Наука культура образование политика что лишнее

Культура, наука, образование…

Как только кто-нибудь начинает перечислять важнейшие виды деятельности человека, сразу же выстраивается ряд, который всегда включает в себя культуру. «Культура, наука и образование», «Медицина, техника и культура…» и так далее. И всегда культура как-то обособлена, если не противопоставлена другим деятельностным проявлениям человека. И при этом никто не говорит, что же такое культура. Поэтому у большинства людей складывается представление о культуре как процессе и результате творчества. А творчество – это то, что с точки зрения обыденного сознания происходит спонтанно, принося удовольствие и удовлетворение. И не требует широты видения мира и, следовательно, широты образования. Достаточно и таланта. Хотя и талант – непонятно что такое. Его все путают с одаренностью. Впрочем, хрен редьки не слаще. Гармонь, брейк-данс, граффити, сленг, компиляции компьютерных программ – это творчество и, следовательно, культура. Как и балет, немного – литература и живопись (они как-то отдельно обычно идут или где-то рядом). Ну, не говоря уже об артистической деятельности. А вот математика, биология, физика – это не культура. Да и техника с медициной – тоже. И педагогика вместе с образованием. Все это – что-то другое, требующее особых социальных и личностных затрат, отстраненно уважаемое, но не являющееся таким всеобще характерным и важным для людей, как культура.
Отсюда следствие: в представлении большинства людей культура является либо способом приятного времяпрепровождения, либо предметом профессиональной деятельности, не требующей широкой базовой образованности за пределами узкопрофессиональных компетенций. Возникает резонный вопрос: ну зачем же все эти школьные предметы, если и без них можно не только быть культурным человеком, но еще и профессионально заниматься деятельностью, связанной с культурой?

Источник

Школьный этап олимпиады по обществознанию 9 класс

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Школьный этап олимпиады по обществознанию 9 класс

Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!

Время написания работы – 60 минут

I группа заданий – по 1 баллу за каждый верный ответ в заданиях 1-10

I-1. Какое общество состояло из небольших – в 40-60 человек – кровнородственных групп, живших друг от друга на больших расстояниях?

а) общество охотников и собирателей

б) общество скотоводов

в) общество земледельцев

г) общество огородничества

I-2. Процесс гуманизации образования предполагает:

а) соблюдение устава школы

в) учет потребностей и интересов учащихся

г) обучение в две смены

I-3. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания:

I-4. Для перечисленных ниже понятий: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык – найдите обобщающее слово

а) культурное наследие

б) нематериальная культура

г) культурный комплекс

I-5. Что является отличительной чертой индустриального общества?

а) приоритет ценностей коллектива

б) превращение науки в общественный институт

в) низкая социальная мобильность

г) широкое использование компьютерных технологий

а) максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар

б) минимальная цена, по которой покупатель желает купить товар

в) цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения

г) любая цена, по которой покупатель согласен купить товар

I-7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:

б) «право, порядок, поведение»

I-8. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:

а) адаптивного поведения

б) конформистского поведения

в) делинквентного поведения

I-9. К признакам любого государства относится:

а) уважение к законам

б) наличие парламента

в) унитарное устройство

г) наличие публичной власти

I-10. Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы:

а) оказать поддержку кандидатам на выборные должности

б) дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов

в) активизировать политическую жизнь в стране

г) помочь партиям накопить опыт политической борьбы

I-11. Установите соответствие между понятиями и определениями 4 балла

1) Человек а) Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода

2) Индивид б) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

3) Личность в) Индивид как совокупность биологического и социального планов

4) Индивидуальность г) Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа

I-12. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. (4 балла)

Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Невидимая рука рынка

2. Общественно-экономическая формация

3. Золотой закон морали

4. «Мыслю, следовательно, существую»

I-13. В ряду представлены понятия. Все они за исключением одного относятся характеристике государственного аппарата. Найдите и подчеркните понятие, выпадающее из данного ряда. 2 балла

Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, органы охраны общественного порядка.

