Научная фантастика и фантастика в чем отличие
Чем отличается фэнтези от фантастики?
Если перечислить главные бестселлеры, вышедшие за последние лет десять-двадцать, и затем обозначить их жанры, то подавляющее большинство названий окажется в разделе «Фэнтези». «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Сумерки» С. Майер, «Дозоры» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.
При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.
Сходства и различии фэнтези от фантастики коротко в таблице
Пункты сравнения | Фэнтези | Фантастика |
Мир | Уникальный, со своими законами | Похож на реальность либо на предсказания ученых |
Законы существования | Иррациональные, часто есть сверхъестественные силы, магия | Рациональные, строгое научное обоснование |
Развитие героя | Легко прослеживается | Может быть, как в фэнтези, а может и отсутствовать |
Время действия | Прошлое или настоящее | Будущее |
Главная идея | Общечеловеческие вопросы о нравственности и добре | Может совпадать с фэнтези либо быть более узко-философской |
Противостояние сил добра и зла
Для научной фантастики либо не характерно такое противостояние, либо же оно выражено менее однозначно. В конце перед читателем чаще всего оказывается вопрос без ответа: кто прав и как лучше было поступать.
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Чем отличается фэнтези от научной фантастики
Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же «Понедельник начинается в субботу».
Законы, действующие в мире
В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.
Главная отличительная особенность фэнтези
Неудивительно, что в наш век научного объяснения всего и полной рациональности в жизни, на первый план выходит уже не научная фантастика, а фэнтези. Слишком много науки во всем уже приелось, для отдыха человеку требуется свободно помечтать, не обосновывая свои фантазии и не поверяя лирику математикой.
Это прекрасная отличительная черта фэнтези, главная изюминка, которая привлекает к жанру множество поклонников. Будущему писателю стоит помнить об этом и не привносить излишние объяснения из чуждой научной области. Вообще не стоит стараться все объяснить читателю, оставьте место для его воображения.
Развитие героев
Фэнтези роднит со сказкой еще и то, как развиваются главные герои на протяжении всех перипетий и приключений, выпадающих на их долю. Как Иванушка-дурачок становится в конце сказки Иваном-царевичем, так и герой фэнтези очень часто меняется кардинальным образом в лучшую сторону.
Читатель радуется, сопереживая изменениям героя, возможно, даже переживает собственные мечты об изменении себя и жизни. Дайте же ему почувствовать это благодаря вашей книге! Пусть трудности закаляют героев, а нравственный выбор помогает становиться мудрее, ведь именно это привлекает многих людей к жанру фэнтези.
Чем герои научной фантастики отличаются от героев фэнтези
Научная фантастика намного реже показывает весь путь становления героя от начала и до конца. Гораздо чаще характеры персонажей изначально заданы и почти не меняются со временем, все сосредоточено на действии или же рациональных объяснениях.
«Между прошлым и будущим…»
Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ.
Не зря ведь Жюль Верн в своих произведениях предвосхитил открытие вертолета и подводной лодки, Герберт Уэллс описал космическую ракету и межпланетные перелеты задолго до их технической разработки, а Нил Стивенсон стал первым, кто вообразил себе мир виртуальной реальности.
Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе
Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.
Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.
Социальные инновации
Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас. Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире.
Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.
Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей
Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.
Исторический подход
Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.
Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра
Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.
Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.
Мечты становятся новой реальностью
Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.
Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.
В чем разница между фантастикой и фэнтези
Научная фантастика — это литература, которая показывает представленный мир, нереальный с точки зрения читателя и основанный на фантастических допущениях в области науки.
Фэнтези-литература отличается от научной фантастики тем, что в ней происходят сверхъестественные явления и все необъяснимое объясняется магией. Оба эти жанра подпадают под понятие фантастика.
Существует еще поджанр «Космическая опера», который представляет собой нечто среднее между научной фантастикой и фэнтези. Лучший пример — «Звездные войны», действие в котором разворачиваются в будущем с помощью современных технологий, но магия там тоже существует. В таких произведениях есть элементы как научной фантастики, так и фэнтези.
Различия между научной фантастикой и фэнтези: подробно
Наиболее подходящие слова, иллюстрирующие различия между мирами двух этих жанров, были произнесены Станиславом Лемом: «Если герой летает на ковре-самолете, у нас есть фэнтези, а если он сидит на антигравитационном табурете, то научная фантастика».
Разницу между научной фантастикой и фэнтези легче всего наблюдать на примере технологических различий. Мир, представленный в фэнтези, напоминает средневековье, крестьяне в нем работают своими руками, лопатами и вилами, они не используют машины, потому что у них нет соответствующей техники.
