Науки в русском языке и что они изучают
Презентация «Разделы науки о языке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лингвистическая лаборатория Разделы науки о языке
Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью» ВЗ(С) АТЬ БЕГ ИМА БЕЖ ЛЕТ ЛОМ ПАХ КИП КОП БОЛТ ГРОМОЖД ДОРОЖ ДУМ
№ Основные разделы науки о языке Что изучается в разделе 1 Фонетика Характеристика звуков речи 2 Графика Как звуки речи обозначаются на письме 3 Лексика Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению 4 Морфемика Строение слова 5 Словообразование Способы образования слов 6 Грамматика: морфология, синтаксис Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений 7 Стилистика Особенности речи в зависимости от сферы общения 8 Орфоэпия Правила произношения слов 9 Орфография Правила написания слов 10 Пунктуация Правила расстановки знаков препинания
Опыт 4 «Работа с текстом» Луна со впалыми щеками тихонько завес ночи подняла. Она бледна. К луне опять бессонница пришла. Придётся ей бродить до поздних петухов. Дождаться солнца, в лучах согреться и, свесив голову устало, растаять в белом сне.(Ф.Нестаров)
Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (морфемика,словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис). Морфология и синтаксис составляют один раздел лингвистики, который называется грамматикой. Кроме того, наука о языке определяет правила написания слов (орфография), правила употребления знаков препинания (пунктуация), правила произношения (орфоэпия), целесообразность употребления тех или иных слов, словосочетаний в конкретной речевой ситуации (стилистика). Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение — единицы языка
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-329093
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разделы науки о языке
Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделы науки о языке»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Какие мы знаем разделы науки о языке?
· Что изучает каждый раздел науки о языке?
· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
Такими разделениями занимается морфемика.
Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
А из предложений потом получается текст.
Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
Фонетика – она занимается звуками.
Графика имеет дело с буквами.
Лексикология изучает слова и их значения.
Морфемика имеет дело с морфемами.
Морфология рассматривает части речи.
А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.
Материалы к школьному словарю лингвистических терминов
Основные разделы науки о языке
Продолжение. Начало см. № 1/2010
Фонетика Орфоэпия Графика Орфография Лексикология Лексикография Фразеология Морфемика Словообразование Морфология Синтаксис Пунктуация |
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация.
Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику.
Акустическая фонетика рассматривает звуки человеческой речи как физические явления и описывает такие их характеристики, как высота (зависит от частоты колебаний), громкость, или сила (зависит от амплитуды), длительность и тембр звука. Артикуляционная фонетика исследует деятельность речевого аппарата человека, описывает, какие органы речи участвуют в произнесении тех или иных типов звуков. Перцептивная фонетика изучает особенности восприятия и анализа звуков речи человеческим органом слуха – ухом. Функциональная фонетика (фонология) рассматривает звуковые явления как элементы системы языка, служащие для формирования морфем, слов и предложений.
Можно выделить также описательную, историческую и сравнительную фонетику. Предмет описательной фонетики – особенности и общие условия образования звуков, характерных для данного языка в определенный период его существования (чаще всего берется фонетический строй современного языка), закономерности изменения звуков в потоке речи, общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные произносительные единицы. Историческая фонетика прослеживает развитие звукового строя языка на протяжении какого-то длительного периода времени (иногда с момента появления данного языка). Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй родного языка с другими языками, что позволяет не только лучше увидеть и усвоить особенности чужого языка, но и понять закономерности родного.
Орфоэпия – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, связанное с образованием грамматических форм.
Орфоэпические нормы русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в первой половине XVII в. как нормы московского говора, которые с течением времени стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сформировались во второй половине XIX в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Современные произносительные нормы русского литературного языка включают в себя черты как московского, так и ленинградского (петербургского) произношения.
Орфоэпическая норма, в отличие от орфографической, не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В ряде случаев допускается сосуществование нескольких равноправных вариантов, где, как правило, один является ведущим или более желательным. Так, правильным считается как произношение е[ж’ж’]у, ви[ж’ж’]ать, по[ж’ж’]е с мягким долгим звуком [ж’], так и е[жж]у, ви[жж]ать, по[жж]е – с твердым долгим; правильно до[ж’ж’]и и до[жд’]и, ба[с’]ейн и ба[с]ейн, [д]верь и [д’]верь, п[о]эзия и п[а]эзия.
Орфоэпические нормы устанавливаются лингвистами – специалистами в области фонетики, которые принимают во внимание самые разные факторы, такие как распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка, связь с традицией и др.
Графика – раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма (эти знаки принято называть графемами), и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц.
Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского алфавита. В 1928 г. Н.Ф. Яковлев вывел и обосновал математическую формулу построения максимально удобного и экономного алфавита, и русская графика этой формуле почти соответствует.
Рациональность русской графики обусловлена в первую очередь ее слоговым принципом, который проявляется при передаче мягких согласных и фонемы j “йот” на письме.
Следует понимать, что и графика, и орфография связаны с правилами использования графем, но по-разному. Графика изучает и формулирует правила соответствия букв фонемам только в тех случаях, когда выбор буквы определяется одним лишь звуковым окружением (или звуковым контекстом) и предписывает употребление тех или иных букв независимо от того, в состав каких слов они входят. Орфография же представляет собой систему правил написания значимых единиц данного языка.
Орфография – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой.
Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный.
Другие разделы орфографии устанавливают правила слитного, раздельного или дефисного написания слов и их частей; определяют правила переноса частей слов с одной строки на другую (с учетом как слогового деления, так и морфемной структуры слова); формулируют правила употребления прописных и строчных букв, а также оформления графических сокращений. Отдельно определяются принципы передачи заимствованных слов (главным образом, имен собственных). Обычно используется либо транскрипционный способ орфографического оформления, либо транслитерационный, т.е. иноязычные слова записываются с учетом их произношения или побуквенно, с учетом их написания средствами другого алфавита.
Теория русской орфографии и определение принципов ее построения ведет свое начало от работ В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова (середина XVIII в.). В истории русского письма было две реформы (1708-1710 гг. и 1917-1918 гг.), которые способствовали как упорядочению алфавита, так и совершенствованию правил правописания. Но исторические изменения, постоянно происходящие в языке, обогащение его словарного состава требуют регулярной работы по улучшению свода орфографических правил. Для этого была создана в 1904 г. и продолжает работать в наши дни Орфографическая комиссия при Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН, в которой принимают участие как лингвисты-теоретики, так и преподаватели-практики.
Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику.
Основными задачами лексикологии являются:
• пределение слова как единицы лексики;
• изучение слов в их отношении к внеязыковой действительности;
• анализ семантической структуры слова;
• определение и описание основных типов лексических единиц;
• характеристика лексико-семантической системы языка, то есть выявление внутренней организации лексических единиц и анализ их связей и взаимоотношений;
• описание истории формирования лексики, закономерностей ее функционирования и анализ тенденций развития современной лексической системы языка;
• изучение принципов функционально-стилистической классификации слов.
Лексикология также исследует пути пополнения и развития словарного состава, основанные как на использовании внутренних ресурсов данного языка, так и на привлечении ресурсов извне (заимствования из других языков).
Можно выделить историческую, сопоставительную и прикладную лексикологию. Историческая лексикология изучает историю слов, в том числе и в связи с историей именуемых этими словами понятий, изменения в различных группах слов – как в литературном языке, так и в диалектах, процессы в семантической структуре слов и т.п. Сопоставительная лексикология исследует словарный состав разных языков, причем сравниваться могут как отдельные слова, так и группы слов, или семантические поля (например, термины родства, цветообозначения). К сфере прикладной лексикологии относится лексикография, культура речи, лингвопедагогика, теория и практика перевода.
Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами теории и практики составления словарей и их изучения.
Принято различать лексикографию теоретическую и практическую. Предмет теоретической лексикографии – весь комплекс проблем, связанных с разработкой макроструктуры (отбор лексики, объем и характер словника, принципы расположения материала в словаре) и микроструктуры словаря (структура словарной статьи, типы словарных определений и толкований, наличие разных видов информации о слове, типы языковых и других иллюстраций и т.п.). Практическая лексикография выполняет чрезвычайно важные социальные функции, поскольку она обеспечивает нормализацию языка, обучение языку (как родному, так и чужим), делает возможным межъязыковое общение.
Лексикография представляет слово в совокупности всех его свойств, дает нам представление о его семантической структуре, о грамматических и стилистических особенностях отдельных лексических единиц, а потому словарь оказывается не только незаменимым пособием по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований. Тем более что современная лингвистика стремится воплотить в словарной форме разные аспекты имеющихся знаний о языке, поэтому объектом описания лексикографии становятся не только слова, но и другие языковые единицы – морфемы, фразеологизмы, словосочетания, цитаты.
Фразеология – раздел языкознания, который изучает семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии.
Предмет фразеологии – исследование знаковой природы фразеологических единиц языка; установление специфики слов и их значений, реализуемых в составе фразеологизмов; выяснение категориальных признаков фразеологизмов и их отнесения к той или иной части речи; определение синтаксических ролей фразеологизмов и особенностей их функционирования в речи; изучение образования новых значений слов на базе фразеологического контекста; определение системности фразеологического состава и в связи с этим описание синонимии, антонимии, полисемии, омонимии и вариативности фразеологизмов.
Важнейшая проблема фразеологии – отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых, а не воспроизводимых в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. Спорным остается вопрос о включении в объем фразеологии коммуникативных единиц типа пословиц, поговорок и сочетаний, образуемых по стандартной модели со связанным значением слов (типа впадать в ярость, зло берет).
Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в отечественном языкознании в 40–50-х гг. XX в.
Морфемика – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм.
Предметом описательной морфемики является рассмотрение следующих вопросов:
• фонологическая структура разных типов морфем;
• различные морфонологические процессы, происходящие на стыках морфем, или морфемных швах;
• правила сочетаемости морфем друг с другом и ограничения, накладываемые в языке на эти сочетания;
• условия варьирования морфем в речи;
• семантические свойства морфем;
• многочисленные типы отношений между корнями и аффиксами – синонимические, омонимические, антонимические и т.п.;
• определение критериев классификации морфем и установление разных типов морфем;
• систематизация слов по их морфемному составу, а также разработка принципов и процедуры морфемного анализа;
• исследование морфемного состава различных частей речи, а также разных разрядов слов в пределах той или иной части речи.
Описательной морфемике противопоставляется историческая, которая изучает особенности формирования и развития системы морфем родного языка, источники возникновения новых морфем в языке, способы освоения заимствованных морфем и их взаимодействие с исконно русскими морфемами.
Морфемика одинаково тесно связана как со словообразованием, так и с морфологией. Раньше ее включали в состав словообразовательных дисциплин. Но в последнее время ее выделяют как самостоятельный раздел науки о языке с особым объектом изучения – морфемой.
Словообразование – раздел языкознания, который изучает способы и средства создания слов, правила и приемы их производства, строение производных и сложных слов – как формальное, так и содержательное.
Словообразование устанавливает и описывает основные модели производных (или мотивированных) слов, предлагает их классификации; изучает словообразовательные ряды и гнезда, словообразовательные (или деривационные) процессы, значения и категории; определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом.
Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующими в один исторический период данного языка, без учета этимологической ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и исторические изменения их структуры, изменения формальных и семантических связей между родственными словами.
Специфика предмета словообразования в структуре языка обусловлена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словообразовательными типами – продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л.В. Щербы, здесь рассматривается и то, “как сделаны слова” (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, “как делаются слова” (т.е. потенциальные возможности создания новых слов). Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: принимаются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и семантические характеристики производных и производящих слов, морфонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередование звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфера функционирования новых слов.
Морфология – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” (В.В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику.
Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать в себя:
• учение о структуре слова (т.е. морфемику);
• сведения по словообразованию;
• учение о словоизменении, различных парадигмах и словоизменительных типах, существующих в языке;
• учение о грамматических значениях и об употреблении в текстах разных грамматических форм и категорий (или грамматическую семантику);
• учение о частях речи;
Историческая морфология занимается описанием изменений, происходящих в структуре слова, изучением изменений как формальной, так и содержательной стороны отдельных морфем, исследованием состава грамматических категорий и грамматических значений в истории языка.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий процессы порождения и строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. В ряде работ синтаксис, изучающий смысловую сторону речи, противопоставляется фонетике и морфологии, занимающимся по большей части планом выражения языковой системы.
Предмет описательного синтаксиса составляют следующие проблемы:
• функционирование в речи различных лексико-грамматических классов слов;
• сочетаемость и порядок следования слов при их включении в состав более крупных синтаксических единиц;
• определение и рассмотрение разных видов синтаксической связи;
• общие свойства и грамматические признаки словосочетаний и предложений;
• внутренняя структура синтаксических единиц;
• классификация синтаксических единиц языка;
• изменения, которым подвергается предложение при его включении в состав более крупной единицы речи – текст, т.е. правила его адаптации к контексту и к речевой ситуации;
Исторический синтаксис занимается изучением общих закономерностей развития отдельных синтаксических единиц и изменений, касающихся всего синтаксического строя языка.
Пунктуация – раздел языкознания, занимающийся изучением и описанием системы знаков препинания и правил их постановки в письменной речи.
В истории русской пунктуации выделяются три главных подхода к пониманию ее основ и назначения – логический (или смысловой), синтаксический и интонационный. Теоретиками логического направления были Ф.И. Буслаев, А.Б. Шапиро и др., исходившие из положения, что для большей ясности и в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания, т.е. знаками остановки. Синтаксическое направление теории русской пунктуации, восходящее в первую очередь к работам Я.К. Грота, получило широкое распространение в преподавательской практике. Его представители исходят из того, что знаки препинания прежде всего призваны делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Представители же интонационных теорий (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский и др.) считают, что знаки препинания предназначены для обозначения ритмики и мелодики фразы, темпа речи, пауз и т.п., т.е. то, что интонация делает в устной речи, пунктуация выполняет в речи письменной.