I-14. Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните лишнее. (3 балла)

1) Отрасли права в Российской Федерации:

административное, уголовное, гражданское, трудовое, религиозное, семейное

2) Согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право на:

охрану здоровья и медицинскую помощь, личную и семейную тайну, труд и свободный выбор профессии, защиту Отечества, обращения в государственные органы

3)Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, регионы, города федерального значения

I-15. Установите соответствие между видами юридической ответственности
и отраслями права: (6 баллов)

1) штраф а) гражданское право

3) компенсация морального вреда

4) лишение специального права

6) конфискация орудия совершения правонарушения

II-1. Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова: (4 балла)

1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ____________________________

2. искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и; _____________

II-2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (15 баллов)

1) земля, капитал, труд _____________________________

2) верховенство закона, разделение властей, реальные права и свободы личности, взаимная ответственность государства и личности____________________________________________________________________________

3) единобожие, намаз (5 раз в день), ураза, хадж, закят_________________________________

4) гипотеза, диспозиция, санкция_______________________________________________

5) божественная, договорная, классовая (марксистская), теория завоеваний ________________________

II-3. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! (8 баллов)

Источник

Контрольная работа по обществознанию

учитель истории и обществознание

МОУ СОШ №1 п. Селижарово

Контрольная работа по обществознанию (9 кл.)

Задание № 1.Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Федерального Собрание РФ, Федеральное агентство по надзору в области здравоохранения.

Народность, род, каста, племя.

Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Задание № 2.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащих мыслителям, политикам, и запишите эти понятия.

«Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеона I ).

«Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты».(Т.Гоббс).

Задание № 3.Определите, предприятия какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников.

Работники предприятия «Старт» стремится сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

Задание № 4.Дать ответ на вопрос: Роль государства в рыночной экономике.

Задание № 1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Комитет Государственной Думы по образованию и науке, Федеральное агентство по науке и инновациям РФ.

Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

Республика, монархия, федерация.

Задание № 2.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, учёным, политикам, и запишите эти понятия.

«Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

«Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей» (Г.Зиммель).

В результате американских атомных взрывов в японских городах Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете, что подтвердило изучение годичных колец 1945 г. всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают на территории Сибири.

Сделайте выводы из приведённого факта.

Задание № 4. Дать ответ на вопрос: Правовое государство и гражданское общество, их взаимосвязь.

Федеральное Собрание РФ, так как все остальные – органы исполнительной власти.

Каста, остальные – кровнородственные группы.

Здравоохранение, остальное – элемент духовной сферы общества.

Права работников предприятия:

-владеют ценными бумагами (акциями);
-получают доход на них (дивиденд);

-сохраняют возможность получать дивиденды и после ухода с предприятия,

-право участвовать в управлении предприятием.

Задача государственного регулирования.

Методы государственного воздействия:

Комитет Госдумы по образованию – структурное подразделение органа законодательной власти РФ, остальное – органы исполнительной власти.

Индуизм, так как все остальное – мировые религии.

Федерация, так как все остальное – формы правления.

Человечество, мир – целостный организм.

В интересах людей все межгосударственные конфликты решать мирным путем.

Понятие «правовое государство»

Признаки «правового государства»

Понятие «гражданское общество»

Признаки «гражданское общество»

Институты гражданского общества,

Структура гражданского общества,

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Номер материала: ДБ-384338

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть фото Наука культура образование политика что лишнее. Смотреть картинку Наука культура образование политика что лишнее. Картинка про Наука культура образование политика что лишнее. Фото Наука культура образование политика что лишнее

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Культура. Наука. Образование. Тест в формате ЕГЭ

ОТВЕТЫ ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: «ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

1. Найдите в приведенном ниже списке отличительные черты массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны

5) сложность восприятия

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3 ) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

6) наиболее востребована в современном обществе

3. Найдите в приведенном списке примеры массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны

1) премьера нового телевизионного сериала о полицейских буднях

2 ) съемка рекламного ролика

3) выставка художников – импрессионистов

4) конкурс фольклорных танцевальных коллективов

5) международный конкурс музыкантов – исполнителей

6) переиздание популярного детектива

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой составляющие духовной культуры

1) инструмент ы 2 ) оборудование 3) идеи 4) взгляды 5) нравы 6) нормы

5. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. развивают традиции народного вокального творчества

2. исполняют композиции собственного сочинения

3. деятельность имеет коммерческую направленность

4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5. выполняют функцию накопления культурного опыта

6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура не включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

7. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

А) классификация явлений и типов мышления

Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

В) приобщение индивида к достижениям цивилизации

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

4. производительной силы

9. Установите соответствие между характеристиками и функциями науки

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

10. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры

А) коммерциализация духовной деятельности

Б) приоритетное развитие развлекательных жанров

В) необходимость специальной подготовки зрителей

Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей

Д) сложность содержания

11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. компьютеризация образовательного процесса

2. ориентация на интересы и склонности ученика

3. применение технологий, сберегающих здоровье детей

4. увеличение количества учебных предметов

5. сокращение времени изучения естественных наук

6. особое внимание нравственному воспитанию детей

12. Установите соответствие между характерными чертами и типами

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ

А) направленность на получение прибыли

Б) развлекательный характер

В) нестандартность художественных средств

Г) ориентация на запросы широкого круг потребителей

Д) сложность содержания

13. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру:

1. выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

2. коммерческая направленность

3. сложность и противоречивость

5. расчёт на узкий круг знатоков

14. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры:

1. школьные анекдоты

2. исторический роман

3. легенда о Степане Разине

5. бразильский телесериал

15. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:

1. сокращение продолжительности образования

2. гуманизация образования

3. усиление сословного характера образования

4. гуманитаризация образования

5. отказ от преподавания общественных наук

6. создание единой системы образования для разных стран

16. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Б. логическая доказательность

В. эстетическое освоение мира

Г. воздействие на эмоции человека

Д. комплексное описание объекта

17. Найдите в приведённом ниже списке ступени образования в РФ, закреплённые законом «Об образовании»:

18. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) стремление к достоверности знания об окружающем мире

Б) представление действительности в художественных образах

B) познание объективных закономерностей развития природы и социума

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

Д) эстетическое освоение окружающего мира

19. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки искусства:

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Первоначально во взаимодействии инновации и _______ (А) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливающиеся новшества. Причём эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допуская и тени _______ (Б). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запелёнутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и _________ (В), в формулы житейской _________ (Г), практического _______ (Д), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщённый художественный ______(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале.

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты.

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума.

Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности,

наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

21. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

22. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

23. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.

24. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о современных мировых религиях, и одно предложение, раскрывающее любую из функций религии.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования.

27. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

21. 1) состояние или характеристика общества и человека вообще;

2) вполне конкретная совокупность технологий, обычаев, традиций; образ жизни; государственность;

3) искусство, музеи, библиотеки, кино, театры (обыденная трактовка);

4) культура как поведение людей («культурное» или «некультурное»).

22. 1) ответ на вопрос: явления культуры возникают как результаты деятельности:

2) иллюстрация этой связи на примерах явлений культуры, указанных в тексте, допустим:

— язык — результат совместной деятельности, общения людей:

— искусство — результат человеческой деятельности, образного отражения человеком мира, художественного творчества человека.

23. 1) знакомство с культурой другого народа, его менталитетом (музееведы Скандинавских стран приехали в Москву в целях посещения музеев, выставок, театров для знакомства с духовными достижениями народов России);

2) межличностное общение на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете);

3) обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур (проведение студентами вузов «круглых столов» с представителями национально-культурных автономий, подготовка книжных выставок «Шедевры национальных литератур» и др.)

24. 1) проявления (в том числе негативные) деятельности людей и межличностных отношений отражают существующие в обществе нормы и санкции, запреты и дозволения;

2) проявления антикультуры (преступность, наркомания и др.) имеют социальные причины возникновения, являются результатом и проявлением социальных отношений и в целом культуры определенного общества, понимаемой в широком смысле слова (как результат всей деятельности людей);

3) социальные пороки во многом определяются культурой всего общества, например содержание экономических преступлений в развитых странах и странах с неразвитой экономической культурой различно;

ИЛИ опровергающие точку зрения автора:

1) пороки не являются проявлением культуры, посколько противоречат общечеловеческим культурным нормам и ценностям;

2) словесные выражения и языковые формы определяют проявления социальных пороков как культурные поступки, некультурное поведение (вряд ли можно считать культурной речью нецензурную брань);

3) акцентируется необходимость целенаправленного формирования (воспитания) культуры, в частности культуры поведения, экономической культуры, политической культуры представителей различных асоциальных групп.