Еще одно видимое технологическое различие — способ путешествовать, в произведениях жанра фэнтези герои большую часть времени передвигаются на лошадях, но они также часто вынуждены совершать долгие и трудные пешие походы. Возможны также и более необычные путешествия, например, полет на ковре-самолете.
В научно-фантастических романах путешествия происходят совершенно иначе. Космические корабли в книге Станислава Лема представляют собой тесные неудобные контейнеры, а в «Черных океанах» фантаста Дукая путешествия происходят с помощью комфортабельных, технологически продвинутых кораблей.
Несмотря на то, что технологии в фэнтези не очень развиты, в этом жанре есть иная сила. Это магия, считающаяся ересью и подавляемая инквизиторами. Такая литература, как правило, мифологична, в ней обычно присутствуют разные мифические существа: эльфы, ведьмы, гномы, драконы, маги. В фантастике за основу взята реальность, но при этом имеют место определенные допущения, например мутации, путешествия во времени и т. д.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что различий между жанрами больше, чем сходства. Хотя оба жанра относятся к фантастической литературе, между ними существует постоянный конфликт. Сторонники научной фантастики говорят, что у читателей фэнтези задача проще, потому что магия просто существует и ее не нужно понимать, а фанаты фэнтези смеются над утверждением, что научная фантастика лучше, потому что она говорит о будущем и науке.
Жанры фантастики и фэнтези. Дмитрий Семенов
Жанры фантастики и фэнтези
Клуб Тринадцатое Убежище
ЖАНРЫ ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
( анотация с электронной библиотеки фантастики и фэнтези от © ООО «Интерлинк Медиа»)
Данная библиотека записана на дисках и их можно приобрести в том числе и через интернет. Любому любителю фантастики это не помешает, так как указанные ниже книги на ней есть. Извините за рекламу но авторские права именно у создателей этой библиотеки, а не у меня.Жаль запамятовал ссылку а то бы и ее разместил.
Дмитрий Александрович Семёнов
Как известно, Фантастика включает в себя два обширных направления — Фэнтези и НФ
(научная фантастика или SCI-FI — science fiction). Сами же эти два жанра
дробятся на многие другие. Приведённые ниже примеры наиболее известных
произведений, а так же масса иных работ обоих направлений представлены на диске.
Стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели
ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев,
физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и
ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и
благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В
отличие от Эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично
героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези
распространена форма повести и короткого рассказа.
Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого
поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии
породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Фред Саберхаген, Ларри Нивен) и
прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Роберт Джордан,
Пол Андерсон).
Наиболее известные примеры:
— Роберт Э. Говард — серия произведений о Конане-варваре.
— Пол Андерсон — «Сломаный меч», «Три сердца и три льва».
— Майкл Муркок — «Сага об Эльрике», «Рунный посох», «Хроники Корума».
— Дэвид Геммелл — «Дреннайский цикл».
— Глен Кук — «Чёрный отряд».
— Роберт Хайнлайн — «Дорога славы» («Дорога доблести»)
— Элизабет Мун — «Сага о Паксеннарион».
— Мария Семенова — «Волкодав».
— Стэн Николс — «Орки. Первая Кровь».
Произведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях,
написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба
героев с врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами.
События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где
происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как
минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с
описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является квест (Миссия)
главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих
томов. Поскольку герои занимают в конфликте определенную сторону условного добра,
борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои четко делятся на
положительных и отрицательных. Первым произведением и классикой эпического
фэнтези считается «Властелин Колец» Толкиена. Многие из использованных Толкиеным
сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного
подражания (Терри Брукс). Крупнейшими представителями современного поджанра
считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, Дэвид Эддингс, Раймонд Фэйст.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошел от борьбы
добра и зла, породив близкую к историческому роману, жесткую и натуралистичную
разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «Постмодернистское фэнтези»
(Джордж Мартин, Анджей Сапковский).
Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) —
поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики
в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем cредневековье.
Тёмная cторона магии — Dark fantasy
Каков, например, канон эпика? Имеется некий мир, живущий нормальной жизнью. Но
вот объявляется Вселенское зло…
А вот в тёмном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления
воспринимаются обывателями как должное. Некромант гадает по внутренностям
выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья
принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с
гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в
человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше
приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку…
Наиболее известные примеры:
— Терри Брукс — «Слово и Пустота».
— Стивен Кинг — «Тёмная башня».
— Глен Кук — «Чёрный отряд»
— Урсула ле Гуин — Шкатулка, в которой была тьма.
— Танит Ли
— Андрей Дашков — «Войны некромантов»
— Дмитрий Казаков — рассказ «Дитя света» («перевёрнутый» мир в котором его
жители живут — Ночью и боятся дня, потому что когда наступает рассвет на охоту
вылетают вампирические
— Дети Света)
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во
вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда
является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» fantasy могут иметь
любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является
концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованой под партию из
ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для
сеттинга, например в части применения волшебниками заклинаний.
Наиболее известные примеры:
— Трейси Хикмен и Маргарет Уэйс — создатели вселенной Dragonlance.
— Роберт Сальваторе — книжные сериалы по вселенной Forgotten Realms («Долина
Ледяного
— Ветра», «Тёмный Эльф», «Клерик»).
— Элейн Каннингем — книжные сериалы по вселенной Forgotten Realms («Дочь Дроу»,
«Арфисты»)
— Эд Гринвуд — создатель вселенной Forgotten Realms.
— Трой Деннинг
Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит
в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с
добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа.
Наиболее известные примеры:
— Гарри Тертлдав — «Хроники Легиона» («Видесс»).
— Анджей Сапковский — «Сага о Рейневане».
— Святослав Логинов — «Колодезь»,
— Сергей Лукьяненко — дилогия «Искатели неба».
— Мэри Стюарт — «Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство», (альтернативный
вариант истории Мерлина и Короля Артура).
Наиболее известные примеры:
— Урсула ле Гуин — «Планета Роканнона» (Планета изгнания).
— Джон Бойнтон Пристли — «31 июня».
— Роберт Ф. Янг — «Срубить дерево», «На реке», «У начала времен»
Юмористическое (ироническое) фэнтези
Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто
высмеиваются штампы фэнтези.
Наиболее известные примеры:
— Терри Пратчетт — «Плоский мир».
— Роберт Асприн — Серия «Мифы».
— Генри Каттнер и Кэтрин Мур — «Хогбены и все-все-все», «Жилищный вопрос», «Самая
большая любовь».
— Пирс Энтони — Серия «Ксанф».
— Клиффорд Саймак — «Заповедник гоблинов».
— Макс Фрай — «Лабиринты Ехо».
— Михаил Успенский — «Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать»,
«Белый хрен в конопляном поле», «Невинная девушка с мешком золота» и др.
— Андрей Белянин — «Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» и др.
— Евгений Лукин — «Катали мы ваше Солнце».
Пародия на фэнтези
Обычно пародируются малоизвестными авторами произведения классиков жанра.
Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений.
Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный псевдоним.
Наиболее известные примеры:
— Дуглас Кенни, Генри К. Бэрд — Тошнит от колец.
— Дмитрий Емец — Таня Гроттер.
— С. О. Рокдевятый (Алексей Свиридов) — Звирьмариллион.
Фэнтези без магии или с естественным объяснением магии
В этом жанре магия или отсутствует, или же только кажущаяся, то есть имеет
строго научное объяснение.
Наиболее известные примеры:
— Урсула ле Гуин — «Порог» (философская фэнтези, параллельный мир).
— Ларри Нивен — «Летающие колдуны» (ироническая фэнтези).
— Роберт Сильверберг — «Царь Гильгамеш» (древнеисторическая шумерское фэнтези).
— Пол Стюарт, Крис Риддел — «За темными лесами», «Воздушные пираты» (детская
фэнтези).
Технофэнтези — жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий мир в котором бок о
бок соседствуют технология и магия. Жанр имеет несколько вариаций миров.
Действие может происходить в мире, который казалось бы ничем не отличается от
нашего, но в котором магия и сказочные существа живут вместе с обычными людьми
Книги: «Операция ХАОС» (автор: Пол Андерсон), «Дочь железного дракона» (автор:
Майкл Суэнвик).
В фэнтезийном мире царит технология…
Книги: «Кибериада» (автор: С. Лем)
Мир на первый взгляд представляет собой классичесий мир фэнтези, где технология
присутствует только в виде артефактов давно погибшей технократической
цивилизации.
Книги: Летописи Шаннары (автор: Терри Брукс).
Видеоигры: Серия JRPG видеоигр «Final Fantasy», «Crono Trigger»
Мир в котором царит технология, а магия является почти утраченым наследием
прошлого.
Кино: Одним из самых ярких произведений этого направления является киносага «Звездные
войны» Джорджа Лукаса.«
Существуют два или несколько паралельных миров в одном из которых цивилизация
пошла по технократическому пути, а в другом правит магия. Герои одного мира
попадают в другой.
Книги: «Девять Принцев Амбера» (автор: Р. Желязны), «Чужие пространства» (автор:
Е. Гуляковский), «Марсианские империи» (автор: Э. Р. Берроуз).
Нау?чная фанта?стика (НФ) (от греч. phantastike — искусство воображать) — жанр в
литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной
или исторической реальности по крайней мере в одном значимом отношении. Отличие
может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим, т. д., но
не магическим.
В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических
изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты,
робототехника и т. д.
Так же в отличии от Фэнтези, книги НФ не разделяются сами на множество отдельных
направлений, а, скорее, каждое произведение SCI-FI может включать в себя
несколько характерных аспектов.
Яркие представители: Иван Антонович Ефремов, Александр Романович Беляев, Айзек
Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк
Наиболее важными поджанрами являются:
Твёрдая научная фантастика
Твёрдая научная фантастика (англ. Hard science fiction) — один из поджанров
научной фантастики. Отличается отсутствием использования в логической структуре
произведений фэнтезийных элементов, то есть сверхъестественных явлений, либо их
сугубо рациональным толкованием. Термин впервые употреблён в печати в 1957 в
журнале Astounding Science Fiction и обычно используется в противоположность «мягкой»
научной фантастике. Обычно большое внимание в «твёрдой» научной фантастике
уделяется законам физики, нередко весь сюжет основан на каком-либо вытекающем из
законов физики парадоксе, в то время как отношения между людьми часто играют
второстепенную роль.
Наиболее значительные представители:
— Айзек Азимов;
— Артур Кларк;
— Роберт Хайнлайн;
— Пол Уильям Андерсон;
— Ларри Нивен.
Наиболее типичные произведения в жанре твёрдой научной фантастики:
— «Сами боги» — Айзек Азимов;
— «Тау Ноль» — Пол Андерсон;
— «Мир-Кольцо» — Ларри Нивен.
Антиуто?пия — широко трактуемое направление в художественной литературе и кино,
в произведениях которого описывается, как правило, квазиидеальное общество (зачастую,
тоталитарное). Впервые термин «антиутопия» (англ. dystopia, anti-utopia) был
введён английским философом и экономистом Джоном Стюартом Миллeм в 1868 году.
В России популярна точка зрения, различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей,
в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная
антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее
больше степеней свободы
Отличия антиутопии от утопии:
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть
отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на
демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства,
то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом отличие
утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.
Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для
антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных
социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными
социальными моделями.
— Жюль Верн — «Пятьсот Миллионов Бегумы»
— Герберт Уэллс — «Машина Времени», «Когда спящий проснётся», «Остров доктора
Моро»
— Джордж Оруэлл — «1984»
— Олдос Хаксли — «О дивный новый мир!»
— Станислав Лем — «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»
— Джек Лондон — «Железная пята»
— Энтони Бёрджесс — «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
— Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»
— Курт Воннегут — «Утопия 14» («Механическое пианино»)
— Филип К. Дик — «Свихнувшееся время»
— Иван Ефремов — «Час Быка»
— Кристофер Прист — «Опрокинутый мир»
— Саймак Клиффорд — «Зачем их звать обратно с небес»
— Евгений Замятин — «Мы»
— Александр Зиновьев — «Глобальный человейник»
— Валерий Брюсов — «Республика Южного Креста»
— Андрей Платонов — «Чевенгур»
— Абрам Терц — «Любимов»
— Юлий Даниэль — «Говорит Москва»
— Владимир Войнович — «Москва 2042»
— Кир Булычёв — «Любимец», «Перпендикулярный мир»
— Сергей Лукьяненко — «Тринадцатый город»
— Вячеслав Рыбаков — «На будущий год в Москве»
— Иры Левина (Айрен Левин) — Этот идеальный день
Постапокали?птика — жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в
мире после какой-либо глобальной катастрофы. В качестве последней представляются:
третья мировая война с применением ядерного, химического или биологического
оружия, вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством
искусственного разума (роботов), пандемия, падение метеорита, возрождение
динозавров или иные катастрофы. В контексте повествования рассматривается срез
современной действительности через призму восприятия далёких поколений. В
литературе этот жанр близко примыкает и иногда смешивается с киберпанком.
Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение
пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или
зданий.
Постапокалиптика зародилась в конце XIX — начале XX веков. Именно тогда в
воздухе витали предчувствия катастроф и революций. Был широко распространён
декаданс — убеждение в том, что человечество движется к вырождению, упадку. С
некоторой натяжкой можно сказать, что впервые элементы постапокалиптического
стиля были применены в романе Уэллса «Машина времени».
Одними из самых известных произведений жанра являются серия компьютерных игр «Fallout»
(студия «Black Isle Studios», издательство «Interplay Entertainment») и серия
фильмов «Безумный Макс».
— Михаил Булгаков, «Адам и Ева»
— Артур Конан Дойль, «Отравленный пояс»
— Джек Лондон, «Алая чума»
— Роббер Мерль, «Мальвиль»
— Герберт Уэллс, «Машина времени», «Война миров», «Война в воздухе»,
«Мир освобожденный», «Облик грядущего»
— Карел Чапек, «Война с саламандрами»
— Пол Андерсон, «Сумеречный мир»
— Александр Бачило, «Помочь можно живым»
— Дэвид Брин, «Почтальон»
— Альфред Ван Вогт, «Чудовище»
— Вернор Виндж, цикл «Сквозь время»
— Курт Воннегут, «Галапагосы», «Колыбель для кошки»
— Гарри Гаррисон, «День после конца света» — ироническая фантастика.
— Ив Дермез, «Мальчик»
— Дафна Дюморье, «Птицы»
— Филип К. Дик, «Вторая модель», «Доктор Бладмани»
— Генри Каттнер, «Лучшее время года»
— Стивен Кинг, «Туман», «Противостояние» («Армагеддон»), «Тёмная башня»
— Саке Комацу, «Гибель Дракона»
— Стерлинг Ланье, «Путешествие Иеро», «Иеро не дают покоя»
— Станислав Лем, «Дневник, найденный в ванне», «Футурологический конгресс»
— Уолтер Миллер, «Страсти по Лейбовицу»
— Алексей Пехов и Андрей Егоров, «Последний завет»
— Вячеслав Рыбаков, «Первый день спасения», «Зима», «Носитель культуры»
— Братья Стругацкие, «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»
— Джордж Стюарт, «Земля без людей»
— Уолтер Тивис, «Новые измерения»
— Конни Уиллис, «Письмо Клири»
— Джон Уиндем, «День триффидов», «Отклонение от нормы»
— Филипп Фармер, «Пробуждение каменного бога», «Летающие киты Исмаэля»
— Роберт Хайнлайн, «Свободное владение Фарнхэма»
— Невил Шют, «На берегу»
— Нэнси Кресс, «Самая знаменитая девочка в мире»
— Фредерик Пол, «Ферми и стужа»
«Космоо?пера» (или «космическая опера», от англ. space opera) — один из жанров
приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным
признакам: действие произведений происходит в космическом пространстве и/или на
других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно
экзотическом) антураже; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний
ограничены лишь фантазией авторов; как правило, произведения этого жанра
поначалу носили чисто развлекательный характер, но впоследствии приёмы «космической
оперы» вошли также в арсенал авторов художественно значительной фантастики.
Характерной особенностью «космической оперы» этого периода является сочетание
футуристических и архаических элементов антуража — например, космические корабли
и поединки на мечах, ядерные технологии и феодальная социальная структура и т. д.
Неприемлимое с точки зрения канонов строгой фантастики, столь вольное сочетание
анахроничных реалий в то же время способствовало развитию художественной свободы
в фантастике и впоследствии регулярно применялось даже наиболее значительными
авторами фантастических произведений (Урсула Ле Гуин, Джин Вулф, Сэмюэл Дилени,
Фрэнк Герберт), что со временем сделало жанр «космической оперы» гораздо более
респектабельным. В этот же период очевидные условности жанра были язвительно
спародированы в целом ряде произведений — в том числе в романе Гарри Гаррисона «Билл
— герой Галактики» и фильме Роже Вадима «Барбарелла» (1968).
Наиболее известные примеры:
— Эдмонд Гамильтон, дилогия «Звёздные короли» и трилогия «Звёздный волк»
(классика космической оперы, про звёздные королевства и искателей приключений)
— Айзек Азимов, циклы о «Транторианской империи» и «Основание»
(история падения и возрождения Галактической империи, являющаяся космическим
продолжением мира «Позитронных Роботов» и «Стальных Пещер», и содержат отсылки к
ним)
— Дэвид Брин цикл «Возвышение»
(изощрённые политические игры и интриги подкрепляемые «дружественными» визитами
военных кораблей)
— Дэвид Вебер, цикл «Хонор Харрингтон» (история офицера Флота Её Королевского
Величества по имени Хонор Харингтон)
— Лоис МакМастер Буджолд, цикл «Барраяр»
(про Адмирала Нейсмита, на самом деле являющегося офицером разведки Барраяра по
имени Майлз Форкосиган)
— Андрей Ливадный, цикл «Экспансия: История Галактики»
(смесь киберпанка и космической оперы про войны и их последствия, мир где вместо
королевств — суперкорпорации имеющие собственные армии и флоты)
— Рэй Олдридж, «Освободитель»
(мир в котором Лига работорговцев держит слаборазвитые планеты на уровне паровых
технологий, тайно уничтожая изобретения, а обращение в рабство умело маскирует
под вознесения на небо и прочие чудеса)
— Сергей Лукьяненко, трилогия «Линия грёз» и дилогия «Звёзды — холодные игрушки»
(трилогия рассказывает про мир Master of Orion с точки зрения наёмника-телохранителя;
дилогия посвящена контакту двух миров один из которых — иерархия слабых и
сильных в стиле «Возвышения» Дэвида Брина, а другой — дистопия в стиле утопий
братьев Стругацких)
— Джо Холдеман, дилогия «Бесконечная Война»
(антиутопия про бесконечную войну на грани абсурда, в которой корабль летящий на
досветовой скорости успевает морально устареть ещё до подлёта к цели,
расказанная с точки зрения солдата, вот уже несколько столетий проводящего
большую часть времени в анабиозе)
— Джеймс Уайт, цикл «Главный секторальный»
(мирная пастораль про космическую станцию-госпиталь)
— Гарри Гаррисон, «Билл — герой Галактики»
— Урсула Ле Гуин, Хайнский цикл
— Йен Бэнкс, цикл «Культура»
— Дэн Симмонс, цикл «Гиперион»
— Андрэ Нортон, цикл «Предтечи», цикл «Королева Солнца»
— Орсон Скотт Кард, «Игра Эндера» и «Голос тех, кого нет»
— Фрэнк Герберт, цикл «Дюна»
— Пол Андерсон, цикл «Техническая история», который, в свою очередь, включает в
себя 2 цикла — о звёздных торговцах и о Доминике Фландри;
— Ларри Нивен, цикл «Освоенный космос» (англ. Known Space).
Киберпа?нк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье,
панк) — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в
котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным
расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах.
Киберпанковые сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами,
искусственным интеллектом и мегакорпорациями. Киберпанковские миры, как правило,
являются постиндустриальными антиутопиями и описывают общество, находящееся на
пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии
используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт
собственное применение вещам»).
Наиболее известные писатели жанра:
— Уильям Гибсон
«Нейромант», 1984,
«Граф ноль», 1986
«Мона Лиза овердрайв», 1988
«Сожжение хром» (сборник рассказов), 1991
«Виртуальный свет», (трилогия «Мост»), 1993
«Идору», 1996
«Все вечеринки завтрашнего дня», 1999
«Распознавание образов», 2003
— Руди Рюкер
Тетралогия Ware:
«Программное обеспечение», 1982 (Software)
«Виртуальное обеспечение» 1988 (Wetware)
«Свободное обеспечение», 1997 (Freeware)
— Брюс Стерлинг
«Схизматрица», 1985
«Священный огонь», 1996
«Дух времени», 2000
«Глубинные течения», 1998
Рассказы
— Нил Стивенсон
«Лавина», 1993
«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»,1995
«Криптономикон», 1999
— Майкл Суэнвик
«Вакуумные цветы», 1987
В русской литературе в начале 1990-х годов также появилось направление, которое
можно назвать «русским киберпанком». К наиболее ранним киберпанковским
произведениям можно отнести повесть А. Тюрина и А. Щёголева «Сеть» и роман А.
Тюрина «Каменный век», изданные в 1992 году. В этих текстах читатель встречается
со сложными концепциями взаимодействия человека и компьютерной сети, с машинно-человеческими
интерфейсами, органическими и неорганическими киберимплантантами, с цифровыми «двойниками»
реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в государственное
управление.
Заметным явлением в фэндоме стали написанные в 1990-1993 гг. произведения Д. и П.
Криворучко (в основном миниатюрного жанра), прятавшихся под псевдонимами «Сэконд
Хэнд», «Любимец Богов Лучше Всех Спрятанный» и рядом других. Объявив себя «первыми
русскими киберпанками», эти авторы, хотя и привлекли внимание читателей к темам
и концепции киберпанка, на самом деле киберпанками не являлись, попросту
используя это понятие в своей постмодернистской игре.
В более поздних произведениях А. Тюрина («Боятся ли компьютеры адского пламени»,
1998, «Киберозойская эра», 2003 и «Судьба Кощея в киберозойскую эру») заметны
элементы нанопанка. Роман Мерси Шелли «Паутина» можно назвать произведением о
машинных интерфейсах человеко-человеческого общения. В последнее время в печати
появились произведения ряда молодых авторов, относящих свои произведения к жанру
киберпанк, например Игоря Шапошникова «Кремниевое небо». Часто к киберпанку
причисляется трилогия «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко и «Горячий старт»
Владимира Васильева. Однако по сути эти романы скорее являются «романами о
виртуальности».
— Виктор Пелевин
«Принц Госплана» (1991)
— Мерси Шелли
«Паутина» (1997-1998)
«2048» (2000-2004)
— Сергей Лукьяненко
«Лабиринт отражений»
«Фальшивые зеркала»
«Прозрачные витражи»
— Александр Тюрин
«Боятся ли компьютеры адского пламени» (1998)
другие киберпанковские произведения А. Тюрина
— Степан Вартанов — «Легионеры», «Вирус контакта»
— Александр Лазаревич — «Сеть „Нанотех“»
— Вадим Панов — «Московский клуб», «Поводыри на распутье»
— Александр Чубарьян — «Полный root»
— Леонид Алехин — «Падшие ангелы Мультиверсума»
Побывавший в России в 90-е годы Стерлинг охарактеризовал тогдашнее положение дел,
как «наступивший киберпанк».
В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и
атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная
материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку
мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы постчеловека.
Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых
молекулярных устройств — нанороботов и т. н. «сборщиков материи», занимающихся
нанофабрикацией материальных макрообъектов. Так в романе Рибофанк описывается
гибель мира от бесконтрольно размножившихся силикробов (наноботов).
В западной фантастике одним из первых произведений в жанре нанопанка можно
считать роман Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и Пола Ди Филиппо Рибофанк (1996).
Исторически пришел на смену киберпанку, поэтому содержит в себе ряд его
элементов — транснациональные корпорации и секретные разработки в тайных
лабораториях; уличные беспорядки; карантинные службы; эпидемии, поиски вакцин.
В русской фантастике произведения с элементами нанопанка создавал Александр
Тюрин: роман «Боятся ли компьютеры адского пламени?», 1998, рассказы «Киберозойская
эра» и «Судьба Кощея в киберозойскую эру», повесть «Отечественная война 2012
года».
Примером произведения в жанре биопанка явлется «Геном» Лукьяненко и «Freeware»
(«Халява. exe») Руди Рюкера.
Предвестником нанопанка является рассказ «Микроруки» Бориса Житкова, а ярким
представителем — книга Александра Лазаревича «Сеть Нанотех». А в годы холодной
войны Станислав Лем написал рассказ «Эволюция вверх ногами», про военное
применение нанотехнологий.
Стимпа?нк, паропа?нк (англ. steam + punk, пар + панк) — жанр научной фантастики,
моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин. Как
правило, стилизация идет под викторианскую Англию (XIX век) и эпоху раннего
капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным
расслоением. К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой
человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием,
корыстью и завистью. Особое внимание авторы, пишущие в жанре стимпанк, уделяют
бытовым и физиологическим подробностям жизни главных героев. Общий стиль
стимпанка выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим).
Термин «паропанк» появился в 1987 году как пародия на «киберпанк». Зачастую
современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина
Бэббиджа, программист — клакер, робот — заводной механизм-автомат.
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается
как «Машина различий»; «The Difference Engine», 1992) привлекло большое внимание
к этому жанру, и именно после этого романа паропанк начал приобретать всё
большую популярность.
Наиболее известные писатели жанра:
— Гибсон, Уильям
— Джетер, Кевин
— Стерлинг, Брюс
— Пол Ди Филиппо
— Блэйлок, Джеймс
— Миядзаки, Хаяо
— Уильям Гибсон, Брюс Стреолинг — «Машина Различий», 1992
— Майкла Суэнвика — «Дочь Железного Дракона» и «Джек/Фауст»
— Рэй Олдридж — трилогия «Эманиспатор (Освободитель)», (стимпанк + космоопера +
боевик: население некоторых планет представляет собой стимпанк-миры)
— Грегори Киз — «Пушка Ньютона»
— Филип Пулман — «Тёмные начала»,
— Гарри Гарриссон — «Да здравствует трансатлантический туннель, ура!»
— Александр Бушков — дилогия «Рыцарь из ниоткуда»
— Сергей Лукьяненко, Ник Перумов — «Не время для драконов»
— Сергей Лукьяненко дилогия — «Искатели неба»
— Андрей Валентинов — первая трилогия эпопеи «Око силы»
— Евгений и Любовь Лукины — трилогия «Слепые поводыри»
— Жюль Верн
— Григорий Адамов — советский фантаст, предтеча дизельпанка
Космопа?нк (спейс панк, киберопера) — смесь киберпанка и космооперы, отличается
от космооперы не только киберпанковским антуржем, но часто и более жёстким и
циничным миром.
— Брюс Стерлинг — Войны между Шейперами и Механистами
— Андрей Ливадный — «Экспансия: История Галактики», серия из 28 книг.
Менее обширные Панк-поднапрваления НФ:
Дизельпанк (также известен как бензопанк) (англ. Dieselpunk) — жанр фантастики,
описывающий технологический мир уровня 20-50-х гг XX века. Мир дизельпанка лежит
по хронологической шкале между стимпанком и киберпанком. Подобно тому, как мир
стимпанка центирован паровой машиной, так мир дизельпанка центрирован дизельным
двигателем внутреннего сгорания, который используется как мотор для дирижаблей,
аэропланов, автомобилей и подводных лодок.
Жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне
Каменного Века.
Жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне
поздней Античности.
Жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне
эпох Возрождения и Барокко: придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы.
Альтернати?вная исто?рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению
реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных
моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути.
В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом
сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно момента создания
произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо
причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например,
пришельцев из будущего, происходит что-то отличное от происходившего в реальной
истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими
событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд,
малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории
— события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и
происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в
настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет
факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением»,
в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения
реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью
путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её
в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.
В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени
используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории
реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём.
Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во
времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки».
Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит
Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра
Македонского, предположив, что Македонский не умер в 33 года, а продолжил жить и
править своей империей.
Известные авторы и произведения жанра:
— Василий Аксенов — «Остров Крым»
— Пол Андерсон — цикл «Патруль времени» (Time Patrol) — рассказы о секретной
организации, целью которой является предотвращение действий людей из будущего,
могущих привести к опасным изменениям истории. В некоторых рассказах (например,
Delenda est) описываются альтернативно-исторические миры.
— Кир Булычёв — цикл произведений «Река Хронос» по альтернативной истории России
XX века.
— Филип К. Дик — «Человек в железном замке» В романе описан альтернативный мир,
в котором Япония победила США во Второй мировой войне.
— Хольм Ван Зайчик — цикл иронических повестей «Плохих людей нет» про страну
Ордусь (Ордо-Русь).
— Василий Звягинцев — цикл «Одиссей покидает Итаку» описывает приключения группы
героев в параллельных мирах и в прошлом. Герои цикла творят варианты истории
собственными руками.
— Кристофер Прист — роман «Машина пространства».
— Сергей Лукьяненко — «Холодные берега» и «Близится Утро» — книги о нашем мире,
каким он был бы, если мерой цены было бы не золото, а железо. Классический
стимпанк с элементами фэнтези.
— Брюс Стерлинг и УильямаГибсон — роман «Машина Различий»
— Гарри Тертлдав (англ. Harry Turtledove) — автор множества альтернативно-исторических
циклов.
— Андрей Лазарчук — «Все, способные держать оружие…» (альтернативно-исторический
мир, в котором Германия одержала победу во II мировой войне).
— Гарри Гаррисон — серия романов «Звёзды и полосы», которая описывает
альтернативную американскую гражданскую войну, которая закончилась объединением
севера и юга против сил Великобритании. Также, роман Да здраствует
Трансатлантический туннель! Ура! описывает мир, где американцы проиграли Войну
за независимость, и главными силами этого мира являются Британия и Франция.
Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и
непривычные для человечества условия.
Яркие примеры: «Корпорация Бессмертие» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту»
Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких.
© ООО «Интерлинк Медиа»
Все права защищены, 2005