Настольные игры чем хороши
Зачем взрослые люди играют в настолки?
Содержание
Содержание
Спойлер: потому что это весело.
Настольные игры с начала своей истории были предметом культа, и в наши дни остаются популярным развлечением. И вовсе не только для детей. Говорим о настольных играх, где повышаются ставки, накаляются нервы, а победителю достаются все сокровища мира. С чего начать?
Заглянуть в коробку
Первое, что нужно знать о настольных играх — для них совершенно не обязателен стол. Скорее всего, первые настольные игры появились даже раньше, чем столы: в них можно было играть на земле и на любой относительно ровной поверхности. Это были игры с костями, глиняными табличками, деревянными и каменными фигурками, которые подбрасывались или выкладывались в определенном порядке. В древних цивилизациях Южной Америки, например, были распространены настольные игры-гонки, а славяне играли в «бирюльки» — так называлась целая группа игр с использованием мелких предметов сложной формы. Задача игроков состояла в том, чтобы «выудить» как можно больше фигур с помощью тонкого крючка.
Для настольных игр не нужен тяжелый инвентарь, оборудованная площадка и в большинстве случаев игрокам даже не понадобится двигаться с места.
Хорошая настольная игра может сдружить рабочий коллектив, спасти от скуки в долгом путешествии или поднять настроение, когда кажется, что лето в этом году никогда не начнется.
Тех, кому кажется, что настолки — развлечение для детей, разубедит история. Поскольку в античных настолках большую роль играл счастливый случай, древние люди придерживались принципа «игры — детям не игрушка». Многие игры имели сакральный, религиозный смысл, а их исход считался предзнаменованием. Определенным фигурам или комбинациям приписывались различные истолкования, и далеко не каждый имел право прикасаться к ящику, где хранился игровой набор. В наши дни культ игры продолжается.
Создать собственный мир
Бум на настольные ролевые игры начался в 1980-х и продолжается по сей день. Сериал «Очень странные дела», который весь собран из отсылок к культуре 1980-х, начинается со сцены, где четверо школьников играют в знаменитую настольную игру Dungeons and Dragons.
Ролевые настольные игры созданы на основе одноименных компьютерных игр и вселенных RPG, а также книг. Партии в них могут длиться месяцами, а кроме поля и фигур, в игре используются листы персонажа. В этих листах игроки указывают свои характеристики — уровень здоровья, магические и боевые способности, снаряжение, дополнительные бонусы, которые изменяются по ходу игры. Эти изменения определяются бросками костей, а также действиями самих игроков, которые влияют на все происходящее.
Партии в ролевых настольных играх могут длиться неделями и месяцами.
Важную роль в таких играх играет ведущий — «мастер», который описывает игровые ситуации.
Среди взрослых увлечение играми выходит на новый уровень, и в первую очередь это определяется экономически. Игровые мастера зарабатывают деньги за проведение модулей. Во многих городах, в том числе и в России, для них существуют курсы существуют школы мастеров. Реквизит тоже обходится недешево: например, цены на миниатюры Warhammer достигают десятков тысяч рублей. Кроме того, их коллекционируют и кастомизируют — навык росписи фигурок для настольной игры требует огромной усидчивости и внимательности к деталям.
Стать манчкином-терминатором
Именно эта жадность и желание стать самым крутым стали движущей силой игры. За время партии можно превратиться из человека в орка и обратно, умереть сто раз и собрать свое снаряжение заново, попросту стащив его у других героев. Участники собирают карты сокровищ и вступают в схватки с монстрами, чтобы пройти на максимальный уровень. В этом помогают не только свойства карт, но и стратегия самих игроков: они могут обманывать друг друга, устраивать засады и наживаться на чужих победах и поражениях. В игре нет поля, а для того, чтобы складывать карты, можно использовать коробку, поэтому играть в нее можно где угодно, даже в дороге.
Первое издание «Манчкина» сосредоточилось на клише из фэнтезийных игр, но с тех пор создатели выпустили дополнения в самых разных стилистиках: здесь есть пираты, супергерои, инопланетяне. Все колоды можно совмещать, поэтому в одной игре радиоактивный эльф может встретиться с зомби-детективом и образовать с ним команду… до тех пор, пока это будет им выгодно.
Не довольствоваться малым
Для тех, кто предпочитает наживаться системно, существуют экономические настольные игры. У них тоже богатая история: в XIX веке печатные настольные игры (в России их называли «картонажные») пришли в педагогику. С их помощью дети осваивали счет и чтение, изучали историю, географию, биологию, также знакомились с важными событиями современности, например, выставками достижений науки и искусства. В 1904 году американка Лиззи Меги придумала игру The Landlord’s Game, которая должна была познакомить детей с важностью труда и основами экономики. Спустя еще 30 лет патент на игру купили предприниматели братья Паркеры, которые превратили ее в известную нам «Монополию».
«Монополия» выпускает издания на разную тематику — от «Игры престолов» до «Гарри Поттера». Основа остается классической: квадратная доска, на которой по периметру обозначены «предприятия», кубики, набор карт и фишки. В специальных изданиях фишки всегда особенные — например, в «русской Монополии» есть матрешка и пуанты. Поэтому перед партией в «Монополию» убедитесь в том, что у вас есть достаточно места, чтобы разложить доску, и поверхность достаточно стабильная, чтобы фишки не слетали с игрового поля.
Если игровое поле «Монополии» кажется пройденным вдоль и поперек, можно перейти к играм, в которых есть поле генерируется каждый раз заново. К их числу принадлежит «Шакал», игра, которую придумали в России в 1970-х годах. В наборе игры более ста фишек, из которых складывается карта острова сокровищ. После создания острова начинается сбор сокровищ, в котором игрокам волей-неволей придется «шакалить». Все же когда речь идет о наживе, идти к победе придется по головам.
Такая воинственная обстановка игр на обогащение полезна с точки зрения психологии коллектива. Настольная игра на работе покажет, как сотрудники реагируют на стрессовые ситуации. Партия в дружеской компании — это способ «спустить пар» и побыть злобным манчкином. Тем более для этого не придется даже вставать с дивана.
Настольные игры. Какие они бывают и какую лучше выбрать?
Содержание
Содержание
Почему взрослые, серьезные люди играют в настольные игры, неужели это так весело? А если да, то как из сотен разных настолок выбрать ту, в которую будет интересно играть именно вам? Разбираемся, какие бывают настольные игры и что подобрать для начинающих игроков.
Мифы о настолках
Настольные игры овеяны невероятным количеством мифов и стереотипов. Кто-то считает их детской забавой. И тут спорить можно бесконечно, потому что есть игры, которые требуют напрягать мозги похлеще математических задачек. Где-то нужна логика и стратегическое мышление, как в «Монополии», где-то — хитрость и тактика, как в «Мафии». Есть крупные игры вроде D&D, построенные по масштабным вселенным, где запомнить все правила и детали — дело не одного дня. Ребенок с таким попросту не справится, да и ему не будет это интересно. В конце концов, немало игр промаркированы 18+ за счет специфического юмора или определенной тематики.
Касательно сложности настольных игр тоже существует стереотип, что играть в них нужно долго, правила учить сложно и «с порога» просто так не разберешься. Новичок боится входить в компании завсегдатаев настолок, опасаясь выглядеть по-дурацки и ничего не понять. Однако во многих современных играх любой разберется за 10-15 минут, а игровые сессии могут длиться около получаса — в самый раз, чтобы не надоесть, но познакомиться с миром игр.
Порой кажется, что для настольных игр обязательно большая компания. И тут где-то приуныл один интроверт. На самом деле, игры бывают разные, и на каждой всегда указано минимальное и рекомендованное количество игроков. В одних действительно необходим ведущий и много участников, а в другие можно играть вдвоем или вообще в одиночестве.
Самое главное в выборе игры — разобраться в жанрах и форматах. Индустрия настольных игр огромная, и можно как подыскать игру для любого случая, так и запутаться. Мы рекомендуем отталкиваться от того, для каких целей вы ищете настолку, а также от жанров игр.
Для первого знакомства
Свою самую первую игровую сессию лучше начинать либо с самых простых и коротких игр, либо с самых известных. Плохая и примитивная настолка может испортить все впечатление, так что пробовать больше и не захочется. Лучшие игры для знакомства с жанром обычно называют гейтами или гейтвэями.
Например, для общительной компании отлично подойдет «Мафия». Для логиков и тактиков — «Монополия». Для весельчаков — «Крокодил», «Имаджинариум», «Манчкин».
Для вечеринок (Патигейм)
Патигейм — простые и веселые игрушки специально для вечеринок, как понятно из названия. У них очень низкий порог вхождения — простые правила, можно в любой момент начать и закончить игровую сессию, много юмора и шуток, чтобы объединить компанию.
Экивоки, Alias, Базинга — похожие между собой игры, где нужно объяснять слова людям из своей команды. Для игры пригодятся эрудиция, находчивость, умение объяснять и понимать.
Имаджинариум, Диксит — игры-ассоциации. Здесь нужно загадывать слова так, чтобы другие игроки догадались. В этих играх тоже никуда без эрудиции, воображения, чувства юмора. Добавьте сюда еще немного харизмы и динамики, и получится отличная веселая вечеринка.
Jungle speed — «Дикие Джунгли». В этой игре в первую очередь важны ловкость и скорость реакции — нужно на скорость опознавать карты и забирать тотемы.
Дженга. Настольная игра без карточек, карт, костей и фишек. Вместо этого — башенка из деревянных брусочков. Ваша задача — вытаскивать брусочки так, чтобы башня не обвалилась. Нужна четкая координация, базовые законы физики, твердые руки и ровное дыхание!
Игры-детективы
Хороши для фанатов Агаты Кристи. Интересные, загадочные, витиеватые. Но есть у игр-детективов один существенный минус — из-за заранее предначертанного сюжета, эти игры чаще всего одноразовые. В них весело играть, когда вы впервые исследуете сюжетную загадку, но во второй раз, уже точно зная развязку, будет не так интересно.
Игры-детективы часто берут не столько интригой, сколько сеттингом. Они длинные — сессия может длится несколько часов, к игре поставляется много реквизита, а сеттинг подробный и разнообразный. Среди таких игр — «Место Преступления» или «Нераскрытое дело Шерлока Холмса».
Игры в стиле Мафии
Игры-детективы в реальном времени, в которых нужно найти среди игроков главного злодея или разгадать другую загадку. При этом самому нередко нужно скрываться и всеми силами оставаться неопознанным, чтобы вражеская команда вас не победила. В отличие от классических детективов здесь нет заранее заготовленного сюжета, поэтому каждая партия отыгрывается по-разному — сюжет вы строите сами вместе с компанией.
Самая известная и классическая игра жанра — как раз «Мафия». Но есть и другие игры-детективы, в которых встречаются иные механики и новые миры.
Бэнг! — детектив в стиле вестерна. Подробный мир и развитая механика погружают в игру с головой — здесь есть много игровых ролей, сюжетных веток. Есть даже очки здоровья. А еще тут нет никаких мирных жителей — сплошные бандиты и шерифы.
Spyfall — шпионская игра, в которой вы не только отгадываете своих врагов, но и выслеживаете их местоположение.
Финансы
«Денежные» игры — для самых усидчивых и логичных игроков. В таких играх нужно быть дальновидным стратегом, просчитывающим шаги далеко вперед — определять прибыль, предсказывать банкроство, вести переговоры. Симуляторы финансита типа «Монополии», «Экономикуса» и других игр несут под собой еще и неплохой образовательный потенциал. Причем не только для юных игроков, но и для взрослых.
Евроигры
Эти игры хороши для тех, кто никуда не торопится и готов отыгрывать партии долго и медитативно. Геймплей в основном заточен на развитие территории и добычу ресурсов. Евроигры подходят для интровертов, которые не готовы к харизматичному отыгрышу и театральным представлениям в духе «Мафии» или «Имаджинариума». Обычно они рассчитаны на 3-5 человек, но в некоторые игры можно играть и вдвоем. Яркие представители: Каркассон, Catan, Замки Бургундии.
Кооперативные с погружением
Ключевое слово — «погружение». Эти игры создавались для того, чтобы полностью перенести игроков в воображаемый мир и отключиться от реальности. Среди игр с погружением есть такие гиганты, как D&D, которые из настолки превратились в настоящий фанкульт: по вселенной Dungeons&Dragons создаются фильмы, компьютерные игры, проводятся фестивали, косплеи и так далее.
Игры с погружением — для увлеченных людей и фанатов, которые готовы не просто поиграть часок для разрядки, а сделать игру своим большим хобби. Основа таких игр — глубокие сюжетные повороты, серьезный сценарий и вдумчивый отыгрыш. Для этого, например, в D&D есть ведущий, которого называют Мастером. И который ведет игроков по сюжету.
Во многом, именно из-за D&D и появился миф о том, что настолки — это долго, сложно и только для отпетых фанатов.
Но даже среди кооперативов есть игры попроще D&D. Например, «Одержимость», «Гравити Фоллз» и другие бродилки, в которых гораздо легче запоминается механика и начать в них играть можно без многочасового экскурса в сеттинг.
Карточные дуэли
Многие настольные игры построены на карточках. Но если в одних карточки — только способ коммуникации, то в других — предмет культа, обожания и коллекционирования.
Например, знаменитый Magic: The Gathering, «Берсерк» и другие им подобные. Вы покупаете наборы случайных карт и собираете из них свою колоду. Есть наборы разной степени редкости. Личная колода — это и игровой инструмент, и коллекция, и фанатский фетиш. Чем круче колода и чем больше в ней редких карт, тем больше шансов победить не только на дуэли у соседа, но и в крупном турнире.
Есть карточные игры, в которых нет такой гонки за колодами и редкими картами. Здесь вы покупаете заранее определенный тематический набор карт и играете. «Карточные войны», «Финн против Джейка», «Звездные Империи» или юморная фэнтези-пародия «Манчкин» отлично подойдут для дуэлей.
Обучающие игры
И, наконец, мы подобрались к тому, что настольные игры могут быть и для детей тоже. Есть простые игры от 3, 6 или 10 лет, в которые не только можно, но и нужно играть именно с детьми! Обычно кроме игровой механики есть и образовательные элементы — азы математики, геометрии, русского языки, физики и так далее.
В играх для самых маленьких нужно угадывать числа, буквы или фигуры, для детей постарше — решать задачки. Ну, а с подростками уже вполне можно переходить и на взрослые игры типа «Монополии».
Перед покупкой игры для досуга с детьми и подростками, обращайте внимание на возрастные ограничения. В некоторых настольных играх могут встречаться жаргонные слова и изображения, которые вы можете посчитать недопустимыми для ребенка.
7 аргументов от учёных, почему стоит играть в настольные игры с детьми
Развивающий эффект настольных игр не сразу бросается в глаза. Подумаешь, люди сидят вокруг стола и время от времени выкрикивают: «Рыба!». Однако с точки зрения науки польза настолок так же велика, как и стопка валюты у победителя в «Монополию».
Настольная игра удобна. В неё можно играть всей семьёй, с друзьями и детьми и даже детьми друзей. Неважно, какая вокруг обстановка — купе поезда, мчащегося по БАМу, ваша кухня или номер в отеле — настольная игра всегда хороша и не занимает много места.
Когда ребёнок просит: «Ну поиграй со мной!», вам не нужно теряться в догадках, в кого из динозавров вы должны сейчас превратиться. Здесь есть чёткие правила, понятно, что делать с кубиком, и даже прабабушка разобралась, какая фишка сейчас ходит.
Игры из коробки обладают ещё одним достоинством: они могут серьёзно улучшить способности ребёнка в разных сферах. И если традиционное обучение предполагает дополнительные мотивации в виде кнутов и пряников, игра не требует принуждения: участвовать и соблюдать правила ребёнок решает добровольно.
Итак, чем же полезны все эти кубики и карточки и как использовать преимущества наиболее эффективно.
1. Математические навыки
Счёт ходов, очков, денег, точек, выпавших на двух кубиках, карточек с ресурсами для постройки деревни — то, что мимоходом проделывают в игре даже дошкольники. Почти все игры требуют хотя бы арифметического вычисления победителя. Существуют настолки с чётким прицелом в математику: в них дети тренируют логику («Сет») или отрабатывают навыки сложения в пределах десятка или сотни («Зевс на каникулах», «Спящие королевы»).
При этом развить способность к вычислениям можно даже в нарисованной от руки бродилке, уверяют учёные из Бостонского колледжа и Университета Карнеги Меллон. Исследователи сразились с детьми в «Желоба и лестницы» (у нас эта игра известна как «Змеи и лестницы»), после чего попросили реванш, а потом авторитетно сообщили, что играть просто так — ещё ничего не значит. Важно, как именно ребёнок ходит по полю: считает от одного или же прибавляет результат к уже отсчитанным полям, выполняя таким образом всё более сложные математические операции.
В общем, родителям, которые хотят помочь малышу продвинуться в обращении с числами или просто начали проигрывать, учёные рекомендуют обращать внимание на номера полей и переводить разговор к числовым осям.
2. Пространственное мышление
Кажется, между склонностью к настольной головоломке и умению парковаться посреди двух близко стоящих немецких машин нет ничего общего. Американские учёные Джеми Жиро из колледжа Родес и Нора Ньюкомб из университета Тэмпл считают, что такая связь есть. Исследователи проанализировали данные 847 детей в возрасте от 4 до 7 лет и сообщили, что настольные игры, пазлы и кубики очень здорово помогают прокачать пространственное мышление детей. Ни рисование, игры в игрушки, ни езда на велосипеде или самокате, ни рассказывание историй — хотя причём тут они? — не оказывали влияния на пространственный интеллект так, как бумажные пазлы.
На вооружение стоит взять и результаты вывода, которым огорошили учёные: те дети, которые в обыденной жизни играли в настолки, пазлы и кубики больше шести раз в неделю, победили в пространственном состязании тех, кто доставал коробки с настолками три-пять раз в неделю или вообще не трогал их никогда.
Это, конечно, не значит, что покупать настольную игру надо лишь с условием: «Сынок! Запомни: шесть раз в неделю! Не меньше!» Просто у нас появился новый повод радоваться, видя, как малыш пытается сложить пазл, изображающий чёрный квадрат, из 1000 кусочков.
3. Развитие речи и социальное взаимодействие
Даже если перед вами не игра, направленная на придумывание синонимов к слову «кордебалет», она всё равно положительно скажется на речевом развитии ребёнка. Недаром логопеды давно взяли это на вооружение и заманивают детей к себе в кабинет под благовидным предлогом — поиграть. Социологи же чаще говорят не конкретно о речевом развитии, а о более широких коммуникативных навыках, которые нам дарят настольные игры, то есть умение поладить с другими, договориться об очерёдности ходов, сторговаться по поводу цены на лес и не заплакать, когда победил не ты, а вон тот другой мерзкий мальчик. Само собой разумеется, коммуникативные навыки легче всего будет отточить, если ваша игра рассчитана не на одинокое медитативное раскладывание пасьянса, а на компанию конкурентов.
Есть игры, построенные не на соревновательности, а на командной работе (например, «Запретный остров» и «Запретная пустыня»). Это довольно новый и необычный для детского коллектива опыт: Вася сглупил, а мы все затонули. Но зато это наглядная демонстрация преимуществ групповой работы, и тренировка той самой способности решить, кто сейчас рискует и кто кого прикрывает.
4. Концентрация внимания, воли и подготовка к школе
Родителям, которым неочевидно, что все вышеперечисленное — полезные скилы, есть специальный пункт: да, игры не хуже подготовительной студии готовят ребёнка к школе. «Выполнение правил требует от ребёнка строго определённых действий, что повышает возможность формирования регулятивных умений и конкретных навыков, заложенных в игре», — загадочно выражаются доктор психологических наук Нина Салмина и кандидат психологических наук Ирина Тиханова в своём труде «Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр». Ребёнок, которому Марь Петровна 500 раз за урок успевает сказать: «Не вертись! Сиди смирно! Руки на парту сложи!», — удивительным образом сидит за столом с игровым полем два часа и дисциплинированно передвигает красный колпачок. Самоконтроль и умение сдерживать импульсы со временем превратятся в способность концентрироваться на учебных задачах.
5. Стратегическое мышление
В игре действие имеют выраженные последствия, причём эти последствия красноречиво сказываются на твоих результатах. Ты сейчас превратил коня в дамку и тем самым обрушил курс иены на бирже. Игра даёт некую закрытую среду, в которой, во-первых, не страшно действовать, а во-вторых, причинно-следственные связи легко отслеживаются даже за 20 минут. Это позволяет продумывать ходы наперёд, пытаться предсказать поведение противника и учиться на собственном опыте.
Несколько экспериментов американских учёных показали, что лучше всего дети работают головой, если они сопровождают свои действия объяснением: «Я выбрал фиолетовый домик, потому что он похож на ведьмину шляпу, но это оказалось ошибкой». Пытаясь объяснить свои поступки, ребёнок начинает анализировать, размышлять о скрытых механизмах собственного выбора и приходит к удивительному результату, который обнаруживают многие школьные педагоги: «Пока объяснял, сам понял». Поэтому к хорошей настольной игре должен прилагаться родитель, который всё время делает непонимающее лицо и вопрошает: «Зачем ты так сделал? Почему? Ну-ка поясни…».
6. Познавательные способности и творческое мышление
Познавательный интерес просыпается у ребёнка, когда отец вносит домой припорошенный снегом сверток. Внутри вполне может оказаться игрушка, с которой можно колонизировать новые земли («Колонизаторы»), вести сети железных дорог в разные страны («Ticket to Ride») или помогать силам природы («Эволюция»). Настолки часто содержат мощный образовательный элемент, который окажется тем сильнее, чем больше расскажет родитель о колонизации дальних стран трилобитами.
Чтобы видеть в пластиковом жёлтом вагончике паровоз, мчащийся в Румынию, понадобится образное мышление. Учёные из британского университета Оксфорд Брукс выяснили, что дети, которые задействуют в своих играх фантазию, обладают более сильным творческим потенциалом, чем те, кто продолжает настаивать, что на диване нет зелёных мохнатых человечков. Так что не расстраивайтесь, если ребёнок принёс в дополнение к математической игре мятую бумагу и сказал, что она тоже будет играть — наверное, у него сейчас сильно развивается творческая компонента.
7. Улучшение самочувствия
Самое поразительное, что, раскрывая ваш чемоданчик для покера, дети радостно садятся заниматься наукой. У них даже пропадает усталость, вызванная изнурительным предметом «Окружающий мир». Психологи считают, что привлекательность настольных игр зависит от возраста ребёнка. Дошкольника зацепит сюжетная тематика («спасти зайчика от ёжика», «слепить кошке пирожок») и образность игрового материала, то есть здесь будут важны фигурки людей, машин, а ладье пририсуют глазки. Чем старше будет ребёнок, тем больший интерес у него вызовет заданная игрой проблема: выйти из лабиринта, удержать рыбу на удочке, вытянуть 21. С развитием мотивации достижения все более значимым будет выигрыш. А это значит, что играть будет ещё интереснее.
Фото: iStockphoto (Laks-Art, Liderina, Roob, RoterPanther, kzenon, Bigandt_Photography, ocicekci, EvgeniiAnd)