1) К мировым религиям относят ислам, христианство и буддизм.

2) Одной из функций религии является мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.

26. — наличие ролевой системы — определены основные роли (например, ученик, учитель, директор школы) и их иерархия;

— наличие совокупности учреждений (например, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, управление образованием);

— наличие регулирующих правил (например, закон об образовании, устав школы);

— наличие важных общественных функций (например, передача знаний, умений, навыков, социального опыта, социализация молодежи).

2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:

— интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);

— информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

28. 1. Наука и образование как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

1) структура образования и науки

2) функции образования в современном обществе

3) развитие науки как фактор общественного прогресса

4) государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

1) подготовка научных кадров в высшей школе

2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого

4. Воздействие науки на образование

1) изучение основ науки в рамках школьных предметов

2) превращение университетов в научные центры

5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: «ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

1. Найдите в приведенном ниже списке отличительные черты массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны

5) сложность восприятия

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

6) наиболее востребована в современном обществе

3. Найдите в приведенном списке примеры массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны

1) премьера нового телевизионного сериала о полицейских буднях

2) съемка рекламного ролика

3) переиздание популярного детектива

4) выставка художников – импрессионистов

5) конкурс фольклорных танцевальных коллективов

6) международный конкурс музыкантов – исполнителей

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой составляющие духовной культуры

1) инструменты 2) оборудование 3) идеи 4) взгляды 5) нравы 6) нормы

1. развивают традиции народного вокального творчества

2. исполняют композиции собственного сочинения

3. деятельность имеет коммерческую направленность

4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5. выполняют функцию накопления культурного опыта

6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

7. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

А) классификация явлений и типов мышления

Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

В) приобщение индивида к достижениям цивилизации

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. производительной силы

9. Установите соответствие между характеристиками и функциями науки

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

А) коммерциализация духовной деятельности

Б) приоритетное развитие развлекательных жанров

В) необходимость специальной подготовки зрителей

Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей

Д) сложность содержания

11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. компьютеризация образовательного процесса

2. ориентация на интересы и склонности ученика

3. применение технологий, сберегающих здоровье детей

4. увеличение количества учебных предметов

5. сокращение времени изучения естественных наук

6. особое внимание нравственному воспитанию детей

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ

А) направленность на получение прибыли

Б) развлекательный характер

В) нестандартность художественных средств

Г) ориентация на запросы широкого круг потребителей

Д) сложность содержания

13. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру:

1. выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

2. коммерческая направленность

3. сложность и противоречивость

5. расчёт на узкий круг знатоков

1. школьные анекдоты

2. исторический роман

3. легенда о Степане Разине

5. бразильский телесериал

15. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:

1. сокращение продолжительности образования

2. гуманизация образования

3. усиление сословного характера образования

4. гуманитаризация образования

5. отказ от преподавания общественных наук

6. создание единой системы образования для разных стран

16. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Б. логическая доказательность

В. эстетическое освоение мира

Г. воздействие на эмоции человека

Д. комплексное описание объекта

17. Найдите в приведённом ниже списке ступени образования в РФ, закреплённые законом «Об образовании»:

18. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) стремление к достоверности знания об окружающем мире

Б) представление действительности в художественных образах

B) познание объективных закономерностей развития природы и социума

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

Д) эстетическое освоение окружающего мира

19. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки искусства:

1. установление границ свободы личности

2. выстраивание системы доказательств

3. форма познания мира

4. образное отражение действительности

5. эмоциональное воздействие

6. логическая стройность

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Первоначально во взаимодействии инновации и _______ (А) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливающиеся новшества. Причём эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допуская и тени _______ (Б). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запелёнутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и _________ (В), в формулы житейской _________ (Г), практического _______ (Д), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщённый художественный ______(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз.

1. образ 2. Поведение 3. Демократия 4. новаторство

5. искусство 6. Рассудок 7. Преемственность 8. традиция

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале.

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты.

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума.

Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности,

наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

21. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

22. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

23. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.

24. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

25. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

26. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *