Наука о языке что это

Азбучные истины

1. В Простоквашино или в Простоквашине?

2. Разыскной

3. Что такое лингвистика?

4. Авторская пунктуация

5. Реформа орфографии 1917–1918

6. Последний или крайний? Садитесь или присаживайтесь?

7. Буква ё

8. Склонение фамилий

9. Вариантность в языке

10. Произношение и написание заимствованных слов

Репетитор онлайн

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

3. Что такое лингвистика?

Миф № 3. Лингвистика – то же, что изучение иностранных языков, лингвистами называют только специалистов по иностранным языкам.

Цитата из блога : «Насколько я знаю, филолог – специалист в родном языке, а лингвист – в иностранном. » (блогер Тигра_полосатая)

На самом деле: Лингвистика изначально – наука о языке, синоним слова языкознание.

Почему под лингвистикой начали понимать изучение иностранных языков? Почему вузы, не имеющие отношения к науке лингвистике, стали называться лингвистическими? Об этом подробно рассказано в книге известного российского ученого, директора Института лингвистики (в исходном значении этого слова) РГГУ М. А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». Истории слова «лингвистика» посвящена глава «Украли слово». С разрешения Максима Анисимовича приводим здесь эту главу целиком.

Как мы расстраиваемся, когда в языке появляется что-то новое! Например, новое значение у старого слова. Неправильно, – говорим мы детям, – у слова тормоз есть только одно значение, человека так называть нельзя! Но дети на то и дети, чтобы не слушаться старших и играть в свои языковые игры. Когда языковые игры затевают взрослые, все может кончиться гораздо хуже.

Лингвистика – наука маленькая, но гордая. Весьма гордая, но в общем-то не слишком большая. В советские времена структурная лингвистика вместе с семиотикой были чем-то вроде научного гуманитарного островка, в минимальной степени подвергшегося коммунистической идеологизации. Стремление к точности, к использованию математических методов было не только и не просто велением времени. Подумаешь, веление времени, этим-то как раз в советское время научились пренебрегать, ведь чуть раньше более чем актуальные генетика и кибернетика были объявлены лженауками, и не случайно, что именно с кибернетикой связывала себя новая лингвистика. Связь с точными науками была еще и способом защиты от идеологии, обязательной в гуманитарной области. Лингвистика шестидесятых годов стала самой точной из гуманитарных наук, и самой гуманитарной из точных. Отсюда возникла и чрезвычайная околонаучная популярность лингвистических штудий, докладов и семинаров, на которых обсуждались пусть малопонятные широкому кругу, но зато независимые от марксизма-ленинизма проблемы. Короче, говоря современным языком, лингвистика – это что-то знаковое, отчасти культовое, и, пожалуй что, элитарное. Ну, так, чтоб всем было понятно.

Первым столкнулось с проблемами имя прилагательное. Большинство из возникших ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ гимназий и университетов к науке лингвистике прямого отношения не имели. Просто-напросто в них изучались (больше и лучше) иностранные языки. Позвольте, – подумали лингвисты, – но лингвистический означает «связанный с наукой лингвистикой», а не с языком, даже и с иностранным. Нет, это вы позвольте, – подумали в ответ специалисты по иностранным языкам и открыли иностранные словари.

Вот, например, в английском языке слово linguistic значит, во-первых, «of linguistics» (то есть «связанный с наукой лингвистикой», по-русски – «лингвистический»), а во-вторых, «of language» (то есть «связанный с языком», по-русски – «языковой»). Так почему бы языковым школам и вузам (то есть школам с усиленным изучением иностранного языка) не называться лингвистическими?

Но ведь это в английском языке (могли бы возразить лингвисты), а в русском это слово относится только к науке.

А нам все равно, нам слово нравится. Раз в английском так, то почему в русском иначе?

Это наше слово! (могли бы закричать лингвисты).

Было ваше, стало общим (могли бы тактично ответить специалисты по иностранным языкам).

В чем горе лингвистов в старом (еще, впрочем, не исчезнувшем) значении слова? Ну, утратили монополию на слово. Ну, перестали быть элитарными, зато стали популярными, поскольку отблеск популярности иностранных языков падает и на лингвистику. Конкурсы в лингвистические вузы велики, независимо от того, в каком значении используется это слово. И дело даже не в том, что лингвистам нужны их студенты, то есть те, которые хотят заниматься наукой, а не просто выучить один или несколько иностранных языков. Путаница в общественном сознании лингвистов и полиглотов раздражала лингвистов всегда, а сейчас стала как бы законной.

Беда в том, что эта путаница произошла все-таки в номенклатурном сознании, и последствия оказались административными, а не какими-то там ментальными. Я пока еще ни разу не слышал, чтобы лингвистом в речи называли человека, знающего один или пару иностранных языков. Однако в перечне вузовских специальностей « лингвист » и даже « лингвистика » в этом смысле уже используются. Есть такое образовательное направление «лингвистика и межкультурные коммуникации», по которому готовят переводчиков и преподавателей иностранного языка, то есть, так и хочется сказать, не-лингвистов. Те «старые лингвисты» как-то сумели выкрутиться, назвав свою специальность «теоретической и прикладной лингвистикой». Нетрудно догадаться, что в нормальной ситуации теоретическая и прикладная области в совокупности и составляют науку. Так, теоретическая и прикладная физика – это просто физика, теоретическая и прикладная химия – это просто химия и так далее. Для лингвистов – эти «лишние» слова нужны, чтобы размежеваться с «новой лингвистикой», в прошлом – изучением иностранных языков. Другое дело, что и такое размежевание проходит недостаточно строго, потому что преподавание иностранных языков вполне может быть отнесено к прикладной лингвистике. На самом деле, это одно из направлений прикладной лингвистики.

И наступит лингвистический рай, и станут все люди лингвистами, потому что, кто же теперь не знает хотя бы одного иностранного языка. А если знает, то он и есть самый настоящий лингвист. Жаль, что гордая, но маленькая наука и ее представители не доживут, потому что новых готовить не будут, а старые долго ли тогда протянут.

(М. А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Знак: Языки славянских культур, 2007)

Источник

ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ?

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Ю. С. Маслов

Введение в языкознание

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

ВВЕДЕНИЕ

ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ?

§ 1. На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы

говорим не только о «языках», но также о «языке» — человеческом языке как о

чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных

различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много

Каждый язык — достояние какого-то коллектива и тем самым — явление

общественно-историческое. Каждый язык — непременное условие развития

человеческой культуры, поразительное по тонкости и совершенству орудие

общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим

Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми

человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из

языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе

других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких

повторяющихся элементов и гибкой системы правил, по которым эти элементы

соединяются в осмысленные высказывания.

Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изучающая языки (в

принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие

возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая

наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но

постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как

теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического

языковедения условно различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (русским,

английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем,

славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты

языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка),

либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на

протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического[1]

языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения

родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее

языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его

происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также

разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения

выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление

между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление,

направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в

частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые

универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсо-лютные

универсалии) или для значительного большинства языков

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие

утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех

языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные;

4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем

обязательно существует различие и По числу. Пример статистической

универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух

чисел (исключения: древний и современный яванский).

Одной из важных задач общего языковедения является научное

определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например,

как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя

Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся

одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:

создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи,

неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического

поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем,

обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

«профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей

области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный, элементарный курс

общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре,

об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых

невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде

всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы,

общества и мышления.

Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит

в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как

социология, история, этнография, археология.

Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием,

мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой

и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной

деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка

осуществляется языковедением в контакте с антропологией.

Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением,

поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину—

филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их

Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения

связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией

и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение

взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в

большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория

информации и кибернетика.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с

другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных

областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая

Источник

Лингвистика

Лингвистика

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Морфология
Синтаксис
Семантика
Лексическая семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Письменность
Дешифровка
Типология
Эволюционная лингвистика
Сравнительно-историческое
языкознание
Этимология
Стилистика
История лингвистики
Список лингвистов
Языки мира
Нерешённые проблемы

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.

Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Содержание

Предмет лингвистики

Лингвистика в гносеологическом аспекте

Субъект и объект лингвистики

Разделы лингвистики

Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется:

Теоретическая лингвистика

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Практическая лингвистика

Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.

Эмпирическая лингвистика

Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные тремя путями:

Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; оно может либо ограничиваться только «правильным» языком (см.: языковая норма), либо учитывать также разнообразные отступления от него (см.: просторечие); может описывать либо лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.

Одноязычная и сравнительная лингвистика

Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей (см.: генетическая классификация языков). Этот раздел лингвистики может описывать хронологический срез языка в определённую историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика изучает язык как систему, ставит перед собой задачи установить принципы, лежащие в основе любой систем, взятой в данный момент), иногда также называется «синхронной»), или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Внешняя и внутренняя лингвистика

Лингвистика языка и лингвистика речи

Статическая и динамическая лингвистика

Общая лингвистика

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:

Лингвистика и смежные области знания

На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. К таким дисциплинам относятся следующие:

Лингвистическая экзотика

Многие лингвистические вопросы вызывают обострённый интерес со стороны не-лингвистов. Примеры таких тем приведены в статье Лингвистическая экзотика.

Лингвистическая терминология

Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь в соответствующих значениях) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (то есть тексты о языке); это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языков, разговорники и т. п.

История лингвистики

В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).

Источник

Лингвистика как наука: понятие, разделы, историческая справка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лингвистика, языкознание, языковеденье… Все эти термины обозначают одну и ту же науку, которая стала предметом нашей статьи.

Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.

Лингвистика — это.

Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.

Оба представленных термина – по сути, кальки с латинского первоисточника – термина лингвистика. Происходит слово от корня lingua, что переводится как «язык». Таким образом, получаем очевидное определение:

Лингвистика – это наука о языке.

На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.

Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.

Разделы лингвистики

Все мы в школе слышали о таких разделах языкознания, как фонетика, морфология, синтаксис… Если так ответить о членении языковой науки, это не будет ошибкой. Однако на академическом уровне лингвистика имеет более крупную классификацию.

Её высшими уровнями стали:

Разумеется, это не жестко обособленные сферы. В большинстве исследований ученые используют методы если не всех, то 2х — 3х разделов.

Эпоха чистой теоретической лингвистики – в прошлом. Сегодня ставится акцент на прикладном аспекте.

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Чтобы углубиться в дальнейшую классификацию, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Теоретическое языкознание

Лингвистика в теоретическом проявлении базируется на исследовании и выведении законов языка. Ученые, которые специализируются в этом направлении, формулируют теории.

Нормативная лингвистика также называется предписательной или прескриптивной, поскольку указывает пользователю, как написать / сказать будет правильно.

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

В зависимости от универсальности / частности предмета изучения выделяют:

Для частного языковеденья характерны более конкретные названия. К примеру, изучение русского языка называют русистикой, китайского – китаистикой. Есть варианты и для групп: славистика для славянских языков, германистика для германских…).

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Внутри теоретической лингвистики вычленяют знакомые многим разделы:

Практическая лингвистика

Трудно назвать практическую лингвистику единой системой. Это скорее совокупность различных видов языковой и околоязыковой деятельности человека.

Самыми крупными стали такие направления:

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Прикладная лингвистика

В большинстве аспектов повторяет то, что представлено в практической лингвистике. Однако описывает это с точки зрения теории.

Ключевые векторы:

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Наука о языке что это. Смотреть фото Наука о языке что это. Смотреть картинку Наука о языке что это. Картинка про Наука о языке что это. Фото Наука о языке что это

Эмпирическое языкознание строится на применении крупного набора методик. Описывать их в рамках ненаучного текста нет смысла.

Такова на первый взгляд эта особая наука – лингвистика. Надеемся, что описание её предмета и разделов пролило свет на эту глубинную отрасль человеческих знаний.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *