «Калачакра» («Колесо времени»). Этот трактат был написан выдающимся ученым Десридой Сангьегьяцхо (1653–1705), который был регентом Далай-ламы V. «Калачакра» – астрологический календарь, который использовался для предсказания будущего и определения значения прошлого. Данная иллюстрация-таблица была выполнена в XIX веке.

Наряду с буддийскими тханками в коллекции имеется одна живопись на ткани, представляющая собой девятиярусную композицию с изображением индуистских богов (№ 363). Судя по иконографии, она была выполнена в Непале в XVI веке.

В коллекцию включены 18 индийских миниатюр. Часть из них относится к т. н. «могольской» школе. В нашем случае это портретные изображения вельмож и сановников различных рангов. Другая часть относится к т. н. школе «пахари» (горная). Эта школа получила развитие на севере Индии. Основу репертуара этой школы составляют сцены из шиваитской и вишнуитской мифологии. На нескольких миниатюрах изображены исторические персонажи, носящие в Индии легендарный характер, как, например, на миниатюре «Гуру Нанак с учениками».

В коллекцию входят ювелирные украшения (бусы, ожерелья, амулетницы, амулеты, броши, пояс, кольца и пр.) из различных регионов Востока: Центральной Азии, Индии, Тибета, Непала, Китая. Имеется группа шкатулок из Индии, Китая, Ирана, Центральной Азии.

Данная публикация на портале открывает широкое исследование коллекции Рерихов как с точки зрения истории искусства, так и в аспекте мемориального значения предметов.

По мере функционирования портала и проведения исследовательской работы как по отдельным произведениям, так и по группам вещей, информация в этом разделе будет дополняться и изменяться.

Источник

ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Навигация раздела Агни Йога

Содержание

Наследие и летопись семьи Рерихов. Структура наследия Рерихов. Электронный каталог наследия семьи Рерихов

Рериховское наследие – это комплекс созданных Рерихами и / или принадлежавших им произведений художественного, литературного, научного и иного творчества, включающий архивы, документы, рукописи, книги, фотографии, коллекции, мебель, предметы обстановки и быта, личные вещи и другие материальные предметы, строения, поместья, когда-либо принадлежавшие членам семьи Рерихов, их ближайшим родственникам и сотрудникам или созданным ими организациям и обществам, а также памятные места и маршруты их путешествий и экспедиций, а кроме того, не в последнюю очередь, и нематериальная составляющая: знания, методы, меры и практические подходы, система взглядов, ядром которой является целостное этико-философское Учение Живой Этики. 1)

О наследии Рерихов

Елена Ивановна Рерих всю свою сознательную жизнь получала одухотворенные послания от Учителей Человечества, которые составили серию книг Агни Йоги.

Святослав Николаевич Рерих русский и индийский художник, общественный деятель, почётный член Академии Художеств СССР (1978), является автором более 4.000 картин.

Художественное и литературное творчество Рерихов, их научная, исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были тесно связаны с идеями Живой Этики.

В данном разделе «Электронный каталог наследия семьи Рерихов» публикуются сведения об изданных книгах, созданных картинах, личных вещах семьи Рерихов, находящихся в различных музеях мира и частных коллекциях.

Если вы заметили какую-то неточность или можете чем-то дополнить данный каталог, вы можете самостоятельно отредактировать ту или иную статью. Желательно так же сделать ссылку на источник информации. Предварительно ознакомьтесь с правилами вики-разметки на данном сайте.

Структура наследия Рерихов

Электронный каталог наследия семьи Рерихов

Изданные произведения Н.К.Рериха (электронные версии)

Произведения Н.К.Рериха. Локальная копия

Вопросы каталогизации наследия Рерихов

«В своё время П.Ф. Беликов, весьма критически оценивавший свои исследовательские возможности, высказался примерно в том смысле, что его поколение исследователей передаст идущим на смену саму возможность такой работы, наметив лишь предварительные направления. И в наше время каталогизация Рериховского наследия только начата. И идёт она с увеличивающейся интенсивностью, хотя и разным качеством, практически во всём мире.

В архиве Музея Рериха в Нью-Йорке только в составе переписки Рерихов не менее 10.000 листов. А «вокруг» не менее 100.000 документов. И я ведь не упомянул о художественном творчестве, коллекциях, мемориальных вещах, реликвиях и пр. и пр.

Места хранения наследия Рерихов

Неполный стран и городов, где в организациях хранится та или иная часть Рериховского наследия:

Источник

Рериховское наследие

Проект призван объединить на одной площадке достоверную информацию о жизни, творчестве и наследии семьи Рерихов, включая биографические данные, произведения искусства, архивные документы и фотоматериалы, библиографические данные и т.п.

В настоящее время в пространстве интернета существует около 30 различных сайтов, так или иначе, популяризирующих наследие выдающегося русского художника и мыслителя Н.К. Рериха. Между тем, несмотря на наличие устойчивого интереса к творчеству Н.К. Рериха и многочисленным интернет ресурсам, в изучении и представлении его наследия до сих пор не сделан принципиальный шаг по объединению этих усилий.

Цель создания интернет-портала — вывести изучение и популяризацию рериховского наследия на качественно новый уровень

Новости

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока провел оцифровку архивных материалов семьи Рерихов.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

В Музее Рерихов (филиале Музея Востока) в рамках «Ночи искусств» подготовлена яркая программа.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

К 100-летию со дня основания Государственный музей Востока подготовил масштабную выставку работ Рерихов.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

16 августа 2018 года состоялось торжественное открытие восстановленного памятника в некрополе семьи Рерихов на Смоленском православном кладбище.

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

15 августа 2018 года В Музее Рерихов состоится встреча с Алисией Родригес, Президентом Международного комитета Знамени Мира.

Источник

Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Защита Наследия Рерихов|Факты и домыслы о Рерихах|В защиту Живой Этики|Церковь против Рерихов
О защите символики Рерихов|«Претенденты» на наследие|Охрана авторских прав Е.И. Рерих и МЦР
В защиту исполнителя Завещания С.Н. Рериха|Книги в защиту Рерихов|Интернет в защиту Рерихов
Рецензии на недобросовестные публикации

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

Наследие рерихов что это. Смотреть фото Наследие рерихов что это. Смотреть картинку Наследие рерихов что это. Картинка про Наследие рерихов что это. Фото Наследие рерихов что это

История наследия Рерихов в России: документальные свидетельства. Стеценко А.В., Журавихин П.М. МЦР, 2007 г.

Борьба за сохранность целостности Наследия Рерихов является для Международного Центра Рерихов (МЦР) неизменным долгом по выполнению воли Святослава Николаевича Рериха, последнего представителя великой семьи, передавшего в 1990 году общественной организации свою часть из богатейшего художественного, научного, духовно-философского, эпистолярного, литературного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов. Эти культурные ценности, собиравшиеся их самоотверженным трудом, предназначались России, ради которой Рерихи жили и трудились, ради которой, говоря словами Николая Константиновича, «перевидали и радости, и трудности, и опасности».

Проникнутое идеями Живой Этики, Наследие семьи Рерихов носит целостный характер: каждая его часть иллюстрирует, объясняет и углубляет все остальные. Именно поэтому неделимость Наследия являлась решающим условием его возвращения на Родину. Оно осуществлялось в два этапа: в 1957 году Ю.Н. Рерихом и в 1990 году С.Н. Рерихом. Таким образом, каждый из сыновей выполнил свою часть миссии по передаче России бесценного культурного достояния своих родителей.

Судьба Наследия Рерихов складывалась на Родине трудно и драматично. Главная причина состояла в новых мировоззренческих идеях, которые в нем содержались. Открывая новые возможности расширения наших познаний о человеке и мироздании эти идеи встречали упорное сопротивление представителей старого, отживающего сознания, яростно восстающего против всего нового, разрушающего привычные устоявшиеся догматы. Другой причиной являлось желание чиновников безраздельно распоряжаться всем, что находится в пределах государства Российского, вплоть до захвата не принадлежащего им имущества. Эти причины обусловили многие последующие трудности, связанные с созданием в России Музея имени Н.К. Рериха.

Борьба за Наследие стала разворачиваться после приезда Юрия Николаевича Рериха в СССР, в 1957 году. Он привез на Родину принадлежащую ему часть наследия родителей, которая включала более 500 картин Н.К. Рериха, бесценные коллекции и уникальный архив Центрально-Азиатской экспедиции, обширную личную библиотеку, часть фамильных коллекций (древнебуддийская живопись, древняя бронза), личные вещи Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

По замыслу Ю.Н. Рериха все это должно было стать основой Музея имени Н.К. Рериха, в котором в полном объеме могло быть собрано философско-художественное наследие семьи Рерихов, включая и часть, оставшуюся в распоряжении С.Н. Рериха в Индии, для сохранения, изучения и развития. С этой целью Юрий Николаевич начал переговоры с Министерством культуры СССР.

4 мая 1960 года, незадолго до внезапной смерти Юрия Николаевича, Министерство культуры СССР издало Приказ № 285, которым находящиеся на временном хранении картины, принадлежавшие Ю.Н. Рериху, распределялись по музеям СССР. Большая часть полотен передавалась Русскому музею и областной Новосибирской галерее. О создании автономной экспозиции картин Н.К. Рериха – главного условия Юрия Николаевича – даже не упоминалось [6] (документ). Это был безжалостный приговор стремлению Ю.Н. Рериха создать Музей имени своего отца в России.

21 мая 1960 г. Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался. Завещания он составить не успел. Ю.Н. Рерих не был женат и не имел детей, поэтому единственным наследником являлся его младший брат – Святослав Рерих. После внезапного ухода Ю.Н. Рериха из жизни чиновники Министерства культуры сделали все, чтобы не допустить С.Н. Рериха к вступлению в права наследственного имущества его брата. Признавая Святослава Рериха законным наследником, представители Минкульта давали ему пустые обещания уладить все формальности, связанные с вопросом его вступления в наследство. Между тем, пользуясь отсутствием Святослава Николаевича в стране, к оставшимся на квартире Ю.Н. Рериха культурным ценностям были допущены совершенно посторонние люди. В результате значительная часть бесценных культурных предметов, картин и рукописей семьи Рерихов подверглась разграблению.

Однако с 1961 г. упорное и завуалированное обещаниями противодействие чиновников не позволило Святославу Рериху войти в права наследства своего брата и должным образом распорядиться первой частью наследия родителей. Государство, в лице своих высоких должностных лиц, не только не желало создавать Музей имени Н.К. Рериха и допускать к наследству законного наследника – С.Н. Рериха, – обеспечивать сохранность уникальных художественных коллекций и архивных материалов, оставшихся на квартире его брата, но и отказывалось осуществлять контроль за их использованием. (Подробнее)

Возникает резонный вопрос – почему? Была ли это простая халатность, хорошо продуманная акция или кем-то преследовался определенный интерес? Когда-нибудь мы получим ответ на этот вопрос. Пока же, бесценные коллекции и научный архив, собранные Рерихами за долгие годы экспедиций, по вине государства подвергаются разграблению, что поставило их на грань уничтожения. (Подробнее)

Однако на этом драматические события, связанные с Наследием семьи Рерихов, не закончились. Чиновники попытались завладеть и другой его частью, которая хранилась у С.Н. Рериха. Отчасти им это удалось. Причем почерк в присвоении чужого имущества остался прежним. Об этом свидетельствует история коллекции 288 картин, завещанных С.Н. Рерихом Международному Центру Рерихов.

В 1978 году 296 полотен самого Святослава Николаевича и его знаменитого отца были переданы С.Н. Рерихом на временное хранение Министерству культуры СССР для проведения передвижных выставок в стране [10] (документ). В течение первых лет нахождения картин в СССР они выставлялись в ряде городов страны. Однако в 1989 году полотна, без согласия владельца – С.Н.Рериха – были поставлены «на временное хранение» в Государственном музее Востока (ГМВ) [11] (документ). Впоследствии 288 из них Святослав Николаевич завещал МЦР. Однако чиновники Минкультуры не хотели признавать этого обстоятельства. Полотна по-прежнему продолжали оставаться в ГМВ. Несмотря на все усилия, предпринятые Международным Центром Рерихов по возврату картин, и требования самого С.Н. Рериха, эта коллекция до сих пор не возвращена законному владельцу [12] (документ). Понимая, что государство не заинтересовано в создании нормальных условий для сохранения и популяризации наследия его семьи, Святослав Николаевич Рерих принимает решение создать негосударственный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве. В июне 1989 года в газете «Советская культура» было опубликовано его письмо под названием «Медлить нельзя!». В нем Святослав Николаевич четко и определенно изложил свою концепцию Центра-Музея, особо подчеркнув его статус как общественной организации, не зависящей ни от Министерства культуры, ни от Государственного музея Востока, и предложил на пост директора Центра-Музея Л.В. Шапошникову: «Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный» [13] (документ).

Для содержания Центра-Музея С.Н. Рерих предлагал создать общественный Фонд, а под размещение Центра-Музея Святослав Рерих выбрал старинную Усадьбу Лопухиных в центре Москвы. Именно выполнение этих условий Святослав Николаевич считал главным фактором для передачи в Россию принадлежащей ему обширной части наследия семьи Рерихов. Государство приняло предложения Святослава Николаевича.

4 ноября 1989 года вышло Правительственное Постановление о создании Советского Фонда Рерихов (СФР) и Центра-Музея имени Н.К. Рериха как основной базы Фонда [14] (документ). 28 ноября Мосгорисполком своим решением предоставил под размещение Фонда и Центра-Музея памятник культуры XVII – XIX вв. усадьбу Лопухиных. Убедившись, что государство выполнило взятые на себя обязательства, Святослав Николаевич пригласил в Индию для работы с наследием семьи Рерихов Л.В. Шапошникову [15] (документ), назначив ее своим доверенным лицом и распорядителем наследия.

19 марта 1990 года Святослав Николаевич Рерих передал принадлежащую ему часть культурного наследия родителей общественной организации – Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. переименованного в МЦР) – для будущего негосударственного Музея имени Н.К. Рериха. Несмотря на ожесточенное сопротивление госчиновников, такой Музей в России был создан. Его становление происходило в несколько этапов, каждый из которых явился красноречивой летописью самоотверженной и созидательной работы сотрудников МЦР в труднейших условиях российской действительности и чиновничьего произвола. В октябре 1997 года Музей имени Н.К. Рериха гостеприимно раскрыл двери для многочисленных посетителей со всего мира в Усадьбе Лопухиных, отреставрированной Международным Центром Рерихов. (Подробнее)

Музей имени Н.К. Рериха, в котором изучается и сохраняется часть духовно-культурного наследия наших выдающихся соотечественников, состоялся. Однако защита самого Музея и целостности его основы – Наследия Рерихов продолжилась с новой силой.

Исполняя свой долг перед Святославом Николаевичем Рерихом, Международный Центр Рерихов продолжал отстаивать его волю по возвращению в Музей имени Н.К. Рериха 288 картин, удерживаемых в Государственном музее Востока. Вопрос о возврате этой коллекции неоднократно поднимался представителями МЦР на встречах с министрами культуры, с завидным постоянством сменявшими друг друга. В 1999 году очередным министром культуры РФ был В.К. Егоров. Вопреки законным требованиям Международного Центра Рерихов о возврате картин и многочисленным обращениям по этому вопросу видных представителей отечественной культуры и науки, известных общественных деятелей ( Открытое письмо Министру культуры В.К. Егорову, письмо Д.С. Лихачева), министр В.К. Егоров издает приказ № 633 от 13 сентября 1999 года «О государственном учете музейных предметов». Этим приказом Министерство культуры пыталось придать законную основу противоправным действиям директора Государственного музея Востока В.А. Набатчикова по переводу в марте 1993 года с временного на постоянное хранение коллекции картин С.Н. Рериха, завещанной им Международному Центру Рерихов. Включение вышеупомянутой коллекции в состав музейного фонда Государственного музея Востокавыделялось откровенным беззаконием. Спустя 6 лет (!) после этого самоуправства министр культуры В.К.Егоров в своем приказе решил «подправить» этот промах и, ссылаясь на Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», подтверждал уже «правомерность включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации» коллекции картин С.Н. Рериха [16] (документ).

При этом министр своим приказом сам грубо нарушал положения данного Закона, в статье 13 которого сказано, что «В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности ».

Кроме того, в статье 8 закона сказано, что «включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ» должно производиться только Министерством культуры, только в установленном порядке и только после проведения соответствующей экспертизы. Кроме того, «Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» [17] (фрагмент документа) .

Ни одно из этих требований, необходимых для того, чтобы приказ министра культуры В.К. Егорова № 633 от 13 сентября 1999 г. имел законную силу, не было выполнено.

Согласно «Положению о Музейном фонде Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ, от 12 февраля 1998 года № 179 в федеральной собственности находятся только те музейные предметы и музейные коллекции, которые:

1) находились в федеральной собственности, т.е. в собственности бывшего СССР и РСФСР. А также приобретены за счет средств федерального бюджета;

2) приобретены государственными музеями за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо за счет иной формы приобретения.

Ничего из вышеперечисленного по отношению к коллекции С.Н. Рериха также не производилось, да и не могло производиться, так как владельцем картин являлся Святослав Николаевич Рерих, а не государство.

Но этот факт министра культуры В.К. Егорова не остановил. Отстаивая запятнанную честь ведомства, чиновник подписал приказ, целью которого было прикрыть беззакония государства и подведомственного ему Государственного музея Востока в отношении художественной коллекции С.Н. Рериха.

При этом министр в приказе № 633, вопреки сведениям владельца картин С.Н. Рериха, упорно указывает цифру в 282 произведения, предоставленную ему ГМВ.

В 2001 году, защищая волю дарителя, С.Н. Рериха, МЦР обратился в Московский арбитражный суд с иском о признании недействительным приказ министра культуры В.К. Егорова и о взыскании из незаконного владения 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов. В подтверждении своих прав Международный Центр Рерихов представил документы С.Н. Рериха, подтверждающие права МЦР на данную коллекцию. Однако на первом же судебном заседании МЦР в исковом заявлении было отказано на основании того, что в Уставе нашей организации отсутствовало положение о правопреемстве по отношению к Советскому Фонду Рерихов (СФР). Но именно этот пункт в 1993 году был изъят из Устава МЦР по требованию Министерства юстиции [18] (!) (документ) в результате развернутой компании, имевшей целью завладеть наследием, переданным С.Н. Рерихом Международному Центру Рерихов. (Подробнее)

Судьи, словно действуя по заранее согласованному плану, не обратили внимания ни на документы С.Н. Рериха, предъявленные МЦР, ни на грубые нарушения закона в оспариваемом приказе Минкультуры и отклонили требования МЦР.

Апелляция МЦР в Федеральный арбитражный суд Московского округа также не дала результатов. 9 октября 2001 г. этот суд оставил предыдущие судебные решения без изменений, а кассационную жалобу МЦР без удовлетворений. Это означало, что судебная власть открыто поддержала нарушение Министерством культуры всех норм права и оставило приказ министра культуры В.К. Егорова в силе. Картины, не принадлежащие Государственному музею Востока, остались в его запасниках.

Опасность втягивания в бесконечные судебные процессы была реальной. В этих условиях руководство Международного Центра Рерихов, понимая всю полноту ответственности за выполнение воли своего основателя, принимает решение использовать свои права на наследство С.Н. Рериха и подает заявление в Хамовнический суд г. Москвы об установлении факта принятия наследства после смерти С.Н. Рериха. Такой шаг давал возможность МЦР не только защитить Музей имени Н.К. Рериха, но и прекратить все притязания государства на сохраняемую в нем часть наследия Рерихов, завещанную Международному Центру Рерихов Святославом Николаевичем.

В октябре 2002 года в целях проверки законности нахождения в Государственном музее Востока коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, принадлежащих МЦР, руководство Международного Центра Рерихов обратилось к председателю Счетной палаты РФ С.В. Степашину. В своей просьбе представители МЦР ставили вопрос «о проверке фактического наличия в Государственном музее Востока картин указанной коллекции и соответствие их первоначальным правоустанавливающим документам» [24] (фрагмент документа), т.е. спискам самого С.Н. Рериха.

Предполагалось провести «Анализ правомерности документов по передаче коллекции Н.К. Рериха и С.Н. Рериха; установление их фактического наличия в Государственном музее Востока; соблюдение требований Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и других нормативных актов», в том числе «изучение и анализ документов по включению коллекции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в состав» государственной части Музейного фонда РФ. Проведенная таким образом проверка смогла бы легко установить многочисленные нарушения законодательства со стороны руководства ГМВ и Министерства культуры в отношении коллекции, в том числе и незаконность Приказа № 633 министра культуры В.К. Егорова. Также был бы дан ясный ответ на вопрос: почему руководство ГМВ настаивает на 282 картинах, находящихся в этом государственном музее, а не 288, как указал сам Святослав Николаевич, завещая их МЦР? К письму, кроме прочих документов, было приложено завещательное распоряжение С.Н. Рериха и приложен составленный им список картин, незаконно удерживаемых ГМВ. Кроме того, руководство МЦР передало членам комиссии Счетной палаты РФ дополнительные документы, свидетельствовавшие об отсутствии в ГМВ 46 картин [25] из этой коллекции С.Н. Рериха. В итоге Счетная палата РФ приняла решение о проверке.

О «качестве» экспертизы можно наглядно судить по «Акту проверки использования коллекции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в Государственном музее Востока», направленному в ГМВ [29] (фрагмент документа). В этом документе отражены явления удивительной трансформации рериховских полотен в запасниках государственного музея Востока. Так, например, картина С.Н. Рериха «Девика Рани Рерих» в приложении № 2 Акта проверки значится в размерах 137,5 х 92,0 см. [30] В приложении № 4 ее размер составляет уже 60 х 75 см. [31] П о выводам экспертов Счетной палаты размеры этого полотна – 52,5 х 57,5. В итоге разница в размерах картины «Девика Рани Рерих» между данными ГМВ и замерами экспертов составляет 85 см(!). А если бы эксперты Счетной палаты не проигнорировали списки самого автора полотна – С.Н. Рериха, – то убедились бы, что реальные размеры этой картины (163,0 х 114,0). [32] И тогда разница в несоответствии размеров достигает метра. (фрагменты документов)

Однако перед экспертами Счетной палаты, судя по всему, была поставлена иная задача. Достаточно отметить, что при сравнительном анализе списка картин, составленного С.Н. Рерихом, со списком Государственного музея Востока обнаружено более 60 расхождений (!) в размерах, названиях, основе написания и технике исполнения полотен. (Подробнее) Изучив отчет экспертов, руководство Международного Центра Рерихов отправило письмо в Счетную палату с просьбой продолжить проверку. Палата отказала в этом МЦР. (Подробнее)

Желая привлечь внимание к тревожной ситуации, сложившейся с картинами Рерихов в ГМВ, представители Международного Центра Рерихов обратились в Генеральную прокуратуру РФ. Но это ведомство, не только не захотело провести проверку законности нахождения в ГМВ коллекции принадлежащих С.Н. Рериху картин, но и осталось абсолютно равнодушным к сведениям об отсутствии целого ряда полотен из этой коллекции в Государственном музее Востока. Генпрокуратура даже не попыталась разобраться в существе вопроса. При этом чиновники этого ведомства в своем ответе МЦР, ссылаясь лишь на сведения ГМВ, вели речь о 282 картинах: «Установлено, что в 1978 г. из Болгарии в СССР в целях экспонирования на передвижных выставках в городах СССР были ввезены 282 картины Н.К. и С.Н. Рерихов из частной коллекции С.Н. Рериха ».

Подобный ответ можно расценить не иначе как явное уклонение Генеральной прокуратуры РФ от расследования истинного положения дел, связанных с возможным хищением из запасников государства большого количества бесценных культурных ценностей, при попустительстве Министерства культуры РФ и правоохранительных органов.

Нежелание проводить серьезное расследование, а также квалифицированную проверку законности нахождения картин в Государственном музее Востока, значительные расхождения, выявленные в документах ГМВ по результатам наших исследований, позволяют сделать вполне определенный и несомненный вывод – значительная часть картин Рерихов из коллекции Святослава Николаевича Рериха, переданных им в 1978 году Министерству культуры СССР на временное хранение, в ГМВ отсутствует, заменена копиями или совсем другими полотнами.

Господин М.Е. Швыдкой, нынешний руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК), являясь в те годы министром культуры РФ, предпринимал многочисленные попытки отменить справедливое решение Хамовнического суда г. Москвы от 6 августа 2002 года, признавшего МЦР наследником по завещанию С.Н. Рериха [36] (фрагмент документа).

В июле 2003 г. надзорная жалоба за подписью М.Е. Швыдкого поступила в надзорную инстанцию Президиума Мосгорсуда. Жалоба министра уже в самой своей формулировке содержала ложные утверждения, на основании которых Министерство культуры РФ объявляло себя представителем «государства – фактического собственника картин Рерихов», о которых М.Е. Швыдкой отзывался как о «культурных ценностях включенных в состав государственной части Музейного Фонда РФ». Все вышесказанное этим господином не соответствовало действительности. Подтверждением служит ответ, полученный спустя год из ведомства самого М.Е. Швыдкого [37] (фрагмент документа).

М.Е. Швыдкой требовал отменить решение Хамовнического суда г. Москвы от 6 августа 2002 года и оставить без рассмотрения заявление МЦР об установлении факта принятия наследственного имущества от С.Н. Рериха.При этом М.Е. Швыдкой не представил никаких документов, подтверждающих имущественные права государства на коллекцию С.Н. Рериха в ГМВ [38] (фрагмент документа).

Несмотря на это, жалоба М.Е. Швыдкого была принята в надзорную инстанцию Президиума Мосгорсуда, где рассматривалась пять (!) месяцев. В итоге административный ресурс и «телефонное право» взяли вверх.

18 декабря 2003 г. Президиум Мосгорсуда вынес решение, которое отменяло постановление Хамовнического суда г. Москвы от 6 августа 2002 года и направляло дело «на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда» [39] (фрагмент документа). Окончательно отказать в рассмотрении заявления МЦР о факте принятия наследства С.Н. Рериха, как просил М.Е. Швыдкой, судьи не решились.

В январе 2004 года Хамовнический суд приступил к повторному рассмотрению заявления МЦР о признании факта получения наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха. При этом Международный Центр Рерихов не ограничился передачей суду только документов С.Н. Рериха, подтверждающих права МЦР на эту часть наследия Н.К. и Е.И. Рерихов. Учитывая, что С.Н. Рерих являлся гражданином Индии и все документы в отношении наследия он оформил у индийского нотариуса, МЦР провел в Индии соответствующую правовую экспертизу по выявлению правового статуса этих документов в соответствии с индийскими законами. В полученном заключении старшего адвоката Верховного суда Индии г-на Д. Шармы (уполномоченного проводить экспертизы такого рода), документ, составленный Святославом Рерихом в 1990 г. «Архив и Наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве» [40] (документ), на основании международного права признавался завещанием С.Н. Рериха, а документ от 20 октября 1992 года, которым Святослав Рерих подтвердил права МЦР на наследие Рерихов [41] (документ) – дополнением к завещанию. Таким образом, оба эти документа составляют единое целое – Завещание Святослава Николаевича Рериха. Законным наследником переданной С.Н. Рерихом Советскому Фонду Рерихов части наследия его родителей согласно этому завещанию является Международный Центр Рерихов. Это заключение старшего адвоката Верховного суда Индии также было передано представителями МЦР в Хамовнический суд.

Что же представил суду представитель государства г-н Швыдкой, теперь уже руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК)? Суду был передан Акт № 54 [42] (документ) из Государственного музея Востока, утвержденный его директором В.А. Набатчиковым в 1993 году, полтора месяца после смерти Святослава Николаевича Рериха, о переводе коллекции С.Н. Рериха с временного хранения на постоянное.

Документ под тем же номером и датой уже представлялся Министерством культуры в Арбитражный суд РФ г. Москвы в 2001 году, когда на требование Международного Центра Рерихов о возврате 288 картин из ГМВ Министерство культуры пыталось доказать свои права на эту коллекцию. Отличие этих документов, однако, состоит в том, что эти два Акта под № 54, представленные один в 2001-м, а другой в 2004 году, имеют существенные различия: подписи на этих документах не совпадают, хотя фамилии стоят одни и те же. (Два Акта №54 в сравнении) Но главное, в этих двух актах с абсолютно идентичными порядковыми номерами картин у многих полотен не совпадают названия, даты их написания, размеры и техника исполнения! (Подробнее)

Казалось бы, речь идет об откровенном подлоге документов, представленных судьям. Но и это обстоятельство не было принято во внимание. Словно чья-то незримая могущественная рука вопреки фактам упорно проводила нужное М.Е. Швыдкому судебное решение.

Через год и 8 месяцев после начала повторных судебных заседаний состоялось печально знаменитое заседание Хамовнического суда. Это произошло 13 октября 2005 года. За несколько дней до судебного заседания без всяких на то оснований был сменен судья, а заранее представленное ходатайство МЦР о переносе даты суда не было принято. В итоге, в зале суда отсутствовали адвокат и представители МЦР, а также все заинтересованные лица, привлеченные судом к рассмотрению дела, за исключением единственного представителя от М.Е. Швыдкого. Тем не менее, федеральный судья Хамовнического суда Тюленев И.В. в нарушение всех законодательных норм принимает определение об отказе МЦР в рассмотрении заявления о признании факта получения наследственного имущества С.Н. Рериха. То, что в зале суда в тот день свершилось вопиющее беззаконие, ни у кого уже не вызывало сомнения, в том числе у коллегии судей Мосгорсуда, куда МЦР подал частную жалобу. (Подробнее)

12 января 2006 года по жалобе МЦР судебная коллегия Мосгорсуда отменила определение судьи И.В. Тюленева и вновь отправила дело в тот же Хамовнический суд на рассмотрение, третье.

С момента отмены первого решения Хамовнического суда, признавшего факт принятия МЦР наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха прошло уже три года. За это время Международный Центр Рерихов передал в суд дополнительные документы, подтверждающие его наследственные права. ФАКК понимая, что доказательства прав собственности на наследие С.Н. Рериха у него отсутствуют, вынуждено было подать заявление о выходе из судебного процесса в качестве заинтересованного лица. Это убедительное свидетельство того, что возглавляемое М.Е. Швыдким ведомство более не является представителем собственника (государства) картин Рерихов. Казалось бы, сняты все препятствия к окончательному признанию Международного Центра Рерихов законным наследником С.Н. Рериха. Но судья Хамовнического суда г. Москвы Т.Ю. Павлюкова (4-й по счету судья), начав рассматривать по существу заявление и документы МЦР, вскоре стала объявлять внезапные перерывы в судебных заседаниях. После одного из таких перерывов неожиданно для всех судья зачитала свое определение, в котором МЦР вновь было отказано в рассмотрении заявления?! МЦР вынужден был вновь обжаловать и это незаконное решение суда.

Пока еще не ясно, когда будет вынесено справедливое решение и будет ли оно окончательным. Но несомненно одно: череда противозаконных и абсурдных по своей сути определений суда наглядно свидетельствует о том, что есть облеченные властью силы, которые боятся допустить МЦР в права наследства С.Н. Рериха и в своем страхе «продавливают» нужные им судебные решения. Объяснение этому может быть одно: МЦР в качестве наследника С.Н. Рериха представляет угрозу публичного разоблачения

Тщательно скрывавшейся все эти годы информации о разграблении картин бесценного культурного достояния России – коллекции С.Н. Рериха в ГМВ – и ответственности за это высоких государственных чинов. Теперь нам понятно, почему С.Н. Рериха в свое время так и не допустили в права наследства его брата – Ю.Н. Рериха. Причина та же.

Мы знаем, что борьба за Наследие Рерихов и в будущем обещает быть бескомпромиссной и напряженной. Тем не менее, Международный Центр Рерихов на законных основаниях намерен до конца отстаивать волю своего основателя Святослава Николаевича Рериха и защищать величайшие культурные ценности, переданные Рерихами российскому народу.

1. Рерих Ю.Н. Письма: В 2 т. – М.: МЦР, 2002. – Т. 2. – С. 326.

3. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. № 4. Ед. хр. 861. Л. 40.

4. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. № 4. Ед. хр. 1313. Л. 92 – 93.

5. Опись произведений Н.К.Рериха, поступивших во временное хранение в Государственную Третьяковскую галерею // РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. № 4. Ед. хр. 861. Л. 14 – 28.

6. ГТГ. Ф. 8 IV. Оп. № 1. Ед. хр. 181. Л. 136.

7. Рерих С.Н. Письма: В 2 т. – М.: МЦР, 2005. – Т. 2. – С. 346 – 348.

8. Там же. – С. 358 – 359.

10. Акт передачи № 4193 от 2 ноября 1978 г.

11. Приказ МК СССР № 234 от 30.05.89. «О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н.Рерихов (коллекция С.Н.Рериха)».

12. Письмо С.Н.Рериха к Б.Н.Ельцину от 26 апреля 1992 г.

13. Рерих С.Н. «Медлить нельзя!» // Советская культура. 29 июля 1989 г.

14. Постановление Совета министров СССР № 950 от 4 ноября 1989 г.

15. Письмо С.Н.Рериха Угарову Б.С. от 24.11.1989.

16. Приказ министра культуры РФ В.К.Егорова от 13 сентября 1999 г.

17. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», № 54-Ф3 от 26 мая 1996 г.

18. Распоряжение № 23/16-01 зам. министра юстиции Г.Г.Черемных от 1 февраля 1993 г.

19. Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2001. Дело № Ф 40-12162/01-84-69.

20. Письмо из Минюста в МЦР от 10.10.01. № 08-1266.

21. Предупреждение Минюстиции РФ № 08/11046-Е.С. от 16.11.2001.

22. Рерих С.Н. «Медлить нельзя!» // Советская культура. 29 июля 1989 г.

23. Решение Хамовнического суда г. Москвы от 06.08.2002. Дело № 2-2319.

24. Письмо МЦР председателю Счетной палаты РФ С.В.Степашину № 583 от 16.10.2002.

25. На этот момент МЦР располагал сведениями об отсутствии только этого количества картин.

26. Письмо аудитора Счетной палаты РФ Ю.В.Воронина президенту МЦР Ю.М.Воронцову. 11 февраля 2003 г.

27. Письмо С.Н. Рериха к Б.Н.Ельцину от 20 апреля 1992 г.

28. Отчет о результатах проверки использования коллекции картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Государственном музее Востока. – С. 3 – 4.

29. Счетная палата РФ вх. № КШ-1694/12-4 от 31.12.2002. на 25 л., пр. 36 л.

30. Приложение № 2. Список № 1, п/н № 57.

31. Приложение № 4, п/н № 132.

32. Список картин, составленный С.Н.Рерихом.

33. Акт № 4123 от 2 ноября 1978 г.

34. Письмо аудитора Счетной палаты РФ Ю.В.Воронина президенту МЦР Ю.М.Воронцову. 11 февраля 2003 г.

35. Письмо заместителя начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Н.Я.Зябкиной. № 7/2-1-1392-93 от 12.03.2004.

36. Решение Хамовнического суда г. Москвы от 06.08.2002. Дело № 2-2319.

37. Письмо начальника управления культурного наследия, художественного образования и науки А.С.Колупаевой № 1359-20-07.1.

38. Надзорная жалоба министра культуры РФ М.Е.Швыдкого в Президиум Мосгорсуда от 2 июля 2003 г.

39. Определение Президиума Московского городского суда по надзорной жалобе министра культуры РФ М.Е.Швыдкого от 18.12.2003.

40. Подписан С.Н.Рерихом и нотариально заверен 19 марта 1990 года в Бангалоре (индия).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *