Национальность долган что это

Исчезающие народы России: долганы

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе проживает уникальный тюркский народ – долганы. Долганы являются самым северным тюркским этносом и вместе с тем одним из наиболее малочисленных. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек.

Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера – саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.

Помимо этого, род Долган связывал себя и с другими долганскими родами: Донгот, Эдян и Каранто. С 1935 г. по 1959 г. в язык официальных документов, печати, радио входят названия «долганы», «тыа киhите» («человек тундры»), «дулган».

Основная часть долган продолжает именовать себя и соседних эвенков «тыа» или «тыа киhите».

Этногенез долган проходил под воздействием соседних народов. Главную роль в этом процессе сыграли тюрки-саха, что служит подтверждением тюркских корней долганской народности.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

В основе долганского языка лежит якутский язык, подвергшийся воздействию эвенкийского языка. Длительное изолированное развитие долганского языка усилило фонетические, морфологические, лексические его отличия от якутского языка.

Выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский, попигайский говоры.

Долганский язык имеет письменность на основе кириллицы.

В системе гласных имеются краткие и долгие, а также дифтонги (ïa, uo, ie, üö).

В лексике слова эвенкийского можно разбить на следующие группы: термины родства, оленеводческая терминология, названия жилища и его частей, названия одежды, промысловая терминология, названия животных, архаизмы, связанные с верованиями долган.

Слова русского происхождения попали в язык с развитием новых общественных отношений, появлением новых понятий, предметов хозяйственного и бытового обихода.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

Традиционные занятия долган – оленеводство и охота, а в отдельных районах – рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы – совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые – оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства.

Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой – в упряжке.

Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан – слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков).

Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца – ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

Традиционное кочевое жилище – конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом – укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой – оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок– прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри – ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти – семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.

Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках.

Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.

Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой – песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды – несколько удлиненный сзади подол.

Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги.

Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный – графитом.

В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий.

Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом.

Ели долганы в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.

Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева – владельцы больших стад оленей – в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы).

У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов.

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа – иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) – сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были.

Сказки о животных, волшебные и бытовые – наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди». Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов.

Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов.

Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым – ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане – металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца — вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей.

Музыкальные инструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) – ритуала общения с духами.

Долганы бережно сохраняют свой язык и культуру. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук.

В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган.

Источник

Новое в блогах

Коренные народы России. Долганы.

Долга́ны (самоназвание — долган, һака (саха), якут. тыа киһи) — тюркский народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра. Верующие — православные.

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с 16 века. В результате образовался долганский этнос. В мире проживает около 8 000 представителей народности.

Где живут

Основная часть долган населяет Российскую Федерацию, Красноярский край, а именно территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Проживают в Якутии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

Название

В течение длительного времени у народа не было общего названия, они называли себя по имени рода. Этноним «долган» произошел от названия эвенкийского рода народности, переводится как «средний, внутренний, срединный». С 1935 года официально было принято называть долган «саха». Другие наименования народа: «тыа-кихи», долган. Якуты называют их «тыа».

Язык

Говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков. Основан на якутском, подверженном воздействию эвенкийского. В долганском выделяют пять говоров:

Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан», была выпущена в 1973 году. В 1984 вышел букварь. Письменность на основе русского алфавита официально была принята в 1970 году. Периодически на долганском публикуются материалы в газете «Таймыр».

Религия

Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Позже, с приходом русских, приняли православие, проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали им свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы. Календарь долган был построен на православных святцах, специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни назвался «паскал».

Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Духи и божества делились на 3 категории:

Шаманы могли быть различными избранниками духов:

Почитали долганы «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Быть ими могли различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Существовала культовая скульптура из дерева.

Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством народа были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину — мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу — сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде, делали блюдо сагудай. Растения почти не входили в рацион народа. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

Долганы больше относятся внешне к тунгусскому типу, нежели к якутскому. У них продолговатое лицо, высокий лоб, добродушное, серьезное выражение лица. Женщины и девушки отличаются пылким характером и красотой. И мужчины, и женщины волосы заплетали в косы, носили на голове наличник из бисера.

Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Спереди по поясу, вдоль пол одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя.

Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника. Унты женские и мужские украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными вставками. Верхнюю часть шили из сукна красного цвета 12 см шириной, расшивали его бисером, узором «розетка», которая чередуется с узорными вертикальными полосами. Камусы для обуви выбирали очень темного или белого цвета.

В унтайки для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной шкуры оленя. Детская обувь отличалась краем носовой части, которая была округлой формы, как лопатка. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры, внутрь мехом. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы

Основная часть народа к 1920-м годам жила в «станках» — маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром. Когда наступала весна, семьи собирались в кочевые группы, у каждой была своя территория. Осенью группы распадались на отдельные семьи, которые до времени возвращения в станки кочевали, занимались охотой на песца, дикого оленя. Зимовали в лесотундре, немного отступая от границы леса к югу, летом переходили немного севернее.

Семьи долган были патриархальными, в основном малые. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа. Раньше мужчины могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такой обычай уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя, дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. Охота на оленя с помощью кожаной сети была заимствована у нганасан. На песца ходили с ловушками (пас).

Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа. Но оленей запрягали и сидели в нартах совсем по-другому. Собак использовали пастушеских.

Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей, рукояток. Женщины занимались пошивом и выделкой одежды.

Жили долганы в нескольких типах жилища:

Мобильное жилище долган-оленеводов, нартенный чум (балок) — каркасное жилище, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента, парусины. Жилище перевозили из одного стойбища на другое в упряжке из 5 или 7 оленей.

Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. В местностях, где мало леса, оленеводы полностью перевозили жилище, затем за несколько минут устанавливали его на новом месте. В зависимости от времени года и наличия материала, покрышки были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом использовали ровдугу, бересту. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных, корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище покрывали двойными, чтобы мех был внутри и снаружи.

Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую — слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

С начала 20 века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что это

В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

Источник

Долганы – оленеводы с казачьими фамилиями

Россию можно сравнить с огромным ларцом. Если приоткрыть его хоть немного, увидим, какое многообразие культур и народов находятся в нём. Давайте сейчас сделаем именно это и познакомимся с долганами, тюркской народностью, что является самой северной среди своих собратьев, ведь живёт в Красноярском крае. Как их предки оказались в этих местах? Что может рассказать нам судьба этих людей?

Народ, который не замечали

Сегодня долганы населяют Таймырский автономный округ, а их численность не может радовать – на сегодня число представителей этого народа не превышает семитысячный показатель. Как видим, даже в наше время долганы сталкиваются со сложностью сохранения своего народа, однако в прошлом проблем было не меньше.

Достаточно долго народ считался не отдельным племенем, а лишь одной из ветвей тюрок-саха. Лишь после присоединения Восточной Сибири к России учёные заметили различие между саха и долганами, выделив последним отдельное место среди родственных этносов. Когда же появились долганы? Именно из-за вышеописанных событий сложно назвать период появления народа. Согласитесь, появление слова «долганы» в источниках и формирование их как народа – всё-таки разные вещи.

Сложности определения родства

Как предполагают исследователи, говорить о долганах как об отдельной народности следует с XIX века, а значит, её представители принадлежат к молодому этносу. Несмотря на это, свою культуру долганы переняли от далёких предков.

В XVIII-XIX веках крестьяне, населявшие тундру, эвенки и якуты, проживавшие в долинах рук Лена и Оленёк, переселяются на современную родину долган. Несколько народов превратились в смесь, что привела к созданию нового племени, а именно – долган.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что этоДолган / Фотограф Александр Хамишин / Проект «Мир в лицах»

Впрочем, не всё так однозначно. Хочу сослаться на несколько источников, в которых о происхождении долган высказаны совершенно противоположные теории. В словаре Брокгауза и Эфрона долганы подаются как тунгусский народ, на которого сильное влияние оказали якуты. А вот учёный В.Ушницкий высказывает иную гипотезу. Он отмечал, что о появлении долганского народа есть две точки зрения:

Народ «середины»

На мой взгляд, вернее всего в вопросе родства долган было бы обратиться к ним самим. Что примечательно, долганы никогда не называли себя тунгусами или якутами. Чаще всего племя именовалось именем родоначальника, что указывало на родственные связи отдельных общин. Термин «долган» ввели не сами долганы, а русские историки, изучавшие их.

Слово это переводится как «средний», и в нём, как мне кажется, заключается истина о становлении народности. По всей видимости, долганы стали той «золотой серединой», промежуточным звеном в становлении новых народов, произошедших от якутов и тунгусов. Кое-что долганы в точности сохранили, а что-то в их культуре стало совершенно самостоятельным явлением.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что этоВ чуме у долган / circumarctic.com

Немного якуты, немного русские

Основой долганского языка является якутское наречие, что тоже весьма красноречиво говорит о родстве двух народов. Сегодня в лексиконе долган можно заметить много русских слов. Такие языковые изменения стали происходить после установления тесных отношений с русским народом. Это же повлияло на самые разные сферы жизни.

Прежде язычники, долганы согласились принять православие, которое принесли в их земли казаки, приехавшие на работы в северный край. Позднее смешивающиеся народы стали с лёгкостью сочетать элементы друг друга в быту и культуре. Например, большинство предметов хозяйства долганы называют по-русски, а некоторые семьи их носят казачьи фамилии – Жарков, Чуприн, Кудряков.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что этоДолганский фольклорный ансамбль «Хэйро» / © пресс-служба Таймырского муниципального района

Вымирают ли долганы?

Современные долганы продолжают дела своих предков – торговлю оленеводства, занятие ремёслами. Неужели этот народ находится на грани исчезновения? Наиболее точный ответ на этот вопрос даёт статистика переписи населения. Да, сегодня долган насчитывается не более 7000 человек, но так ли плачевна ситуация? Сравните: в 1926 году долган было всего 656 человек, а к 1980 году их число достигло 5000, со временем понемногу увеличиваясь.

Все эти факты говорят о том, что преждевременно причислять долган к народам, которые скоро исчезнут с нашей планеты. Напротив – я уверена, что жителей северного края ждёт будущее, которое поможет им открыть новые краски своей культуры. Интерес к долганским традициям сейчас возрастает, ведь они – одно из сокровищ, хранящихся в «ларце» – России.

Национальность долган что это. Смотреть фото Национальность долган что это. Смотреть картинку Национальность долган что это. Картинка про Национальность долган что это. Фото Национальность долган что этоПеревозные чумы, Анабарский Район, Якутия, Сибирь, 2018 год / © Джимми Нельсон

За свой недолгий век долганский народ изменил свои верования и уклад жизни. Эти люди показали чудеса стойкости и умения приспосабливаться к жизненным переменам и сложным испытаниям. Разве не эти качества помогают племени не только выживать, но и утверждаться на своей земле? У долган они врождённые, а значит, путь в будущее открыт для малочисленного, но уверенного в себе народа.

Редактор: Дмитрий Данте

Фото с обложки: автор Джимми Нельсон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *